Ребенок с нарушениями умственного развития в семье

Ребенок с нарушениями умственного развития в семье thumbnail

ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ

Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% – недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

Воспитанием ребенка с нарушением интеллектуального развития занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, то есть сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого являются проблема дальнейшего образования и трудоустройства родителей и материального благополучия семьи. Среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормативно. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами – братьями и сестрами. Ребенок часто чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медикогенетическое консультирование и планирование семьи.

Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% – в семьях социального риска. Родители детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование получили только 0,9% родителей. В исследовании Д. В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежат к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка, – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.

Большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка», либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка.

Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с «фобией утраты ребенка». Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.

Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальные амбиции, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту, прежде всего, следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой является важным фактором, меняющим ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным членом общества. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:

  • • в каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
  • • каждый ребенок является уникальной личностью;
  • • нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного;
  • • ребенок с нарушением интеллектуального развития растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей;
  • • ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в «няньку». Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.

Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с нарушениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего «особого» ребенка.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. В настоящее время их можно успокоить. Это вполне реально в рамках интегративного или инклюзивного образования. И не нужно при обучении ребенка чтению, письму, счету организовывать дополнительные занятия с педагогом, стремиться дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом не забывать формированию социально-бытовых навыков уделять такое же внимание.

Источник

~ùõŸ?|ýõ·žÏ§ëëítýüñÃó]Ÿ´^”;}þùã}Rùÿúä]¬9y½¬ù‡|ü N¿”ÿüéã‡/Ÿì¾?}þËÇoyx™‚yS|:í=–àNv]fžÞþz;ž¿+{ùëíϯ’ôêB„÷‹9ÅoN.¥E­’í—Nÿþé㇟ÿ8®ÅvÃI»q»&úÅÚÓªT!‹öûåE{SƗ?÷üçíl_Ú?CÌÌ9ԏçڍ䵚¬n­[´ç«¿Ã+æ4“)cTKmÆL¨Kg—ÿ
—óSÙFXëG…¾o.ä¿/J)›ŠõGs~2åoÿ¼žµÏÿŽYq~rí™úu‚«í_–gêxàd^Ì
k:ø×]M]ãñ_I®o}Œ|¾þr;3rò™µíeªóßð¬.ßÛóa­gØè³õo¾sÝ;¯S¨ñœ¡Räa®B}08¶HFHð`ã4=´£êfˆ5±ÍTŸ-“iNônñŽNç(D†{[N·4ßÎZ-xR:®uíS(¤G3ÞÏëp~Y~à=¨E“‡pNHSŒ£…C⺶¥RÚOÜÖkûÅ!áwä“’õ/¤µu©ó‹¡¯mIXc>Ó[;&$˟µát]Åøô·Ì¨ë¿ãt³m–‘Ìz†|Æ*ëï
M±·Ýä³TZ7l,ÊQ|‹¹`R;˜
$¤‹€SBWªad‚™‚üM#ªD£‡~ð(§È‘vžƒíÊ´±Õ‡GÓ§B:ÿ±’Õ¬
þ»mÆmŒf
ºÖåu{ò¯RE°óΨ’˜¢HxWJŒYìÚ¥„í¶hÃè绝8 Õ.ÎÈÉ6ÁÀÜu%³„ °å¼ÿ”ÏÌ©ÐYßDNù¥¿0& ]$‹:iÇ ¢’7îÐè›Îóöðp„´ôT;jEž2ú&LÉ}Í6ÍIZ_¾c×
YèêÂEºox%½ÝQ £vä/?ÖÜðYk&ãßäÄTXl?a
¾¢ºÿÀ¢±ù(¸FDéæ(pðª)
4J@@>Ó×ó
0CÛQL¬ÊßÖÒ7ÐÉd…þ0I…QLOÙØꏄNÃãfT5Ã}/wžþ.Æ°X$?Ÿ¸nHZ€wuû`¦> ¹,e£cªW+;â|2õÞᇤc¸3ªÓƒ‹­ŒÍêv1/s¶¥qÕ[ð å$B e/MŠ»ÁFšŽCa÷?˜ÿƦQ’p[D‹õ!:ÙúL:ôì«Gû9O’B΍´`ðq:áL’BÌyJ:-J”ªä:ÁĬD«ÛköŽ[_®:YÒûDvžï~B–ÕGt¡ñjÙNU&…ÄhtTÄîë™Lj~ŠÇ)°„iD£ßôù&OAØÙLЅ|·ƒWÒjK„œÚw“‡9{„‚”nԐóÀ®lÝZDÇà²iÃèÙù»h–82šŒN`á“kœØÑ~erd°93²,Mëà#h.X‚n‰
‹Kb3ϽäÓ艗FƒQÅo.äð’z߇µˆ žÕI˜f®ÒãÇفƒôœŸ”*“Iqåٖôff¤¹ ïèò1¯é#ÜÏwì’ok•µðQEñA=)täq÷‡§íô²Ddë‘€/)yÒEø…©_ª!W Šdñ{,oæß`:aÚÊ ©8e,Ñe¦îDR)y«”ËŽ¶Èu°†>ęvâ™{“9fŸæ÷Ü9[&% „0䜇ba|1X£y©ñxÓöG¾Ê·A)È 0Hé=0«MÆÂLÚÃV1Gž‚¹nŠÄðh‡Ô’ÁP˜ËëX“ù«”hÍ©€ˆåò•Fø¶–ªCüÅÁÎi¼AžË UÌTN!zF-Dâ”DÕ,€Y~9öݳWi‰Âþ7k :Ê’˜6½‘=ÿnßF3±ïM„”
Œb‡ °ƒP$c¾A9˜¹T*ÊÌðã˜PÀ7CFۏoΔëÌâýÀ#2òñ˜8mýÈ7ãä¼U#„¬Ã.Âæ>Ÿ¸…¤¾S¤8GÆé}›à“]‚Ù áÿÇCE‹f§[Óc`V÷Õa>÷Ąp7xÇs0
Pø¢l3GYÞpwêJw€óё¬&Šædž&g–ÀæèìïJÖ[¤ôzåcM~z.@z†&JÊWK˜™y
B·Dú˨§pC•p¤/[®°
ŽÐã9d[¹¤ö¾Z»¸T“»¾ð։]ÈÒÎ&ˆiَk#™&¿ìzuσÔ08p4Ôe=ðUV€d8ôfçÐövt©BÜ
>=íÕ •-)ˆxö1ˆÒ«8®‚çtA[qæ:Gv»ƒ&‡Bôbõ69*j­@O;ô¾vÔXäÀ“gJŠÉ-—¹8²;ÿ{TîÙ¸UñExÜÃ4¤?«ùñ_»üóìKÎÌ$¬‘9o‡ÜfS?ºÕ¯“Þ¥t§ºJÔmHȄmäÉØ
¡é“à”&S8ì|ØË:ø랎Q í:v(MÎ/¦ã¬MkU?
(ÜBD½ çÂKFYÈIèÝ.`LJ2р÷Lk¿-ôuüö©ØjŒ„]ñ*Îô:°ƒº’˜Øî

L]šHÜ
w§#Ž#ÿ¦z¢f…É«QŠ1+“sÄH”„‡7y†gbǘcRéGK/´EvJ×2í
dP8¾¾M`*ÒxhD(˜]Åì鑽 =òá˜.“Š!÷m̷ʦ ·ž.Æ3ÛR>aƒC-‰¶¼F5„nC´¨–õ¸Þ¢1Ìi»¨(C*Ø«Ÿp’
èn‡ÅYÃOW°Üáû–c¢+¥@V
1ÿƍõ‹¶b?ÇÀ¸Àønr),)1`¼ü-Fž5éM
«ýO~|‚ÚÍùYe—N‘†
Rƒ•30Á®‰øHI^•%äòéͬö³ÛÝÖSՒ€ñˆÜ¬táÖr4œŸ“lvÖë’×’á!U!,FaoBßvÝÐ#ĹüUÒ¿‡8§×Åđ¸†SµªPÆðÊ~Fâx%Ö?íæš
ÿæ†ÉâŽÊ;µøuCjhgü˜Áp«*Œ
*V’7Òø´N„Í]˜È¯S¬ ÿB}b}w 0hb«6ÇЧéȃ‚T›áH.rúv ‡to@‰‰bÌT+«ïÖ܅ºÔÇl¢jkîŠâ.ù,žDÃÅɉ´zd÷’ÀŒWöÐë#I¸nYí$A‰åÕ8(Κ¦Ê×y êML­c…NԏJ&j‰È¢AÙ¢TÜ}Ö315¦&Ò8xËî¯wfˆX$¨ò,a©pۖeýÞÔk‘ªÞe{þeê]gÖїvvîǞ5Œ]±©O¶Øü¿.K¥ií¡9#ïŽv1&.-&Ùò®zQá¤Cýr·QxT­§(ø v]mNr*-A÷FáLtžþó_>éåˆÄ$·m’+¬n‰N¬¿.3î]«w{œ¡¯ŠMQPŒd‡¦0Q‡uüèòü33µÛ¥Ê3‘ò­º*¨FBpʲ©#Sn²ˆÞJÀ¥.L¡å“‡œrŽ~`˜¿úWTð’€
@熶1uëgp§ä‰ŸeéFmR‹Ó$£ïô²óföáhmÊÒdeûzë¤bô­›wqŠ2DÛ®kFÝØvc”ÆéøòéP´}¿7^û³¯rÒcMp›Ë6¨EGº,ÀýƒÍ06Ø%xÉlç„Ýš9[^x‘MÆ¢ñºAã&1Å!RÐeÿÀŠ/dƒ†´W
â–a”`ÆÆÅ$¾gÙu.º
^*
K˕Ôø7:oóÚàJ„²”³f¥%Y@•}
ŒwœŠßu‡á¾ÙL¿0‚&¥.KZbRšÿ»/¦qrJ ˜..ΏV@$ ˆ:͋[u‡åÞ^HØKR_ðFCUî
ûTK€›4l~!J|]‰3¡ýf͇V¤;6̱w$‘0)J)jú±5[”S Z±»:©ƒ]ü8’jÄeŒÜ‡I@à‹Ìë” BlÖFàԕ66•2“3lý¨”­ûRfu ¬„”Õ2˜ïž±ùð–|†µÓ†q¸ÑexŠ•Ç»,d@nj¸Â›HږñfÆÀoàla4¤ûŒÀo9:–¯$ùEã©á¢®î”š.>]Q
ظÁ”ïRÕ¯¸ª· ³Ž6Ì1+v„‹iŠmŽ,–ÖK²ÊRڗ¥ó˜4ÈÒäbˆÖ‘ÎQõkHxøФD#AÝíGKý0ft½Cöü@uä§9BrÅPMAÿNbS?ÂÕ½Ü0o¡ek¬!žD°”ñÙ”]LT“¤ŠˆHà[·hŒÀöqNNÁ7¡izû“0m†YÅ¿KŸI~YýƒÒgfas“>“’0zkÉ8»`VÒþ…“¸øŸ7ETþcÿuìý2FÄ+K¬c¼QgšÓ 뗡%¿ „_Õ¦«È±6ƒƒjíJÆmsfôª–&a^ŽÒBS]thTqE¿¡æµë/ZȜ”mQJ&71-1>*7f_nV[ª 28è²úEítdöv”Ùd¥DA)çWÌƗ«»ÛAÞvq
4eâ±Ãgï
©G¹ä®7×ë7W×v°Ù(ÖÃRs·vãé²Joô˜RVéY:uÞ
Gê’7_ÀynZ«v*gEþÁôÒØ}y
qQcÜÎۙé”_“„uA¹¡»1jl¬ë
:Šy-ÑôMñæØ E÷‹:ös ÍzÒÌ ¢{~Íù4,[i@
œi@㐶oD|µægiò{ó뮌”¤ìÑäθ}!ñª8=)$¨ÝÚj¥K¦”kSX…7ta“ýy­½wš7TüôørQøt â²&NxKU–‡‚j‚œ Œy;ï-žÔvue°Xæ}ØÔÄ
XdJb³²“Òê 16ëƒp‘±×¼ÅpŸ„òF·[ø!0KÉ¸ƒ÷¥˜•Âe_U
¯¡Bij¨µÛo±(“ø*¼?˜¦]W¶vë|hꎷ ©M$ ‡x#¿’/!6qT&,vcÿžËŒßÿFƒ¤ºEˌʤ†ÉN›Í‡Ì~>dr älëÛ0œÝSR]Jš¬aîaùÊ*ê+…7 L^Š1éñ„‡¾Ë$òã:ÖÞÄLÃí›jžøùíƒ.èšÞ>À$]·6žûXÊuœTéQ‰y­^XÔ³Éhq-œå€8¢_NGi.éˆyPˆì,‡!R¦ò¥]UÀYËV¥JIgX^X·lúdòvéçßÞ}1TˆX߈¶Y¦Š=êÇB
8!=â# f”4pûf78ðÊä–õp7!L: Ž~;‡‘¿ãÚ C—°×i¿ÓkmZ~PGl^Ѕ{˜
€¹À?k›Wãh»¬5Ú×@ãé2à76 Üpfó~ty/p‚¬ý
×3HªŽ’$ŒXoŒYùĸ×ÄØ·iâ¬Àº90N%G Jß~®££*—€÷Ä=×Ï= e°[µy}ÎoÂá,ñ‡ó¾g3¦Ž0ò W´„à áÙ’•û¡-,P‡í~ðIgÃo=ŽtÃ~îœ`6ü›Ètz°ˆmP-¿`€Çý(Ò%H%Ìv?ÒÞ-ÖÍæm±oˆL&ö‹¹šw p‡ÅÉá]%c´VŽ¹ÜoÞ뛟½¬ šÄ™é„™(~(Â7¤Æ@-Ô¢2jð4†P¸®ÐüvgŽ› HPY¯ý¸ßÑd¥äMë£g–€‚°Øß7@²¹§ÀŠ#Ã=ïQ!wщè}{Ù ãÕ֜׃#v£¯ìø›°vrêãðm>´Ç°I¹ öfM5ÓbÖyà7#-s4íø

WÉ YïÃÛD¤ †îPø(ÕYž¦{´$É.Ól:0je¸€~´ƒµñç ˜Yá—å‹(d„;™fö»°WåꋾI«¯(±¥‘ª×LÞàáäWvõ¤¿žì­¿ƒS‡–$·s:ž”pØù£;)慧k[YUPÕ)wDh%dæ$­Óa,AÆNÑ
lSšÞ½íºÚE±ÓÇbV¶À:ù¨2ÀÜ+ÏA:Ì ¢åâÂ’þ&óAMåbfiÖ£ÏqO–Ò͐ˆ0Ã7w®;BÕæðaÅ1E;b«KꁡCâŠ!”eû:±´n†Ýif8RÅdd¹@Š°Ñ¾{hYØ©ÃãMŽhGǯҏÛÖª£ ƒ7 ~¦È:pä”s;´¯]À»+e0˜ÛÈU læ,Ô ´AÍ šé¢ÜI8lè8Øz¹K+ ¸]›>Féb}wwOÈüJ[ôY;³ü¢“ùå2FÂÍiCly%ÿ;:Ð(æRµ—ê:ëÉÓ||÷²çã5Çk­³Ó—¶I­J: ïM‰;f§Z‘Îñȗm̱3[¯ÃQŸé®7Û؍;Û’â´œtwÒ¡íWlEäÃŶåí3kë¹£bǓӢøÙ¢®6Œ†Š”h£r¸‘‹¹×æ’+üj&´fe͊;  ¨7ß@Lv¨5 ˆ´|‘…0—ΰ¹O
±Va¨eÎõ{Ñ+‹BÂÂy‹å
;«M̄{¿L&rqŠ±ÚèUlº·9JöÙþҀûØGf꟩IÙ=°= ¨;M‡Omm^ÕȨa©(¦‚¹J*o, òÒ⥰O–£  4»)HÉCP•èm¬dµêe-¶Iè)tH«
ôsÜ@&óäãj,©+V‰“Ù³bÕCÍ VÎNzßM ¾é¡•É8 á–d™“âj ì4z7’Ð:¯îá'{¯¡¢!CŠìgÝKx—jZꑪ(ù&øöÆ¥Û*¦öˆ3ödTܾ^¾ÊχŒ¯|k¢žÍ]
íF`|âRþ¬xq¶7qÒºþ?ÐôÈ6²÷»pž…Dš•”^îœôìRlf»aäGî¯aƙ2$ÔéՌþì¬*fø‰è‘µ¿=ðvËw”|LwªÊ°Ý=Ñm¡Zhç
m°h·=ç¤O¼ÉŸó˜hœÒ?­j­¤Š¾Öü’ÁÀÂX*{ø1t´Ê;ÃMì ,,âėµÑƏR_–dšƒ~hª£åN«'{žøÒÃ$EHNä]À|͇E}º óB/[˪Íɸ£ÝC¶Õ*t²ïä ñÃÉÖn.n¯=]åø?γãpž[2©]S¸oŠ0
2§Á¤ÔÓ´JÞYÁʝ÷~’¯õü*”9À¡4Ë®®æ­‰d¡C+(–4œA
FjCqÄà¸Ã$Y

R¦AלÐÀ…ešAV#Ô-¥$,ço cÜ®£ÙÜ:”ïŔ¦€^´Ü)wòƧș°µç3¤èöÙϓ¡WR>`éåÕñ…°©ÜʀRQk{˜^jE…tӀ¹¦t²()-³g?òš–î,4¼{Ë@ñJî#ÙMÉ҉؝½”ŒÑ»^ÿl.’!”.ÖPH‚]Š%ҘGvâIZ`”¿e°ã±æg:v02
í×´¶’ñy+êt(5¦èuسù=Lºš…TCÖæƒÌaÀ‰|¶…,oÐܵ!²ƒÖ„j+}~KícdѝvKgÏ#­·Ld(”+Oã²íÔv®´‹âjšüNå¿ñڎJ·íœ¾mé¯r³¡ŸD¦·…ØÍs4ì°zö’^§N’ƒ óükEãÀõ¯rߞ£a¾6ÚО۸ËÄ%½ÒmQLG°é’^)…9Ë(Ã8“Y—ò®yÂh‰
ßišÉ8hæ“àr*…©
“Ä!BVp17TdõËä¹gÀWÁýîeý©²#…w€v.Å^Ž“ ¬Ö)¿—,ÙѵØ[6§A:‹ãY:WîrÒ9’„ZR6ásÿ¢!¤Ò`ÓêÍ9-ÄÛqãk•¨Ilۀ=ý•²:E0Es縑š½*ÁRLò.Ït†#N® XÈ!fñg…éÈÌÌ̬¦t4¨«äZÐÏn¸?q#çιâ8#s1“3òêãj.zx­ªå
]É@/°o±¯FBZVKrnœ¸åÙèÅ®UNî:d]âÞáí‘S«sáY¹¶”V Þ.ÙÄë» õ’zÏd»rFµ¼U¶~’XW2ezîò—]ŸX8­Ðvþ@„ì@꥞¼Lpr[p¡¬lÝbZødñiiåDK½h–öý?Ja±!}wÖ`øÛÀ~SQ@4H%™×¯¾f–…‹iäë†WÀT{«±’ì¿Øà?N
endstream
endobj
49 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 50 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 4>>
endobj
50 0 obj
>
stream
xœKä6’¾7Ðÿ!ÞJÍ7E @fVåbÀß
s0/}Ù¿|D%ªêªTJ!2øÅ;Èo·}ÿ㷟ù~y}ývûþýç_þþëß.ßî~ÿþç?þúí§ÿûß_¿ýøóïüóçïüùÏëõr{î?}ýòí)/R.Â~úíëyñŸ¼Xã­.V.küâ_¿ˆËïé¿ÿúúåãû½üô?_¿¼ÇljúUéööÐǗ½[ÝâÌE¯ËèÆËû_—Ë·Óþòø﷋€ñÊ4kuñÁÇGM‹X/Ò¥ÿÿõë×/¿ýçàiÉf«.Òlf›G³
±x×fûñ*”»]_tümoñoÞ®Ò¤ëNñŒ?:~oó÷r§³W|À¾ÅëÕ:ðѾÃÇ{üyÄϏ«”åëtÎ§;ž×@é„ë‹z͗×ôїN]m¾º!Ã0m*Þ^]º÷ƒ}æÑgB&c‚±–QÀ%®ž¾G&å¯×kžL¦è
×¹[áD÷º¦U&°ŸC“”hâøñ«YÜÚáG gã¼®LœL‘Êsɔæ“3»¼ÎË¥$¬c¼ÙáJ`³’Ì‚Âo_VUÐtÀ¥yfTãŸi
ù[“=ªËHoÍ÷9ø­Ë$`E#Ü,a€ÒZ|Ÿ£ÐR
ó|¸t’@%/ô­²¹q ¤ Mð®{·x­ÍaȊ*Õk%&ò&cmT.þVEé}P¹uéuÒÛõ@Wš)§+(­%i:‰ãUüPé|'”…r×à”ؐ–¿n¾·ÏTOz«ÌŒt”×õÎÁ4-Sêz ÔUZ†@’ýÃˑ‘qS3¡lX‚ïÙXÄ¡×ó7®”6½(؍tºÓÞò•SÕþäˑEL%Ý-¤

f¦£9šñêÐ ¯[ƒl”)Üe|Å.ÞÃI“ì£Ga9úõ³ðí^ì†SEZ½!
Ñ«Ny×4Où5-Gµe1ÁŒLc~‘ÚV¥JƒYè6Cn“Éõ¢äªV•I$“ÜíÀ0ǂ™$Ƭ• fžÖ˜å7æ4£Lߍ™•¤>+ `2ªS­áÎz|b_Ÿj·Å!5PòyîZWÜ>⎨bA`ôèÈyߊÌTœ[Yï2ë-ÞeºÅ,T÷$™Ÿ…_חʭê•Á-8±Ã‚£YWÁTk3&Ŭ&XÑ9•yæ€cà^ŠÒK(bVÐ!î”Ø%^Õ2ïã(Bg¥8R0’û0RbѦ³ËLª2#™]™¼S›QÖC7ù”Êԓî¨îáތI}’ +Ž.×@™*ºú ájHŁfɀ$ê#/Œ{ÝjÆ2òü_F”‹y| M7Ò9″_øä(©#«&GŽ¸‰‘¬ótu>¨¼ ~–Dž”CÜ!MŸ«ãR~;¼äˆ>ÛyÕ-Bâ0›ëY}và
“ì.”Fy8>/éh]@±…˜ út`-ÙZ¹•é”>$°ð¾ôæK¸|ÁŒQkR¾÷Vb-â¢ÓÛè¨(rMK§¹’o‹YD
¯ò´c±,˜~†hç_—@(ˆÃèÂn¤ãžM‡v¬b/õ–&M+ ó>’;ýY ¢ƒ$·®ÉÀr íØjÞÓ³Y®À˜Ù˜1¹g”Vh~HMl4xm}¡L¨Wgaä!C6æInSƒu©®
¦#B…BŽ1ORH>UòöN¢â£+™
‘¢ïHáÓ¢[:Ê;Z™?Y)–œÒ‹a,EËÑ)B5ÑÙ Íʘ­“©œÝVŠÎ¦E¤ÝG–—Kèò”ýÚé:’©æ€Õû$áY†¢DÙb›
ï1§Å‚y»Õ]
9ɹÑÙêøÅgi~ÇPmV^-Êò{e~’8y[Àˆv†_§’Í£%ÐL£ÍF@œ3 ×çj™BçŠC­dš—[Æ{G®&¡’…n§S´n=‘Z8HÊV ;òü€üªÇègBDGÔAIÕ 3 èq¼-×inBj›¼Pòîãx[†MÀíR s6 RâdÀítXÖ.Fz•M£ÔȅåÍ;¥HsçžføºJÓj̒˖Ɍƅ§Q›(ªŒ;÷/c÷Ææû¹KK-?1wuÖ̌ÈÌ4͵Ñ/Äß/t²¹y䩚׍õñ›©!§î½uÜZ }(¤ÑQV’£!µ
9¥ß;¡Èí.͘˜p Ƨÿn.P©¹À™5Iè$¨ôTb¤ÕÉõ¦4_Å6H!Pn@Op7hù*”b$‹ñ»TïmÚî±;f7ŒîÝù•y‘U¹Éأ疕$˜ÅD]¡r¨&ñ êO ©½SÿvÌÞ.»™.»kT°lÕõ¬²[=›¬³šš’‘Ab„O֑ëYnùYPݤÇçÈô
%±>ÿž-%{Y²Éë•.Nú¦Š+ýNPPj| ›Â¡”(}â!Vu#iPêÎá aŽ@‡¹e`ÌUÕ·ÔKõ@½‚TûV.­›!“Bcî¸¨£Õ —C/§¸o³2f_¥ÚGɳpù% 6Ȥ°¸JEá{¶aÁëÖòh>ZÒÎtÒ”qtV|Ö++µv EŠ›/Kê•÷FÂìês
RQŽ¸÷QY‰ë:àŸ–rY5eà«CI&Q–ÑT˜*­ãJKö¢cí¢Yƒ×‹Rq¡St.f•)üžN4ofˆæ’,Á±ay“ýZëí¢yíDøC3ª¹SÛÒ0æJ{6å¹
ª/õñ[ÃD¯ã
þ6[Û£óÁðXÕcA3óð)O´JÙÖÍ;šûÜ>©8y©9?ÝmçUÊHØðs¦b1EWsóf·£²¸gú»à!®Êñ¹kº£5;¼%Jd?§:€ó՛”ed¾]Kٍ—±‹”–Â,IDì°?
E£6âßø¹¨O!béR˜KÀҋ[»£%çe´ŽóN›fJsrG`©Åפ᭺Õ5ƒôÆV”>@Û+G?¦v‹µÈÒP³Q{îj7áú” úêmEÜáÑꚔnW­ýUoÍ-ͬxcÂR¬ÏÂedÂ.&{¹^2ëÜïœ~?T.’’&e8è(fÊ:ŒìSržíInqÚ¡ù*úœ„—Ô;ܴ˵¨&µ9÷6ÊIÖÞºš¨Gµ€ê:`Žn“I”40 ÞÞ³Ëwo³­­ ÉðâÏ°]ÔèÌ’%Eë+¡y܁9îž,iTÚD‰¾/×¹ãv:´Û)
£Ø>H˜Q
Á‘hõXÐO90,؎YÃêVüªi YSÛᬡ
y¹Þ‰a‚R­zZƒ5ۚ—¥bƒ0%-ƒÝšXÛxwgŸhÆî$í¡¦3£š•1f ŒñM„2íÚx9šuÁ¶;·bÊxϝ@àc’çïϪÆQðc‚I‡ãgdß+¦Z^˟ÕU^Y|uØZDõTI:Lqs¯VÅÅÑtV35ì†Ç$6œåîzÖð¿&{öÃÎB{2c;OÈ#6MX®y¦ºhÝ,ÂèŒg¡È™9–ŸÜO`CnKõm¸ÌûÚ
Ò;ëP~L^>¶±³.P…¿IcJo-ãmÊ/YÝcÔÊ)F
©j~~ÁÔ¢1Ðg«OCÔ©ÔÅò ˆZs¢ölÆóP!JhâBBV®+Ðl»ýµù&R±¾ª¦–¢ª›/ iB’©ÍBë—}ñEÒºtõ¯”‡†Zf·s@ÜóÖÖÏSKQƒFŸý‹µNK«5ëS¾X5—,·œ2M½f•èæÖўæÁ²R u`o.+ˌÚé1.n¼‰Úåƒ KIÙÇÞ¾Ðû¨³¡œ
Ú¸Åö¡çâ:ªG‡­¤$_]¦O¼¬I•ò¥öƒ´r>èˆ÷!F-È+M×F‡+íîÆ8ÃiÂ|بӤјÐÞFDÒf#tR5žB£õ|¦Ñ—ÎR5_§³UµâàÏp“¢½³A¯u#n´X,sY3’
ž‹
Kˆ‹ApÀì16ö[ÁÔmC”]q¶XÓցhÌ·‰^Ž6PŒ
Äq‚Ë(> b;ù[µnT? ˜7@vJ¤q³ã­uÓ,T™Ü{-.`0ßRQjE­MsÿP0ÛA”K8jºQk+**vӇ
¡©t¦F¥3Q+†“º™lږÍ,ªUùS$$Ô¼}“ì¢xÅ䁦íNƒ†/¶tk)nd4jïDÈޜ§ŒDPPå7ëB]s Dˆ:@9MFIX0ƓNÁ•=[6rÉÖEu*ªxUJX¼XL¸+¼¡””õæQ¾GÔ¼Xë%£_”2ÖĀ­ìX]îÐЙÅKØGIuM¶r)fç@ƒ¢2ËùܑXÞrïuk¬ÇçD7„;Ñ
¯è‚O¼JgAN1ÓÙ¬‡sgƒ½æRØ’‚çÏ=„ölÆs?ņЌC½…mö—ûÁƒ(º(B‹¹Òé¶t@ÖìvûÌÊ«xs6Á±ÛE`ß4º¡}Þ6¤¶.`Ah¡ß§×M݉Ï=ì.èΝÍ,¹ƒ¨@»øl·?±6w‹gxo“’úãh7çÈ۔nM­hdÄî™Öû…
¿4uó*I¶´1wëêÀË®ÜHš?¹²fÓUs§øwùßè=·|½¦Ï
Q²+o+­fžÎ¾îÅ،·&$ÖñÐé cQ׺³©!?òœc&o:Þ¯9ó­[›ôÜÎÁý± µ™§:”’ê&bÑÈζ8ìž7P‹þ¢¥ [A¼ÜµyüÒö´ëÏʁjúW47t²™zÞkjlîÌ&71:^S3›»ÈtDŒ ‘Ûȼ™-8oEn±dš¶%­Ý׾öÒ[Y•(f‰ŠOnD­Ûá‰#C±É/ÑlQWäñh2ñ¢É8æÍERl:àÈÖ¥fn{T2R¥ð˜¬ÏéÙÀÈNè§H2ʤ‹|¨t’
Sž)ùGE¸[òì]ç–$¦«ÈZ˜öÚ1£.[ÌÙ~L?ê’Ñ:å1¸æhׄmô,j,Þäª9C5^˜ÕõîCí·o¯¶ò@²KÛ°¦­ÚþҚؖ…„øû&R%µ¯,A•x›Nš@îm8Óï+T·iK‘Æ GÞ[ªÛz¶¤M­ÿ­=m’K/>î]».˜Ñ‰6Z³²1LŽÜƒX,ú0錓s^ƪÎÆb0‹ûTtÕgc1B{6ã¹Y‰Òd>ZÓÑ4 ¸zÔPÐÍF·jß’ܨõòÚÏ·7À“TQ—Þ¨×j6b$îQáÑ]£3¶’ˆ±Î@:‰¢VYz¦©Ö>ý
Û([+ÇRÍ-kVPcÇ_¬uWÕfyÁÈV2d[“’’‘}Ð[¡¬_lï?wkBk¤+„hËh·ÈîpRy™T¢W7WruÉD‘ÎcÔ.¡R7úÙR×zº]B™ÑϨ‚Óí„ödÆát»¥Iµù»št¯Ùá«õlYsú÷«eù%EœÙ§É‰k¢ž¯@†ÙÇWw¶ÝÁé^£.݄=)‘­ª o éàEßÒmF¼[X#ÉLØÊx*QJ-BMm‡ƒØY)»èþD¾ÏôåaVéè̖÷›nª±ì>⥛¨†ïâg2KÁñê-Û Ô-pÞÚs¬©‚šk*ís#=aëLnõHS ›öŸ*…sZQ‰°|*}ìi=UIϦ;ßþ‡Èl$_IäüèqV_ò²Fw4A«¾Èi’ù±{$T=šºˆƒíxI§?’%㚶ñtÑÕ2ºä,Z£özí]êÚ⸻¢ß۝Kòä-‘ÉâciZO„ 14]Ý’Ð5jϗkH±Ì9³Ù}VœdÐ˧Úó¥8ݟßhώ=§ûó M†A1Úô9Ü÷x…3IⰝ~[­$¦OûSl÷÷ÃèzvÚà¦A}fÉqMǍËéxÌ,;Y­³$êñO¬ü^“Æ–Ô-#­j÷»3iT­d>é}¾®

Источник

Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – мы родители,

А все остальное – потом!

Р.  Рождественский

Появление ребенка с нарушениями развития становится крайне интенсивным опытом для семьи, практически разбивая, «взламывая» сложившиеся в семье представления о себе, разрушая ожидания, связанные с будущим. Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Это путешествие с открытым концом, возможно, длиной в целую жизнь. Как рассказать про этот путь? Как сделать понятными и видимыми те внутренние процессы, которые происходят во время этого путешествия? Как заметить изменения? Где искать силы для преодоления трудностей? Как увидеть горизонты, которые могут быть открыты?

В нашей стране, несмотря на сложные обстоятельства, многие семьи с течением времени уже начинают справляться с отчаянием. Они ищут, где ребенку может быть оказана помощь, соответствующая их представлениям о его нуждах, собирают информацию о методах воспитания и обучения особых детей, находят единомышленников и позитивные истории о людях, столкнувшихся со сходными проблемами. Все больше людей оставляют ребенка с нарушениями в семье и постепенно справляются с ситуацией. Хотя, конечно, надо сказать, что периоды отчаяния могут возвращаться. Но все же в большинстве случаев семья научается принимать эти состояния и справляться с ними, и строить свою жизнь дальше. Большую роль может сыграть здесь поддержка близких, других семей, специалистов. Со временем приходит ощущение, что на ситуацию можно влиять. Вместе с тем можно говорить о том, что и само общество делает первые шаги к пониманию нужд таких детей и их семей и обеспечению их прав на достойную жизнь внутри общества.

Можно сказать, что сложившаяся на сегодняшний день социальная ситуация в нашей стране – отсутствие системы помощи, информации, поддерживающих служб – «работает» скорее на стороне отчаяния. Большинство семей остаются один на один с проблемами, в лучшем случае получая более или менее адекватное медицинское лечение и маленькую пенсию. Более того, представители медицинских, образовательных и социальных служб настойчиво убеждают родителей отказаться от особого ребенка и сдать его в интернат, рисуя мрачные перспективы жизни его и семьи.

Внутри семьи часто устанавливается «политика молчания». Обсуждение трудностей и тяжелых переживаний связаны с резким возрастанием тревоги. Иногда у членов семьи возникает опасение: если начать говорить и обсуждать беспокоящие темы, то это может поставить под угрозу само существование семьи. Тревога бывает настолько интенсивной, что отнимает все силы и на общение их просто может не оставаться. Мне известно много историй семей, где родители никогда не обсуждают между собой или с другими детьми, что они чувствуют в связи с проблемой. Но эти чувства есть. Молчание способно разрушить близость и доверие между людьми.

Другой аспект изоляции – ощущение, что нигде и ни у кого нет такого горя, и никто не может понять, что значит иметь такого ребенка. Часто возникает чувство острого, предельного одиночества. Собственная боль настолько сильна, что это как бы стирает осознание того, что в жизни окружающих, близких и далеких, боль тоже может присутствовать. Что вокруг много людей, которые переживают не менее сильное горе, например смерть или тяжелую болезнь самых дорогих людей и другие серьезные проблемы. Но это как бы выпадает из сознания, закрывая возможности даже гипотетического объединения с другими людьми. Так, не только внешняя социальная среда оказывается недружественной человеку, но и сам он не чувствует близости с другими людьми, удаляется от них, закрывается в собственных переживаниях.

Куликова Т.А. в работе «Семейная педагогика и домашнее воспитание» (1999) отмечает, что в последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи – все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу. Таким образом, ученые встречаются со многими трудности в изучении современной семьи.

Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она часто беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации.

Как специалисты, мы можем создавать возможности для появления новых связей или обновления уже имеющихся для преодоления одиночества, нового переживания общности, понимания и сопереживания другим. Особую роль в этом процессе могут сыграть семейное консультирование и родительские группы, где создается особое пространство диалога, в котором опыт и переживания людей могут быть приняты, разделены с другими.

Часто родители приходят на первые встречи с рассказом о том, что они не способны влиять на ситуацию и бессильны что-либо изменить. Семейное и индивидуальное консультирование, участие в родительских группах и занятиях с ребенком, привлечение к обсуждению коррекционно-развивающих программ позволяют обнаруживать и развивать те части историй о себе и своей жизни, где инициатива, ответственность, способность действовать и сила обретают большее место. Вместе с тем хотелось бы сказать, что инициатива и ответственность, особенно когда они только начинает появляться, очень хрупки и требуют особой поддержки со стороны окружающих.

В связи с этим всё большую роль приобретает оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семья, у которых есть ребенок с проблемами в развитии. В настоящее время уже существует психологическое консультирование таких семей, хотя, по нашему мнению, дефектолог должен уметь оказывать грамотную психолого-педагогическую помощь, в достаточной степени владея темой и будучи в курсе новых направлений в развитии психологического консультирования. Это вызвано самой жизненной необходимостью, когда к нему приходят родители с детьми, у которых стоит диагноз «интеллектуальная недостаточность», звучащий для них как страшный приговор и являющийся сильным стрессовым фактором, неблагоприятно отражающимся и на всей семье в целом, и на каждое ее члене в отдельности.

Психологическое консультирование – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоей оптимальной модели (Ткачева В.В., 1998). Поэтому консультант (или учитель-дефектолог) должен особенно тщательно соблюдать этические принципы при общении с членами семьи ребенка: 

  1. доброжелательность и безоценочное отношение к ним, помощь и понимание, отказ от восприятия человека на основе стереотипов и предрассудков;
  2. ориентацию на нормы и личность родителей (умение взглянуть на ситуацию его глазами, встать на его позицию);
  3. обязательное соблюдение конфиденциальности;
  4. разграничение личных и профессиональных отношений; если же отношения перерастают в личные, неформальные, целесообразно передать клиентов другому специалисту;
  5. включенность родителей в процесс консультирования (замотивированность на сотрудничество с консультантом, помогающего делать небольшие открытия о себе и мире);
  6. запрет давать советы, нужно подвести родителей к решению проблемы, сориентировать на принятие собственной ответственности за происходящее.

Единой системы по классификации стилей семейного воспитания на настоящий момент еще не сложилось, поэтому рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в работах авторов, исследующих данную проблему. В России в 1976 г. в автореферате диссертации к.м.н. «Семья и умственно отсталый ребенок» Майрамян Р. Ф. (1976)  доказал, что матери подвергаются длительному психогенному стрессу. Проблемы, которые испытывают родители, возникают на нескольких уровнях: психологическом, соматическом и социальном (Ткачева, 1999).

В соматическом плане наблюдаются нарушения деятельности коронарной системы, раннее старение организма, онкология, крапивница, зуд, нарушения терморегуляции.

На психологическом уровне это проявляется в понимании родителями необратимости умственной отсталости, что приводит к стойкой депрессии и нарушениям невротического характера (истерия, слезы, сниженный фон настроения), т.е. весь спектр стрессовых переживаний. Невротические и депрессивные переживания на протяжении жизни с больным ребенком с годами трансформируются в стойкие личностные черты.

В рамках специальной психологии в 1999 г. первое психологическое исследование семей было проведено В.В. Ткачевой. В результате ею были выделены три психологических типа родителей:

  1. Авторитарные.
  2. Невротические.
  3. Психосоматические.

Рассмотрим более подробно характеристику личностных особенностей каждой группы родителей.

1. Авторитарные родители.

Такие родители имеют сильный тип реагирования на проблемы и стремятся к ее разрешению. В одном из ста случаев происходит отказ от ребенка как вариант разрешения данной проблемы. Однако основная масса такого типа родителей принимает ребенка, но не его дефект, вследствие чего начинают борьбу с дефектом, с помощью специалистов стремятся установить точный диагноз. Всю ответственность за преодоление проблем возлагают на себя. В учреждениях нередко отличаются неадекватным поведением и негативным отношением к специалистам. Недовольство проявляется в агрессии, конфликтной позиции. Но благодаря таким родителям многие проблемы, связанные с положением детей-инвалидов, начинают в нашей стране решаться. Главной целью этих родителей является оказание помощи ребенку.

В статье С.А. Сошинского – инициатора создания «Курсов для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами» (Справочник по психиатрии, 1985), взявшего на воспитание мальчика-аутиста, – рассматривается опыт решения социальных проблем. Опыт же таков, что все они решаются только под давлением снизу, то есть со стороны тех, кто лично включен в проблему, для кого ребенок-инвалид не абстрактная единица, а человек, личность. Обычно, это родители, объединенные в общественные организации, а затем и в ассоциации таких организаций. Так до сих пор в нашей стране, так было и в западных странах – США, Германии, других, – несколько раньше нас.

Одной из первых родительских организаций в России была созданная в 1989 году при НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики) общественная организация родителей «Добро», для помощи аутичным детям. Главнейшей задачей ее было именно представлять и отстаивать права детей с аутизмом. То есть, решать те самые проблемы, о которых я говорил. Спасти детей от сиротства, помочь их развитию, морально помочь семьям, создать среду общения, обеспечить отдых, отстаивать права аутичных детей на внимание государственных учреждений, на государственную помощь, дать им возможность учиться.

В том же году появился «Центр лечебной педагогики» в Москве, также как общественная организация родителей и педагогов. Стали появляться и другие родительские организации, в других регионах и в связи с другими заболеваниями детей. Например, в Петрозаводске родительская организация «Особая семья» возникла уже в 1991 году. А в 1992 году тринадцать родительских организаций Санкт-Петербурга объединились в городскую ассоциацию («ГАООРДИ»). Сейчас эта ассоциация включает уже 75 родительских объединений.

В настоящее время в России существуют сотни центров или родительских организаций. Существуют разработки, осуществленные в этих центрах. В обществе постепенно осознается наличие проблемы детей-инвалидов. Опыт объединения родителей больных детей, опыт их взаимопомощи, опыт различных акций, проводимых такими объединениями, работает. Самый факт, что из трех или пяти тысяч участников Рождественских Чтений, проводимых в Москве: в МГУ, в Большом Кремлевском дворце, в Храме Христа Спасителя и в других местах. Организатором Рождественских Чтений является Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других научных и образовательных учреждений.  Семьдесят или восемьдесят человек избрали для себя эту секцию, тему детей-инвалидов, свидетельствует о том, что ситуация в обществе (в отношении детей-инвалидов) сейчас существенно другая, чем была десять лет назад. Это результат именно тех родителей, педагогов, врачей, юристов, которые сделали первые шаги за эти годы, создали первые организации.

СМИ лишь недавно и пока недостаточно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов, широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые родители. Увидев, где граница возможностей больного ребенка, дети играют с ним в этих границах – они скорректировали свое поведение. У взрослых существуют предвзятые отторжения. Вдруг их здоровому ребенку будет вредно общение с ребенком с ДЦП или умственной отсталостью.

По мнению С.А. Сошинского, «путь каждого объединения родителей детей-инвалидов мог бы стать поводом отдельного описания, книги. Путь начинается с боли, с трагедии детей и родителей, пролегает через трудности социальные и организационные. И это не произвольное желание родителей во что бы то ни стало объединяться, а жесткая необходимость помочь детям. Не “триумфальное шествие” родительского объединения, но постоянная борьба, попытка выжить и помочь» (2007).

Для родителей авторитарного склада характерна опора на собственное мнение, уверенность в своей правоте. По отношению к ребенку они проявляют гиперопеку, порой даже физические наказания. Степень проявления этих качеств зависит от уровня культуры, знаний проблемы особых детей, собственного воспитания.

Также к отрицательным чертам можно отнести, что такие родители любят, когда их хвалят, ставят другим в пример их успехи или целеустремленность, они не терпят прекословия.

2. Невротические родители.

У них наблюдается слабый тип реагирования на проблему, они пасуют перед дефектом ребенка. Случившееся с ними горе представляется для них как непреодолимое и тяжелое. Они не стремятся что-то исправить, помочь («бесполезно», «что есть, то и есть»). В силу собственной слабости такие родители «сбрасывают» с себя проблему, стремятся уйти от ответственности за будущее ребенка, они не могут нести этот груз. Данный тип родителей характеризуется невротичностью, тревожностью, неуверенностью в себе, у их детей фиксируется низкая самооценка, они отличаются тем, что не владеют многими навыками и умениями, которыми могли бы овладеть, из-за того, что родители убеждены, что «бесполезно их чему-либо учить». Тогда как для личности ребенка крайне важна позитивная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях. Но родители воспринимают свою жизнь как «загубленную», они – «страдальцы», которые «несут крест», что создает благоприятный фон для речевых расстройств.

3. Психосоматические родители.

Это смешанный тип реагирования на проблему. У данных родителей есть возможность отреагирования проблемы во внешнем плане отсутствует вследствие перекрытия поведенческого канала. Неразрешимость проблемы переносится во внутренний план, происходит переключение с эмоциональных переживаний в психосоматические расстройства. Такие родители ведут себя нормативно, проблемы, поступающие извне, не остаются также на внешнем плане, а переходят на внутренний. Психотравмы являются ядом для их психики, в результате чего развиваются соматические заболевания: слабость нервной системы, длительность эмоциональных переживаний и стрессов, своеобразием характеристик особенностей нервной деятельности, заданных конституционально.

По своим психологическим характеристикам они совмещают авторитарные черты, заботу о ребенке, но, с другой стороны, могут пасовать перед трудностями, у них меньше сил, чтобы бороться за своего ребенка. Такие родители составляют большинство: 55–65 % (2/3), остальные типы распределяются примерно поровну.

Тяжелый дефект ребенка может изменять личностные черты родителей, формировать в них агрессивность, отчужденность, авторитарность, иногда – безволие. Социальная жизнь такой семьи не защищена. Вместе с ребенком мать имеет права, определенные законом, но без юридической поддержки даже не знает о законах. Порой она годами бьется с местными чиновниками за права ребенка. Иногда побеждает – особенно, если объединяется с другими родителями. Но часто победа бывает не полной, и достается дорогой ценой – невозвратимо потерянного для развития ребенка времени. И не каждая мама выдержит такую борьбу.

Источник