Ребенок не хочет ходить в школу раннего развития
Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине – вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым “развивашки” действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.
Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.
Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? – спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.
И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями – это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на “развивашки” водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время – то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.
Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!
Развитие или коррекция?
Что касается детей с каким-либо нарушением развития – им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие – это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция – это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.
Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на “развивашки” где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….
И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются – вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное – упущенное время!!!
Важный вопрос – качество занятий.
Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.
Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)
В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?
В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой “развивашки” справляются на “ура”.
Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом “развивашки” имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.
Согласны со мной?
Больше полезных статей о детском развитии – на моем канале
Источник
Возраст от 6 до 8 лет сегодня один из самых популярных у репетиторов после выпускников. Подготовкой к школе занимаются сами школы, детсады, детские центры, кружки раннего развития, частные педагоги и родители. Но так ли это необходимо? Специалисты говорят – должна быть психологическая подготовка. В качестве такой подготовки подходит и детский сад, если ребенок туда ходил. Чаще всего, именно такие дети легче всего переносят школьную адаптацию. А если в школу ведут неподготовленного ребенка, то период адаптации в данном случае проходит с большими трудностями и большинство родителей начинают обращаться к детским психологам. Как настроить чадо на общение с Пушкиным и Пифагором – с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz поделился семейный, детский психолог Айнур КУЛЬНАЗАРОВА.
– Айнур, скажите, как морально подготовить ребенка к школе?
– Так как ребенок идет в школу в первый раз, у него меняется среда общения, в окружении появляются новые люди. Если ребенок посещал детский сад – то в этом случае все становится гораздо проще, но есть детки, которые там не были – и именно они и требуют моральной подготовки. С таким ребенком необходимо разговаривать, говорить ему, что теперь он ученик и будет каждый день ходить в школу. Есть такие практики, что деток водят за несколько дней до начала занятий в школу и показывают им, как внутри выглядит школа, где он будут сидеть, рассказывают, где будет стоять учитель и будет все объяснять. Дать возможность ребенку поиграться во дворе школы. Такая вводная экскурсия способна благоприятно повлиять на ребенка. Конечно, главное со своим дитём разговаривать и даже дома с ним играть в виртуальную школу. Пусть ребенок повоображает, что он будет делать в школе, как будет учиться. Пускай к этой игре присоединится мама и расскажет, как нужно правильно сидеть, как нужно поднимать руку, как отвечать. Если ребенок будет знать такие наималейшие вещи – все сложится со школой у него удачно.
– Что предпринять родителям, чтобы ребенок легче адаптировался в новых условиях и проявил интерес к школе?
– По мнению специалистов, адаптация к школе у первоклассников идет от 2 до 6 месяцев. В этот период, в зависимости от личности самого ребенка, его характера, адаптация может продлиться у одного ребенка 2 месяца, у другого – все 6. Поэтому родителям необходимо это иметь ввиду и не пугаться, а также не бояться слез и истерик. Но также стоит помнить, что именно в этот адаптационный период не стоит загружать ребенка никакими другими секциями и кружками. Часто бывает так, что родители сразу пытаются все хватать и везде успеть – но, как показывает практика, ни к чему хорошему это не приводит. Дайте сначала ребенку освоиться, а потом уже побежите на все кружки. Единственное, стоит оставить тот кружок, в который ребенок, например, ходил до поступления в школу, если таковой имеется. Если же никакие кружки ребенок не посещал – то в адаптационный период не рекомендуется поступать в такие секции. А чтобы ребенку было интересно в школе – это, бесспорно, зависит не только от родителей и их моральной подготовки. От школы и от самих преподавателей адаптация зависит тоже. Любая школа сначала проводит уроки для первоклассников в игровой форме, чтобы завлечь ребенка, в школах первые полгода не ставят оценки, а дают какие-то поощрения – и это верная методика. И за эти поощрения в виде смайликов, звездочек и так далее нужно хвалить своего малыша и поощрять еще и дома.
– Как вы считаете, стоит ли все-таки готовить ребенка к школе, учить его читать, писать, считать, или нет?
– На сегодняшний день, это зависит и от того, в какую школу идет ребенок. Потому что есть гимназии, есть обычные школы. И у всех образовательных заведений свои требования при поступлении. Родитель перед поступлением ведь узнает все требования, и, если он хочет, чтоб его ребенок учился в определенной школе – значит должен выполнять их требования. Если школа принимает деток, которые, как минимум, должны читать, то родитель обязан подготовить своего ребенка. А если это условие не обязательное – то и не нужно самим учить, ведь если ребенок придет в класс и будет уметь читать, а все остальные дети нет – то ему уже будет неинтересно и скучно проводить время в школе.
– Что делать, если ребенок категорически отказывается идти в школу?
– Здесь нужно крепкое терпение родителей. Только через теплые слова, через поощрения и так далее нужно ребенка завлекать школой. Такой ребенок показывает своим поведением то, что он напуган. Напуган новой обстановкой, новыми незнакомыми людьми. В таком случае необходимо поднять дух ребенка таким образом, чтобы становилось ясно, что школа – это хорошо, что там интересно, что там его ждут новые друзья, игры и много нового. Заставлять, ругать, закидывать в школу и уезжать, конечно, ни в коем случае не нужно, иначе это будет большим стрессом для первоклассника.
– Какие они — идеальные современные первоклассники?
– Любой психолог скажет вам, что это дети, окруженные любовью и вниманием. И, поверьте, этого достаточно. Но если смотреть на портрет идеального первоклассника со стороны учителей и родителей, то это ребенок, которому интересно ходить в школу, который с радостью выполняет все задания. Такой первоклассник легко привыкает к коллективу класса, со всеми общается, много улыбается и с увлечением делает все задания.
Источник
Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Наши друзья – издательство Эксмо – предоставили нам эксклюзивный материал на эту тему из книги психолога Анны Быковой “Школьники “ленивой мамы”.
Ребенок не хочет в школу
Дано: ребенок, любим, обласкан. Ответственные родители к школе его готовили заранее и по всем правилам. Школу выбрали самую лучшую, учитывая максимум критериев. Прекрасный учитель, к которому привели рекомендации знакомых и счастливый случай.
Было много тревог: «Поступит – не поступит?», «Возьмут – не возьмут?», «Попадем к этому учителю или нет?» И вот, наконец, вся неопределенность позади, все случилось наилучшим образом. Как говорится, учись – не хочу…
И ведь реально не хочет. Не хочет идти в прекрасную школу к прекрасному педагогу.
А почему он, собственно, должен туда хотеть?
И еще вопрос: «А вам, родители, всегда хочется на работу?» При воспитании детей я всегда провожу аналогию с взрослой жизнью. Это даже проще, чем пытаться поставить себя на место ребенка. И хорошо проясняет ситуацию. Да, мне тоже не всегда хочется на работу. Но надо. Причем, надо не вон тому сферическому коню в вакууме, а мне самой. Работа приносит мне деньги, деньги обеспечивают удовлетворение потребностей. То есть, у меня есть материальная мотивация к работе.
А еще бывает так, что работать – нравится, что от работы душа поет и хочется творить. Например, когда я получаю одобрение, признание, благодарность. Или вижу результаты своего труда, и они меня радуют. Это нематериальная мотивация. А еще бывает так, что проект изначально не приносит ни прибыли, ни признания, ни ощутимых результатов… Но есть убеждение, что через определенный промежуток времени все старания и вложения окупятся. И тогда будут и деньги, и признание. Это мотивация через понимание перспективы, или перспективная мотивация.
Какая есть мотивация к учебе у вашего ребенка? Получает ли он одобрение, признание? Есть ли у него удовлетворение от результата? Есть ли понимание, для чего ему нужно ходить в школу? Значимо ли это для него?
Помогите ему осознать ценность образования, понять, для чего он учится и как ему это пригодится в дальнейшей жизни. Спросите, чего ребенок хочет для себя в будущем. А потом покажите, как учеба поможет достигнуть желаемого.
– Хочу быть летчиком.
– Тогда тебе очень нужны знания физики и математики.
– Хочу быть врачом.
– Тогда тебе необходимы химия и биология.
– Хочу стать директором международной сети ресторанов.
– Тебе очень пригодятся математика, обществознание, английский.
То есть мы создаем перспективную мотивацию. Такой подход сработает, когда у ребенка уже есть конкретная цель.
«Хочу быть бизнесменом и зарабатывать много денег» – цель менее конкретная. Создать перспективную мотивацию тут сложнее. Но и в этом и в других случаях можно не выделять какой-либо отдельный предмет. Важно формировать ценность не отдельных предметов и знаний, а самого процесса обучения. Потому что в процессе обучения неминуемо происходит развитие.
Реальность такова, что далеко не вся информация, полученная в процессе обучения, когда-либо пригодится в жизни. Навык вычисления площади криволинейной трапеции, например, оказался совершенно невостребованным в моей нынешней профессии. Но я за это на школу не в обиде. Ценность обучения не в том, чтобы получить некий объем знаний, а в том, чтобы выработать навык обработки информации, развить память, речь, логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи.
Мне очень нравятся слова Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Заучивание аксиом тренирует память. Доказательство теорем развивает способность логически обосновывать свою точку зрения, убеждая оппонента. Применение формул помогает выстраивать аналогии и адаптировать чужой успешный опыт под свои актуальные задачи. Решение задач про трубы в бассейне, в которых вода втекает и вытекает, – это подготовка мозга к решению других жизненных задач.
Про семейный бюджет, например, или рентабельность бизнеса – там тоже деньги втекают и вытекают… В любом школьном предмете можно найти пользу для себя. Конечно, вы можете начать спорить и доказывать, что школьная программа избыточна, что многие изучаемые факты не несут практической пользы для жизни. Что лучше бы детей учили… (вставить нужное, на ваше усмотрение).
Только при таком подходе вы не сможете повысить мотивацию на учебу у своего ребенка. Да, традиционная общеобразовательная школа – это не идеальный вариант получения образования, не самая развивающая среда. Но если ваш выбор все-таки пал на эту форму получения образования, имеет смысл концентрироваться на ее сильных сторонах, а не критиковать систему при ребенке.
Ваша задача – формировать культ образованной личности, а не создавать в душе ребенка когнитивный диссонанс: «Родители критикуют школу, рассказывают, как им самим было плохо в школе, и при этом принуждают меня в нее ходить и строго спрашивают за оценки. Где логика?» Важно выработать в семье единое мнение относительно школы, чтобы не допускать расхождений во взглядах мамы и папы на учебу ребенка.
Представьте ситуацию
Папа транслирует ребенку мысль, что оценки в школе вообще не главное, что троечники лучше устраиваются в жизни, чем отличники, а учителя все неудачники, потому что нормальный человек за такую зарплату работать не будет.
Мама же не просто уважает, но даже побаивается учителей, сильно переживает из-за оценок, расстраивается, если по итогам четверти ребенок не стал отличником, и принуждает ребенка исправлять четверку на пятерку. Папа спорит с мамой, мама спорит с папой. Возникает конфликт лояльности. Ребенку нужно выбирать, к чьему мнению присоединяться, а с кем входить оппозицию.
Для психологического комфорта в школе должна быть надежная база – психологический комфорт дома, в семье. Психологический комфорт в семье включает в себя единство требований родителей и понятные жизненные ориентиры. А если у ребенка пока нет ни мечты, ни цели относительно будущего? Если все его мечты – в настоящем. И в этом настоящем он хочет только гулять и «тупить в Интернете».
Это, товарищи родители, тоже совершенно нормально, соответствует возрастным нормам. В подростковом возрасте (от 10 лет) ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. И они общаются. Они учатся заводить знакомства, строить отношения, выбирать друзей, проявлять симпатии, завоевывать авторитет, разрешать конфликты, отстаивать свое мнение – это всё необходимые жизненные навыки. И не только для карьеры. Им ведь еще потом семью создавать…
«Так если бы общались, а то ведь уткнутся в экран». Это современный формат общения. Он такой же нормальный для нового поколения, как посиделки в подъездах с семечками для подростков из девяностых.
«Целыми днями смотрит видеоблогеров! Ладно бы, чему полезному учили. А то кривляются на камеру». Это не очевидно, но тоже имеет отношение к развитию ребенка. Через просмотр «кривляющихся видеоблогеров» можно учиться искусству самопрезентаций. С позиции подростка: «Учеба крадет у меня время. Можно было бы столько интересного увидеть». С позиции родителя все с точностью до наоборот: «Он бездарно тратит время! Смотрит всякую ерунду, вместо того чтобы учиться! Можно было в это время читать дополнительную литературу по предметам!»
Минус ситуации «все мечты в настоящем» в том, что сложно подобрать аргументы в пользу образования. Но можно попробовать создать материальную мотивацию: пообещать вознаграждение за хорошие оценки (особенно эффективно для «правильного ребенка»). Или нематериальную мотивацию: создать ситуацию успеха (особенно эффективно для «звездного ребенка»).
Диагностика через рисунок
Что не так в этой школе? Если ребенку в школе хорошо, то он с радостью туда бежит, позитивно отзывается об учителях и одноклассниках, а за выходные успевает соскучиться по школе. И если все хорошо, то желания провести диагностику у родителей обычно не возникает. Нет в этом необходимости.
Но бывает так, что ребенок в школу идет с неохотой и использует любой предлог, чтобы не пойти. То на боли в горле жалуется, а горло не красное. То надрывно нарочито кашляет, изображая простуженного. То с животом загибается, сообщая трагическим голосом: «Наверное, что-то не то съел».
Со временем мама учится определять, где реальное недомогание, а где банальное симулирование.
– Знаешь, когда так сильно болит живот, обычно еще отдает в левую пятку.
– Ой-ой, мамочка, левая пятка тоже болит.
– Всё ясно…
Итак, ребенок симулирует, но причина симулирования остается неизвестной. Не каждого ребенка можно вывести на откровенный разговор. Не всегда нежелание идти в школу связано с ленью и отсутствием интереса к учебе. Бывает, что ребенок хочет учиться, но подальше от школы.
Бывают конфликты с одноклассниками, бывает агрессия со стороны учителя, бывает страх оценки. Если вас что-то смущает в отношении ребенка к школе, попросите его нарисовать лесную школу, школу зверей. Рисунок расскажет, как ребенок воспринимает одноклассников и учителя. Рисуя школу зверей, ребенок в сознании абстрагируется от реальной ситуации, но бессознательно выплескивает на бумагу именно свои проблемы. На этом факте строятся все проективные диагностические тесты. Например, у одного дошкольника, которого родители уже начали сверхактивно готовить к серьезной гимназии, на рисунке «школа горела», а «учительница-черепаха не успела уползти»…
Вот так в рисунке ребенок выразил свое отношение к школе и к учителю: «Да гори оно всё синим пламенем». Рассматривая рисунок ребенка, обратите внимание, кто учится в лесной школе – хищники или милые зайчики? Если хищники, то, вероятно, ребенок чувствует какую-то опасность от одноклассников.
Попросите ребенка рассказать историю по рисунку. Это будет история про вашего ребенка в школе. «Вот учитель-дерево. Ученики – зайчики, белочки. Учитель ругается, потому что они все бегают. Он же дерево и бегать не умеет. А бегающих учеников ему учить трудно, вот он и ругается».
«Вот учитель. Да, он человек. Он тут дрессировщик. А остальные – дрессированные собачки. А вот эта плохо дрессируется, всегда в углу».
«Вот учитель – жираф. Ему нужна такая длинная шея, чтобы видеть, как пишут даже на последней парте. Это лев, это бегемот, это обезьянка, которая вечно кривляется. А это сказочный единорог. Он лучше всех учится, но с ним никто не дружит». (Со мной никто не дружит, меня никто не понимает.).
«Вот школа. А тут никого нет и темно. Потому что ночь». (Я даже в рисунке не хочу быть в этой школе.)
Диагностика через рассказ
Если ребенок не любит рисовать или отказывается, мотивируя тем, что «уже вырос из этого возраста», можно попросить его сочинить истории про девочку или мальчика, которые ходят в школу. (Пол должен соответствовать полу ребенка, для которого эта диагностика проводится.)
Задаем начало рассказа, а дальше ребенок предлагает свое продолжение. Рассказ всегда должен хорошо заканчиваться. Если ребенок придумал страшный, тревожный, печальный сюжет, ведем вместе с ним сюжет к благополучному завершению. При этом для себя отмечаем, что все, что придумывает ребенок, каким-то образом относится к его реальным переживаниям.
Начало может быть таким: «Мальчик зашел в класс и испугался, потому что увидел…» Продолжение истории – это диагностика имеющихся у ребенка страхов. Ответы могут быть разные. Например:
- – он забыл переодеть сменную обувь, и сейчас его будут ругать (сложности с дисциплиной, страх наказания);
- – учитель пишет на доске задание, значит, будет контрольная работа (сложности с учебой, страх оценки);
- – мальчик, который всегда дерется, выздоровел и снова пришел в школу(сложности в общении с одноклассниками);
- – вместо учителя за учительским столом сидит зомби (сложности в общении с педагогом). (В варианте с зомби ребенок выдает эмоциональное состояние педагога. Выгорел. Уже не живет работой…)
Другие варианты начала рассказа: «Однажды…
- – мальчик пришел в класс и очень обрадовался, потому что увидел…
- – мальчик пришел в класс и очень огорчился, потому что…
- – мальчик пришел в класс и очень удивился, потому что…
- – мальчик пришел в класс и узнал, что из всех детей сегодня будут только двое: он и еще…».
Тут могут быть позитивные и негативные сценарии. Позитивный: мальчик и его лучший друг весь день дурачатся в классе. А еще они получили кучу пятерок по всем предметам. Негативный: в классе только двое – мальчик и его заклятый враг, от которого весь день надо прятаться, потому что он всегда всех бьет, в классе уже никого не осталось, «все с переломами в больнице лежат».
Очевидно, что за детской фантазией кроется реальный страх. Тут не стоит ограничиваться одним предложением – это неинформативно. Обязательно нужно выяснить наводящими вопросами, в каких все-таки отношениях «хороший» мальчик из рассказа со вторым ребенком и как развивались события дальше.
Спросите: «А что мальчики стали делать?», «Что случилось потом?», «Неужели они так и были вдвоем?»
Если у ребенка сложности с учителем, то он будет говорить про учителя в негативном ключе. И здесь можно самим придумывать отправные точки историй, задавать наводящие вопросы, если захочется узнать конкретно про что-то. Естественно, после диагностики возникает вопрос: «Вот, нарыли информацию, и что теперь со всем этим делать?»
Разберитесь со страхами
Когда в историях всплывает очень много негатива, и именно по поводу учителя, имеет смысл присмотреться к педагогу, к его стилю общения с детьми, попросить о возможности присутствовать на каком-нибудь уроке. А дальше – либо меняйте отношение ребенка к учителю через разговоры, либо поменяйте учителя, перейдите в другой класс.
Если налицо страх, связанный с кем-то из одноклассников, можно попросить учителя понаблюдать, кто обижает ребенка. Когда ребенок испытывает сложности в общении с одноклассниками – не с одним, а со всеми сразу, обратитесь за помощью к учителю или школьному психологу. Что, на их взгляд, мешает общению?
Найдите время посетить внешкольные мероприятия, попробуйте посмотреть на своего ребенка со стороны – как он выстраивает свои отношения с другими, подумайте, что можно сделать для исправления.
Если страхи связаны с учебным процессом (страх контрольной, оценки, замечания), обратить внимание на свой стиль общения с ребенком: не слишком ли вы строги и требовательны?
Диагностика самооценки
Еще один вариант диагностики связан с самооценкой ребенка. Нарисуйте лесенку из десяти ступенек и попросите ребенка разместить на ступеньках ребят из класса и его самого. Не всех ребят – достаточно четырех-пяти человек, но только пусть ребенок выберет сам. (Фишка в том, что выберет он наиболее значимых для себя людей.)
Объясните, что чем выше на ступеньке мальчик или девочка, тем он лучше, не поясняя, чем лучше. Потом из ответов ребенка можно понять, на какой критерий он опирался. Обратите внимание, на какой по счету ступеньке ребенок разместит сам себя.
Считается, что при адекватной самооценке, ребенок нарисует себя в промежутке от четвертой по девятую ступеньку. Для детей младшего школьного возраста нормальным считается выбор верхних ступенек, с пятой по десятую. После этого предложите ребенку отметить цветными карандашами, на какую ступеньку его бы поставили мама, папа, учитель.
Посмотрите, есть ли расхождение в том, куда ребенок ставит себя сам, и куда, по его мнению, его бы поставили другие люди. Можно спросить: «А почему сюда?» Ответ диагностичен: «Я поставил себя ниже Дениса, потому что Денис лучше учится и его учитель часто хвалит», «Мама меня бы поставила выше, чем учитель, потому что мама знает, что я сильно стараюсь, а учитель говорит, что я не стараюсь», «А папа меня бы на вторую ступеньку поставил. Потому что он говорит, что я лодырь и слабак». Если самооценка у ребенка невысока, из его ответов можно понять, как ее повысить. Убедите его, что школьные оценки – не самое главное, и вовсе не они определяют, хороший человек или плохой. Предложите вспомнить свои хорошие качества. Поговорите с папой, чтобы он перестал критиковать ребенка. К счастью, самооценка может меняться. Особенно если целенаправленно над этим работать. Например, создавать ситуацию успеха.
Школьники “ленивой мамы”
Анна Быкова — педагог, психолог и арт-терапевт. Книги ее серии «Ленивая мама» стали бестселлерами и завоевали доверие родителей. У Анны есть опыт работы с детьми разных возрастов: она учила детей в школе, преподавала в колледже, была куратором первокурсников, а потом ушла от больших детей к маленьким в детский сад, где вела группы раннего развития.
В каждой книге она опирается на свои практические знания и делится важными инструментами общения с ребенком. На этот раз Анна рассказывает, как родителям помочь своим детям преодолеть школьные трудности и почему именно этот период жизни ребенка очень важен:
«Школа — это очень непростой период. Это период взросления, период становления личности. Период, когда осознают свои особенности. Период, когда учатся отстаивать свои границы. Период, когда учатся выстраивать отношения. Период поиска баланса между «хочу», «могу» и «надо». Пожалуйста, будьте в этот период на стороне ребенка!»
Читайте также
Источник