Ребенок как объект педагогики факторы развития

Ребенок как объект педагогики факторы развития thumbnail

Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности.

Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Особенности развития личности:

• необратимость –

• прогресс и регресс –

• неравномерность –

• зигзагообразность –

• переход стадий развития в уровни –

Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика разрабатывает теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека.

Л.И. Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах:

-физическое развитие (ске-летно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),

-социальное развитие (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).

Два основных подхода развития личности:

биологизаторский и социологизаторский.

Сторонники биологизаторского подхода объясняют развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа.

Согласно З. Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо – полового влечения.

Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде. Вывод делается тот же: детей из разных социальных слоев надо учить по-разному.

К внутренним факторам развития личности относят активность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Законы развития личности.

Первый закон развития личности состоит в следующем: жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. Иными словами, жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.

Забота о полноценном развитии всех основных функций личности – главное дело каждого педагога, учителя и воспитателя. Такой вывод неизбежно следует из понимания первого закона развития личности.

Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. Его можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.

Третий закон развития личности прямо вытекает из второго: всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка.

Все три закона в жизни человека всегда действуют вместе и одновременно, ибо они представляют собой способ функционирования и развития личности.

Современная трактовка и изложение проблем теории развития личности были бы невозможны без величайшего открытия XX в. – создания И.П. Павловым учения об условных рефлексах – теории высшей нервной деятельности животных и человека. В 1931 г. Павлов писал: «…Накопляется огромный материал, который, помимо чисто физиологического анализа, сейчас захватывает глубоко вопросы невропатологии и даже психиатрии, а также идет на ближайшее соприкосновение с психологией, гигиеной ума и педагогией».

С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко продолжили дело своих великих учителей и выдвинули в качестве главной задачу педагогически целесообразной организации жизни детей. Они заложили основы современной методики воспитания и обучения. И именно проникновение в сущность законов воспитания и развития личности дало им возможность сделать это.

Теория развития личности складывается из двух частей:

-общей теории, которая рассматривает основные функции личности, их формы и законы развития личности,

и учения о возрастном развитии детей, весомый вклад в которое внес П.П. Блонский.

Формирование личности – это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.

Формируется и младенец, и пожилой человек. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Результат воспитания – развитие личности.

Традиционная субъект-объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.

Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.

Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.

Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязанно и весьма противоречиво.

Воспитатель (профессиональный педагог, родитель), без сомнения, функционирует как субъект воспитания, и в этом случае его педагогическое обращение к ребенку (объекту) строится как педагогическое воздействие.

Если признавать ребенка субъектом процесса воспитания (с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами), то отношения с ним воспитатель должен строить как педагогическое взаимодействие:

– Наставничество. Главным «нервом» такого взаимодействия является обращение к интересам детей. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.

Читайте также:  Занятия для речевого развития ребенка

– Партнерство. Воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В этой форме взаимодействия очень важно обеспечить (специальными педагогическими средствами) относительное равенство взрослого и воспитанников в совместной деятельности, особенно в игровой.

– Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов процесса воспитания. Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении. Педагоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

– Сотворчество. Такое педагогическое взаимодействие принято считать высшей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».

Взаимодействие субъекта и объекта составляет сущность воспитательного процесса. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

– открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

– принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

– проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

– открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста воспитанников.

В дошкольном возрасте субъектные проявления выражаются в оформляющемся отношении ребенка к миру и в деятельности, инициируемой таким отношением. Позицию субъекта деятельности авторы видят в самостоятельности и творчестве воспитанников, в поиске способов действий и реализации замыслов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.

Но ребенок является и объектом воспитания. Как объект воспитательного процесса ребенок подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периода – ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст – на 7 этапов, дошкольный возраст – на 4. Такое «дробление», прежде всего, связано с особенностями психофизиологического роста и развития детей.

Темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные этому развитию условия, действительно, нужно выделить определенные этапы и их границы. Такая детализация рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования.

Хотя каждый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что не составляет труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года и т.д. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновению возрастной периодизации.

Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри которых и осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап.

В науке разработано несколько разных подходов к возрастной периодизации. В каждом из нихсделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы.

Например, П. П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции – появление и смена зубов – не только характеризуют физический рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации.

Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К. Штратц), темп психического развития (А. Гезелл) и др.

Наиболее основательным и отсюда правомерным можно считать подход, предложенный Л.С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами»

Л.С. Выготский разработал теорию стабильного возраста и кризисов в развитии, на основании которых и выстраивается возрастная периодизация: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Д.Б.Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория не противоречит теории Выготского, более того, она опирается на нее и дополняет. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуру образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа.

А внутри каждого типа учреждений – еще более детальное разделение на группы: от рождения до 3 мес.; 3-5 мес.; 5-9 мес.; 9 мес. – 1 год; 1 год – 1,5 года; 1 год 6 мес. – 2 года; 2-3 года; 3-4 года; 4 года – 5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

Источник

Введение

Читайте также:  Детский центр развития ребенка в калининграде

Воспитательная деятельность педагога всегда направлена на организацию усвоения учащимися социального опыта. На практике это та или иная степень воздействия на ребенка. Поэтому воспитательное воздействие педагога иногда считают чуть ли не главным источником функционирования процесса. Такой взгляд на воспитание даже породил ошибочную концепцию, что учителю достаточно лишь предъявить определенные требования, и желаемый результат будет достигнут. На что С.Л. Рубинштейн говорил: «Когда исходят из наивного механического представления, будто педагогические воздействия непосредственно проецируются в ребенка, отпадает необходимость работать над развитием, над формированием, строить педагогическую работу так, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение личности к воздействиям, которым она подвергается».hello_html_m1eb35378.png

Внешние условия и педагогические воздействия служат лишь источником и предпосылкой воспитания. Дело в том, что личность ребенка не является пассивным объектом педагогического влияния, а выступает в качестве активного субъекта процесса воспитания.[1]

Основные понятия темы: личность, субъект, объект, личностно-ориентированный подход, возрастная периодизация, субъкт-субъектные отношения, факторы развития.

Теоретическая часть

Естественно, что в процессе воспитания1 центральной фигурой является тот, кого воспитывают, воспитанник. Общественным существом, способным вступать в отношения с другими людьми, он становится в процессе развития2.

hello_html_m1700a646.png

Становление человека в качестве общественного существа, личности3, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе4, причем в условиях общественного существования. Вне общества ребенок не может стать личностью. Это подтверждают примеры развития детей, попавшим по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми. Также примеры воспитания слепоглухонемых детей, которые лишены возможности естественного восприятия в отношениях с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств.

Прочитаем короткую быль, которая называется «Два маленьких мальчика»: «Прошлым летом учительница сидела на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Она ела бутерброд и наблюдала за тем, что происходит на пляже. Два маленьких мальчика, около 6 лет, играли вместе. Они бегали вокруг, смеялись и, немного устав от этого, уселись рядышком, неподалеку от нее, и начали разговаривать. Возможно, они только что познакомились (дети легко знакомятся на каникулах). Наконец один сказал другому:

— Кем ты хочешь стать, когда ты вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

— Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный. Ветер унес их разговор. А учительница задумалась о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. Возможно, от другого учителя! Или от родителей. Ему шесть лет, и если он не изменит свое мнение, или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив его веру в собственные возможности, сковывая его потенциал.».[2]

Что же является существенным при обретении личностью себя на каждом возрастном этапе? Каждый возраст характеризуется ведущей деятельностью и возникающими личностными новообразованиями. Возраст выступает как бы мерой, «границей» накопления за этот период личностных новообразований для саморегуляции отношений со средой, внешним миром.

Педагогика как наука о развитии биологических, психических и социальных черт, сторон человеческой личности должна рассматривать проблему соотношения субъекта и объекта в воспитании с учетом всех этих сторон. С этой точки зрения сама способность человеческого организма к саморазвитию5 в соответствующих условиях (П.Ф.Каптерев) как генетически заданное свойство характеризует внутреннюю активность индивида, присущую ему с момента рождения, – именно активность человеческого организма, а не вообще живого существа. В соответствии с этим современная российская и мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание -как объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что человек становится субъектом6 в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним по мере развития общественной практики. Это представление о субъекте основано на содержании философского понятия субъекта как активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека. Для педагогики, оперирующей понятием не вообще субъекта, а субъекта воспитания7, такое представление о нем оказывается слишком узким, не отражающим всю глубину отношений воспитанника с воспитателями, особенно в условиях гуманистического воспитания.

Мы наслышаны об авторитарной педагогике и педагогике сотрудничества, педагогике коллективного воспитания. Известно о стиле отношений; авторитарном, демократическом, либеральном. Так вот, сама организация педагогического процесса8 обусловлена характером, стилем отношений между воспитателем и воспитуемым. Следует всегда помнить, что ученик или коллектив, с которым вы работаете – это не только объект воспитания9, но и субъект. Главным признаком успешного взаимоотношения являться совместная деятельность воспитателя и воспитуемого. Примером тому могут быть методика коммунарского воспитания и педагогика сотрудничества.

Субъектами и объектами педагогического процесса являются педагог и ребенок, образуя динамичную систему “педагог-ребенок” при ведущей роли педагога. Это первый компонент педагогического процесса.

hello_html_7a60bd02.jpg

Как субъект педагогического процесса педагог получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию

Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачами, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Читайте также:  Ребенок с ранним сексуальным развитием

Известно, что к принятию Конвенции о правах ребёнка цивилизованный мир шёл долго: в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка; ещё ранее, в 1948 г. – Всемирную декларацию прав человека; в 1924 г. Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка. Идея прав человека родилась в ХVIII веке. Потребовалось два столетия, чтобы человек решился наделить правами ребёнка. Первым был Жан Жак Руссо со своим знаменитым изречением: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Так было провозглашено первое право ребёнка: быть ребёнком, проявлять свою детскую природу, жить, думать, видеть мир, поступать как ребёнок. «Дети – именно дети, а не взрослые в уменьшенном масштабе», – писал 150 лет спустя немецкий педагог Вильгельм Август Лай.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений между людьми.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям, подвести личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Важно осознавать, что ребенок является не просто объектом процесса воспитания, но также и активным его субъектом, и так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития.

Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу:

“Уважаемый учитель!

Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:

– как ученые инженеры строят газовые камеры;

– как квалифицированные врачи отравляют детей;

– как обученные медсёстры убивают младенцев;

– как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин…

Поэтому я не доверяю образованности.

Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов.

Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ!”

Тезаурус

1 Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

2 Развитие – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

3 Личностьчеловек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

4 Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований

5 Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств.

6 Субъект – это индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности;

7 Субъект воспитательного процесса – это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

8 Педагогический процесс(П.Ф. Каптерев) – это специально организованное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заранее намеченных результатов (решение развивающих и образовательных задач). Сущность целостного педагогического процесса – обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

9 Объект воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности

Понимание ребенка — умение видеть ребенка «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков, ориентация педагога на постижение смысла детского поступка или поведения.

Принятие ребенка — безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, каких показателей в своем развитии и деятельности он достиг.

Признание ребенка — восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.

Ведущие условия формирования субъективности воспитанника

•      его понимание, признание и принятие;

•      развитие и поддержание у него самоценных форм активности

Литература по теме:

3

Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004

4

Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002

5

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999

6

В. Г. Крысько. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы

Источник