Ребенок с нарушением в развитии обучение на дому
Выступление на семинаре-практикуме
для учителей – дефектологов на тему:
«Обучение на дому детей с комплексными нарушениями развития».
Подготовила учитель-дефектолог
Кузнецова Валентина Ивановна
Симферопольский район
пгт.Гвардейское
2018 г.
В современной дефектологии и специальной психологии наблюдается повышенное внимание к детям с комплексными нарушениями развития. Это объясняется возрастающим их количеством, а также малым количеством научных и методических разработок по их изучению и оказанию им квалифицированной психолого-педагогической помощи.[3]
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в гл.11,ст.79 «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ» дети со сложным нарушением развития выделены как отдельная категория, что нацеливает специалистов на разработку специальных образовательных условий, учитывающих особенности развития детей, имеющих сочетания двух и более первичных нарушений.[1]
Специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает уровневый подход к организации и содержанию школьного образования детей с ОВЗ, индивидуализацию их педагогических маршрутов.
Реализация этого подхода в системе школьного и дошкольного обучения является важной задачей дефектологии. Ведь дети с различными физическими и психическими отклоненями в развитии имеют свои специфические особенности, отличающие одну категорию от другой. Знания об особенностях развития детей различных групп (уровней) помогает найти пути коррекционной работы с ними и способы компенсации недостатков их развития.
В чем же заключается уровневый подход к оценке развития детей с комплексными нарушениями? Особенности развития этих детей зависят от степени выраженности имеющихся сочетанных нарушений. При изучении детей с комплексными нарушениями было выделено три уровня психического развития:
I (низкий) уровень
II ( средний) уровень
III (выше среднего) уровень
Для каждого уровня психического развития характерны:
– вариативность сочетаний первичных нарушений;
– степень выраженности нарушений;
– наличие осложняющих их компонентов.[3]
Дети с I (низким ) уровнем развития.
Патогенетическая основа – внутриутробное органическое поражение ЦНС, наследственные и хромосомные заболевания. В основном это дети с множественными нарушениями, где количество первичных дефектов доходит до четырёх.
Дети характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в сфере социального развития, познавательных процессов, в речевом развитии.
Перспектива развития детей с I уровнем существенно ограничена. Значимое направление психолого-педагогической помощи – бытовая адаптация для обеспечения социально важных потребностей детей.
Дети со II (средним) уровнем развития.
У этих детей наблюдается мозаичное, или парциальное, поражение головного мозга с нарушениями анализаторной системы и локальными нарушениями речи.
Выявлены интеллектуальные нарушения легкой степени и дополнительные сенсорные, двигательные, речевые нарушения первичного характера.
Для детей характерна недостаточность наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, низкий уровень словесно-логического мышления. Дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Отставание в развитии моторики – у всех детей.
Перспектива развития детей со II уровнем развития.
Зона актуального развития существенно снижена, но дети могут действовать самостоятельно. Зона ближайшего развития значительно уже, но в разной степени используют помощь, способны подражать, саморегуляция избирательна, они способны к целенаправленной деятельности.
При создании специальных условий, максимально стимулирующих процесс развития, успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание, реализуются потенциальные возможности развития каждого ребенка.
Дети с III (выше среднего) уровнем развития.
У детей с этим уровнем- нормальное интеллектуальное развитие, сочетания дефектов представлены нарушениями зрения, слуха, речи, движений.
Дети в адекватных условиях дают положительную динамику социального и познавательного развития.
Учащийся осознает значимость достижения определенного результата своей деятельности, осуществляет контроль за своей деятельностью, умеет использовать оказанную помощь.
Становление психики ребенка с отклонениями в развитии описано Л.С.Выготским в учении о сложной структуре аномального развития, которая заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникших как следствие первичных. В структуре аномального развития всегда присутствуют сохранные функции, являющиеся основой для коррекции.[3]
Согласно его взглядам, наличие дефекта какой-либо одной функциональной системы не вызывает изолированного выпадения данной функции, а приводит к целому ряду взаимосвязанных вторичных отклонений, дающих картину атипичного развития. А сочетание первичных нарушений оказывает многообразное воздействие друг на друга, ведет к взаимному усилению, следствием этого становятся более выраженными качественные и количественные отрицательные последствия.
Современные технологии изучения детей с комплексными нарушениями позволяют выделить множество сложных нарушений развития: сочетания первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений между собой, а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени выраженности.
В настоящее время не установлена единая терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, и множественными.Таким образом, к комплексным (множественным) нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушения, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребенка.
Характеризуя детей со сложным дефектом, ученые-дефектологи выделяют более двадцати вариантов сочетаний разнообразных первичных нарушений. Однако не все они достаточно хорошо изучены. Особенно мало сведений о детях, у которых интеллектуальные и сенсорные нарушения сочетаются с нарушениями аутистического спектра. [3]
Наиболее изученные сложные сочетания:
Дети со сложным дефектом, включающим нарушения 2-х сенсорных систем: зрения и слуха.
Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом.
Дети с нарушением зрения и интеллекта.
Дети с нарушением опорно-двигательной системы и интеллекта.
Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.
Дети с детским церебральным параличом и нарушением слуха.[3]
Как же эффективно организовать обучение таких детей?
В стране функционирует сеть специальных школ-интернатов, в которых есть группы для детей с комплексными нарушениями. Но в этих группах могут находиться только те дети, которые могут самостоятельно передвигаться и себя обслуживать. В случаях, если родители не желают, чтобы дети учились в школах-интернатах, можно оформить обучение ребенка через ВК на дому, в условиях семьи в общеобразовательной школе, или перевести ребенка на форму семейного обучения.
Также установлено, что дети с комплексными нарушениями в сочетании с умеренной умственной отсталостью характеризуются значительными интеллектуальными и адаптивными нарушениями, которые приводят к трудностям к их адаптации и интеграции в социум. Как показал современный мировой опыт, наиболее эффективной для таких детей является их реабилитация образовательными методами (в сравнении с медикаментозной терапией и психотерапией).
Среди детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями, для которых вообще свойственно позднее начало развития речи, встречаются и такие, которые практически не владеют ею. С такими детьми на фоне общей учебно-воспитательной работы надо организовывать дополнительные коррекционные занятия с логопедом, использовать ритмичные и музыкальные упражнения, совместные игры с детьми, которые разговаривают.[3]
Дети с сочетанием умеренной или тяжелой умственной отсталости и ДЦП составляют от 20 до 40 % среди всех детей с данной степенью интеллектуального нарушения. Рядом с умеренным интеллектуальным нарушением у них наблюдаются более глубокие нарушения речи на уровне алалии. Часто речевое недоразвитие обусловливается дефектами двигательного праксиса и недостаточностью практического опыта.[5]
В 10 – 12 лет у таких учащихся наблюдается уже определенная речевая активность, хотя она и сохраняет определенные недостатки.[5]
При организации систематической логопедической и педагогической работы эти дети достигают сравнительно значительных успехов в речевом и интеллектуальном развитии.
Для детей с комплексными нарушениями составляется Адаптированная образовательная программа (АОП) с учетом их психофизических особенностей и возможностей.
АОП составляется на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, 2011года издания.
Содержание обучения и коррекционно-развивающей работы направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающихся.
Содержание работы с учащимися отражается в названиях учебных предметов:
Развитие речи и окружающий мир;
Альтернативное чтение;
Графика и письмо;
Математические представления и констр-ие;
Здоровье и ОБЖ;
Социально-бытовая ориентировка;
Ручной труд; – Адаптивная физкультура;
Музыка и движение.
– Коррекционно-развивающие занятия.[3]
Современные подходы к обучению на дому по индивидуальным планам предлагают избрать следующую стратегию. Она состоит в том, что надомное обучение должно включать три неразрывно связанных блока условий:
– организационный;
– дидактический;
– комплексно-реабилитационный.
Без следования этим условиям невозможна полноценная реализация учебного процесса, развитие личности и осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности конкретного ребенка. [6]
Схематически стратегию можно представить в виде такой схемы:
СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С
КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМ РАЗВИИЯ.
Давайте рассмотрим краткое содержание этих блоков:
Стратегия обучения детей с комплексными нарушениями в развитии в условиях надомного обучения при общеобразовательной школе.
Организационный
блок
Дидактический
блок
Комплексно-реабилитационный
блок
Соблюдение порядка зачисления ученика
Разработка индивидуальной программы обучения
Определение психофизических возможностей ученика
Назначение квалифицированного учителя инд. обучения
Обеспечение доступного содержания учебного материала возможностям ученика
Разработка коррекционной программы развития ребенка
Организация учебной среды
Использование адекватных методов, приемов, видов работ
Психологическая помощь ученику, родителям
Создание команды специалистов для сотрудничества
Использование своеобразной структуры урока
Предупреждение физической и умственной перегрузки ученика
Привлечение родителей. Ознакомление с перспективами развития ребенка
Обеспечение обратной связи.
Взаимодействие системы «ученик-учитель-родители»
Использование продуктивных идей педагогики, арт-терапии, компьютерных технологий
Зачисление ребенка в школу осуществляется в соответствии действующему законодательству, Положений о надомном обучении. После зачисления ученика в школу приказом по школе назначается учитель для его обучения в домашних условиях. Учитель надомного обучения отвечает за оформление личного дела ученика. После окончания учеником нулевого, первого, четвертого и выпускного классов в личном деле записывается подробная характеристика учебных достижений, трудностей, неиспользованных возможностей, личностного развития учащегося.
К организации учебной среды относится оборудование учебного уголка, обеспечение индивидуальной мебелью и приспособлениями для ученика (парта, ортопедические устройства т др.), уголком отдыха, который включает оснащение для проведения физкультминуток.
Следующей составляющей организационного блока является создание команды специалистов, которые изучают психофизические особенности ученика и дают определенные рекомендации (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог). Обоюдная работа названных специалистов и родителей ребенка направлены на создание единого учебно-коррекционного пути.
Родители являются непосредственными участниками надомного обучения детей с комплексными нарушениями развития. Это непременное условие, без которого невозможно осуществление эффективного обучения. Учитель должен ознакомить их со стратегией и перспективой развития ребенка в процессе обучения и формировать у родителей адекватную оценку его психофизических возможностей.
Дидактический блок. Перед началом обучения учитель-дефектолог проводит психолого-педагогическое обследование, в результате которого получает конкретные данные об уровне развития интеллекта, учебно-значащих функций, психической, физической и моторной сфер, уровне знаний по всем учебным предметам, на основе чего разрабатывается Адаптированная образовательная программа конкретного ребенка соответственно программе определенного класса. В процессе осуществления надомного обучения уровни интеллектуального развития могут изменяться. Так, например, ребенок может обучаться математике на низком уровне, а языку и чтению – на среднем. Поэтому важными дидактическими условиями есть создание гибкой системы адаптации учебных программ к психофизическим возможностям каждого ребенка, определение доступного содержания индивидуальной программы по всем предметам, которые наряду с овладением предметных знаний, умений и навыков обеспечат развитие личности, умственных и физических способностей, а также объективное ориентирование в динамике продвижения ребенка вперед.
Выбор адекватных методов, приемов, видов работы является следующим дидактическим условием осуществления индивидуального обучения. Учитель-дефектолог при индивидуальном обучении руководствуется свободным выбором оптимальных вариантов методов, приемов, форм обучения, учитывая индивидуальные психофизические особенности ученика.
Структура занятий надомного обучения состоит из таких этапов: психологической подготовки (1-3 мин.);логопедической разминки(3-4мин.), основного этапа(20-25 мин.), физминутки(2 мин.),заключит.этапа(4-6 мин.).[4]
Надомное обучение невозможно без обеспечения своевременного получения обратной связи. Эта связь возможна в результате использования разного дидактического материала, творческих видов работы, заданий с логическими нагрузками, во время самостоятельного ориентирования в беседах. Прежде всего, у ребенка надо формировать самоконтроль собственных действий, и применение полученных знаний в жизненном пространстве.
Безусловно, одним из важнейших дидактических условий является взаимодействие системы «ученик – учитель – родители».
Включение родителей в учебно-воспитательный процесс – важная особенность организации надомного обучения, поскольку, согласованный с родителями индивидуальный учебный путь, единство требований, адекватность оценки возможностей ученика, систематическое индивидуальное консультирование родителей и их детей, ознакомление с приемами работы способствует значительному улучшению эффективности обучения, его результативности.
Таким образом, доверие в системе « ученик- учитель – родители», единение и деликатность – это те составляющие, без которых невозможно осуществить качественное индивидуальное обучение в условиях семьи.
Комплексно-реабилитационный блок обеспечивается следующим:
учитыванием в комплексе соматических, психофизических показателей каждого ученика;
разными формами преподавания учебной информации с учетом уровня развития пораженных сфер и функций;
защитой учеников от физической и умственной перегрузки;
правильным выбором темпа и способа усвоения знаний;
включением интегрированных моментов в учебный процесс.[6]
Учитывание трех блоков условий требуют
специальной организации надомного обучения и создают основу для ожидаемого учебно-коррекционного результата.
Литература.
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»-Москва,2014г.
2.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л.Б.Баряева,Д.И.Бойков,В.И.Липакова_ СПб,2011г.
3.Жигорева М.В., Левченко И.Ю. «Дети с комплексными нарушениями развития:Диагностика и сопровождение»,-М.,2016г.
4.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Инструктивно-методические материалы / сост.Е.А.Лапп,Е.В.Шипилова- Волгоград,2016г.
5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. //Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.
6. Е.Чеботарёва «Современные подходы к индивидуальному обучению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»Ж-л»Дефектология»,№4,2012г.
14
Источник
Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать учебное заведение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, и ребенок не успевает освоить программу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому. В данной статье рассмотрим вопросы, связанные с переводом учащегося на домашнее обучение.
Домашнее обучение — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.
Право ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации».
Какие медицинские показания являются основанием для перевода ребенка на домашнее обучение?
Домашнее обучение подходит для детей, которые осваивают основную общеобразовательную программу, но нуждаются в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Например, если у ребенка периодически повторяются приступы эпилепсии, то посещать школу ежедневно он не может. Детей с такими проблемами переводят на домашнее обучение. Надомное обучение уместно и в случае, когда ребенку необходима операция или длительный реабилитационный период, после которого он снова придет в школу. Домашнее обучение предполагает, что ребенок может иногда посещать уроки, школу, но систематически учиться не в состоянии.
Существует целый перечень заболеваний, являющихся основанием перевода на домашнее обучение (Письмо Министерства Просвещения РСФСР 8 июля 1980 г. № 281-М, Министерство здравоохранения РСФСР 28 июля 1980 г. № 17-13-186 «Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому» (далее — Письмо). В Письме перечислены заболевания, на основании которых выявляются дети, нуждающиеся в индивидуальных занятиях на дому. Такие дети освобождаются от посещения массовой школы. Неврологические, хирургические, кожные, соматические заболевания являются прямыми показаниями к прохождению общеобразовательных программ в рамках домашнего обучения.
В соответствии с данным списком существуют показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями. Среди таких заболеваний:
- душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе);
- эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками;
- тяжелые неврозы (неврастении, психастении).
Если специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, то это также может являться поводом к смене условий обучения ребенка и перевода его на домашнее обучение.
Также существует возможность создания облегченных условий для учащихся, которые страдают неврологическими и соматическими заболеваниями (душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации, эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфорий) и т. д. Облегченные условия подразумевают под собой дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков.
Какие правила приема, перевода, аттестации применимы к учащемуся с ограниченными возможностями здоровья?
Каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно утверждать законы, касающиеся образования лиц с ограниченными возможностями. Например, в г. Москве это Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 N 16 (в ред. Закона г. Москвы от 25.06.2014 N 37) (далее — Закон). Положения данного Закона распространяются на детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья. Отдельной статьей в Законе выделены положения, раскрывающие особенности организации обучения на дому.
Выделим основополагающие моменты.
- Обучение на дому осуществляется на основании договора между образовательным учреждением и обучающимся/его родителями (законными представителями) (п. 3 ст.7 Закона).
- Лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы. (п.4 ст.7 Закона).
- Прием детей с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам приема граждан в школу. Образовательное учреждение не в праве отказать ребенку, у которого имеются ограниченные возможности здоровья. (п.1, п.2 ст. 14 Закона).
- Закон предусматривает перевод ребенка с ограниченными возможностями здоровья в другое учреждение или на другую форму обучения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей), в случае неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном учреждении и по избранной форме (п.1 ст. 15 Закона).
- Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Аттестация для таких учащихся должна проходить в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья таких лиц, и организуется с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (п. 1 ст.16 Закона).
- Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучался по индивидуальному учебному плану и не освоил образовательную программу, то ему выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены (п.3 ст. 16 Закона).
Как должно быть организовано обучение детей, находящихся на надомном обучении?
На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучениядетей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.(п.3.4 Письма Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254 «О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»).
При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
Количество часов в неделю в рамках надомное обучения по общей программе предполагает следующее:
- для 1–4 классов — 8 уроков в неделю;
- для 5–8 классов — 10 уроков в неделю;
- для 9 классов — 11 уроков в неделю;
- для 10–11 классов — 12 уроков в неделю.
Эти нормативы утверждаются пояснительной запиской к учебному плану каждого образовательного учреждения.
Обучение детей на дому может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). (Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254).
Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. (Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254).
Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в индивидуальных занятиях на дому, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально.
Во время обучения на дому школа обязана предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; условия для промежуточной и итоговой аттестации; документ государственного образца о соответствующем образовании.
Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем учреждения, которые должны с ним заниматься. Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении, то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования. Длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.
Какие необходимы документы при оформлении перевода ребёнка на домашнее обучение?
К заявлению родителей о переводе на домашнее обучение должно быть приложено заключение врачебной комиссии. У ребенка, находящегося на такой форме обучения, сохраняются все права, предусмотренные законодательством об образовании.
Обязательным документом, который является подтверждением права ребенка на получение обучения на дому, является справка врачебной комиссии (когда ребенок на инвалидности). Получив такой документ, родители относят его в школу, директор издает приказ об организации надомного обучения. Если такой справки нет, то соответственно нет подтверждения тому, что ребенок нуждается в надомном обучение.
Перевод на домашнее обучение возможен с любого класса, при этом всегда можно вернуться к занятиям в школе. Это означает, что в случае выздоровления, ребенок может быть переведен на обычную форму обучения.
-
Автор —Сафиулина Нурия Романовна
-
15.03.2015
-
Все консультации автора
Источник