Ребенок развитие математика 2 года
Какой должна быть математика для малышей 2―3 лет? Весёлой и увлекательной! Занимательные игры развивают у ребёнка интерес к счёту, цифрам, простым математическим действиям. Ваше терпение, фантазия и настойчивость станут залогом успеха.
Малыши очень активно познают мир вокруг себя и впитывают новые знания, как губка. Важно подпитывать это влечение, но при этом не перегружать ребёнка. Возраст 2-3 лет – это самое время закреплять знания и знакомиться с цветами, формами и количеством.
Задача родителей – помочь малышу научиться понимать цифры и чётко их представлять. Например, что такое «пять груш», это больше или меньше, чем три и т.д. Мы подготовили интересные игры на закрепление счёта, сравнение, а также на соотношение цифр и предметов. Откройте ребёнку увлекательный мир математики.
Математика для детей. С чего начать изучение цифр
С двух лет мышление детей развивается стремительными темпами. Самое время знакомить ребёнка с простыми математическими понятиями и счетом. Малыши уже знают много геометрических фигур, имеют представление о форме и величине. Подружиться с числами и цифрами помогут развивающие игры и упражнения.
Если заниматься регулярно, то к трём годам удастся развить первые математические навыки:
- малыш научится последовательному счёту от одного до пяти;
- поймёт отличие понятий «один» и «много»;
- усвоит, что означают слова «больше, меньше, поровну», привыкнет сравнивать группы предметов;
- запомнит графическое изображение пяти первых цифр, сумеет распознать их на карточках и сопоставить с количеством;
- узнает знаки «+» и «―», научится выполнять простые примеры на сложение и вычитание.
Поначалу кроха учится считать предметы, указывая на них или дотрагиваясь пальчиком. Так легче приобщиться к наглядно-образному мышлению. Чтобы сделать счёт привычным занятием, просите малыша вам помочь. Пусть принесёт определённое число ложек, яблок, носочков.
Непременное условие успеха ― хорошее настроение ребёнка и мамы, похвала за старания крохи. Заметив признаки усталости, возьмите паузу: пусть кроха попрыгает, побегает, передохнёт. Четверти часа в день вполне достаточно для непринуждённых занятий.
Математическая игра «Один ― много»
К 2 годам детям уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. Пора научить малыша сравнивать разное количество предметов. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много».
Дайте ребёнку корзинку с пятью мячиками или шариками. Спросите: «Что лежит в корзинке? (мячики). Сколько мячиков? (много). Я возьму один мяч. Ты тоже возьми один мяч. Сколько у тебя мячиков? (один).
Давай дадим один мяч мишке и один утёнку. Сколько мячиков осталось в корзинке? (один). А сколько было в начале игры? (много).
«В корзинке было много мячиков, а остался всего один. Сейчас мы соберём все мячи в корзинку. Положи туда свой мячик. Возьми у меня ещё один мяч. Забери мячики у мишки и утёнка». Малыш собирает мячи. «В корзинке лежал один мячик, а сколько стало сейчас?» (много).
Для закрепления в детской памяти математических понятий «один» и «много» чаще используйте бытовые ситуации: «Сколько на столе яблок – одно или много? (одно). А орехов? (много)».
Используйте карточки с изображениями одного и нескольких знакомых предметов: фруктов, овощей, геометрических фигур. Сначала просите ребёнка найти картинки с одним предметом. Затем меняйте задание: нужно показать карточки, где нарисовано много предметов.
Вы можете скачать все картинки из галереи, кликнув на кнопку ниже.
Учимся сравнивать «Больше, меньше, равно»
Продолжаем знакомить малыша с математикой. На очереди игры и упражнения со сравнением совокупностей. Сопоставляя количество предметов, ребёнок учится определять разницу: меньше, больше или столько же.
Нарисуйте на листе бумаги ряд из пяти крупных ромашек. Вырежьте 5 бумажных бабочек или используйте готовые. Усадите малыша за стол и начните игру.
«На лугу выросли ромашки. Сколько их? Давай посчитаем. Молодец, три.
Прилетели красивые бабочки. Сосчитай, сколько бабочек? Правильно, четыре. Каждая бабочка села на ромашку (положите трёх бабочек на цветы, а четвёртую рядом). Посмотри, одной бабочке цветка не хватило.
Подумай, почему так получилось? Чего у нас больше, бабочек или ромашек? Молодец, бабочек больше — 4, а цветов меньше — 3 (показывайте карточки с цифрами). Повтори за мной.
Посмотри, одна бабочка улетела. Сколько осталось? Правильно, 3. А цветов? Тоже 3. Теперь ромашек стало столько же, сколько бабочек.
Вот улетела ещё одна бабочка. Сейчас чего больше, цветов или бабочек? Цветов больше, молодец.
Сколько ромашек? Три. А бабочек 2, на одну меньше. Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну? Правильно, убрать одну ромашку».
Называя числа, показывайте карточки с нужными цифрами. По ходу игры просите кроху повторять новые слова: больше, меньше, поровну, столько же.
Игра закрепляет навыки счёта и количественного сопоставления. Предназначена для детей 2, 5—3 лет. Наша задача научить малышей, как устанавливать равенство между группами предметов.
Понадобятся изображения пяти одинаковых зайцев и пяти морковок, лист бумаги. Нарисуйте одну под другой 2 параллельные линии. Расстояние между ними должно быть достаточным для размещения фигурок.
Попросите малыша посадить на верхнюю линейку 4 зайчиков, а на нижнюю положить 5 морковок. Проследите, чтобы фигурки располагались точно одна под другой.
Так ребёнку легче определять разницу в количестве предметов.
Спросите малыша, чего больше — зайцев или морковок? Предложите сосчитать. Что сделать, чтобы тех и других стало поровну? Верно, убрать 1 морковку.
А если не убирать морковку, как сделать, чтобы было равно? Правильно, посадить ещё одного зайчика. Сколько теперь зайцев? Пять. А морковок? Пять. Чего больше? Правильно, их поровну.
Подобные игры и упражнения учат малыша оперировать понятиями «больше, меньше, равно».
Упражнения на закрепление счёта до 5
Начните обучение с последовательного счёта в пределах пяти. Помните, что цель занятий увлечь малыша математикой. Чтобы поддержать интерес, учимся считать между делом.
Попросим ребёнка помочь на кухне: «Скоро будем обедать. Кто сядет за стол? Аня ― один, папа ― два, мама ― три, дедушка ― 4, бабушка ― 5. Повтори за мной. Помоги маме, достань из лотка 5 больших ложек, чтобы у каждого было по одной ложке».
Дети раннего возраста охотно подражают действиям мамы. Помогая по дому, малыши одновременно закрепляют навыки устного счёта.
Покажите крохе, как считать пальчики на руках. Детям нравятся рифмованные считалки: «Один, два, три, четыре, пять будем пальчики считать!».
Занимайтесь счётом при каждом удобном случае. Пересчитывайте игрушки, ложки, фрукты, животных в книжке, машины во дворе. Не забывайте, что математика для малышей 2―3 лет должна быть весёлой.
Маленькие детки любят занимательные игры:
1. Собачке хочется гулять, а Маша спит. Пёсик будит девочку, прыгает и лает: гав-гав! Сколько раз лаяла собачка? Покажи на пальчиках. Повторите в нескольких вариантах.
2. Котёнок зовёт маму. Возьмите мягкую игрушку и 4 раза скажите «мяу». Сколько раз промяукал котёнок? Нужно показать 4 пальчика.
Учите ребёнка показывать числа разными способами. Объясните, что цифру 5 можно показать на одной ладошке или иначе: 3 пальчика на правой руке, а 2 на левой. Так кроха узнает, что числа раскладываются на составные части. В дальнейшем это поможет решать примеры на сложение и вычитание.
Игры на соотношение цифр и предметов
Знакомить малыша с цифрами удобно во время прогулок. Показывайте и называйте номера домов, машин, квартир. Так ребёнок быстрее запомнит графическое изображение и названия цифр.
Следующая задача сложнее. Предстоит разобраться, сколько предметов скрывается за каждой цифрой. Поместите на видное место таблицу или карточки с крупными цифрами, дополненными изображениями знакомых объектов в нужном количестве.
Картинки должны быть однородными, например, квадратики. Рядом с цифрой 1 будет нарисован один квадратик, возле двойки — два и так далее. Чаще обращайте внимание малыша на эти изображения. Постепенно ребёнок поймёт связь цифр с количеством предметов. Дополнительно помогут развивающие игры и упражнения.
Покажите малышу карточку с цифрой 1, попросите дать один кубик. Продолжайте до цифры 3. Ребёнку нужно сосчитать и принести нужное количество кубиков. Покажите, как выполнять задание.
Если затруднений не возникнет, переходите к счёту до 5. С помощью простого упражнения малыш научится соотносить количество предметов с цифрой. Удобно использовать магнитные цифры, которые крепятся к холодильнику или специальной доске.
Понадобятся цифры от 1 до 5 на карточках или сделанные из плотного материала. Игра проводится на детском коврике. Заранее разложите кучки из любых мелких предметов: камешков, орехов, шариков.
Объясните ребёнку, что цифры потерялись, не могут найти своё место, им нужно помочь. Поручите малышу отыскать кучку, соответствующую каждой цифре, и положить рядом с ней «потеряшку».
Мы хорошо позанимались, пора делать зарядку. Мама показывает карточки с цифрами и даёт задания: цифра 3 ― нужно прыгнуть 3 раза, 2 ― присесть на корточки и так далее, до цифры 5.
Первые примеры. Учимся складывать и вычитать
Малыш уже умеет считать до 5, правильно распознаёт цифры, владеет понятиями «больше», «меньше», «поровну». Пора знакомиться с первыми арифметическими действиями: сложением, вычитанием, знаками «плюс» и «минус». Как и прежде, учимся считать через игру.
Для подготовки ребёнка к занятиям вводите в повседневный обиход новые слова: прибавить, отнять, стало больше/меньше. Допустим, на прогулке малыш собирает красивые камешки.
Мама спрашивает: «Покажи, сколько у тебя камешков? (3). Я прибавлю ещё один, камешков станет больше. Сколько получилось? (4). Мы сложили вместе 3 камешка и 1 камешек. Всего стало 4. А если я отниму 2 камешка, сколько останется? (2). Камешков стало на 2 меньше».
На занятиях используйте 5 однотипных предметов: орехи, конфеты, пуговицы или кубики. Подготовьте карточки с цифрами до 5 и знаками «+» и «―».
Мама говорит малышу: «Чтобы научиться считать, как мама и папа, нужно знать цифры и знаки. С цифрами мы уже познакомились. Сегодня к нам приехали три главных знака. Их зовут Плюс, Минус и Равно». Подъезжает грузовичок, в кузове лежат карточки с изображениями знаков.
«Посмотри, как можно играть со знаками. Плюс любит всё складывать, ему нравится прибавлять, делать больше». Чтобы ребёнок запомнил название знака, прочтите стишок: «Плюс поможет нам играть, складывать и прибавлять!».
Положите рядом 2 кубика. Спросите кроху: «Сколько на столе кубиков? (2). Сейчас я положу знак Плюс, а ты добавь ещё 1 кубик. Кубиков стало больше или меньше? (Больше). На сколько больше? (На 1). Теперь положим знак «равно», он покажет, что у нас получилось». Положите рядом с последним кубиком знак «=». «Сколько стало кубиков? (3)».
Таким же образом детей знакомят с вычитанием. Используйте стишок «Минус любит уменьшать, отнимать и вычитать!». Если ребёнок легко справляется с заданиями, усложните задачу.
Попросите малыша по ходу действий показывать карточки с цифрами. От этого один шаг до занятий с примерами. В результате малыш усвоит, что при сложении количество предметов увеличивается, а при вычитании уменьшается.
Доступная математика для малышей 2―3 лет полезна тем, что развивает внимание, логическое мышление и сообразительность. Во время повседневных игр и прогулок малыш усваивает новые понятия. Занятия со счётом и цифрами становятся привычными и интересными.
Источник
Математика для малышей
Развивающие игры для детей 2, 3 лет
Обучение малышей математике
В возрасте 2, 3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления. Он уже знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз, вбок; способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), определять их множество (один, два, много).
Полезно иметь наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Детям очень нравятся обыкновенные матрешки, которые можно использовать и для сюжетных игр.
Найди пару
Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать
Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.
◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.
Счетные палочки
Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).
◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).
Яблоки созрели
Игра помогает освоить счет
Необходимый инвентарь: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.
◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.
◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.
◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.
◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.
Помоги собрать урожай
Игра способствует разбитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.
◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.
◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
Две дороги
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.
◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
◈ Покатайте машины по дорогам.
◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.
Выбери дорогу
Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.
Матрёшка
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
◈ Почти все дети любят матрешки.
◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.
Кто быстрее
Игра помогает освоить понятия «длинное» – «короткое».
Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.
◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.
Горка
Игра способствует развитию логического мышления.
Необходимый инвентарь: картон или дощечки.
◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.
◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.
◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.
Строим башню
Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.
Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
Геометрические фигуры
Игра учит различать предметы по цвету и форме
Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.
◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.
◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.
◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.
Разберемся
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.
◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.
Один – туда, один – сюда
Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.
Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.
◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.
◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».
◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».
Много мало
Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями
Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.
◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).
◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.
«Раз ступенька…»
Игра помогает освоить счет
◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.
◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.
Геометрический магазин
Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет
Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.
◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.
◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.
Спрячь в ладошке
Игра развивает умение соотносишь предметы по величине
Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.
◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.
◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.
◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.
◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.
Раздай тарелочки
Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»
Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.
◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».
◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка…».
◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».
Грибок к грибку
Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»
Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.
◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».
◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.
Подбери крышку
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов
Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.
◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.
◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.
◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
Бабушкины блины
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку
Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.
Источник