Ребенок с диффузно поврежденным развитием

Ребенок с диффузно поврежденным развитием thumbnail

Одной из наиболее сложных для типологизации группой отклоняющегося развития является те варианты, в которых в качестве основного классификационного признака выделяется фактор повреждения.

Вслед за классиками отечественной психиатрии и психологии к поврежденному относят варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии, когда значительная (большая) часть функциональных систем уже была сформирована (до момента повреждения) и, таким образом, развитие имеет период условно нормативного. Точно также в большинстве случаев можно выделить (по крайней мере, в анамнезе) собственно повреждающий фактор. Традиционно считается, что феномены повреждения могут возникать только при воздействии повреждающих факторов после возраста 2-3 лет. При этом понятно, что фактор возраста при котором возникло поражение играет огромную роль, поскольку длительность формирования той или иной функции или системы различна. При этом становится очевидным, что чем длиннее период формирования функции (или системы функций), тем большая вероятность недоразвития по отношению к повреждению и, соответственно, чем короче этот период, тем вероятнее мы будем иметь повреждение данной системы (Лебединский, 2007). Таким образом могут быть определены (исключительно на качественном уровне) дифференциально диагностические признаки повреждения или недостаточности развития. Это имеет огромное значение для проведения дифференциальной диагностики не только психологом, но и другими специалистами.

При этом психические функции и процессы, имеющие достаточно длительный период развития, при более раннем повреждении окажутся в ситуации стойкого недоразвития. Именно это сближает феноменологические проявления детей с ранним повреждением ЦНС с группой тотального недоразвития и иногда, как уже указывалось, может служить причиной диагностической ошибки. А относительно рано формирующиеся функции, имеющие «короткий» период развития (в том числе функции подкорковых структур), чаще подвергаются повреждению (порой, даже с элементами распада), что также сближает проявления поврежденного развития с некоторыми вариантами тотального недоразвития или грубыми вариантами парциального недоразвития смешанного типа.

На наш взгляд в качестве определяющего, ведущего признака следует считать признак времени (возраста) и объема (массивности) повреждения.

Кроме того специфика поврежденного развития будет определяться:

· локализацией повреждения, как одного из наиболее значимых факторов;

· периодом, прошедшим после повреждающего воздействия (стажем заболевания);

· наличием или отсутствием, в связи с этим, общемозговых проявлений;

· особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению (преморбидные особенности).

При учете фактора объема повреждения, как наиболее существенного, мы можем разделить группу поврежденного развития на две подгруппы:

· локально поврежденное развитие;

· диффузно поврежденное развитие.

Очевидно, что чем больше объем поражения, тем тяжелее общее состояние ребенка и влияние поражения на характеристики продуктивной активности, целенаправленности, темпа и работоспособности в целом (проявления астенизации, инертности и т.п.).

Такое обилие параметров, определяющих характер поврежденного развития, определяет значительную сложность и неоднозначность выделения специфических для данной группы показателей развития.

Следует отметить, что при локально поврежденном развитии объем так называемых «общемозговых проявлений» как правило, будет меньшим и, вследствие этого, общий прогноз развития ребенка при адекватном лечении будет более благоприятным. Показатели критичности, адекватности и обучаемости не являются специфичными для данного типа отклоняющегося развития в том случае, если это не локальное повреждение передних структур мозга (лобных систем). Однако в каждом конкретном случае может выявляться специфика этих характеристик.

Точно также и специфика формирования когнитивной сферы, в первую очередь, будет определяться локализацией поражения, но и ресурсными, компенсаторными возможностями ребенка в целом. Характерной особенностью для этого типа отклоняющегося развития следует считать «мозаичность» феноменологической картины познавательной деятельности.

В эмоционально-личностном плане может наблюдаться самый широкий спектр проявлений от вариантов условно-нормативного развития до брутальных форм личностных изменений.

Говоря о последовательности каких либо психологических развивающе-коррекционных мероприятиях следует хорошо понимать, что они чаще всего могут быть начаты только в случае снятия остроты состояния и при обязательном согласовании с врачом-неврологом. Показана коррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе (в первую очередь когнитивная), формирование произвольной регуляции деятельности с опорой на актуальный уровень ее развития, при необходимости работа учителя-дефектолога, логопеда, общеукрепляющие мероприятия, психотерапевтическая работа с родителями и семьей в целом. При инвалидизирующих вариантах поврежденного развития психотерапевтической работе должно быть уделено преимущественное значение.

Читайте также:  Методическое пособие по развитию речи ребенка от 1 года

При неблагоприятных ситуациях развития детей этой категории (неадекватном лечении, несвоевременной развивающей и коррекционной помощи, неадекватном типе образовательного учреждения, социальных условиях развития в целом) вероятен неблагоприятный прогноз развития. Так, например, ребенок, имеющий по данным параклинических исследований (в первую очередь, электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ) наличие очаговой эпилептической активности, будет по своему состоянию «девиировать» в группу «диффузно поврежденного развития» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В всех случаях поврежденного развития должен выставляться неврологический диагноз, отражающий характер поражения или заболевания нервной системы и/или органов чувств.

Несомненно, что ведущим специалистом при данном типе развития следует считать специалиста медицинского профиля (невролога, психиатра, врача восстановительного лечения). Вторым по значению – является учитель-дефектолог соответствующего профиля.

Наиболее типичными среди феноменологических проявлений, характерными для диффузно поврежденного развития являются, в первую очередь, изменения операционально-технических характеристик психической деятельности разной степени выраженности. Выраженность этих проявлений находятся в прямой зависимости от ранее перечисленных факторов. Эти особенности проявляются в грубых колебаниях работоспособности, общем ее снижении вплоть до невозможности организации продуктивной деятельности, резким снижением темпа психической деятельности, его неравномерности, так и в неравномерности (колебаниях) психического тонуса.

Как правило, при этом варианте развития регуляторные функции оказываются выражено поврежденными, что проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической активности, как на познавательном, так и на аффективном уровне, но и собственно трудностями программирования и контроля деятельности в целом.

Показатели критичности, адекватности, обучаемости в случаях выраженных, мало компенсированных повреждений будут значительно снижены.

После перенесенного повреждения или заболевания с точки зрения развития познавательных процессов наблюдается не только грубое изменение операциональных характеристик деятельности, но и, в тяжелых случаях, распад отдельных уже сформированных функциональных систем и процессов вплоть до органической деменции, в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся. При более мягких вариантах отмечается снижение темпа формирования высших психических функций наряду с частым сопровождением развития ребенка инертностью психической деятельности в целом.

В этом же ключе отмечаются и особенности эмоционально-личностного и мотивационно-волевого развития: с одной стороны можно говорить о значительной эмоциональной инертности, вязкости, с другой – об эмоциональной лабильности нестойкости аффекта, наличии значительных колебаний настроения и аффективного тонуса в целом. Достаточно часто в подростковом возрасте на фоне подобной эмоциональной лабильности может возникнуть формирование дисгармонических черт личности и, при неблагоприятных условиях девиация развития в сторону стойкой дисгармонии.

Аналогично предыдущему варианту поврежденного развития, в первую очередь, необходимо адекватная система лечебных, режимных и восстановительных мероприятий. В дальнейшем, как только что было показано, приоритет психологической коррекционной работы лежит в сфере формирования произвольной регуляции, формировании программирующих и контрольных функций. Однако в неярко выраженных случаях порой бывает достаточно просто выполнение режимных мероприятий, заключающихся в снижении объемов и учебных и прочих нагрузок, учете особенностей работоспособности и возможного темпа деятельности, адекватного отношения к эмоциональным перепадам. В этом случае роль психолога чрезвычайно возрастает не как специалиста по коррекционной работе, а как координатора и психотерапевта в осуществлении взаимопонимания и взаимодействии родителей и педагогов, пониманию и теми и другими специфики состояния ребенка.

Прогноз дальнейшего развития ребенка, в большинстве случаев в целом менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии, но чрезвычайно разнообразен, и зависит об огромного числа факторов, в том числе и компенсаторных возможностей ребенка. Поэтому возможна как практически полная компенсация повреждения, так и «выход» в органическую (в том числе эпилептическую) деменцию в наиболее тяжелых случаях. Прогноз, в первую очередь, будет определяться интенсивностью повреждающего воздействия, его длительностью, адекватностью (а иногда и просто самой возможностью) лечебных мероприятий, так и собственными ресурсными и компенсаторными возможностями ребенка.

Читайте также:  Семья социальный институт формирования и развития личности ребенка

Огромную роль, естественно, будет играть и социальные условия развития, как один из определяющих факторов компенсации. В качестве примера можно привести отсутствие адекватных лечебных мероприятий как при несоответствии медицинского оборудования или врачебной квалификации состоянию ребенка в нужный момент, так и при попустительстве родителей, недооценки ими возможных последствий.

Как правило, в этих случаях ставится соответствующий неврологический диагноз. В связи с разнообразием тяжести состояния и прогноза развития ребенка как в неврологическом, так и в психолого-педагогическом плане ведущим специалистом остается медицинский работник (профильный специалист) и педагог-дефектолог. Психолог чаще всего является вспомогательным специалистом, способствующим адаптации ребенка и семьи в целом.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2420 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.003 с)…

Источник

К поврежденному развитию у детей относится нарушение психики. Обычно причина состоит в органическом поражении центральных нервных структур. Наиболее характерная модель – органическая деменция. Она развивается вследствие перенесенных ранее инфекционных заболеваний, травматических повреждений нервного аппарата, изменения наследственно-дегенеративного характера, нарушение обменных процессов в структурах головного мозга.

поврежденное психическое развитие

Характеристика поврежденного развития у детей

При деменции интеллектуальная деятельность ослабевает. Явление, как правило, носит необратимый характер. Страдает память, эмоционально-волевая сфера. Но ее не следует отождествлять с олигофренией. Она хоть и связана с аналогичным происхождением, но возникает лишь у детей в возрасте 2-3 лет либо начинает выражено прогрессировать. В это время какая-то часть психических функций уже закончила свое формирование, а другая продолжает свое активное формирование.

Различные психические функции неодинаковы по продолжительности своего формирования. Отсюда становится понятным значение возраста в этом процессе. Иными словами, это определяется возрастом, когда имело место повреждение. Это является дифференциально-диагностическим признаком и представляет собой главное отличие недоразвития от поврежденного развития.

Виды органической деменции

Для органической деменции характерно четыре типа:

  1. При первом типе у детей наблюдается низкий уровень общения.
  2. Для второго типа характерно состояние, связанное с грубыми нейродинамическими расстройствами. Мыслительные процессы замедлены, с выраженным проявлением плохой переключаемости. Ребенок не может напрягать свои мысли. В мышлении таких детей отсутствует логическое построение.
  3. Третий тип характеризуется состоянием, которое связано с недостаточным побуждением к какой-либо деятельности. Такие дети апатичны, у них резко снижена активность мышления.
  4. В случае четвертого типа поврежденного развития у детей недостаточна или отсутствует вовсе целенаправленность мышления. Данный тип связан с грубыми расстройствами внимания. Ребенок постоянно на что-то отвлекается.

    поврежденное развитие у детей

Минимальная мозговая дисфункция

Часто встречается такая патология, как ММД (минимальная мозговая дисфункция). При ней нервная система функционирует недостаточно. На то имеются биологические причины. Наблюдаются легкие расстройства в поведении, обучаемость снижена, но выраженные интеллектуальные отклонения отсутствуют.

Обычно причиной такого явления является действие вредных факторов в период внутриутробного развития. Сюда можно отнести пристрастие матери к алкоголю, перенесенные ею инфекции, родовую травму, некоторые другие моменты. Действие этих факторов приводит к тому, что локально поражаются корковые либо подкорковые отделы мозга.

Как проявляет себя ММД?

Необходимо сказать, что подобные проявления могут носить самый различный характер, что определяется локализацией повреждений. На первый план выходят нарушения, связанные с моторикой. У ребенка неловкие движения, он постоянно строит различные гримасы. Отмечается проявление выраженной двигательной расторможенности. Нарушается сон, ребенок возбудим, его поведение становится неуправляемым.

Со временем, по мере развития детского организма, имеющиеся нарушения постепенно компенсируются. Если создать благоприятные условия учебно-воспитательного процесса, а также при грамотно проводимой лечебной коррекции все проявления имеют минимальную степень выраженности. Порой это выявляется только при углубленном специальном обследовании.

Подобные состояния напрямую зависят от объема повреждений. Поэтому они могут быть локального и диффузного характера. Общее состояние ребенка определяется объемом повреждения.

Читайте также:  Какое развитие ребенка 5 месяца

дети и поврежденное психическое развитие

Локальное повреждение

Причиной локальных повреждений, прежде всего, являются новообразования. Но не только они могут вызвать локальные повреждения. Повреждающими факторами развития может быть и киста, и кровоизлияние. Если принимаются адекватные лечебные меры, то прогноз носит благоприятный характер. Специфичность состоит и в возрасте повреждения, и какими компенсаторными возможностями обладает организм конкретного ребенка.

Для поврежденного психического развития характерна мозаичность картины. Для эмоционально-личностного плана характерен широчайший спектр проявлений. Может иметь место условно-нормативное развитие и выраженные брутальные формы. Тяжело это воспринимают подростки. Отпечаток накладывает имеющаяся психическая травма. Подростки просто не желают верить в то, что они когда-то поправятся, поэтому с прохладцей относятся к своему здоровью.

забота о детях с поврежденным развитием

Психотерапевтическая работа

Коррекционные мероприятия психолога следует начинать только после того, как снято острое состояние. Прежде их согласовывают с неврологом. Психотерапевтическая работа проводится не только с самим ребенком, но и с его родителями, и в целом с семьей. Ее ведут при участии дефектолога и логопеда. Негативная ситуация (неадекватность лечения, поздно начатая коррекционная работа) обусловливает неблагоприятный прогноз.

Большая помощь оказывается педагогом-дефектологом, который помогает ребенку в обучении. Вначале проводятся индивидуальные занятия, и лишь после того как врач даст добро, ребенок переходит к стандартному обучению. Разумеется, даже при таких условиях ему необходим охранительный режим. При значительных повреждениях, помимо обычного педагога, требуется помощь коррекционного специалиста.

занятия с детьми с поврежденным развитием

Диффузные повреждения

Их возникновение обусловлено самыми различными причинами. Ими может стать прогрессирующая гидроцефалия, менингококковая инфекция, тяжелые травматические поражения мозга. На первый план выступает изменение психики различной степени выраженности. Психическая деятельность неравномерна, с выраженными колебаниями. Работоспособность ребенка выражено снижена. Естественно, снижена критика, адекватность и обучаемость.

У детей имеет место явная эмоциональная инертность, а с другой стороны, выраженная лабильность. Может наблюдаться дисгармония черт личности. Для коррекции требуются грамотные мероприятия лечебного и режимно-восстановительного характера. Определяющую роль имеет работа по психолого-корректирующим мероприятиям. На первый план здесь выходит психолог со своей координирующей функцией. Родителям необходимо тесно взаимодействовать с педагогом.

Разумеется, при диффузных поражениях прогноз менее благоприятный, чем в случае с локальными повреждениями. Исход определяется различными факторами и обусловлен тем, в какой степени у детского организма развиты компенсаторные возможности.

поврежденное развитие

Психическая травма

Она относится к особому виду повреждений. Несмотря на то что она отсутствует в психологической типологии, именно на нее направлена работа психологов. Ею занимаются исключительно психологи. Детям требуются специальные образовательные условия.

Такие травмы обычно сопровождаются отклонениями психического развития. Оно может осуществляться в условиях острых травм и проходить при их хроническом воздействии.

Психические травмы условно можно разделить на два типа:

  1. Первым из них является физический тип. Это все то, что связано с воздействием на тело человека, образно говоря, с его физическим миром.
  2. Вторым является нарциссический тип. Такой вид связан с социальными отношениями. Это отношения по направлению к другим людям, субъектность.

Разделяются такие травмы и по временному характеру. Обычно они связаны с какими-то эпизодами, сопряженными с социальным и физическим насилием. Причиной может послужить стихийное бедствие или резкая смена жизненного уклада.

Основным моментом в данном направлении является активное выявление тех детей, у которых имеется органика поражения мозговых структур. Такие дети подлежат комплексному наблюдению. Помимо педиатров, за такими детьми наблюдает невролог, психолог, логопед. Используются различные педагогические программы, характер которых определяется состоянием интеллекта ребенка. Большое значение придают развитию образности мышления и наглядному материалу. Постепенно у ребенка тренируется возможность, при которой имеет место переключение от одного занятие на другое.

особые дети

Небольшое заключение

Под поврежденным развитием понимают ситуацию, при которой психика ребенка развивается на фоне органических поражений центральных структур мозга. Состояние обусловлено большим количеством причин, оно непростое, требует существенных усилий и терпения в проведении адекватных коррекционных мероприятий.

Источник