Ребенок с церебральным параличом помощь уход развитие купить

Ребенок с церебральным параличом помощь уход развитие купить thumbnail
Главная // Дефектология // Дети с ДЦП // Финни Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей

Финни Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей

Издательство: 

Теревинф

ISBN: 978-5-9015-9982-2

Год издания: 2009 год

Страниц: 336 страниц

Тип обложки: мягкий переплет

Формат: 210×260 мм

Тираж: 2000 экземпляров

490
руб

Еще фото (чтобы увеличить – кликните по картинке):

Oписание товара

Название книги отражает избранный автором подход: предлагаемые методы и идеи ориентированы не на специальные занятия, а призваны помочь родителям в повседневном обращении с их малышом. Большое внимание уделяется тому, как применять недавно приобретенные двигательные навыки в повседневных делах, как объединять части движений вместе, использовать старые умения при формировании новых, чтобы ребенок многое научился делать самостоятельно. Успехи, достигнутые на специальных терапевтических занятиях, можно использовать и подкреплять дома, делая вместе с ребенком все ваши ежедневные дела.

В книге много повторов и пересечений в содержании разных глав. Это связано с тем, что издание представляет собой совместный труд разных специалистов, которые часто смотрят на одну и ту же проблему с разных сторон. Кроме того, некоторые виды деятельности взаимосвязаны.

Книга предназначена для занятий с маленькими детьми (от рождения и приблизительно до 5-ти лет).

В приложениях дан краткий обзор ранних этапов нормального двигательного развития ребенка и словарь терминов.

← Вернуться
назад
Наверх

Ваша корзина

НОВОСТИ

Как работает доставка заказов с 12 по 31 мая 2020

08.05.2020

C 12 по 31 мая 2020 года курьерская доставка по Москве, Санкт-Петербургу и Нижнему Новгороду работает в обычном режиме. Также в обычном режиме работают почти все ПВЗ Боксберри – перед отправкой заказа мы проверяем работает ли конкретный ПВЗ Боксберри. Доставка Почтой РФ осуществляется в стандартном режиме – мы отправляем заказы ежедневно в дни работы почтового отделения 129366 города Москвы.

подробнее
Лидер продаж 2019 года

06.01.2020

Определился абсолютный лидер продаж 2019 года – пособие, которое чаще всего заказывали наши покупатели в прошлом году.

подробнее
ОСТОРОЖНО: КОНТРАФАКТ!

06.09.2019

В интернете можно легко найти трейнеры и миобрейсы по удивительно низким ценам. Будьте осторожны – это китайские подделки и их использование не только не эффективно, но и опасно для здоровья!

подробнее
Новинка в издательстве “Русская Речь”

19.06.2016

В издательстве “Русская Речь” вышла компьютерная программа «Найди лишнюю картинку», авторы – О.А. Безрукова и Е.В. Нурминский. Это прикладная обучающая программа, направленная на развитие мыслительных операций и систематизацию лексического запаса ребенка

подробнее

Источник

Книга “Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие” – одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с церебральным параличом. Она дважды перерабатывалась и выдержала множество переизданий. В ней описаны возникающие при церебральном параличе нарушения и обусловленные ими трудности в повседневной жизни ребенка и его семьи. Рассказано, как родители в тесном взаимодействии со специалистами могут успешно преодолевать эти трудности путем специальных занятий с ребенком и при выполнении обычных ежедневных дел. Продуманная система рекомендаций, ориентированная на формирование у ребенка непатологических поз и движений. В центре внимания – личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом общества.
Для родителей и других членов семей, в которых воспитываются дети с церебральным параличом. Для специалистов, занимающимся помощью таким детям.

Что такое церебральный паралич?
Церебральный паралич с медицинской точки зрения

♦ Понятие о церебральном параличе
♦ Определения
♦ Возможные проблемы, связанные с церебральным параличом
Кормление
Обучение
Речь
Естественные отправления
Зрение

      Церебральный паралич (детский церебраль­ный паралич) — это нарушение движений и контроля за положением тела в простран­стве (позой). Люди с церебральным парали­чом часто совсем не могут двигаться так, как двигаемся мы, когда ходим, бегаем или прыгаем, или не могут это делать так же хо­рошо. У них бывают и нарушения тонких движений — тех, что мы выполняем руками и пальцами рук при манипуляциях предме­тами. Поза, то есть положение тела, когда мы стоим, сидим или двигаемся, тоже часто бывает неправильной. Например, вместо то­го чтобы стоять в симметричной и свобод­ной позе, человек с гемипарезом (форма це­ребрального паралича, когда двигательные нарушения выражены только на одной сто внутрь, согнув локоть и запястье — как бы держа руку у живота, а не опустив ее сво­бодно вдоль тела. Людям с гиперкинетиче­ской формой церебрального паралича (см. ниже), очень трудно стоять неподвижно из-за постоянных непроизвольных движений. Церебральный паралич развивается вслед­ствие повреждения незрелого головного моз­га и всегда начинается в детстве. У взрос­лых, особенно у пожилых, повреждения головного мозга, например инсульт или кро­воизлияние в мозг, могут вызвать нару­шения движений, которые не будут сильно отличаться от тех, что мы наблюдаем при церебральном параличе у ребенка. Однако есть одно коренное различие между мозгом взрослого и ребенка: мозг взрослого уже сформирован и больше не растет, а мозг ре­бенка растет и развивается, он еще не функ­ционирует в  полной  мере.   Поэтому и  по следствия   повреждения   головного   мозга  у детей и взрослых различны.

При церебральном параличе очаг повреж­дения в головном мозге не расширяется и поражение не усугубляется, в то время как при некоторых других заболеваниях, тоже вызывающих нарушение двигательных функций — например, при мышечных дистро­фия— в центральной нервной системе воз­никают дегенеративные изменения, которые, к сожалению, медленно, но прогрессируют. То есть головной мозг ребенка с церебраль­ным параличом имеет «законсервированное» повреждение, которое само по себе не изме­няется. Однако поскольку ребенок часто рождается уже с повреждением, то со време­нем, в процессе его роста и развития, изме­няются проявления повреждения мозга. Та­ким образом, церебральный паралич — это не прогрессирующее, но видоизменяюще­еся нарушение контроля за движениями и позой, возникающее в раннем детстве. У мла­денца или ребенка чуть постарше церебраль­ный паралич может развиться после авто­катастрофы и черепно-мозговой травмы. Если же ребенок получит травму в более позднем возрасте, то, скорее всего, проявле­ния будут похожи на те, которые возникают у взрослых.

Об этой книге (А. Л. Битова)

Предисловие редактора перевода (Е. В. Клочкова)
ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Глава 1. ВАЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

Обмен информацией

Оценка двигательных возможностей младенца с церебральным параличом

Типичный день вашего младенца

Повседневная жизнь младенца

Определение приоритетов и обсуждение целей

Использование видеозаписей как способ общения

Двустороннее общение и общая программа поддержки ребенка

Глава 2. ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ {МАРТИН БАКС)

Что такое церебральный паралич?

Формы церебрального паралича

Причины возникновения церебрального паралича

Как часто встречается церебральный паралич?

Распознавание и диагностика церебрального паралича

Другие проблемы

Лечение двигательных нарушений

Нормальное развитие

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ

СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ (ДЖЕК БЭВИН)

Примите ребенка таким, какой он есть

Привыкайте к новой жизни

Стыд, растерянность, социальная изоляция

Принимайте помощь

Конечная цель — социальная адаптация 

Мама — учитель

Несколько практических советов

Помогайте именно сейчас

Дисциплина 

Другие нарушения поведения 

Чрезмерная привязанность

Братья и сестры

Социальное поведение

Заключение

Глава 4. ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА (МЭРИГАРДНЕР)

Задавайте правильные вопросы

Как ребенок учится

Как учится ребенок с тяжелым церебральным параличом?

Как оценить способность к обучению?

Как поддерживать у ребенка интерес к обучению

Обучение ребенка с «дополнительными» нарушениями

Детский сад и школа

Альтернативные способы коммуникации

Обучение в коллективе

Доступность образования 

Дисгармония в отношениях

Распределение обязанностей

Часть II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Глава 5. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Движение 

Ребенок с церебральным параличом

Рефлексы новорожденных (примитивные рефлексы)

Нормальный постуральный мышечный тонус

Постуральные рефлексы (рефлексы сохранения позы) 

Нормальная и абнормальная (нарушенная) последовательность движений:
основные отличия

Сесть из положения лежа на спине

Сесть из положения лежа на животе

Поворот со спины на живот

Движения, которые при детском церебральном параличе возможны,

но выполняются неправильно

«Мостик» и ползание на спине головой вперед

Ползание

Ребенок стоит, переступает и ходит

Нормальное сенсомоторное развитие: ранние стадии 

Сенсомоторное развитие ребенка в 4 месяца

(контроль за положением головы и ориентация тела по средней линии)

Сенсомоторное развитие ребенка 6 месяцев

(одинаковая активность сгибателей и разгибателей)

Глава 6. ПРИЕМЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Специальные приемы 

Чего не следует делать и почему

Присаживание младенца из положения лежа на спине

Подпрыгивание на полу

Брыкание

Заключение

Глава 7. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Зрение и слух

Ранние стадии развития мелкой моторики

Хватательные движения

Целенаправленные действия — малыш дотягивается до игрушки

и бьет по ней рукой

Заключение

Глава 8. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Приспособления, которые обеспечивают прочную и безопасную опору

Наклонные стендеры и стояки

Приспособления для игры, тренировки координации движений и равновесия

Простые приспособления для младенцев и детей младшего возраста

Часть III. СОЧЕТАНИЕ ТЕРАПИИ И ЗАНЯТИЙ

Глава 9. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ

Как ребенок учится?

Заключение

Глава 10. РЕЧЬ {ХЕЛЕНА. МЮЛЛЕР)

Основные этапы развития речи

Речевое развитие ребенка с церебральным параличом

Личное взаимодействие 

Глава 11. КОММУНИКАЦИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА {МЭРИАН БРАУН)

Развитие навыков коммуникации

Дополнительные способы коммуникации

Технические средства коммуникации — кто выигрывает?

Другие области применения технических средств

Мотивация

С чего начать

Задачи родителей

Глава 12. МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ {ДИАНА ТОРНТОН)

Музыка

Музыкальная терапия

Глава 13. ИГРА

Он изучает, что может и чего не может делать с игрушками

и другими предметами

Ребенок с церебральным параличом

Ребенок с тяжелой формой церебрального паралича

Ребенок с церебральным параличом средней тяжести

Игра и развитие крупной моторики

От игр к действиям

Выбор игрушек

Библиотеки игрушек

Простые игры с обычными предметами 

«Можно» и «нельзя» в играх

Ролевые игры

Изучение формы

Изучение цвета

Часть IV. РЕБЕНОК И ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 14. СОН

Кровать

Распространенные проблемы и практические советы

Занятия и игры, которые помогут маленькому ребенку

привыкнуть к новой позе для сна

Самостоятельная игра

Чтобы быть полностью самостоятельным

Глава 15. ТУАЛЕТ

Одежда

Начало формирования контроля

Произвольный контроль

Обучение самостоятельности

Специальные приспособления для туалета

Самостоятельность

Глава 16. КУПАНИЕ

Некоторые проблемы и возможные решения

Как выбрать ванночку

Выбор сиденья для ванны

Маленький ребенок

Ребенок старшего возраста

Как предупредить возникновение проблем со спиной у родителей

Время купания — учебная ситуация

Обучение самостоятельности

Глава 17. ОДЕВАНИЕ

Как одевать и раздевать ребенка с церебральным параличом

Как помогать ребенку при одевании

Общие проблемы и пути их решения

Одежда

Удобная одежда для ребенка с церебральным параличом

Глава 18. КОРМЛЕНИЕ (ХЕЛЕНА. МЮЛЛЕР)

Кормление ребенка раннего возраста

Кормление ребенка с церебральным параличом

Первые шаги к самостоятельному приему пищи

Уход за зубами

Глава 19. КАК НОСИТЬ РЕБЕНКА

Как поднимать и носить ребенка

Младенец или маленький ребенок с умеренно повышенным тонусом
мышц-разгибателей

Ребенок более старшего возраста с резко повышенным тонусом разгибателей
Маленький ребенок с повышенным тонусом мышц-сгибателей

Маленький ребенок с низким постуральным мышечным тонусом

и/или меняющимся тонусом и непроизвольными движениями

Приспособления, предназначенные для того, чтобы носить ребенка

Заключение

Глава 20. СТУЛЬЧИКИ, КОЛЯСКИ И КРЕСЛА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Некоторые общие рекомендации

Стульчики

Самодельные стулья

Вкладки для сидений

Стулья для детей постарше, которые могут сидеть без дополнительной опоры

Коляски

Источник

Финни Н. Р., Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие

Ребенок с церебральным параличом помощь уход развитие купить

Ребенок с церебральным параличом помощь уход развитие купить

полное описание товара

Эта книга – одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с церебральным параличом. Она дважды перерабатывалась и выдержала множество переизданий. В ней описаны возникающие при церебральном параличе нарушения и обусловленные ими трудности в повседневной жизни ребенка и его семьи. Рассказано, как родители в тесном взаимодействии со специалистами могут успешно преодолевать эти трудности путем специальных занятий с ребенком и при выполнении обычных ежедневных дел. Автор представила продуманную систему рекомендаций, ориентированную на формирование у ребенка непатологических поз и движений. В центре внимания – личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом общества.
Русский перевод дополнен статьей-предисловием и пояснениями заведующей отделом неврологии и физической терапии Института раннего вмешательства (Санкт-Петербург) Е.В. Клочковой, а также обращением к читателю директора Центра лечебной педагогики (Москва) А.Л. Битой.
Издание адресовано родителям и другим членам семей, в которых воспитываются дети с церебральным параличом, а также специалистам, занимающимся помощью таким детям.

Комментарий специалиста:

В недавнем  прошлом в работе с детьми с ДЦП  акцент ставился на коррекцию двигательных нарушений средствами прямого механического воздействия, то есть на массаж, пассивную физкультуру, гипсование и хирургические операции. Сейчас во многих странах получил распространение принципиально другой, лечебно-педагогический, подход, направленный на обучение ребенка с церебральным параличом управлению своими движениями.
Лечебно-педагогический подход предполагает жизнь ребенка в кругу семьи и включение специальных занятий в повседневные дела.  Естественно, что такой подход заметно влияет на жизнь всей семьи.
Автор книги  рассказывает о том, как можно помочь маленькому ребенку с церебральным параличом дома, как преодолеть трудности, возникающие в повседневной жизни во время таких обычных дел, как купание и одевание, кормление и укладывание спать.  Целая глава книги посвящена альтернативным вспомогательным способам коммуникации, ведь очень часто ребенка с церебральным параличом бывает трудно понять. Речь ребенка с ДЦП часто непонятна — возможно, из-за его двигательных нарушений и трудностей с концентрацией внимания; порой крайне трудно определить, нравится ли ему та или иная игра или занятие. Родителям нужно быть очень внимательными и наблюдательными для того, чтобы разгадать или расшифровать «сигналы» малыша. Именно с расшифровки первых ответов ребенка начинается взаимное общение между родителями и малышом.
Для малыша с ДЦП  игра — важнейший путь познания окружающего мира, играть для него — значит жить, а наша задача — помочь ему в этом. В главе книги, которая посвящена игре и играм, есть множество идей, во что и как играть вместе с малышом. Эта книга поможет вам справиться  с теми проблемами, которые сейчас, возможно, кажутся трудновыполнимыми. .

Производитель: Издательство: “Теревинф”

Артикул: 386-15

о товаре

ISBN: 978-5-4212-0471-8 
Год издания 2018,
336 стр.,
Мягкий переплет

В корзину

Источник

Êíèãà ÿâëÿåòñÿ óíèêàëüíûì íàó÷íûì òðóäîì, âîáðàâøèì â ñåáÿ âñå èìåþùèåñÿ ìåòîäû âîññòàíîâëåíèÿ îñîáûõ äåòåé ñ àíàëèçîì ýòèõ ìåòîäîâ è ïåðñïåêòèâû èõ ïðèìåíåíèÿ â êîíêðåòíûõ ñëó÷àÿõ.
×ÈÒÀÒÜ ÄÀËÅÅ…

Îïèñàíèå “Âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå äåòåé”

Ïðåäëàãàåìàÿ êíèãà ÿâëÿåòñÿ â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè ýíöèêëîïåäèåé âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ), ïàöèåíòîâ ñ ïîñëåäñòâèÿìè ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû è íåéðîèíôåêöèè. Äàííàÿ ðàáîòà îñíîâàíà íà áîëåå ÷åì òðèäöàòèëåòíèõ êëèíè÷åñêèõ íàáëþäåíèÿõ è èññëåäîâàíèÿõ â âåäóùèõ êëèíèêàõ è ìåäèöèíñêèõ öåíòðàõ. Ñ ó÷åòîì àíàìíåçà è ìíîãîëåòíåãî êàòàìíåçà îöåíèâàþòñÿ õàðàêòåð è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ áîëåçíè è îñîáåííîñòè åå èñõîäà â çàâèñèìîñòè îò ïðèìåíÿåìûõ ìåòîäîâ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ.

Ïîäðîáíî ðàññìàòðèâàþòñÿ èìåþùèåñÿ ìåòîäèêè âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, à òàêæå íàõîäÿùèåñÿ â ïîñòîÿííîì ñîâåðøåíñòâîâàíèè ìíîãîêîìïîíåíòíûå ñèñòåìû èíòåíñèâíîé íåéðîôèçèîëîãè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè (ìåòîä ïðîôåññîðà Êîçÿâêèíà Â.È.) è äèíàìè÷åñêîé ïðîïðèîöåïòèâíîé êîððåêöèè (óñòðîéñòâî “Ãðàâèñòàò”).

Êíèãà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ ñïåöèàëèñòîâ, çàíèìàþùèõñÿ âîññòàíîâèòåëüíûì ëå÷åíèåì ïîñëåäñòâèé ïåðèíàòàëüíîãî ïîðàæåíèÿ ìîçãà, äëÿ ñòóäåíòîâ ñòàðøèõ êóðñîâ ìåäèöèíñêèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, äëÿ êóðñîâ ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè âðà÷åé â îáëàñòè âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ ìîòîðèêè è ðå÷è, à òàêæå íåéðîîðòîïåäèè, äëÿ ëå÷åíèÿ ïàöèåíòîâ ñ îðòîïåäè÷åñêîé ïàòîëîãèåé íåâðîëîãè÷åñêîãî êèíåçà, äëÿ âðà÷åé-ðåàáèëèòîëîãîâ, íåâðîëîãîâ, êèíåçèòåðàïåâòîâ, èíñòðóêòîðîâ è ìåòîäèñòîâ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ëîãîïåäîâ è äåôåêòîëîãîâ.

Àâòîðñêèé êîëëåêòèâ – 25 âûäàþùèõñÿ ïðàêòèêóþùèõ âðà÷åé è íàó÷íûõ ðàáîòíèêîâ. Ðóêîâîäèòåëü àâòîðñêîãî êîëëåêòèâà Ê.À.Ñåìåíîâà – äåòñêèé íåâðîëîã, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, çàñëóæåííûé äåÿòåëü íàóê ÐÑÔÑÐ, ïðîôåññîð, ãëàâíûé íàó÷íûé ñîòðóäíèê Îòäåëåíèÿ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ äåòåé ñ öåðåáðàëüíûìè ïàðàëè÷àìè ÃÓ “Íàó÷íûé öåíòð çäîðîâüÿ äåòåé” ÐÀÌÍ. Íàó÷íûå ðåäàêòîðû: Ã.Ã.Øàíüêî – àêàäåìèê áåëîðóññêîé Àêàäåìèè ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, À.Ë.Êóðåíêîâ -äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê.

Âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû è ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ). Îáðàùåíèå ê ÷èòàòåëÿì Ê.À.Ñåìåíîâîé, äîêòîðà ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîðà

Ýòà êíèãà íàïèñàíà äëÿ òåõ, êòî îáðå÷åí íà ãîðüêóþ ñóäüáó èíâàëèäà åùå äî ðîæäåíèÿ, è äëÿ èõ áëèçêèõ – äëÿ áîëüíûõ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ).

Äî 1956 ãîäà ÿ ðàáîòàëà íåâðîïàòîëîãîì: ñíà÷àëà âî ôðîíòîâîì ýâàêîãîñïèòàëå, à çàòåì, ïîñëå âîéíû, â íåâðîëîãè÷åñêîé êëèíèêå, ãäå ëå÷èëèñü âçðîñëûå. Òàêèõ êëèíèê äëÿ äåòåé åùå íå áûëî. Îäíàæäû, â 1956 ãîäó, ÿ óâèäåëà â êîðèäîðå êëèíèêè ìàòü è íà åå êîëåíÿõ ìàëü÷èêà ëåò âîñüìè. Îí íå ìîã õîäèòü, ãîâîðèòü, ñàìîñòîÿòåëüíî åñòü.

Ñ òåõ ïîð ÿ íå ìîãëà áîëüøå íè î ÷åì äðóãîì äóìàòü, òîëüêî î èõ ñòðàøíîé æèçíè. ß óøëà èç íåâðîëîãè÷åñêîé êëèíèêè äëÿ âçðîñëûõ è ñòàëà ðàáîòàòü ñ äåòüìè ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ).

 ýòîé êíèãå ñîáðàíî ìíîãîå èç òîãî, ÷òî áûëî ñäåëàíî ìíîé è ìîèìè ñîòðóäíèêàìè: ìåòîäèêè èññëåäîâàíèÿ è ìåòîäèêè ëå÷åíèÿ íå òîëüêî äëÿ äåòåé ñ ÄÖÏ, íî è ñ ïîñëåäñòâèÿìè ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû è íåéðîèíôåêöèè. È íå òîëüêî äëÿ äåòåé äâóõ-òðåõ ëåò (äëÿ íèõ áûëî ïðåäëîæåíî ìíîãî ìåòîäèê âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ îòå÷åñòâåííûìè è çàðóáåæíûìè ó÷åíûìè), íî è äëÿ äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà, ïîäðîñòêîâ è þíîøåé ñ ÄÖÏ, êîòîðûì âîçâðàòèòü âîçìîæíîñòè äâèæåíèÿ è ðå÷è êðàéíå òðóäíî.

Ìåòîäû, ðàçðàáîòàííûå â íàøåé êëèíèêå, ïðèìåíÿþòñÿ òåïåðü âî ìíîãèõ êëèíèêàõ Ðîññèè, Óêðàèíû, Êàçàõñòàíà è äðóãèõ ñòðàíàõ. È ìíîãèå òûñÿ÷è îáðå÷åííûõ íà èíâàëèäíûå äîìà ïîäðîñòêîâ è þíîøåé òåïåðü æèâóò, ó÷àòñÿ è ðàáîòàþò ïóñòü è íå òàê õîðîøî, êàê çäîðîâûå ëþäè, íî òàê, ÷òîáû îùóùàòü, êàê ïðåêðàñíà æèçíü.

Âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû è ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ). Âñòóïèòåëüíîå ñëîâî Ì.ß.Ñòóäåíèêèíà, çàñëóæåííîãî äåÿòåëÿ íàóê ÐÔ, àêàäåìèêà ÐÀÌÍ, ïðîôåññîðà

Äåòñêèé öåðåáðàëüíûé ïàðàëè÷ (ÄÖÏ) âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà çàíèìàåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò â ñòðóêòóðå õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé äåòåé è âçðîñëûõ è èìååò òåíäåíöèþ ê óâåëè÷åíèþ ñâîåé ðàñïðîñòðàíåííîñòè.

Ìóëüòèôàêòîðèàëüíîñòü ýòèîëîãèè è ñëîæíîñòü ïàòîãåíåçà ÄÖÏ çàòðóäíÿþò ýôôåêòèâíîñòü åãî ëå÷åíèÿ. Ïîýòîìó äåòñêèé öåðåáðàëüíûé ïàðàëè÷ (ÄÖÏ) çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè äðóãèõ áîëåçíåé íåðâíîé ñèñòåìû, âåäóùèõ ê èíâàëèäíîñòè.

Ïðîôåññîð èíñòèòóòà ïåäèàòðèè Ðîññèéñêîé àêàäåìèè ìåäèöèíñêèõ íàóê Ñåìåíîâà Ê.À. â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò ãëóáîêî èçó÷àåò ýòèîïàòîãåíåòè÷åñêóþ ñóùíîñòü è ïàòîãåíåç äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à, îáîñíîâûâàåò ìåòîäû ýôôåêòèâíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûõ äåòåé. Åå ìíîãîëåòíèå èññëåäîâàíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå ìîæåò áûòü ýôôåêòèâíî òîëüêî â óñëîâèÿõ ðàííåãî íà÷àëà (â âîçðàñòå 4-9 ìåñÿöåâ), èíîãäà ñ ïîñëåäóþùèì ñèñòåìàòè÷åñêèì ëå÷åíèåì â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò.

Êëèíè÷åñêèå íàáëþäåíèÿ àâòîðà ñ èçó÷åíèåì ñîìàòîñåíñîðíûõ ïîòåíöèàëîâ, äàííûõ ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôèè, ýëåêòðîíåéðîìèîãðàôèè, èììóíîëîãè÷åñêèõ è áèîõèìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ñâèäåòåëüñòâóþò î âåäóùåé ïàòîãåíåòè÷åñêîé ðîëè ïðè ýòîì çàáîëåâàíèè ñëîæíûõ ìíîãîóðîâíåâûõ íàðóøåíèé ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû àíòèãðàâèòàöèè (ÔÑÀ) è ïðåæäå âñåãî – âåñòèáóëÿðíîé ñèñòåìû. Ýòî äàëî Ñåìåíîâîé Ê.À. îñíîâàíèå ïðåäëîæèòü èñïîëüçîâàòü êîìáèíåçîí “Ïèíãâèí”, ïðèìåíÿåìûé êîñìîíàâòàìè â óñëîâèÿõ íåâåñîìîñòè, äëÿ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûõ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ). Ýòî ëå÷åíèå, êàê ïîêàçàëè ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ, îêàçàëîñü ýôôåêòèâíûì äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Ëå÷åáíîå âîçäåéñòâèå ïðè ïîìîùè ýòîãî óñòðîéñòâà áûëî íàçâàíî ìåòîäîì äèíàìè÷åñêîé ïðîïðèîöåïòèâíîé êîððåêöèè.

Îñîáûé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿþò ðàçäåëû êíèãè îá óñòðîéñòâå ëå÷åáíûõ êîñòþìîâ è ýôôåêòèâíîñòè èõ ïðèìåíåíèÿ â êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ).

 ýòîé êíèãå ïîäðîáíî èçëàãàþòñÿ âñå âèäû ìàññàæà, ìåòîäû ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû è äðóãèå ìåòîäû, ïîâûøàþùèå ýôôåêòèâíîñòü äèíàìè÷åñêîé ïðîïðèîöåïòèâíîé êîððåêöèè, êàê îñíîâó âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ. Ïðè ýòîì âîññòàíàâëèâàþòñÿ äâèæåíèÿ êîíå÷íîñòåé è ðå÷ü, íîðìàëèçóåòñÿ áèîëîãè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ìîçãà, äåÿòåëüíîñòü ìûøö è ñåãìåíòàðíîãî àïïàðàòà ñïèííîãî ìîçãà.

Èñõîäÿ èç ýòîãî, òðóäíî ïåðåîöåíèòü çíà÷åíèå äàííîé êíèãè äëÿ ïåäèàòðîâ, íåâðîïàòîëîãîâ è äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ, çàíèìàþùèõñÿ ëå÷åíèåì äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à (ÄÖÏ) è ñíèæåíèåì èíâàëèäíîñòè ïðè ýòîì çàáîëåâàíèè è äðóãèõ áîëåçíÿõ ñ íàðóøåíèåì ðå÷è è îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà.

Âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû è ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ). Ïðåäèñëîâèå

Äåòñêèé öåðåáðàëüíûé ïàðàëè÷ (ÄÖÏ) âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà â ñòðóêòóðå õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû äåòåé è äåòñêîé èíâàëèäíîñòè çàíèìàåò îäíî èç ïåðâûõ ìåñò.

Âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå ýòîãî çàáîëåâàíèÿ äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè ëèøü â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè ýôôåêòèâíî ó äåòåé ïåðâûõ ìåñÿöåâ è ëåò æèçíè. Ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî, øêîëüíîãî âîçðàñòà, à òåì áîëåå, ó ïîäðîñòêîâ è þíîøåé, îíî ìàëîýôôåêòèâíî.

Íåäîñòàòî÷íàÿ ýôôåêòèâíîñòü âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ îáóñëîâëèâàåòñÿ ïîëèýòèîëîãè÷íîñòüþ ÄÖÏ, êðàéíåé ñëîæíîñòüþ ïàòîãåíåçà è ìóëüòèôàêòîðèàëüíîñòüþ êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé ïðè ðàçëè÷íûõ ôîðìàõ è ñòàäèÿõ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Âìåñòå ñ òåì, ïîìèìî äâèãàòåëüíûõ íàðóøåíèé – öåíòðàëüíîãî ñèíäðîìà ÄÖÏ, – ó áîëüíûõ èìåþòñÿ íå ìåíåå ñëîæíûå íàðóøåíèÿ ðå÷è è ãíîñòè÷åñêèõ ôóíêöèé. Íî â ïðîãðàììàõ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ ýòîé ïàòîëîãèè óäåëÿåòñÿ ìàëî âíèìàíèÿ, õîòÿ äèçàðòðèÿ, ìîòîðíàÿ è ñåíñîìîòîðíàÿ àëàëèè, àãðàôèÿ, àëåêñèÿ è äðóãèå ãíîñòè÷åñêèå íàðóøåíèÿ çíà÷èòåëüíî óòÿæåëÿþò ñòåïåíü èíâàëèäíîñòè áîëüíûõ.

Âñå ýòè îáñòîÿòåëüñòâà çàñòàâëÿþò â ïîñëåäíåå âðåìÿ îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ ó÷åíûõ è âðà÷åé-íåâðîëîãîâ, îðòîïåäîâ, ïåäèàòðîâ ñêëîíèòüñÿ ê òîìó, ÷òîáû ñîñðåäîòî÷èòü âíèìàíèå íà ïîìîùè ýòèì áîëüíûì ÷åðåç îáåñïå÷åíèå èõ âñåìè âîçìîæíûìè óñëîâèÿìè, ñðåäñòâàìè è âñïîìîãàòåëüíûìè ïðèñïîñîáëåíèÿìè äëÿ èõ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, ñâîäÿ âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå ê ìèíèìóìó. Îïðåäåëåííûé îïûò â ýòîì ïëàíå â ðÿäå ñòðàí óæå èìååòñÿ.

Îäíàêî íàì ïðåäñòàâëÿåòñÿ, ÷òî äàæå îáåñïå÷åíèå áîëüíûõ ðàçëè÷íûìè áûòîâûìè óñòðîéñòâàìè è, ïðåæäå âñåãî, êîëÿñêàìè, â êîòîðûõ áîëüíîé ìîæåò ñ ïîìîùüþ êîìïüþòåðà îâëàäåòü òåìè èëè èíûìè ôóíêöèÿìè, íåäîñòàòî÷íî. Íåîáõîäèìîñòü äëÿ áîëüíûõ ïðîâåñòè â ýòèõ êîëÿñêàõ âñþ ñâîþ æèçíü è áûòü ëèøåííûì ìèíèìàëüíûõ âîçìîæíîñòåé, äîñòóïíûõ çäîðîâûì äåòÿì – ïðîãóëîê, ÷åëîâå÷åñêèõ êîíòàêòîâ, íîðìàëüíîãî îáó÷åíèÿ, à çàòåì è ðàáîòû – ìîæåò âûçûâàòü òÿæåëûå ïåðåæèâàíèÿ ó áîëüíûõ è èõ áëèçêèõ. Ýòî çàñòàâëÿåò ïîñòîÿííî èñêàòü ñðåäñòâà âîçäåéñòâèÿ íà íàðóøåííûå ôóíêöèè áîëüíîãî ìîçãà äåòåé, þíîøåé è äàæå âçðîñëûõ, ñòðàäàþùèõ ýòèì çàáîëåâàíèåì.

Íåîáõîäèìîñòü ïàòîãåíåòè÷åñêîãî ïîäõîäà ê âîññòàíîâèòåëüíîìó ëå÷åíèþ îáóñëîâèëà ðàññìàòðèâàòü êàæäóþ èç ñîñòàâëÿþùèõ ëå÷åíèÿ ïî ñòàäèÿì è ôîðìàì. Ïîýòîìó ïðè îïèñàíèè âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûõ íà ðàííåé ñòàäèè ïîäðîáíî îïèñûâàþòñÿ ìàññàæ è ËÔÊ ñ ó÷åòîì ñïåöèôèêè çàäåðæêè è ïàòîëîãèè ìîòîðèêè è ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì ÖÍÑ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïîñòíàòàëüíîãî îíòîãåíåçà. Èìåííî ýòîò ó÷åò è îïðåäåëÿåò óñïåøíîñòü ðàáîòû ìåòîäèñòîâ ËÔÊ è ëîãîïåäîâ. Ê ñîæàëåíèþ, îñíîâíîå áîëüøèíñòâî èõ ìàëî çíàêîìî ñ ïàòîãåíåçîì äâèãàòåëüíûõ íàðóøåíèé íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ ìîòîðèêè è ðå÷è è èõ êîððåêöèåé.

Ñ ïðåâåíòèâíîé ëîãîïåäèåé äåòåé ñ ÄÖÏ, ó êîòîðûõ ïî âîçðàñòó – ïåðâûå 2-3 ãîäà æèçíè – ðå÷ü åùå òîëüêî ôîðìèðóåòñÿ, äåëî îáñòîèò îñîáåííî ñëîæíî.  ðàáîòå ïîäðîáíî îïèñûâàåòñÿ äèàãíîñòèêà íàðóøåíèé ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ ïðîÿâëåíèÿõ ðàííåé ñòàäèè ÄÖÏ ìåòîäèêè ñòàíîâëåíèÿ ðå÷è è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ÷òî îñîáåííî âàæíî.

Ê áîëüøîìó ñîæàëåíèþ, â íàñòîÿùåå âðåìÿ êîððåêöèÿ ïàòîëîãèè ðå÷è íà÷èíàåòñÿ ñ òðåõ ëåò, êîãäà óæå ïî÷òè ïîëíîñòüþ èëè ïîëíîñòüþ ñôîðìèðîâàëñÿ ïàòîëîãè÷åñêèé äâèãàòåëüíûé ñòåðåîòèï îðàëüíîé ìóñêóëàòóðû. Ñëîìàòü ïàòîëîãè÷åñêèé äâèãàòåëüíûé ñòåðåîòèï îðàëüíîé ìóñêóëàòóðû åùå áîëåå ñëîæíî, ÷åì ïàòîëîãè÷åñêèé ñòåðåîòèï ñêåëåòíîé ìóñêóëàòóðû.  ðåçóëüòàòå – òÿæåëûå ðå÷åâûå ðàññòðîéñòâà, íà áàçå êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ ðÿä ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé: äåïðåññèÿ, íåãàòèâèçì, óõîä â ñåáÿ, íåæåëàíèå âñòóïàòü â ñëîæíûå äëÿ ýòèõ áîëüíûõ êîíòàêòû è äðóãèå ïðîÿâëåíèÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâûõ ðàññòðîéñòâ, îòÿãîùàþùèõ äâèãàòåëüíóþ ïàòîëîãèþ.

Ñâîþ ñïåöèôèêó èìåþò ËÔÊ è äðóãèå ìåòîäû âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ íà äâóõ äðóãèõ ñòàäèÿõ ÄÖÏ.

Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ðàçðàáîòàííîìó íàìè ìåòîäó äèíàìè÷åñêîé ïðîïðèîöåïòèâíîé êîððåêöèè – êàê åãî îáîñíîâàíèþ, òàê è ýôôåêòèâíîñòè. Ìåòîä îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðè ïîìîùè ëå÷åáíûõ êîìáèíåçîíîâ “Àäåëè” è “Ãðàâèñòàò”. Ïðîòîòèïîì èõ ÿâëÿåòñÿ êîìáèíåçîí “Ïèíãâèí” – íàãðóçî÷íîå óñòðîéñòâî, èìèòèðóþùåå âëèÿíèå ãðàâèòàöèîííîãî ïîëÿ Çåìëè è àêòèâèçèðóþùåå äåÿòåëüíîñòü âàæíåéøåé èç äèíàìè÷åñêèõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì – ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû àíòèãðàâèòàöèè.

Âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû è ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ). Êðàòêîå ñîäåðæàíèå êíèãè

  1. Ïåðèíàòàëüíîå ïîðàæåíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû êàê ïðåäòå÷à äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à (ÄÖÏ).
    1. Ìîðôîïàòîôèçèîëîãè÷åñêèå àñïåêòû ïåðèíàòàëüíîãî ïîðàæåíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû.
    2. Êëèíèêà ïåðèíàòàëüíîãî ïîðàæåíèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû.
    3. Äåòñêèé öåðåáðàëüíûé ïàðàëè÷ (ÄÖÏ).
  2. Âîññòàíîâèòåëüíàÿ òåðàïèÿ äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ).
    1. Âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå íåäîíîøåííûõ äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû.
    2. Îñîáåííîñòè ôàðìàêîòåðàïèè ïåðèíàòàëüíîãî ïîðàæåíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è ðàííåé ñòàäèè äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à (ÄÖÏ).
    3. Ïåðèíàòàëüíîå ïîðàæåíèå íåðâíîé ñèñòåìû è ðàííÿÿ ñòàäèÿ äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à (ÄÖÏ). Ñèíäðîìîëîãèÿ è ôàðìàêîòåðàïèÿ.
  3. Õðîíè÷åñêè-ðåçèäóàëüíàÿ ñòàäèÿ äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à (ÄÖÏ).
    1. Ìîðôîïàòîôèçèîëîãè÷åñêèå è êëèíè÷åñêèå àñïåêòû õðîíè÷åñêè-ðåçèäóàëüíîé ñòàäèè äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à (ÄÖÏ).
    2. Ìåòîäû âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ äåòåé ñ õðîíè÷åñêè-ðåçèäóàëüíîé ñòàäèåé äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à (ÄÖÏ).
  4. Ïîçäíÿÿ ðåçèäóàëüíàÿ ñòàäèÿ äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à (ÄÖÏ).
    1. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà áîëüíûõ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ) â ïîçäíåé ðåçèäóàëüíîé ñòàäèè.
    2. Ìåòîä äèíàìè÷åñêîé ïðîïðèîöåïòèâíîé êîððåêöèè ïàòîëîãè÷åñêîãî äâèãàòåëüíîãî ñòåðåîòèïà ó áîëüíûõ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ).
    3. Ðåçóëüòàòû âêëþ÷åíèÿ ìåòîäà äèíàìè÷åñêîé ïðîïðèîöåïòèâíîé êîððåêöèè â êîìïëåêñ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ).
    4. Êëèíè÷åñêèå èëëþñòðàöèè ê âëèÿíèþ ìåòîäà äèíàìè÷åñêîé ïðîïðèîöåïòèâíîé êîððåêöèè íà ìîòîðèêó è ðå÷ü áîëüíûõ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ).
    5. Íåéðîôèçèîëîãè÷åñêèå, áèîìåõàíè÷åñêèå, èììóíîáèîõèìè÷åñêèå è íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ áîëüíûõ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ), ëå÷èâøèõñÿ ìåòîäîì äèíàìè÷åñêîé ïðîïðèîöåïòèâíîé êîððåêöèè.

Источник

Читайте также:  Мозговые структуры и психическое развитие ребенка