Ребенок до года общение и развитие от первой улыбки до первых шагов

Ребенок до года общение и развитие от первой улыбки до первых шагов thumbnail

В жизни малыша, только явившегося на свет, все происходит впервые. Недаром именно первый год человеческого существования зовут самым насыщенным. Кроха всему учится с ноля: сидеть, стоять и улыбаться.

Младенец улыбается

Младенец улыбается

Почему не улыбается новорожденный

Новорожденный малыш отличается от взрослых. Среди отличий – отсутствие привычных эмоций. Личико младенца еще не выражает его чувств (кроме дискомфорта), в том числе нет и улыбок. Их родители не увидят в первый месяц жизни своего чада.

Интересно. На самом деле новорожденный кроха уже умеет улыбаться. Но его самую первую улыбку (еще до рождения, в утробе матери) родители, скорее всего, не увидят. Поймать ее на УЗИ почти невозможно. Правда, это и не полноценная улыбка, а просто движения мышц, как и шевеления ручек и ножек, проверка возможностей тела.

Улыбаться «по-взрослому», осознанно ребенок начинает, когда его нервная система полностью для этого созреет. Пока малыш еще даже не осознает свои эмоции, весь спектр переживаний для него сведен к комфорту и дискомфорту. Некое подобное улыбке действие впервые чаще всего наблюдается во сне младенца. С чем оно связано, точно не известно (существует предположение, что делается это рефлекторно), но определенно улыбается кроха в тот момент спонтанно.

Как развивается навык

В среднем малышу потребуется от 4 до 8 недель, чтобы первые признаки довольства появились на его личике. Причем улыбка вне его сна – действие, которое требует больших усилий для младенца. Это первое осознание своего чувства. Кроха ощущает комфорт, его ничего не беспокоит, и данное ощущение транслируется внешнему миру через улыбку. Причем выражается это не только через растянутый рот, но и глазами – их выражение меняется тоже.

Когда малыш улыбается впервые

Первых улыбок у грудничка может быть несколько, все они различаются:

  1. До рождения, бессознательная;
  2. После рождения, бессознательная.

Бессознательная улыбка во сне

Бессознательная улыбка во сне

  1. Сознательная.
  2. Первая для родителей (чаще – мамы).

Каждая из таких первых улыбок имеет свое толкование:

  • Улыбка, что возникает еще в утробе матери, не выражает чувства. Это действие в тот момент стоит наравне с движениями рук и ног, это работа рефлексов.
  • Рефлекторная улыбка новорожденного. Чаще появляется, пока малыш спит. Может возникать и в моменты бодрствования. Например, одна пара недавно выложила в сеть фотографию со счастливым новоиспеченным папой, довольной мамой (еще на хирургическом столе после кесарева сечения) и их новорожденным с радостной улыбкой. Разумеется, это не могло быть признаком довольства ребенка, это лишь совпадение.
  • Сознательная улыбка уже отражает довольство малыша. Для нее грудничку нужно «созреть», научиться отделять приятное от неприятного. Это вторая ступень налаживания коммуникации с внешним миром (первая, доступная от родов – плач).
  • Первая улыбка маме и реже папе тоже осознанная, причем имеет особое значение.

Улыбка для мамы

Малыш учится улыбаться специально для самого близкого человека позже, отдельно. Суть одна – младенец теперь не просто говорит миру о своем комфорте, он видит источник этого комфорта и узнает его.

Малыш улыбается маме

Малыш улыбается маме

Чаще всего таким источником является мама. Именно она успокаивает и лечит боль, кормит грудничка. К ее запаху и голосу привыкает кроха еще до своего рождения. Потому для него она, по сути – пока что целый мир. Когда ребенок начинает улыбаться центру своего мира по-особенному, это говорит о развитии его мозга, приобретении навыков запоминать и узнавать.

Когда появляется осознанная улыбка

Во сколько появится первая улыбка новорожденного, зависит от ее вида:

  • Ответная. Малыш замечает что-то, его интересующее, не испытывает дискомфорта. Результат – короткая (до нескольких секунд) улыбка. Это умение появляется примерно в месяц или два.
  • Социальная. Ее ждать нужно в два или три месяца. Это не просто выражение переживания, а попытка взаимодействия с миром.

Обратите внимание! Для развития грудничка очень полезна особая игра. В этом возрасте малыш понимает, что его улыбка вызывает ответную со стороны взрослого, это нужно использовать. Рекомендуется играть в «зеркало»: повторять все действия крохи. Улыбается – нужно улыбнуться в ответ, хмурится – воссоздать его выражение личика.

  • Постоянная. Возникает в 5-6 месяцев. Ребенок улыбается всему: игрушке, отражению в зеркале, игре. Ему все интересно, все вызывает положительные эмоции.
  • Выборочная. Появляется в возрасте 5-9 месяцев, адресована только особым личностям: маме, папе, только самым-самым близким. В то же время общее количество улыбок снижается. Это нормально – кроха учится отделять своих и чужих.
  • Юмор. Ребенок начинает смеяться от исковерканного родительского голоса, гримас и пародий – доказательство того, что он уже умеет отделять откровенную выдумку от серьезного. Шутку чадо, конечно, пока не поймет – не настолько хорошо воспринимается им аудиальная информация. Но смех от постановочных комичных ситуаций – первый шаг на пути возникновения юмора.

Все приведенные выше сроки строго индивидуальны, как и любое развитие. Они могут немного «гулять» в ту или иную сторону. Все зависит от двух факторов:

  • Развития мозга. Ребенок начинает осознанно улыбаться, потому что уже может сконцентрировать свое внимание на определенном предмете или явлении в течении хотя бы нескольких секунд. Когда появится такая концентрация, зависит от активности мозга, темперамента малыша, внимания к нему со стороны родителей.

Мама играет с малышкой

Мама играет с малышкой

  • Личностных качеств. Если к полугоду младенец перестал улыбаться всему новому, и улыбки его достойны только родители – это вариант нормы. Кроха не знает, что ждать от неизвестного, опасаться его или нет. Другие детки, напротив, количество улыбок не снижают. Это тоже норма – есть более бесстрашные малыши.

Совет. Родителям не стоит переживать, если их ребенок развивается немного вне стандартных временных рамок. Притом, что чадо здорово, и патологий развития никаких не имеет.

Можно ли ускорить процесс

Можно помочь ребенку начать улыбаться быстрее. Для этого рекомендуется больше времени посвящать ему: разговаривать с ним, демонстрировать свою улыбку, играть. Все это – новая информация для мозга, развивающая его.  Чем лучше развит мозг, тем скорее улыбнется грудничок.

Рекомендуются также игры в «зеркало» (как в них играть, описано выше). Они очень полезны – во-первых, закладывают базу для дальнейшего освоения речи (это первый этап – карапуз учится что-то делать, чтобы получить ответ извне), во-вторых, развивают эмпатический интеллект. Сперва кроха учится всей гамме эмоций со стороны. Потом будет осваивать их у себя. Наконец, привыкнет к тому, что другие тоже чувствуют то же, что и он сам. В-третьих, подобное времяпрепровождение помогает младенцу сформировать картину безопасного мира, в котором он сможет спокойно развиваться.

Учат ли ребенка улыбаться

Улыбка – умение, которое уже заложено в психике малыша до рождения. Примерно так же, как плач при дискомфорте, как стремление повторять, копировать действия взрослых. Потому специально учить детей улыбаться не нужно. Все, что можно сделать, – проводить с ними время, искать «ключик» – то, что интересно маленькому человеку больше всего, за чем он готов следить, чем готов заниматься.

Мама разговаривает с ребенком

Мама разговаривает с ребенком

Если ребенок не улыбается

Сроки появления улыбки строго индивидуальны. Не следует полагать, что, если младенец не улыбается так часто, как хотелось бы, он несчастлив. Кто-то более улыбчив, кто-то – менее, это нормально. Все люди разные.

Одни дети легче идут на контакт. Они совсем не боятся чужих, им нестрашно отрываться от мамы и исследовать этот мир. Как правило, улыбка на лице таких крох появляется скорее и чаще. Тут есть свои подводные камни – такие малыши развиваются быстрее, но при этом чаще травмируются, попадают в неприятные ситуации.

Другие груднички больше привязаны к маме, они поспокойнее. Улыбка на их лице появляется позже, ее кроха дарит только тому, что ему уже известно и понятно. Новые лица, предметы и даже явления пугают его, вызывая не смех, а плач.

Читайте также:  Нормы развития ребенка таблица воз

Важно! Все из вышеперечисленного – норма. Не нужно загонять кроху под общие рамки и стандарты, лучше дать ему возможность развиваться в комфортном темпе. При этом следить за его состоянием, вовремя планово посещать педиатра и невролога, соблюдать их рекомендации.

Когда обращаются к врачу

Даже у индивидуальности есть свои границы. В том числе в плане сроков появления улыбок. Если малыш не улыбается в месяц, это нормально. Доктор Евгений Комаровский дает на развитие этого навыка первые 6 недель жизни.

Комаровский Евгений Олегович

Комаровский Евгений Олегович

Другие педиатры называют иные сроки – до 8 недель. Если первая улыбка не озарила личико карапуза до этого срока, нужно посетить невролога.

При осмотре специалистом, если не выявлено никаких проблем, срок ожидания может быть увеличен вплоть до 4 месяцев, то есть примерно до 16 недель жизни. Какой бы ни была индивидуальность, к этому времени отсутствие улыбки – признак патологии. В таком случае врач назначит ряд исследований и анализов. Причиной проблемы могут быть как психические отклонения, так и физические (в развитии мозга). По результатам обследования будут назначены специальные препараты, по необходимости – консультация более узконаправленного специалиста.

Детская улыбка – тот признак взросления новорожденного, который благотворно сказывается на малыше и его родителях. Первый с ее помощью учится общаться, доверять этому миру, вторые получают дозу эндорфинов (такую реакцию выдает взрослый организм при виде младенческой улыбки). Важно дать малышу освоить этот навык в удобном для него темпе, но не забывать следить за состоянием крохи, по необходимости консультируясь с врачом.

Видео

Источник

Как научиться понимать малыша и помочь ему понимать родителей, секреты правильного общения с малышом?

От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?

Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.

На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника. 

Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:

  • Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
  • Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
  • Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
  • Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
  • Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
  • Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
  • Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
  • Обращайте внимание на то, что привлекает малыша. Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.

Тактильное общение

Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.

Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:

Умывание

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Укладывание спать

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!

Что важно в общении с младенцем

– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;

– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;

– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.

После полугода: новый этап

С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:

  • Поворачиваться на звук;
  • Узнавать папин или мамин голос;
  • Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
  • Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
  • Издавать множество разных звуков.

К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:

  • Внимательно слушает;
  • Поворачивается на голос говорящего;
  • Отзывается на свое имя;
  • Произносит разные слоги;
  • Показывает пальцем на интересующие его предметы;
  • Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
  • Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
  • Знает названия нескольких предметов;
  • Очень любит песенки и потешки;
  • Отвечает что-то, когда к нему обращаются.

Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:

1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;

4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;

6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;

10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;

12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.

В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием. Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.

Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.

Как правильно общаться с малышом:

  • Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
  • Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
  • С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
  • Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
  • Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
  • Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
  • Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.
Читайте также:  Школа раннего развития ребенка в уфе

Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»

Источник

Фото взяты из доступных источников.

Дети быстро растут. Ещё год назад малыша привезли из роддома, а он уже бегает по дому, проявляет любопытство, говорит некоторые слова и начинает показывать характер. Весь этот год мамочку беспокоили вопросы, а правильно ли моя малютка всё это время развивалась? Развитие детей не обязано проходить по шаблону — каждый человек индивидуален. Не нужно пугаться незначительных отклонений в развитии, малютка обязательно наверстает упущенные навыки, просто нужно немного подождать. В статье раскрываются особенности правильного развития ребёнка по месяцам до года, которые помогут молодым родителям разобраться в таком волнительном вопросе.

Новорождённый

У здорового младенца развиты слух, зрение, ярко выражены врождённые рефлексы. Он по запаху может отыскать грудь, а также глотает, моргает и даже хватает, что выражается с первых секунд его жизни. Новорождённые не могут переворачиваться, не держат головку, но при положении на животике у них прекрасно срабатывает инстинкт самосохранения – они поворачивают головку на щёчку, что видно на многочисленных фотографиях родителей.

1 месяц: знакомство с родителями, адаптация

Первый месяц – период адаптации грудничка к новой окружающей среде. Если новорождённый родился здоровым, отсутствуют причины беспокойства, то большую часть дня будет спать. Режим простой: покушал и поспал. В короткое время бодрствования новорождённый водит глазками, хаотично двигает ручками, поджимает ножки в коленях. Дети в этом возрасте сильно реагируют на резкие звуки, из-за которых могут заплакать.

Физическое развитие:

  • набирает в весе около 600-700 гр.;
  • 70 %времени спит;
  • вздрагивает во сне;
  • хорошо развит хватательный рефлекс, если мама вложит свой палец в ладонь крохи, то почувствует, как младенец крепко его сжимает;
  • наблюдается рефлекторное сосание;
  • даже закрытыми глазами может найти грудной сосок.

Психомоторное развитие:

  • спустя 10 дней после рождения, новорождённый удерживает в поле зрения движущийся предмет, резкие звуки заставляют кроху вздрагивать, наблюдается непроизвольная улыбка;
  • через 18-30 дней грудничок успокаивается при появлении голоса или громкого звука;
  • происходят значительные изменения в развитии: сосредоточив своё внимание на движущемся предмете, грудничок провожает его глазками, поворачивая головку;
  • улыбка становится явной;
  • пытается поднять головку, лёжа на животе;
  • слушая разговор мамы или папы, грудничок отвечает кряхтением;
  • подносить свои кулачки к лицу.

Во время кормления грудью не нужно торопить кроху: он должен не только полноценно покушать, но и насладиться теплом матери.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

3 месяц: давай, «поговорим»!

Трёхмесячный грудничок меняется каждый день. Он заметно подрос, окреп, с удовольствием общается со знакомыми ему людьми. Чужие голоса вызывают у крохи любопытство или страх. Проснувшись, малютка может подолгу лежать в своей кроватке, рассматривать окружающие её игрушки, яркие пелёнки, люстру на потолке. У трёхмесячного ребёнка много достижений: он сам с собою воркует, агукает.

Обоняние крохи обострилось, чувства стали ярко выражаться. Плач малютки означает не только голод, дискомфорт, но и боль в животике, усталость.

Физическое состояние:

  • вес прибавляется минимум на 850 гр, рост увеличивается на 2 см;
  • приподымает голову, лёжа на животе и опирает её на предплечья;
  • в вертикальном положении удерживает головку, но не уверенно;
  • 3 месяца – возраст, когда беспокоят колики;
  • лёжа на спине, поворачивается на бочок.

Психомоторное развитие:

  • осознанно тянется ручками к понравившейся игрушке;
  • активно изучает своё тело: сосёт пальчики и не только на руках, трогает лицо;
  • в речи появляются гласные звуки;
  • «самостоятельный» человечек может вытаскивать из рта соску, а потом пытается запихать её обратно в рот;
  • может отталкиваться от твёрдой поверхности и сучить ножками.

В период бодрствования нужно брать младенца на руки, целовать, обнимать, разговаривать и гулять. Правильное развитие грудничка в этом периоде благополучно повлияет на дальнейшее состояние.

4 месяц: головку держим прямо!

Карапуз становится всё забавнее. У него достаточно окрепли мышцы шеи, и теперь он уверенно держит голову в вертикальном положении. Без посторонней помощи дотягивается до игрушки, перекладывает её. Ему нравится изучать предметы вблизи и хочется попробовать их на вкус. Поле зрения расширяется, а маму он ни с кем не спутает.

Физическое состояние:

  • вес увеличивается на 700 гр, к росту прибавляется 2,5 см;
  • положив карапузика на бок, он быстро переворачивается на спинку, без помощи взрослых;
  • высоко поднимает голову, приподымается на ручках, когда лежит на животе;
  • дотягивается до подвешенных над ним игрушек;
  • делает первые попытки, чтобы присесть или ползать;
  • успешно приподымает верхнюю часть тела.

Психомоторное состояние:

  • моментально узнаёт маму, радуется её появлению;
  • громко хохочет во время общения;
  • подолгу гулит;
  • во время кормления трогает, придерживает грудь;
  • ему интересно своё отражение в зеркале;
  • фиксирует взгляд, отслеживает движущийся субъект;
  • затихает или засыпает, когда слышит музыку;
  • начинает капризничать, когда не видит родителей;
  • реагирует на своё имя;
  • настораживается на посторонние звуки, лица;
  • проявляет свою активность, не стоит пугаться, если кроха просыпается ночью. Тихая колыбельная песенка, нежные поглаживания способствуют засыпанию;
  • в течение дня малыш предпочитает спать около 5 часов.
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года двойня

Крох на искусственном вскармливании нужно постепенно приучать к прикорму. Детям, питающимся материнским молоком, рано вводить прикорм.

5 месяц: пора учиться ползать

Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее. Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова. У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.

В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.

В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.

Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.

Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями. Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки. На фоне этого они часто капризничают.

Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.

Физические достижения:

  • к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
  • некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
  • легко переворачивается со спины на животик;
  • упирается на ладони и приподымается всем телом;
  • с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.

Психомоторное развитие:

  • понимает интонацию мамы;
  • протягивает ручки, просясь к родителям;
  • кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
  • время кормления превращается в забавную игру;
  • дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
  • с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
  • засматривается на экран телевизора.

Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.

6 месяцев: самостоятельно сидим

Первый маленький юбилей грудничка. Из спокойного комочка он превращается в непоседливое создание, которому некогда лежать, а нужно добиваться новых достижений, радовать всех вокруг. Малыш прекрасно ворочается с боку на бок, приподымается в кроватке на колени, подползает к игрушке на животе. Дети хорошо сидят, но педиатры не рекомендуют оставлять кроху в таком положении надолго, чтобы не спровоцировать искривление позвоночника.

Достижения в физическом плане:

  • вес прибавляется на 650 гр, а рост на 2 см;
  • ухватив кого-нибудь за руки, малыш может присесть и даже встать на ноги;
  • стоя на ногах, делает шаги;
  • стоя на четвереньках, раскачивается вперёд-назад;
  • ребёнок хорошо владеет своим телом.

Психомоторное состояние:

  • гуление превращается в слоги: «ба», «ма», «па», «да»;
  • поднимает выпавшую из рук игрушку;
  • если спросить у крохи, где мама, папа, кроватка, то ребёнок может отыскать объект глазками;
  • любит играть с музыкальными игрушками.

Детям, находящимся на грудном вскармливании, вводят прикорм.

7 месяцев: учимся ползать

Семь месяцев – серьёзный скачок в развитии. У маленького человечка развивается характер, темперамент. Он воспринимает информацию, исходящую от родителей и пытается применять её в повседневной жизни. Кроха исследует окружающий мир, ползая на четвереньках. Может недолго стоять на ножках, держась за перила кроватки.

Появляются нижние резцы, но бывает и так, что зубки не прорезаются до года. По такому поводу не нужно волноваться, каждая личность индивидуальна.

Достижения крохи проявляются и в речи, которая становится громкой, продолжительной, чёткой. Нужно помнить, что семимесячный карапуз во всём подражает взрослым, копирует мимику, настроение.

Крохе всё интересно, поэтому он выгребает содержимое из шкафов и начинает их исследовать. Пора водить систему запретов, но их не должно быть много, в противном случае ребёнок запутается, что ему можно, а что нельзя.

Достижения в физическом плане:

  • наблюдается прибавка в весе на 600-700 гр, к росту прибавляется 2 см;
  • активно и уверенно переступает ножками;
  • ползает быстро и уверенно сидит, и иногда опирается на руку.

Психомоторное развитие:

  • любит играть с игрушками, а также ломать, бросать, трясёт, складывать в коробку, пытается присоединить две части от игрушки, и т.д.;
  • хорошо знаком с предметами и правильно их показывает;
  • знаком со своими частями тела;
  • развивается мелкая моторика рук, играет в «Ладушки», «Сорока-белобока»;
  • в речи появляются новые слоги;
  • самостоятельно листает книжки;
  • понимает слово «нет» и «да»;
  • наблюдается избыточное слюноотделение из-за зубов, которые должны вот-вот появиться.

У родителей появилась новая обязанность – каждый день следить за чистотой пола и игрушек. Ведь малыш пробует всё на вкус, а вокруг много микробов. Нужно помнить, что чистота – залог здоровья для малыша.

8 месяц: уверены в движениях

Этот период, когда родителям нужно особенно внимательно следить за своим чадом, теперь его не оставишь в манеже, в кроватке или на кровати. Многие мамы рассказывают, что активные ребята умудряются выпадывать из своей кроватки. Это неудивительно! Кроха самостоятельно сидит, ползает, встаёт и делает шаги, держась за опору, а если мама долго отсутствует, то малютка начинает беспокоиться и проявляет так называемые чудеса.

Малютка встречает широкой улыбкой с четырьмя зубками знакомых ему людей. Проявляет восторг, хлопая в ладоши. У некоторых детей наблюдается успех в произношении коротких слов. В этот период взросления нужно читать малютке сказки, петь песенки, рассказывать стихи и потешки.

Физическое развитие:

  • масса достигает 9 кг, а рост увеличивается на 3 см;
  • ползает, хорошо ориентируется в пространстве;
  • прекрасно встаёт, садится, ложится.

Достижения в психомоторике:

  • выполняет лёгкие поручения, может принести игрушку;
  • правильно играет с пирамидкой, кубиками;
  • диапазон эмоций расширяется: ребёнок не только радуется или плачет, но и удивляется, проявляет недовольства, настойчивость;
  • растёт словарный запас;
  • танцует под музыку, хлопает в ладоши, топает ножками;
  • может брать двумя пальчиками мелкие предметы.

9 месяцев: долгожданные шаги

После двух удачных шагов малютка проявляет свою настойчивость и с большими трудностями, плачем, небольшими синяками учится ходить. Кроха падает и снова встаёт. Так проходят дни. К концу месяца он научится удерживать баланс и равновесие. Прекрасно пьёт из поильника и взрослой кружки. А ещё, это время, когда малютка произносит первые слова мама, папа, баба.

Физические особенности:

  • масса тела прибавляется на 600 гр, рост на 2 см;
  • встаёт из положения сидя, ходит в ходунках или с помощью родителей;
  • может разворачиваться во время ползания;
  • пытается залезть на стул, диван, открывает ящики.

Психомоторные особенности:

  • активно проявляет эмоции, манипулирует родителями с помощью плача, крика;
  • пытается самостоятельно надеть штанишки, шапку;
  • сам кушает ложкой;
  • умеет рвать бумагу, мять в руках пластилин;
  • любимое занятие – засовывать пальчики в дырочки;
  • запоминает названия предметов;
  • радуется, когда его хвалят;
  • понимает значение простых слов: дай, иди, кушай, пей;
  • у крохи формируется индивидуальный «язык «речи, который понятен только родителям.
  • неподдельный интерес вызывают домашние животные, телефон, пульт;
  • в общении появляется жестикуляция.

Малютка умеет прощать