Ребенок раннего возраста основные закономерности развития

Ребенок раннего возраста основные закономерности развития thumbnail

Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте.

Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.

Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:

1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов;

2 этап: 2-2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;

3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).

В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Закономерности в развитии предметно-орудийных действий:

п-о действия усваиваются только в сотрудничестве и общении ребенка со взрослыми. Взросл выполняет ф-ции носителя образца способов действия, контроля и оценки выполнения п-о д ребенком, поощрение. Сначала п-о д совместная ,потом реб действ – взр поощряет ,потом реб действует – сам себя поощряет.

Гетерохронность(неравномерность) овладения ребенком фунуционально-целевой и операционно-технической стороной предметного действия. Функц-целевая: ложкой едят, опер-тех: как взять ложку, чтобы есть. Сначала усваивается ф-ция, ребенок все время спр зачем и почему.

Также развив предметная игра, 3 этапа:

узкоподражательный х-р, специфич манипулирование пердметом как показал взрослый.

расширение предм действий, не только сам предмет вызыв д-я, но и указания взрослого

возник эл-ты воображаемой ситуации, замещение одного предм другим, появл роль.

Особенность игры в раннем возрасте: замещение и принятие роли ПОСЛЕ осуществления игрового действия, а не до него. Формируются предпосылки перехода к ролевой игре.

Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте.

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами “взрослой” речи.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие (“мама идет”), действие и объект действия (“дай булку”, “хочу конфету”), или действие и место действия (“книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия ребенка

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Эксперимент: Таня сидит на стуле, нужно сказать «Таня идет». Ребенок не способен отрешиться от ситуации и всегда говорит неправильно.

В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами

Этапы развития личности:

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Сознание “я”, “я хороший”, “я сам” и появление личных действий продвигают” ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Ранний возраст – период интенсивной ориентации в сфере ребенок – общественный предмет, опережающее развитие операционно-технической сферы деятельности.

Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Но овладение предметами требует сотр со взрослыми и овладения речью.

Ведущая деят-ть – предметно – орудийная. Ребенок пытается привлечь внимание к своей деят-ти, уклоняется от чистой ласки, но с удовольствием принимает ее как поощрение.

Центр линия умств развития – овладение речью.

1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)

1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.

Мышление синкретами, в комплексах.

Формирование привязанности, зарождение моральных чувств, эмпатии, эстетич чувств…

36. Кризис трех лет.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Раньше было негативное понимание, но Выг рассм в позит значении – формир принц новой сист отношений.

В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять уч-е во взросл жизни и утверждение самостоятельности – я сам! Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков- успехи в констуировании.

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. Не делает даже в ущерб себе.

2) Вторая характеристика кризиса 3 лет – упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам – обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

5) своеволие – т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому “ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними”

7) деспотизм – диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 171; Нарушение авторских прав

Источник

Закономерности периода раннего детства

и организация педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Ст. воспитатель МБДОУ № 208 Никитина Г.Н.

На современном этапе развития общества хотелось бы обратить особое внимание на развитие детей раннего периода развития детей. Во многие дошкольные учреждения ребенок поступает в возрасте 2-3 года. К этому времени он должен иметь определенные навыки. В соответствии с ФГОС ДО ребенок к 3 годам жизни:

  • интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

  • стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

  • владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

  • в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

  • проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

  • любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

  • с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Хотелось бы обратить внимание на этот период развития не только педагогов дошкольных учреждений, но и родителей, главная роль которых в воспитании ребенка не оспорима.

Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы существенно меняется предметная деятельность ребенка, начинается новый этап в развитии — овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

У детей 2 года жизни возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

На 3 году жизни продолжается целенаправленное изучение предметного мира. В этот период важно помочь ребенку выделить те свойства, которые могут остаться незамеченными. Итак, на 3-м году жизни у ребенка углубляется познание физических свойств предметов, дети узнают, группируют, соотносят предметы по цвету, форме, размеру, начинают сами правильно называть их свойства. То есть формируются сенсорные механизмы, лежащие в основе ориентировочной стороны предметных действий.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый. В конце младенчества ребенок выделяет предмет как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Но за предметом всегда стоит взрослый т.к. ребенок не может самостоятельно открыть свойства предметов и то, как их надо употреблять. Таким образом, на данном этапе, возникает противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно – деловое общение выступает средством ее осуществления.

По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого, как образца действия. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

В дальнейшем специфические действия с одним предметом переносятся на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а так же возникновению личного действия, осознанию «Я сам».

Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. Данный возраст является самым сензитивным периодом овладения речевым общением, которое происходит в двух направлениях:

– первое – понимание речи взрослого

– второе – собственная речь ребенка.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается не только в возрастании количества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения. Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.

Ведущими достижениями раннего детства являются следующие :

– складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается отношение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

– формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно – образное и наглядно – действенное), возникает воображение и знаково – символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

– возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Таким образом, основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

– становление продуктивного целеполагания;

– развитие речевого общения;

– формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

Придя в детский сад, ребенок сразу попадает в многочисленное детское общество. Л.Н.Галигузова, длительное время изучавшая общение детей раннего возраста, установила, что на третьем году жизни у ребенка еще сохраняется любопытство к сверстнику как к весьма занятному объекту и именно «объекту». Взрослый еще остается более привлекательным для ребенка чем сверстник. Заняться общим делом детям еще трудно. Зато они наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать.

Ребенок входит в мир отношений, он неопытен, очень доверчив. Наша задача помочь ему усвоить основы поведения в этом обществе, заботиться о нем, создать бодрое жизнерадостное настроение.

С целью выполнения данной задачи в нашем дошкольном учреждении созданы условия для адаптации и развития детей первой младшей группы.

Основным и самым успешным фактором адаптации ребенка к дошкольному учреждению является установление контакта между ребенком и педагогом. Во время адаптации в группах раннего возраста работает не только воспитатель, но и педагог – психолог. Для улучшения адаптации организуются консультации с педагогами и родителями.

В группах раннего возраста создается развивающая среда, соответствующая требованиям комфортности и безопасности, способствующая вхождению ребенка в новые для него условия. В нашем дошкольном учреждении игровое оборудование подбиралось с целью пробуждения интереса ребенка к действиям с предметами, удовлетворению познавательной потребности, исследовательским действиям, инициирования взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предметная среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство удобно для малышей, дает им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой подгруппе.

Важна в адаптационный период и роль родителей, которые должны понимать, что процесс привыкания к детскому саду должен быть постепенный, чтобы нервная система ребенка оставалась сохранной. Родители должны давать положительную установку на пребывание в группе («Тебя очень ждут ребят и воспитатель», «Вы будете играть в интересные игры» и др.). Поинтересуйтесь жизнью ребенка в детском саду («С кем ты сегодня подружился?», «Какая игрушка тебе понравилась?»).

При работе с детьми раннего возраста образовательная деятельность проводится по подгруппам, что дает возможность воспитателю учитывать не только их возраст, но и уровень развития. Поскольку темп развития у детей разный, то и состав подгруппы в течении года может изменяться. Физиологические и психические особенности определяют содержание и методы воспитания. В процессе работы с детьми учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка.

Литература

  1. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”

  2. В.Алямовская «Ясли – это серьезно», /М.2000/

  3. Т.Н.Доронова, Т.И.Ерофеева «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования», /М. 2010/

  4. З.А.Нефедова «Педагогика раннего возраста», /М. 1998/

  5. С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева «Дошкольник. Психология и педагогика возраста», /М. 2006/

  6. Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, С.Г.Якобсон «Программа Радуга», /М. «Просвещение» 1993/

  7. Журнал «Управление» № 3, 2003

Источник