Ребенок развитие речи с пеленок
Часто молодые родители задаются вопросом, не пора ли развивать речь малыша, когда ребенку исполняется месяцев девять – десять, и он начинает произносить свои первые слова. На самом деле, развитие речи ребенка начинается намного раньше, буквально с первых дней его жизни.
Развитие речи у детей в раннем возрасте крайне важно. Прежде всего, ребенка надо приучать к проявлению голосовых реакций, другими словами – учить его пользоваться голосом для общения. Для этого важное значение имеет положительный эмоциональный настрой ребенка. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы у малыша всегда было хорошее настроение. А оно возникает обычно, когда ребенок в меру и своевременно накормлен, лежит в сухих пеленках и взрослые часто к нему обращаются. После (да и во время) кормления мамочке полезно поговорить с малышом, улыбнуться ему, вызывая ответную улыбку.
Первые голосовые реакции детей непродолжительны, появляются они обычно в 1.5 – 2 месяца. Конечно, это просто бессвязные звуки, ребенок просто гулит.
После 2 месяцев гуление возникает чаще, не только в ответ на речь взрослого, но и когда у ребенка хорошее настроение, он играет игрушкой или смотрит на неё.
В полтора – два месяца ребенок реагирует на пение. Напевать нужно негромко, глядя на ребенка, тогда вы услышите ответ от малыша буквально через несколько секунд после окончания пения.
В 3 – 4 месяца ребенок произносит больше звуков, чаще и по разнообразным поводам. Например, малыш может гулить, играя погремушками. Характер гуления постепенно меняется, отдельные короткие звуки становятся протяжными, вроде а-а-а, у-у-у.
Для того, чтобы побуждать малыша к эмоциональному общению и голосовым реакциям, нужно чаще разговаривать с ним ласковым голосом, смотреть на него с улыбкой периодически брать на ручки, разговаривать в ребенком во время умываний, пеленаний… Чем теснее и ласковее общение взрослого с ребенком, тем богаче будут издаваемые им звуки.
К 5 – 6 месяцам малыш начинает лепетать, произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба), практически не придавая им еще истинного значения.
Для развития лепета и подражания звукам, нужно, обращаясь к ребенку, называть его по имени, разговаривать негромко, настойчиво добиваясь, чтобы он ответил звуками на обращение. Чтобы вызвать смех и радостные возгласы малыша, поиграйте с ним в прятки. Ребенка нужно приучать прислушиваться к звуками и разыскивать по произносимым названиям спрятанные поблизости от него игрушки. Если малыш с интересом рассматривает какой-либо предмет, например, настенные часы или лампочку, ему обязательно надо назвать эти предметы, и обычно он быстро их находит глазками по просьбе взрослых.
С 6 – 7 месяцев ребенок все больше понимает обращенные к нему слова, причем очень тонко улавливет даже интонацию голоса, и активнее проявляет стремление общаться: тянется к взрослым, к детям, движения с игрушками сопровождаются лепетом, подражает звукам и движениям взрослых. В этом возрасте малыши охотно играют в «ладушки», «кукушку», «догоню-догоню», начинает воспроизводить жесты прощания и встречи.
Ребенку нужно показывать и называть окружающие предметы – картины, игрушки, другие вещи, и делать это лучше всего тогда, когда ребенок заинтересовался тем или иным предметом. Обязательно нужно называть всех, кто окружает ребенка – взрослых и детей, побуждать к произношению отдельных слогов – ма-ма, па-па, дай-дай, на-на и т.д. Хорошее развитие подобных предречевых проявлений облегчит малышу овладение речью.
Второй год жизни – это период становления собственной речи. В начале второго года жизни ребенок произносит лишь отдельные слова, если к этому его активно побуждают взрослые. Настоящая же, собственная речь появляется к 1.5 годам. С этого возраста совершается резкий скачок в развитии разговорных навыков, и к 2 годам, ребенок, располагая некоторым запасом слов, уже общается с окружающими полной речью.
Но бывают и отклонения от приведенных норм, и даже значительные. Узнать, нормально ли развивается речь вашего малыша, индивидуальный ли график у вашего ребенка или ему требуется помощь специалиста, вы можете в статье “ Если ребенок плохо говорит“.
Читайте также:
Источник
Содержание
Этапы развития речи у детей
Развитие речи детей раннего возраста
Сегодня понятие «развитие речи у детей» означает совокупность процессов и методик, направленных на освоение ребенком устной речи. Без особого внимания со стороны взрослых к данному процессу речь ребенка установится к четырем годам. Но сейчас многие родители стараются стимулировать развитие речи в раннем возрасте.
Этапы развития речи у детей
Каждая мама знает, что ребенок овладевает способностью произносить слова и предложения не сразу. Сначала он проходит доречевой этап развития. Он кричит, гулит, лепечет. Затем начинается усвоение фонем. К концу первого года жизни малыш сам произносит первые 5-10 слов, а к двум годам – словосочетания из двух слов. Его словарь значительно увеличивается в возрасте 3 лет. Таковы нормы речевого развития детей раннего возраста.
Если к 5 годам у ребенка есть недостатки речевого развития, это переносится им довольно болезненно. Дома его понимают с полуслова, но в обществе своих ровесников он сталкивается с трудностями и может стать замкнутым и застенчивым. Как этого избежать?
Этапы развития речи ребенка от рождения до 1 года
Развитие речи детей раннего возраста
Малыш начинает гулить примерно в возрасте 3 месяцев. Но не стоит думать, что до этого момента мама не должна заботиться о развитии его речи. Все начинается с рождения. Развитие речи у детей самого раннего возраста хорошо стимулирует ежедневный массаж малыша, его ладошек и пальчиков – это первые шаги в этом направлении. Казалось бы, какая между этим связь? Все дело в мелкой моторике. А массаж пальчиков новорожденного – это первые упражнения для развития мелкой моторики.
В организме человека существует прочная связь между кистью руки и мозгом. Чем лучше и быстрее ребенок осваивает движения рукой, тем быстрее развивается его мозг, и соответственно, его мышление и речь.
Мелкой моторикой называют способность выполнять мелкие и точные движения пальцами рук и ног, а также кистью руки.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок успешно развивался с раннего возраста, начните с его пальчиков.
Для этого придумано немало игр и занятий. К ним можно переходить уже с 6 месяцев. Например, всем известная игра «Сорока-Ворона» – отличное упражнение на развитие речи у детей раннего возраста. Чем старше малыш, тем сложнее и разнообразнее игры. Можно приобрести специальные книги, в которых вы найдете массу вариантов пальчиковых игр с методическими рекомендациями для родителей.
Не забывайте, что заучивание стихов, песен, чтение книг, – имеет огромное влияние на развитие речи ребенка. Стоит так же просто с ним разговаривать. Когда вы заняты домашними делами, не ленитесь поддерживать разговор с вашим малышом, отвечайте на его вопросы, спрашивайте о чем-нибудь его.
Развитие речи детей раннего возраста в домашних условиях
Итак, развитие речи – естественный процесс, сопровождающий общее развитие ребенка. Очень важно, чтобы он проходил в соответствии с возрастом. Поэтому помогайте своему малышу, регулярно занимаясь с ним с самого рождения.
Источник
Первый месяц – очень сложный период в жизни малыша и его родителей. Главная задача на данном этапе – адаптироваться: у ребенка к миру, у родителей к новому статусу, режиму и наличию в их жизни нового человечка.
В этот период, как правило, молодая мама не всегда в состоянии найти в себе силы на поиски информации по развитию малыша. Информации о физиологии таких малышек в поле достаточно, но о развитии таких крошек говорят мало. Поэтому, я надеюсь, что собранные здесь упражнения будут полезны молодым родителям и освободят им драгоценное время для общения со своим крохой. К счастью, никаких особых методик или приспособлений для занятий с таким малышом не требуется.
Младенец готов учиться с самого момента рождения. Природой в этом маленьком беспомощном существе заложено удивительное стремление к познанию. Родителям остается лишь стимулировать ребенка и радоваться его успехам.
Малыш и сам по себе проделывает огромную работу. И чтобы помочь ему как физическом, так и психическом развитии, достаточно, занимаясь повседневными делами, ухаживая за крохой, проводить первые «уроки».
Важно помнить, что все занятия с малышом должны быть непродолжительными, проводиться только тогда, когда малыш здоров, сыт и бодр, и очень важно, мама была в хорошем настроении. Если хоть одно их этих условий не соблюдается – занятия лучше отложить.
Развитие зрения
Зрение малыша от рождения до месяца устроено таким образом, что четко малыш видит предметы, расположенные на расстоянии не более 30 см от его личика. И сосредоточить взгляд на таком объекте новорожденный способен лишь на несколько секунд. Но ребёнок настолько быстро развивается, что любые действия взрослых стимулируют его зрительную систему.
- Самый интересный объект для изучения крохи – человеческое лицо. В первую очередь, конечно, лицо матери. Во время кормления и переодевания малыша разговаривайте с ним, смотрите крохе в глаза. Для ребенка необычайно интересно смотреть, как мама строит «рожицы», улыбается, хмурится, разговаривает. Главное, помнить, что расстояние, на котором крохе видно мамино лицо – 20-30 см.
- Игра «подражалки» очень понравится вашему крохе, и вам доставит несколько приятных мгновений. Малыш уже умеет хмурить бровки, морщить лобик, сосредоточенно прислушиваться, непроизвольно улыбаться. Копируя мимику крошки, вы будете вызывать у него новые эмоции. Такое «живое зеркало» способно очень увлечь вашего кроху.
- Детское зрение таково, что его внимание привлекают прежде всего не яркие игрушки (хотя новорожденный различает цвет и распознает интенсивность цвета), как считают большинство родителей, а контрастные черно-белые предметы. Клетка, полоска, черно-белые изображения способны привлечь младенца гораздо сильнее. Сейчас в магазинах появились в продаже мобили с черно-белыми подвесками – игрушками, которые постепенно заменяют цветные игрушки по мере роста карапуза. Но можно и самостоятельно изготовить развивающие игрушки, которые будут способствовать тренировке зрения малыша. Одной из таких развивающих принадлежностей может стать нарисованное на картоне человеческое лицо с улыбкой. Лицо должно быть достаточно крупным: 10-15 см. в диаметре. Его можно повесить в поле зрения малыша. Несколько минут эта игрушка способна увлечь кроху. Некоторые родители используют для этих целей специально изготовленные крупные черно-белые фото мамы и папы. Сшитые мамой кубики из ткани, деревянные кубики, фигурки из картона, разрисованные простыми черно-белыми изображениями – отличные пособия для развития зрения крошки. Если вы используете бутылочку, то можно сшить или изготовить из бумаги «обертку» для бутылочки вертикальными или горизонтальными полосами. Так же очень большой интерес для малыша может представлять мамина кофточка с черно-белыми полосками или рисунком. Просто спасение для нерукодельных мам :).
- Яркие игрушки тоже можно и нужно использовать, но следует помнить, что предметов не должно быть слишком много (максимум 2-3) и новые игрушки должны появляться не слишком часто (меняйте игрушки раз в 3 дня). Демонстрация всего разнообразия приобретенных заранее погремушек, мишек и куколок сразу лишь утомит кроху.
- Для того, чтобы развивать у крошки навык слежения, идеально подойдет небольшой яркий предмет (игрушка, мячик, кусочек такни…). Медленно пронося предмет перед личиком малыша вправо и влево, вы помогаете малышу освоить навык слежения. Чуть позже можно начинать передвигать перемет по направлению от подбородка крохи ко лбу и по кругу.
- Еще одно упражнение, которое доставит радость и принесет пользу и маме, и малышу (и папе, и малышу) – совместное разглядывание себя в зеркале, ведь так приятно лицезреть себя с крохой на руках. Ближе к месячному возрасту ребенок в вертикальном положении на расстоянии 30 сантиметров от зеркала способен разглядеть в нем изображение, которое его, безусловно, заинтересует. Конечно, не стоит ожидать, что кроха узнает вас, а тем более себя в отражении, это и не цель. Ребенок получит массу новых впечатлений, особенно если в процессе любования вы будете ему рассказывать о том, что он обладатель самых чудных в мире носика, ротика, глазок и т.д., и вообще просто красавец. Признания в любви тоже будут восприняты благосклонно :).
Развитие слуха.
Ребенок слышит и учится говорить с рождения. Уже в первые сутки младенец выделяет человеческую речь среди всех остальных звуков и реагирует на нее.
Разговаривайте с малышом в то время, когда вы кормите его, купаете, одеваете. Это лучший способ развить его слух и стимулировать развитие в целом, а так же способ установить с ним эмоциональный контакт. Малыш с удовольствием будет слушать стишки, прибаутки, песенки. Меняя тональность голоса и высоту речи, вы дадите своему крохе новые впечатления. Очень хорошо, если с малышом будут разговаривать все члены семьи, уделяя этому общению хотя бы несколько минут в день.
- Ученые доказали, что маленькие дети положительно реагируют на «сюсюканье», поэтому взрослые часто непроизвольно переходят на такое общение. Но не стоит все время «сюсюкать» с крохой.
- Так же хорошо стимулируют развитие малыша игры с погремушкой, негромким мелодичным колокольчиком. Продемонстрируйте ребенку игрушку, дайте послушать, как она звучит. Затем можно перемещать источник звука справа, слева над головой малыша.
- Называйте малыша ласковыми прозвищами, но не забывайте почаще использовать имя крохи, занимаясь с ним.
- Можно и нужно использовать приятную негромкую музыку. Сейчас магазины предлагают большой выбор классических мелодий и колыбельных песенок для детей. Но очень важно помнить, что даже очень качественная аппаратура и самые дорогие диски не заменят малышу маминого пения. Специалисты утверждают, что пение способствует развитию музыкального слуха крохи. Даже если вы сами весьма критично относитесь к собственным музыкальным способностям, ваш малыш станет вашим преданным поклонником и почитателем таланта.
- Иногда возникает необходимость успокоить кроху. Новорожденные малыши часто засыпают под ритмичные звуки, которые напоминают им биение сердца матери в период внутриутробной жизни. Многие из них очень любят послушать тиканье часов и даже звуки, издаваемые посудомоечной машиной во время работы. Производители товаров для малышей даже предлагают игрушку, которая издает звук, сходный с шумом околоплодных вод, утверждая, что она успокаивает кроху.
Развитие тактильной чувствительности (сенсорной базы)
Кожа – наиболее развитый к моменту рождения «орган чувств» младенца. Тактильные ощущения способны значительно обогатить запас впечатлений малыша. Очень важно учитывать, что телесный контакт с матерью не только является мощнейшим развивающим стимулом, но и способствует успокоению крохи, дает ему чувство защищенности.
- Медицинский массаж, конечно же, лучше доверить специалистам. Но каждая мама вполне в состоянии выучить комплекс несложных массажных приемов и упражнений и проводить их со своим малышом. Такой домашний массаж будет полезен как для физического так и для эмоционального развития крохи. Сейчас на книжных прилавках нет недостатка в литературе, предназначенной для родителей и содержащей приемы массажа для новорожденных.
- Занимаясь с малышом, играя или делая массаж можно проделать следующее упражнение: нежно подуйте на ладошки крохи, тоже можно проделать с локотками, коленками, пальцами рук и ног.
- Даже простое перебирание пальчиков на ручках и ножках малыша – очень полезное упражнение. Оно стимулирует познание малышом собственного тела.
- Для ребенка очень важен контакт с матерью «кожа к коже». Как правило, дети, находящиеся на грудном вскармливании, не испытывают в нем недостатка. Но даже если вы кормите кроху из бутылочки, приложите его к груди.
- Выкладывайте кроху на разные поверхности, которые дают разные тактильные ощущения (ситец, махровое полотенце, плед, шелковая ткань, искусственный мех). Погладьте ручки и ножки крохи кусочком этих тканей. Понаблюдайте за реакцией.
- Во время переодевания необходимо давать возможность крохе побыть голеньким, если температурные условия в помещении позволяют. Это и закаливание, и новый опыт для ребенка.
Координация движений (перемещения в пространстве)
Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые будут необходимы ему для сиденья, ползанья и ходьбы.
- Носите малыша на руках, держа его то лицом к себе, то спиной к себе.
- Поворачивайте малыша в разных направлениях, бережно поддерживая головку.
- Не ограничивайте пребывание малыша в квартире кроваткой и пеленальным столиком. Предварительно убедившись в безопасности для крохи, выкладывайте его на диван, кресло и т.п.
К концу первого месяца ваш кроха совершит значительный рывок в развитии и в ответ на вашу любовь и заботу вы уже совсем скоро получите первую замечательную улыбку, обращенную именно к вам. Желаю вам успехов в развитии ваших деток!
Источник
Филиппова Т.Н. учитель – логопед СП «ЛЕКОТЕКА»
ГБОУ детский сад №1125 г. Москва
ГОВОРИМ С ПЕЛЕНОК
Однажды ко мне подошла дочка и спросила: «Мама, а когда я начала говорить?» Не задумываясь, я ответила « С первого крика!» Как пулеметная очередь на меня посыпались вопрос за вопросом. «Погорячилась…», подумала я. И стала объяснять ей все шаг за шагом.
И тут меня посетила мысль, а как часто вообще задумываемся мы, взрослые, над тем, чем пользуемся каждый день, над нашим языком. Мы на нем думаем, пишем, общаемся, шутим и отправляем смс-ки. Помним ли мы, в суматохе будней, что это язык Пушкина, Есенина, Блока, Цветаевой, Петра I, Суворова, Кутузова, Рахманинова, Глинки, Чайковского и многих величайших людей России. Насколько он красив, богат, глубок и всемогущ и как ценен для каждого из нас.
Помните как у Ахматовой,
«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово»
То достояние, которое нам досталось от предков по сути ВЕЛИКОЕ, и оно наше.
А как все начиналось? Для Вас? Вашего ребенка? Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития. И самым первым речевым проявлением является крик. Крик радости и счастья для мамы и папы, которые ждут свое чадо. Приветствие этому миру нового человека, пришедшего в жизнь.
Но, каждый родитель должен знать, основные этапы становления речи. И обратить особое внимание, если что-то пошло не так.
Первый крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. И это первый сигнал насторожиться и обратить на это внимание. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее чаду. Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. Каждый день ваш малыш издает все новые и новые звуки, и наблюдать его становиться все интереснее.
У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление – «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Эта реакция ни что иное, как гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью. Гуление – представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.
Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.
Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.
Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.
Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.
Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усыновления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормальных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессивностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблемного развития личности.
Следующая стадия лепет, и длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.
При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.
К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.
К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.
К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.
Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.
К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук – неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.
Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.
К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.
К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.
Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.
Любите наш родной язык, прививайте эту любовь своим детям и учите их говорить правильно. И кто знает, может именно они пополнят список великих людей, говорящих на РУССКОМ языке.
Источник