Ребенок с отклонением в развитии как объект
• Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка • Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении • Причины и условия деформации личностного развития ребенка
ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ»
В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ
РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Проблема «норма»– «аномалия»как междисциплинарная проблема
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. погта) – установленная мера, средняя величина чего-либо] Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются понятие предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); Ьоциально-возрастиая норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К.Маркова). Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.
Проблема психологической нормы – междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.
Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами выдающегося отечественного неиропснхолога А.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как единая интегративная система, субстрат психических процессов. А межполушарная асимметрия обусловливает особенности протекания различных психических процессов.
В психологии в большинстве случаев используется понятие ле-во-правополушарность, рассматриваемое как лево-праворукость, т.е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных актах. Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи по-лушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познавательными особенностями человека. Так, отмечена связь между ру-костью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равенство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональ-
ностью, но имеют более низкие показатели социальной адаптированное™ и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.
Установлена связь ручной доминантности с познавательными процессами. Есть данные о том, что лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления по сравнению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интеллектуальные и др.) различными способами. Причем лица с доминирующим левым полушарием более успешно решают вербально-логические задачи, а правым – наглядно-образные познавательные задачи (Е.Д.Хомская). Многообразие и неоднозначность экспериментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реальность, имеющая немаловажное практическое значение.
Связь типа межполушарной организации мозга с индивидуальными особенностями психических процессов и состояний человека в течение длительного времени исследовалась группой ученых МГУ под руководством профессора Е.Д.Хомской. Установлена закономерная связь типа доминирования не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стратегию, свой способ переработки информации и регуляции психических процессов. Стратегия переработки информации левым полушарием характеризуется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуются произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свойственны наглядно-образная, непосредственно-конкретная, протекающая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) стратегия переработки информации и непроизвольный, образный способ регуляции психических процессов. Ученые говорят об относительности в преобладании того или иного «набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда совместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирования различаются по ряду психологических показателей. Это особенности регуляции познавательных, эмоциональных и двигательных процессов. Так, у «чистых» правшей в эмоционально-личностной сфере положительные эмоциональные системы преобладают над отрицательными, что проявляется и в эмоциональной реактивности, и в самооценке своего эмоционального состояния.
У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмоциональные процессы протекают более замедленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны.
В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отрицательной эмоциональной системы над положительной. Они остро реагируют на отрицательные факторы. В их эмоциональном фоне преобладают негативные состояния, они склонны к отрицательным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватно оценивают свое состояние здоровья, переоценивают или недооценивают его (Е.Д.Хомская).
Нейропсихологический подход к решению проблемы индивидуальных различий дает возможность, по мнению авторов, классифицировать индивидуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.
Сложной педагогической проблемой является проблема лево-рукости. (Однозначного ответа на вопросы, что является причиной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специалистов, не является патологией. Нельзя связывать низкие умственные способности с лево-рукостью, хотя и существуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть результатом патологии, как и умственная отсталость и различные трудности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.
По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть осложнено рядом причин, одна из которых – переучивание в дошкольном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши могут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Таких людей называют амбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок выполняет левой рукой (причесывается и пр.) – «бытовое функциональное превосходство», а пишет, рисует правой – «графическое функциональное превосходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества – правшества. Физиолог М.М.Безруких и врач-психоневролог С.П.Ефимова в своей книге для учителя приводят следующие варианты.
Дети – ярко выраженные бытовые левши, но графические ам-бидекстры. Эти дети переучены родителями с раннего детства. Процесс обучения письму у них идет легче, подчеркивают специалисты, если они будут писать левой рукой.
Дети – ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. Пишут и рисуют ле-
вой рукой по причине травмы правой руки, нарушения ее моторных функций. Но могло иметь место и переучивание в дошкольном возрасте. Таких детей целесообразнее учить писать правой рукой, если были травма и нарушение моторных функций левой I руки, а при переучивании – левой.
Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению сложных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой рукой, при столкновении его с трудностями обучения курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание – писчий спазм. «Портрет» школьника, предрасположенного к писчему спазму, приводит детский психиатр М. И. Буянов.
Это человек очень исполнительный и очень педантичный, порой даже болезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее, либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре школьник уже не может вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижения, чувства досады.
Писчий спазм – это невроз. Встречается он чаще всего начиная с IV-V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстройство, называемое дисграфией, при которой нарушается способность к пространственному синтезу. Ребенок с трудом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.
Переучивание, смена руки могут быть одной из причин подобных расстройств. Но у леворуких детей гораздо чаще, чем у пра-воруких, встречаются трудности в обучении письму. Эти трудности достаточно подробно описаны в литературе. Например, у леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), у них медленнее скорость и хуже связность письма. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. Однозначного объяснения причин такого
явления в науке нет. Но, по наблюдениям специалистов, инвертированное положение ручки очень часто встречается как у левору-ких, так и у праворуких детей. Такое положение ручки необходимо исправлять, поскольку оно вызывает у ребенка очень сильное мышечное напряжение. Однако не стоит настаивать на исправлении положения ручки у леворукого ребенка. Следует также быть более снисходительным к качеству его письма.
Должны быть соблюдены и некоторые организационные требования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Расположение столов и классной доски не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к тому же он не будет мешать соседу.
На уроках труда также необходимо подумать, где посадить такого ребенка, чтобы он не толкал соседа, как расположить инструменты и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой (рабочей), так и правой руки (М.М. Безруких, 1991).
Источник
Появление в семье ребенка – это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает “ребенок с отклонениями в развитии”?
Необходимые нормы для развития
Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:
- Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
- Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
- Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
- Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.
Что принято считать нормой в развитии ребенка:
- Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
- Поведение отвечает принятым общественным нормам.
- Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.
Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.
Причины отклонений
Основные причины развития отклонений у детей делят на:
- наследственные;
- внешние (влияние окружающей среды).
К наследственным относят:
- Генетический фактор.
- Соматический.
- Повреждение головного мозга.
В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:
- До наступления родов.
- В период родовой деятельности.
- Послеродовой период до 3 лет.
Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.
Биологическое влияние
Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:
- Генетические мутации.
- Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
- Родители не совместимы по резус-фактору.
- Мать болеет диабетом.
- Имеются у родителей венерические заболевания.
- Прием наркотических препаратов, особенно матерью.
- Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
- Недостаток кислорода для плода.
- Сильные токсикозы во второй половине беременности.
- Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
- Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
- Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
- Травмы во время патологических родов.
Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.
Социальное влияние
Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:
- Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.
- Негативные события и настроения против будущего малыша.
- Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
- Состояние психики матери в период родовой деятельности.
- Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.
Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.
Какие возможны отклонения
Можно выделить несколько групп отклонений:
- Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
- Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
- Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
- Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.
Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:
- Дошкольный.
- Школьный младший.
- Подростковый.
Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.
Особенности отклонений в развитии детей
Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:
- Заметны отклонения становятся в школе.
- Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
- Не выполняет домашнее задание.
- Трудно поддается обучению, чтению и письму.
- Быстро устает.
- Жалуется на головные боли.
- Недостаточное физическое развитие.
- Возможна задержка в мышлении.
У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:
- Понимает сюжет изображения.
- Может понять смысл.
Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:
- Нервное истощение.
- Быстрая утомляемость.
- Частые головные боли.
- Плохая память.
- Невнимательность.
- Чрезмерная возбудимость.
- Излишняя подвижность, импульсивность.
- Плаксивость.
- Робость и вялость.
- Заторможенность.
- Медлительность.
- Расстройство сна.
- Грубость.
- Нестабильность поведения.
У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.
Нарушение умственного развития
К категории умственно отсталых детей относятся:
- Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
- Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
- Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.
Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.
Малыши с высоким уровнем развития
Они отличаются от своих сверстников тем, что:
- Могут делать несколько дел одновременно.
- Очень любопытны.
- Легко прослеживают причинно-следственные связи.
- Развито абстрактное мышление.
- Концентрация внимания на высоком уровне.
- Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
- Хорошо развиты учебные навыки.
Можно выделить психологические особенности таких детей:
- Хорошо развито воображение.
- Есть чувство справедливости с раннего возраста.
- Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
- Имеют хорошее чувство юмора.
- Плохо справляются со своими неудачами.
- Детские страхи сильно преувеличены.
- Могут обладать экстрасенсорными способностями.
- Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
- Мало спят.
Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.
Особенности отклонений в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:
- Как развита память.
- Мышление.
- Развитие речи.
- Восприятие окружающего мира.
Какие существуют виды задержки психического развития:
- Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
- Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
- Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.
- Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.
При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.
Диагностика отклонений у ребенка
Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.
При медицинском осмотре проводится:
- Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
- Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
- Состояние неврологического и психического характера.
Необходимо обратить внимание:
- На эмоциональность.
- Развитие интеллекта.
- Развитие речи.
- Моторику.
- Состояние психики, нервной системы.
Возможны также такие обследования:
- Рентгенография черепа.
- Компьютерная томография.
- Энцефалограмма.
Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.
Психическое обследование требует анализа:
- Внимания ребенка.
- Памяти.
- Интеллекта.
- Восприятия внешнего мира.
- Как ребенок мыслит.
- Как выражает эмоции.
Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии – простые задания. Сложность и главная задача для диагноста – это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.
Обучение и воспитание детей с отклонениями
Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.
Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:
- Стимулирование сознательной деятельности.
- Развитие активности.
- Использование наглядного материала.
- Систематичность занятий.
- Доступность материала.
- Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
- Прочное закрепление материала.
- Дифференциальный подход.
Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:
- Дифференциальное образование.
- Инклюзивное образование.
Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.
Для таких детей необходимо воздействие:
- Лечебно-оздоровительное.
- Психологическое.
- Педагогическое.
- Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
- Занятия групповые и индивидуальные.
Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.
Условия для интеграции детей
В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.
А именно:
- Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
- Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
- Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
- Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.
- Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
- Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.
Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:
- Родители не умеют совместно работать с ребенком.
- Не могут эмоционально поддерживать малыша.
- Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
- Неадекватные методы воспитания.
- Недостаточно общения с ребенком.
Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.
Источник