Ребенок отстает в развитии в школе
Тысячи и тысячи семей могли бы помочь своему ребенку правильно социализироваться, догнать обычную школьную программу. К сожалению, они просто не знали (и не знают), как это сделать. Вопрос отставания детей в развитии вызывает массу споров. Они не могут учиться и сами о себе позаботиться? Если речь идет лишь об отставании, то это не так.
Таким детям необходима коррекционная педагогика и помощь родителей. Очень часто им удается полностью нагнать обычную школьную программу всего за несколько лет. После этого малыш может продолжить обучение в обычной школе с другими детьми. Таким образом, без отрыва от образования он сможет преодолеть все возникшие трудности. После школы у него будет такой же выбор, как у других: пойти учиться дальше, получить профессию, работать. Коррекционная школа поможет вам дать ему нормальное будущее.
Выбор типа школы
Про специальные школы родители узнают, если у их малыша есть одна или несколько из следующих проблем:
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- серьезное отставание в развитии речи;
- проблемы с моторно-двигательными функциями;
- снижение интеллекта;
- психологические проблемы;
- процесс обучения в обычной школе затруднен.
Очень часто ребенок с инвалидностью обладает совершенно нормальным интеллектом, способен и хочет учиться. Однако общеобразовательная школа не может предоставить ему всех условий для нормальной учебы. Что же делать родителям, если это произошло? Оставить все мечты об образовании и карьере ребенка, забыть про работу и нормальную жизнь? На самом деле, не стоит впадать в панику.
Для детей с самыми разными отклонениями существуют коррекционные школы. Они принимают малышей с разными проблемами, но главное — здесь учат, как и в обычной общеобразовательной школе. Несмотря на нарушения в развитии, ребенку дается шанс закончить школу, как и любому обычному малышу.
Для тех, кому обычная программа дается очень тяжело, предусмотрены «классы выравнивания». Иногда детей сразу же определяют сюда, прямо в первый класс, или же проходит 1-2 года, прежде чем делается такой вывод. Конечно, родители могут просить рассмотреть вопрос перевода ученика и раньше, по собственному желанию. Это не значит, что класс выравнивания посещают дети с нарушениями развития. Возможно, они не получили достаточной подготовки перед школой или у них существует некий психологический барьер.
Задержка в развитии
Диагноз «задержка психического развития» не ставит обычный терапевт
– для этого необходимо пройти обследование у психоневролога. Это медицинский диагноз, так что поставить его может исключительно специалист. Очень редко бывает так, что это выясняется случайно. Ведь детей не так часто водят к этому специалисту просто для проверки. Обычно для этого есть предпосылки. Некоторое опасение малыш может вызвать у воспитателей детского сада. Они могут порекомендовать родителям посетить для начала детского психолога.
Часто мамы и папы отмахиваются от таких предложений. Но следующая ступень — поход в школу, и тут проблема может проявиться более серьезно. В общеобразовательной школе педагог самый обычный, он редко знаком с дефектологией. Обычный учитель не может, да и не должен работать с дефектами психического развития, отставанием, серьезными проблемами ребенка. В классе 20-30 человек, и уделить внимание каждому за 40 минут урока просто невозможно. А уж тем более уделить 20 минут одному ученику.
Часто первые «звоночки» были еще в детстве:
- малыш поздно начал сидеть самостоятельно;
- все дети уже давно ходят, а он все еще ползает;
- нечеткая речь, проблемы с речью;
- явные проблемы логического мышления;
- снижение коммуникативных навыков;
- проблемы с концентрацией даже на игре или творчестве.
Это диагноз совершенно не означает приговор для ребенка. Он не является ограничением, барьером для нормального школьного образования, обучения в ВУЗе, училище. Через несколько лет диагноз может быть снят при следующем посещении психоневролога.
Главная задача обучения детей с задержкой в развитии
Родители часто не понимают, что же происходит. Малыш нормально разговаривает, у него есть интересы, друзья. Он совершенно не выглядит умственно отсталым или неполноценным. Но в школе они вдруг сталкиваются сразу с невероятными трудностями. Их совершенно нормальный сынок или дочка не могут запомнить таблицу умножения даже после месяца каждодневных тренировок. Родители ищут причины где угодно: лень, нежелание, глупость, слишком много свободного времени для игр, телевизор…
А сам малыш уже сломлен от постоянной ругани учителей, родительских запретов, наказаний. Он совершенно не верит, что может чего-то добиться сам. Ситуация, когда мама день за днем говорит ученику, что он «бездарен, неспособен учиться», дает мозгу быстро запомнить эту установку. Если раньше были небольшие проблемы в развитии, лишь отставание от нормального уровня, то теперь вы получаете у ребенка огромный комплекс неполноценности.
Как результат, в 8-10 лет малыш уже посещает невропатолога, а иногда и психиатра. Появляются непонятные ночные и дневные страхи, панические атаки, проблемы с речью. Дети находятся в постоянном угнетенном состоянии сознания. Ребенку явно плохо, но это не мешает родителям день за днем отводить его в обычную школу.
Перевод в класс коррекции решает почти все проблемы. Задача школы — научить детей учиться, пользоваться полученными знаниями, искать информацию. Задача коррекционного класса — подтянуть ребенка, помочь ему, устранить самые уязвимые места.
Оптимальные условия для обучения
Для детей с отставанием в развитии необходимы особые условия обучения. На новом месте данные условия соблюдаются. Это позволяет детям чувствовать себя свободно, сосредоточиться на учебе, а не думать о том, что они хуже других.
Часто после полугода-года в такой школе пропадает большая часть неврологических и психологических проблем. Дети начинают делать успехи.
Какие же условия считаются необходимыми для малышей с отставанием в развитии?
- маленькая группа детей (до 7 человек);
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- педагог правильно понимает состояние каждого малыша в классе;
- нет ругани, обидных слов, унижения ребенка;
- гибкий школьный режим.
Тут важно понимать, что такой класс или даже особая школа не является учреждением для лечения дефектов развития. Здесь, например, находятся дети, умеющие говорить. Педагог в этой школе не может и не обязан исправлять дефекты речи, слуха. Для этого существуют особые школы с дефектологическим уклоном.
Здесь же, в классе выравнивания, педагоги учат детей учиться по-новому. Многие родители не видят отличия класса выравнивания от дефектологической школы для детей с инвалидностью, умственной отсталостью. Это важный момент, ведь именно родители принимают решение перевести малыша в другой класс или школу. Если они ошибочно считают, что это класс «для одних дураков», и не переводят туда ребенка, несмотря на необходимость, то это огромная проблема. Чем дальше, тем тяжелее такому ученику в обычной школе. Дальнейшую программу он может не освоить.
Перевод в коррекционный класс
Многие родители считают, что перевод в коррекционный класс или школу — нечто унизительное. И вообще, это «всегда успеется». С одной стороны, родители правы. Всегда успеется перевести, ведь эти учебные учреждения готовы принять ребенка или подростка практически в любом возрасте. Другое дело, что ваш эксперимент с ребенком, отстающим в развитии, дорого обойдется именно ученику. Пройдет всего 1 год, пока мама поймет, что необходимо коррекционное образование, или это будет 3-4 года постоянных мучений?
Кроме того, после нескольких лет обучения в обычном классе малыш приходит на коррекционные школьные занятия, уже заранее зная, что он «не такой, как все». Это серьезно усугубляет ситуацию с дальнейшим обучением.
Отставание психического развития можно поправить, но чем дольше вы ждете, тем сложнее будет это сделать.
Если психолог в 1-2 классе советует перевод, то не стоит ждать еще несколько лет. Лучше сделать это вовремя. Тогда всего через несколько лет ребенка можно будет вернуть в обычную школу. Или же он может успешно закончить обучение в коррекционной школе, не испытывая больших психологических проблем и комплекса неполноценности.
Роль семьи в обучении
Ребенка направили в коррекционную школу. Теперь многое зависит не только от школы, но и от семьи. Родителям необходимо перестроить общение с малышом, выбрать другую тактику для того, чтобы помочь ему в социализации. Для детей этот момент особенно важен.
Задачи и задания
Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый. Этот диагноз является более серьезным, но проявляется гораздо раньше — еще в раннем детстве. А термин «отставание» означает, что ребенок развит нормально, просто ему требуется больше времени, усилий, концентрации для учебной деятельности. Возможно, страдает логическое мышление.
Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.
Не стоит ограничивать детей в домашних обязанностях. Необходимо комбинировать обучение, отдых, обязанности, тогда гармоничное развитие психики достигнет нужно уровня. Ограничивая ребенка, вы лишаете его важной части жизни. Стоит помнить, что речь идет о детях, мало отличающихся от остальных. Если вы сейчас оставите его исключительно на уровне «сделал уроки — поиграй», то выравнивания в развитии не произойдет. Такими действиями мамы и папы лишь усиливают разницу между детьми. Особенно если в семье несколько детей.
Общение в семье
Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.
Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка можно будет вернуть в общеобразовательное учреждение. Зачем же пугать его мыслями о своей неполноценности дома? Общайтесь, проверяйте уроки, помогайте учиться. Развлекайтесь и отдыхайте вместе с детьми. Чем больше эмоций, новых впечатлений, чем интереснее станет жизнь малыша, тем проще ему адаптироваться.
Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.
Помощь ребенку
Параллельно со специализированным учебным заведением могут быть рекомендованы занятия с детским психологом или дефектологом. Не игнорируйте эту возможность. Квалифицированный специалист поможет ребенку разобраться в себе, выяснить, что же мешает ему учиться. Проблема может быть очень просто решена с помощью терапии. Школа даст малышу возможность, а помощь психолога — правильный взгляд на свои проблемы.
Комплексный подход к решению данной проблемы поможет выровнять уровень развития. Чем ребенок младше, тем проще это сделать. Если ему всего 8-10 лет, то прогресс у таких детей огромный за короткое время. Но чем старше он становится, тем глубже уходит в свою беду. Учиться тяжело, его зачислили в «вечные двоечники», а мыслей о продолжении обучения нет вообще. Школа воспринимается как наказание. В таком случае педагогам коррекционного класса придется очень нелегко.
Главное — помощь родителей. Многие проблемы этих детей не зависят от них самих, ведь их корень может лежать глубоко.
Например, патологии развития плода, болезнь матери во время беременности, сложные роды. Не нужно ругать ребенка, стыдиться его. Не произошло ничего страшного. Если малыш болеет, то его лечат, водят к врачу. Так и отставание психического развития тоже поддается «лечению».
Источник
«Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.
Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:
- Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.
Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.
Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.
Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].
Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.
Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».
Стоит забить тревогу,
– если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;
– если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;
– если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;
– если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;
– если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;
– если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;
– если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;
– если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;
– если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;
– если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;
– не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;
– если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;
– если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;
– если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;
– если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].
Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):
– не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;
– ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;
– он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;
– если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;
– он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);
– малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;
– даже не пытается жевать еду;
– если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;
– если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;
– он не слушает вас и не смотрит на вас;
– не проявляет беспокойство от мокрых штанов;
– не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;
– не узнает членов семьи на недавних фотографиях;
– утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;
– предпочитает играть сам по себе;
– если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.
Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].
До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:
– у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;
– забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;
– ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;
– он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;
– он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;
– он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по ступенькам;
– он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;
– ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;
– он не проявляет интереса к новой еде;
– ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;
– не понимает смысла совместной игры в мяч;
– ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;
– когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;
– ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;
– ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);
– проснувшись утром, он не зовет вас;
– его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;
– малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;
– не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;
– ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;
– ребенок не просится в туалет;
– не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;
– если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;
– если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;
– ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;
– не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;
– если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.
Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.
Список литературы
- Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
- Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
- От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.
Источник