Ребенок до года общение и развитие скачать бесплатно

Ребенок до года общение и развитие скачать бесплатно thumbnail

Линн Мюррей

Психология ребенка от 0 до 2. Как общение стимулирует развитие

Переводчик Мария Николенко

Редактор Наталья Нарциссова

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры М. Миловидова, М. Савина

Компьютерная верстка A. Фоминов

Дизайн обложки Ю. Буга

© Lynne Murray, 2014

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Посвящается всем малышам, которые помогали мне в работе над этой книгой

Благодарности

Я признательна многим людям, которые в той или иной степени помогли мне в работе над книгой, но в первую очередь должна сказать спасибо Колину Гилфорду и Кайле Вайянкур, а также родителям, которые согласились поучаствовать в моем проекте вместе со своими малышами.

Спасибо многочисленным друзьям и коллегам за поддержку и ценные замечания. Среди тех, кто оказал на меня особое влияние, были Колвин Тревартен, Маргарет Дональдсон, Эд Троник и покойный Дэн Стерн – выдающиеся исследователи раннего развития ребенка, сотрудничать с которыми было большой честью для меня. Кроме того, я многое почерпнула из работы Энди Мельтцоффа, а также из дискуссий о социальной жизни малышей, в которых участвовали Беатрис Биби, Бисма Чакраварти, Дилис Доз, Джон Дэвис, Джон Данкан, Джуди Данн, Джонатан Хилл, Джулиет Хопкинс, Клер Хьюз, Васу Редди и Джеймс Сэйнсбери. Сотрудничество с Питером Купером, Аланом Стайном, Паско Фироном, Марком Томлинсоном, Марком де Роне, Сарой Халлиган, Адрианой Артеш, Розарио Монтироссо и Пьером Феррари дало мне поддержку и подарило новые идеи. По окончании моей работы Питер, Пьер, Паско и Розарио предоставили мне подробные и очень ценные отзывы на эту книгу – как и Майкл Лэм, Кармел Хьюстон-Прайс, Грэм Шафер, Ник Холмс, Эндрю Бремнер, Хлои Кэмпбелл, Марк Хантер и Питер Лоренс, которым я также очень благодарна.

Спасибо Кейт Арнольд-Форстер, любезно открывшей мне доступ в детский клуб при Музее английской сельской жизни (Редингский университет), где я наблюдала за малышами при содействии Беки Моран. Спасибо также сотрудникам яслей в Монджуэлл Парке. Эти два учреждения продемонстрировали мне прекрасный пример того, как можно удовлетворять эмоциональные потребности маленького ребенка, одновременно создавая ему условия для активного когнитивного и социального развития.

Я благодарна Лиз Уайт, Леонардо де Паскалису и Лоре Божичевич, которые помогали мне в работе с некоторыми цифрами и ссылками, а также Эндрю Гленнерстеру и Филиппу Барнарду за действенную поддержку. Выражаю также огромную признательность Луиз Дальтон и Кейти Кресуэлл, которые поддерживали меня в ходе моих исследований.

Я получила настоящее удовольствие от сотрудничества с издательством Constable & Robinson. Мне было очень лестно, что покойный Ник Робинсон лично принял активное участие в проекте, заразив меня своим искренним энтузиазмом. Эта книга увидела свет во многом благодаря Нику, и я рада, что до своей безвременной кончины летом 2013 года он успел увидеть макет. Большое спасибо Фриде Сондерс, Дункану Праудфуту и Эндрю Макалиру за поддержку и руководство, Пегги Сэдлер за дизайнерскую работу и в особенности Джен Шамье за чуткое высокопрофессиональное редактирование моего текста и сопровождение книги вплоть до ее выхода в свет.

Наконец, хочу поблагодарить всех членов моей семьи за то, что они подбадривали меня и проявляли интерес к моей работе. Отдельное спасибо мужу, который оказывал мне неоценимую поддержку во всем.

Линн Мюррей

Предисловие

Линн Мюррей – профессор психологии, специалист по детскому развитию, известна во всем мире своими исследованиями на тему значимости для ребенка родительской заботы. Кроме того, она преподаватель и популяризатор научных идей, ее предыдущая книга «Коммуникабельный ребенок» (The social baby) помогла многим мамам и папам обрести уверенность в своих силах и в полной мере ощутить радость родительства. Линн Мюррей работала в Африке и Европе, обучая родителей тому, как правильно заботиться о детях. Будучи мамой и бабушкой, она сама не понаслышке знает, какую радость приносит игра и сколько новых впечатлений дарит общение с ребенком.

Как объясняется во введении, книга создана на базе анализа новейших научных данных, изменивших традиционное представление о способностях и потребностях маленьких детей. Прежде всего автор показывает, какие этапы ребенок проходит, превращаясь из беспомощного новорожденного, полностью зависящего от родительской заботы и защиты, в двухлетнего карапуза – подвижного и уверенного в себе (иногда даже слишком), стремящегося познать мир и играть в нем активную роль. Умственное и физическое развитие приносит маленькому человеку не только новые открытия, но и новые трудности, а иногда и мучительные сомнения, и страхи. На каждом этапе ребенку нужен отзывчивый спутник, кто-то, кто разделит с ним его радости и тревоги. В этом и заключается любовь, лежащая в основе взаимоотношений родителей и детей. Линн Мюррей излагает результаты исследований в области детских привязанностей, доказывая, что для родителей лучший способ помочь малышу почувствовать себя защищенным – это мысленно встать на его место, например попытавшись поразмышлять над тем, как они сами в раннем детстве воспринимали заботу взрослых. Книга дает прекрасную возможность на многое взглянуть по-новому, с точки зрения малыша, и увидеть в своих отношениях с ним то, что не замечалось раньше. Через всю книгу красной нитью проходит мысль о том, что ребенок – личность, имеющая свой взгляд на мир, собственные надежды, интересы и вкусы и нуждающаяся в теплых дружеских отношениях.

В книге даются рекомендации по воспитанию малышей от рождения до двух лет вне дома, разбираются преимущества, которыми обладают дошкольные учреждения при условии качественной их работы. Немаловажно, что хороший уход за малышом в яслях и детсадах помогает ему строить более развитые отношения с другими детьми и впоследствии облегчает адаптацию к школе, где ребенок должен будет влиться в большой коллектив сверстников.

Говоря о развитии навыков эмоционального саморегулирования, профессор Мюррей не имеет в виду, что в своих эмоциях малыши самодостаточны: даже «примитивное» выражение беспокойства у новорожденного, который испытывает голод, дискомфорт или потребность в сне, является не чем иным, как попыткой вступить в коммуникацию с другим человеком. Для того чтобы вырастить здорового и счастливого ребенка, от родителей и других членов семьи требуется забота и чуткое участие, в том числе проявляемое в игре. В книге подчеркивается эта важнейшая мысль. Автор приводит яркие примеры того, как воспитатель совершенствует регулятивные умения – свои и ребенка, стараясь поддерживать хорошее настроение малыша во время активной игры. Важность согласованности в межличностном общении Линн Мюррей иллюстрирует результатами собственных экспериментов с задержкой родительского отклика на детский призыв к коммуникации или с неадекватным откликом. Подобное возможно, если родитель страдает от какого-либо эмоционального расстройства и либо отдаляется от своего малыша, либо начинает чрезмерно опекать его. Малыш, как и взрослый человек, должен ощущать эмоциональный контакт, быть «на одной волне» с тем, с кем общается, чтобы наладить устойчивые отношения с ним и учиться у него в процессе общения. Автор показывает, как обучение в разговорной форме помогает родителям социализировать ребенка, привить ему ценности семьи и общества, и этот процесс начинается, еще когда новорожденного укладывают спать, и продолжается, когда двухлетний малыш «помогает» маме на кухне или в саду либо играет со своими ровесниками.

Последняя глава посвящена излюбленной теме психологов и исследователей человеческого мозга – интеллекту и познанию. В нашей культуре издавна придается большое значение тому, как факты интерпретируются головным мозгом, и формальной передаче информации. Принято считать, что такие операции находятся за пределами возможностей младенцев. Однако ученые – как психологи, так и нейробиологи – располагают данными, которые доказывают: мы появляемся на свет, уже имея некие намерения и осознанные интересы, и ради них совершаем целенаправленные движения. А наш мозг особенно восприимчив к смыслу поведения других людей, причем в первую очередь это касается поступков, направленных на нас самих и требующих нашего отклика. В своей книге Линн Мюррей расширяет наши представления о врожденных умственных способностях человека и об их развитии в процессе общения. Автор показывает нам, как малыш проявляет осознанный интерес к физическому миру, как воспринимает действия окружающих и как ему в этом помогают. Читателю разъясняется, какими приемами можно воспользоваться, чтобы стимулировать развитие ребенка, причем подчеркивается, что особенно важную роль в этом процессе играет совместное с родителями изучение книг для самых маленьких. Главное, что хочет донести до нас Линн Мюррей: с первых дней жизни малыш настойчиво торопит свое когнитивное развитие, экспериментальным путем выясняя, каковы его возможности и как устроен мир. Кроме того, врожденное стремление ребенка вступать в социальные отношения со своим окружением нуждается в том, чтобы социальный партнер реагировал на усилия малыша, на то, что его интересует, на что направлено его внимание.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Слайд 1

Общение взрослого с ребенком первого года жизни

Слайд 2

Общение Общение – взаимодействие двух ( или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общением называют ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу (Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина ).

Слайд 3

. Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Оно является важнейшим источником его психического развития и необходимым условием общественного существования человека . Такое значение общения для человека обусловлено тем, что специфические для него виды психической и практической деятельности не фиксированы наследственно, они формируются после рождения, под влиянием воспитания и обучения.

Слайд 4

Формой общения – называют коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам.

Слайд 5

Параметры формы общения: 1. Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства ; 2. Место , занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка ; 3. Основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения ;

Слайд 6

4. Ведущие мотивы , побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми ; 5. Основные средства общения , с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ре6енка.

Слайд 7

Формы общения с ребенком до года Ситуативно-личностное общение Первое полугодие характерно для младенчества . Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка.

Слайд 8

Систематическое общение со взрослым, его словесно-эмоциональное воздействие обогащают детей первого полугодия жизни и значительно благоприятствуют их начальному познавательному развитию, которое осуществляется в ранний период жизни на чувственно-ориентировочной основе .

Слайд 9

Осуществляя непосредственно-эмоциональное общение, взрослый способствует развитию ориентировочной активности детей. И это не случайно, потому что взрослый становится первым объектом , который воспринимает ребенок .

Слайд 10

Он же организует первоначальное ознакомление ребенка с окружающим миром. Благодаря взрослому «комплекс оживления» быстро приобретает характер активной деятельности ребенка, направленной на привлечение внимания взрослого, поддержание и углубление общения с ним. Вместе с тем , у ребенка в отношении к взрослому очень рано можно наблюдать реакции, которые являются как бы прообразом более сложных социальных отношений.

Слайд 11

Формы общения с ребенком до года 2. Ситуативно – деловая от 6 месяцев до 2-х лет (Непосредственно-эмоциональные контакты) Ребёнку необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.

Слайд 12

В тесном взаимодействии со взрослым, имеющем практический характер и одновременно согретом теплом взаимного личностного духовного соприкосновения «большого и маленького», ребенку открывается редкая возможность постичь заложенное в предметах общественно–историческое содержание и овладеть им, употребляя эти предметы по назначению и в соответствии с той функцией, для которой они были созданы.

Слайд 13

Привязанность ко взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших как образцу. Благодаря личному контакту замечания взрослого – его похвалы и упреки – приобретают для детей огромное значение при усвоении нужных, правильных действий с предметами. С уществование ситуативно–делового общения – это время, в течение которого дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем – к культурно–фиксированным действиям с ними.

Слайд 14

Интенсивность поведения детей раннего возраста в ответ на различные воздействия взрослого Взгляд Улыбка Разговор Безразличие Укоризна Гнев Дети первого года жизни Дети второго года жизни

Слайд 15

Тактильный контакт при общении с малышом В грудном возрасте именно телесный (тактильный ) контакт является основной формой познания мира Максимальное количество информации ребенок получает через тело, ощупывая и пробуя на вкус .

Слайд 16

Тактильный контакт при общении с малышом Мать ассоциируется у малыша с определенным запахом, вкусом, теплом. Ласки, поцелуи, массаж, щекотание- это особый язык приятных прикосновений, рождающий первые чувства и эмоции, которые связывают маму и малыша и помогают крохе познать мир .

Слайд 17

Речевой контакт при общении с ребенком I c тадия : Простейшая имитация, когда малыш отвечает звуком на звук и не заботится о соответствии услышанного и произносимого звука . II c тадия : Практически полностью исчезают детские вокализации в моменты речевого общения со взрослым, повышаются внимательность ребенка, его напряженность, он «смотрит вам в рот» и реагирует на содержание произносимого слова.

Слайд 18

III стадия: Интенсивно развивается имитационная речь. Ребенок действует в соответствии с речевыми требованиями взрослого, а также самостоятельно произносит определенные звуки под одобрение близких . Впервые действия малыша, осуществляемые в ответ на обращенную к нему речь, приобретают смысловую окраску и соответствуют тому, что он произносит. Речевой контакт при общении с ребенком

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Как научиться понимать малыша и помочь ему понимать родителей, секреты правильного общения с малышом?

От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?

Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.

На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника. 

Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:

  • Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
  • Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
  • Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
  • Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
  • Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
  • Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
  • Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
  • Обращайте внимание на то, что привлекает малыша. Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.

Тактильное общение

Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.

Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:

Умывание

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Укладывание спать

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!

Что важно в общении с младенцем

– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;

– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;

– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.

После полугода: новый этап

С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:

  • Поворачиваться на звук;
  • Узнавать папин или мамин голос;
  • Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
  • Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
  • Издавать множество разных звуков.

К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:

  • Внимательно слушает;
  • Поворачивается на голос говорящего;
  • Отзывается на свое имя;
  • Произносит разные слоги;
  • Показывает пальцем на интересующие его предметы;
  • Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
  • Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
  • Знает названия нескольких предметов;
  • Очень любит песенки и потешки;
  • Отвечает что-то, когда к нему обращаются.

Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:

1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;

4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;

6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;

10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;

12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.

В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием. Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.

Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.

Как правильно общаться с малышом:

  • Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
  • Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
  • С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
  • Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
  • Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
  • Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
  • Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.

Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»

Источник