Ребенок и природа эмоционально познавательное развитие

Инесса Короткова
Консультация «Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой»

Любознательность ребёнка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления.

Нам известно, что к моменту рождения ребёнка мозг сформулирован в основных чертах, для его развития необходимо особое питание – информация. Что же может служить «подпиткой» мозга? Прежде всего, информацию для ума доставляют «разведчики мозга»: глаза – зрительную, уши – слуховую, нос – обонятельную, рот – вкусовую, мышцы – кинетическую, двигательную. Особенно велика в развитии мозга, интеллекта роль руки. Через руку проходит огромный поток информации. Чем больше ребёнок умеет делать руками, тем он умнее. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, надо обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех 5 органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. И здесь очень важно, чтобы первоначальное обретение знаний об окружающей среде было не просто процессом запоминания, а следствием совместного со взрослым и самостоятельного чувственного общения ребёнка со средой. В работе с малышами важным является обогащение чувственного опыта ребёнка, а не понимание им причинно-следственных связей между формой и содержанием, не запоминанием понятий и названий. Под «обогащением» понимается специальное, педагогически организованное расширение чувственного опыта ребёнка за счёт игровых приёмов общения с многообразием чувственных форм мира.

Игра – это огромное светлое «окно», через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Это могут быть игры: слушаем звуки, стуки; игры в «цвета», «осязания», «движения», конструирования, в которых должно ярко проявиться искреннее удовольствие взрослого, играющего в эти «странные» игры наравне с детьми. В основе этой работы должен лежать педагогический принцип предъявления детям разных форм деятельности, включающих обыгрываемый сенсорный признак. Например, при наблюдении ветра,как одного из явлений стихии воздуха: «игра в мельницы», «кружение», «игра на дудках» (завывание ветра, артикуляционная гимнастика «Ветер», «Вьюга», наконец, фиксация внимания детей на повторении в словах «дует», «дуновение» звука «у», воспроизведение звука «ф-ф-ф» и показ букв «у» и «ф». В движениях, танцах, интонациях ребёнок может изобразить листопад и метель.

Если взрослый заинтересован в активной позиции детей, он постоянно развивает их самостоятельность познания. Главное в работе с малышами – превратить этот процесс из принудительной работы в свободное исследование окружающего мира. В основе такого подхода лежит ориентация на естественную любознательность и средства её удовлетворения. Мы всегда должны помнить, что у маленького ребёнка мышление начинается с удивления. Внешне познавательные интересы выражаются в форме вопросов. От нашего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы развиваться или, не поддерживаемые нами, «увядать на корню».

Первые «выходы» познавательной активности – с 3-4 лет. Поначалу умственная активность малыша эпизодична. Важно этот первоначальный эпизодический интерес превратить у него в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребёнка. Так возникает «ценная реакция» любознательности: новые знания вызывают и новые интересы, вопросы, и постепенно у ребёнка расширяются его представления о деятельности.

В свободное время, на прогулке вы можете поиграть в «Угадай-ку», т. е. задать ребенку вопросы, на которые ему надо самостоятельно ответить,типа: «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?», «Где дальше прокатится мячик: на траве или на асфальте?». Это своего рода маленькие практические проблемы, которые ребёнок может тут же проверить. Ответы на вопросы стимулируют познавательную активность.

С детьми 5 лет можно поиграть в придумывание вопросов: поставить перед ребёнком знакомый предмет и пусть он подумает, какие вопросы можно задать об этом предмете с вашей подачи. На прогулке побуждайте задавать вопросы обо всём увиденном. Подобные игры нравятся детям, вызывают у них живой интерес к окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, взрослый ведёт детей от знакомства с природой к её пониманию, вызывает желание знакомиться с растениями и животными, воспитывает основы экологической культуры, любознательности, способность любоваться красотой природы. Влияние природы на ребёнка огромно. Что же доступно пониманию малыша дошкольного возраста в области явлений и объектов нерукотворного мира; какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику в таком таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире?

Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти без помощи взрослых.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года это

В процессе приобщения к миру природы взрослому очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Детям важно ощутить на себе непосредственное воздействие объектов или явлений природы: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, т. к. это может привести к хаотичности знаний. Так, «звуки зимы» можно слушать. В подвешенных, налитых водой бутылочках (разное количество жидкости) – можно услышать мелодичный звук волшебницы-зимы, ударом по ним можно проиллюстрировать и снегопад.

Особенность детей дошкольного возраста, особенно младшего, заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдения, чтения книг, игры, простейшие опыты, беседы и т. п.). Привлечь внимание ребёнка к тем или иным средствам и способам познания окружающего мира может любой игровой персонаж: огородное пугало, лесовичок, флорик (кактус с улыбкой и грустный, который сообщает что-то интересное,например:расцвел цветок или сообщает о чем-то грустном: пожелтел листок, сломался цветок и т. д.

Эти персонажи приходят в гости, присылают дары природы (леса, огорода, поля, помогают познавать природу, сделать первые шаги не только к расширению кругозора, но и к развитию логического мышления, умению классифицировать объекты, опираясь на существенный признак. Принесённые «дары» должны не только рассматриваться, но обязательно обыгрываться, из природного материала изготавливаться поделки. Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества.

Экспериментирования также являются наиболее естественными путями познания у детей. Здесь взрослый организует экспериментирование таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к логическим выводам, научить его задавать содержательные вопросы, развивать познавательные вопросы. Организуйте опыты с водой, льдом, снегом. Предложите игры «Кто умеет плавать?», «Тонет – не тонет», «Тает – не тает» (снег, леденец, сосулька, «Кто какого цвета».

Экспериментировать с объектами живой природы сложнее. Растения и животные хрупки и чувствительны, требуют к себе тёплого и заботливого отношения. Как же сделать, чтобы малыш через свой опыт почувствовал и понял свойства и потребности живого организма? Наблюдая во время дождя, обсудите, зачем нужна вода цветам, траве, деревьям и куда уходит вода. Помогите ребёнку догадаться, что её пьют растения. Проведите опытс комнатным растением: покажите, каким грустным и печальным становится оно без воды. Подберите пиктограмму, предложите ребёнку опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо. Полейте растение и вместе понаблюдайте, как оно в течение дня будет распрямляться. Поиграйте в радостный цветок – пусть малыш покажет,как он восстанавливается: потянет руки вверх, встанет на носочки, улыбнётся. Можно организовать и такой опыт-эксперимент: показать, как корешки впитывают воду. Для этого карандаш в каком-то образе (цветка, деревца) с ваткой поставить в цветную воду. Ребёнок будет наблюдать, как корешки-ватка изменят цвет.

Год от года усложняется содержание знаний, предлагаемых детям. Главное в том, что ребёнок переходит от непосредственного чувственного восприятия к умению видеть связи и закономерности в природе. Объём материала по ознакомлению с природой может варьироваться в зависимости от уровня развития и заинтересованности ребёнка. Не забывайте также об эмоциональном проживании ребёнком содержания предложенного вами занятия. Например, при ознакомлении с сезонными изменениями в природе зимой,не бойтесь изменить интерьер помещения: из простыней – сугробы, в середине положите на пол оргстекло, под него – вырезанных из бумаги рыбок и водоросли (получится замёрзший пруд). Включите вашу фантазию и пригласите детей в зимнюю сказку. Оживите занятие музыкой, под которую с ёлочной мишурой или снежинками ребёнок будет изображать падающий снег, кружение метели.

Ознакомление детей с природой – это приобщение детей к азам экологической воспитанности, это ещё один шанс для нас, взрослых, приохотить детей к наблюдательности, а главное, заложить хоть маленький, но камень в основу их будущего понимания жизни Земли.

Давайте же будем помнить, что в маленьком человеке бушует океан развития и познания и постараемся каждый день расширять его кругозор, представив особое питание души и сердца ребёнка.

«Самая серьёзная ошибка» – полагать, что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и чувством долга» (Альберт Эйнштейн)

Пытливые глаза смотрят на взрослого, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны – качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «не проходящее» значение для всего последующего развития личности.

Убедительная мудрая заповедь народной педагогики: «ЧТО УЗНАЛ В ДЕТСТВЕ – ВЫСЕЧЕНО НА КАМНЕ; ЧТО УЗНАЛ В СТАРОСТИ – НАПИСАНО НА ЛЬДУ»

Источник

Юлия Жукова
Формирование эмоциональной сферы детей посредством познания окружающей среды

Читайте также:  Центр развития ребенка в элисте

Слайд 2

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Слайд 3

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Слайд 4

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление. Характерной закономерностью является то, что в связи с развитием чувств и эмоций детей наблюдается и рост познания действительности, социальных отношений, углубление познавательных процессов

Слайд 5

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Слайд 6

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.

Слайд 7

Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Важный момент, «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Слайд 8

Известно, что игровая деятельность оказывает на ребёнка положительное влияние. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какоё-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.

Слайд 9

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника” при знакомстве природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения

Слайд 10

Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача взрослых научить ребёнка мыслить позитивно. Проще говоря, быть оптимистом, принимать жизнь легко и радостно.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Методическая тема:

«Познавательное развитие дошкольников,

 посредством экологического воспитания»

Бледнюк Светлана Владимировна

2018

 «Мир, окружающий ребёнка,
это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В.Сухомлинский.  

Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:

– Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

– Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

– Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

– Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

– Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.

– Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.

– Учить детей правильно взаимодействовать с природой.

         Актуальность:

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.

Читайте также:  К теории развития психологии ребенка леонтьев

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

 Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку познание является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Формы и методы экологической работы,

 используемые       в  воспитательно  – образовательном   процессе.

−  Экологические  беседы.

− Уроки доброты («Что значит быть добрым?»,  «Кто может считаться заботливым?», «Когда я был добрым по отношению к природе?»

− Викторины

− Экологические  акции  («Покормите птиц зимой»,   «Посади цветок»,   «Сделай скворечник»)

− Лаборатория юного эколога («зона экспериментирования»).

− Ведение календарей природы.

− Экологические выставки и экспозиции (поделки детей из природного материала).

− Экологические праздники.

− Экологические игры (дидактические, имитационные игры,  моделирования экосистем)

− Экологические сказки:

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

При этом исходное звено экологического воспитания дошкольников – это система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы, разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.

Источник