Ребенок 9 месяцев развитие по комаровскому

Ребенок 9 месяцев развитие по комаровскому thumbnail

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальные особенности его развития как в активности его движений, так и в том, что он умеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой именно момент должен наступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря о девятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, но далеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность в развитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научится стоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет “загребать” в кулак понравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать их характерным движением большого и указательного пальца.
Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметить любопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь то игра или путешествия по дому – малыш становится более умелым и энергичным. Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложить ему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.

Двигательные навыки

К девяти месяцам большинство детей хорошо ползает. Чаще всего используя ладошки и коленки, дети успешно преодолевают препятствия и маневрируют на различных поверхностях. Другие малыши предпочитают в качестве главного средства передвижения пятую точку. Некоторые делают одну ножку толчковой и двигаются своеобразными подскакиваниями. Есть дети, которые, в основном, полагаются на руки, сначала выдвигая их вперед, а потом подтягивая все тельце. Встречаются экземпляры, передвигающиеся на четвереньках с выпрямленными коленками, напоминая новорожденных жеребят на еще неустойчивых ногах.
В то время как у многих детей в девять месяцев заметно проявляются новые двигательные навыки – умение стоять, передвигаться, вскарабкиваться на ступеньки, слезать с дивана, – другие, кажется, застыли в своем развитии. В этом плане у всех детей бывают свои вершины и относительные спады.
Какое-то время малыши быстро усваивают новое, потом им необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, а затем усвоить что-то другое. Однако часто бывает, что в каком-то отношении развитие ребенка вроде совершенно не продвинулось, в то время как в другой области у него появились интересные достижения.
Девять месяцев – это важный возраст для развития различных групп мышц. Некоторые дети расходуют массу энергии, стараясь поскорее встать, а другие больше “работают” руками, все время пытаясь что-то взять, исследовать, повернуть и так и сяк. Особое значение тут приобретают ложки. Дети начинают понимать, что ложка существует не только для того, чтобы колотить ею по какой-то поверхности, но используется и как инструмент, с помощью которого еда поступает в рот. И хотя ваш малыш может перевернуть ложку, прежде чем она дойдет до его рта, все-таки он уже соображает, что сначала на ложку кладут еду, а уже потом отправляют ее в рот.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать “любимая игрушка”, эта ранняя привязанность представляется нам важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, если ребенка стараются утешить им в отсутствие старого “друга”, потому что малыш уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом.
Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверь холодильника – завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит – это идет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но отчасти уже умеет “планировать” свои действия. Особенно очевидно эта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумя действиями. Если перед его любимым грузовиком поставить “барьер” в виде другой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку. Отодвинув на другой край кофейного столика цветы – подальше от ребенка, вы увидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокруг столика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуациях ребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности, он использует одно действие как средство для выполнения второго.
Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит — как будто сознает, что предметы служат разным целям, и он совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. В девять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать как своеобразный вариант игры “в прятки”. Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты “пряток”. Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для ребенка интерес, практически нет.

Понимаем своего ребенка

Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: “Где мама?”, “Где папа?” – он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: “Дай маме ложку”, протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Он скажет “папа”, увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа “дай”), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней “разговорной” стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему “говорящему чуду”, ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово – это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.
В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа “туда-обратно”. Одно из самых любимых занятий детей – снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра “я тебя съем” – малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра “идет коза рогатая”, когда папа “нападает” на животик малыша, а тот “обороняется” от нападения.
Более спокойным вариантом игры “туда-сюда” можно считать игру в “телефон”. Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: “Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?” Потом она передает трубку ребенку и говорит: “Теперь твоя очередь”. Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои “фразы”, перед тем как положить трубку.
Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный “приятель”, можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово “нет” – для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно “прочесать”.
Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок “сейчас”, но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, за какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются.
Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать.
Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть – передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.
Время игр

Новые открытия
Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.
“Осязательная” игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой.
В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш “положение” своих друзей.
Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.
Улучшение координации
Поиграйте с ребенком в ладушки
Поиграйте с вашим ребенком в “ладушки”. Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.
Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик.
Как сесть на пол
Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение.
Дайте ребенку “пирамиду”
Если ребенок хоть один раз надел “кольцо” на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.
Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит свои старания.
Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.
Поиграйте в “дай мне игрушку”
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.
Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Повседневные дела

Время кормления
Как напоить плюшевого мишку
Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить ваши движения. Эта игра типа “как будто” для совсем маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят играть дети постарше.
Пища для развития
Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке.

Время переодевания
Как переодеть непоседу
Поменять подгузники девятимесячному ребенку – задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой “к случаю”.
Как поймать ребенка
Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: “Я тебя поймала!” Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его.
Пуховичок для пудры
Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и
покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела (“где у нас носик”, “где у нас глазки” и т. д.).
Паучок, паучок
Прежние “родственные” чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию “паучок” побежит по ножке ребенка, а потом по животику. С “паучком” малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры.

Время купания
Пусть ребенок “самостоятельно” помоется
Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к “самостоятельному мытью” и само “мытье” потребует больше времени.
Оп-оп
Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего “подпрыгивающего” малыша и командуйте ему “оп-оп!” Когда ребенок перестает “прыгать”, перестаньте говорить “оп-оп!” Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка.

Время отдыха
Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку
Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком.
Усыпляющий вальс
Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить его спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себя и окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых нежных объятиях.

опубликовано 21/05/2007 13:53
обновлено 02/09/2014
— Педагогика и психология

Источник

Этапы развития ребенка по Комаровскому. Ежемесячные нормы развития навыков у детей первого года жизни, прибавки роста и веса. Рекомендации родителям от известного доктора.

Вот маленький человечек и появился на свет. Он с первых минут своей жизни удивляет родителей и очень радует их. Дети меняются в течение первого года очень быстро, поэтому нет ничего необычного в том, что молодых родителей интересует, нормально ли идет развитие ребенка. По Комаровскому своих детей воспитывают множество родителей. Он в своих передачах и книгах подробно говорит о развитии детей и о том, что нужно делать в этот период маме и папе.

Умения новорожденного

Новорожденным ребенок считается от момента рождения до достижения им возраста 28 дней. Всего четыре недели уходит у ребенка на формирование основных умений и навыков. На этом этапе у крохи развиваются органы чувств, которые помогут ему изучать окружающий его мир. Зрение у него неострое, он видит лишь нечеткие пятна с различной яркостью. Фокусировка разовьется у него немного позже.

На момент рождения у грудничка немного снижен слух, но спустя 4−5 дней он становится таким, как и во взрослом возрасте. Малыш способен различать кислое, сладкое и горькое. У него хорошо развито осязание, и поэтому прикосновения и любые тактильные ощущения для него очень полезны.

Режим для малютки на первом месяце жизни играет немаловажную роль для дальнейшего развития. Здоровье ребенка зависит от того, как мама и папа организуют для него сон, питание, гигиенические процедуры и прогулки. Малыш, который кажется беспомощным, на самом деле умеет немало. На первом месяце жизни он демонстрирует врожденные рефлексы, которые впоследствии полностью исчезнут, так как перестанут быть нужными ребенку. Оценить наличие основных рефлексов родители могут самостоятельно, не обращаясь к доктору:

  1. Хватательный рефлекс. Нужно поднести свой указательный палец к ладони ребеночка, он тут же схватит его.
  2. Рефлекс объятий. Грудничок должен лежать на столе или любой твердой поверхности. При резком стуке по столу возникает громкий звук с вибрацией, из-за которой малютка совершает ручками движение, как будто хочет кого-то обнять. Он немного прогнется назад, широко разведет руки и резко вернет их к груди.
  3. Рефлекс ползанья. При положении лежа на животе кроха рефлекторно движется так, как будто пытается ползти.
  4. Шаговый рефлекс. Нужно взять кроху под мышки и поставить в вертикальное положение. Ножки должны опираться на твердую поверхность. Малыш будет толкаться и пружинить, пытаясь переставлять ноги, как будто шагая.

Среднестатистические показатели роста новорожденного говорят о том, что ребенок прибавляет всего 1,5−2 сантиметра. Что касается веса, то он увеличивается на 450−700 граммов. Эти цифры не являются догмой, так как каждый малыш развивается индивидуально.

Основные рекомендации доктора Комаровского для этого возраста заключаются в обеспечении правильных параметров воздуха и установлении режима. Малыш должен купаться в прохладной воде, ежедневно гулять на свежем воздухе и находиться в комнате, где температура воздуха не превышает 20 градусов тепла, а влажность находится в пределах 50−70%.

Как утверждает Комаровский, до года развитие ребенка-девочки по месяцам не особо отличается от развития мальчика.

Один месяц

Этап новорождённости подошел к концу. У ребенка уже снижен тонус мышц, он более скоординированно двигает конечностями. Пупок к этому времени уже заживает. Сон ребенка продолжается по 17−20 часов в сутки. Среднестатистические дети в этом возрасте уже могут на протяжении нескольких секунд держать головку.

Зрение совершенствуется с каждым днем, и малютка уже может зафиксировать свой взгляд на неподвижном предмете на пару секунд. Он уже узнает свою маму, но больше не зрительно, а по голосу и запаху. Он ей радуется, демонстрируя рефлекс объятий. Детеныш делает первые попытки в произношении звуков.

Девочки (чей вес при рождении составлял больше 3 кг) в этом возрасте весят около 4150−4400 г при росте в 53−55 см. Мальчишки весят 4400−4900 г при росте в 54−56 см.

На этом этапе полезно не только купать малыша, но и заниматься с ним плаваньем. Лучше всего отказаться от детских ванночек и пользоваться сразу родительской. В продаже имеются специальные круги для ванны, которые надеваются на шею малыша и надежно удерживают его на плаву.

Два месяца

Малыш меняется внешне и становится по-настоящему милым. Он ведет себя намного спокойнее, чем раньше, его движения становятся четкими и скоординированными. Сон занимает 19 часов в сутки и становится крепким.

Грудничок уже способен фокусировать взгляд не только на неподвижных, но и движущихся предметах. Он может держать голову в течение 15−20 секунд, находясь в положении лежа на животе. Если родители положат его на бочок, то он сам перевернется на спину. Многие крохи уже дарят своим родственникам свою лучезарную улыбку, гулят и поют. Они способны определять направление звука и поворачивают в эту сторону голову.

За этот месяц малыш прибавляет в среднем 800 граммов и 2 сантиметра.

Родители должны внимательно следить за совершенствованием навыков ребеночка. Если он в возрасте 2 месяцев не может удерживать голову, никак не реагирует на громкие звуки или появление мамы, то стоит проконсультироваться со специалистами (лором, неврологом, педиатром).

Три месяца

Через три месяца от рождения кроха выглядит еще краше. У него растет подкожно-жировая клетчатка, и он становится пухленьким. Большинство детей в этом возрасте уже умеют самостоятельно переворачиваться, лежа на животе опираются на локти и предплечья. Малыш тянется к интересующему его предмету, и все, что попадает ему в руки, он тянет в рот.

Он способен различать основные цвета, его осязательное восприятие активно совершенствуется. Кроха любит щупать предметы различной текстуры. Среднестатистическая прибавка массы тела за этот месяц составляет 800 граммов. Рост увеличивается на 2,5−3 см.

Трехмесячный кроха уже интересуется играми, поэтому родители должны экспериментировать с игрушками и показывать малышу погремушки, пищалки и трещотки. Не стоит забывать о профилактической ежедневной гимнастике и укрепляющем массаже.

Четыре месяца

Врождённые рефлексы постепенно угасают, а некоторые исчезают вовсе. Стремительно развивается желудочно-кишечный тракт, и колики перестают беспокоить ребенка. Малышу необходимо общение, он гулит, пытается распевать звуки. Некоторые малютки в этом возрасте даже смеются. Спит малютка в сутки по 15 часов, бодрствует — около 2 часов. Во время бодрствования родители должны проводить время максимально полезно для ребенка: делать массаж, гулять на улице, заниматься развивающими играми.

Четырехмесячный малыш должен прибавить за месяц около 700 граммов и 2,5 см.

Пять месяцев

В этом возрасте первоочередным для ребенка является эмоциональное общение. Он осознанно улыбается и смеётся. Многие детки, но не все, к началу шестого месяца уже сидят с опорой спины. Крошка распознает лица, разглядывает свое отражение в зеркале и сильно беспокоится при отсутствии мамы в поле зрения.

У ребёнка совершенная координация движений, он может хватать нужные предметы. Малыш может играть сам около 15 минут. Средняя прибавка веса составляет 700 граммов, а роста — 3 см. При дефиците веса педиатр может рекомендовать начать прикорм.

Шесть месяцев

Мускулатура ребенка очень активно развивается, и большинство детей к своему полугодию сидят и даже пытаются ползать. Малыш становится очень активным и требует к себе пристального внимания.

На этом этапе начинают прорезываться первые зубки. Теперь малютка может не только схватить нужную игрушку, но и поднять игрушку, выпавшую из рук. Умственное развитие происходит невероятно активно, и маленький человечек уже может построить причинно-следственную связь:

  • Если кинуть погремушку — она упадет;
  • Если заплакать — прибежит мама;
  • Если заплакать очень громко — вместе с мамой примчатся папа, дедушка и бабушка.

Кроха реагирует на свое имя, прислушивается к речи и оживляется, когда слышит знакомое слово. Он уже пытается говорить слогами. Конечно, в них нет смысла, но сказанные новые звуки очень радуют малыша. За это месяц ребенок должен набрать в среднем 600 граммов веса и вырасти на 2 сантиметра.

Если он еще не сидит, то родители не должны на этом настаивать. Педиатр Комаровский рекомендует поощрять навык ползанья.

Семь месяцев

Некоторые дети в этом возрасте уже встают, имея опору. Зрение уже хорошо развито, ребенок может различать предметы, находящиеся на расстоянии. Он познает мир, переворачивая предметы, пробуя их на вкус, кидая и переставляя. Многие мамы беспокоятся вопросом о том, что должен уметь ребенок-девочка в 7 месяцев. Комаровский никогда не говорит про пол ребенка, но считается, что умственное развитие у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.

Семимесячный кроха может пить из чашки, есть с ложки и держать бутылочку. За этот месяц прибавка в весе должна составлять 600 граммов, а в росте — 2 см. На этом этапе родители должны уделить особое внимание речи. Нужно постоянно разговаривать с малышом и описывать все, что находится вокруг. Это поможет ему называть вещи своими именами. В этом возрасте ребенку уже не нужны ночные кормления.

Восемь месяцев

Карапуз уже способен совершать перевороты во всех направлениях. Некоторые играют в «ладушки», практически у всех уже хорошо развита мелкая моторика. В этом возрасте малыш может бояться внезапных громких звуков (от пылесоса или кухонного комбайна). Он пытается контактировать с людьми и оживляется, когда его хвалят.

Восьмимесячный малыш прибавляет в весе около 500 граммов и вырастает на 1,5 см. Если у крохи еще нет ни одного зуба, то это совсем не является поводом для паники. Разрыв в развитии отдельных детей в этом возрасте значительно увеличивается. Одни уже стоят и пытаются ходить, а другие только садятся.

Комаровский рекомендует мамам не верить в миф про проблему, если малыш ходит на цыпочках и перестать сравнивать своего ребенка с другими детьми. Понять, что все дети разные.

Девять месяцев

Кроха уверенно ползет и делает это своим собственным способом. Он сидит и может стоять у опоры. Уже можно учить ребенка частям тела. Он любит подражать взрослым и копировать их поведение. За девятый месяц масса тела ребенка увеличилась на 500 граммов, а рост — на 1,5 сантиметра.

Девятимесячный малыш очень любознателен и активен, он норовит исследовать в доме все комоды и ящики, находящиеся в его доступности. Это травмоопасный период, родители должны внимательно следить за ребенком и обеспечивать ему безопасность.

Десять и одиннадцать месяцев

Некоторые дети в этом возрасте уже ходят. Но если малыш не предпринимает никаких попыток самостоятельно шагать, то настаивать не нужно — всему свое время. Он выполняет простые родительские просьбы:

  • Подать игрушку;
  • Взять бутылочку;
  • Кинуть мячик.

Не первый план выходит психоэмоциональное и умственное развитие. Активно совершенствуется речь. Ребенку нужно как можно больше читать, говорить с ним. За два месяца дети подрастают на 1,5 сантиметра и прибавляют в весе около 450 граммов.

На нашем сайте доступны таблицы развития ребенка по месяцам до года. Комаровский при этом никогда не разделяет детей по половому признаку.

Один год

На этом этапе подводится итог умений, приобретённых за год. У ребенка прекрасно развита мускулатура, у него уже прорезались 1−8 зубов. Он самостоятельно сидит на корточках и встает без поддержки, забирается на диван и спускается с него.

Кроха говорит около 15 слов, собирает пирамидку и совершенствует свою долговременную память. Вес малыша должен быть втрое больше, чем при рождении. За месяц он вырастает на 1,5 сантиметра.

На этом этапе проводится плановый медицинский осмотр узких специалистов. При отставании ребенка от описанных норм волноваться не стоит. Он вскоре догонит своих сверстников. Как говорит Комаровский, развитие ребенка-мальчика по месяцам до года ничем не отличается от развития девочки.

Источник