Ребенок с дцп обучение и развитие

Ребенок с дцп обучение и развитие thumbnail

Если у ребенка ДЦП, то родители должны понимать все проблемы и особенности его состояния. Да, это больные дети. Чаще всего у них существенные затруднения с самыми обычными движениями. Кроме того, вместе с физическими нарушениями могут присутствовать умственная неполноценность, снижение интеллекта. Однако все это не повод забросить ребенка и не заниматься его развитием.

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей. Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка. Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Особенности диагноза ДЦП

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания. В любом случае это Особенности обучения детей с дцпбольной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина. ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;Особенности обучения детей с дцп
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Физические ограничения

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения Особенности обучения детей с дцппроизвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Отставание психического развития

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения. Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму. Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще Особенности обучения детей с дцпвсего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка. В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности. В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Необходимость развития и обучения детей с ДЦП

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнееОсобенности обучения детей с дцп время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

Читайте также:  Метод эксперимента в исследовании ребенка с отклонениями в развитии

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

Учеба в обычной школе

Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми. Здесь все зависит от нескольких факторов:

  • физическаяОсобенности обучения детей с дцп и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

КромеОсобенности обучения детей с дцп того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Домашнее обучение

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

ОбучениеОсобенности обучения детей с дцп – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Два правила для успешного домашнего обучения

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной Особенности обучения детей с дцпнагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.
Читайте также:  Развитие ребенка с рождения по месяцам скачать

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Специализированные интернаты

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают Особенности обучения детей с дцпдомой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате. Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход. Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в Особенности обучения детей с дцпинтернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома. Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид. С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Возможность продолжить обучение

Главная задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых Особенности обучения детей с дцпдетей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы. Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы. Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Диагноз «детский церебральный паралич» совсем не означает, что малыш будет прикован к инвалидному креслу и не сможет сам даже умываться и чистить зубы. Все зависит от того, как с ним занимались. У многих детей наблюдается прогресс, но не сразу, а в результате труда их родителей. Возможность учиться и развиваться они получили не так давно – это стоит учитывать. Сегодня качественная терапия и занятия с правильными педагогами дают очень хорошие результаты.

Источник

КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему: «Особенности обучения детей с ДЦП»

Подготовила: Федотова А.З.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича – от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Дети с нарушением функции опорно – двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. Дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Все свои занятия с больным ребенком я провожу с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строю на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии. Усвоение учебного материала параллельно формирует коммуникативные качества, обогащает эмоциональный опыт, активизирует мышление, формирует личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент является причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Читайте также:  У ребенка задержка речевого развития что дать

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

– игровые ситуации;

– дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

– психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Я постоянно слежу за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций способствую их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. Каждую встречу я начинаю с пассивной гимнастики, которая способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозит содружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные движения повторяю многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении.

Как только ребенок научится выполнять хотя бы часть движений, я перехожу к пассивно-активной гимнастике.

Пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

  • Делаю поглаживающие, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию.

  • Похлопываю, перетираю кончики пальцев, а также области между основаниями пальцев.

  • Поглаживаю и похлопываю тыльную поверхность кистей и рук (от пальцев до локтя).

  • Похлопываю кистью ребенка по своей руке, по мягкой и жесткой поверхности.

  • Вращаю пальцами ребенка, отдельно каждым.

  • Делаю круговые повороты кистью ребенка.

  • Произвожу отведение-приведение кисти вправо-влево.

  • Поочередное разгибаю пальцы кисти, а затем сгибаю пальцы (большой палец располагается сверху).

  • Делаю массаж с использованием различных массажеров.

  • Противопоставляю большой пальца остальным (колечки из пальцев). Использую упражнения: сдавливание мягких игрушек большим и указательным пальцами, раздвигание ножниц, рукопожатие, игры с куклами, одевающимися на пальцы.

  • Противопоставляю (соединяю) ладони и пальцы обеих рук.

Также, формирую функцию хватания, разжимания кисти, перекладывания предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца использую следующие упражнения: надавливание пальцем на пластилиновые шарики, рисование пальчиковыми красками.

На всех уроках я использую стимулы различной модальности – зрительной, слуховой, тактильной и использую эту стимуляцию длительное время. Сочетаю стимулы различной модальности (музыки, цвета, запахов),что оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, укрепляющее, расслабляющее, успокаивающее. Таким образом, решаются разные задачи:

– формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации.

– формирование представлений о цвете, форме и величине (используются разноцветные стаканчики, подушечки, мячики, тарелочки, коробочки и т.д).

– развитие тактильной чувствительности (вкладывание предметов в ладони ребенка).

Уроки проводятся в игровой форме. Особенности развития мышления у детей с умственной отсталостью, делают необходимым применение разнообразного наглядного материала. На уроках обучения грамоте я применяю приемы, исключающие необходимость письма, – использую разрезную азбуку, предметные картинки, лото, магнитную доску, пазлы, опорно-мнемонические таблицы.

Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдаю за ребенком, стараюсь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки. Стараюсь быть последовательной. Двигаюсь от простого к сложному, от одного навыка к другому. Ежедневно вношу новые элементы в свой урок. Стараюсь чаще хвалить и поощрять ребенка.

Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня.

Только при создании благоприятных условий воспитания и обучения можно добиться положительной динамики развития ребенка с ДЦП.

Список используемой литературы

1. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. – СПб., «Дидактика Плюс», 2003.

2. Журнал «Начальная школа» N 38, 2003 г.

3. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия»,2006

4. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского – 2-е изд. Испр. – М.: 4.

5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.:

Источник