Ребенок с глубокой задержкой развития цели обучения

Особенности обучения детей
с задержкой психического развития в классах коррекции.

Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно!» – скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. «Интерес к учению, – писал В.А. Сухомлинский, – появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают двери к успеху: интерес и вдохновение. Создание атмосферы сотрудничества между учителем и учениками и есть основа для успешного учения.

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся на каждой из этих форм.

Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Эмоционально-волевая сфера детей отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности они могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы.

ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

На экране мы с вами видим факторы риска, предшествующие причинам задержки психического развития.

Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Коррекционные классы VII вида были созданы для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

В классах коррекционного обучения нашей школы система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Наполняемость класса – 10-14 человек.

Преподавание ведется по образовательным программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.

Основная цель обучения на I ступени обучения – обеспечение овладения:

– чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности,

– элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий,

– культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Учащиеся начальных классов КРО должны, как и ученики массовых классов освоить обязательный минимум содержания начального общего образования, утвержденного МО РФ (Приказ № 1235 от 19.05.1998).

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста (на I ступени обучения) являются:

1) развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, тонкой моторики рук, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации;

2) обогащение кругозора, формирование дифференцированных и всесторонних представлений о предметах и явлениях окружающего, развитие осознанного восприятия материала;

Читайте также:  Центр естественного развития ребенка адрес

3) формирование социально-нравственного поведения в целях адаптации к школе (осознания и принятия роли ученика, выполнение школьных обязанностей и обязанностей ученика, ответственное отношение к учебе, соблюдение школьных правил, правил общения со сверстниками и взрослыми и т.п.);

4) формирование учебной мотивации, постепенное замещение социальной ситуации развития «взрослый – ребенок» на «учитель-ученик», что способствует развитию познавательной активности;

5) развитие личностного компонента познавательной деятельности (мотивационного и регуляторного компонентов – познавательной активности, самостоятельности и произвольности);

6) формирование общеучебных умений: умения ориентироваться в задании, умение планировать свою деятельности; умение выполнять деятельность в соответствии с наглядным образцом и словесными указаниями учителя, умение осуществлять самоконтроль и самооценку;

7) формирование общеинтеллектуальных умений – операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения делать выводя, формировать понятия, рассуждать, доказывать, находить причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и др.;

8) повышение общего уровня развития и коррекция имеющихся вторичных нарушений в развитии;

9) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных стрессов, создание благоприятного психологического климата в кассе и школе, обеспечение ситуации успеха во фронтальной и индивидуальной образовательной и коррекционной деятельности, закаливание, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия;

10) организация социальной среды, обеспечивающей стимуляцию общего развития, активизацию познавательной деятельности, коммуникативных функций, формирование практической и интеллектуальной деятельности;

11) обеспечение комплексного сопровождения специалистами (врачом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) – наблюдение за развитием и коррекционная работа;

12) создание учебно-методического обеспечения, необходимого для усвоения детьми общеобразовательных коррекционных программ в соответствии с требования образовательного стандарта к ЗУН.

Рассмотрим этапы психолого – педагогического сопровождения коррекционно – развивающего обучения.

1 этап — это диагностика, которая основывается на наблюдении, изучении документации, обследовании дефектолога, логопеда и психолога. Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов)

2 этап консультация родителей. Ведь мы с вами знаем, что не все родители могут согласиться с тем что их любимое чадо, имеет отклонения в психическом развитии. Необходимо вести беседы с такими родителями, объясняя причины и следствия обучения таких детей. Преимущества КРО. Это так же касается и родителей, которые соглашаются с заключением ПМПК. Таким родителям так же требуется помощь в развитии и обучении детей с диагнозом ЗПР.

Далее мы рассмотрим характерные особенности детей ЗПР.

  • Снижение работоспособности;

  • Повышенная истощаемость;

  • Неустойчивое внимание;

  • Своеобразное поведение;

  • Недостаточность произвольной памяти;

  • Отставание в развитии мышления;

  • Дефекты звукопроизношения;

  • Бедный словарный запас слов;

  • Низкий навык самоконтроля;

  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;

  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;

  • Слабая техника чтения;

  • Трудности в счёте и решении задач по математике.

На 3 этапе консультирование педагогов. Это необходимость посещения семинаров, участие в вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ.

4 этап коррекционно-развивающая работа с детьми.

Воспитательные задачи учебно-воспитательного процесса.

Воспитательное направление системы КРО состоит в такой организации взаимодействия сотрудников, которое обладало бы максимальным воспитывающим потенциалом для свободного развития каждого ребенка.

Основные задачи воспитательной деятельности педагогического коллектива, участвующими в функционировании системы КРО:

1) создать единый общешкольный коллектив детей и взрослых;

2) оптимизировать клубную и кружковую работу с целью предоставления ребенку возможности для самовыражения, самоутверждения и самореализации;

3) укрепить коллективные традиции – климат психологического комфорта, мажорный тон общения, демократический стиль взаимодействия, общешкольные праздники и др.;

5 этап психологическое просвещение и образование педагогов.

Условия для решения данных задач:

1) вера каждого педагога в добрые начала, заложенные в природу каждого ребенка;

2) сформированность у каждого педагога гуманистических ценностей;

3) глубокое знание и понимание физических и духовных потребностей ребенка;

4) гармоничное сочетание интеллектуального развития ребенка с воспитанием его чувств;

5) отсутствие давления на волю ребенка, запрет авторитаризма и негативных форм дисциплинирования;

6) понимание игры как потребности развития детского организма, как обязательного условия организации всех видов деятельности ребенка;

7) профилактическая работа во всех сферах деятельности педагога (организация перемен учителем, учителями физкультуры и ритмики и др.).

Критерии мониторинга эффективности учебно-воспитательного процесса:

1) результативность обученности школьников по всем учебным предметам;

2) обученнность педагогических кадров;

3) соотношение затрат времени и психолого-физиологических усилий с достигнутыми результатами;

4) соответствие организации, содержания и методик обучения современным достижениям педагогики;

5) возможность творческого применения опыта.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Читайте также:  Проблемы семьи ребенка с отклонениями в развитии

Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

6 этап Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся

1. Особая форма проведения (в малой группе или индивидуально)

2. Наличие привычных мнестических опор (схем, шаблонов общего хода выполнения заданий)

3. Упрощение инструкции (пошаговость выполнения заданий)

4. Дублирование письменной инструкции ее прочтением вслух

5. Увеличение времени на выполнение заданий

6. Возможность перерыва

7 этап Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формула успеха при работе с детьми ЗПР.

  • общая коррекционная направленность процесса обучения,

  • увеличение срока обучения,

  • малая наполняемость класса,

  • щадящий режим,

  • соответствующий учебный план,

  • увеличение количества часов на трудный раздел программы,

  • использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,

  • создание положительной атмосферы на уроке,

  • постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,

  • создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,

  • опора на игру,

  • целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники классов коррекции, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа – на курсы, в ПТУ, в техникумы и др. Некоторые выбирают дальнейшее обучение уже в 10-м классе общеобразовательной школы и после этого продолжает дальнейшее обучение в колледжах и Вузах.

Подготовила учитель коррекционного 2 г класса

МОБУ СОШ № 5 г. Мелеуз

Белоусова Анастасия Александровна

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 21 августа, 2019

Обновлено: 24 сентября, 2020

С каждым годом, детей с ЗПР становится все больше, им требуется обучение, учитывающее их особенности, специфику взросления. И позволяющее интегрироваться в общество, максимально развить свои способности.

Современные педагоги и психологи считают ребят с таким диагнозом обучаемыми, способными освоить необходимые навыки для жизни в социуме. Однако, чтобы дать необходимое образование детям с ЗПР, взрослым необходимо обладать специальными знаниями и квалификацией.

Особенности обучения

Диагноз «задержка психического развития» ставится ребенку до начала полового созревания. Он означает, что какие-то из психических функций мозга развиваются медленнее, чем у сверстников, из-за чего возникают некоторые трудности в развитии. Как правило, у детей с ЗПР страдает обучаемость.

Фактически, при начатой вовремя коррекционной работе, к периоду полового созревания подростки выравниваются со сверстниками и в дальнейшем ведут общепринятую жизнь. Практически ничем не выделяясь на фоне одногодок.

Если после 13-14 лет ребенок все еще выказывает признаки ЗПР, его диагноз пересматривается.

Речь может идти об инфантилизме и умственной отсталости.

Часто задержку психического развития выявляют уже к 3 годам, что позволяет начать коррекционные мероприятия с самого младшего возраста. Подготавливать к обучению такого ребенка начинают раньше, чем его сверстников. Ему сложнее освоить даже простые навыки, научиться учиться.

Работа с особенными малышами требует от педагогов и родителей терпения и специальных навыков. Потому что даже несложное для сверстника задание, будет представлять для ребенка с ЗПР серьезные затруднения.

Условия результативного обучения:

  • Учитывает уровень и специфику конкретного ребенка.
  • Работа только в небольших группах с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.
  • Вовлеченность родителей, родственников. Обучаемость детей с ЗПР зависит еще и от желания и умения работать с ними не только педагогов в специальных учреждениях, но и родителей. Ведь времени на освоение даже простейших навыков, деткам необходимо больше.
  • Контроль динамики показателей. Постоянно проводятся специальные тесты, отслеживающие развитость основных психических функций.
Читайте также:  Жалобы на ребенка с особенностями развития
  • Многозадачность процесса. Одно упражнение направленно на развитие нескольких способностей одновременно.

Перед тем, как определить школу, в которой будет проводиться обучение детей с ЗПР, устанавливают разновидность диагноза. Каждая из них имеет особенности, определяющие, где обучаются дети с ЗПР:

  • Церебрально-органическая считается сложной с педагогической точки зрения, так как дети безразлично относятся к окружающему, страдают инертностью мышления. Педагогические мероприятия основываются на работе по коррекции проявлений патологии ЦНС.
  • Психогенная. Возникает вследствие психологических травм, поэтому работа прежде всего нацелена на устранение их последствий.
  • Конституциональная. Ребята с этим типом инфантильны и легко внушаемы, невнимательны. Задача педагога в данном случае – развить внимательность, научить концентрироваться на одной задаче.
  • Соматогенная. Задержка психофизического развития. Пациенты часто испытывают неконтролируемый подсознательный страх перед обучением, возможной ситуацией неудачи. Специалисты создают атмосферу регулярных маленьких побед, поощрений, чтобы обучающийся чувствовал себя более комфортно. Одновременно проводятся занятия по физическому развитию.

Варианты обучения детей с ЗПР

При определении места будущего обучения учитываются возможности у детей с ЗПР. Исходя из них создаются малочисленные группы в специализированных или рядовых учебных заведениях.

Необходимы дополнительные занятия со специалистами, направленные на развитие навыков и способностей деток, позволяющих полностью интегрироваться в общество. Чем раньше начинается работа профессионалов, тем быстрее достигается результат.

Согласно законодательству Российской Федерации, для обучающихся с ЗПР созданы специальные заведения, отдельные классы на базе классических общеобразовательных школ, детских садов.

Такие организации относятся к образовательным учреждениям 7 типа. В них дается дошкольное и школьное образование 1, 2 ступени (начальное, базовое общее образование). Поступить в класс возможно после подтверждения диагноза медицинской комиссией и при желании родителей.

В подготовительный класс спецшколы ребята идут с 6 лет, а в 7 лет становятся первоклассниками, как и их сверстники.

Обучение проводится по тем же учебникам, что и в рядовых классах, но материал сокращается для лучшего усвоения. Уроки проводятся не дольше 20 минут. Потому что детки с задержкой психического развития не могут сохранять внимательность, заинтересованность процессом обучения дольше.

Методы обучения отличаются разнообразием, многонаправленностью используемых упражнений.

Обязательно предусматриваются академические часы для работы с иллюстративным, дидактическим материалом.

Достигнув определенного возраста после прохождения медицинской комиссии с ребенка может быть снят диагноз, тогда он переводится в стандартную школу и продолжает образование по стандартной программе.

Специализированное обучение

Организация обучения детей с ЗПР, достигших возраста школьников, – серьезная задача государства. Для этого созданы все условия: отдельные группы в детских садах, специализированные коррекционные школы и классы на базе общеобразовательных школ.

После внедрения ФГОС НОО, ребята с задержкой психического развития обучаются в рядовых классах общеобразовательной школы со сверстниками. Однако в таком случае им предоставляется на уроке помощь тьютора, помогающего освоить максимум изучаемого материала.

Помимо уроков, врачи, педагоги проводят дополнительные занятия и исследования, чтобы отследить динамику развития каждого обучающегося, выявить причины заболевания и скорректировать их.

Коррекционное образование имеет несколько ведущих направлений:

  • диагностическое;
  • лечебно-профилактическое;
  • корректирующее;
  • консультативное;
  • развивающее;
  • социально-трудовое.

В случае успешной коррекционной работы, учащиеся прекращают обучение в специализированном классе и переходят в общеобразовательный. Где продолжают обучение наравне со сверстниками.

Список использованной литературы

  1. The neural basis of nonword repetition in childrenwith developmental speech or language disorder: An fMRI study. Pigdon L, Willmott C, Reilly S, Conti-Ramsden G, Liegeois F, Connelly A, Morgan AT. 2020 Feb 17;138:107312. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2019.107312.
  2. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии. [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М.: Роспедагентство, 2000. – 351 с.
  3. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегративного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 79.
  4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
  5. Management of developmental speechand language disorders: Part 1.O’Hare A et al. Arch Dis Child. (2016)

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник