Ребенок хлопает в ладоши развитие
Вы знали, что все народные игры с малышом, в которые играли наверное ещё наши прабабушки – полезные логопедические занятия?)
К тому же, все эти потешки, «обнималки», «догонялки»-проверенный способ отвлечь ребёнка, если капризничает, развеселить и маму, и малыша, а также поддержать тесный эмоциональный контакт. Ритм, движение в пространстве, позже-повторение слов – это отличная нагрузка для мозга, которая способствует развитию речи.
Но чаще всего в нужный момент на ум приходят только две-три игры, поэтому сохраню тут длинный список. Упражнения могут показаться слишком простыми, но моя цель – указать максимальное количество таких упражнений, чтобы играть с ребёнком чаще и разнообразнее.
Пример игр взяла из книги Елены Янушко «Помогите малышу заговорить». Автор предлагает эти занятия для малышей полутора-трех лет. Хотя мне кажется, что в некоторые игры можно играть с первых месяцев, просто без повторения малышом:
1) Хлопаем в ладоши. Повторяем стишок:
«Хлопну я в ладоши,
буду я хороший,
хлопаем в ладоши,
будем мы хорошие».
2) Игра в «ку-ку» с игрушкой.
Игрушку прячем и показываем со словом «ку-ку». А также здороваемся, танцуем, поем, прощаемся и машем «пока».
3) Катаем мяч.
Но не молча, а проговариваем все действия: «Лови мячик, мяч катится, поймал мячик-молодец и т.п.»
4) Прятки.
Вместо обычных «взрослых» пряток можно использовать платок или одеяло и прятаться под ними.
5) Хлопушки.
Мама показывает свои ладони и предлагает ребёнку похлопать по ним. «Детка хлопать так умеет,
своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет».
6) Киса, киса, брысь.
Со словами «киса, киса» мама поглаживает ладошки ребёнка. А на слове «брысь» как бы пытается хлопнуть по ладоням, поэтому малыш должен убрать руки за спину.
7) Тритатушки-тритата.
Посадить ребёнка на колени лицом к себе, держать за пояс и раскачивать в разные стороны и вверх-вниз с ритмичным повторением «тритатушки-тритата».
8) «В ямку бух»! И «тушки-тутушки».
Схожие игры, когда имитируется падение ребёнка с колен мамы. Вот стишки:
???? «По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам, По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму — Бух!»,
???? «Тушки-тутушки! Сели на подушки.
Пришли подружки, Столкнули с подушки — Бух!»
9) Догонялки
Просто говорим «догоню-догоню» и даём малышу побегать, только потом ловим
10) Игра в ладушки.
Учим малыша повторять ритмичные движения, сосредотачиваться на артикуляции мамы. Ребенок может повторять за мамой и хлопать в ладоши где-то с 11 меясцев.
Вариантов и обработок много, приведу свой пример:
Ладушки, ладушки.
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Попили, поели.
Шу, полетели, н
а голову сели.
Сели посидели
и дальше полетели.
И ладушки запели (и по кругу )
11) Сорока-белобока (тоже известная потешка-пальчиковая игра)
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
(взрослый водит указательным пальцем одной руки ребенка по ладони другой руки)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала:
(шевелит большой пальчик)
ты дров не рубил, печку не топил,
Кашу не варил, нет тебе ничего!
12) Идёт коза рогатая
Тоже всеми любимая потешка, когда мама «бодает» малыша. (Идет коза рогатая, идет коза богатая, забодает, забодает, забодает)
13) Мишка косолапый
Мама изображает медведя, как он ходит, собирает шишки, и как шишка сваливается ему на лоб. «Мишка косолапый, по лесу идёт. Шишки собирает, песенки поёт. Вдруг упала шишка, прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою Топ!»
Также сюда можно отнести любые пальчиковые игры.
Статьи по теме:
Чек-лист: Когда бежать к логопеду
Артикуляционная гимнастика
Наша история развития речи
План занятий с ребенком от года до трех лет (по дням)
Источник
Здравствуйте, дорогие родители. Вы, наверное, уже знаете, что познание мира у детей происходит посредством игр. Также таким путём малыш получает первые социальные навыки. Не последнее место нужно уделять, так называемым, пальчиковым играм. Они направлены на развитие мелкой моторики, что способствует развитию логического мышления и речевым навыкам. К сожалению, сейчас всё чаще можно встретить малышей с логопедическими проблемами, у родителей не достаточно свободного времени, чтоб уделить внимание развитию основных способностей у карапуза. А, возможно, молодые мамочки просто не знают о важности игр, направленных на освоение и укрепление мелкой моторики. В этой статье мы непосредственно поговорим о такой забаве, как ладушки. Именно её рекомендуют в качестве первых пальчиковых игр.
Вариации игры
На сегодняшний день в зависимости от возраста карапуза различают четыре этапа, которые можно рассмотреть как четыре варианта игры в «ладушки»:
- Когда карапуз ещё достаточно мал или вы только начинаете вводить в его жизнь эту забаву, можно рассказывать ему всем хорошо известные «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки!» во время массажа или гимнастических упражнений. Пусть стишок будет у крохи на слуху.
- Для деток, которые уже самостоятельно сидят, хорошо подойдёт другой вариант игры. Мама садит свою кроху на колени, к себе спиной, в свои ладоши кладёт ладошки карапуза и аккуратно хлопает, при этом рассказывает известный стишок.
- Теперь малыш уже самостоятельно хлопает в ладоши, когда мама начитывает уже знакомый напев.
- Ребёнок не только сам может хлопать, но уже играет с партнёром, хлопая сначала в ладоши, а потом одной своей ладошкой по ладошке оппонента (по диагонали). Малыш не только достаточно хорошо научился играть, он ещё и получает огромное удовольствие от процесса, весело смеётся.
Как научить ребёнка играть в ладушки
- Когда вы приступите к процессу обучения, будьте готовы к тому, что ваш малыш может начать отказываться или у него не будет получаться. Всё индивидуально и возможно ваш ребёнок ещё просто не дорос до этой забавы.
- Малыши любят копировать взрослых, поэтому не помешает, чтоб все домочадцы на глазах у ребёнка начали играть в «ладушки». Карапуз невольно и сам захочет попробовать.
- Лучше начинать обучения, удерживая ручки ребёнка в своих. Но ещё раньше мама может начать приучать карапуза к известному стишку, сопровождающему эту игру.
- Когда ребёнок привыкнет к такому типу игры, а соответственно стишок уже будет у него на слуху, можно садиться к нему лицом, начитывать его и хлопать в свои ладоши. Малыш будет смотреть за мамой и попытается самостоятельно совершить хлопки в ладошки.
- Наступает момент, когда карапуз уже будет достаточно уверено играть без вашей помощи. Вот тогда самое время и вам вступить в игру. Покажите малышу, что во время игрового процесса можно взаимодействовать с напарником. Для начала поиграйте с папой или сестричкой ребёнка, чтоб он увидел со стороны, на примере других людей, как это происходит, а потом попробуйте с ним.
Во сколько месяцев ребёнок играет в ладушки? Этот вопрос интересует многих родителей. Определённого чётко установленного периода для всех детей нет. Всё зависит от индивидуальных особенностей и уровня развития вашего малыша. Начинайте рассказывать соответствующий игровой стишок в процессе гимнастики или массажа малютки. Начинать это делать можно уже с четырёх месяцев. Когда карапуз научиться сидеть, в месяцев 6, начните играть, удерживая его ручки в своих.
Так месяцам к 7-8 ребёнок сможет полноценно совершать игровые действия. Но не стоит расстраиваться, если вашему малышу уже 10 месяцев, а он всё ещё не освоил навыки игры. Она ему может просто не нравится и вам ничего не мешает попробовать заменить её аналогом пальчиковой игры. Или же первые попытки поиграть были совершенны в момент плохого самочувствия или настроения малыша, вызвали негативные ассоциации. И не нужно паниковать, если вашему карапузу год, а вы просто не знали, что уже давно можно было начинать играть с ним в «ладушки».
Не переживайте, ещё не поздно приучить ребёнка к этой затеи. В таком возрасте он даже быстрее освоит правила игры.
Я начала сопровождать гимнастику стишком про «ладушки», когда сыну было буквально три месяца. Когда малыш лежал на спине, я брала его руки и хлопала ими под известный мотив. Малыш мне улыбался. Когда он смог сидеть, в шестимесячном возрасте, я поворачивала сына к себе спиной и, держа его ручки в своих, совершала хлопки под ритм стиха. Сыночек очень быстро понял, чего я от него добиваюсь. И уже в семь месяцев он полностью освоил весь игровой процесс и весело со мной играл. А вот дочка моей знакомой до годика отказывалась играть. Её мама не заставляла, она просто каждый месяц снова и снова пыталась привить любовь девочки к этой забаве. А когда я с сыном пришли к ним на именины, то Алиса увидела, как мы играем в ладушки, и сама тоже захотела так попробовать.
Рекомендации
- Не отчаивайтесь и не впадайте в панику, если ваша кроха не справляется или ребёнок просто не играет в ладушки. Это не показатель каких-либо отклонений.
- Важно понимать, что сразу малыш может не понять, как играть в такую игру. Даже, если вашему малышу годик, всё равно начните с простого. Возьмите его ладоши в свои, и хлопайте в такт стишку.
- Необходимо, чтоб игровой процесс сопровождался весельем и позитивным настроением. Ваши чувства передаются маленькому человечку. Да и полюбит эту забаву он быстрее, если будет видеть, как сильно она нравится маме.
- Важно не ругать кроху, если что-то пошло не так. Негативные эмоции могут не только отбить всё желание от игры, но и спровоцировать подсознательные страхи.
- Нужно затевать игровой процесс лишь в полном здравии и хорошем настроении малютки. Иначе, у карапуза возникнут неправильные ассоциации.
- Вы должны понимать, что любовь к игре не нужно прививать силой и угрозами. И не стоит слишком затягивать игровой процесс. Крохе нужен отдых и смена обстановки.
- Важно хлопанье в ладоши сопровождать рассказом стишка в такт движениям, интонацией показывать изменение в голосе.
Не пожалейте своё время, уделите внимание карапузу, поиграйте с ним в «ладушки». Если малыш ещё не освоил подобную забаву, учите его с лёгкостью, не заставляйте, если ребёнок совершенно не хочет играть. Ведь игровой процесс должен приносить только положительные эмоции карапузу. Не забывайте начинать с лёгких этапов этой игры, не стоит ждать, пока ребёнок сам овладеет навыками данного игрового процесса. Никогда не забывайте о хорошем настроении и положительных эмоциях во время игры в «ладушки».
Источник
Когда дефектолог проводила своё первое занятие с сыном, она делала очень странный жест, в процессе своей речи — хлопала в ладоши. И когда сын что-то говорил, то вынуждала его делать то же самое.
Эээ… Это не было отдельным упражнением. Просто она так делала.
А потом после занятия сказала делать так же не только во время занятий, но и в жизни.
Говорит ребёнок свои два с половиной слова, а вы предлагайте их отхлопать МА-МА — хлоп-хлоп.
Вот только не объяснила, зачем. Или объяснила, но раз я забыла, значит, мне было не очень понятно.
Тем не менее мы начали хлопать.
Это выглядит странно.
Хотя, если меня читают специалисты и родители, которые знают, зачем это, для них не странно.
Итак, мы хлопали.
Не могу сказать, что это вызвало какой-то протест у сына. Нет, нормально хлопал.
Мы сделали небольшие, возможно, не очень правильные изменения — хлопали не только слоги, но открытые слоги и отдельно стоящие звуки закрытых слогов. Например: КО-Ш-КА.
Это было связано с тем, что в процессе хлопанья я заметила, что если обратить внимание сына на все звуки, он способен их произнести, а хлопки как раз помогают ему выдержать ритм.
Если же хлопнуть только слоги, то это будет КОШ-КА. И тогда он мог сказать только КО-А. Остальное то ли не слышал, то ли что ещё. А с хлопками было лучше.
Чтобы не хлопать на улице, я предложила сыну показывать пальцы. Сжимаешь ладонь в кулак, говоришь и разжимаешь один палец за другим. Всё.
Время шло, я начала смотреть в сторону пособий по речи, потому что о речи появилась возможность хотя бы задумываться, так как она начала развиваться.
И вот если заглянуть в какое-нибудь пособие по развитию речи, то в предисловии там обычно описаны этапы становления. Иногда подробно, иногда кратко.
И вот там периодически присутствует такое — ребёнок чувствует слоговую структуру.
И если само пособие общего характера, галопом по европам, то там обязательно будет крошечная глава про эту самую слоговую структуру, и первое упражнение, которое встречается, это хлопки.
Чтобы ребёнок почувствовал слоговую структуру слова — хлопайте!
Зачем её чувствовать, не понятно, если он не говорит.
Я уверена, если покопаться, можно найти научное объяснение, но на примере своего сына я обнаружила такое:
До того, как мы начали хлопать, сын произносил части слов, обычно первый слог. Иногда говорил слово целиком (мама), иногда начало и конец слова. Вот такими тремя видами воспроизведения слова он владел
А вот после того, как мы начали хлопать, не сразу, у него появился интересный способ: он начал произносить слова, сохраняя его ритмический рисунок, даже если не мог произнести согласные звуки. Например:
УЛИТКА — он говорил У-И-КА.
ПАРОХОД — ПА-А-ОД.
Иногда неправильно произносил даже гласные, но ритм слова старательно сохранял.
Вот таким удивительно полезным стало это на мой неискушённый взгляд нелепое упражнение.
Но. Время продолжало идти.
Мы хлопали.
И дохлопали до знакомства с Берншетейном Александром Николаевичем, советским психофизиологом, из трудов которого выросла теория, которой сейчас никого не удивишь, о том, что всё начинается с движения. Речь тоже. И не движения языка отнюдь. И не движения только пальцев. Но это тема для другой статьи.
Так вот, в пособии, сделанном на основе его теории, так же присутствует в огромном количестве это упражнение и объясняется, почему оно полезно.
Не только для того, чтобы почувствовать слоговую структуру слова, но прежде всего для того, чтобы руки (тело) работали одновременно с речевым аппаратом, тем самым развивая или выстраивая какие-то явно не выстроенные связи в мозгу у ребёнка.
Это если простым человеческим языком. Без коры, мозжечка и белого вещества.
Если кому-то интересно, всё это можно подробно прочесть в интернете. Или в пособии -Движение и речь- Кропенчук О.И., Витезева О.В.
Итак, совершенно простое упражнение, которое, вероятнее всего, сыграло не последнюю роль в запуске и в развитии речи у моего сына. И продолжает это делать.
Удачи и терпения вам!
Источник
Существует много развивающих игр для малышей. Некоторые из них дошли до нас из глубокой древности. Славяне не имели представления о педагогических методах воспитания ребенка.
Они просто холили и лелеяли детей, развлекали их разными забавами, например, «Ладушками». Развитие ребенка происходит через игру.
И гораздо полезнее для малыша занятия, в процессе которых он вступает в тактильный и эмоциональный контакт с мамой. Родителям надо знать, когда и как научить ребенка ладушкам.
Чем полезна игра для ребенка?
«Ладушки» – это игра для развития крупной и мелкой моторики. Она достаточно простая и веселая.
Современные исследования педагогов, психологов и неврологов показали наличие взаимосвязи между мозговой деятельностью и мелкой моторикой.
Например, чтобы взять игрушку, необходимо координировать функционирование зрительной, мышечной, опорно-двигательной систем в соответствии с сигналами, которые передаются по нервным импульсам. Зона головного мозга, отвечающая за движения пальцев, находится рядом с речевым участком. Поэтому, совершенствуя мелкую моторику, можно ускорить наступление того момента, когда ребенок начнет произносить первые слова.
Таким образом, игра «Ладушки» полезна для интеллектуального становления, органов зрения, слуха и речи. Также она способствует зарождению тактильного общения, которое необходимо ребенку для познания окружающего мира. У крохи закладываются музыкально-ритмические и аналитические способности.
Развлечение дает возможность определить уровень развитости разных функций организма и улучшает настроение, позволяет приятно провести досуг.
Оптимальный возраст для ладушек
В возрасте трех месяцев ребенок становится более внимательным, сосредоточенным. Его взгляд уже более осмысленный. Кроха любит следить за яркой игрушкой, может потянуть к ней руки. В это время рекомендуется начинать знакомить его с пальчиковой игрой.
Определенного возраста для данного развлечения нет. Игра подходит и полезна для всех детей. Многое зависит от индивидуальных особенностей, уровня развития крохи.
Сегодня известно четыре метода игры в «Ладушки»:
- подходит для детей трехмесячного возраста. Суть заключается в том, чтобы во время гимнастических упражнений либо массажа рассказывать крохе хорошо известную всем потешку «Ладушки-ладушки»;
- будет полезен для детей, которые пытаются присесть из положения лежа на животе либо уже самостоятельно и подолгу умеют сидеть. Это малыши возраста 6-8 месяцев. Ребенка надо посадить на колени, спиной к животу. Положить его ладони в свои. Начать рассказывать потешку, аккуратно хлопая руками;
- рассчитан на малышей, которые уже могут самостоятельно хлопать в ладоши. Маме нужно рассказывать стишок, а ребенок тем временем будет совершать ритмичные движения руками;
- игра с партнером. Подходит для деток старшего возраста. Суть заключается в том, чтобы хлопать поочередно в свои и в ладоши партнера. Ребенок может играть с родителями либо со сверстниками.
Не стоит переживать, если малышу уже 10 месяцев, а он до сих пор не освоил «Ладушки». Это не является признаком отклонения. Возможно, ребенку просто не нравится такая забава. Нужно заменить ее на другую пальчиковую игру.
Как научить малыша хлопать в ладошки?
Многие родители, узнав о пользе пальчиковых игр, интересуются, как научить ребенка ладушкам. Это несложно, но нужно соблюдать ряд правил. Вовлекать малыша в игру следует постепенно. Необходимо встать перед ребенком и начать приговаривать стих, хлопая в ладоши. Это подготовительный этап к проведению полноценной игры.
Текст потешки:
- вариант №1. «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки! Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! Кашка сладенька, бражка хмеленька. Попили, поели и домой полетели!»;
- вариант №2. «Лады-лады-ладушки! Где были? – У бабушки! Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! Что на закуску? – Кислую капустку!»;
- вариант №3. «Ой ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки! Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька. Попили, поели и домой полетели! На головку сели! Ладушки запели»;
- вариант №4. «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки! Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! Шуу! Полетели! На головку сели, ладушки запели»;
- вариант №5. «Ладушки-ладошки, хлопали в ладошки. Хлопали в ладошки, отдохнем немножко».
Можно воспользоваться стандартным текстом либо придумать свой вариант. Слыша каждый день стих, произносимый матерью с улыбкой, наблюдая за ее движениями, кроха вскоре поймет, что нужно делать. Услышав в 5-6-месячном возрасте знакомую потешку, малыш станет самостоятельно радостно хлопать в ладоши.
Специалисты дают следующие советы по обучению ребенка «Ладушкам»:
- не ругать кроху, если у него ничего не выходит;
- не заставлять ребенка играть, если ему неинтересно;
- не начинать знакомить малыша с игрой, когда он болен либо пребывает в плохом настроении;
- не затягивать игру. Это утомит кроху и превратит занятие в скучный и неприятный процесс;
- рекомендуется задействовать всех членов семьи. Тогда игра для ребенка будет более интересной и веселой;
- играть с малышом следует, пребывая в хорошем настроении;
- заниматься с крохой необходимо ежедневно. Лучше для игры выбирать первую половину дня;
- рассказывать потешу нужно, изменяя интонацию в голосе;
- не усаживать себе на колени малыша для игры, если ему еще не исполнилось полгода.
Если крохе уже год, а родители еще даже не знакомили его с «Ладушками», то не поздно все исправить. Процесс обучения данной игре в этом возрасте пройдет быстрее.
Видео по теме
Как научить ребенка играть в “ладушки”:
Таким образом, известная многим игра-потешка «Ладушки» не только развлекает ребенка, но и способствует его развитию. Регулярные занятия улучшают моторику, зрение, слух, интеллектуальные способности, благотворно влияют на процесс становления речи.
Подходят «Ладушки» для детей разных возрастов. Начинать вовлекать кроху в игру можно уже с трех месяцев. Чтобы обучение прошло быстро и легко, необходимо соблюдать определенные правила и придерживаться рекомендаций специалистов.
Источник