Ребенок и социум развитие навыков общения фгос

Чупрова Анна Андреевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18» г. Воркута

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Единственная настоящая роскошь –это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка-дошкольника связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.

Актуальность развития коммуникативных навыков возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание развитию коммуникативных навыков у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.

Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития и необходимым условием успешной учебной деятельности.

Данный факт находит свое отражение в ФГОС дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении. И одним из таких направлений является 5 слайд «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено:

-на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Социально-коммуникативное развитие современного дошкольника – это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» – умения “читать” эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми, а пребывание детей в дошкольном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Коммуникативные навыки включают в себя следующие компоненты:

– коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

– способность к эмпатии(умение сопереживать, чувствовать другого);

– способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

– культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, использование невербальных средств общения).

Чтобы направить развитие коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений необходимо регулярно и последовательно обучать детей навыкам оптимального общения. Формирование таких навыков – это обучение умелой, а точнее искусной речи, проще говоря – это эффективное общение как практического характера «Я прошу о чем-то, и получаю то, что хочу», так и духовного плана «Я хочу разделить горе человека, утешить его, и мне это удается». Следует отметить, что эффективное общение предполагает конкретную речевую ситуацию, например: «Надо убедить взрослого купить игрушку».

Основной подход, рекомендованный в обучении такому общению, личностно-ориентированный, стремительно завоевывающий дошкольное образовательное пространство и учитывающий специфические особенности как группы в целом, так и особенности каждого ребенка. Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование традиционных форм и методов работы с детьми, так и нетрадиционных форм речевого взаимодействия.

Ведущей формой работы по развитию речи и коммуникативных умений является образовательная ситуация – специально проектируемая воспитателем форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательной задачи.

Великолепным стимулом речевой активности детей старшего дошкольного являются:

– организация коллективного решения проблемных ситуаций, когда детям надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать;

– творческие игры и задания, такие как «Данетка» – в которой дети угадывают предмет, «Объяснялки» – детям предлагается составить цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке, «Хорошо-плохо» (что весной хорошо, а что плохо);

– творческие задания «Салат сказок»- В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино…; В сказке перепутались страницы из разных сказок, а некоторые страницы потерялись;

– мозговой штурм: «Вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений; темы для мозгового штурма могут быть различны: «Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?», «Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита?», «Чем полезен, а чем вреден комар?», «Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?».

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с сюжетно-ролевой игрой, музыкально-ритмическими движениями, продуктивной деятельностью, подвижными играми и спортивными соревнованиями, дежурствами и коллективным трудом.

Формирование коммуникативных умений целесообразно в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения, поэтому так важно в дошкольном учреждении создать сплоченную команду из воспитателей и узких специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда, психолога.

Особую значимость в формировании названных умений у дошкольников приобретает развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая формирование коммуникативных умений у детей в различных видах детской деятельности.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без взаимодействия и сотрудничества с родителями. При этом формы взаимодействия с родителями самые разнообразные: традиционные – родительские собрания-практикумы, беседы и консультации, оформление буклетов и папок-передвижек, так и нетрадиционные – тренинговые занятия «Словесные и дидактические упражнения», мастер-классы по теме «Я дарю тебе словечко», семейные гостиные и игротеки «Играем в сказку», «Поговори со мною мама», заседания клуба «Молодых родителей» по вопросам речевого развития дошкольников, совместные праздники и развлечения «В гостях у Буквоежки», «Путешествие в страну сказок», памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».

Безусловно, социально-коммуникативное развитие детей – очень сложный и длительный труд. Задачи формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста должны быть в центре внимания педагогов и родителей, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. И еще, общаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. В руководстве детской деятельности приемлем лишь демократический путь общения. Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения, а основа обучения – разнообразная детская деятельность.

Источник

Консультация

Для педагогов

«Социально-коммуникативное развитие

детей дошкольного возраста

в условиях ФГОС»

Выполнила: педагог-психолог

Фелькер Т.Ю.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Актуальность социально-коммуникативного развития  дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

–  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

–   развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

–  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

–  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

–  формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

–  формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

–  использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

–  реализация общеобразовательной программы;

–  обогащение предметно-пространственной среды.

           Введение ФГОС дошкольного образования  определяет  характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая  уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация  детей на общечеловеческие ценности.

        Развитие  собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Выделяются  основные принципы дошкольного образования,

направленные  на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

– содействие и сотрудничество  детей и взрослых, признание  ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей;

        ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации  образовательной  области «Социально-коммуникативное развитие»:

Содержание  направлено:

– на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

– формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

Выделяется ряд требований к  условиям  реализации образовательной  области

«Социально-коммуникативное развитие»:

          1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

– Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

– Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

– Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

– Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

– Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые  инновационные  формы   работы

с детьми  по  «Социально-коммуникативному  развитию»

по ФГОС:

Младший дошкольный возраст

–  Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

– Организация сюжетных игр;

– Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

– Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

– Игры с моделированием;

– Литература и игра (чтение);

Средний  дошкольный возраст

– Организация сюжетно-ролевых игр;

– Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

– Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

– Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

Старший дошкольный возраст

– Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

– Использование метода проектов.

– Использование метода коллекционирования.

– Использование театрализованной деятельности.

– Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

– Самостоятельная деятельность детей.

 3. Инновационные  формы  работы  с  родителями:

– Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

– Вечера вопросов и ответов;

– Родительские гостиные;

– Тренинги по запросам родителей;

– Клубы по интересам;

– Родительские конференции;

– Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

– Творческие выставки и фотовыставки;

– Тематические вечера и викторины;

– Совместные досуги;

– Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

– Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

– Совместное создание мини-музеев.

4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

– Создание   атмосферы  доброжелательности, взаимопонимания и любви;

– Обучение   умению  слушать и слышать другого;

– Развитие  умения  использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

– Развитие  у детей навыков общения в различных  жизненных ситуациях;

– Обучение  умению  использовать  формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

– Воспитание  доброжелательного  отношения  к сверстникам;

– Формирование  чувства симпатии между участниками общения;

– Объяснение  детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

– Обучение  умению детей владеть собой;

– Развитие  умения  анализировать ситуацию;

– Целенаправленное  формирование  у детей коммуникативных  навыков.

         ФГОС  направлены  на повышение качества и статуса  дошкольного  образования  что  соответственно,  предусматривает профессиональное  развитие  педагогических работников,  повышение их профессиональных и личностных компетенций.  Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог  должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

Источник

Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

– формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

– использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

– реализация общеобразовательной программы;

– обогащение предметно-пространственной среды.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Выделяются основные принципы дошкольного образования,

направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей;

ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

Содержание направлено:

– на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

– Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

– Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

– Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

– Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

– Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы

с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»

по ФГОС:

Младший дошкольный возраст

– Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

– Организация сюжетных игр;

– Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

– Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

– Игры с моделированием;

– Литература и игра (чтение) ;

Средний дошкольный возраст

– Организация сюжетно-ролевых игр;

– Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

– Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

– Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

Старший дошкольный возраст

– Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

– Использование метода проектов.

– Использование метода коллекционирования.

– Использование театрализованной деятельности.

– Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

– Самостоятельная деятельность детей.

3. Инновационные формы работы с родителями:

– Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

– Вечера вопросов и ответов;

– Родительские гостиные;

– Тренинги по запросам родителей;

– Клубы по интересам;

– Родительские конференции;

– Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

– Творческие выставки и фотовыставки;

– Тематические вечера и викторины;

– Совместные досуги;

– Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

– Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

– Совместное создание мини-музеев.

4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

– Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

– Обучение умению слушать и слышать другого;

– Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

– Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

– Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

– Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

– Формирование чувства симпатии между участниками общения;

– Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

– Обучение умению детей владеть собой;

– Развитие умения анализировать ситуацию;

– Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

Источник