Ребенок плачет в школе развития

Ребенок плачет в школе развития thumbnail

Ребенок плачет за партой

Существует ряд проблем при проведении занятий, с которыми сталкиваются все педагоги.

Одной из наиболее распространенных сложностей является неуправляемое поведение детей, которые своими действиями мешают проведению занятий.

В этой статье я разберу наиболее часто встречающиеся случаи поведенческих сложностей с детьми раннего возраста.

Для всех этих ситуаций я бы предложила рассмотреть два варианта: превентивный — что сделать, чтобы этого не произошло. И фактический — что сделать, если это уже происходит.

Сразу хочу отметить, что все дети отличаются друг от друга множеством факторов. У детей разные типы темперамента, разное воспитание, разное здоровье, разное настроение в данный конкретный день проведения занятия. Поэтому «волшебной пилюли» не существует. Но есть множество способов, которые при умелом использовании помогают в большинстве случаев.

В группы риска обычно попадают дети:

  • С задержкой психического развития (ЗПР)
  • Аутисты
  • Гиперактивные
  • «Домашние дети» с полным отсутствием социальной адаптации
  • Дети с педагогической запущенностью.

Для меня самыми сложными являются гиперактивные дети и дети с педагогической запущенностью.

Я поделюсь свои опытом в решении ряда сложностей, с которыми обычно сталкиваюсь на своих занятиях.

Итак, давайте рассмотрим следующие ситуации на занятиях.

1. Ребенок плачет и хочет уйти. Мама хочет, чтобы он остался. Вся группа отвлекается на происходящее.

Что делать, чтобы это не произошло:

Заранее готовить ребенка к занятию. Это должны делать родители, и вам их надо заранее сориентировать.

Родители должны рассказывать ребенку о предстоящем занятии, о том, что на занятии будут другие детки, они будут все вместе играть, петь песенки, танцевать, рисовать и т.д. На занятии будет очень весело и интересно.

Чтобы дети захотели с тобой играть, нужно быть вежливым – не кричать, не толкаться, делиться игрушками и внимательно слушать педагога (называем имя преподавателя).

Ребенка нужно постепенно настраивать на то, что занятия с детьми – это очень здорово! Родитель при этом должен принимать активное участие в настройке ребенка к каждому занятию.

Как вести себя преподавателю, если ребенок плачет и хочет уйти:

  • Попросить родителя взять ребенка на руки, отойти на некоторое расстояние от детей, чтобы малыш почувствовал себя более уверенно и спокойно.
  • Перестать махать руками и говорить чуть тише.
  • Предложить тот вид деятельности, который нравится почти всем детям: игру на музыкальных инструментах, творчество или сенсорные игры.

Если ребенок плачет более 5 минут, предложить выйти, успокоится, попить водички и вернуться. Или посидеть перед приоткрытой дверью, посмотреть через дверь, как другие дети занимаются.

После занятия выяснить у родителей, чем больше всего нравится заниматься конкретному малышу, и придумать для следующих занятий задания, которые могут его заинтересовать.

Предложить адаптационные индивидуальные занятия, чтобы ребенок привык к обстановке, различным видам деятельности, заодно и понять индивидуальные особенности и, возможно, наличие отклонений.

Ключевые фразы для педагога: «Давай поиграем!», «Смотри, что я тебе принесла», «Ты такой молодец/умница!», «Давай вместе попробуем!».

2. Ребенок не повторяет за педагогом, бегает или балуется. Те дети, которые вроде бы включились в занятие, начинают повторять за ним.

Причины могут быть следующие:

Первая причина — ребенку неинтересно то, что вы делаете. 

Это может быть:

  • Неэмоциональная подача материала
  • Задания, не соответствующие возрасту
  • Многократный, заезженный повтор упражнений
  • Скудный набор наглядного материала
  • Медленный, затянутый темп проведения занятия.

Одна из целей занятий — привить детям определенные навыки. Навык – это действие, доведенное до автоматизма, он приобретается путем многократного повторения.

Но действия и упражнения не обязательно должны быть ОДИНАКОВЫМИ!

Например, изучение цветов может проходить в следующих вариантах:

  • Использование кубиков, детской посуды, мячиков от бассейна изучаемых цветов в сортировке и выборке данных предметов
  • Использование блоков Дьенеша
  • Работа на раздаточных листах с шариками пластилина изучаемых цветов
  • Аппликация с использование деталей изучаемых цветов
  • Раскрашивание пальчиковыми красками изучаемых цветов
  • Логические задания, например, простейшие судоку с различными изображениями изучаемых цветов
  • Шнуровки последовательностей из бусин изучаемых цветов и сборка абак
  • Сенсорные игры и игры с тестом, используя крашеные в изучаемые цвета макароны и фасоль
  • Простейшие напольные мозаики и пирамидки с деталями изучаемых цветов.

Проблемы, из-за которых занятие может быть неинтересно, я подробно разбираю в своем курсе для педагогов по раннему развитию.

Второй причиной может быть малый объем внимания, что наиболее выражено в поведении гиперактивных детей.

С подобной категорией детей очень непросто работать, нужно уметь постоянно переключать детей на разные виды деятельности, чередовать статичную нагрузку с физической активностью, давать возможность вставать с места, когда ребенку требуется. Но при этом родителям давать установку на то, что, если ребенок начнет шуметь или приставать к другим детям, выводить его на пару минут из учебной комнаты, чтобы немного успокоится.

Нужно помнить, что задания для детей должны быть настолько интересны, чтобы пример бегающего ребенка не стал для них более привлекательным, чем тот вид деятельности, которым вы занимаетесь.

3. Ребенок ушибся, громко плачет, остальные готовы последовать его примеру.

В самом начале занятий педагог должен дать родителям рекомендации по поведению взрослых на занятиях. Возможно, стоит сделать памятку для родителей, где следует прописать основные моменты. В нее нужно внести пункт о том, что ребенок до 3 лет на занятии – это зона ответственности родителя, и каждый сопровождающий взрослый должен быть максимально внимателен к своему малышу.

Читайте также:  Развитие ребенка в младенческом возрасте психология

Дети очень подвижны, непредсказуемы, и педагог просто не в силах одновременно уследить за каждым ребенком на занятии, и при этом петь, танцевать и показывать различные упражнения.

Если неприятность все-же случилась, обычно это «недогляд» родителей. Ребенка нужно взять на ручки, при этом не паниковать, не восклицать, посмотреть ушибленное место, попробовать отвлечь любимой игрой. Если ребенок в течении 2-3 минут не успокаивается, выйти из комнаты, дать успокоится и попить водички.

Ключевые фразы для педагога: «Ничего страшного!», «Совсем не больно», «Все хорошо!», «Давай поиграем в…».

4. Дети перевозбудились на физминутке, продолжают бегать, невозможно усадить их что-то делать.

  • Физическая нагрузка должна быть дозированной (2-3 минуты)
  • Основную физическую нагрузку нужно оставлять на конец занятия, перед прощанием
  • Музыку для физминутки следует подбирать очень внимательно, избегать слишком быстрых композиций
  • Не делать музыку громкой.

Что сделать, если это уже происходит:

После бега, прыжков и подвижных игр, следует давать те виды деятельности, которые детям однозначно захочется делать, например, игру на музыкальных инструментах (бубенцах, маракасах, бубнах, клавесах) или сортировку (из большого таза с фасолью выбираем кубики и складываем их в самодельный сортер с квадратной прорезью).

5. Ничего ужасного не происходит, просто педагога никто не слушает, каждый ребенок хочет заниматься своим делом.

Ребенку неинтересно то, что вы делаете. Причины я уже называла. Это может быть неэмоциональная подача материала, не соответствующие возрасту задания, заезженный повтор упражнений, скудный набор наглядного материала, медленный темп проведения занятия.

6. Ребенок зашел со своей игрушкой и не хочет отдавать, другие дети тоже ее хотят.

Предварительно все родители должны быть предупреждены, что с игрушками на занятия дети не допускаются, так как это отвлекает других детей и мешает учебному процессу.

Что сделать, если это уже произошло:

  • Предупредить родителей, что в следующий раз вы не сможете допустить ребенка к занятиям.
  • Попросить ребенка познакомить вас с игрушкой. Познакомить детей из группы с игрушкой. Найти у игрушки глазки, ушки и т.д. Обыграть появление игрушки и включить ее в учебный процесс.
  • Или предложить малышу посадить игрушку на полочку, чтобы ей все было видно. Сказать: «Игрушка хочет сверху смотреть на всех деток!» или «На полочке её никто не заберет, и игрушка так не потеряется!»

7. Один ребенок закончил задание раньше других, начал бегать и отвлекать других.

Обычно это случается при статичной работе за столами.

Что делать, чтобы это не произошло:

Упражнения должны рассчитываться с расчетом небольшого объема внимания у детей. Обычно это не более 5 минут.

Педагог должен делать каждое упражнение за столом избыточным, т.е. с запасом дополнительных материалов (дополнительные расходные материалы для творчества, дополнительные задания с возможностью усложнения при быстром выполнении одними и отставании другими).

Примеры:

  • На творческой работе дети украшают ёлочку шариками пластилина и бисером. Дайте закончившему ребенку дополнительный декоративный материал: пайетки, бисер, блестки.
  • Ребенок быстро выполнил задание — собрал абаку (подставку, на которой расположены штырьки для разноцветных бусин). Попросите его собрать пирамидку заново в определенном порядке – сначала снять все красные бусины, затем все синие и т.д.

Если уже произошло:

Давать ребенку, которому это необходимо, подвигаться встать и снять напряжение. Однако постепенно приучать детей дожидаться окончания работы другими детьми. Сначала 5 секунд, встали. Затем 10 секунд и по возрастанию времени ожидания.

Во-первых, это учит детей контролировать свое поведение и работать в группе соблюдая правила и интересы других детей.

Во-вторых, дети обучаются, не только выполняя какое-либо действие, но и наблюдая за тем, как это действие выполняют другие.

8. Один ребенок не хочет отдавать пособие, которое у него в руках, хотя упражнение уже закончилось.

Что делать, чтобы это не произошло:

Готовить занятия с разнообразным материалом, чтобы ВСЕ пособия вызывали у детей интерес и желание с ним позаниматься.

Если уже произошло:

  • НАСИЛЬНО НЕ ОТНИМАТЬ!
  • Попробовать сделать обмен на другое пособие или игрушку
  • Иметь запас игр с дополнительным материалом, которые привлекательны для детей и позволят переключить внимание с одного предмета на другой. Например, султанчики.
  • Дать ребенку возможность доиграть с пособием, однако обычно, если все другие дети с удовольствием переключились на другую деятельность, ребенок через короткое время подключается к общей компании.

Ситуация 9. Двум детям нужен один и тот же колокольчик, они вдвоем в него вцепились.

Что делать, чтобы это не произошло:

  • Раздавать пособия и игрушки по очереди каждому в руки, а не разрешать детям произвольно брать из общей коробки или корзины
  • Иметь одинаковые инструменты, игры и пособия, не отличающиеся друг от друга, или иметь парные, например: все бубны красные, или по 2 красных, 2 синих, 2 желтых и 2 зеленых
  • Проводить с родителями беседы по поводу установок детям «Нужно делиться!».

Если уже произошло:

Попробовать переключить внимание на другой предмет или игрушку, эмоционально рекламируя его качества: «Посмотрите, какой красный колокольчик красивый! Очень звонкий, нарядный. Кто такой красивый колокольчик хочет взять?!»

10. Родители пререкаются между собой

Что делать, чтобы это не произошло:

Должны быть прописаны или проговорены перед началом занятий с новыми клиентами правила поведения взрослых на занятиях. В них обязательно прописать следующие пункты:

  • Любые вопросы, проблемы, недовольства решаются после занятия, без присутствия детей, так как это негативно влияет на психику детей и нарушает позитивный микроклимат в группе
  • Любые ссоры и осуждения других детей мешают социальной адаптации детей и подают дурной, деструктивный пример
  • Родители, которые мешают проведению занятий спорами, громкими высказываниями и комментариями, могут быть удалены с занятия
  • Родители должны быть максимально внимательны к своему ребенку и активно участвовать в занятии. При любых отвлеченных разговорах теряется значительная часть полезного материала, который ребенок мог почерпнуть в занятии.
Читайте также:  Сопоставление периодизаций психического развития ребенка

Если уже произошло:

  • Попросить родителей не отвлекаться и все разговоры отложить на время после занятия
  • Постараться разрядить обстановку позитивными комментариями о том, что родители в группе очень активные, неравнодушные и т.д.
  • Дать задания, которые требуют от родителей особого участия и при которых им будет сложно выяснять отношения, например, работу с ножницами или графомоторные задания
  • Постараться развести конфликтующих родителей в разные группы.

Речевые формулы:

  • «Пожалуйста, давайте сейчас друг другу не мешать!»
  • «Мы все спорные вопросы обсудим после занятия!»
  • «Дети отвлекаются, когда родители разговаривают. Пожалуйста, не мешайте детям!»
  • «Прошу родителей внимательно слушать задания, не отвлекаться на разговоры! Ваша главная задача помочь своему малышу!»

А в какие затруднительные ситуации попадали вы? Как выходили из положения? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Источник

Здравствуйте, Маргарита!

Ох уж эти предрассудки и стереотипы: «дала слабину – не дала слабину» – ребёнку от этого не легче и от всех этих предрассудков и деструктивных программ страдает теперь ещё хрупкая и несформированная психика ребёнка… который ещё просто в силу своего возраста не в состоянии понять всех наших взрослых игрушек и манипуляций… к чему делать из ребёнка невротика и самой потакать странным предубеждениям?

Самое важное для любой матери – стоять на страже интересов ребенка, а не на страже интересов, так называемого пресловутого общественного мнения, которое безапелляционно выдвигается мнением тёти Маши на лавочке…( о многих участниках «лавочных посиделок», так и хочется сказать упоминая «город и девушку», так стоит ли ориентироваться на мнение тех людей из которых их город до сих пор не полностью «выехал», а они при этом учат жизни других, являясь по-прежнему никем и фиксируя тот факт, что возраст снова пришёл без мудрости?))

не стоит допускать, чтобы мнение какой-то там бабули на лавочке было бы важнее комфорта и спокойствия вашего ребёнка…

Для чего ребёнка вынуждать делать то, что он делать не хочет, отчего нужно, чтобы он соответствовал каким-то ожиданиям и был «как все» – каждый человек уже не может быть, как все, нет даже двух одинаковых снежинок и капель воды… почему человек должен реагировать, только так и никак иначе? почему ребёнок обязательно должен, куда-то ходить, почему бы и дальше не оставить его на индивидуальном обучении (до выяснения и исправления истинных причин его сложностей в адаптации, социализации и общении? А вся сложность может состоять и в том, что он просто не знает, как правильно реагировать на происходящее, но на все ситуации шаблонов не подготовить? Тогда как? Выходит, следует учить ребёнка импровизации и свободе реакций без оглядки на то – понравится ли его реакция окружающим или нет? А научить может только тот, кто сам независим от общественного (и иже с ним) мнения, свободен, раскрепощён, гибок, остроумен, дипломатичен, конгруэнтен, эмпатичен, харизматичен, — не так ли?)

к чему принуждать ребёнка делать то, что он не хочет? Для чего из особенности своего ребёнка нужно делать акцент, почему бы и в данной ситуации не найти, что-то положительное и хорошее? Ведь у каждого человека есть, что-то хорошее, какие-то успехи и достижения в его личном становлении, вот на них можно и делать больший акцент – на чём мы делаем акцент, то и проявляется в нашей жизни…

а ещё лучше позволить своему ребёнку просто жить и радоваться этой жизни, а не акцентировано драматизировать ситуацию, усложняя и без того не простую жизнь современных детей… и свою в том числе…

Можно, конечно же согласиться с тем, что во многом приходится взаимодействовать с непростым обществом, которое озлоблено и проявляет нетерпимость и жестокость(что поделать, не из всех ещё «выехали их города и веси» к сожалению, но положительная тенденция уже заметна)и таким общество было во все времена, а не стало, только недавно… вспомните историю и мифологию – сейчас общество даже толерантнее, лояльнее и терпимее, чем было в более ранние периоды развития человечества…

лучше делать акцент на том, что у каждого человека есть и что-то хорошее, он это хорошее просто спрятал по определённым причинам и обстоятельствам в своей жизни…

и попробуйте научить свою дочь видеть в любом человеке что-то хорошее, даже, что-то большее нежели, чем просто его негативный поступок или даже сам человек или объясните ей, что если человек причиняет кому-то боль (жучкам и червячкам), да и людям), то он, таким образом, выплёскивает боль… свою боль, вот и пусть учится ваша дочь выявлять, а какая же боль у человека, ведь любая агрессия не возникает от хорошей жизни – это крик о помощи, жестокость от недолюблености или же, наоборот, от чрезмерной опеки – от которой уже не знает человек, куда деваться, и вы, как психолог разве не знаете о том, о чём я сейчас вам хочу сказать (или забыли?)

Читайте также:  Игра в развитии личности ребенок

это ведь проявление элементарных защитных реакции психики, разве не так? какая защитная реакция включается у вашей дочери? и отчего вы не разобравшись стремитесь эту защитную реакцию сломать(«а лишь бы не дать слабину»?) неужели вы думаете, что у вашей дочери на данном этапе её развития внезапно выключится её детская часть(которой возможно не понятно, почему кому-то можно, а кому-то нет) и включится родительская или взрослая части, а стоит ли отключать её внутренне Дитя, а может, стоит разобраться и вам в себе и снять, прежде всего, вашу чрезмерную напряженность?

А может, следует стать вам с вашей дочерью «на одной волне», учесть её индивидуальные различия и модальности восприятия?

учите вашу дочь эмпатии, не концентрируйтесь на том, что у вас не получается, подчёркивайте её заслуги и победы, стимулируйте её просто жить в радости и мире и с другими и прежде всего с собой… ведь мир – это отражение нашей внутренней гармонии или резонанса и что вам хочет сказать ваша дочь?

вот и прислушайтесь, прежде всего, к себе и к своим ощущениям… какой резонанс она выявляет, прежде всего, в вас? Что вы видите, «смотрясь в неё, как в зеркало»?

скорее всего была ситуация в раннем детстве (или ещё раньше), которая теперь является триггерной и включает в вашей дочери негативное эмоциональное состояние при повторении определенных обстоятельств или при намёке на них… следует выявить первопричину, следует проработать деструктивные нейронные связи и «переписать» ту негативную программу, которая у вашей дочери есть…

в клинической психологии есть подобные методики… и если вы сами психолог, то поймёте о чём я говорю…

и если вы сами – психолог, то прекрасно понимаете, что на данный момент эксперт вам поможет, только в рамках предусмотренных данным форматом консультации, и замечательно, что вы, хотя бы понимаете и осознаёте всю серьёзность ситуации и стремитесь заполучить недостающие ресурсы у других экспертов, но и другие эксперты, точно так же нуждаются в пополнении и компенсации своих ресурсов, никто ведь воздухом не питается, правда ведь? И никто не осмелится зачеркнуть в списке элементарных ресурсов те ресурсы, без которых мы можем обойтись… а за волонтёрство опять же ресурсы не возмещают…

для начала, хотя бы начните с исцеления внутреннего ребёнка… своего и своей дочери…

возможно уже на этом этапе и проявится начальный момент положительной динамики и тенденции к исцелению, попробуйте регрессивный транс(с учётом, конечно же особенностей своего маленького пациента:) не забывайте о безопасности и экологичности своей деятельности, не создавайте ещё более сильных моментов созависимости, попробуйте и другие методы клинической психологии…

в своей практике я использую методики интегрального и нейро – программирования, методики коррекции ситуации через архетипы и метафоры биоэнерготерапевтические методы, арт-терапевтические методы, методики Психосоматики и Квантовой Психологии и если будет желание – обращайтесь – ситуация ваша может быть разрешима.

Я не стану здесь выяснять, как протекала ваша беременность?

как шло развитие плода?

какие первородные травмы и травмы начала жизни могли быть? (и у вас и у вашей дочери);

когда впервые могла зародиться ситуация?

как вы впервые отреагировали, узнав о беременности, и взяв ребёнка на руки сразу после его рождения? что испытывали?

как проходил послеродовой период у вас?

как проходило грудное и искусственное вскармливание?

как ребёнок реагировал на прерывание и завершение грудного вскармливания?

как часто использовали пустышки?

какие игрушки были у ребёнка?

его отношение к цирку, клоунам и зоопарку, сказкам и культурному этносу?

к громким звукам и музыке?

Могли ли возникать ситуации испугавшие ребёнка?(а мы, как психологи знаем, что у человека всего два врожденных страха, а остальные – приобретенные или (и) навязанные);

были ли аллергические реакции?

как сам ребёнок реагировал на этот мир, начиная с рождения и до сегодняшнего момента?

когда пошёл, когда заговорил?

ставили ли ЗПР?

как относились ваши родные и друзья к вашей беременности и появлению ребёнка?

как относились к нему в семье, кто помогал вам с ребенком?

что, по вашему мнению, могло спровоцировать появление ситуации?

что может удерживать данную ситуацию и не давать ей улучшаться?

Скорее всего, то, что озвучивает ваша дочь, является только «вершиной айсберга», а истинный запрос «прячется» где-то глубоко.

есть то, что всегда стоит за любым страхом, неумением и нежеланием…

эти и многие другие вопросы вы зададите себе сами или их вам задаст специалист, к которому вы решите обратиться…

на сегодняшний день клиническая психология располагает огромным ассортиментом психодиагностических и эффективных коррекционных и реабилитационных методов… а Специалисты каждый день совершенствуются в своём Мастерстве, пополняя свой инструментарий.

Оцените ответ психолога:

Источник