Ребенок не хочет ходить в школу развития

Ребенок не хочет ходить в школу развития thumbnail

Екатерина Ушахина

Дети часто нервничают из-за похода в школу, а иногда и вовсе не хотят туда идти. Первое, что вам нужно сделать, если ребенок отказывается ходить в школу или очень нервничает перед этим, ― попытаться выяснить, что именно заставляет его беспокоится.

Как это сделать расскажем в нашей статье.

Первый шаг

Школа для многих детей ― пугающее место. Мы видим прямые последствия этого — например, дети могут вести себя отстраненно, часто плакать или демонстрировать эмоциональные всплески. Но иногда им удается держать себя в руках в течение школьного дня, а реакция наступает, когда они приходят домой.

Спокойные

Первый шаг — задать ребенку простые вопросы и попытаться понять его тревожные ожидания. Например: «Что тебя беспокоит, когда ты идешь в школу?», «Как думаешь, что произойдет, если ты пойдешь в школу?» Или даже: «Что самое худшее может случиться, если ты пойдешь в школу?»

Ребенок может и не сказать вам, почему переживает: а вдруг вы побежите в школу решать проблему, поднимете шум, и остальные дети подумают, что он ябеда? Вероятно, вам потребуется настойчивость, чтобы расспросить ребенка о страхах и тревогах. Дайте ему обещание, что не предпримете никаких действий без его согласия.

Расспросите ребенка, чем он тревожится. Источник

Если ребенок не может описать, что беспокоит его в школе, вам необходимо поговорить с учителем или с кем-то, кто хорошо его знает. Важно быть откровенным с ребенком, если вы собираетесь так поступить. Он должен также знать, что вы сделаете это максимально аккуратно. Иначе его страх усугубится из-за опасений, что его начнут травить еще агрессивнее.

Дайте позитивный сигнал

Объясните ребенку, что ему нужно ходить в школу и в этом есть плюсы — например, возможность узнавать новое, встречаться с друзьями, заниматься спортом или музыкой, и так далее.

Иногда сложно излучать такие сигналы: вас могут беспокоить успехи ребенка в школе или разочаровывать то, как учителя относятся к его тревогам, к социальным и учебным потребностям.

Помогите ребенку изменить отношение к своим тревогам. Важно, чтобы он понял, что:

1. Все может произойти не так, как он опасается.

2. Даже если все закончится плохо, он сможет что-то с этим сделать.

3. Сопротивляясь страхам, мы узнаем что-то новое, чтобы преодолеть их.

Помогите ребенку изменить отношение к своим тревогам. Источник

Найдите тихое место

Полезно найти такое место на территории школы, куда ребенок может пойти, чтобы успокоиться и снять стресс (где он будет чувствовать себя в большей безопасности). Отличный вариант — библиотека. Если в вашей школе ее нет, спросите учителя о других вариантах. Также важно определиться, к кому можно обратиться в случае приступа тревоги. Кроме того, необходимо решить, как ребенок будет попадать в это место или к этому человеку, если почувствует себя подавленным во время урока и не может сказать об этом при классе.

У тревожного ребенка в школе должен быть уголок, где он в любое время сможет успокоится. Источник

Нужно ли переводить ребенка в другую школу?

Часто родители, столкнувшиеся с такой проблемой, размышляют, будет ли смена школы хорошей идеей. Дети верят, что в новой школе они не будут волноваться и заведут много друзей. К сожалению, это не всегда работает; возможно, в новой школе проблемы повторятся.

Дети часто испытывают трудности, потому что им приходится разлучаться с вами или другим взрослым, отвечать на уроках, сдавать тесты, работать в группах, общаться с другими детьми и справляться с конфликтами. В новом коллективе их ждет то же самое.

Новая школа не всегда помогает решить проблемы. Источник

С другой стороны, тревоги ребенка по поводу школы могут быть связаны и со здравыми причинами: ему не нравится сам подход к обучению; его травят; у него мало близких по духу друзей или он не вписывается в шумную, многолюдную, оживленную среду. Тогда школу лучше действительно сменить.

Что делать в случае травли (буллинга)?

С травлей нужно бороться. Она может подразумевать обзывание, другие язвительные замечания или физическую агрессию вроде толчков, ударов или драк. Все школы обязаны бороться с этим явлением. Если вашего ребенка обижают, обязательно поговорите с директором и завучем, чтобы они разобрались с этим.

Важно, чтобы ребенок чувствовал, что у него есть выход из этой ситуации. С ним нужно откровенно обсуждать то, как будет решаться проблема, и у него должна быть возможность поделиться любыми опасениями по этому поводу, чтобы можно было принять соответствующие меры.

С травлей необходимо бороться при любых обстоятельствах. Источник

Первое — школа обладает средствами и возможностями, чтобы заботиться об интересах вашего ребенка и нести за него ответственность. Ребенок должен получить четкий сигнал, что издевательства недопустимы и что будут предприняты определенные действия. Кроме того, ему будет полезно составить четкий план, как следует реагировать на любые дальнейшие инциденты с травлей.

По материалам книги «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой».

Обложка статьи: pexels.com

До 1 сентября в МИФе проходит большая распродажа. Большие скидки для тех, кто хочет изучать новое→

Источник

После каникул родители слышат: «Не хочу в школу». Хотя в прошлом году ребенок учился с удовольствием, нашел новых друзей, новый факультатив и пятерки с четверками в дневнике приносил. Почему все изменилось? О каких проблемах говорит отказ от учебы и как с ними справиться, «Правмиру» рассказала психолог Мария Макарова.

Важно понять причины. Они могут быть разными. Одни проявляются на определенном этапе обучения или у детей одного возраста, другие могут возникнуть в любое время, причем как у первоклассника, так и старшего школьника.

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:

Ребенок не хочет ходить в школу развития

Мария Макарова

1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.

В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам. 

Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог. Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче. Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.

2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.

3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.

Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.

Первоклассник не любит школу

Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа: 

— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться, 

— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,

— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,

— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми. 

Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.

Ребенок не хочет ходить в школу развития

Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться. 

Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом. 

На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»). 

Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.

Подросток отказывается учиться

Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.

Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.

Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне. Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.

С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.

Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».

Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой. 

Ребенок не хочет ходить в школу развития

Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.

Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно. Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества.

Ребенок говорит: «Я не хочу в школу». Что делать?

  1. В спокойной, доверительной манере обсудить с ребенком, почему он не хочет идти в школу.
  2. Поговорить с учителем, школьным психологом, оценить ситуацию (как ребенок успевает в школе? есть ли трудности с домашними заданиями? не переутомлен ли ребенок? какая на данный момент обстановка в семье?).
  3. Предпринять действия, направленные на устранение причины, связанной с негативным отношением ребенка к школе, самостоятельно или с помощью обращения к специалистам (детскому психологу/ нейропсихологу/ педагогу).

При поддержке Фонда президентских грантов

Источник

Добрый день, дорогие родители. Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Дети вырастают и обязательно должны пойти учиться.

И когда наступает такая школьная пора, то многие родители сталкиваются с очередной проблемой – дети не хотят учиться и не хотят даже ходить в школу, прогуливают занятия, нехотя делают уроки, только для галочки.

У них складывается отрицательное отношение не только к учебе, но и к учителям, но в чем же дело, этот вопрос нельзя откладывать на дальнюю полку.

Разберемся в этой проблеме.

Ребенок не хочет ходить в школу – советы психолога

Не все дети находятся в ожидании чудесной даты – первое сентября, и далеко не для всех родителей День знаний является праздником. Для мам и пап первое сентября – это моральная подготовка детей к учебным будням, сноровка книгами, тетрадями, ручками, портфелями, школьной формой и прочее.

Для ребятишек – это прощание с безмятежным отдыхом, с пролетевшими часами игр, прогулок и безделья. И самое главное, что для детей первое сентября, как некая маленькая ступень или шажок вперед, в самостоятельную жизнь.

Родители безусловно в любом в случае ответственны за своих чад, но, в учебное время ребенок находится в тесном контакте со своими сверстниками и учителем, никак мам, пап, бабушек, которые бегают вокруг малыша, опекают и, порой опека доходит до крайностей.

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Чем домашней кроха, тем сложнее ему распрощаться с праздничными будними и с домочадцами, поэтому ребенок не хочет ходить в школу.

Причин нежелания дитя идти в школу немало. Во-первых, у первоклассника появляется страх знакомства с преподавателем, с одноклассниками, да и вообще, с этой новой неизвестной для него жизнью. Здесь может быть и другая проблема, а именно, отсутствие моральной подготовки ребенка к школе.

Готов малыш и хочет посещать в школу, или нет, обсуждается более подробно в статье «В каком возрасте отдавать кроху в школу». Но основная мысль такова, что сына или дочку раньше семи лет не стоит отдавать в среднее учебное заведение, так как считается, что малыш с возрастом шесть и шесть с половиной лет еще не адаптирован для обучения в школе.

Дети часто перестают хотеть идти в школу после недели – двух обучения в школе, а причин много: неуспеваемость сына или дочки, отсутствие интереса к предметам и процессу обучения, отсутствие нахождения общего языка с одноклассниками, а порой, и с классным руководителем.

А вот если дочь или сын наоборот очень хорошо подготовлен, то ему возможно программа будет не интересна, ведь в первом классе детей обучают на самом начальном уровне.

В подобных случаях первоклассник пытается всеми силами оттянуть следующий поход в школу, либо отпроситься у родителей от посещения, придумав ситуацию о болезни, а то и вовсе заболевая на самом деле из-за неприятной психологической атмосферы, которая тяготит восприятия учебной системы ребенком.

Ведь отсутствие интереса к учебе может появится не только в начальных классах, но и в старших, все потому, что малыш не справляется с работой, не успевает и учебная программа для него кажется непостижимой и сложной наукой.

Естественно, родителям нужно интересоваться тем, что на данный момент у школьника в голове. О чем он думает, что беспокоит. И если мама или папа видит в поведении своего чада какие-то непонятные для них изменения (раздражительность, плаксивость, угрюмость, нежелание общаться, грусть)? То непременно следует разобраться в причине всего этого.

В случае, если взрослым не удается понять свое чадо и помочь, то следует обращаться к детским психологам.

Если на первых парах малышу действительно вовсе не комфортно и не интересно? Нужно задуматься, возможно чадо лучше отвести учиться в школу в следующем году и не торопиться.

Когда дети опережают в интеллектуальном развитии своих сверстников, то всего на всего нужно поговорить с учителем для того, чтобы он мог давать умнику заданий побольше или посложнее, дабы разбудить интерес к учебному процессу.

Могут быть проблемы в школьных стенах из-за семейных неурядиц, в таких случаях требуется обращаться к семейному психологу, он поможет понять, почему ребенок не хочет ходить в школу.

Ведь как часто бывает так, что чадо видит подобное:

  • Родители Вани работают на нормальной работе, а мои – нет.
  • Родители Маши получают много денег и покупают ей все-все, а мы нищие.
  • Почему Сашу встречают родители со школы, а меня нет? Я никому не нужен… И прочее.

В таких ситуациях сможет помочь только специалист, ведь это очень серьезные проблемы.

Ну и конечно, есть вариант того, что в семье попросту часто ругаются родители и обстановка в доме просто не позволяет ученику выполнять домашние задания и результат этого – неуспеваемость и расстройство психики малыша.

Можно сделать вывод, что начинать разбираться в нежелании чада идти в учебное заведение необходимо сразу же, как только заметны первые признаки изменения поведения школьника не в лучшую сторону и не забывать, что истоки проблемы могут прятаться как раз таки в семейном очаге, в семейных отношениях.

Ребенок не хочет ходить в школу, но настроить ученика на позитивный лад следует преднамеренно и тщательно, дабы избежать всяческих неприятных ситуаций с малышом.

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу

Многие дети даже иногда и не понимают, а зачем они вообще ходят в школу, зачем их заставляют зубрить различные предметы и получать только хорошие оценки. Они чувствуют, что на них давят родители! Берутся за уроки, только когда их запугают, заставят или отругают. П вовсе не потому, что это им самим нравится.

Школьнику хочется развлекаться, играть в футбол, играть на компьютере, кататься на велосипеде, общаться с друзьями, но только не писать диктанты и контрольные работы, а еще и заниматься общественной деятельностью. Конечно, детям в 10-14 лет взрослая жизнь кажется совсем далекой, а школа – полная принудиловка.

Просто со стороны родителей и учителей было небольшое упущение, что вовремя не привили интерес к познанию. У всех на устах любимая фраза, что если не будешь учиться, то не потупишь в институт. Хотя это не совсем верно, можно зарабатывать больше инженера работая простым парикмахером или сварщиком.

Зачем выжимать из сына или дочери недосягаемого, когда вот оно рядом, что ему по душе и сможет прокормить его, было бы желание и интерес к работе, и он свернет горы на своем пути. А институт – это уже больше желание родителей осуществить, возможно, свои несбывшиеся мечты в своем сыне или дочери.

Поэтому, прежде всего, присмотритесь к своему чаду! Что он любит больше всего делать? Какие книги и о чем он любит читать, чем интересуется? Если, допустим, смотрит передачи о здоровье, читает книги на эту тему, ему нравится заботиться о здоровье домочадцев, то предложите ему стать медицинским работником.

Если он с радостью согласится, то задачей родителей будет приложить все усилия, чтобы развить в нем этот интерес.

Необходимо узнать, какие предметы нужны для поступления в это учебное заведение, и какие есть специальности по этому направлению. Тогда у школьника появится цель, получать необходимые знания по определенному предмету, даже без контроля со стороны взрослых.

Чаще разговаривайте со своим чадом. Если он жалуется на школьные проблемы, выясните, что именно его не устраивает. Может нужно сменить педагога или перейти в другую школу, где занятия проходят по другой методике.

Самое главное помните, что чем больше дети будут получать удовольствия от учебы, тем легче будет и им, и вам. Но невозможно познать все науки, дети должны быть не только развитыми и умными, но и первую очередь здоровыми и счастливыми!

Ребенок не хочет ходить в школу? Уговорите школьника учиться, но не ругайте сильно, помните, что ваш малыш – тоже личность!

Удачи! 🙂

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.

Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

© Сосед-Домосед 2019. Все права защищены.

Источник