Ребенок до месяца общение и развитие

Ребенок до месяца общение и развитие thumbnail

Как научиться понимать малыша и помочь ему понимать родителей, секреты правильного общения с малышом?

От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?

Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.

На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника. 

Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:

  • Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
  • Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
  • Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
  • Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
  • Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
  • Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
  • Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
  • Обращайте внимание на то, что привлекает малыша. Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.

Тактильное общение

Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.

Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:

Умывание

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Укладывание спать

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!

Что важно в общении с младенцем

– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;

– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;

– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.

После полугода: новый этап

С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:

  • Поворачиваться на звук;
  • Узнавать папин или мамин голос;
  • Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
  • Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
  • Издавать множество разных звуков.

К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:

  • Внимательно слушает;
  • Поворачивается на голос говорящего;
  • Отзывается на свое имя;
  • Произносит разные слоги;
  • Показывает пальцем на интересующие его предметы;
  • Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
  • Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
  • Знает названия нескольких предметов;
  • Очень любит песенки и потешки;
  • Отвечает что-то, когда к нему обращаются.

Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:

1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;

4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;

6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;

10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;

12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.

В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием. Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.

Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.

Как правильно общаться с малышом:

  • Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
  • Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
  • С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
  • Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
  • Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
  • Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
  • Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.
Читайте также:  Развитие ребенка на 3 день беременности

Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»

Источник

Ребенок – такой же человек, а потому общаться с ним очень важно для родителей. Беседы стоит начинать с ребенком еще с момента нахождения его в материнской утробе. Это позволяет установить с малышом тесный контакт. Ребенок узнает мать по ее голосу. Он четко чувствует ее состояние. У родительниц нередко возникает вопрос: как следует разговаривать с новорожденным? Важно понимать, что грудной малыш тоже нуждается в вербальной взаимосвязи.

О чем говорить с грудным ребенком? Это не столь важно. Если вы совершаете некоторое действие, то ребенок уже все это видит, у него это оседает в памяти. Постарайтесь рассказать ему, что именно вы делаете. Возможно, ребенок не все поймет, да и вообще сразу разъяснить малышу все действия невозможно. Очень часто у родителей возникает вопрос: стоит ли сюсюкаться с ребенком? Этот вопрос мы раскроем далее.

Важность бесед с малышом

Разговаривать с ребенком можно столько, сколько вам захочется. Ему всегда будет полезно послушать разные сказки или песни. Причем рассказывать все это может как мама, так и папа, различные друзья, родственники, знакомые и т.д. Имеются исследования врачей о том, что ребенок, которому читали разные сказки, в итоге становится более здоровым, у него лучше иммунитет.

Преимущества постоянного общения с малышом:

  • Ребенок учится слышать голос близкого человека. В итоге он меньше капризничает.
  • Дети постоянно познают что-то новое, их лексикон расширяется.
  • Ребенок начинает запоминать слова, у него формируется и развивается память.
  • Проблемы с произношением проявляются гораздо реже.
  • Ребенок ощущает эмоциональное состояние матери, а потом сам тоже успокаивается.

Важно всегда общаться с малышом. Если ребенок во время отсутствия родителей в комнате будет беспокоиться, можно просто откликнуться на его призывы, поговорить с ним.

Как общаться с новорожденным?

Особенности вербального контакта с ребенком

Ребенок с момента появления на свет пока еще ничего не знает, а потому нужно ему все показать и разъяснить. Как вести разговоры с малышом? Все просто. Нужно постоянно общаться с ним, когда он бодрствует. Можно делиться с новорожденным своими рассуждениями и выводами, радоваться совместно с ним. Даже если малыш капризничает, вы должны быть спокойны. В итоге ребенок быстро успокоится и сам. Иначе вы напугаете его, и в итоге ребенок будет кричать еще громче.

Все разговоры с малышом нужно проводить в спокойном ключе. Малыш до года уже понимает интонацию речей. Он умеет анализировать ситуацию, а потому он сможет быстрее понять, что означает слово «нет».

Если вы перенапряжены, лучше отказаться от общения с малышом. Вам потребуется переждать, вернуться в спокойное состояние. В присутствии ребенка не стоит ругаться с другими людьми. Это может причинить его психике непоправимый ущерб. Поведенческие модели закладываются в ребенка еще с грудного возраста.

Кричать на малыша ни в коем случае не стоит. Это не принесет никаких плодов. Каждый день перед тем, как ложиться спать, приучите себя читать ребенку сказки или стихи. Можно также спеть для малыша колыбельную. Необходимо часто общаться с ребенком. Это поможет малышу быстрее настроиться на сон. От сна зависит и здоровье малыша. Родители смогут лучше высыпаться и испытывать меньше стрессов.

Диалог с ребенком следует вести на равных. Говорите малышу о том, что он вам важен, что вы любите его, что он для вас самый дорогой человек. Если ребенок добился каких-то результатов в обучении, всегда хвалите его. Не стоит говорить малышу о том, что он неумелый, иначе у ребенка могут появиться первые обиды. В будущем они только помешают ему стремиться к своим мечтам и достижениям.

Важность тактильного контакта с малышом

Значимость вербального контакта мы определили. Теперь давайте разъясним значение тактильного контакта.

Все дети до года нуждаются в тактильном контакте. С помощью осязания ребенок получает всю необходимую информацию о том, что именно его окружает, ведь остальные органы чувств пока еще работают очень слабо. Если ребенок имеет регулярный тактильный контакт со своими родителями, то он развивается в разы быстрее, причем как в физическом ключе, так и в интеллектуальном, эмоциональном и т.д. Главный принцип воспитания детей до года – сформировать для ребенка максимально комфортные условия.

Для некоторых детей тактильный контакт играет даже более важную роль, чем вербальный. Нередко это связано с темпераментом малыша, с его характером, с состоянием здоровья ребенка, а также с его памятью. Потребность в материнском контакте у малыша – это не прихоть, а норма.

Читайте также:  Развитие ребенка 1год 10 месяцев

Любые попытки «отвязать» малыша от рук могут вести к различным травмам для психики ребенка. Этот факт является доказанным, существуют многочисленные исследования, подтверждающие это. Потому подумайте, а действительно ли вам так нужно отучить малыша от тактильного контакта. Развивать самостоятельность у ребенка следует только с 10-12 месяцев.

Если ребенок много времени проводит с мамой, то у него обычно выше уровень социального взаимодействия, лучше интеллект, а также быстрее происходит физическое развитие. Мышцы ребенка лучше развиваются, стимулируются – особенно если мама носит ребенка в слинге.

Чтобы малыш не забирал все дневное время, вы можете также оставлять ребенка с отцом на какое-то время. Игры с отцом для малыша – еще один важный аспект эффективного развития.

Как видите, малышу важен не только вербальный, но и тактильный контакт. Все это позволяет ему быть здоровым в физическом и психическом плане.

Источник

Новорожденный малыш – это самое удивительное существо на свете. Такой слабенький и беспомощный, он в тоже время переносит стрессы, которые не под силу даже взрослому человеку – роды и моментальный переход организма на новый способ сначала дыхания и кровообращения, а затем и питания! А затем и адаптация в непривычной для него внешней среде.

Но самое удивительное — это то, что даже в этом возрасте ваш кроха – уже индивидуальность и имеет свой характер и предпочтения!

Родителям это нужно помнить всегда и не удивляться определенным его проявлениям – воспитание начинается с рождения и это истина.

Конечно же, для начала следует усвоить, что ребенок в определенные возрастные периоды имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать.

У каждого возраста свои особенности, это очень четко прослеживается по мере роста и развития малыша в период до года:

  • рост и прибавки веса;
  • физическое развитие – появление новых навыков и умений;
  • психоэмоциональное развитие (психометрия);
  • развитие органов чувств;
  • особенности питания, связанные с постепенным созреванием органов пищеварительной системы;
  • пограничны (транзиторные) или физиологические состояния, характерные для определенного возраста.

Рассмотрим эти особенности ребенка в период новорожденности – от рождения до 28 дневного возраста.

Определение соответствия всех особенностей новорожденного ребенка проводит участковой врач-педиатр:

  • при первом патронаже на дому – чаще всего он поводится в первые дни после выписки из роддома (1-3 день);
  • при втором патронаже на дому  – 14 дней;
  • при первичном посещении в 1 месяц в поликлинике.

Если малыш относиться к любой из групп риска (высокая вероятность возникновения патологии) – составляется индивидуальный график посещения малыша на дому, чтобы следить за его развитием и состоянием здоровья.

Группа риска определяется при первичном патронаже или соответствует рекомендациям врача – неонатолога (из выписки).

В тоже время родители тоже должны знать все особенности развития своего малыша и при необходимости обращать внимание специалиста на различные изменения.

Рост и прибавка веса на первом месяце

Новорожденный малыш очень мал, но в этом хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста – в среднем за первый месяц кроха вырастает на 3-4 см.

А его органы пищеварения за сутки усваивают и переваривают 600-700 г материнского молока, что составляет пятую часть массы его тела!

За первый месяц в норме кроха должен набрать минимум 600 грамм (без учета физиологической потери веса в роддоме), в среднем 20-30 гр./день.

Поэтому расчет прибавки составляет:

вес малыша в месяц минус вес при рождении.

Хорошая прибавка веса свидетельствует о нормальном функционировании его пищеварительной и выделительной системы и о достаточном количестве грудного молока.

Это самая лучшая и полностью адаптированная пища для вашего крохи и ничто на свете не заменит его. Поэтому необходимо с самого рождения малыша психологически настраиваться на долгое кормление грудью и своевременно справляться со всеми возникающими проблемами.

Физиологические (транзиторные) состояния

На первом месяце жизни у крохи возникают транзиторные (переходящие) или пограничные состояния.

Это функциональные особенности организма, которые происходят в связи с перестройкой систем и органов – они отличаются индивидуальностью и проходят до конца первого месяца жизни

Все эти изменений происходят в первую неделю (после 3 суток жизни) и считаются вариантом нормы.

К ним относятся:

  • половой криз;
  • физиологическая желтуха;
  • мочекислый диатез;
  • милии или гормональная сыпь («цветение» кожи);
  • физиологическая диспепсия.

Кроме физиологических видов сыпи у новорожденного могут возникать потничка, опрелости и различные виды гнойничковых высыпаний.

Это связано с особенностями кожи малышей и низким иммунитетом. Поэтому при появлении ярких мелкоточечных высыпаний, покраснений в складочках, ягодичной области, промежности или пузырьковых высыпаний – необходимо вызвать врача на дом, самолечение в этом случае крайне опасно.

Пупочная ранка у новорожденного

Пуповинный остаток у малыша вызывает много вопросов и тревог у большинства мам, которые боятся повредить пупок и занести туда какую-либо инфекцию. И все же придется пересилить свой страх и научиться ухаживать за областью пупка своего ребенка.

Необходимо уяснить себе, что гигиена пупка – несложная процедура.

В большинстве случаев этому маму обучают медицинские сестры роддома перед выпиской домой. Но учитывая тот факт, что в родильных домах сейчас практикуется ранняя выписка, многие детки выписываются домой с пуповинным остатком (с прищепкой).
Пуповинный остаток отпадает у большинства новорожденных спустя 4-7 дней после появления на свет, оставляя открытой пупочную ранку.

Важно знать, что техника обработки пупка с прищепкой и простой пупочной ранки немного отличается.
Но независимо от того, отрабатывали пуповинный остаток в родильном доме или нет, дома это следует делать обязательно – так существует понятие «входные ворота инфекции».

Как обрабатывать пуповинный остаток (с прищепкой)

Читайте также:  Применение тестов в диагностике психического развития ребенка

Обрабатывать антисептиками нужно только тот участок культи пуповины, который находится под прищепкой (ближе к животику).

Процедура проводится два раза в день.
Для этого необходимо взять ватную палочку и 3% раствор перекиси водорода и обильно смазать участок культи пуповины, при этом не стоит бояться (это не приносит малышу дискомфорта), прищепку необходимо одной рукой придерживать, можно отогнуть ее кверху и книзу для лучшего эффекта. Перекись будет немного шипеть и это нормально. Затем остатки перекиси нужно промокнуть сухой ватной палочкой. После этого нужно обильно смазать пуповинный остаток под прищепкой зеленкой.

Как обрабатывать пупочную ранку после отпадения пуповинного остатка

После отпадения сухой культи пуповинного остатка и скобки могут быть небольшие кровянистые выделения из ранки – это вариант нормы и не страшно.

Необходимо раздвинуть краешки пупочной ранки и хорошенько смочить ее 3% раствором перекиси водорода, а затем обработать 1% раствором Бриллиантового зеленого.

В дальнейшем на ранке могут образовываться кровянистые корочки, это не страшно, но не повод прекращать обработку пупочной ранки – процедуру проводят 2 раза в день.

Сначала помыть руки и большим и указательным пальцем раздвинуть края ранки.

Кануть из пипетки 2-3 капли перекиси водорода, она будет шипеть, и размягчать корочки. Их нужно нежно и аккуратно убрать. Остатки перекиси промокнуть сухой палочкой. Если часть корочек не отошла самостоятельно их нельзя убирать насильственно – постепенно они уберутся.

Смазать пупочную рану 1% раствором Бриллиантового зеленого.

Купать кроху необходимо только в кипяченной отстоянной воде до полного заживления пупочной ранки, чаще всего до конца 1 месяца.

Физическое и психическое развитие крохи  – появление новых навыков, умений и эмоций

Новорожденный малыш приходит в этот сложный мир с уже достаточным запасом целесообразных рефлексов: сосания, глотания, поисковый, защитный.

У него вполне развиты органы чувств:

  • малыш настораживается при громком звуке;
  • различает запахи, особенно запах и вкус материнского молока, тепло ее рук, нежность прикосновений;
  • с 10 дней, а иногда и раньше кроха удерживает в поле зрения движущийся предмет, фиксирует взгляд на яркой игрушке.

Запомните, что характер у малыша формируется с первых дней жизни и основано это на общении с окружающим миром, родителями и близкими людьми.

Формирование характера крохи начинается с условных рефлексов: как положительных, так и отрицательных.

Положительные условные рефлексы возникают:

  • на регулярное питание (часто беспорядочный режим питания способствует неправильному формированию характера);
  • на гигиенические процедуры;
  • общение, ласковое обращение.

Поэтому во всем, что касается ребенка с самого раннего возраста, а лучше с рождения, должны чувствоваться порядок, режим.

Кроме этого малыш должен постоянно ощущать заботу родителей – это формирует комфортный психоэмоциональный фон и чувство защищенности, уверенности и внутренней силы.

И наоборот если вы будете раздражительны, неорганизованны и непоследовательны, а иногда и злы (это случается при плохом самочувствии, отсутствии желания вставать ночью, усталостью и другими психологическими проблемами). При этом у малыша может сформироваться нервный характер, который впоследствии может усугубляться другими проблемами по мере роста – это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В тоже время с самых первых дней не стоит чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках – постепенно ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает – спит только на руках.

Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка – необходимо выяснить его причину:

  • мокрый;
  • что-то болит;
  • голодный;
  • хочу общения с мамой.

Бывает, что малышу достаточно поменять подгузник, и он сразу успокоится.

 Что умеет малыш на первом месяце жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный малыш активно познает мир и пытается общаться:

  • вздрагивает и мигает при резких звуках, с 9-11 дня кроха уже различает звуки, реагируя криком и беспокойством на громкие и резкие, а с 3-4 недели начинает прислушиваться к ним. Возникает реакция слухового сосредоточения при резком звуке малыш на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки;
  • с 20-22 дня исчезают нескоординированные движения глазных яблок, а зрительное сосредоточение (фиксация взгляда) происходит на 15-30 дни жизни, но задержка взгляда на чем-то еще кратковременна;
  • на 8 – 10 день в положении лежа на животе, поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд, а в двухнедельном возрасте поворачивает голову к источнику звука;
  • в 10-14 дней появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь – это выражение положительных эмоций крохи;
  • малыш с двухнедельного возраста уже может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, но иногда эта реакция еще отсрочена на несколько секунд;
    движения крохи еще хаотичны и не координированы- это связано с возбуждением незрелых центров мозга по мере созревания мышцы крохи постепенно расслабятся и ребенок сможет управлять своими движениями.

Тревожные симптомы, на которые нужно обратить внимание

Появление на теле крохи различных патологических высыпаний, особенно гнойничковых видов сыпи, стойких опрелостей или потницы, участков мокнутия.

Повышение температуры и беспокойство малыша – тревожные симптомы, требующие немедленного осмотра врача.

Затяжная желтуха с усиление желтизны кожи и склер, спускание желтушности на стопы и кисти малыша.

Любое изменение состояния малыша – частые срыгивания, отказ от еды, вялость и сонливость или наоборот беспокойство и крик.

Гнойное отделяемое из носа, глаз или пупочной ранки – незамедлительно вызовите педиатра, это крайне опасно.
Постепенно родители и малыш привыкнут друг другу – первый месяц самый сложный, его не зря называют период адаптации.

Как он пройдет во многом зависит от состояния здоровья крохи и степени готовности родителей к рождению малыша.

В любом случае необходимо помнить, что участковый врач и патронажная медсестра – это ваши помощники и при минимальных изменениях в состоянии крохи необходимо проконсультироваться у специалиста.

Источник