Ребенок переживает в процессе своего развития
Современный ритм жизни, а также повышенные требования со стороны родителей и общества заставляют детей испытывать самый настоящий стресс. Вы когда-нибудь задумывались об этом?
Еще не родившись, ребенок уже чувствует материнский стресс. С каждым годом ритм жизни становится все быстрее, мы спешим жить, работать, отдыхать… При этом, сами этого не осознавая, родители требуют того же от своих детей. А ведь это может вызывать детский стресс. Поскольку родители всегда спешат, они хотят, чтобы и дети тоже все делали быстро. Список того, чему как можно скорее должен научиться ребенок, бесконечен: говорить, ходить, самостоятельно засыпать, отучиться от памперсов, контролировать эмоции…
Что такое детский стресс?
Что касается личных качеств, то тут мы наблюдаем ту же картину. Современные родители требуют от детей, чтобы они моментально усваивали школьную программу, налаживали связи в коллективе и при этом успевали посещать многочисленные дополнительные занятия и кружки. В итоге детский стресс становится защитной реакцией на чрезмерную нагрузку, ведь ребенок попросту с ней не справляется.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Постоянный груз ответственности и слишком высокие требования нарушают внутреннее равновесие ребенка. Он должен ежедневно прилагать огромные усилия для того, чтобы оправдать ожидания родителей. К сожалению, не всем детям это по плечу, и в результате они страдают от стресса.
Конечно, детский стресс могут вызывать и другие, более серьезные причины. Среди них природные катастрофы, военные конфликты и прочие внешние обстоятельства. Личные проблемы, такие как смерть родителя или пережитое насилие, безусловно, тоже вызовут сильный стресс. Но сегодня мы поговорим о другом, «бытовом» стрессе, который, тем не менее, не так уж безобиден.
Дело в том, что даже если со стороны кажется, что в жизни ребенка все хорошо, на самом деле он может страдать от эмоционального перенапряжения. К сожалению, если родители испытывают стресс (а кто его не испытывает?), дети также его чувствуют.
Как проявляется детский стресс?
Детство — это время постоянных перемен. Ребенок постепенно адаптируется к ним, переживая по очереди каждый этап взросления. Тем не менее часто родители «подгоняют» своих детей, вмешиваясь в эти естественные процессы. Именно тогда и появляется детский стресс.
1. Симптомы стресса у детей до 5 лет
- Постоянная раздражительность.
- Частый плач и истерики.
- Желание, чтобы их постоянно брали на руки. Это помогает им справиться с плохим самочувствием.
- Проблемы с речью.
- Откат в навыках. Например, ребенок снова начинает писать в кровать или сосать палец.
- Появление страхов (темноты, животных, разлуки с родителями).
2. Симптомы стресса у детей после 5 лет
- Раздражительность, плохое настроение, плач без причины.
- Проявления агрессии.
- Ребенок не хочет ничего делать, у него пропадает мотивация.
- Усталость, лень.
- Он жалуется на боль и плохое самочувствие.
- Ведет себя апатично и от всего отказывается.
- Его могут мучить ночные кошмары, в некоторых случаях появляется ночной энурез.
- Проблемы с успеваемостью.
- Изменение пищевых привычек или же проблемы с аппетитом.
Чрезмерная спешка родителей вызывает детский стресс?
Современный образ жизни, когда родителям практически невозможно гармонично сочетать работу и семью, оказывает заметное влияние на детей. Чем же опасна такая постоянная гонка?
Дело в том, что в процессе физического, психического и эмоционального развития ребенок проходит через ряд этапов. Причем в каждом отдельном случае их длительность различается. Например, кто-то делает первые шаги в год, а кто-то в полтора. И это совершенно нормально, ведь все дети разные.
Пытаясь подогнать ребенка под усредненные стандарты, родители стремятся ускорить его развитие. Родственники и знакомые также вносят свой вклад, очень часто можно услышать от них: «А вот у знакомой дочка уже читает в 3 года!».
Затем начинается школа, которая сама по себе является серьезным испытанием: разлука с родителями, непривычное расписание, новый коллектив, сложные домашние задания… Родители, в свою очередь, требуют хороших оценок и поведения. Все это питает детский стресс.
Как вы можете помочь своему ребенку?
Самый главный совет очевиден: сбавьте обороты. Вы как родители обязаны сделать все от вас зависящее, чтобы защитить детей от лишних проблем.
Ведь детский стресс не только отражается на самочувствии малыша, его последствия могут проявиться и во взрослом возрасте. Многие люди, страдающие от диабета или сердечно-сосудистых проблем, утверждают, что в детстве испытывали сильный стресс.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Базовые рекомендации для родителей по «антистресс» воспитанию
- В периоды беспокойства вы должны показывать пример самоконтроля. Не забывайте, что вы — основная ролевая модель для вашего ребенка. Именно на вашем примере он учится, как справляться со стрессовыми ситуациями.
- Культивируйте такие качества, как терпение, спокойствие и способность к рефлексии. Они помогут ребенку легче справляться с трудностями.
- Делитесь с ребенком проблемами (конечно, в разумных границах) и тем, как вы с ними справляетесь. Так вы поможете ему реалистично, но в то же время с оптимизмом смотреть на препятствия.
- Внимательно слушайте. Если вы уже заметили симптомы стресса, самое время поговорить по душам.
- Узнайте, что он думает о школе и своих занятиях.
- Помните, что каждый ребенок уникален. Уважайте его особенности и никогда не сравнивайте с другими детьми. Цените его способности и навыки.
Подумайте, ведь вы любите своего ребенка не за то, что он хорошо учится или ведет себя? Так дайте ему это почувствовать!
Кроме того, не ставьте перед ним непосильных задач. Любите его таким, какой он есть, со всеми особенностями и недостатками, и вы никогда не станете причиной его стресса.опубликовано econet.ru.
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник
Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.
Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.
Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.
Этапы развития ребенка.
Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.
Основные этапы развития ребенка.
Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:
- реагирование на окружающую среду;
- поднимание головы и корпуса;
- захват;
- вращение;
- лепетание;
- ползание;
- самостоятельно сидите;
- вставать на ножки;
- реагировать на свое имя;
- первые шажки.
Этапы развития ребенка на первом году жизни.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.
1 месяц жизни ребенка.
В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.
2 месяц жизни ребенка.
На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.
3 месяц жизни ребенка.
На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.
4-й месяц жизни ребенка.
Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.
5 месяц жизни ребенка.
На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».
6 месяц жизни ребенка.
Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.
7 месяц жизни ребенка.
Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.
8 месяц жизни ребенка.
Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.
9 месяцев жизни ребенка.
В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.
10 месяц жизни ребенка.
Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .
11 месяцев жизни ребенка.
До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.
12 месяц жизни ребенка.
Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.
Небольшой шаг, большое дело!
Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.
Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.
Источник
Отечественные психологи выделяют ряд причин возникновения страхов у детей:
Малая игровая и двигательная активность ребенка, а также отсутствие навыков коллективной игры содействуют развитию у детей повышенного беспокойства. Отсутствие эмоциональных и шумных подвижных игр малышей обедняет их эмоциональную жизнь. Игра – самый естественный способ коррекции страхов. У строгих родителей, которые запрещают ему играть, ребёнок без оснований беспокоится по любому поводу. Он не умеет активно и уверенно преодолевать жизненные трудности.
Страх и беспокойство у детей вызывают испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие возникающей подмены семейных ролей. Много работающая и доминирующая в семейных отношениях мать беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, она не может уделять нужное количество времени своему чаду. В ответ на это вызываются ответные реакции беспокойства и страха малышей. Доминирующая в семейных отношениях мать также указывает на недостаточный авторитет отца, а это значительно затрудняет общение с ним сыновей.
У эмоционально чувствительных детей беспокойство возникает вследствие стремления матерей как можно раньше начать работу и выйти из отпуска по уходу за ребенком. Они очень рано отдают малышей в дошкольные учреждения, на попечение своих родителей, нянь и фактически не учитывают эмоциональное состояние малыша.
Конфликтные отношения родителей являются одной из самых явных причин возникновения у ребенка патологических страхов. Если малыши видят, что родители часто кричат, ссорятся и занимаются рукоприкладством, то число страхов у малышей резко возрастает. Девочки более эмоционально ранимо воспринимают отношения в семье.
На количество страхов, возникших у детей, большое влияние оказывает состав семьи. В неполных семьях у детей страхов на много больше, чем у детей в полных семьях.
Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, чем дети с сестрами и братьями. Увеличение числа детей в семье способствует уменьшению страхов. А увеличение числа взрослых у детей вызывает обратный эффект. Так как они заменяют ребенку весь мир, навязывая свои строгие правила и создавая искусственную среду развития. Обычно в ней нет места для сверстников, веселым играм, маленьким тайнам, проказам. Это порождает постоянное и устойчивое чувство эмоциональной неудовлетворённости и беспокойства ребенка.
Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У молодых, жизнерадостных родителей дети менее склонны к возникновению и проявлениям страхов. А у родителей после 30-35 лет малыши часто беспокойны. Впитывая с раннего возраста тревогу родителей, дети очень рано начинают проявлять признаки беспокойства, которое перерастает в инфантильность, неуверенность в себе.
Но следует помнить, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Данные страхи чаще всего носят преходящий характер, но, к сожалению, они способны пробуждать аналогичные страхи, которые хранятся в памяти родителей.
Родителям следует учесть, что большинство страхов передаются детям совершенно неосознанно. А некоторые страхи, возникшие у ребенка сознательно взращиваются родителями в процессе воспитания. В целом, мамы в большей мере передают детям тревожность, беспокойство и страхи. А папы часто прививают ребенку мнительный способ реагирования на жизненные ситуации. А это является базисом возникновения у детей опасений, страхов, сомнений.
Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без “защитного скафандра”, и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление везде “подстелить ему соломки”, чтобы не ушибся (как в прямом, так и в переносном смысле), как раз и способствуют появлению страхов.
Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка “не ждали” и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка (и наоборот). Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в каком-то виртуальном мире, который сам себе нафантазировал. А как иначе, если “брошенный” ребенок целыми днями смотрел мультики и играл один, представляя самые разные ситуации, полуреальные-полусказочные? Он не научился общаться с другими детьми и взрослыми.
Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушают ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка – истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к “совершенству”. Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни.
Итак, основные причины возникновения страхов у детей это –
· чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
· авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
· одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
· ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
· чрезмерная забота со стороны близких людей;
· неполная семья.
Коррекция страхов и тревожности:
- Работа с родителями ( после выяснения причины)
- Работа с ребенком.
До родителей следует донести что
ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. И если такая возможность у него есть, страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же ее нет, ребенок “обрастает” страхами, как днище корабля ракушками, и в какой-то момент тяжесть “ракушек” начинает со страшной силой тянуть ко дну, не дает ему выплыть.
Чтобы помочь ребенку, нужно видеть мучающие его страхи его глазами, а не глазами взрослого человека. Нельзя запрещать ему бояться, тем более бранить и подвергать наказаниям. Он и так уже напуган. Страх – это вовсе не проявление слабости, не вредность и не упрямство. Страх нельзя игнорировать, он вряд ли исчезнет сам по себе. Как говорил Сталин, “своих врагов надо знать в лицо”. Так что лучше всего взглянуть страху в лицо, хорошенько его рассмотреть, понять причины его возникновения, проработать их и распрощаться со страхом.
Бессмысленно оберегать ребенка от грозящих ему опасностей и страхов, которые мерещатся тревожным родителям на каждом шагу. Ему предстоит жить в сложном мире, и чем раньше он начнет постигать его, тем лучше. Дети, которых чрезмерно опекают, чью самостоятельность ограничивают, исходя из принципа “как бы чего не вышло”, живут в иллюзорном мире и испытывают шок при первом же столкновении с реальной действительностью.
Прежде чем пытаться снять страх, необходимо уточнить, нет ли подобного страха у родителей. Если страх передан ребенку родителями или другими людьми, то есть является в некотором роде внушенным, с ним можно работать с помощью рисования или своеобразного ” драматического кружка , хорошо помогает арт терапия, символдрамма.
Снимать страхи помогает игра. Когда ребенок встречается в игре с травмирующей его ситуацией, он относится к ней менее драматично, чем в реальной жизни. К тому же в игре у него есть возможность “примерить” на себя разные роли, в том числе и роль пугающего его персонажа. Ребенок приучается брать инициативу в свои руки, берет на себя ответственность за происходящее и самостоятельно принимает решения. В процессе игры он учится овладевать своими эмоциями. Смоделированная ситуация помогает ребенку найти решение проблемы вопреки страху, преодолеть страх, в нем пробуждаются азарт и воля к победе. Немалую роль играет и поддержка, предоставляемая другими участниками игры.
Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье изо дня в день спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро “перерастает” свои страхи.
Источник