Ребенок с низким уровнем развития

Ребенок с низким уровнем развития thumbnail
Ребенок с низким уровнем развития

ТОП 10:

Словаря не называет части предметов и тела животного, или называет1-2 части, встречается использование облегчённых слов («бай-бай», «ляля»).Слова-действия (глаголы) не точные, но близкие по лексическому значению, основные цвета называет неустойчиво, но при этом может найти и показать цвет. Прилагательные, обозначающие величину, вкус, оттенки не называет.Не понимает значение наречий и неадекватно использует в речи.

Грамматического строя речи. Единственное и множественное число существительных различает с опорой на картинки или предметы.

Не употребляет предлоги и с трудом их понимает.Произносит односложные слова без стечения согласных, слова из двух открытых слогов (шуба, вода, Таня, мыло и т.д.), а во всех остальных словах из 2-3 слогов со стечением согласных предложенных всем детям допускает пропуски и перестановки звуков и слогов.

Фонематические процессы. В игре «Что звучит?» важно соблюсти ее методику и последовательность действий, а именно:

     .ребенок манипулирует игрушками и слушает их звучание,

     .одновременно вместе с воспитателем называет эти игрушки,

     .игрушки прячутся за ширму и формулируется задание: «Я буду играть, а ты угадай, что звучит?»,

     .сначала ребенку предлагается назвать игрушку,

     .если ребенок не говорящий, предлагается показать игрушку, которая звучала.

Если ребенок самостоятельно правильно либо показывает, либо называет звучащие игрушки, то можно считать, что слуховая память и слуховое восприятие развивается по возрасту. Для обследования этих же процессов следует предложить повторить несколько слов, если не услышали их во время беседы по сюжетной картинке: «мяч, руки, ноги, диван, ковер, мишка, книжка, нитки, читает». К трем годам ребенок с высоким уровнем называет эти 9 слов, не пропуская и не переставляя ни одного звука, но допускается замена звуков (читает – титает); со средним уровнем встречаются пропуски звуков при стечении согласных, это можно заметить на последних 4-х словах (книжка – нижка), но перестановок звуков и слогов в этих словах ребенок уже не допускает ; с низким уровнем правильно повторяются первые 3 слова, а в остальных есть не только пропуски звуков, но и перестановки звуков и слогов.

Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи детей второй младшей группы, 3-4 года

     Начиная со второй младшей группы обследование рекомендуется проводить в начале учебного года – август, сентябрь и в конце учебного года – май. Учитывая то, что этот возраст является переходом из преддошкольного в дошкольный период, и чаще всего сопровождается сменой воспитателя, следует в полной мере провести диагностику каждого ребенка в начале второй младшей группы и сравнить с результатами диагностики в конце первой младшей группы. Такое сравнение позволит педагогу проследить динамику в речевом развитии малыша. В качестве наглядных опор могут послужить одна из сюжетных картинок: №2 «Дети играют в детском саду», №3 «Игры на прогулке», №4 «Стирка», №1 «Семья»; иллюстрация к сказке №5 «Репка», книга стихов А.Барто, для уточнения словарного запаса № 15, 17.

Связная речь. Коммуникативную функцию речи на специальном материале обследовать не рекомендуем, так как любой воспитатель сможет определить ее развитость по наблюдениям за общением ребенка в быту, а критерии указаны в таблице. При рассматривании и рассказывании по картинке по сравнению с первой младшей группой в конце второй младшей группы меняется характер вопросов. Задаются вопросы, требующие от ребенка делать простейшие выводы: «Как мальчик играл с машинкой и кубиками?», «Почему мячик оказался на шкафу?», «Зачем девочка стирает кукле платье?», «Почему дед не мог вытянуть репку один?», «Зачем бабушка позвала внучку?». Ребенок с высоким уровнем отвечает предложением, хотя и может переставлять в нем слова, но логику вопроса соблюдает в своем ответе. Ребенок со средним уровнем понимает, что нужно ответить, но затрудняется построить фразу, поэтому отвечает односложно: «Она большая», «Грязно потому что», «Катал, возил» и т.д. А ребенок с низким речевым уровнем не может сделать простейшего вывода, поэтому либо не отвечает на вопрос, либо отвечает неадекватно. Такого ребенка можно попросить повторить предложение из 3-5-ти слов, составленное педагогом по картинке: «Девочка стирает платье в тазике», «Папа читает книгу своей дочке», «Мальчики катают мяч.» и т.д. На среднем уровне ребенок повторяет фразу правильно, на низком уровне переставляет или пропускает слова, не договаривает предложение или повторяет из него 1-2 слова. Хорошим показателем уровня связной речи в этом возрасте является умение пересказывать по картинкам знакомую сказку и рассказать стихотворение (критерии указаны в таблице).



Источник

«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»

Работа воспитателя – это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать  с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют  близким людям. Как приятно, когда дети охотно идут в группу. При встрече  улыбаются, чем – то радуют, что – то интересное рассказывают, чем – то делятся. Каждый ребёнок развивается по – своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть –  индивидуальный. Необходимо  знать, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок.  Это помогает создавать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль поведения воспитателя к детям должен быть таким: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать в не которых случаях, чётко определять для детей, что им можно и что нельзя,   своим поведением показать ребёнку пример, когда  необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Во время видеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленных   к учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдаться  у детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя. Осуществляя подготовку к школе, необходимо  учитывать особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).                                                                                                  

Читайте также:  Развитие ребенка по дням первого триместра

Дети с низким уровнем развития отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредотачиваться  на заданиях. В своей работе  они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. Дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, необходимо давать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объяснять, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять усилия детей, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте.                                                                                                  

Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других? Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно – игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие черты свободной игровой деятельности,  они  выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.                  

Любая деятельность – игра, труд, организованная образовательная деятельность – требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники  любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.                                          

Читайте также:  Раннее развитие ребенка музыка с мамой

Источник

Методические рекомендации

по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.

Игровая терапия, как коррекционный метод, положительно влияет на уровень речевого развития ребенка – дошкольника. На современном этапе развития образования, многолетние результаты исследования ведущих специалистов в области педагогики, психологии, дефектологии и логопедии –  позволяют говорить о методе игровой терапии как об эффективном способе коррекции уровня развития речевых навыков. Раскрывая механизм воздействия игровой терапии необходимо сказать, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельность в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка – дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, способ исследования предметов и людей. Когда дети играют, они ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

 Кроме того, одновременное проведение игровой терапии, направленной на  повышение речевого  развития  и снижение тревожности, является более эффективным методом для коррекции речевого  развития  детей, нежели игровая терапия, направленная только на коррекцию уровня развития речи. По этому, для проведения коррекционной работы целесообразно своевременно диагностировать уровень тревожности детей, так как тревожность влияет на процесс развития личности ребенка, в том числе и на формирование речевых навыков, своевременно диагностировать уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Иначе говоря, игровая терапия, направленная на коррекцию низкого речевого развития у детей с ОНР, будет производить больший эффект, при одновременном коррекционном воздействии игровой терапией на высокий уровень тревожности, оказалась верной, что было подтверждено экспериментально.

Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития для воспитателей.

  1.  Создавать благоприятные условия для общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Побуждать детей к активному общению (разговорить детей, чтобы сами стали говорить, а не отвечать).
  2. Использовать игры-драматизации и инсценировки (общаться в игре и по поводу ситуации – рассказы ребенка о себе). Игры-занятия «Хорошо-плохо» (обсуждение правил, норм, требований).
  3. Использовать в работе художественную литературу, которая вызывает у детей интерес, чувство юмора и желание слушать ее еще раз, а также пересказывать и обыгрывать. Использовать схемы при составлении предложений, описательных рассказов, игры, использовать план в виде вопросов при сочинении сказок.
  4. Просмотр и обсуждение картин с детьми, где дети активно вступают в диалог. Использовать различные приемы, например, «вхождение в картину» и т. п.
  5. Знакомить со словарным составом предложения, формировать язык обобщений. Составлять с детьми словари, где дети с взрослыми дают объяснения значениям слов.
  6. Использовать артикуляционную гимнастику, игры с пальчиками, скороговорки на занятиях.

  Рекомендации работникам психологической службы в ДОУ при создании благоприятных условий для развития речи через снятие напряжения и тревожности.

  1.  Вести разъяснительную работу с педагогами и родителями, что детям старшего дошкольного возраста характерны страхи: смерти, смерти родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня и пожара, нападения, войны. У девочек: страх заболеть, наказания,  страх перед засыпанием и сказочных персонажей.
  2. Формировать у детей представления о себе. Проявлять заботу о «личностном росте» ребенка. Развивать у детей уверенность в своих силах.
  3. Обучать детей восприятию успеха, неудач и их оценки.
  4. Оценивать не личность, а ее достижения. Использовать специальные оценки: максимально развертывать критерии похвалы, а замечания предельно сужать и конкретизировать.
  5. Уделять внимание межличностным отношениям в детском коллективе (принятия ребенка в коллективе, воздействие через коллектив на развитие детей).
  6. Широко использовать в работе коррекционные занятия (смотри формирующий эксперимент); рисование, этюды на расслабление; методика Захарова А. И.
  7. Разъяснять педагогам, родителям способы коррекции при проявлении тревожности (агрессивности, вспыльчивости, пассивности):
  • Попытки сдержать подобные проявления непосредственно перед их проявлением (отвлечь, остановить, создать физическое препятствие).
  • Обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
  • Важен спокойный эмоциональный тон, нужно выявить, какие события вызывали у ребенка такое состояние, установить контакт с ребенком.
Читайте также:  Доклад социально личностное развитие ребенка

        Рекомендации для семьи.

  1. Создание психологически благоприятной атмосферы, в которой возникновение агрессии было бы невозможным.
  2. Изменить условия жизни детей так, чтобы у них не возникло желание использовать бранные слова.
  3. Положите конец собственной агрессии .Не отвечать детям насилием на насилие.
  4. Смотреть с ребенком те передачи, которые он смотрит, учитывая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения.
  5. Учить детей выражать свое недовольство в социально приемлемых формах.
  6. Использовать игры, художественную литературу, рекомендуемые педагогами психологами ДОУ для развития речи и снятия тревожности.

Источник

Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем развития памяти, т.е. ребенок с трудом запоминает новый материал, текст художественных произведений, стихи, быстро забывает усвоенный материал.

1. В работе с такими детьми необходимо многократное повторение материала в течение дня, недели, в разные режимные моменты.

2. Для более прочного и полного запоминания следует подключать как можно больше анализаторов (зрительных-на показ предмета, картинки; слуховых-его озвучивание в разном темпе, с разной интонацией выразительностью; осязательных-ощупывание предмета, выполнение с ним определенных действий; обонятельных и вкусовых-по мере возможности). Иными словами, память зависит не столько от признаков предмета, сколько от полноты их восприятия.

3. Шире использовать в работе с детьми наблюдения, так как организуемая при их обследовании деятельность направляет внимание малыша на разные стороны объектов, что обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

4. Необходимо учитывать, что более полное и прочное запоминание зависит от того, насколько правильно и целенаправленно взрослый включает его в дальнейшую самостоятельную деятельность детей (как предметную, так и познавательную), т.е чтобы ребенок не забыл материал, следует создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания иллюстраций, альбомов, картинок и т.п. и необходимо побуждать ребенка использовать свой опыт.

5. Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников-обучение приемам логического запоминания, так как дети этого возраста впервые принимают указания, как надо запомнить. Овладение приемами запоминания зависит прежде всего от степени освоения ребенком мыслительных операций, таких как: а) обобщение, т.е объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам; б) сравнение-установление сходства и различия между предметами; В) анализ-мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; г) синтез-объединение частей, свойств в единое целое.

6. Систематичное использование в работе с детьми дидактических игр. Развитие произвольной памяти в игре происходит быстрее, т.к. она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет процесс запоминания близкой и понятной ребенку цели; позволяет осознавать способы выполнения деятельности.

Для развития памяти необходимо использовать приемы произвольного и непроизвольного запоминания.

I. Приемы непроизвольного запоминания:

1. Использовать в работе с детьми предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекающие к себе внимание ребенка.

2. Многократное повторение. Ребенок запоминает дорогу из детского сада домой, расположение игрушек.

3. Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, которые называет.

4. Прочно запоминается материал, который вызывает у ребенка эмоции.

II. Приемы произвольного запоминания:

1. Рисование к слову рисунка, который помог бы ребенку вспомнить это слово. Важно, чтобы рисунки к данным словам нарисовал сам ребенок.

2. Эвристическая беседа по прочитанному тексту. После беседы ребенок намного лучше может сделать пересказ.

3. Для того, чтобы легче запомнить цифру из ряда цифр, научите ребенка отыскивать какую- нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то-с номером квартиры и т.д.

4. Этот же прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слогов. Нужно постоянно учить использовать ребенка свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает наиболее надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

5. Нужно научить ребенка использовать смысловую систему. Например, с данными словами составить небольшой рассказ.

6. Для развития зрительной памяти научить ребенка делить картинки на группы или устанавливать между предметами смысловые связи.

С целью прочного запоминания стихов можно использовать следующие приемы:

1. Чтение по строкам.

2. Чтение в разном темпе.

3. Чтение в (быстро-медленно, разной силой голоса, громко-тихо-шепотом).

4. Чтением с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т.д).

5. Чтение по ролям.

6. Нужно использовать игры на развитие памяти на прогулке, в свободное время, на занятиях.

Такие игры как: “Я положил в мешок…”, “Десять слов”, “Каскад слов” (слуховая память), “Запомни картинки”, “Что изменилось”, “Запомни и нарисуй”, “Составляем по памяти узор”, “Запомни фигуру” (зрительная), “Море волнуется”, “Страна зеркал” (двигательная).

В стремлении развить память ребенка следует иметь ввиду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не пригодятся на практике.

Источник