Ребенок до года общение и развитие
Как научиться понимать малыша и помочь ему понимать родителей, секреты правильного общения с малышом?
От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?
Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.
На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника.
Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:
- Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
- Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
- Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
- Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
- Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
- Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
- Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
- Обращайте внимание на то, что привлекает малыша. Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.
Тактильное общение
Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.
Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:
Умывание
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купание
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Укладывание спать
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки —
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!
Что важно в общении с младенцем
– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;
– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;
– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.
После полугода: новый этап
С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:
- Поворачиваться на звук;
- Узнавать папин или мамин голос;
- Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
- Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
- Издавать множество разных звуков.
К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:
- Внимательно слушает;
- Поворачивается на голос говорящего;
- Отзывается на свое имя;
- Произносит разные слоги;
- Показывает пальцем на интересующие его предметы;
- Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
- Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
- Знает названия нескольких предметов;
- Очень любит песенки и потешки;
- Отвечает что-то, когда к нему обращаются.
Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:
1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;
4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;
6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;
10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;
12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.
В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием. Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.
Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.
Как правильно общаться с малышом:
- Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
- Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
- С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
- Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
- Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
- Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
- Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.
Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»
Источник
Главное призвание родителей, и в этом есть особенная радость, помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни, передать ему свой опыт, способствовать формированию его взглядов на окружающий мир. Прежде всего, обязанность пап и мам – это обеспечение физического комфорта ребенка. Особенно в первые годы жизни. Но было бы ошибочно недооценить роль психического и интеллектуального аспектов развития.
Малыш, появившись на свет, осваивает столько информации, сколько не получает взрослый человек за всю жизнь. Он, как губка, впитывает понятия, которые необходимы для адаптации и успешного взаимодействия с семьей, а потом с друзьями. Как правильно подобрать развивающие игры, чтобы ваш ребенок через много лет приобрел способность к самообучению?
Игра для ребенка – это единственный способ легкого восприятия информации и приобретения практических навыков. Когда ему комфортно и любопытно, он открыт для новизны огромного мира, который вы дарите ему.
Первые игрушки малыша
В самом начале жизни ребенка, ему нужен тесный контакт с матерью, но это не значит, что кроху нельзя выпускать из рук и забывать о себе. Хорошо подбирать занятия, развивающие мелкую моторику и координацию движений. Развивающие игры для ребенка в первый год его жизни – это основной канал восприятия информации. При рождении малыш не обладает четкой координацией в пространстве и фокусировкой взгляда. Если у вас нет возможности 24 часа в сутки находиться рядом с младенцем, приобретите игровой коврик. Он безопасен и удобен. Ребенок, лежа на спине, знакомится с предметами разных цветов и фактур – закрепленными на арках симпатичными мягкими игрушками, шелестящими, шуршащими вставками и нашивками на подушке коврика. Малыш, трогая их, знакомится с новыми звуками, формами и цветами. Такие коврики, как правило, делаются разборными. Арки снимаются, и привычное для малыша место отдыха можно взять с собой на прогулку в парк. Подвесные фигурки используются отдельно, в качестве экстренного «успокоителя».
Звучные, гибкие, состоящие из нескольких элементов игрушки являются не только инструментами развития, но и элементами игры для детей 1 года жизни. Большой ассортимент погремушек с мягкими силиконовыми вставками-прорезывателями (для молочных зубов), поможет отвлечь внимание ребенка и снять раздражение. Погремушки-браслеты хороши в дороге. Малыш точно ее не потеряет и будет занят во время дороги. Яркие надувные круги для купания позволят малышу во время расслабляющей (или наоборот тонизирующей) процедуры приобщиться к миру новых впечатлений, а также станут основой новых ощущений.
Развивающие игрушки для малышей от 1 года
Когда вы практикуете игры с ребенком первого года жизни, обязательно разговаривайте с малышом, рассказывайте характеристики игрушки, заинтересовавшей его, придумывайте действия, которые можно совершать с помощью этого предмета, оставляйте в поле зрения младенца яркий объект пока он не потеряет к нему интерес. Это послужит стимуляцией развития малыша.
В развивающие игры для детей от 1 года можно включить строительство всевозможных сооружений из наборов кубиков. Пока ребенок маленький, предлагайте ему крупный, разнообразный по форме строительный материал. Конусы, кубы, параллелепипеды, многогранники – прекрасная основа для дворцов, бункеров, гаражей, в которые могут парковаться, прятаться, «приходить на отдых» любимые персонажи и герои просмотренных мультфильмов и прочитанных книг.
Конструкторы на любой вкус и сформированные по сюжетам наборы деталей к ним, содержат определенное количество элементов для создания 3D картины. Знакомство с видами деятельности, профессиями, развлечениями легко проходит посредством тематических сортеров, предполагающих разбор предметов по различным признакам.
Если вы ищите развивающие игры для ребенка 1 года дома, то первые детские книги помогут частично решить эту задачу. Даже если вы не планируете растить вундеркинда, совместное чтение с ребенком первого года жизни поможет ему познакомиться с буквами и знаками препинания. Для юных чтецов выбирайте издания с крупным шрифтом и яркими иллюстрациями. Ассоциативное восприятие ускорит процесс освоения грамоты. В книгах для малышей странички выполнены из различных материалов, которые не рвутся в тот момент, когда ребенок неумело учится их перелистывать. Такие книжки оснащены клипсами для крепления к коляске или креслу и всегда будут рядом.
Когда малыш подрастает, он становится более осознанным. В это время можно выбирать игры, которые помогут ему научиться придерживаться определенных правил, будут тренировать память и внимание, станут основой для развития речевых навыков.
Игры с друзьями для детей от двух лет
Развивающие игры для ребенка в 1 год отличаются от игровых форм для детей в возрасте 2 лет. В этот период у малыша уже сформировано свое мнение по отношению к основным сферам его жизнедеятельности. Есть привычки и традиции. Ему будут очень полезны развлечения с использованием дидактических материалов. Не нужно пугаться этого слова. Это всего лишь вспомогательный систематизированный материал для создания не хаотичного, а структурированного игрового пространства.
Игры могут быть индивидуальными и групповыми. Ближе к двум годам малыши учатся взаимодействовать со сверстниками. Им становится интересно играть не только с мамой и папой, но и в обществе себе подобных. Навыки социализации малыш получает именно в этот временной отрезок. Соберите во дворе компанию из сверстников своего ребенка. Предложите им развивающие занятия – собрать пирамидку или разложить по цветам песочные игрушки. Пригласите в гости друзей вашего малыша. В домашних условиях организуйте их деятельность таким образом, чтобы день превратился в увлекательное приключение – аналоги домино (подбор элементов по соответствию и составление смысловой цепочки), материалы для лепки (экологически безопасные заменители пластилина, пластичные массы, цветное тесто) приведут малышей в полный восторг. А если по окончании праздника дети получат небольшие призы: светящиеся мячики, мягкие игрушки-сувениры, кубик с заглавной буквой, с которой начинается его имя, то и у вашего ребенка, и у его друзей появится стремление к творчеству и развитию в коллективной деятельности.
В ваших совместных играх помогут наборы для создания слепков и отпечатков на ткани. Попросите кроху погрузить кисть в приятную на ощупь глину – и он наверняка придет в восторг от предметов, созданных своими руками (в прямом смысле этого слова). С отпечатками на ткани еще веселее. Вместе обмакните ладони в краску и сотворите совместный холст. Пусть вы не сможете его продать как полотно работы известного художника. И восхищаться им будут только родственники, но совместное творчество подарит взаимопонимание и радость от общения.
Источник
Ребенок – такой же человек, а потому общаться с ним очень важно для родителей. Беседы стоит начинать с ребенком еще с момента нахождения его в материнской утробе. Это позволяет установить с малышом тесный контакт. Ребенок узнает мать по ее голосу. Он четко чувствует ее состояние. У родительниц нередко возникает вопрос: как следует разговаривать с новорожденным? Важно понимать, что грудной малыш тоже нуждается в вербальной взаимосвязи.
О чем говорить с грудным ребенком? Это не столь важно. Если вы совершаете некоторое действие, то ребенок уже все это видит, у него это оседает в памяти. Постарайтесь рассказать ему, что именно вы делаете. Возможно, ребенок не все поймет, да и вообще сразу разъяснить малышу все действия невозможно. Очень часто у родителей возникает вопрос: стоит ли сюсюкаться с ребенком? Этот вопрос мы раскроем далее.
Важность бесед с малышом
Разговаривать с ребенком можно столько, сколько вам захочется. Ему всегда будет полезно послушать разные сказки или песни. Причем рассказывать все это может как мама, так и папа, различные друзья, родственники, знакомые и т.д. Имеются исследования врачей о том, что ребенок, которому читали разные сказки, в итоге становится более здоровым, у него лучше иммунитет.
Преимущества постоянного общения с малышом:
- Ребенок учится слышать голос близкого человека. В итоге он меньше капризничает.
- Дети постоянно познают что-то новое, их лексикон расширяется.
- Ребенок начинает запоминать слова, у него формируется и развивается память.
- Проблемы с произношением проявляются гораздо реже.
- Ребенок ощущает эмоциональное состояние матери, а потом сам тоже успокаивается.
Важно всегда общаться с малышом. Если ребенок во время отсутствия родителей в комнате будет беспокоиться, можно просто откликнуться на его призывы, поговорить с ним.
Особенности вербального контакта с ребенком
Ребенок с момента появления на свет пока еще ничего не знает, а потому нужно ему все показать и разъяснить. Как вести разговоры с малышом? Все просто. Нужно постоянно общаться с ним, когда он бодрствует. Можно делиться с новорожденным своими рассуждениями и выводами, радоваться совместно с ним. Даже если малыш капризничает, вы должны быть спокойны. В итоге ребенок быстро успокоится и сам. Иначе вы напугаете его, и в итоге ребенок будет кричать еще громче.
Все разговоры с малышом нужно проводить в спокойном ключе. Малыш до года уже понимает интонацию речей. Он умеет анализировать ситуацию, а потому он сможет быстрее понять, что означает слово «нет».
Если вы перенапряжены, лучше отказаться от общения с малышом. Вам потребуется переждать, вернуться в спокойное состояние. В присутствии ребенка не стоит ругаться с другими людьми. Это может причинить его психике непоправимый ущерб. Поведенческие модели закладываются в ребенка еще с грудного возраста.
Кричать на малыша ни в коем случае не стоит. Это не принесет никаких плодов. Каждый день перед тем, как ложиться спать, приучите себя читать ребенку сказки или стихи. Можно также спеть для малыша колыбельную. Необходимо часто общаться с ребенком. Это поможет малышу быстрее настроиться на сон. От сна зависит и здоровье малыша. Родители смогут лучше высыпаться и испытывать меньше стрессов.
Диалог с ребенком следует вести на равных. Говорите малышу о том, что он вам важен, что вы любите его, что он для вас самый дорогой человек. Если ребенок добился каких-то результатов в обучении, всегда хвалите его. Не стоит говорить малышу о том, что он неумелый, иначе у ребенка могут появиться первые обиды. В будущем они только помешают ему стремиться к своим мечтам и достижениям.
Важность тактильного контакта с малышом
Значимость вербального контакта мы определили. Теперь давайте разъясним значение тактильного контакта.
Все дети до года нуждаются в тактильном контакте. С помощью осязания ребенок получает всю необходимую информацию о том, что именно его окружает, ведь остальные органы чувств пока еще работают очень слабо. Если ребенок имеет регулярный тактильный контакт со своими родителями, то он развивается в разы быстрее, причем как в физическом ключе, так и в интеллектуальном, эмоциональном и т.д. Главный принцип воспитания детей до года – сформировать для ребенка максимально комфортные условия.
Для некоторых детей тактильный контакт играет даже более важную роль, чем вербальный. Нередко это связано с темпераментом малыша, с его характером, с состоянием здоровья ребенка, а также с его памятью. Потребность в материнском контакте у малыша – это не прихоть, а норма.
Любые попытки «отвязать» малыша от рук могут вести к различным травмам для психики ребенка. Этот факт является доказанным, существуют многочисленные исследования, подтверждающие это. Потому подумайте, а действительно ли вам так нужно отучить малыша от тактильного контакта. Развивать самостоятельность у ребенка следует только с 10-12 месяцев.
Если ребенок много времени проводит с мамой, то у него обычно выше уровень социального взаимодействия, лучше интеллект, а также быстрее происходит физическое развитие. Мышцы ребенка лучше развиваются, стимулируются – особенно если мама носит ребенка в слинге.
Чтобы малыш не забирал все дневное время, вы можете также оставлять ребенка с отцом на какое-то время. Игры с отцом для малыша – еще один важный аспект эффективного развития.
Как видите, малышу важен не только вербальный, но и тактильный контакт. Все это позволяет ему быть здоровым в физическом и психическом плане.
Источник