Ребенок от 5 до 6 лет должен уметь по развитию речи

Ребенок от 5 до 6 лет должен уметь по развитию речи thumbnail

Важным показателем интеллекта дошкольника является развитие речи 5-6 лет. В этом возрасте ребенок знает 3000-4000 слов, произносит большую часть звуков правильно. Дети способны строить развернутые фразы и давать подробные описания. Для улучшения произношения и развития лексического запаса используются дидактические игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Речь

Развитие речи ребенка 4-5 лет очень важно.

Особенности речевого развития детей в 5-6 лет

Если родители и педагоги уделяют достаточно внимания развитию ребенка, его речь к 6 годам мало чем отличается от таковой у взрослого. В дальнейшем это влияет на обучение в начальной школе.

На шестом году жизни ребенок свободно владеет интонацией. Он способен выучить и прочитать стихотворение радостно или грустно. В зависимости от ситуации дошкольник изменяет громкость голоса и скорость речи, умеет говорить шепотом.

В этом возрасте дети осваивают:

  • обобщения;
  • термины, имеющие несколько значений;
  • деление на слоги;
  • разные оттенки значения.

По просьбе взрослого ребенок легко находит название предмета на заданную букву, выделяет нужные звуки в начале и конце.

Словарный запас

В возрасте 5-6 лет активный лексический запас в норме составляет от 3 до 4 тыс. слов. Ребенок может подобрать обобщающие названия для группы однородных существительных.

ъВ его лексиконе имеются:

  • существительные — названия профессий, организаций и пр;
  • прилагательные — сложные оттенки цветов, материалы, из которых изготовлены предметы, другие признаки;
  • глаголы;
  • наречия.

Запас знаний включает не только видимые предметы, но и абстрактные понятия — чувства и отношения людей, явления природы и пр.

Качество произношения с возрастом тоже улучшается. Ребенок уже не путает звуки, не заменяет и не пропускает их в хорошо знакомых словах. Ошибки возможны только в длинных незнакомых ребенку терминах.

Дети с удовольствием играют в рифмы, сочиняют стихи. Им нравятся «перевертыши» — шуточные произведения с перестановкой по смыслу — «ехала деревня мимо мужика…».

Грамматика языка

В возрасте 5-6 лет ребенок дает полный и развернутый ответ на вопрос. При этом тема разговора должна быть ему хорошо знакома. В повседневных разговорах дети используют простые короткие фразы. Постепенно длина предложений увеличивается. В речи появляется больше описательных элементов, усиливающих яркость и выразительность, — прилагательные, причастия, наречия.

Если рассказать ребенку сказку или прочитать рассказ, он уже может выделить главную мысль текста и существенные признаки отдельных предметов и явлений. Дошкольник способен определить причинно-следственные связи явлений, их временную зависимость. Он легко сравнивает между собой признаки предметов и явлений: размеры, форму, расположение в пространстве.

В большинстве случаев дошкольник использует слова в предложении в правильной форме. Иногда допускаются ошибочные формы — медвежонки, нет карандашов и пр.

Количество распространенных и сложных предложений в речи ребенка постоянно увеличивается. В это время он начинает замечать недостатки в речи собственной и других людей.

Факторы

Факторы развития грамматики.

В этом возрасте дети любят такие игры:

  • найди другое название предмета или слово наоборот (поиск синонимов и антонимов);
  • существительное и его признак — что бывает высоким, круглым и т.д.;
  • узнать предмет по описанию.

Звукопроизношение

К 6 годам речевой аппарат заканчивает формирование. В это время дети произносят большинство звуков правильно. Однако недостатки произношения еще встречаются. Самые частые из них:

  • замена звука Л или его выпадение: маако (молоко), вожка (ложка), пайка (палка);
  • смягчение твердого Л — палька (палка);
  • замена звука Р на Л или Й — луки (руки), дыйка (дырка);
  • полное выпадение Р — баан (баран), каова (корова)
  • нечеткое произношение шипящих, замена их свистящими звуками.

Причиной нарушений могут быть дефекты развития:

  • укорочение уздечки языка;
  • нарушения прикуса;
  • слишком высокое небо.

Если основные звуки не появились до 5 лет самостоятельно, необходимо обращение к специалисту. Логопед проведет обследование ребенка и расскажет, что делать для улучшения дикции.

Частая проблема в этом возрасте — запинки или заикание. Эти расстройства возникают у детей, чьи мысли не успевают за речью. Заиканию подвержены дошкольники со слабым типом нервной деятельности. Провоцирующим фактором может стать чрезмерная строгость взрослых в семье, реже — в детском саду. Иногда ребенок начинает заикаться, если в семье есть взрослый с такой же проблемой. Тогда пятилетка попросту имитирует речь другого члена семьи.

Связная речь

В возрасте 5-6 лет дать точные параметры развития связной речи крайне сложно. Одни дети могут давать развернутые подробные ответы на любой вопрос.

Они умело используют интонации, самостоятельно придумывают сказки и истории. Речь других эмоционально бедная, невыразительная, со скудным запасом слов. Такое чаще случается с детьми, развитие которых запущено.

К шестилетнему возрасту ребенок способен:

  1. Придумать по картинке небольшой рассказ.
  2. Пересказать прочитанный или прослушанный текст.
  3. Рассказать об экскурсии, посещении музея или детского спектакля.
  4. Пересказать содержание мультфильма и поделиться своими впечатлениями.
  5. Подобрать наиболее точные и яркие эпитеты, чтобы описать свои чувства.
Читайте также:  Образование родителей в профессиональном развитии ребенка

На речевое развитие негативно влияет чрезмерное увлечение компьютером или другими девайсами. Электронные игры задействуют в первую очередь зрительный анализатор. При этом слух и речь замедляются в развитии. В результате ребенок не в состоянии связно изложить свои мысли. Чтобы избежать проблем в обучении, родители должны ограничивать время, которое дошкольник проводит за компьютером или смартфоном.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Нормы

Нормы развития речи ребенка.

Для ребенка от пяти до шести лет нормой считаются следующие показатели речевого развития:

  1. Быстрое запоминание стихов и сказок.
  2. Проговаривание действий и мыслей игрушек.
  3. Правильное произношение всех звуков, в т. ч. сложных.
  4. Способность говорить с выражением, ускоряя или замедляя темп, громко или шепотом.
  5. Речь без грамматических ошибок. Возможна неправильная постановка ударения в сложных малознакомых терминах или неправильная форма существительного. Если ребенку указать на ошибку, в дальнейшем он говорит правильно.
  6. Развернутые ответы на вопросы взрослых.
  7. Способность составить рассказ по картинке. Самостоятельное сочинение начала или конца истории, сказок и рассказов.
  8. Описание предметов и угадывание названия по рассказу другого человека.

Иногда ребенок ошибается при склонении существительных по падежам, неверно употребляет предлоги. До 6 лет это допустимо. Речевой запас и общий уровень лексического развития в этот период во многом зависят от усилий родителей и педагогов. Ребенок, с которым занимаются, читают книжки, разговаривает почти как взрослый человек.

Упражнения по развитию речи для занятий дома

Речь ребенка в 5 лет лучше всего развивать с помощью чтения. Полезно заучивать стихи, пословицы и поговорки, отгадывать загадки и читать потешки. Важно, чтобы ребенку было интересно и понятно то, что ему читают. Значение новых слов, поговорок и крылатых выражений нужно объяснять.

Дети всегда копируют произношение и интонации взрослых. Чтобы ребенок говорил правильно, родители должны следить за качеством собственной речи — правильно ставить ударения, склонять существительные и пр. Словарный запас ребенка тоже зависит от такового у родителей. Полезно вместе наблюдать за явлениями природы и обсуждать происходящее, читать книги и придумывать вместе занимательные истории.

Дидактические игры

Увеличить лексикон дошкольника можно, играя в занимательные игры:

  1. Подбирать антонимы и синонимы. Взрослый называет слово, а ребенок сначала придумывает похожее по смыслу, а затем — противоположное.
  2. Какие бывают предметы. Можно предложить ребенку подумать, какой бывает чашка (белая, красная, большая, маленькая, круглая, высокая, широкая и пр.). Такое же задание можно придумать для прилагательных — что бывает сладким (конфеты, чай, груша).
  3. Взрослый называет признаки предмета, а ребенок по описанию отгадывает, о чем речь (круглое, красное, сладкое, съедобное, сочное — яблоко).
  4. Тренировка склонений по числам и падежам (одно яблоко — много яблок, кошка сидит — кошки сидят).

Для развития используются тематические наборы картинок. Можно показать ребенку несколько карточек, из которых нужно выбрать одну лишнюю (воробей, сорока, ласточка, собака). Необходимо, чтобы ребенок объяснил свой выбор.

Дидактика

Дидактическая игра для детей 5-6 лет.

Дидактические игры можно проводить в группе детей. Для этого потребуется мяч или любая мягкая игрушка. Взрослый называет обобщающее понятие (птицы). Дети поочередно называют знакомых им птиц и при этом передают мячик по кругу. Тот, кто не смог назвать птицу, выходит из круга.

Ребенка можно научить составлять связные предложения из слов, расставленных в произвольном порядке. Взрослый называет их вразброд (воробей, ветка, сидит, на), дети составляют готовую фразу (воробей сидит на ветке).

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность распознавать звуки (фонемы), т. е.:

  • определять на слух тот или иной звук;
  • отличать разные понятия, в которых есть одинаковые фонемы (кот — ток);
  • различать похожие названия, в которых отличается один звук (ложка — кошка);
  • устанавливать порядок звуков в словах.

Слух

Развитие фонетического слуха.

Для развития этого навыка у детей дошкольного возраста применяют игры и упражнения:

  1. Что звучало? Взрослый ставит на стол несколько звучащих игрушек. Это может быть дудочка, колокольчик, погремушка, барабан и пр. Ребенку дают потрогать и послушать, какие звуки издает каждый предмет. Затем он отворачивается и на слух определяет, что звучит.
  2. Узнай по голосу. Ребенок поворачивается спиной и отгадывает, кто из членов семьи его позвал. Вначале зовущий произносит имя. Затем игра усложняется — вместо имени произносится короткий звуковой сигнал — ау, эй.
  3. Определение звукоподражания — ребенок должен понять, какому животному подражает говорящий (имитация лая собаки, мяуканья кошки, мычания коровы и пр.)

В процессе говорящий может изменять тембр голоса, громкость и интонации.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для пальцев рук проводятся в форме игры и сопровождаются забавными стишками или песенками. Предварительно делается легкий массаж. Сначала поглаживают и растирают каждый палец ребенка от кончика к основанию, затем массируют всю кисть. Вначале это делает сам взрослый, затем можно научить ребенка самомассажу рук.

Читайте также:  Понятие ребенок с нарушениями психофизического развития

Дальше выполняются упражнения:

  1. Сгибание и разгибание пальцев. Вначале взрослый показывает, как выполнять движение. Затем наблюдает, как дошкольник выполняет его самостоятельно.
  2. Статическая зарядка — с помощью пальцев и кистей изображать каких-либо животных или предметы: собаку, птицу, зайца, пистолет и пр. Можно показать ребенку задания на собственных кистях или дать рассмотреть карточку с рисунком.
  3. Взрослый читает короткое стихотворение, при этом руки ребенка «инсценируют» его содержание. Такая гимнастика сочетает в себе статические и динамические упражнения — с помощью кистей изображаются предметы или герои и передается их действие.

Для улучшения координации и мелкой моторики можно выполнять несложные упражнения:

  • перекатывание между пальцами предметов разного размера;
  • собирание одной рукой карандашей или палочек со стола;
  • лепка;
  • шнуровка;
  • рисование и раскрашивание картинок;
  • плетение из проволоки или ниток.
  • нанизывание бус на проволоку или шнурок.

Благодаря таким занятиям развиваются мышцы кистей. Это стимулирует речевой аппарат и интеллектуальное развитие дошкольника.

Артикуляционная гимнастика

Для развития речевого аппарата малышей существуют комплексы упражнений.

Улучшить произношение шипящих и свистящих звуков можно с помощью логопедической гимнастики:

  1. «Забор» — ребенок обнажает зубы и удерживает губы в улыбке до 10 секунд.
  2. «Трубочка» — на счет от 1 до 10 вытянуть губы трубочкой и удерживать в таком состоянии.
  3. «Забор-трубочка» — положение губ чередуется в течение 10 секунд.
  4. «Окно» — губы удерживаются в улыбке, рот при этом спокойно открывается и закрывается.
  5. Расслабление мышц языка — ребенка просят улыбнуться, приоткрыть рот. Язык нужно расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу. Слегка шлепая по распластанному языку губами, произносить звуки «пя-пя-пя» в течение 5 секунд.
  6. «Лопатка» — расслабить язык и удерживать его в спокойном состоянии 5-10 секунд.
  7. «Футболист» — губы вытянуть трубочкой и дуть на шарик из бумаги или ваты, загоняя его в «ворота» из 2 кубиков. Щеки при этом надувать не нужно. Расстояние до ворот постепенно увеличивается.

Гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Если ребенок плохо говорит звук Р, выполняются дополнительные упражнения:

  1. «Маляр» — язык поднимается, растягивая подъязычную связку. Приоткрыть рот в улыбке, погладить кончиком языка твердое небо спереди назад. Язык не выглядывает из-за зубов.
  2. «Чистим зубы» — кончиком языка провести по верхним зубам изнутри. Рот удерживать приоткрытым.
  3. «Грибок» — широко открыть рот, язык сделать широким и присосаться спинкой к небу.

Кроме тренировки отдельных звуков, выполняются упражнения для улучшения дыхания.

Симптомы задержки речевого развития в 5 лет

Родители могут определить нарушения речевого развития ребенка по следующим признакам:

  1. Посторонние люди его не понимают, речь невнятная и смазанная.
  2. Словарный запас явно меньше, чем у сверстников.
  3. Короткие фразы, нет прилагательных и наречий.
  4. Трудности с произношением — большое количество звуков искажается или выпадает.

Для родителей несложно проверить детскую речь с помощью простых тестов:

  1. Спросить, что делает человек или предмет (мама моет посуду, машина едет, самолет летит).
  2. Попросить подобрать антонимы к глаголам или прилагательным.
  3. Проверить, знает ли ребенок цвета, формы, детенышей животных.
  4. Попросить использовать слово в другом роде (сын пришел, а дочка пришла, красный шарик, красная шапочка, красное платье).

Если у ребенка выявлено 2 явных отклонения или больше, потребуется помощь логопеда.

Источник

04.09.2015,

 Нормы развития речи, Статьи  

Ребенок от 5 до 6 лет должен уметь по развитию речи

Вашему ребенку уже 5, и через пару лет он пойдет в школу. Легко ли ему будет даваться учеба, насколько ребенок будет вовлечен в школьную жизнь и сможет ли проявить себя в коллективе? Во многом это зависит от уровня развития речи, слухового внимания и памяти.

Как узнать, соответствует ли речь вашего ребенка норме? Как обогатить речь, развить память и внимание дошкольника? Как помочь подготовиться к предстоящим школьным нагрузкам уже сейчас? Об этом пойдет речь в этой статье.

Речь ребенка в 5-6 лет: нормы

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над  своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

rech-rebenka-v-5-let-otkloneniya

Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно,  при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.

Читайте также:  Центр развития ребенка на комендантском

Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме. Давайте проверим?

Диагностика речевого развития детей 5 лет

Проверьте:

  1. Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглый, красный, резиновый – «мяч».
  2. Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?
  3. Как ребенок отвечает на ваши открытые(!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в зоопарке?» – «Всё» (краткий ответ), «Как плавал бегемот, олень кушал траву и бегал с оленятами…» (развернутый ответ)
  4. Составляет ли по картинке рассказ?
  5. Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)
  6. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Обследовать звукопроизношение поможет наша флешмоб-игра.

Возможно, вы заметили, что, отвечая на наши вопросы, ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить, а мы подскажем, какие упражнения лучше всего помогут подтянуть речевой уровень. Эти упражнения не будут лишними и для дошкольника, который полностью соответствует возрастной норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный  запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

rech-rebenka-v-5-let-norma

В этом вам помогут следующие упражнения:

  1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
  1. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
  1. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
  1. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
  1. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.
  1. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
  1. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи J

В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе. Общайтесь с ребенком с удовольствием!

Источник