Ребенок с нарушениями речевого развития картинки
В данном разделе представлена подборка методической литературы и наглядного материала для обследования речи детей разного возраста.
Вся информация представлена для ознакомления, авторские права принадлежат авторам.
Перечень материалов:
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.
3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи.
4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей
5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
6. Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.
7. Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”
8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
15. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР.
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
18. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
19. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста.
20. Мазанова Е. В. Обследование речи детей: методические указания и картинный материал
21. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
22. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи
23. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.
24. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями
25. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму.
26. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
27. Ткаченко Т.А. – Альбом индивидуального обследования дошкольника.
28. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.
29. Зайцева Е. С. Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет.
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
В данном пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями. В основу логопедического обследования положены общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем должно иметь свое специфическое содержание, на¬правленное на анализ речевого нарушения.
Для каждой методики обследования разработана таб¬лица, в которую можно занести результаты, а также уровни развития данной функции у детей. Фиксация результатов обследования в таблицах может существенно упростить отчетность логопеда, а также прослеживать динамику коррекционной работы. А представленный уровневый подход к диагностике речевого недоразвития может значительно облегчить сам механизм обследования-дования детей и постановку логопедического заключения. Педагог, используя балльную систему оценки ре¬зультатов обследования, может обоснованно написать заключение, а также в дальнейшем проследить результаты коррекционной работы.
2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.Диагностический комплект
Диагностический комплект предлагает материал для логопедического обследования младших школьников с нарушениями письменной речи. Материалы могут быть использованы для коррекции нарушений устной и письменной речи. Рекомендуется при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи, при коррекции общего недоразвития речи.
Методика исследования предполагает:
ЧАСТЬ 1. СЛОВАРЬ
ЧАСТЬ 2. ГРАММАТИКА
ЧАСТЬ 3. ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО
В комплект входят методические рекомендации к иллюстрациям.
3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи.
Логопедические карточки-1
для обследования звукопроизношения и слогового состава слов.
При помощи данного пособия можно проверить и обнаружить нарушения в звукопроизношении ребенка.
Комплект содержит 120 карточек-рисунков (на каждом листе по 4 карточки- рисунка) по группам звуков [с], [с’]; [з], [з*]; [ц], [ж], [ч], [ш], [щ]; [л], [л’], [р], [р’], [й] с разным слоговым составом (один, два, три, четыре слога). Это дает возможность проводить работу с детьми разного возраста и уровня развития речи, постепенно усложняя задания. С помощью карточек-рисунков вы смо¬жете обогатить пассивный и активный словарь детей, развить их внимание, зрительную и речевую память.
Для того чтобы заинтересовать детей, предлагаются различные языковые игры. Кроме того, в пособии представлены народные загадки, в словах-ответах которых есть необходимый звук.
Логопедические карточки-2
для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Наглядный материал пособия «Логопедические карточки-2» предназначен для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Комплект содержит 60 карточек-рисунков и методические рекомендации.
4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей
«Дидактический материала по обследованию речи детей», посвящен изучению лексического запаса, грамматического строя связной речи, а так¬же навыков письма и чтения. Пособие базируется на реко¬мендациях, опубликованных в книге «Методы обследования речи детей» под общей редакцией И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной (М., 1992 г.).
Весь языковой материал, в зависимости от уровня его
лингвистической сложности и сроков появления в речи де¬тей, распределен по трем группам: А, Б, В.
5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
В пособии представлены мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей раз¬вития, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Мин¬обрнауки РФ № 655 от 23,11.2009 г., вступил в действие 16.03.2010 г.). Методика мониторинга позволит учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ре¬бенка, стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состоя¬ния общего и речевого развития дошкольников 4—7 лет с ОНР и составить диагностику.
Мониторинг состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и рече¬вое развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и рече¬вые психические функции». Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга учитель-логопед сможет использовать при:
• планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);
• комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическим материалам Н.В. Нищевой:
а) Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬ¬СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
б) Картинный материал к речевой карте ребенка 4—7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
6. Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.
1. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет (Н.В. Нищева)
2. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет.
Картинный материал позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольника от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи. В пособии представлены методика проведения обследования и необходимые для этого предметные и сюжетные картинки.
7. Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”
В пособии представлены схемы обследования детей с такими нарушениями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Приведены примеры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализа логопедических занятий.
8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
В логопедическом пособии Профессора Г.А. Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учётом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. Наглядный материал соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Совместно с данным пособием рекомендуется использовать «О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет»
10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. Настоящее пособие содержит разнообразные картинные задания, необходимые для обследования произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Это поможет специалистам квалифицированно оценить состояние звуковой стороны речи детей, начиная с раннего возраста. Однако методические возможности данного иллюстративного материала значительно шире: с помощью картинок можно работать над формированием слоговой структуры, развитием словаря и правильным грамматическим оформлением детских высказываний.
Рекомендуется использовать стимульный материал совместно с методическим пособием О.Е.Громовой и Г.Н.Соломатиной “Логопедическое обследование детей 2-4 лет”, в котором впервые представлена целостная система обследования и описания звуковой стороны речи ребенка с использованием международного фонетического алфавита (МФА).
11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.
12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
Представленная в пособии методика тестовой диагностики речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с тяжелыми нарушениями речи поможет выделить как наиболее несформированный, так и благополучный компонент речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.
13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
В книге даны методические рекомендации по организации, содержанию и проведению комплексной диагностики детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи.
Предложены схемы логопедического, психолого-педагогического, социального и медицинского обследования детей.
Представлен календарный план подгрупповой и индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми разного уровня интеллектуального и речевого развития: низкого, среднего и высокого.
Автор предлагает использовать результаты обследования детей не только в планировании, но и в комплектовании подгрупп, определении временной нагрузки, создании условий для успешной реализации общеобразовательной и коррекционной программ, создании предметно-развивающей среды, в работе с родителями.
14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
В книге представлены схемы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, раскрывается методика исследования речевых и неречевых функций. В качестве дополнительного диагностического материала для получения информации о развитии мелкой моторики, психических функций, фонематических представлений, об умении ориентироваться на листе бумаги предлагается использовать продукты детского творчества. Игры, задания, упражнения, иллюстрации подобраны в книге с учётом возраста и структуры речевого дефекта ребёнка, а также с учётом постепенного усложнения материала. Даны примерные формулировки логопедического заключения.
15. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования.
16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР.
В книге представлен картинный материал для обследования речи детей с ЗПР. Дан картинный материал на обследование произношения слов, предложений, грамматических конструкций. Является дополнением к пособию «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития (Коненкова И. Д.)».
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Пособие предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.
В пособии представлены: план обследования звукопроизношения, практический словесный и картинный материал для его проведения.
Пособие издано компактно для удобного использования во внестационарных условиях. В нем представлен достаточный словесный и картинный материал для предварительного обследования и анализа: общей картины звукопроизношения, состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
18. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
В пособии представлен систематизированный материал для дифференциального обследования фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие дополнено картинным материалом.
19. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста.
Карта рассчитана на 3 года; начинать можно с любого – с того года, когда ребёнка привели к логопеду: с 4, 5 или 6 лет.
Источник
В сознании людей сложился стереотип: логопеды работают с пяти лет и исключительно с нарушениями звукопроизношения,
больше беспокоить их незачем. Но это далеко не так.
Когда и по какой причине следует обратиться за консультацией?
Малыш в два года имеет полное право в своей речи неправильно произносить звуки, и это не причина торопиться к специалисту. Но вот если в этом возрасте он не говорит вообще, это повод задуматься. К этому времени ребенок уже должен обладать простейшей фразой. Например, говорить: «Мама, дай молока», а не просто указывать пальцем: «Ко!», что является нормой для одного года. В противном случае речь идет уже о задержке речевого развития, и вмешательство специалиста необходимо!
Следует обратить внимание на речь ребенка трех лет. В этом возрасте малыш может говорить неправильно: выпускать звуки, заменяя «р» на «л» или «ш» на «с» (может сказать не «рыба», а «лыба» или «ыба», не «шапка», а «сапка»). Но если при разговоре у него есть характерное пришепетывание, во рту «каша», и звуки просто трудно различить, то можно сказать, что у ребенка есть серьезная проблема, которая связана с нарушением центральной нервной системы, и работать с ней нужно не только логопеду, но и неврологу. Причем начать занятия необходимо как можно раньше, иначе к школе исправить этот недостаток просто не успеете.
В три года обязательно необходимо проконсультироваться. Ведь зачастую только специалист может услышать искажение таких, например, звуков, как «с» и «ш». Пока ребенок маленький и объем его речи небольшой, эти изъяны не видны. Но когда он подрастает, увеличиваются речевая нагрузка и словарь малыша, то это проявляется все сильнее, и к пяти годам предстает во всей красе. Однако работать над исправлением этого с возрастом становится все сложнее.
Обратиться к логопеду следует в том случае, если ребенок произносит все звуки, но при этом не может выразить свои мысли словами. В его речи много запинок, заминок; например, он говорит «пять карандашов», «семь стулов», «много деревий», «у лисы родились лисёнки»; в словах ребенок переставляет, выпускает или добавляет звуки, слоги (не «стол», а «сотол», не «снеговик», а «сенговик», не «милиционер», а «мицанер»). Все обиходно-бытовые слова он должен говорить правильно.
Заикание – еще один повод обратиться к специалисту.
Начиная обучение в школе, ребенок может столкнуться с проблемой, которая проявляется в специфических ошибках на письме и при чтении. Например, замена глухих согласных звонкими и наоборот («п – б», «т – д», «с – з»), смешение букв, схожих при написании одинаковыми или подобными элементами (прописные «б – д», «п – т», «и – у» и другие), добавление лишних букв или их пропуски. Зачастую такие проблемы родители относят к невнимательности ребенка, его торопливости, хотя нередко это может быть серьезным речевым нарушением, требующим системной коррекционной работы, когда с помощью специально подобранных упражнений, игр специалист помогает исправить ситуацию.
Необходимо сказать, что многих проблем можно избежать, если позаботиться о развитии речи своего малыша еще во время беременности. Профилактика всегда лучше коррекции уже существующих нарушений. В период приятного ожидания посетите консультацию специалистов по вопросам формирования самой сложной психической функции – речи.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);
7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);
9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);
2-3 года: появляются первые предложения;
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов.
Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.
Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».
Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.
Помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
Представьте себе, что речь ребенка – это глина: пока она сырая – ей легко придать правильную форму.
Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
ВИДЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Итак логопед поставил вашему малышу диагноз.
Что же он обозначает.
Дислалия – это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия – нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия – это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 – 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
– речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
– нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
– не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
– избегайте психических и физических травм (особенно головы);
– не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
– не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
– не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
– не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;
Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия – ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия – ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм – прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм – ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм – своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм – состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
– дети легко возбудимы и иногда агрессивны;
– часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;
– с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;
– для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
– более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
– речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
– ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
– речь детей с ОНР является малопонятной;
Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:
1-ый уровень – полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
– словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
– при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» – это и кукла и девочка);
– часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) – сидеть, «пать» (спать) – кровать;
– такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
– многие звуки не произносятся;
– сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
2-й уровень
Особенности:
– достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
– используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
– нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
– в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);
3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
– неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
– упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
– словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
– неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
– слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
– звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
– нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины:
– негативные факторы в период беременности и родов;
– «педагогическая запущенность» – ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
– перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
– частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
– наследственные факторы;
– снижение слуха;
– анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
– сосание пальца.
Источник