Ребенок с нарушениями умственного развития в семье
ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ
Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% – недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.
Воспитанием ребенка с нарушением интеллектуального развития занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.
В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, то есть сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого являются проблема дальнейшего образования и трудоустройства родителей и материального благополучия семьи. Среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормативно. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами – братьями и сестрами. Ребенок часто чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медикогенетическое консультирование и планирование семьи.
Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% – в семьях социального риска. Родители детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование получили только 0,9% родителей. В исследовании Д. В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежат к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка, – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.
В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.
Большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.
Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка», либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка.
Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с «фобией утраты ребенка». Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.
Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальные амбиции, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.
Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.
Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.
Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.
Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту, прежде всего, следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.
Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой является важным фактором, меняющим ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.
Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным членом общества. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:
- • в каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
- • каждый ребенок является уникальной личностью;
- • нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного;
- • ребенок с нарушением интеллектуального развития растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей;
- • ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!
Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в «няньку». Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.
Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с нарушениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего «особого» ребенка.
Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.
Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.
Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. В настоящее время их можно успокоить. Это вполне реально в рамках интегративного или инклюзивного образования. И не нужно при обучении ребенка чтению, письму, счету организовывать дополнительные занятия с педагогом, стремиться дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом не забывать формированию социально-бытовых навыков уделять такое же внимание.
Источник
~ùõ?|ýõ·Ï§ëëítýüñÃó]´^;}þùã}Rùÿúä]¬9y½¬ù|ü N¿ÿüéã/ì¾?}þËÇoyxySï¾|:í=àNv]fÞþz;¿+{ùëíϯ’ôêB÷9ÅoN.¥E’íNÿþéãÿ8®ÅvÃI»q»&úÅÚÓªT!öûåE{SÆ?÷üçíl_Ú?CÌÌ9ÔçÚ䵬n[´ç«¿Ã+æ4)cTKmÆL¨Kgÿ
óSÙFXëG
¾o.ä¿/J)õGs~2åoÿ¼µÏÿYq~ríúu«í_gêxàd^Ì
k:ø×]M]ãñ_I®o}|¾þr;3ròµíeªóßð¬.ßÛóagØè³õo¾sÝ;¯S¨ñ¡Räa®B}08¶HFHð`ã4=´£êf5±ÍT-iNônñNç(D{[N·4ßÎZ-xR:®uíS(¤G3ÞÏëp~Y~à=¨EpNHS£
C⺶¥RÚOÜÖkûÅ!áwä’õ/¤µu©ó¡¯mIXc>Ó[;&$˵át]Åøô·Ì¨ë¿ãt³mÌz|Æ*ëï
M±·Ýä³TZ7l,ÊQ|¹`R;
$¤SBWªadüM#ªD£~ð(§ÈvíÊ´±ÕGÓ§B:ÿ±Õ¬
þ»mÆmf
ºÖåu{ò¯RE°óΨ¢HxWJYìÚ¥í¶hÃèç»8 Õ.ÎÈÉ6ÁÀÜu%³ °å¼ÿ”ÏÌ©ÐYßDNù¥¿0& ]$:iÇ ¢7îÐèÎóöðp´ôT;jE2ú&LÉ}Í6ÍIZ_¾c×
YèêÂEºox%½ÝQ £vä/?ÖÜðYk&ãßäÄTXl?a
¾¢ºÿÀ¢±ù(¸FDéæ(pðª)
4J@@>Ó×ó
0CÛQL¬ÊßÖÒ7ÐÉd
þ0I
QLOÙØêNÃãfT5Ã}/wþ.Æ°X$?¸nHZwuû`¦> ¹,e£cªW+;â|2õÞá¤c¸3ªÓÍêv1/s¶¥qÕ[ð å$B e/M»ÁFCa÷?ÿƦQ’p[Dõ!:ÙúL:ôì«Gû9O’Bδ`ðq:áL’BÌyJ:-Jªä:ÁĬD«Ûkö[_®:YÒûDvï~BÕGt¡ñjÙNU&
ÄhtTÄîëLj~Ç)°iD£ßôù&OAØÙLÐ
|·WÒjKÚw9{”nÔóÀ®lÝZDÇà²iÃèÙù»h82N`ákØÑ~erd°93²,Mëà#h.Xn
Kb3ϽäÓèFQÅo.äðzßµ ÕIf®ÒãÇÙô”*IqåÙôff¤¹ ïèò1¯é#ÜÏwì’okµðQEñA=)täq÷§íô²DdëÂ/)yÒEø
©_ª!W dñ{,oæß`:aÚÊ ©8e,Ñe¦îDR)y«Ë¶Èu°>Ävâ{“9fæ÷Ü9[&% 0äba|1X£y©ñxÓöG¾Ê·A)È 0Hé=0«MÆÂLÚÃV1G¹nÄðhÔÁPËëXù«”hÍ©åòFø¶ªCüÅÁÎi¼AË UÌTN!zF-DâDÕ,Y~9öݳWiÂþ7k :Ê’6½=ÿnßF3±ïM
b °P$c¾A9¹T*ÊÌðãPÀ7CFÛoΔëÌâýÀ#2òñ8mýÈ7ãä¼U#¬Ã.Âæ>¸
¤¾S¤8GÆé}à]Ù áÿÇCEf§[Óc`V÷Õa>÷Äp7xÇs0
Pø¢l3GYÞpwêJwóѬ&æÇ&gÀæèìïJÖ[¤ôzåcM~z.@z&JÊWKy
B·Dú˨§pCp¤/[®°
Ðã9d[¹¤ö¾Z»¸T»¾ðÖ]ÈÒÎ&iÙk#&¿ìzuÏÔ08p4Ôe=ðUVd8ôfçÐövt©BÜ
>=íÕ -)xö1Ò«8®çtA[qæ:Gv»&Bôbõ69*j@O;ô¾vÔXäÀgJÉ-¹8²;ÿ{TîÙ¸UñExÜÃ4¤?«ùñ_»üóìKÎÌ$¬9oÜfS?ºÕ¯Þ¥t§ºJÔmHÈmäÉØ
¡éà&S8ì|ØË:øëQ í:v(MÎ/¦ã¬MkU?
(ÜBD½ çÂKFYÈIèÝ.`Ç2Ñ÷Lk¿-ôuüö©Øj]ñ*Îô:°º’Øî
L]HÜ
w§##ÿ¦z¢f
É«Q1+sÄH7ygbÇcRéGK/´EvJ×2í
dP8¾¾M`*ÒxhD(]Åìé½ =òá.!÷m̷ʦ ·.Æ3ÛR>aC-¶¼F5nC´¨õ¸Þ¢1Ìi»¨(C*Ø«p
ènÅYÃOW°Üáûc¢+¥@V
1ÿÆõ¶b?ÇÀ¸Àønr),)1`¼ü-F5éM
«ýO~|ÚÍùYeN
R30Á®øHI^%äòéͬö³ÛÝÖSÕñܬtáÖr4lvÖë×’á!U!,FaoBßvÝÐ#ĹüUÒ¿8§×ÅĸSµªPÆðÊ~Fâx%Ö?íæ
ÿæÉâÊ;µøuCjhgüÁp«*
*V7Òø´NÍ]ȯS¬ ÿB}b}w 0hb«6ÇЧéÈTáH.rúv to@bÌT+«ïÖÜ
ºÔÇl¢jkîâ.ù,DÃÅÉ´zd÷’ÀWöÐë#I¸nYí$AåÕ8(ΦÊ×y êMLc
NÔJ&jÈ¢AÙ¢TÜ}Ö315¦&Ò8xËî¯wfX$¨ò,a©pÛeýÞÔkªÞe{þeê]gÖÑvvîÇ5]±©O¶Øü¿.K¥ií¡9#ïv1&.-&Ùò®zQá¤Cýr·QxT§(ø v]mNr*-A÷FáLtþó_>éåÄ$·m’+¬nN¬¿.3î]«w{¡¯MQPd¦0Quüèòü33µÛ¥Ê3òº*¨FBpʲ©#Sn²ÞJÀ¥.L¡år~`¿úWTð’
@ç¶1uëgp§äeéFmRÓ$£ïô²óföáhmÊÒdeûzë¤bôwq2DÛ®kFÝØvcÆéøòéP´}¿7^û³¯rÒcMpË6¨EGº,ÀýÍ06Ø%xÉlçÝ9[^xMÆ¢ñºAã&1Å!RÐeÿÀ/d´W
âa”`ÆÆÅ$¾gÙu.º
^*
KËÔø7:oóÚàJ²”³f¥%Y@}
wßuá¾ÙL¿0&¥.KZbRÿ»/¦qrJ ..ÎV@$ :Í[uåÞ^HØKR_ðFCUî
ûTK4l~!J|]3¡ýfÍV¤;6̱w$0)J)jú±5[S Z±»:©]ü8jÄeÜI@àÌë” BlÖFàÔ6623lý¨ûRfu ¬Õ2ï±ùð|µÓq¸ÑexÇ»,d@nj¸ÂÂHÚñfÆÀoàla4¤ûÀo9:¯$ùEã©á¢®î”.>]Q
ظÁïRÕ¯¸ª· ³6Ã1+vim,ÖK²ÊRÚ¥ó4ÈÒäbÖÎQõkHxøФD#AÝíGKý0ft½Cöü@uä§9BrÅPMAÿNbS?ÂÕ½Ü0o¡ek¬!D°”ñÙ”]LT¤Hà[·hÀöqNNÁ7¡izû0mYÅ¿KI~YýÒgfas>’0zkÉ8»`VÒþ
¸ø7ETþcÿuìý2FÄ+K¬c¼QgÓ ë¡%¿ _Õ¦«È±6jíJÆmsfôª&a^ÒBS]thTqE¿¡æµë/ZÈ”mQJ&71-1>*7f_nV[ª 28è²úEítdöv”Ùd¥DA)çWÌÆ«»ÛAÞvq
4eâ±Ãgï
©G¹ä®7×ë7W×v°Ù(ÖÃRs·vãé²JoôRVéY:uÞ
Gê’7_ÀynZ«v*gEþÁôÒØ}y
qQcÜÎÛé_uA¹¡»1jl¬ë
:y-ÑôMñæØ E÷:ös ÍzÒÌ ¢{~Íù4,[i@
i@ã¶oD|µægiò{ó뮤ìÑäθ}!ñª8=)$¨ÝÚj¥K¦”kSX
7taýy½w7TüôørQøt â²&NxKUj y;ï-Ôvue°Xæ}ØÔÄ
XdJb³²Òê 16ëp±×¼ÅpòF·[ø!0Kɸ÷¥Âe_U
¯¡Bij¨µÛo±(ø*¼?¦]W¶vë|hê· ©M$ x#¿’/!6qT&,vcÿËßÿF¤ºEËʤÉNÍÌ~>dr älëÛ0ÝSR]J¬aîaùÊ*ê+
7 L^1éñ¾Ë$òã:ÖÞÄLÃíjøùí.èÞ>À$]·6ûXÊuTéQy^XÔ³Éhq-å8¢_NGi.éyPì,!R¦ò¥]UÀYËV¥JIgX^X·lúdòvéçßÞ}1TX߶Y¦=êÇB
8!=â# f4pûf78ðÊäõp7!L: ~;¿ãÚ C°×i¿ÓkmZ~PGl^Ð
{
¹À?kWãh»¬5Ú×@ãé2à76 Üpfó~ty/p¬ý
×3Hª’$XoYùĸ×ÄØ·iâ¬Àº90N%G Jß~®££*÷Ä=×Ã= e°[µy}ÎoÂá,ñó¾g3¦0ò W´à áÙ’û¡-,Pí~ðIgÃo=tÃ~î`6üÈtz°mP-¿`Çý(Ò%H%Ìv?ÒÞ-ÖÍæm±oL&ö¹w pÅÉá]%c´V¹ÜoÞ뽬 Äé(~(Â7¤Æ@-Ô¢2jð4P¸®Ðüvg HPY¯ý¸ßÑd¥äMë£g°Øß7@²¹§À#Ã=ïQ!wÑè}{Ù ãÕÖ×#v£¯ìø°vrêãðm>´Ç°I¹ öfM5ÓbÖyà7#-s4íø
WÉ YïÃÛD¤ îPø(ÕY¦{´$É.Ól:0je¸~´µñç Yáå(d;fö»°Wåê¾I«¯(±¥ª×LÞàáäWvõ¤¿ì¿S$·s:”pØù£;)æ
§k[YUPÕ)wDh%dæ$Óa,AÆNÑ
lSÞ½íºÚE±ÓÇbV¶À:ù¨2ÀÜ+ÏA:Ì ¢åâÂ’þ&óAMåbfiÖ£ÏqOÒÍ0Ã7w®;BÕæðaÅ1E;b«Kê¡Câ!eûî:±´nÝif8RÅdd¹@°Ñ¾{hYØ©ÃãMhGǯÒÛÖª£ 7 ~¦È:päs;´¯]À»+e0ÛÈU læ,Ô ´AÍ é¢ÜI8lè8Øz¹K+ ¸]>Féb}wwOÈüJ[ôY;³ü¢ùå2FÂÍiCly%ÿ;:Ð(æRµê:ëÉÓ||÷²çã5Çk³Ó¶IJ: ïM;f§ZÎñÈm̱3[¯ÃQé®7ÛØ;Û’â´twÒ¡íWlEäÃŶåí3kë¹£bÇÓ¢øÙ¢®6”h£r¸¹×æ’+üj&´feÍ; ¨7ß@Lv¨5 ´|
0ΰ¹O
±Va¨eÎõ{Ñ+BÂÂyå
;«MÌ{¿L&rq±ÚèUlº·9JöÙþÒûØGfê©IÙ=°= ¨;MOmm^ÕȨa©(¦¹J*o, òÒ⥰O£ 4»)HÉCPèm¬dµêe-¶Iè)tH«
ôsÜ@&óäãj,©+VÙ³bÕCÍ VÎNzßM ¾é¡É8 ádâj ì4z7Ð:¯îá'{¯¡¢!CìgÝKxjZêª(ù&øöÆ¥Û*¦ö3ödTܾ^¾Êϯ|k¢Í]
íF`|âRþ¬xq¶7qÒºþ?ÐôÈ6²÷»p
D”^îôìRlf»aäGî¯aÆ2$ÔéÕþì¬*fø赿=ðvËw”|LwªÊ°Ý=Ñm¡Zhç
m°h·=ç¤O¼ÉóhÒ?j¤¾ÖüÁÀÂX*{ø1t´Ê;ÃMì ,,âĵÑÆR_d~hª£åN«'{øÒÃ$EHNä]À|ÍE}º óB/[˪Íɸ£ÝC¶Õ*t²ïä ñÃÉÖn.n¯=]åø?γãp[2©]S¸o0
2§Á¤ÔÓ´JÞYÁÊ÷~’¯õü*9À¡4Ë®®æd¡C+(4A
FjCqÄà¸Ã$Y
R¦A×ÐÀ
eAV#Ô-¥$,ço cÜ®£ÙÜ:”ïŦ^´Ü)wòƧȰµç3¤èöÙÏ¡WR>`éåÕñ
°©ÜÊRQk{^jE
tÓ¹¦t²()-³g?òî,4¼{Ë@ñJî#ÙMÉÒؽ”Ñ»^ÿl.’!.ÖPH]%ÒGvâIZ`¿e°ã±æg:v02
í×´¶’ñy+êt(5¦èuسù=Lº
TCÖæÌaÃ|¶
,oÐܵ!²Öj+}~KícdÑvKgÏ#·Ld(+Oã²íÔv®´âjüNå¿ñÚJ·í¾mé¯r³¡D¦·
ØÍs4ì°zö’^§N’ óükEãÀõ¯rߣa¾6ÚÐÛ¸ËÄ%½ÒmQLG°é^)
9Ë(Ã8Yò®yÂh
ßiÉ8hæàr*
©
“Ä!BVp17TdõËä¹gÀWÁýîeý©²#
wv.Å^ ¬Ö)¿,ÙѵØ[6§A:ãY:WîrÒ9ZR6ásÿ¢!¤Ò`ÓêÍ9-ÄÛqãk¨IlÛ=ý²:E0Es總*ÁRLò.Ït#N® XÈ!fñg
éÈÌÌ̬¦t4¨«äZÐÏn¸?q#çιâ8#s13òêãj.zxªå
]É@/°o±¯FBZVKrn¸åÙèÅ®UNî:d]âÞáíS«sáY¹¶V Þ.ÙÄë» õzÏd»rFµ¼U¶~’XW2ezîò]ÂX8Ðvþ@ì@ꥼLpr[p¡¬lÝbZødñiiåDK½höý?Ja±!}wÖ`øÛÀ~SQ@4H%ׯ¾f
iäëWÀT{«±’ì¿Øà?N
endstream
endobj
49 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 50 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 4>>
endobj
50 0 obj
>
stream
xKä6¾7Ðÿ!ÞJÍ7E @fVåbÀß
s0/}Ù¿|D%ªêªTJ!2øÅ;Èo·}ÿã·ù~y}ývûþýç_þþëß.ßî~ÿþç?þúí§ÿûß_¿ýøóïüóçïüùÏëõr{î?}ýòí)/R.Â~úíëyñ¼Xã.V.küâ_¿Ëïé¿ÿúúåãû½üô?_¿¼ÇÇúUéööÐǽ[ÝâÌE¯ËèÆËû_Ë·Óþòøï·ñÊ4kuñÁÇGMX/Ò¥ÿÿõë×/¿ýçàiÉf«.ÒlfG³
±x×fûñ*»]_tümoñoÞ®Ò¤ëNñ?:~oó÷r§³W|À¾ÅëÕ:ðѾÃÇ{üyÄÏ«åëtΧ;×@éëzÍ×ôÑN]m¾º!Ã0m*Þ^]º÷}æÑgB&c±QÀ%®¾G&å¯×kL¦è
×¹[áD÷º¦U&°C”hâøñ«YÜÚáG gã¼®LLÊsÉæ3»¼ÎË¥$¬c¼ÙáJ`³ÌÂo_VUÐtÃ¥yfTãi
ù[=ªËHoÍ÷9øË$`E#Ü,aÒZ|£ÐR
ó|¸t@%/ô²¹q ¤ Mð®{·xÍaÈ*Õk%&ò&cmT.þVEé}P¹uéuÒÛõ@W)§+(%i:ãUüPé|'”
r×à”Ø¿n¾·ÏTOz«Ìt×õÎÁ4-Sêz ÔUZ@’ýÃËqS3¡lXïÙXÄ¡×ó7®”6½(ØtºÓÞòSÕþäËEL%Ý-¤
f¦£9ñêÐ ¯[l”)Üe|Å.ÞÃIì£Ga9úõ³ðí^ìSEZ½!
Ñ«Ny×4Où5-Gµe1ÁLc~ÚV¥JYè6CnÉõ¢äªVI$ÜíÀ0Ç$Ƭ fÖå7æ4£Lߤ>+ `2ªSáÎz|b_j·Å!5PòyîZWÜ>â¨bA`ôèÈyßÌT[Yï2ë-ÞeºÅ,T÷$
_×ÊêÁ-8±Ã£YWÁTk3&Ŭ&XÑ9yæcà^ÒK(bVÐ!î”Ø%^Õ2ïã(Bg¥8R0û0RbѦ³ËLª2#]¼SQÖC7ùÊÔî¨îáÞI}’ +.×@*ºú ájHÅfÉ$ê#/{ÝjÆ2òü_F”y| M7Ò9″_øä(©#«&G¸¬ótu>¨¼ ~DCÜ!M«ãR~;¼ä>ÛyÕ-Bâ0ëY}và
ì.”Fy8>/éh]@±
út`-ÙZ¹é>$°ð¾ôæK¸|ÁQkR¾÷Vb-â¢ÓÛè¨(rMK§¹’oYD
¯ò´c±,~hç_@(ÃèÂn¤ãMv¬b/õ&M+ ó>;ýY ¢$·®ÉÀr íØjÞÓ³Y®ÀÙ1¹gVh~HMl4xm}¡L¨Wgaä!C6æInSu©®
¦#B
B1ORH>UòöN¢â£+
¢ïHáÓ¢[:Ê;Z?Y)Òa,EËÑ)B5ÑÙ ÍÊ©ÝVΦE¤ÝGKèò”ýÚé:’©æÕû$áY¢DÙb
ï1§Åy»Õ]
9ɹÑÙêøÅgi~ÇPmV^-Êò{e~’8y[Àv_§’Í£%ÐL£ÍF@3 ×çjBçCd[Æ{G®&¡’
n§S´n=Z8HÊV ;òüüªÇègBDGÔAIÕ 3 èq¼-×inBj¼Pòîãx[MÀíR s6 RâdÀítXÖ.FzM£ÔÈ
åÍ;¥HsçføºJÓjÌËÉÆ
§Q(ª;÷/c÷Ææû¹KK-?1wuÖÌÈÌ4͵Ñ/Äß/t²¹yä©×õñ©!§î½uÜZ }(¤ÑQV’£!µ
9¥ß;¡Èí.Íp Ƨÿn.P©¹À5Iè$¨ôTb¤ÕÉõ¦4_Å6H!Pn@Op7hù*”b$ñ»TïmÚî±;f7îÝùyU¹ÉØ£ç$ÅD]¡r¨&ñ êO ©½SÿvÌÞ.».»kT°lÕõ¬²[=¬³’AbOÖëYnùYPݤÇçÈô
%±>ÿ-%{Y²Éë.Nú¦+ýNPPj| ¡”(}â!Vu#iPêÎá a@¹e`ÌUÕ·ÔKõ@½TûV.!Bc£Õ C/§¸o³2f_¥ÚGɳpù% 6Ȥ°¸JEá{¶aÁëÖòh>ZÒÎtÒ”qtV|Ö++µv E/Kê÷FÂìês
RQ¸÷QYë:àrY5eà«CI&QÑT*ãJKö¢cí¢Y×Rq¡St.f)üN4ofæ’,Á±ayýZëí¢yíDøC3ª¹SÛÒ0æJ{6å¹
ª/õñ[ÃD¯ã
þ6[Û£óÁðXÕcA3óð)O´JÙÖÍ;ûÜ>©8y©9?ÝmçUÊHØðs¦b1EWsóf·£²¸gú»à!®Êñ¹kº£5;¼%Jd?§:óÕed¾]KÙ±”Â,IDì°?
E£6âßø¹¨O!béRKÀÒ[»£%çe´óNfJsrG`©ÅפáºÕ5ôÆV>@Û+G?¦vµÈÒP³Q{îj7áú” úêmEÜáÑênWýUoÍ-ͬxcÂR¬ÏÂedÂ.&{¹^2ëÜï~?T.’&e8è(fÊ:ìSríInqÚ¡ù*úÔ;ܴ˵¨&µ9÷6ÊIÖÞº¨Gµê:`nI40 ÞÞ³Ëwo³ ÉðâÏ°]ÔèÌ’%Eë+¡yÜ9î,iTÚD¾/×¹ãv:´Û)
£Ø>HQ
ÁhõXÐO90,ØYÃêVüªi YSÛᬡ
y¹ÞaRzZ5Û¥b0%-ÝXÛxwghÆî$í¡¦3£1f ñM2íÚx9uÁ¶;·bÊxÏ@àcçïϪÆQðcIãgdß+¦Z^ËÕU^Y|uØZDõTI:Lqs¯VÅÅÑtV35ìÇ$6åîzÖð¿&{öÃÎB{2c;OÈ#6MX®y¦ºhÝ,Âèg¡È9ÜO`CnKõm¸ÌûÚ
Ò;ëP~L^>¶±³.P
¿IcJo-ãmÊ/YÝcÔÊ)F
©j~~ÁÔ¢1Ðg«OCÔ©ÔÅò Zs¢ölÆóP!JhâBBV®+Ðl»ýµù&R±¾ª¦¢ª/ iB’©ÍBë}ñEÒºtõ¯Zf·s@ÜóÖÖÏSKQFýµNK«5ëS¾X5,·2M½fèæÖÑæÁ²R u`o.+ËÚé1.n¼Úå KIÙÇÞ¾Ðû¨³¡
Ú¸Åö¡çâ:ªG¤$_]¦O¼¬Iò¥ö´r>è÷!F-È+M×F+íîÆ8ÃiÂ|بӤÑÐÞFDÒf#tR5B£õ|¦ÑÎR5_§³UµâàÏp¢½³A¯u#n´X,sY3
KApÀì16ö[ÁÔmC”]q¶XÓÖhÌ·^6P
ÄqË(> b;ù[µnT? 7@vJ¤q³ãuÓ,TÜ{-.`0ßRQjEMsÿP0ÛAK8jºQk+**vÓ
¡©t¦F¥3Q+ºlÚÍ,ªUùS$$Ô¼}ì¢xÅä¦íN/¶tk)nd4jïDÈÞ§DPPå7ëB]s D:@9MFIX0ÆNÁ=[6rÉÖEu*ªxUJX¼XL¸+¼¡”õæQ¾GÔ¼Xë%£_”2ÖÄìX]îÐÐÅKØGIuM¶r)fç@¢2ËùÜXÞrïuk¬ÇçD7;Ñ
¯èO¼JgAN1ÓÙ¬sg½æRØ’çÏ=ölÆs?ÅÐC½
möûÁ(º(B¹Òé¶t@ÖìvûÌÊ«xs6Á±ÛE`ß4º¡}Þ6¤¶.`Ah¡ß§×MÝÏ=ì.èÎÍ,¹¨@»øl·?±6wgxo’úãh7çÈÛnMhdÄîÖû
¿4uó*I¶´1wëêÀË®ÜH?¹²fÓUs§øwùßè=·|½¦Ï
Q²+o+fξîÅØ·&$ÖñÐé cQ׺³©!?òc&o:Þ¯9ó[ôÜÎÁý± µ§:”ê&bÑÈζ8ì7Pþ¢¥ [A¼ÜµyüÒö´ëÏÊjúW47t²zÞkjlîÌ&71:^S3»ÈtD ‘Ûȼ-8oEn±d¶%Ý׾öÒ[Y(fOnDÛá#C±É/ÑlQWäñh2ñ¢É8æÍERl:àÈÖ¥fn{T2R¥ð¬ÏéÙÀÈNè§H2ʤ|¨t’
S)ùGE¸[òì]ç$¦«ÈZöÚ1£.[ÌÙ~L?ê’Ñ:å1¸æh×mô,j,Þäª9C5^ÕõîCí·o¯¶ò@²KÛ°¦ÚþÒØ
øû&R%µ¯,AxN@îm8Óï+T·iKÆ GÞ[ªÛz¶¤Mÿ=mK/>î]».Ñ6Z³²1LÜX,ú0és^ƪÎÆb0ûTtÕgc1B{6ã¹YÒd>ZÓÑ4 ¸zÔPÐÍFÎjß’ܨõòÚÏ·7ÀTQÞ¨×j6b$îQáÑ]£3¶’±Î@:¢VYz¦©Ö>ý
Û([+ÇRÍ-kVPcÇ_¬uWÕfyÁÈV2d[’}Ð[¡¬_lï?wkBk¤+hËh·ÈîpRyT¢W7WruÉDÎcÔ.¡R7úÙR×zº]BÑϨÓíödÆát»¥Iµù»t¯Ùá«õlYsú÷«eù%EÙ§Ék¢¯@ÙÇWw¶ÝÁé^£.Ý=)ª o éàEßÒmF¼[X#ÉLØÊx*QJ-BMmØY)»èþD¾ÏôåaVéèÌ÷nª±ì>⥨ïâg2KÁñê-Û Ô-pÞÚs¬©k*ís#=aëLnõHS ö*
sZQ°|*}ìi=UIϦ;ßþÈl$_IäüèqV_ò²Fw4A«¾Èi’ù±{$T=ºíxI§?’%ã¶ñtÑÕ2ºä,Z£özí]êÚ⸻¢ßÛKòä-‘ÉâciZO 14]Ý’Ð5jÏkH±Ì9³Ù}VdÐ˧Úó¥8ÝßhÏ=§ûó MA1Úô9Ü÷x
3Iï²â°~[$¦OûSl÷÷ÃèzvÚà¦A}fÉqMÇËéxÌ,;Y³$êñO¬ü^ÆÔ-#j÷»3iTd>é}¾®
Источник
Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего – мы родители,
А все остальное – потом!
Р. Рождественский
Появление ребенка с нарушениями развития становится крайне интенсивным опытом для семьи, практически разбивая, «взламывая» сложившиеся в семье представления о себе, разрушая ожидания, связанные с будущим. Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Это путешествие с открытым концом, возможно, длиной в целую жизнь. Как рассказать про этот путь? Как сделать понятными и видимыми те внутренние процессы, которые происходят во время этого путешествия? Как заметить изменения? Где искать силы для преодоления трудностей? Как увидеть горизонты, которые могут быть открыты?
В нашей стране, несмотря на сложные обстоятельства, многие семьи с течением времени уже начинают справляться с отчаянием. Они ищут, где ребенку может быть оказана помощь, соответствующая их представлениям о его нуждах, собирают информацию о методах воспитания и обучения особых детей, находят единомышленников и позитивные истории о людях, столкнувшихся со сходными проблемами. Все больше людей оставляют ребенка с нарушениями в семье и постепенно справляются с ситуацией. Хотя, конечно, надо сказать, что периоды отчаяния могут возвращаться. Но все же в большинстве случаев семья научается принимать эти состояния и справляться с ними, и строить свою жизнь дальше. Большую роль может сыграть здесь поддержка близких, других семей, специалистов. Со временем приходит ощущение, что на ситуацию можно влиять. Вместе с тем можно говорить о том, что и само общество делает первые шаги к пониманию нужд таких детей и их семей и обеспечению их прав на достойную жизнь внутри общества.
Можно сказать, что сложившаяся на сегодняшний день социальная ситуация в нашей стране – отсутствие системы помощи, информации, поддерживающих служб – «работает» скорее на стороне отчаяния. Большинство семей остаются один на один с проблемами, в лучшем случае получая более или менее адекватное медицинское лечение и маленькую пенсию. Более того, представители медицинских, образовательных и социальных служб настойчиво убеждают родителей отказаться от особого ребенка и сдать его в интернат, рисуя мрачные перспективы жизни его и семьи.
Внутри семьи часто устанавливается «политика молчания». Обсуждение трудностей и тяжелых переживаний связаны с резким возрастанием тревоги. Иногда у членов семьи возникает опасение: если начать говорить и обсуждать беспокоящие темы, то это может поставить под угрозу само существование семьи. Тревога бывает настолько интенсивной, что отнимает все силы и на общение их просто может не оставаться. Мне известно много историй семей, где родители никогда не обсуждают между собой или с другими детьми, что они чувствуют в связи с проблемой. Но эти чувства есть. Молчание способно разрушить близость и доверие между людьми.
Другой аспект изоляции – ощущение, что нигде и ни у кого нет такого горя, и никто не может понять, что значит иметь такого ребенка. Часто возникает чувство острого, предельного одиночества. Собственная боль настолько сильна, что это как бы стирает осознание того, что в жизни окружающих, близких и далеких, боль тоже может присутствовать. Что вокруг много людей, которые переживают не менее сильное горе, например смерть или тяжелую болезнь самых дорогих людей и другие серьезные проблемы. Но это как бы выпадает из сознания, закрывая возможности даже гипотетического объединения с другими людьми. Так, не только внешняя социальная среда оказывается недружественной человеку, но и сам он не чувствует близости с другими людьми, удаляется от них, закрывается в собственных переживаниях.
Куликова Т.А. в работе «Семейная педагогика и домашнее воспитание» (1999) отмечает, что в последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи – все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу. Таким образом, ученые встречаются со многими трудности в изучении современной семьи.
Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она часто беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации.
Как специалисты, мы можем создавать возможности для появления новых связей или обновления уже имеющихся для преодоления одиночества, нового переживания общности, понимания и сопереживания другим. Особую роль в этом процессе могут сыграть семейное консультирование и родительские группы, где создается особое пространство диалога, в котором опыт и переживания людей могут быть приняты, разделены с другими.
Часто родители приходят на первые встречи с рассказом о том, что они не способны влиять на ситуацию и бессильны что-либо изменить. Семейное и индивидуальное консультирование, участие в родительских группах и занятиях с ребенком, привлечение к обсуждению коррекционно-развивающих программ позволяют обнаруживать и развивать те части историй о себе и своей жизни, где инициатива, ответственность, способность действовать и сила обретают большее место. Вместе с тем хотелось бы сказать, что инициатива и ответственность, особенно когда они только начинает появляться, очень хрупки и требуют особой поддержки со стороны окружающих.
В связи с этим всё большую роль приобретает оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семья, у которых есть ребенок с проблемами в развитии. В настоящее время уже существует психологическое консультирование таких семей, хотя, по нашему мнению, дефектолог должен уметь оказывать грамотную психолого-педагогическую помощь, в достаточной степени владея темой и будучи в курсе новых направлений в развитии психологического консультирования. Это вызвано самой жизненной необходимостью, когда к нему приходят родители с детьми, у которых стоит диагноз «интеллектуальная недостаточность», звучащий для них как страшный приговор и являющийся сильным стрессовым фактором, неблагоприятно отражающимся и на всей семье в целом, и на каждое ее члене в отдельности.
Психологическое консультирование – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоей оптимальной модели (Ткачева В.В., 1998). Поэтому консультант (или учитель-дефектолог) должен особенно тщательно соблюдать этические принципы при общении с членами семьи ребенка:
- доброжелательность и безоценочное отношение к ним, помощь и понимание, отказ от восприятия человека на основе стереотипов и предрассудков;
- ориентацию на нормы и личность родителей (умение взглянуть на ситуацию его глазами, встать на его позицию);
- обязательное соблюдение конфиденциальности;
- разграничение личных и профессиональных отношений; если же отношения перерастают в личные, неформальные, целесообразно передать клиентов другому специалисту;
- включенность родителей в процесс консультирования (замотивированность на сотрудничество с консультантом, помогающего делать небольшие открытия о себе и мире);
- запрет давать советы, нужно подвести родителей к решению проблемы, сориентировать на принятие собственной ответственности за происходящее.
Единой системы по классификации стилей семейного воспитания на настоящий момент еще не сложилось, поэтому рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в работах авторов, исследующих данную проблему. В России в 1976 г. в автореферате диссертации к.м.н. «Семья и умственно отсталый ребенок» Майрамян Р. Ф. (1976) доказал, что матери подвергаются длительному психогенному стрессу. Проблемы, которые испытывают родители, возникают на нескольких уровнях: психологическом, соматическом и социальном (Ткачева, 1999).
В соматическом плане наблюдаются нарушения деятельности коронарной системы, раннее старение организма, онкология, крапивница, зуд, нарушения терморегуляции.
На психологическом уровне это проявляется в понимании родителями необратимости умственной отсталости, что приводит к стойкой депрессии и нарушениям невротического характера (истерия, слезы, сниженный фон настроения), т.е. весь спектр стрессовых переживаний. Невротические и депрессивные переживания на протяжении жизни с больным ребенком с годами трансформируются в стойкие личностные черты.
В рамках специальной психологии в 1999 г. первое психологическое исследование семей было проведено В.В. Ткачевой. В результате ею были выделены три психологических типа родителей:
- Авторитарные.
- Невротические.
- Психосоматические.
Рассмотрим более подробно характеристику личностных особенностей каждой группы родителей.
1. Авторитарные родители.
Такие родители имеют сильный тип реагирования на проблемы и стремятся к ее разрешению. В одном из ста случаев происходит отказ от ребенка как вариант разрешения данной проблемы. Однако основная масса такого типа родителей принимает ребенка, но не его дефект, вследствие чего начинают борьбу с дефектом, с помощью специалистов стремятся установить точный диагноз. Всю ответственность за преодоление проблем возлагают на себя. В учреждениях нередко отличаются неадекватным поведением и негативным отношением к специалистам. Недовольство проявляется в агрессии, конфликтной позиции. Но благодаря таким родителям многие проблемы, связанные с положением детей-инвалидов, начинают в нашей стране решаться. Главной целью этих родителей является оказание помощи ребенку.
В статье С.А. Сошинского – инициатора создания «Курсов для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами» (Справочник по психиатрии, 1985), взявшего на воспитание мальчика-аутиста, – рассматривается опыт решения социальных проблем. Опыт же таков, что все они решаются только под давлением снизу, то есть со стороны тех, кто лично включен в проблему, для кого ребенок-инвалид не абстрактная единица, а человек, личность. Обычно, это родители, объединенные в общественные организации, а затем и в ассоциации таких организаций. Так до сих пор в нашей стране, так было и в западных странах – США, Германии, других, – несколько раньше нас.
Одной из первых родительских организаций в России была созданная в 1989 году при НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики) общественная организация родителей «Добро», для помощи аутичным детям. Главнейшей задачей ее было именно представлять и отстаивать права детей с аутизмом. То есть, решать те самые проблемы, о которых я говорил. Спасти детей от сиротства, помочь их развитию, морально помочь семьям, создать среду общения, обеспечить отдых, отстаивать права аутичных детей на внимание государственных учреждений, на государственную помощь, дать им возможность учиться.
В том же году появился «Центр лечебной педагогики» в Москве, также как общественная организация родителей и педагогов. Стали появляться и другие родительские организации, в других регионах и в связи с другими заболеваниями детей. Например, в Петрозаводске родительская организация «Особая семья» возникла уже в 1991 году. А в 1992 году тринадцать родительских организаций Санкт-Петербурга объединились в городскую ассоциацию («ГАООРДИ»). Сейчас эта ассоциация включает уже 75 родительских объединений.
В настоящее время в России существуют сотни центров или родительских организаций. Существуют разработки, осуществленные в этих центрах. В обществе постепенно осознается наличие проблемы детей-инвалидов. Опыт объединения родителей больных детей, опыт их взаимопомощи, опыт различных акций, проводимых такими объединениями, работает. Самый факт, что из трех или пяти тысяч участников Рождественских Чтений, проводимых в Москве: в МГУ, в Большом Кремлевском дворце, в Храме Христа Спасителя и в других местах. Организатором Рождественских Чтений является Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других научных и образовательных учреждений. Семьдесят или восемьдесят человек избрали для себя эту секцию, тему детей-инвалидов, свидетельствует о том, что ситуация в обществе (в отношении детей-инвалидов) сейчас существенно другая, чем была десять лет назад. Это результат именно тех родителей, педагогов, врачей, юристов, которые сделали первые шаги за эти годы, создали первые организации.
СМИ лишь недавно и пока недостаточно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов, широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые родители. Увидев, где граница возможностей больного ребенка, дети играют с ним в этих границах – они скорректировали свое поведение. У взрослых существуют предвзятые отторжения. Вдруг их здоровому ребенку будет вредно общение с ребенком с ДЦП или умственной отсталостью.
По мнению С.А. Сошинского, «путь каждого объединения родителей детей-инвалидов мог бы стать поводом отдельного описания, книги. Путь начинается с боли, с трагедии детей и родителей, пролегает через трудности социальные и организационные. И это не произвольное желание родителей во что бы то ни стало объединяться, а жесткая необходимость помочь детям. Не “триумфальное шествие” родительского объединения, но постоянная борьба, попытка выжить и помочь» (2007).
Для родителей авторитарного склада характерна опора на собственное мнение, уверенность в своей правоте. По отношению к ребенку они проявляют гиперопеку, порой даже физические наказания. Степень проявления этих качеств зависит от уровня культуры, знаний проблемы особых детей, собственного воспитания.
Также к отрицательным чертам можно отнести, что такие родители любят, когда их хвалят, ставят другим в пример их успехи или целеустремленность, они не терпят прекословия.
2. Невротические родители.
У них наблюдается слабый тип реагирования на проблему, они пасуют перед дефектом ребенка. Случившееся с ними горе представляется для них как непреодолимое и тяжелое. Они не стремятся что-то исправить, помочь («бесполезно», «что есть, то и есть»). В силу собственной слабости такие родители «сбрасывают» с себя проблему, стремятся уйти от ответственности за будущее ребенка, они не могут нести этот груз. Данный тип родителей характеризуется невротичностью, тревожностью, неуверенностью в себе, у их детей фиксируется низкая самооценка, они отличаются тем, что не владеют многими навыками и умениями, которыми могли бы овладеть, из-за того, что родители убеждены, что «бесполезно их чему-либо учить». Тогда как для личности ребенка крайне важна позитивная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях. Но родители воспринимают свою жизнь как «загубленную», они – «страдальцы», которые «несут крест», что создает благоприятный фон для речевых расстройств.
3. Психосоматические родители.
Это смешанный тип реагирования на проблему. У данных родителей есть возможность отреагирования проблемы во внешнем плане отсутствует вследствие перекрытия поведенческого канала. Неразрешимость проблемы переносится во внутренний план, происходит переключение с эмоциональных переживаний в психосоматические расстройства. Такие родители ведут себя нормативно, проблемы, поступающие извне, не остаются также на внешнем плане, а переходят на внутренний. Психотравмы являются ядом для их психики, в результате чего развиваются соматические заболевания: слабость нервной системы, длительность эмоциональных переживаний и стрессов, своеобразием характеристик особенностей нервной деятельности, заданных конституционально.
По своим психологическим характеристикам они совмещают авторитарные черты, заботу о ребенке, но, с другой стороны, могут пасовать перед трудностями, у них меньше сил, чтобы бороться за своего ребенка. Такие родители составляют большинство: 55–65 % (2/3), остальные типы распределяются примерно поровну.
Тяжелый дефект ребенка может изменять личностные черты родителей, формировать в них агрессивность, отчужденность, авторитарность, иногда – безволие. Социальная жизнь такой семьи не защищена. Вместе с ребенком мать имеет права, определенные законом, но без юридической поддержки даже не знает о законах. Порой она годами бьется с местными чиновниками за права ребенка. Иногда побеждает – особенно, если объединяется с другими родителями. Но часто победа бывает не полной, и достается дорогой ценой – невозвратимо потерянного для развития ребенка времени. И не каждая мама выдержит такую борьбу.
Источник