Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития айрес
Автор Э. Джин Айрес
Издание осуществлено в рамках совместных проектов РБОО «Центр лечебной педагогики» с
филиалом благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания)в Российской Федерациии
представительствомДетского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации
Э. Джин Айрес
при участии ДжеффаРоббинса
РЕБЁНОК И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
ПОНИМАНИЕ СКРЫТЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ
с практическими рекомендациями для родителей и специалистов
Теревинф 2009
Айрес, Э. Дж.
Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с
англ. Юлии Даре]. – М. :Теревинф, 2009. – 272 с. ISBN 978-5-901599-90-7
Классический труд Э. Джин Айрес – одного из самых известных и уважаемых в западном
научном мире специалистов по детскому развитию – впервые публикуется на русском языке.
Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к
функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с
поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и
многое другое – в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные
проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий. Методам преодоления такого
рода проблем посвящена значительная часть книги.
Книга предназначена как самым разным специалистам (неврологам, психологам, педагогам, специалистам по физической и социальной реабилитации, эрготерапевтам), так и родителям, которые
смогут по-новому взглянуть на проблемы и трудности своих детей и выработать стратегию их
поддержки, используя рекомендации автора.
Copyright © 2005 by Western Psychological Services. Translated and reprinted by permission of the publisher, Western Psychological Services. Not to be reproduced in any form without written permission of Western Psychological Services. 12031 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California 90025, U.S.A.
All rights reserved.
© Western Psychological Services, 2005. Книгапереведенаиизданасразрешения Western Psychological Services.
Воспроизведение в любой форме без письменного согласия
WesternPsychologicalServices запрещено. 12031 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California 90025, U.S.A.
Всеправазащищены.
Copyright © 2005 photos by Shay McAtee
ISBN 978-087424-437-3 (англ.)ISBN 978-5-901599-90-7 (рус.)
© Перевод на русский язык, оформление. -Теревинф», 2009
Предисловие научного редактора
Готовить к изданию книгу Э. Джин Айрес – огромная честь и удовольствие. Во-первых, потому, что впервые на русском языке выходит книга, пожалуй, самого известного в мире детского
эрготерапевта. А во-вторых, потому, что, как я искренне надеюсь, знакомство с подходом автора к
анализу проблем и терапии поможет специалистам и родителям по-новому взглянуть на трудности
детей с нарушениями сенсорной интеграции и помочь таким детям.
Э. Дж. Айрес начала работу над принципами терапии, основанной на сенсорной интеграции
(сенсорно-интегративной терапии), в 50-х годах прошлого века. Это быловремя всплеска научной
мысли, когда самые разные специалисты активно искали пути помощи детям и взрослым с
нарушениями развития, а также с неврологическими проблемами. Именно оттуда берут свое начало
Бобат-терапия и другие нейроразвивающие методики, Войта-терапия и кондуктивная педагогика А.
Петё. Специалисты по физической реабилитации (физические терапевты), эрготерапевты, педагоги и
психологи пытались выявить связи между представлениями о работе центральной нервной системы
(ЦНС), патологией, симптомами нарушений.которые они наблюдали, и полученными ими
эмпирическими данными об эффективных и неэффективных приемах помощи пациентам. Это было
удивительное время: уже тогда специалисты высказывали идеи о работе мозга, которые много позже
нашли экспериментальное подтверждение и были сформулированы как новые теории организации
нервной системы. Множество разработанных ими подходов к помощи остаются актуальными и сейчас.
Прежде всего, это Бобат-терапия и сенсорная интеграция Э. Дж …
Источник
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+2
Качество иллюстраций:
2
Если рассчитываете прочитать в этой книге конкретные задания и упражнения , как решить ту или иную проблему , спешу Вас разочаровать…Никакой конкретики , только общие понятия…
(рецензий 16 / оценок +66)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+3
Эта книга стала для меня основой трёх китов развития речи: вестибулярный аппарат, проприоцептивная система и тактильные ощущения.
Про эту книгу я узнала, когда малышу уже было около полутора лет и он всё ещё не говорил па-па. Узнав, что бесполезно в ребёнка впихивать скороговорки и прочие научные знания, пока его нервная система разбалансирована, я начала больше дурачиться с малышом, нежели строить кубики и изучать цвета.
Я начала качать его на качелях. Плотнее и крепче обнимать. Чаще гладить и щипать. Тут же заметила, что мой малыш стал становиться другим. Более благодарным и открытым к миру. А через пару недель в квартире громко зазвучали слоги па-па-па.
Ещё больше мои мысли и отзыв про сенсорную интеграцию я рассказываю в своём проекте #скажимамапапа. Ибо теперь эта книга моя настольная книга в декрете, говорящего малыша жестами и слогами превратить в оратора словами и предложениями.
(рецензий 7 / оценок +13)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+2
Качество иллюстраций:
10
Возрастная аудитория:
От 18 лет
Соглашусь с предыдущим отзывом,что книга не совсем отвечает заявленным целям.
Что могут сделать родители, как могут помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции…. Начинается с 11 главы.
(рецензий 20 / оценок +21)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+2
Прекрасная книга для всех родителей – любых детей. Многие детские проблемы остаются “за кадром”. Если нет диагноза (аутиз, сдвг, гиперактивность и т.п.), то считается что “это он ленится” или “не хочет постараться”. Книга будет безумно полезна абсолютно всем родителям.
(рецензий 4 / оценок +21)
Качество иллюстраций:
8
Честно говоря, куски нейропсихологии, только в упрощенном виде. Автор, действительно, не дает никаких конкретных рекомендаций по коррекции того или иного нарушения – лишь самые общие (позволяйте ребенку двигаться, раскладывайте действия на простые составляющие и тп).
По сути, проясняет некоторые вопросы дезадаптации, но, имхо, несколько сумбурно. Пространственные отношения для меня вообще угловато.
Хотя для неспециалистов, пожалуй, познавательно.
Ничего нового как специалист (дефектолог, психолог) я не заметила, хороший нейропсихолог – это эрготерапевт в американском понимании. Любят они называть хорошо известное старое новыми красивыми именами 🙂
(рецензий 8 / оценок +34)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+3
Качество иллюстраций:
10
Возрастная аудитория:
Общая аудитория
ЭТО САМАЯ НУЖНАЯ КНИГА ПОКА НА МОЕМ СТОЛЕ.
Как для детей с аутизсмом,с алаллией и других нарушений.
Мало воды,все четко и для чего.Да много секретов,но очень много стало понятно.Все знакомые логопеды и психологи взяли ее читать и отдавать не хотят.
(рецензий 12 / оценок +160)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+90
1. Первые 100 страниц – обо всем и ни о чем. Автор всё настолько “размазывает”, превознося только одно – большую роль сенсорной интергации в нашем поведении. Ей удивительным образом удалось предложения одного и того же смысла, растянуть на эти первых 100 страниц. Я с трудом выделяла, что же на практике можно применить. Получилось следующее: дети имеют нарушения сенс.интеграции, если они неуклюжи, слишком активны, не могут вырезать ровно ножницами, капризны, стеснительны, нечеткая речь, кривое письмо и и.тд. Хочется спросить, а каков он идеальный ребенок без нарушения?!
2. Когда дело дошло по практических тем, стало уже все немного проясняться. Но все же автор пишет настолько поверхностно, что хочет просто дать понять – педагоги и учителя, вот есть такая штука, есть такие симптомы, можно делать такие-то вещи, но лучше отдайте ребенка специалисту в этих делах.
3. На самом деле эти выводы я сделала, когда прочитала книгу Уллы Кислинг “Сенсорная интеграция в диалоге”. Всё сразу уложилось словно пазл в голове. Вот эта книга всей своей искренностью действительно адресована родителям, педагогам, воспитателям!
4. Ни в коем случае я не хочу плохо отозваться об авторе, просто сама книга скорее имеет не те цели, которые заявлены.
(рецензий 3135 / оценок +2330)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+2
Страницы из книги – отрывок:
(рецензий 5699 / оценок +11035)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+3
(рецензий 216 / оценок +1205)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+17
Качество иллюстраций:
9
Возрастная аудитория:
От 18 лет
Это книга написана основоположницей такого направления психотерапии, как сенсорная интерграция.
Еще таких специалистов называют эрготерапевтами.
Эти специалисты работают с физическими проявлениями болезней или психол.проблем, но эта работа потом отражается на психике – т.е. на всей ЦНС.
Если вам интересно, как “работают” качание на качелях, катание на роликовой доске или купание в пластмассовых шариках, то эта книга для вас.
Особенно она полезна родителям, т.к. книга очень тонко рассказывает о понимании сенсорных механизмов определенных поведенческих и эмоциональных проблем у детей.
(рецензий 6 / оценок +95)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+7
Эта книга адресована родителям и педагогам, работающим с детьми, имеющими проблемы в развитии, поведении и обучении. Здесь объясняются причины этих проблем. Когда я прочитала эту книгу, то начала относиться к своему ребёнку по-другому, изменила тактику общения с ним, и получила неплохие результаты.
Источник
7 сентября, 2010 в 8:32 дп
#28274
Juli
Книга «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития» Э. Джин Айрес — это классический труд одного из ведущих специалистов по детскому развитию, который до сих пор считается наиболее значимым в эрготерапии.
Вот тезисы из книги:
— «Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.»
— «Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу».
— «Не получая понятных сообщений от рук и глаз, ребенок выполняет различные действия хуже, чем можно было бы ожидать: например плохо режет бумагу ножницами.»
— «..гиперактивность и повышенная отвлекаемость нередко является первым признаком сенсорной дисфункции, который замечают родители».
— «Гиперактивный ребенок прыгает по всему классу не потому, что этого хочет, а потому, что его мозг выходит из-под контроля».
Книга написана достаточно легко и понятно, не смотря на всю сложность темы. В ней есть некоторые примеры, описывающие истории детей с различными проблемами сенсорной интеграции, описания ощущений самого ребенка и тесты по каждому нарушению. Есть примеры занятий для преодоления трудностей, но самое главное их правильно определить. Обычно специалист по сенсорной интеграции делает это по специальной методике (к примеру, измеряет длительность нистагма после вращения), но автор книги считает, что чуткая мама способна гораздо четче обрисовать круг индивидуальных проблем для каждого ребенка.
Прочитав эту книгу, я поняла, что сенсорная интеграция — это одна из множества ступенек, которая поможет многим деткам с речевыми проблемами, так как речь находится на одном из самых верхних уровней процесса и у неё должен быть надежный фундамент (по результатам тестирования 70% детей с речевыми проблемами имеют нарушения сенсорной интерграции). Все занятия взрослым кажутся лишь игрой, но эти «игры» оказываются в конечном счете гораздо полезнее и эффективнее, чем занятия по развитию самой речи. Кончено, такие занятия не заменят всего остального — должен быть комплекс в виде: неврологического лечения, занятий с логопедом-дефектологом и т.д.
Очень интересное наблюдение делает автор книги по поводу использования обеих рук, что на нашем форуме не редкость. Э.Джин Айрес утверждает, что если малыш орудует левой и правой попеременно — это можно было бы назвать амбидекстрией, но если фактически ни одна из рук «мастерством» и ловкостью не отличается — это не так. Нет специализации полушарий и такая ситуация влияет на речь, чтение и письмо. Предположительно, в данном случае у вашего ребенка есть вестибулярно-билатеральные расстройства и затруднено сообщение между полушариями мозга.
Теперь к нашему примеру.
Даже очень хорошо описанная теория… — это конечно чудесно, но каждая мама ждет от книг какой-то практической пользы в виде плана действий. Так вот, план есть [:)] Небольшой список рекомендаций к каждой проблеме. Бестолковая беготня по дому занятий заменить не может.
У сына я считаю ведущими вестибулярно-билатеральные расстройства (нарушение прохождения сигналов от вестибулярной деятельности). А так как вестибулярная система — главный помощник мозга в обработки услышанной информации, то речь развивается медленнее.
Рекомендованы занятия: подвижные игры — прыжки со скакалкой, плавание, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов, теннис и прочее.
Кроме того, у нас есть и другие нарушения, но не так ярко выраженные. К примеру, тактильные и проприоцептивные.
Кстати, многие занятия по сенсорной интеграции есть и в теоретическом курсе нашего логопеда-дефектолога, который я описывала (обязательные элементы программы для детей с речевыми патологиями — старые добрые «классики», скакалка, игра с мячом), но там есть еще связь движений и слов.
Как выбрать необходимый вид действия для занятий
В большинстве случаев у детей до определенного возраста есть естественное стремление к движению, которое может помочь в решении проблем сенсорной интерграции. Если ваш ребенок настойчиво стремится ходить по лестнице бесконечное количество раз, возможно это действительно нужно для развития его нервной системы.
Пример из нашего случая: катание на качелях, горках, каруселях до одурения — это оказывается нужно ребенку, так как у него не проходят все вестибулярные сигналы. Главное не перестараться, так как у ребенка нарушено прохождение вестибулярных сигналов и он не в состоянии определить свою норму (такое впечатление, что он вообще не укачивается).
В тоже время, есть определенные занятия, которых он явно избегает, но которые просто необходимы для его развития и нужно мягко предлагать ему такие задания (максимально облегченные), которых он избегает или они у него не получаются.
Пример из нашего случая: у сына присутствует повышенная тактильная чувствительность. Раньше он избегал многих текстур: липкого, сыпучего и пр. Проблемы с едой тоже из этой серии (в книге написано, что это может быть следствием чувствительности уголка рта). Сына не возможно было заставить играть с наклейками, пластилином, песком и прочим. Предлагая, по мере сил, подобные задания и в один момент заметила, что ребенок словно нуждается в каких-то тактильных ощущениях: он мог по часу погружать руки в мисочку с фасолью (сидеть не мог из-за гиперактивности, но бегал вокруг стола :)), рисовать на манке и другое. Через время таких занятий, мы уже добрались до пластилина, наклеек и других занятий, которых так долго избегали.
Исключение — детки с аутизмом, у которых «система хотения» блокирована и приходится любой новый вид деятельности вводить через протест. Впоследствии, этот вид деятельности уже будет приносить такому ребенку удовольствие и безусловную пользу.
Архив темы: https://forum.alalia.ru/topic.php?id=150
20 сентября, 2010 в 7:07 дп
#47825
благодоря этой теме на многое стала смотреть по-другому…еще раз :СПАСИБО !!! жду продолжения и новых идей…
20 сентября, 2010 в 7:23 дп
#47826
Девочки, а кто нибудь занимается со специалистом по сенсорной интеграции?
21 сентября, 2010 в 10:18 дп
#47827
Alla, приношу свои извинения, что так долго. Сначала наша логопед была в отпуске (я ей книгу почитать отдавала), потом мы уезжали.
Гравитационная неуверенность.
Рекомендации из книги Джин Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция, понимание скрытых проблем»:
— автор советует очень постепенно подводить ребенка к видам деятельности, вызывающим страх. К примеру, если боится качелей, нужно начинать на таких, где ноги касаются земли или качать у себя на коленях.
— иногда, детей с подобными проблемами успокаивает чувство давления на мышцы, суставы и туловище. К примеру, можно придерживать ребенка за бедра, мягко надавливая (это лучше, чем просто держать за руку), когда вы идете по лестнице.
— выбирайте комфортное направление движения. Часто мягкое возвратно-поступательное движение переносится легче, чем вращение.
— обычно для таких детей самый страшный — наклон назад. Его следует осваивать в последнюю очередь.
— если вы придумаете увлекательную игру, это может отвлечь ребенка.
— выполняя движения, не вызывающие страх, учите ребенка делать их с закрытыми глазами. Это позволяет научиться определять положение своего тела в пространстве.
— различные утяжеления (на кисти и лодыжки, небольшой рюкзак и прочее) создают ощущение безопасности при движении или лазании.
— не торопите ребенка!!!
— дайте привыкнуть к незнакомой обстановке заранее.
21 сентября, 2010 в 10:47 дп
#47828
И ещё, хотела бы добавить. Джин Айрес пишет, что нужно ликвидировать пробелы через другие ощущения.
К примеру, у нас после занятий по преодолению повышенной тактильной чувствительности, притупляются вестибулярные проблемы и гиперактивность, а после воздействия на слуховые ощущения, выравнивается тактильная система и ребенок лучше начинает есть.
Вам тоже нужно искать другие проблемы и работать с ними. Все конечно индивидуально очень.
21 сентября, 2010 в 5:48 пп
#47829
девочки,а мой не боится неосторожных движений….он может с высоты сигануть на подушку или диван…надо все время за ним следить…
22 сентября, 2010 в 6:58 дп
#47830
У нас была проблема с лазаниям по подоконникам. И тоже меня как маму Стаса поражало, что ребёнок не боится свалится. Оказывается это относится к нарушениям вестибулярной системы. Короче садовая 2-х м. лестница-стремянка прописалась у нас в зале. Так же в детской повесили гамак и досточку-качели. Теперь подоконники её меньше притягивают, ну разве что посмотреть на мусоровозку или как папа приехал.
22 сентября, 2010 в 7:01 дп
#47831
juli, а можно поподробнее, какие вы делаете упражнения по преодолению повышенной тактильной чувствительности.
22 сентября, 2010 в 7:58 дп
#47832
у нас пониженная болевая чувствительность. Лед грызет как морковку. Один плюс,зубы лечим без проблем,он видно вообще там ничего не чувствует,как под наркозом.
22 сентября, 2010 в 8:03 дп
#47833
@irin-2 #:
Теперь подоконники её меньше притягивают, ну разве что посмотреть на мусоровозку или как папа приехал.
Какая завораживающая эта машина — мусоровоз. Мой мог смотреть как она работает часами ????
22 сентября, 2010 в 11:38 дп
#47834
Ирин:
juli, а можно поподробнее, какие вы делаете упражнения по преодолению повышенной тактильной чувствительности.
Ирин, я на старом форуме писала часть наших занятий. В общем, все что придумаю, главное заинтересовать, чтобы был при этом позитив.
Если взять «прямое воздействие» осторожно и ненавязчиво: ванна с фасолью, мажемся кремом Нивея (в синих банках такой, его рекомендовали в книге «Сенсорная интеграция в диалоге»), рисуем пальчиковыми красками (особенно нравится и полезно вымазывать полностью ладошку и потом ставить в альбоме отпечатки), всячески приобщаю к пластилину/тесту/глине/липким поверхностям, наклейки, различные текстуры (щекочу перышком, массажирую шариком Су-Джок, мягкой щеткой, мех и прочее), давим упаковки (такие пакеты с надутыми шариками, в которые упаковывают бандероли), топчем картонную упаковку от яиц, пена для ванн и прочее.
И «косвенное воздействие», как выше писала, в нашем случае есть связь между слуховым анализатором и тактильной чувствительностью. Слушали сначала диски Патрушева, после них лучше стало с едой и не так стал кривиться на все вышеперечисленные занятия. Сейчас записала ему кучу сказок и рассказов по мультикам и сын их часто слушает.
В нашем случае важно ограничивать зрительный анализатор (компьютер, мультики), тогда баланс лучше намного.
С вестибулярной, у нас главный хит сейчас прыжки с верха шведской стенки в гору подушек и матрасов. ????
22 сентября, 2010 в 5:45 пп
#47835
juli, спасибо за ответ. А это вы от себя программу составляли или специалист?
Есть у нас ещё такая особенность. Несмотря на то, что не боится высоты и не укачивается на качелях, если на полу или на улице положена плитка разного цвета, то она воспринимает как разницу высот. Хватает меня за руку и ногой ощупывает поверхность на устойчивость. Это она, я так понимаю не может оценивать расстояния до предмета. Как с этим «бороться»?
22 сентября, 2010 в 6:28 пп
#47836
Ирин:
juli, спасибо за ответ. А это вы от себя программу составляли или специалист?
Ирин, я у нас не нашла в крае специалистов, к сожалению, но не оставляю надежды, хотя бы профессиональное тестирование пройти и рекомендации получить. Все из книг.
У вашей дочки, похоже на нарушение зрительной перцепции, мне кажется, плюс проблемы с восприятием схемы тела.
Обычно рекомендуются:
— Различные занятия лежа на животе, к примеру, рисовать, листать книгу, собирать головоломки, мозаику, строить что-то из кубиков и другое.
— Различные задания сделать что-то по образцу (к примеру, фигурки из счетных палочек), найти различия на рисунках, найти какой-то предмет на картинке, рисование различных форм или букв на материалах разного типа (манка, глина, песок и др.), играть в лабиринты (водить по ним карандашом).
— Игры на координацию (ловить, бросать, сбивать)
— Рисовать и писать на наклонных и вертикальных плоскостях.
— Выбирать для занятий картинки с минимальным количеством отвлекающих деталей.
28 сентября, 2010 в 8:38 пп
#47837
Есть у нас ещё такая особенность. Несмотря на то, что не боится высоты и не укачивается на качелях, если на полу или на улице положена плитка разного цвета, то она воспринимает как разницу высот. Хватает меня за руку и ногой ощупывает поверхность на устойчивость. Это она, я так понимаю не может оценивать расстояния до предмета. Как с этим «бороться»?
Ой, Ирин, у нас точно так же, но я всегда думала, что это проблемы зрения. Водила к окулисту, он подтвердил, что зрение не в порядке, выписал очки и витамины.
13 декабря, 2010 в 6:21 пп
#47838
Девочки в торренте можно скачать книгу Джин Айрес — https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3144523
Источник