Ребенок любит рисовать как способствовать художественному развитию детей

Ребенок любит рисовать как способствовать художественному развитию детей thumbnail

Как способствовать художественному развитию детей

Возраст 6-9 лет  можно назвать сенситивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребенок — художник» звучит наиболее убедительно.

Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной.

Важно в максимальной степени использовать благоприятные возможности этого периода человеческой жизни: ведь то, что упущено в сенситивный период развития, практически невозможно полностью наверстать потом.

Однако, работая с маленькими детьми и ставя перед собой задачи их художественного развития, нужно помнить о такой особенности их творчества, как «детская художественность».

В живописи или в рисунке ребенок 5-7 лет может создать нечто такое, что признает ценным и общество, и профессиональная элита (в отличие от других областей, таких, как физика или математика). Но, будучи художественными, работы детей остаются детскими и в содержательном, и в формальном отношении. Они явно отличаются от искусства взрослых, несут узнаваемые черты того или иного возраста.

Большинство взрослых, в том числе традиционно мыслящие педагоги, воспринимают это возрастное своеобразие с негативной стороны: как неумение, слабость, от которой хорошо бы поскорее избавиться, научить ребенка рисовать, «как большие».

Но это неправильно: «детская художественность» — это цельная характеристика, и невозможно до срока устранить детскость, не разрушив нераздельно с ней связанную «художественность» — наивную выразительность, которая вызывает порою «зависть» высоких профессионалов.

  Конечно, нужно развивать руку маленького художника и знакомить его с различными приемами изображения.

Но для этого вовсе не обязательно использовать унылые специальные упражнения вроде проведения многочисленных наклонных, круговых и прочих линий или точное воспроизведение графических образцов.

Гораздо эффективнее и психологически верно прибегнуть к непроизвольному обучению в игровой форме.

Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, более послушной глазу и мысли. Но прежде о «правилах игры» для взрослых, если они заинтересованы в том, чтобы занятия прошли успешно и с пользой для ребенка. Во-первых, надо найти время для того, чтобы самим играть с ребенком или наладить игру детей между собой. Во-вторых, ребенок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то ее «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры. Поэтому занятия должны быть добровольными, а результаты их можно обсуждать лишь с точки зрения чисто спортивных удач и неудач, а не с точки зрения успешности развития двигательных навыков. В ином случае наше обучение быстро превратится в произвольное, а потом и в принудительное.

Игра «Трудная дорога»

На рисунке изображена дорога, по бокам от нее — обрывы. Надо поставить острие карандаша у начала дороги и «пройти» по ней, «не сорвавшись» ни вправо, ни влево, т.е. провести линию, ни разу не выскочив за очерченные края тропы. «Пройти» из одного конца в другой и обратно. Провести линию при горизонтальном положении листа и при вертикальном. Правой рукой и левой.

Нужно придумать увлекательный для ребенка сюжет игры. Например: задача играющего — пройти по горной тропе за доктором и вернуться с ним к больному товарищу. Или передать военное донесение. Значит, надо проходить путь как можно быстрее, хотя требование «осторожности» (т.е.

точности движений руки) остается главным: не сорваться все-таки важнее, чем выиграть время.

Когда ребенок перестанет испытывать трудности на этом маршруте — нарисуйте более извилистый путь, сделайте дорогу уже (вариант второй).

Игра «Чудовище на острове»

Сказочное чудовище спит на острове, почти повторяющем форму его тела. Надо, ступив на остров по мостику, обойти чудовище кончиком карандаша, ни в коем случае не задев его (а то проснется и…), но и не сорвавшись в море. Пройти между зубами дракона, взять (т.е. прикоснуться карандашом) зажатое в пасти сокровище и вернуться другим путем. Время учитывается (чем дольше идешь, тем вероятнее, что дракон проснется!), но осторожность важнее.

Игра «Хоккеисты»

На рисунке изображён план условной хоккейной площадки с игроками двух команд и судьями, которые обозначены кружком с буквой «С». Начинающий игру ставит коней карандаша на точку окружности, обозначающей его вратаря (ребенок простит маленькое отклонение от хоккейных правил: начинать положено с центра, но это было бы уж очень просто!), и, проводя прямые линии от одного своего игрока к другому, тем самым «передает» им шайбу. Последней линией он старается провести ее в угол ворот, не задев вратаря противника. На рисунке стрелками показаны возможные комбинации.

Если линия движения шайбы задела игрока противника, «шайба», т.е. право хода, переходит к задетому игроку. Если при броске по воротам задет вратарь, это значит, что он парировал бросок и сам начинает комбинацию своей команды. Если задет судья… Договоритесь с ребенком сами, как поступать в’этом или других спорных случаях. Нужно, чтобы маршруты шайбы были как можно разнообразнее. Условьтесь, что одну и ту же «наигранную» комбинацию нельзя повторять после того, как она 3-4 раза привела к успеху в течение одного матча.

Вероятно, через какое-то время игра станет слишком легка для ребенка. Тогда измените расположение игроков или увеличьте площадку, а тем самым — и длину каждого паса. Или ограничьте несколькими секундами время, в течение которого каждая из сторон должна завершать свою комбинацию. Или нарисуйте футбольное поле — там «игроков» будет вдвое больше.

Игра «Вдоль по речке»

На рисунке изображена речка с извилистыми берегами, островками, камнями, опасными водоворотами (их изображают спиралевидные знаки), загроможденная лодками и плавающими бревнами. Задача играющего — проплыть (т.е. опять-таки прочертить линию) по этой речке из конца в конец как можно быстрее, благополучно преодолев все препятствия. Плавать по реке надо и по течению, и против течения, не поворачивая лист и выбирая каждый раз несколько иной путь между препятствиями.

Игра «Молния»

Молния ударяет в землю. Надо с молниеносной быстротой пробежать карандашом по всем ее изломам до точки ухода в землю, не выйдя за края молнии.

Игра «Два ковра»

На рисунке изображен ковер. Он может принадлежать двум уже знакомым ребенку волшебникам. Ковер доброго волшебника способен развеселить, вылечить, успокоить, сделать добрее каждого, кто ступит на него. А вот второй ковер… Кто на него заберется, тотчас мрачнеет, начинает капризничать, скучать, плакать, чихать и кашлять.

Пускай ребенок раскрасит эти два ковра. (Можно для облегчения дела и складывать их, как из лоскутков, из цветных квадратов, которые мы применяли в играх, при условии, что набор их достаточно велик и качество цвета удовлетворительно.)

Игра «Цветовая угадай-ка»

Чтобы в нее играть, надо прежде всего познакомить ребенка с самой возможностью, смешивая два цвета, получать третий, отличный от них обоих. Потом отберите четыре-пять красок из гуашевого набора и, смешав две из них, предложите ребенку угадать, соединением каких цветов получен этот оттенок. Пусть он докажет верность ответа (или убедится в своей ошибке) тем, что сам попробует составить такой же цвет. Пусть он, в свою очередь, предложит вам цветовую загадку и т.д. Через некоторое время переходите к смешению трех цветов, расширив исходный набор.

  А потом напомните ему, сколько разных, совсем не схожих оттенков цвета в окружающем мире мы называем одним и тем же словом: зеленый, красный… И предложите такое соревнование: «Кто из вас, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков зеленого?» Только не берите баночки с зеленой краской, это неинтересно. Возьмите белую, черную, кобальт синий и кадмий желтый и постарайтесь извлечь из них всевозможные сочетания. Вы убедитесь, что число ясно различимых зеленых оттенков будет измеряться десятками.

Так же осваивайте красную гамму (тут, правда, без красной краски не обойтись), коричневую и т.д.

        

Источник

Конечно, каждый родитель мечтает пробудить в крохе гения. Но путь к великим победам долгий и трудный. Требуется не только постоянные толчки, но и поддержка.

Как воспитать из ребёнка художника

Стоя в холле школы, услышала вопрос от родительницы к педагогу рисования: “Подскажите, как развить в ребёнке тягу к рисованию и слепить из него художника”. Учитель улыбнулся и сказал очень просто: “Лепить не нужно, но можно развивать художественные способности”.

Если малыш самостоятельно берёт в руки цветные карандаши или ручки каждый день, то это отличный знак того, что у него есть тяга к рисованию. На этот момент следует обратить внимание и при возможность отдать кроху на уроки рисования.

рисунок моей дочки в 4 года

Детские рисунки — это непросто картинки!

От психологов можно часто услышать, что дошкольники через рисунок передают свои эмоции миру взрослых. Поэтому не следует мгновенно отдавать ребёнка на курсы юного художника, если приступы рисования у него случаются в заметными перерывами. Скорее всего это просто эмоциональная разгрузка. Но к таким рисункам следует относиться внимательно, изучая смысл и содержание. Обязательно спросите у ребёнка, что он изобразил.

У меня тоже был такой опыт, когда рисунок был способом рассказать о страхе. Вот эта пугающая картинка:

рисунок Мирославы (моя дочка) в 5 лет

Как вы думаете, о чём хотела рассказать моя дочка? Эту картинку она нарисовала в период болезни. У нас была кишечная инфекция, её всё беспокоила тошнота и рвота. Каждый такой приступ сопровождался слезами и дрожанием, она очень боялась. Болезнь сопровождалась высокой температурой, дочка говорила, что ей снятся плохие сны. Она изобразила свой страх! И как тут игнорировать детские рисунки?

Как развивать интерес к рисованию у детей?

А теперь вернёмся к теме, как же развить в ребёнке художественные способности? Если вы увидели, что ребёнок интересуется рисованием, то не упускайте момент.

Нужно поощрять тягу к этому увлечению и покупать различные художественные материалы. Пусть чадо рисует мелками, карандашами и красками. Ходите в магазин вместе с ребёнком, пусть он собственными глазами видит, как разнообразны привычные материалы для творчества.

рисунок моей дочке по сказке “3 медведя”, 5, 5 лет

Показывайте нестандартные способы рисования. Пусть ребёнок видит, что это творчество может быть более масштабным, чем простой рисунок на бумаге.

раскрашивание гипсовой фигуры

Ещё по мере возможности всегда берите с собой небольшой альбом и карандаши. Пусть ребёнок рисует, а не скучает, глядя по сторонам, или вообще “залипает” в гаджете.

Ещё полезно ходить с ребёнком на художественные выставки, пусть его фантазия развивается. Малыш должен видеть разнообразные техники создания рисунка. В этом помогут специальные пособия. Покупайте такие книги, они очень полезны на ранних стадиях освоения живописи.

Творческую фантазию ещё развивают книги, в которых используются яркие и необычные иллюстрации. Это могут быть современные произведения или какие-то журналы. Ребёнок должен смотреть, пытаться изобразить, перерисовать.

книга “Светлячки” от издательства МИФ

Отдавайте детей на кружки живописи. Там не только научат рисовать, но и есть возможность попасть малышу в нужную творческую среду. Участие в конкурсах очень помогает для совершенствования своих навыков.

Моя дочка пошла в школу рисования с 5 лет. Даже участвовали уже в конкурсе зимних рисунков, она заняла второе место по краю. Знаете, чувство соперничества прекрасно стимулирует, а когда видишь свои работы на мини-выставке, то даже ребёнок испытывает особое чувство восторга. Всегда можно периодически устраивать домашние выставки рисунков своего чада. Пусть родственники и друзья ребёнка знакомятся с творчеством вашего юного художника!

художественная мини-выставка с участием работы Мирославы

“Весёлые домики”, которые заняли 2 место

Все награды ребёнка ставьте на видное место. Он должен чувствовать вашу поддержку и гордость за любые успехи в области живописи. И при возможности рисуйте вместе с ребёнком. Общее дело — это так сплачивает!

Простое хобби может перерасти в настоящую профессию или побочный заработок. Или как минимум ребёнок будет рисовать для души, а это прекрасная разгрузка для нервной системы. Арт-терапия!

Источник

Рисование – один из методов развития детей. Каждый родитель хоть раз получал в подарок рисунок малыша, и для многих это является предметом гордости. Интересно, что в данном случае важен сам процесс, а не результат. Именно процесс развивает память и внимательность, мелкую моторику и речевой аппарат.

Кроме того, рисование положительно воздействие на психику малыша, делает детей устойчивыми к стрессам и помогает лучше учиться. Поэтому оно обязательно входит в программу детских садов и начальной школы. Кроме того, занятия удобно, легко и интересно проводить дома. Давайте узнаем подробнее, чем полезно рисование для детей.

Что развивает рисование

  • Рисование развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Занятия формируют координацию между руками и глазами. Также мелкую моторику прекрасно тренирует и развивает лепка;
  • Формируется красивый почерк, развивается ловкость и скорость реакции. Рисуя конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти. Рисуя с натуры, он учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства;
  • Регулярные занятия рисованием учат ребенка структурировать и рассчитывать время. Они вырабатывают усидчивость и формируют дисциплинированность;
  • В творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Это развивает наблюдательность и внимательность, фантазию и воображение, креативность, нестандартное, пространственное и ассоциативное мышление;
  • Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику;
  • Приобщает к изобразительному искусству и мировой культуре, воспитывает вкус и любовь к эстетике. Ребенок начинает различать мелкие детали и элементы, сравнивать и обобщать, выявлять частное и общее;
  • Дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату. При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта и предыдущего опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует даже больше чем, если бы первый рисунок получился сразу.

Психологическая польза рисования

Польза рисования для детей выявляется и в психологической, эмоциональной сфере. Творчество помогает побороться со стрессом и переживаниями, помогает отпустить негатив и отвлечься. Занятия успокаивают ребенка и нормализуют психологическое состояние и дает эмоциональную устойчивость, что особенно полезно для нервных и капризных малышей.

Рисование поднимает настроение и нравится детям. Оно может увлечь малыша надолго, тем самым давая взрослым свободное время. А совместное рисование поможет наладить контакт с ребенком и узнать друг друга ближе. Это создаст комфортную атмосферу и доверительные отношения. Кроме того, вы весело и интересно проведете время.

Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желания и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека, несуществующее животное и так далее.

По рисунку и взрослого, и ребенка можно многое рассказать о человеке. Чем он любит заниматься, в какой семье он живет и воспитывается или воспитывался, какие проблемы его волнуют. Определить его пол и примерный возраст, характер и темперамент, семейный статус и положение в обществе.

Рисование помогает осознать ребенку себя, как личность, как человека, который творит и создает. Это повышает самооценку. Интересно, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, здесь развиты эмоции и воображение. Поэтому они уделяют внимание мелочам и деталям, тщательно прорисовывают персонажей, декор, лица людей и так далее.

Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках вы найдете больше технических деталей и архитектуры, но меньше декора или лиц.

Больше статей на vskormi.ru

Источник

Фото 1

Рисование для ребёнка — не только полезный и увлекательный навык, это способ проявить своё личностное “Я”.

Хотя некоторые родители и не видят смысла в детских каракулях, первые рисунки указывают на работоспособность мозга, учат кроху думать и анализировать. Польза рисования для детей — научно доказанный факт, многократно подтверждённый родительским опытом.

Роль рисования в развитии малыша

Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.

Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:

Фото 2

  • дарят радость. Рисование становится для малыша увлечением, приносящим огромное удовольствие, поскольку даёт свободу самовыражения;
  • развивают усидчивость и аккуратность. Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие. Выполняя его, малыш проходит важный процесс — развитие мелкой моторики: чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь;
  • тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
  • помогают справиться с эмоциями, делая кроху счастливее и свободнее, поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи;
  • развивают творческий потенциал. Создание рисунка или картины требует от ребенка индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, умение признавать свои ошибки и в результате создавать нечто уникальное;
  • успокаивают психику: особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам и неврозам;
  • помогают раскрыть индивидуальность. Рисуя, ребёнок ощущает себя творцом, личностью, что делает его увереннее и благотворно сказывается на самооценке.

По детскому рисунку можно понять, кто его автор — мальчик или девочка. Это научный факт. У девочек лучше развито словесно-логическое мышление, эмоции, внимание к мелочам. Они сориентированы на конкретный образ, им нравится рисовать принцесс, зверей. Мальчиков отличает пространственное воображение, поэтому они обычно изображают динамичные картинки — сражения с техникой и оружием.

Трактовать рисунок может лишь детский психолог и только с учётом комментария самого малыша. Если ребёнок предпочитает изображать объекты в  чёрном цвете, это не значит, что у него депрессия, а, всего лишь, ассоциация с папиной машиной.   

С какого возраста начинать?

Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.

Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.

Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:

  • хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
  • циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
  • продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.

Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.

Учить или позволить ребенку действовать самостоятельно?

Единого мнения нет. Часть родителей и педагогов считают, что если у ребёнка замечен талант к рисованию, его нужно развивать, записав малыша в изостудию. Однако традиционное обучение может притормозить формирование индивидуального стиля.

Фото 3Противники художественных школ убеждены, что творчество — это не следование канонам и установкам, а процесс самовыражения. Ребёнок должен рисовать так, как он видит, а любые шаблоны сведут на нет творческое самовыражение.

Если принято решение обучаться в кружке, следует предварительно познакомиться с педагогом студии, узнать отзывы о его работе.

Важно помнить, что рисованию учит не методика, а человек. Именно педагог-художник способен раскрыть талант и помочь ребёнку проявить свою индивидуальность.

Психологи отмечают, что причиной застенчивости взрослых людей часто становится ситуация из детства: родители, желая видеть в рисунках ребёнка больше реализма, критикуют малыша. Результат — неуверенность и страх выразить себя.

Как поддерживать у ребенка интерес к творчеству?

Даже если малыш не станет гениальным художником, навык стоит развивать. Важно понимать, что до трёхлетнего возраста рисование для крохи — сиюминутное выражение себя. Родители должны поддержать малыша эмоционально – «Молодец! Мне нравится!».

С 4 до 5 лет рисунки станут схематичными, но пока мало похожими на реальность. На этом этапе детки крайне болезненно относятся к критике, особенно исправлениям. Часто это становится причиной забрасывания ребёнком рисования, например, после неудачного занятия в детском саду.

В 5-6 лет появляется интерес к самому творческому процессу и только к 7 годам для малыша становится важен результат. Заниматься рисованием рекомендуется в группе, поскольку именно там есть возможность поделиться своими навыками и позаимствовать чужой опыт.

Это побудит малыша к изучению творчества известных художников. Желательно посещать выставки не только именитых мастеров, но и начинающих художников, вместе с ребёнком обсуждая увиденное.

Видео по теме

О пользе рисования для детей в видео:

Жизненный успех закладывается с детства. Важно прививать маленькому человеку полезные навыки – рисование один из них. Пусть ребёнок хоть чуть-чуть, но будет заниматься живописью.

Это пригодится в будущем. Неважно, что рисование не станет профессией, но оно обязательно научит справляться со стрессами, разовьёт эстетический вкус. То, чему ребёнка научили родители, он, став взрослым, сделает для своих детей.

Источник