Ребенок развитие когда говорить начинает

Ребенок развитие когда говорить начинает thumbnail

Ребенок с мамой учит буквы

Первый год промчался как один день, и вот вы уже  переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.

Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.

Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.

Этапы развития речи ребенка

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев>>>

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев>>>
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов.  Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год>>>
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.  

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком  ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите  интернет-курс

“Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года”

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом “задержка психического развития”.

Жмите на эту ссылку, переходите на страницу описания курса и определяйтесь с вариантом участия!

На заметку! Чаще всего “взрыв” речи происходит в районе 1-1,2 лет. Если ребенок молчит, то следующий скачок речевого развития произойдет около 2 лет.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, родительскому счастью нет предела. Приготовьтесь к тому, что первое слово не обязательно будет «мама», это может быть и «дай» и «на», но вскоре вы обязательно услышите долгожданное и главное в жизни слово.

Когда ребенок начинает говорить мама и папа

Обычно  слово мама ребенок может лепетать в возрасте 6-ти месяцев. Но это не относится к осознанному обращению. Целенаправленно произносить слово “мама” ребенок начинает в районе  10-12 месяцев.

Начинаем говорить фразами

В 2 года кроха может уже говорить множество слов. Когда идет третий год жизни, он начинает выговаривать сложные предложения. Кроха умеет задавать вопросы, предлагать, отвечать.

С 2,5 лет карапуз соображает, в каких случаях говорятся предлоги «вдоль», «сквозь». Совершенствуются речевые способности на четвертом – пятом годах жизни.

Причины задержки развития речи

Почти каждый ребенок, достигший 2 лет, начинает активно говорить, при этом ежедневно из его уст доносятся все новые слова. К 2 годам мозг малыша созревает, и он выражает свои эмоции разговором. Но, бывает и такое что речевое развитие вашего крохи может чуть запоздать. Давайте рассмотрим по каким причинам ребенок может начать говорить позже:

  1. Недоразвитие мускулатурной функции рта.

Малыш больше любит мягкую пищу, чем твердую, у него постоянно выпадает еда изо рта.

Если вы столкнулись с проблемами в питании малыша, а может и действительно ребенок не может жевать и глотать кусочки твердой пищи, тогда вам стоит посмотреть интернет-курс “Азбука прикорма”, где мы пошагово разберем, что и как нужно делать, чтобы ребенок хорошо кушал. Посмотрите полное описание курса и выбирайте свой вариант участия!>>>

Ребенок в основном дышит ртом, мало говорит и к тому же невнятно, а также повышено слюноотделение – это означает, что у него недоразвиты мышцы рта. Зачастую такая проблема появляется из-за раннего отлучения от груди. Читайте о том, что делать, если ребенок не наедается грудным молоком>>>

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?
  • Комментируйте каждое свое действие, показывайте и называйте предметы, которые его окружают. Говорите при этом четко, громко.
  1. Проблемы с органом слуха. При плохом слухе развитие детей естественно замедляется. Главное, не упустить тот самый момент, когда еще можно стимулировать слуховые проходы, ведущие к частям мозга, отвечающим за эту функцию. К сожалению, не редко проблемы со слухом обнаруживают поздно. Есть несколько признаков для каждого возраста, по которым можно определить имеются ли у ребенка такие проблемы:
  • Новорожденный. Если хлопнуть в ладоши на небольшом расстоянии от ребенка он должен вздрогнуть, а когда вы заговорите – успокоиться;
  • В 3-4 месяца когда Вы обращаетесь к ребенку, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • В 7-8 месяцев малыш не повторяет несложные звуки и не лепечет;
  • С 8 месяцев, услышав знакомые голоса должен сразу поворачиваться, ища кто говорит. По-своему отвечать, если с ним разговаривают.

Пять главных советов по развитию речи ребенка

Речь нельзя унаследовать по генам и то, когда ребенок начинает говорить первые слова, зависит только от людей, которые его окружают (в особенности от родителей). Поэтому старайтесь, чтобы он дома, на прогулке слышал четкую, осмысленную речь.

            Советы родителям

  1. Когда гуляете с крохой, говорите все что видите, показывайте ему важные объекты (школа, библиотека, магазин, детский сад). Объясняйте ребенку, что значит то или иное заведение и зачем оно нужно;
  2. Чаще ходите гулять в парк, сквер или на пруд при этом показывайте и рассказывайте малышу как вокруг красиво. Пусть он послушает, как поют птички, крякают уточки, как красиво посажены цветы и деревья;
  3. Никогда не отмахивайтесь от вопросов, которые задает кроха, а наоборот подробно и ясно отвечайте на них. Знакомя его с названием неизвестных ему предметов, говорите сразу правильное их название и объясняйте, для чего они нужны. Предложите тщательно рассмотреть, охарактеризовать его, выделить свойства. Этим вы будете учить малыша наблюдать, находить отличия;
  4. Знакомьте кроху с музыкой, читайте книги, сказки, учите стихи, пойте песенки. Они формируют хорошие качества такие как: честность, доброта, забота к другим людям, также приобщают к национальной культуре.
  5. Попросите малыша, пусть он расскажет дедушке или бабушке любимый стих, сказку. Так начинает развиваться монологическая речь.

Читайте также:

  • До скольки ребенка кормить ночью?
  • Адаптация к детскому саду
  • Как правильно гулять с ребенком?

Источник

Когда дети начинают говорить?

В первые два года жизни ребенок учится говорить. Задолго до того как он произнесет своё первое слово, он учится правилам языка и тому, как взрослые общаются.

В первые два месяца ребенок начинает использовать свои губы, язык, нёбо и если вдруг так случилось совсем ранние зубы, для того что бы издавать звуки. Сначала это просто плач, затем вздохи и совсем скоро после этого активно лепечет. Уже в 6 месяцев слезы навернутся уже на ваших глазах от слов «папа» и «мама».

С этого момента малыш будет постоянно изучать новые слова. Он будет узнавать их от вас и от всех окружающих. Примерно между 18 месяцами и двухлетием он начнет составлять предложения от двух до четырех слов. По мере развития своих умственных и эмоциональных способностей ребенок научится описывать мир вокруг него, все что он видит, слышит, чувствует, думает и конечно же хочет.

Но до того как он начнет радовать вас своими словами, есть определенные вехи в развитии, которые ему предстоит пройти.

Как дети учатся говорить.

Вот примерные ключевые даты в развитии разговорной речи у ребенка. Если ребенок растет в билингвальном окружении, то даты будут примерно те же для обоих языков.

В утробе

Многие исследователи полагают, что изучение языка начинается в утробе. Так же как нерожденный еще малыш слышит звук вашего сердца, так же он слышит и вашу речь и может отличать вас от других.

0 – 3 месяца

Плач, это одна из первых форм взаимодействия с вами.

Один плач отличается от другого.

Пронзающий может означать, что хочется есть, отрывистый хныкающий, что пора менять подгузник. Со временем репертуар расширится, и вы будете слышать разнообразные трели от ребенка.

В это время малыш начнет понимать, что такое слова и как они складываются в предложения.

4 – 6 месяц

В этом возрасте ребенок начинает лепетать, совмещая гласные и согласные. Примерно в шесть месяцев ребенок может начать откликаться на своё имя.

В этом возрасте вы можете услышать «мама» и «папа». Но, несмотря на то, что это вас очень трогает, пока что, скорее всего ребенок не ассоциирует вас с этими словами, это будет позже примерно в год.

Малыш пытается разговаривать долгими монологами из неразрывно связанных слов. Вокализация это игра для вашего ребенка, малыш экспериментирует с языком, зубами, нёбом и голосовыми связками, ведь это так весело.

В это время, лепет ребенка одинаков, на каком бы вы языке дома не разговаривали, на Русском, Английском или Японском. В тоже время вы можете заметить, что у малыша появились любимые звуки, которые он повторяет чаще всего, ну просто, потому что ему нравится.

7 – 12 месяц

Теперь лепет ребенка больше напоминает речь. Он пытается подражать вашим звукам. Помогите ребенку, разговаривая с ним и читая ему.

13- 18 месяц

В это время ребенок начинает использовать одно или несколько слов, и даже понимает, что оно значит. Малыш пробует пользоваться интонациями, например вопросительными. Он понимает важность языка для общения с людьми.

19 – 24 месяц

Несмотря на то, что ребенок, скорее всего, произносит менее 50 слов, понимает он при этом намного больше. И каждый день ребенок узнает несколько новых, так что следите за языком. Уже может научиться формировать простые предложения: «Неси меня».

К двум годам ребенок уже может использовать более сложные предложения из двух-четырех слов. И даже напевать что-то. Начнет описывать что хочет, что нравится или не нравится, о чем думает и что чувствует. Возможны проблемы с местоимениями.

25 – 36 месяц

Ваш малыш может еще не понимать какую надо использовать громкость при разговоре, но вскоре научится. Уже научится правильно использовать местоимения.

Между двумя и тремя годами словарь вашего ребенка расширится, и он будет понимать практически все, что вы говорите. Начнет использовать существительные и глаголы вместе в одном предложении.

К трем годам ребенок уже имеет опыт в ведении беседы. Он может поддерживать диалог с вами, а вы будете понимать большую часть того, что он говорит.

Как помочь ребенку в развитии речи

Вы можете помочь ребенку в развитии речи частым обучающим общением. Самое важное это:

Разговоры. Нет необходимости разговаривать без умолку, но старайтесь всегда разговаривать с ребенком, когда вы вместе. Рассказывайте, что вы делаете, указывайте не предметы и описывайте, задавайте вопросы, пойте песенки. Попробуйте использовать нормальную речь, это важно для развития ребенка, больше чем ваше подражание ему, хотя и это тоже важно для стимуляции.

Чтение. Чтение ребенку отличный способ расширить словарный запас ребенка. Показать, как слова объединяются в предложения. Младенец будет наслаждаться вашим голосом, более взрослый ребенок историями которые вы рассказываете.

Слушайте. Когда ваш ребенок что-то говорит вам, слушайте внимательно, отвечайте ему. Если он увидит ваш интерес, то это будет стимулировать разговаривать с вами.

Что делать если ребенок не говорит

Вы лучший оценщик скорости развития речи вашего малыша. Если у вашего ребенка есть какие-либо признаки, описанные ниже или ваш что-то беспокоит то вам надо обсудить возможные задержки в речевом развитии ребенка с врачом. Возможно вам потребуется помощь логопеда.

6 – 12 месяц

Ребенок не издаёт ( и даже не пытается издавать) звуки или не устанавливает с вами зрительный контакт. Не издаёт согласные звуки. Не откликается на своё имя или звуки рядом в возрасте 6 месяцев. Не лепечет в 9 месяцев. Не произносит отдельных слов «папа» или «мама» в 12 месяцев.

13 – 18 месяц

Малыш не указывает на вещи, не учит новых слов, не знает как минимум 6 слов в 18 месяцев. Или теряет уже изученные навыки речи.

19 – 14 месяц

К 24 месяцам ребенок не указывает на части тела, не может выполнить простые указания, не повторяет слова и действия. Использует только одно слово, не составляет предложения.

25-36 месяц

К 36 месяцам ребенок не начал использовать предложения из 2-3 слов. Не выполняет простые указания. Говорит бессвязно или его трудно понять.

Если ребенок заикается это не обязательно признак проблем. Заикание часть нормального развития, особенно если у вашего ребенка речь развивается стремительно. Иногда просто малыш не будет успевать вспомнить слова, чтобы описать то, что проносится в его голове.

Но вот если заикание продолжает после 4 лет, или он напрягает челюсть или появляются гримасы при попытке говорить. Вам надо обратиться к врачу.

Спасибо за просмотр! Ставьте лайки и подписывайтесь. Много интересного еще впереди.

Сайт автора:daddyknows.ru

Источники:

1. AAP. 2011a. How do I know if my child has a language delay? American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/Language-Delay.aspx

2. AAP. 2011b. Language development: 1 year olds. American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/Language-Development-1-Year-Olds.aspx

3. AAP. 2011c. Language development: 2 year olds. American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/Language-Development-2-Year-Olds.aspx

4. AAP. 2011d. Language development: 4 to 7 months. American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/Pages/Language-Development-4-to-7-Months.aspx

5. AAP. 2011e. Language development: 8 to 12 months. American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/Pages/Language-Development-8-to-12-Months.aspx

6. ASHA. 2011. One to two years. American Speech Language Hearing Association. https://www.asha.org/public/speech/development/12.htm [Accessed 2011]

7. CDC. Undated. Milestone moments. U.S. Centers for Disease Control and Prevention. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/parents_pdfs/milestonemomentseng508.pdf [Accessed 2011]

8. Garcia-Sierra A, et al. 2011. Bilingual language learning: An ERP study relating early brain responses to speech, language input, and later word production. Journal of Phonetics doi:10.1016/j.wocn.2011.07.002. https://ilabs.washington.edu/sites/default/files/Bilingual_infants_ERP_Garcia-Sierra%20et%20al.,%202011.pdf

9. Mampe B, et al. 2009. Newborns’ cry melody is shaped by their native language. Current Biology 19(23):1994-7. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19896378

10. Werker JF, et al. 2009. Bilingual beginnings to learning words. Philosophical Transactions of the Royal Society of London 364(1536):3649-63.https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19933138

Источник

Любых родителей, воспитывающих малыша до года, волнует вопрос о своевременном речевом развитии. Ведь формирование речи является неотъемлемой частью гармоничной социализации и коммуникации ребенка. В каком возрасте малыш должен начать говорить, что подразумевает под собой понятие «развитие речи» и какие факторы влияют на его формирование рассмотрим в данной статье.

Итак, что же происходит в первые дни и месяцы после рождения.

Речевое развитие от рождения до года

С самого рождения ребенка окружает множество звуков. Это шелест листвы за окном, звуки природы, шум от бытовых приборов, тиканье часов, различные музыкальные мелодии и многое другое. Но лишь звуки речи из всех окружающих шумов в последствии будут главным инструментом овладения умением говорить, передавать информацию, побуждать к действию и воспринимать речь на слух. Речевое развитие начинается еще задолго до первых слов, фраз и предложений, а речь является одним из важных функций в развитии гармоничной личности.

В настоящее время у будущих родителей множество возможностей подготовится к рождению малыша. Пройти обследование во время планирования беременности и ожидании малыша, уменьшить риск патологического формирования и осложнений на этапе пренатального периода развития ребенка.

Период пренатального развития

Это период, характеризующий зарождение нового организма и всех необходимых для нормального функционирования процессов.

Чем же он важен для развития речи?

Происходит формирование низшей нервной деятельности, отвечающей за деятельность центральной нервной системы. Эта деятельность направлена на регуляцию функций внутри организма, на объединение его в единое целое.

Уже на двенадцатой неделе развития плода начинают формироваться безусловные рефлексы: первые сосательные и дыхательные движения. А на 4-5 месяце наблюдается движение конечностей. Поэтому будущей маме особенно важно заботиться о своём здоровье, правильном питании и режиме дня в первые месяцы беременности, ведь, заботясь о себе, она в первую очередь оберегает от нежелательных опасных факторов своего будущего малыша.

плод в 12 недель

Развитие коры больших полушарий, в которой формируются речевые зоны, начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.

После рождения первая сигнальная система новорожденного (органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильное восприятие) находится в зачаточном состоянии, признаки второй сигнальной системы (речь, её восприятие) отсутствуют. Однако у крохи наблюдаются рефлекторные реакции, которые будут закладываться как основа дальнейшей социализации и коммуникативного поведения. Уже с первых дней жизни проявляется реакция на лицо человека, в частности матери. Если такая реакция отсутствует, это может послужить поводом для консультации невролога. Также на коммуникацию направлен компонент вокализации. Это первый крик – звуковая реакция, свидетельствующий о дискомфорте, призывающий к удовлетворению базовых потребностей.

В первый год жизни ребенка у родителей возникают вопросы о этапах становления физиологических способностей. Не менее важным является психоречевое развитие. Знание особенностей развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обучения ребенка.

Рассмотрим подготовительный доречевой период, который предшествует первым словам и фразам, и является важным фундаментом становления речевых процессов.

Рефлекторный крик

С момента рождения ребенок проявляет голосовые реакции, далёкие от звуков человеческой речи. Эти проявления имеют важное значение для координации дыхательного, артикуляционного и голосового отделов речевого аппарата.

Крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на физический дискомфорт с физиологической точки зрения. Крик является одной из физических реакций организма в рамках механизма саморегуляции. В нём невозможно выделить отдельные звуки, разбить на составляющие компоненты.

Рефлекторный крик у младенца

Вокализации новорожденного необычайно вариативны, отличающиеся по своему характеру. Нет двух детей, которые кричали бы одинаково. Производство звука напрямую связано с работой диафрагмы дыхательного отдела, голосовые связки не участвуют в образовании вокализаций. Голосовая щель при работе диафрагмы функционирует неодинаково: либо спазматически сжата, либо широко открыта. Крик создает предпосылки для появления речевых звуков в будущем, подобно образованию гласных или согласных. Но, анализируя их, можно выявить, что вокализации бесструктурны, как и звуковые сигналы животных и не имеют ничего общего с гласными или согласными звуками.

Стадия рефлекторного крика и плача имеет важное значение для формирования основных речевых отделов так как она готовит почву для последующего развития интонации, тембра голоса, активизирует артикуляторный аппарат.

Длительность данной стадии – около двух месяцев. Данные исследователей выявили любопытные факты проявления вокализаций у младенцев, воспитывающихся в различных условиях: семья, дома ребёнка. Исследования показали, что с 8-ой недели жизни плач ребенка имеет различия, на частоту и характер вокализаций оказывает влияние грудное вскармливание, реакция матери на крик, особенности сна детей, ношение в слинге. Наблюдается снижение общего количества криков у детей, получающих своевременную заботу и помещенных в необходимые условия.

Спустя две недели после рождения малыш начинает всё больше адаптироваться в условиях окружающего мира, ребёнок реагирует на голос говорящего. Он может прислушиваться, переставать кричать при мелодичной колыбельной, поворачивать голову в сторону речи. Затем происходит реакция на интонацию говорящего.

Приходит время следующей стадии речевого развития.

Гуление и гукание

Гуление и гукание ребенка

Эта стадия прослеживается у разных детей с двух до пяти месяцев. Гуление, как и крик с плачем является сутью реализации наследственной программы развития голоса у младенцев. Они не предполагают обратной связи и появляются даже у глухонемых от рождения детей. Гуление детей напоминает воркования голубя и представляет собой монотонную вокализацию, фонацию дослогового типа. Гукание проявляется в воспроизведении звукокомплексов, коротких звуковых реакциях, типа: агу, угу, убу, эбн, эбм… Такие звукокомплексы проявляются при выражении положительных эмоций у ребенка. Малыш гулит лишь тогда, когда пребывает в наиболее комфортном состоянии. Гуление развивается на фоне связанных с рефлексами дыхания, сосания и глотания генетических предпосылок и в развитии речи выполняют роль тренировки речевого аппарата.

В этот период продолжает функционировать крик параллельно с гуканьем и гулением. Он преображается во вскрики и плач. В данном случае это выражение отрицательных эмоций. В ситуациях, когда необходимо выразить недовольство при отрицательном контакте с внешним миром реализуются плач и вскрики. Это может быть испуг, боль, некомфортные температурные условия.

Малыш развивается и открывает для себя другие интересные голосовые возможности.

Лепет

Этот период отмечается в период с 4 до 7 месяцев. Ребенком производятся слоговые ряды, похожие на слова, но не несущие смысла, например, баба, дада, гаги, мама. Малыш может произносить звуки, несвойственные человеческой речи, различное «щелканье», «бульканье», а также звуки самых разных языков мира. Этап лепета является эволюцией рефлекса имитации. Здесь имеют место эхолалии – подражательные звуки ребенка, артикулируемые бессознательно. При этом малыш может подражать самому себе, такое явление называется аутоэхолалией. Во время лепета центральная нервная система малыша помимо аутослуховых получает комплекс кинестетических сигналов при движении мышц артикуляционного аппарата. Совокупность кинестетических и аутослуховых раздражителей является базой для возникновения речи и в центральной нервной системе появляются звукокомплексы «перворечь». Когда складываются собственные кинестетически-слуховые комплекса, малыш узнаёт их в речи взрослых и интенсивно повторяет на подражательной основе. Если ребенок не артикулировал какие-либо звукокомплексы, они не остаются в его речевой базе, соответственно кроха не слышит их в речи взрослых и не повторяет. При возникновении лепета также проявляется явление эхопраксии, при котором ребенок благодаря зрению перенимает артикуляцию взрослых.

С последующей речевой практикой различаются отдельные звуки окружающей среды и остаются близкие к речевым. К полугодовалому рубежу у крохи представлены особенности фонетики родного языка. Американские ученые установили этот факт в исследованиях лепета детей англоязычных и азиатских стран. Эксперимент был представлен в американском учебном заведении, где китайским и американским студентам было предложено отличить лепет своих земляков.
Лепет у детей
Отличием от предыдущего этапа является работа не только артикуляционного аппарата, но и слухового анализатора. Ребенок повторяет слоговые образования, или слоги, так как эхолалии на стадии лепета воспроизводятся на слоговом уровне.

Принимая похожие слоговые конструкции за слова, взрослые хотели бы думать, что малыш связывает их с близкими родственниками: мама, папа, баба, но подобные слоговые оболочки встречаются в разных языках и отличаются по значению.

Лепет возникает при взаимосвязанной работе речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов. Поэтому наиболее значимую роль играет слух, позволяющий ребенку дифференцировать окружающую речь и сравнивать со своей на бессознательном уровне. Родителям необходимо тщательно следить за развитием органов слуха и зрения ребенка в этот момент, так как недостаток их работы может привести к необратимым или сложно устранимым дефектам развития речи.

В дальнейшем пути по мере развития малыш постепенно перенимает элементы речи, такие как интонация, ритм, темп.

Речевая активность ребенка в 8-9 месяцев позволяет подражать незнакомым звукам. Если спросить малыша где мама или папа, он уже способен указать на них, а также проявляется реакция на собственное имя. Ребенок произносит слоги па-па, ба-ба, ма-ма, подражая взрослым, но в реальной жизненной ситуации еще не связывает их с образами, при взаимодействии с окружающими.

К девяти – одиннадцати месяцам малыш может иметь в пассивном словаре названия нескольких предметов, реагирует на своё имя, понимает слова, связанные с режимными моментами и постепенно его деятельность, становится регулируемой взрослыми.

К 1 году появляются первые осознанные слова, причём, это не обязательно должны быть полные и правильно оформленные формы слов. Это может быть: “би-би”, “ко-ко”, “му”. Малыш может говорить: «Мама и папа».Главное, что у крохи какой-либо предмет, действие, ситуация или явление природы имеют звуковое отображение. И в последующем речевом опыте при нормальном развитии формируется словарный запас, как пассивный (то, что ребёнок понимает), так и активный (то, что воспроизводит сам). Рассмотрим в таблице, в каком возрасте начинает говорить ребенок и как меняется словарный запас с каждым месяцем от года до трёх лет.

Речевое развитие ребёнка 1-3 года

Логопед-дефектолог для развития речи малыша

Возраст ребёнкаРечевые возможности
1 годМалыш знает употребляет несколько лепетных слов, например: “мама, папа, баба, ам, ав…” Также пополняется пассивный словарь. Ребёнок уже знает название предметов, используемых в быту, названия некоторых животных, понимает имена всех членов семьи.
1 год, 3 месяцаАктивный словарный запас увеличивается до 30-40 слов. Причём, уже возможны построения двухсловных предложений, например: “ляля бух”, “папа дай”, “мама ам”.
1,5 года40-50 слов, крохе легко повторить за взрослым часто повторяющиеся слова, появляется больше фраз.
1,5-2годаКоличество слов и фраз растёт. Ребёнок уже способен многое выразить словами. Малыши в этом возрасте могут договаривать слова и обрывки слов при прочтении взрослыми детских рифмованных стишков, песенок, прибауток.
2 годаВ норме словарных запас достигает до 200 слов. Вместе с существительными появляются и глаголы, и слова связки, и прилагательные. Появляются трёхсловные предложения.
2 года, 3 месяцаМалыш может активно разговаривать, начинает пользоваться словоизменением, словообразованием. Распространяет предложения, пробует добавлять в них неиспользуемые ранее слова
2 года, 6 месяцев200-300 слов. Кроха может говорить предложениями, задавать вопросы. Сохраняются трудности звукопроизношения, нарушены шипящие звуки (ш, ж), свистящие (с, з), сонорные (р, л). Это является абсолютной нормой для этого возраста.
3 года1000-1500 слов. Речь ребёнка достаточна ясна и понятна, предложения всё еще включают аграмматизмы, но малыш уже может воспроизводить стишки, петь песенки и является полноценным участником семейных бесед.

Конечно, приведённые примеры сильно усреднены и возможно отражают данные лишь части детей, развивающихся нормотипично. Отклонения в словарном запасе на пару-тройку месяцев не несёт в себе возможных опасений. Но можно отметить, что ребенок в полтора года уже должен произносить нестойкие простые фразы из двух слов. Возможно количество слов в запасе и не будет таким, как приведено в таблице. К двум годам малыш может пользоваться звукоподражанием, но их количество также должно постепенно увеличиваться.

Причины для беспокойства

Следующие признаки могут быть подсказкой маме, что пора проконсультироваться со специалистом:

  • если в годик ребенок не понимает обращенной речи (не оборачивается, когда окликают; не обращается к Вам со словом: “мама”);
  • к 2 годам не может показать на картинке хорошо знакомые предметы, зверей, природу. (Например, «где котик»?);
  • после 2 лет не взаимодействует с другими детьми;
  • в 2-3 года не выполняет простейшие просьбы (Например: возьми мяч и подай мне);
  • после 3 лет не выговаривает большинство звуков, сильно перекручивает все слова, не понимает простых вопросов и не может связать 3-4 слова.

Если крохе вот-вот стукнет 2- 2,5 года, а он не планирует подчиняться общепринятым нормам, необходимо выяснить причины, в следствии которых речевое развитие не наступает. Это может быть расстройства, вызванные различными факторами: социальными, физиологическими и психическими.

  • проблемы, связанные с органами слуха: возможно, что у малыша не выявлены нарушения слухового аппарата;
  • артикуляционные дефекты: недостаточность подвижности мышц языка, тонус, или наоборот, гипотония, укороченная подъязычная связка;
  • психоэмоциональные растройста: негативизм, проявляемый к общению, насильственные попытки родителей заставить произносить первые слова;
  • гиперопека: у ребенка не возникает необходимости пользоваться речью, а в случае, если имеются какие-либо артикуляционные проблемы, малыш избегает речевых контактов, так как у него всё, что нужно появляется всякий раз, как только он намекнёт. И совершенно не обязательно при этом использовать устную речь;
  • отсутствие внимания со стороны родителей: использование различных гаджетов, затрудняющих бурную мозговую деятельность, требующее примитивных движений;
  • неблагополучные условия воспитания: скандалы, крики, громкие звуки вокруг, испуг;
  • органические поражения речевых зон головного мозга: в следствии этого может иметь место алалия, дизартрия. Различные проявления данного вида проблем обуславливаются тяжестью повреждения и локализацией поражения;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности: неврологическо-поведенческое расстройство развития;
  • аутизм – диагноз, который достаточно сложно поставить в этом возрасте, из-за схожести поведенческих реакций детей с аутизмом и нормотипичных детей.

Важно! Главное условие решения любых проблем является их своевременное выявление. Чем раньше родители замечают несоответствия речевого развития норме, тем легче устранить проблему или сделать её гораздо менее заметной и не мешающей дальнейшему развит?