Ребенок цифрового мира изменяя законы развития
Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Артем Халитов
Представьте себе, что Вы стреляете из лука. Иногда Вам кажется, что цель едва заметна. Порой суета, напряжение или усталость застилают глаза. Со всех сторон — шум голосов. Каждого надо услышать, но при этом не заглушить свой внутренний голос. Вы сильно натянули тетиву лука, рука твердо и прямо держит остро отточенную стрелу, готовую вот-вот пуститься в путь. Вы верите в успех всей душой, хотя понимаете, что как только отпустите стрелу, Вы уже не властны будете изменить ее путь. Вы вовсе не охотник. Вы — учитель!
Каждый наш ученик подобен стреле в свободном полете. Но что было бы с ней, если бы тетива была недостаточно туго натянута? Достигла бы эта стрела далекой цели?
Но, какова же конечная цель? Со всех сторон слышаться «экзамены», «стандарты», «инновации», «цифровизация», «индивидуальный подход». Если того требует общество, значит к этому и нужно стремиться. Но лучник не отпускает натянутую тетиву, так как он увидел еле заметную цель за всем этим информационным туманом. В его голове возник другой вопрос: «Какова цель учителя, входящего в класс? Что шепчет ему внутренний голос? Дать ученику определенный набор знаний? Но их сумма всегда ограниченна… Научить Истине? Но учитель не носитель истины.
Что же нужно современному молодому человеку в этом динамично меняющемся мире, чтобы найти себя?
Знание? Да, конечно! Но какое? Современный мир требует моментального результата.
Новый мир принципиально иной. То, что было эффективно в прошлом, может не сработать сейчас. Появилось нечто новое, изменившее все — масштабная «подключенность» к сети. Масштабная! Мы взаимосвязаны, как никогда раньше. Глобальная цифровизация повлияла на то, как мы учимся, работаем, играем, покупаем, путешествуем и общаемся. Она изменила наш мозг и даже образ мышления.
Учителя и родители видят, что многие молодые люди настолько вовлечены в виртуальный мир, что даже не осознают этого. Они всегда носят с собой телефон и кладут его рядом, ложась спать. Звонки, оповещения постоянно борются за наше внимание.
32% российских школьников проводят в Интернете около 8 часов в сутки
Поколение наших учеников — это первое поколение, которое растет в мире, где все постоянно друг с другом на связи: с другими странами, культурами. Сейчас в их распоряжении информация всего мира и у них больше возможностей, чем у кого-либо в истории человечества.
В настоящее время, никто не знает куда мы движемся и где в итоге окажемся. Никто не может предсказать какие именно знания и навыки потребуются, чтобы достичь успеха в новом «гиперподключенном» мире. Школа старается подготовить ученика к жизни, но суровая правда в том, что она очень сильно отстает от этой самой жизни.
Школы модернизируют стиль работы, но в основном это получается очень медленно.
Поэтому во многом ребенок остается в одиночестве в этом безграничном цифровом мире и готовится к будущему самостоятельно. Но что ждет его в этом мире и как научить ребенка жить в нем? Возможно ли защитить его от опасностей? Существуют ли универсальные навыки, которые пригодятся ребенку сейчас и подскажут, что делать дальше?
На мой взгляд, такой навык есть и именно он будет востребован даже когда весь мир будет автоматизирован — это способность думать, рождать новые идеи и претворять их в жизнь. Думать и управлять своим вниманием.
Для себя, как для учителя, я понял, как важно научить человека мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию, иметь свою точку зрения и уметь ее обосновывать. Тогда человек не перестает учиться всю жизнь, независимо от той профессии, которую он выбрал, обгоняя своих учителей и даже самого себя.
Но в настоящее время способность мыслить под огромнейшей угрозой. Способность думать — глубоко, вдохновенно и оригинально размышлять угрожает беспрецедентный вал информации из разных источников.
Данные поступают к нам новыми способами и по множеству разных каналов. Все это может подавлять или убивать процесс размышлений. Каким образом можно устранить эту опасность? Для этого учителю необходимо переформатировать себя и свой образ мышления.
Определенно учителю необходимо организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы дети не «зубрили» материал, а задействовали аналитическую часть мышления для решения поставленных задач.
Да, «ОГЭ», «ЕГЭ», «олимпиады» — это все несомненно важно, но не только запоминания важных формул мы пытаемся добиться. Воспитание трудолюбия, терпения и выдержки, когда не все получается, стремление к самообразованию у наших учеников, порядок в делах и в мыслях, формирование положительных человеческих качеств на всевозможных примерах, включая собственный.
Так неужели же та далекая цель, в которую зорко всматривается стрелок — помочь стать ребенку счастливым развитым человеком?
Да! Но цель эта долгосрочная. Чтобы жить в эпоху цифровизации счастливо, ребенок должен обладать культурой потребления информации и уметь делать выбор между той информацией, которая его развивает и информационным «смогом», понимая свои потребности и природу этой информации.
Очевидно, чтобы защититься от потока ненужной информации, необходима цифровая грамотность, а это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ» или технического переоснащения школы. Для решения этого вопроса необходимо привлечение экспертов из психологических, социальных и методических служб, в противном случае поток цифровой информации захлестнет любого, кто недостаточно грамотен, чтобы его контролировать в своей жизни.
Итак, цифровой туман рассеивается, зрение обострилось, цель четко видна. Но как научиться стрелять метко и с первой попытки, ведь второго шанса для этой стрелы уже не будет? Стрелку следует много работать над собой. Действительно, мы не добьемся успехов и не будем примером для подражания, если не будем сами учиться.
Ускоряющиеся технологические изменения и цифровое общество требует от педагога быть мобильным, использовать наравне с традиционными средствами обучения новые методики и технологии, экспериментировать в организации структуры урока, обращая внимание на интересы учащихся, давать им свободу выбора.
Как для педагогов так и для учеников цифровое образование дает ряд преимуществ:
1. Привлечение зарубежных учителей. Проведение обучения как в рамках классно-урочной системы, так и в «удаленном» режиме.
2. Возможность непрерывно образовываться, меняться, ориентироваться на новое, идти в ногу со временем.
3. Создавать образовательные объединения между школами, ВУЗами, которые позволяют учащимся приобретать и перенимать опыт зарубежных ученных, профессоров, коллег, что ведет к повышению трудовой мобильности.
4. Взаимообмен образовательным опытом между педагогами из различных городов и стран.
Сформировав у ребенка необходимые знания, развившись сами как профессионал, мы все же не достигнем цели в современном образовании, если ребенок, умный и воспитанный, не поверит в собственную способность свободно «лететь как стрела».
Вера в себя — мощная движущая сила. Важно помочь ребенку научиться мыслить масштабно и смело!
Способность мыслить и рассуждать в настоящее время становится путеводной нитью, которая не даст ребенку запутаться в цифровом лабиринте информации. В таком варианте всеобщая цифровизация стает продуктивным дополнением в развитии ребенка, а не его зависимостью.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»
Источник
Сейчас на Земле одновременно проживает шесть поколений. Самое молодое – это так называемое поколение Z. К нему относятся дети и подростки примерно до 14 лет. Они с полным правом могут называться рожденными цифровой революцией. Факты говорят о том, что дети все раньше и раньше начинают осваивать планшеты, смартфоны, пользоваться интернетом. Наши исследования 2015 года показывают: почти 80% школьников используют интернет 3 часа в сутки. Каждый шестой проводит там около 8 часов в сутки. Сегодня дети воспринимают интернет не как набор технологий, а как среду обитания. Это уже не отдельная виртуальная реальность, а часть их жизни. И этот образ жизни расходится с образом жизни родителей.
Все это говорит о том, что возникает новая социальная ситуация развития. Происходит возникновение новых психологических контекстов и феноменов, новых форм взаимоотношений, изменение принятых в культуре социальных практик.
Формирование психических функций
Интернет для детей выступает новым культурным орудием, которое опосредует формирование высших психических функций. Если до эпохи интернета они развивались в непосредственном взаимодействии ребенка и взрослого или детей между собой, то сегодня интернет вмешивается в это взаимодействие. Например, память. Психолог Бетси Спэрроу (Betsy Sparrow), опираясь на работы Дэниела Уэгнера (Daniel Wegner), предположила, что интернет стал особой формой памяти – трансактивной. Эта память возникает при длительных отношениях в парах, когда люди начинают полагаться на память друг друга. Память начинает работать по другим механизмам: запоминается не сама информация, а то, каким путем до нее добраться. Становится ли память хуже, или мы просто пытаемся приспособиться к новому образу жизни? Возможно, скоро мы будем судить об образованности не по тому, сколько мы знаем энциклопедических фактов или латинских крылатых фраз, а по скорости поиска или по оценке достоверности того, что мы находим в интернете.
Следующая проблема – внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания значительно уменьшилась по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Это особенно заметно, когда детей пытаются учить традиционными методами в школе. Дальше этот процесс может пойти в двух направлениях: либо будет усиливаться рассеяние внимания, когда человек следит за всем сразу и мало на чем сосредоточивается, либо дети будут учиться распределять свое внимание.
Есть и проблема сенсорной депривации. Погружаясь в интернет, дети получают меньше сенсорных сигналов из окружающего мира. Ощущение мира может стать менее чувственным. Может притупляться восприятие запахов, звуков реального мира. Ребенок может бояться прикосновений. Это может привести к сложностям в восприятии собственного тела, его возможностей, сложностям в восприятия себя как отдельной физической сущности, что важно для формирования идентичности. Кроме того, восприятие людей и их оценка часто основываются на невербальной информации. Ребенок не учится считывать эти сигналы, если он все время в интернете. Исследователи отмечают в связи с этим спад в способности к сопереживанию, к эмпатии.
И еще один феномен – «клиповое мышление». Оно стало формироваться задолго до интернета, когда появился телевизор и возможность переключать каналы. Развитие электронных форм общения ведет к возвращению мышления человека к дотекстовому периоду. Это не логическое мышление, а визуальные образы, ассоциации разного рода. Некоторые рассматривают клиповое мышление как переход к другому качеству мышления: от линейно-последовательного к мобильно-сетевому. Значит ли, что с клиповым мышлением дети становятся глупее? Есть исследователи, которые считают, что чрезмерное использование интернета ведет к атрофии мозга ребенка. Но есть другая точка зрения. Эксперименты психолога Гэри Смолла (Gary Small) доказывают, что активное использование интернета приводит к формированию новых нейронных связей.
Построение идентичности
Цифровые технологии оказывают влияние на формирование личности. Ребенок активно экспериментирует, у него появляется потрясающая площадка для построения своей идентичности, эксперимента со своей идентичностью, поиска своего социального «Я». В интернете он осваивает самые разные социальные роли. С другой стороны, попытки примерять на себя разные маски могут привести к тому, что идентичность не будет формироваться, а будет инсценироваться. Возможно застревание на стадии диффузной идентичности – смутного, неустойчивого представления о самом себе. В результате может затянуться процесс самоопределения, перехода от детства к юности и дальше.
Меняются и представления о социальном капитале. Дети в рамках социальных сетей накапливают количество знакомых, наращивают социальные связи, которые сохраняются потом практически на всю жизнь и способствуют будущей успешности. Именно через них люди выходят на новые ресурсы. Причем чаще всего важную роль играют не близкие друзья, а случайные френды.
Жизнь в цифровой среде вызывает появление новых психологических контекстов и феноменов. Например, феномен приватности, который для нашей российской культуры всегда был не очень характерен. Они настраивают свою приватность в социальных сетях, распоряжаются своими персональными данными. Это связано и с приватностью личности, и поведения, и персональных данных в первую очередь. Проблема защиты и безопасности персональных данных для детей находится в числе самых важных. Само понятие приватности сейчас эволюционирует. Грань между личным и публичным стирается. Меняются представления о частной жизни: она становится прозрачной.
Текст:Подготовил Антон Солдатов
Источник
Цифровые дети
Современные ученые все чаще начинают говорить о новых технологиях и тенденциях, которые могут полностью изменить мир. Это в первую очередь развитие виртуальной реальности и свободная, доступная в одно мгновение, информация. Для большинства людей все это кажется новым, но для детей, чье взросление происходит параллельно внедрению этих цифровых технологий, нет ничего не обычного. Они способны быстро адаптироваться в современной среде и имеют несколько другое представление о мире. Большинству детям, рожденным в середине 90-х и в начале 2000-х, сложно представить жизнь без гаджетов и интернета.
Безусловно, ребенок растет, и выходит за рамки своих увлечений, проявляя интерес к новым хобби и занятиям. В самом раннем возрасте для него важна семья, а чуть позже значительную роль начинают играть сверстники. Подростки ведут себя совсем иначе и, порой, кардинально меняют свое мировоззрение. Но не смотря на эти этапы взросление, в жизнь современного ребенка неразрывно вплетена сеть цифрового пространства. Смартфон является главным источником информации и главным способ коммуникации. Обычные письма, как и бумажные книги в целом, уходят в прошлое, оставляя за собой свои цифровые аналоги, состоящие из символов и изображений. Все это вызывает определенные трудности у взрослых людей, но только не у детей последнего поколения, поколения “Z”, “цифрового” поколения.
В средствах массовой информации часто употребляется термин “центениалы” иди “зумеры”. Это дети, рожденные преимущественно в последнее десятилетие прошлого века. Конечно, границы между поколениями весьма условны, но суть заключается в том, что каждые четверть века рождаются дети, которые кардинально отличаются от предыдущих.
Существует очень актуальная проблема, которая заключается в вопросе: “Как дети поколения «digital natives» строят коммуникации с миром?”
Современные глобальные тенденции находят своё отражение в детях. Современный ребенок окружен информацией и способен проявить себя во многих областях, редко задумываясь, кем он хочет стать в будущем. В тоже время, центениалов больше заботят глобальные вопросы, чем их сверстники 20 лет назад, например проблемах экологии. Они часто говорят о том, что будут заниматься волонтерством, когда вырастут.
Кумиры цифрового поколения также находятся во всё той же мировой сети интернет. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей хотят стать интернет-знаменитостями и бизнесменами, чем врачами, инженерами и др. Также, многие современные дети хотят посвятить себя творчеству, которое, впрочем, тоже “оцифровалось”, сюда относятся дизайнеры и фотографы.
Взаимодействие и коммуникация цифрового поколения также все больше переходит в онлайн. Главенствующую роль тут занимают социальные сети и мессенджеры, которые позволяют детям контактировать между собой и объединятся в группы по интересам. Исследование, проведенное “Forbes” показало, что “зумеры” проводят больше 70% своего времени в интернете и для современного ребенка в большинстве случаем нет разницы, между онлайн другом или “живым”. Цифровые дети выросли в условиях изобилия информации, избыточности, поэтому навык быстро находить информацию и правильно ориентироваться в ней для них ценнее заучивания и знания в целом.
Стоит вопрос и об обучении “цифровых” детей.
Ученые считают, что система образования должна быть подвергнута значительными изменениями. Для цифровых детей, нужна цифровая школа, которая создана для ребенка, научившегося пользоваться смартфоном намного раньше, чем взял в руки ручку.
В заключение, стоит напомнить, что мы живем в цифровом мире. Как-то ограничить поток информации для наших детей не получится. Нужно в первую очередь научить ребенка пользоваться этой информацией правильно, а также развивать его интеллектуальные и психологические аспекты, подготавливая к приходу новой эпохи.
Источник
«Цифровое воспитание» детей одна из горячих тем, которая непременно делит родителей на два враждебных лагеря: одни категорически «за», другие радикально «против». Но что интересно, такие «священные войны» ведутся не только среди родителей, но и между уважаемых экспертов, которые дают весьма противоречивые, а часто совершенно противоположные рекомендации «правильного потребления» технологий детьми. Даже для простых, казалось бы, вопросов: «В каком возрасте стоит дать ребенку планшет?» и «Сколько времени может проводить с планшетом ребенок такого-то возраста?», невозможно найти однозначного ответа.
В конце концов мы составили два списка аргументов. Одни предостерегали об опасностях раннего знакомства детей с планшетами: потенциальные проблемы со зрением; недостаток движения и вероятность ожирения; нехватка реального общения с родными, даже риск нарушить или затормозить нормальное развитие интеллектуальных, эмоциональных или социальных способностей ребенка.
Другие аргументы, наоборот, апеллировали к невиданному потенциалу современных технологий в детских руках: развитие мелкой моторики, тренировка концентрации и логического мышления, быстрое усвоение учебного материала, а еще – возможность учиться для детей с особыми потребностями или определенными недостатками развития. Впрочем, большинство аргументов с обоих списков не имели достаточного научного обоснования, по крайней мере на тот момент…
За три года ситуация несколько изменилась. Ученые проводят исследования и собирают все больше данных, экспертные группы по всему миру пытаются успевать за этими результатами и вовремя обновлять свою политику. А я попробовал в этом всем разобраться.
Законодатель моды – США
Недавно отошло в прошлое железное правило «2х2», которое десятилетиями пропагандировалось Американской Академией Педиатров (AAP): « Никаких экранов детям до двух лет и не более двух часов с цифровыми медиа для старших детей». Местные эксперты сошлись во мнении, что «экраны бывают разные», и четкие совет по поводу ограничения пассивного просмотра телевидения, совершенно не релевантны в эру интерактивных планшетов, смартфонов и компьютеров.
Новая версия рекомендаций ААP для дошкольников, которая была обнародована в октябре 2016 уже не столь категорична и однозначна. Возрастной ценз ослабили с 24 до 18 месяцев (в полтора года, по мнению экспертов, детский мозг уже способен обрабатывать и усваивать информацию в интерактивном режиме, например в развивающей игре, специально разработанной для детей). А видео-чаты с близкими вообще разрешено без оговорок с самого рождения.
Для детей 2-5 лет рекомендуется проводить с планшетом не более одного часа в день, при этом родители обязаны очень внимательно относиться к наполнению планшета – выбирать действительно развивающие учебные приложения и игры, соответственно возрасту ребенка.
В инструкциях относительно школьников и подростков сказано лишь, что «Родителям следует установить для ребенка четкое ограниченное время с цифровыми устройствами». При этом убедиться, что хотя бы один час в день ребенок занимается физической активностью, и не “залипает” в экран во время еды, и, по крайней мере, за час до сна выключает все устройства, чтобы не вредить здоровому сну.
В дополнение к этим рекомендациям ААP предлагает каждой семье согласовать так называемый «Семейный Медиа План», то есть правила поведения с устройствами: обозначить места в доме свободные от экранов; пообещать друг другу чаще проводить время вместе; не злоупотреблять устройствами для развлечений и так далее.
Мировые тенденции
Американская политика «цифрового воспитания», хоть и задает тон, но все же не всегда совпадает с аналогичными рекомендациями в других странах мира.
В Австралии все еще не рекомендуют экраны для детей до 2 лет. В Германии просят ограничить время за планшетом до 30 минут, если речь идет про дошкольников, и до 1-2 часов «необязательного времяпрепровождению с медиа-устройствами», если речь идет о школьниках, подростках и даже взрослых.
Канада соглашается с одним часом в день для детей. А в Тайване четких ограничений не прописано, зато приняли закон, согласно которому могут наложить немаленький штраф на родителей, позволяющие детям злостно злоупотреблять цифровыми медиа.
Интересная ситуация сложилась в Великобритании. Там полемика между сторонниками и оппонентами цифровых технологий – в разы горячее, чем где-либо. Как пример – инцидент с публичной перепалкой экспертов на страницах онлайн-журнала The Guardians.
Сначала появилось скандальное открытое письмо к правительству страны с заголовком: «Жизнь с экранами вредит детскому здоровью!». Опубликованный в Рождество, 25 декабря 2016 и подписан более 40 важными персонами, среди которых много профессоров, исследователей, консультантов, учителей, писателей и общественных деятелей, а во главе – госпожа Сью Палмер, автор книги с красноречивым названием «Токсическое Детство».
А потом – не менее громкое публичное заявление в ответ: «Рекомендуемые ограничения времени перед экранами должны базироваться на доказательствах, а не на популизме», которая появилась в том же издании уже 6 января 2017, от имени более 80 участников.
Первое письмо настаивал на срочных, можно жестких ограничениях детского «времени за экранами» (англ. – «screen time»), как причины детского ожирения, психологических проблем, проблем в семьях. Второй – отвечал, что нет научных результатов, которые бы подтвердили прямую связь между технологиями и упомянутыми проблемами (например, исследования показывают, что современные дети меньше гуляют по целому ряду причин, не связанных исключительно с использованием смартфонов или планшетов). Поэтому распространять панику между родителей и диктовать им ограничения «высосаны из пальца» – не стоит.
Как по мне, веб-сайты официальных организаций на тему детей и медиа должны быть не просто вместилищем рекомендованных ограничений, а чем-то большим. Вроде портала Сингапурского Совета по вопросам СМИ, где много полезных материалов для родителей, учителей и подростков. Есть брошюра об обязанностях родителей в цифровую эру – с рисунками, пояснениями и номерами служб, которые помогут в случае чего. Советы как выявить признаки интернет-зависимости и видео с пареньком, который делится собственным опытом победы над этой дурной привычкой. Интервью о том, как в Интернете отличать правду от лжи. Кодекс ценностей и норм «цифрового гражданина». Рекомендации интернет-безопасности и конфиденциальности, и тому подобное.
А еще важно, чтобы появлялось больше мощных общественных организаций вроде Common Sense Media (США), или Parent Zone (Великобритания), которые не только проводят собственные научные исследования цифровых медиа, но и предлагают конкретные практические советы, подборки развивающих приложений и игр, статьи с опытом реальных семей о том, как жить и воспитывать детей в условиях современного цифрового мира.
Что же советуют международные эксперты? Осмелюсь ответить на это своими словами:
Оставаться бдительными и неравнодушными к собственным детям, быть в курсе рисков и опасностей цифрового детства, но все же больше заботиться про качественное наполнение детского времени перед экранами, чем про формальные его ограничения.
Источник