Ребенок 8 мес развитие речи
Ребенок в пространстве
К 7–8 месяцам вдвое увеличивается масса мозга ребенка (по сравнению с той, что была при рождении): идет интенсивное формирование центральной нервной системы. Малыш овладевает двигательными и речевыми навыками. Теперь он лучше понимает обращенную к нему речь и интенсивно социализируется, т.е. входит в общество окружающих его людей. Эти метаморфозы – результат общения взрослых с ребенком. Значит, это ваши общие заслуги!
Ребенок осваивает пространство – ползает быстро и во всех направлениях. Он самостоятельно садится – новое умение, которое ребенок приобрел совсем недавно. Все это также является важным моментом в организации дальнейшей жизни и развития крохи.
Предметные игры позволяют малышу впервые почувствовать себя в качестве «деятеля»: на практике познавать физические свойства объектов (круглый – катится, прямоугольный – стоит, маленький – вкладывается в большой, но не наоборот; предмет, не имеющий отверстия, нельзя нанизать на палочку и др.).
Несмотря на то что предметная деятельность считается ведущей в этот период младенчества, приоритетным выступает социальное развитие ребенка.
Эмоции ребенка
Душевные, эмоциональные переживания ребенка заполняют все его существо: кроха сильно привязывается к ухаживающему за ним взрослому (как правило, маме). Это особые отношения, которые влияют на его дальнейшее общее развитие, в том числе и речевое.
Теперь, беря ребенка на руки, мама удобно усаживает его лицом к себе, но иногда ребенок бьет взрослого ладонью по лицу, стаскивает очки, царапает щеки, рвет волосы. Взрослый в недоумении – в чем дело?! Конечно, малыш еще не понимает, что так вести себя нельзя. Это врожденная ориентировочная активность ребенка, выводящая его на неосознанное еще социальное экспериментирование. Иными словами, ребенок изучает вас, а «разведка боем» обнаруживает вашу реакцию на его действия.
Как же быть в этой ситуации? Мама должна отвести руку ребенка и строго сказать: «Нельзя!» Даже если малыш заплачет, она все же показывает, что ей не нравятся его действия. А затем следует дать ребенку образец ласкового общения: погладить его ручкой по своей щеке, провести по волосам, прижаться к его головке и т.п.
Когда ребенок находится на руках у мамы, ему удобно рассматривать ее лицо. Кроме того, обозревая окружающее пространство, они одновременно видят один и тот же объект, который ребенку следует назвать (как и производящиеся с этим объектом действия).
Мимика взрослого, его отношение к событиям и ситуациям раскрывают перед крохой палитру родительских настроений и чувств. Ребенок начинает входить в тесный эмоциональный контакт с матерью, не только наблюдая ее переживания, но и повторяя их. Ее эмоции – это школа чувств и лакмусовая бумажка для малыша в понимании окружающего на ранних этапах социализации. Так, оказавшись в непривычной обстановке, он будет внимательно следить за реакцией мамы, и именно ее эмоции определят его настроение и поведение.
В этот период жизни ребенок не отделяет себя от взрослого. Он не обособляет себя от своего окружения, не знает и не понимает своего «Я». Привязанность крохи к матери, их эмоциональную спаянность ученые называют бинарностью, т.е. сдвоенностью, неразделяемостью, единым целым.
Содержательное общение с ребенком – первостепенное условие психофизического развития малютки на этом этапе. Взрослый должен понимать, что малыш смотрится в него, как в зеркало, копируя эмоции, жесты, характер реагирования на то или иное событие; отношение, выраженное в слове и т.п.
В этих обстоятельствах родителям необходимо вести себя определенным образом: быть эмоционально открытыми и понятными. Ничего наигранного, искусственного, надуманного. В присутствии ребенка важно уметь распахнуться навстречу миру. Например, расцвел цветок: «Ах, как красиво! Посмотри!» (мама смеется, подносит ребенка к цветку); пошел дождь: «Ой, скорее-скорее! Спрячемся! Но-но, дождик, нельзя нас мочить!» (мама делает строгое лицо, грозит пальчиком, смеется); проехала большая машина: «Ай-ай! Какая большая машина! Би-би-би!» (мама удивленно смотрит на ребенка); вышло солнышко: «Ха-ха! Здравствуй, здравствуй, солнышко! Подставляй ладошки!» (мама демонстрирует радость, протягивает свои ладони и ручки ребенка к солнышку).
Так вы учите ребенка воспринимать мир и эмоционально реагировать на происходящее. Обогащение чувств ребенка ведет за собой интенсивное развитие понимания речи.
Цель занятий
Какие же задачи общего развития следует добавить к уже имеющимся?
Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с игрушками.
Проводить игры – занятия с предметами, способствующие фиксации внимания на 1–3 мин на одном объекте.
Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).
Способствовать появлению у малыша потребности в совместных действиях (сотрудничестве) со взрослым.
Показывать примеры новых действий с образными и дидактическими игрушками (ознакомительная игра).
Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков, поэтому взрослый должен:
создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт (эмоциональный, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрпризность и т.д.);
обращать внимание на звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций малыша;
продолжать использовать практику речевой переклички с ребенком;
сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию;
широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги «а-а-аля, э-м-м!», закрытые слоги «дэ-дэ, бе-де-дэ, ба-ба-ба» и др.);
организовывать игровое общение малыша с близкими, благодаря которым ребенок получает образцы речевых конструкций, относящихся к конкретным социальным ситуациям;
показывать и называть животных, имитировать их голоса, разыгрывать с ними сценки («коровка», «козочка», «петушок» и др.);
проводить специальные речевые занятия, давать образцы произношения фонем, слогов;
разучивать с малышом простые пальчиковые игры;
включать в общение фольклорные произведения;
предлагать занимательные предметные игры.
Игровое общение способствует быстрому развитию понимания речи взрослого, формированию артикуляции речевых звуков, развитию интеллекта ребенка.
С 8 месяцев в детском лепете уже отчетливо слышится интонация просьбы и появляется утверждение: «Дя-дя-дя!», «Тя-тя-тя!», «Бе-бэ-ба!»
Речевое общение
Дай! Дай, пожалуйста!
Задачи
Развивать понимание речи взрослого. Воспитывать у малыша любовь и привязанность к близким. Создавать ситуации, побуждающие ребенка вступать всеми возможными способами в контакт со взрослыми.
Закрепить понимание обращения: «На! Возьми!» Познакомить с новой речевой конструкцией: «Дай! Дай, пожалуйста». Ввести эти выражения в игровой сюжет с участием всех членов семьи.
Материал
Корзинка с яблоками. Цветные флажки разного цвета (например, красный, зеленый, желтый, синий).
Как делать флажки
Можно использовать высохшие фломастеры для древка флажков. Полотнища сделать из цветной бумаги (4×12 см2), наклеить их на концы фломастеров.
Содержание
Мама укладывает яблоки в корзинку. Берет на руки ребенка, они идут к бабушке. Разыгрывается сценка встречи малыша с бабушкой. Мама дает крохе яблоко и предлагает угостить бабушку. Бабушка просит: «Дай! Дай, пожалуйста!» Если малыш не хочет отдавать яблоко, мама берет другое яблоко и протягивает бабушке: «На! Возьми!» Мама еще раз повторяет сценку угощения.
Бабушка благодарит и протягивает ребенку флажок, держа его за кончик так, чтобы малыш мог его перехватить:
На! Возьми!
Возьми, дружок,
Ярко-красный флажок!
Далее мама и малыш идут угощать дедушку. Сценка повторяется. Дедушка дарит другой флажок:
На! Возьми!
Возьми, дружок,
Зеленый флажок!
(Л. Павлова)
Так проходит угощение и других членов семьи.
Мама ставит флажки в пластмассовый стаканчик и располагает так, чтобы ребенок видел их. «Где флажки?» – спрашивает она, закрепляя понимание вопроса «Где?» – «Вот они!»
Примечание
Игровую ситуацию следует повторить не один раз, используя другие материалы.
Ребенок в деревне
Игра «Коровка»
Задачи
Использовать пребывание ребенка в деревне для его речевого развития. Показать с расстояния 3–4 м корову. Активизировать в лепете ребенка слог «му».
Содержание
Мама заранее выбирает удобное для обзора место, берет ребенка на руки. Дает малышу возможность внимательно рассмотреть животное в течение 2–3 мин. Затем называет: «Коровка! Му-му!» Несколько раз повторяет: «Му-му!» Показывает рога коровы. Комментирует наблюдаемое: коровка ест травку (смотрит, ходит, мычит, машет хвостом и др.).
Далее взрослый читает потешку, передавая в голосе нежное, доброе отношение к животному:
Ты, коровушка,
Ступай
В чисто поле,
Погуляй!
А вернешься вечерком –
Нас напоишь молочком…
Му-му! Му-му!
Примечание
Аналогичные наблюдения по ситуации проводятся и с другими животными.
Речевое занятие “Заинька”
Задачи
Развивать голосовой аппарат. Формировать речевое подражание на основе освоенных звуков речи, в частности, повторение слога «гу». Ввести в речевую практику слог «ди». Использовать поэтический фольклор.
Материал
Игрушка – зайка (25–30 см).
Содержание
Мама усаживает ребенка в креслице, привлекает его внимание к своему лицу. Произносит слог, который малыш освоил, начинает перекличку: «Гу-гу!», «Гу-гу!». Замолкает. Повторяет попытку активизировать речевую реакцию малыша. Когда кроха откликнется, мама читает потешку:
Заинька по сеничкам
Гуляй, погуляй!
Серенький, по новеньким
Погуливай – гуляй!
Гу-гу! Гу-гу!
Во 2-й части игры-занятия мама читает новую потешку про заиньку, где дается звучание слога «ди»:
Заинька, войди в сад!
Серенький, войди в caд!
Зайка, зайка,
Войди в сад!
Серый, серый,
Войди в сад!
Ди-ди! Ди-ди!
Динь!
В конце занятия мама показывает зайку, который скачет и танцует. Можно спеть знакомые потешки и показать ребенку игровые движения ручками (хлопки, «фонарики»). Разучить их, выполняя руками малыша (пассивные движения).
Игра на развитие слуха «Что звучит?»
Задачи
Продолжать совершенствовать ориентировочные слуховые и зрительные реакции.
Развивать реакцию на звучащие игрушки. Учить ребенка играть вместе со взрослым или подражать ему. Обогащать предметную деятельность на основе новых впечатлений.
Материал
Набор игрушек, издающих различные звуки: например, резиновая пищащая уточка, звенящий колокольчик, гремящая каталка или матрешка, салфетки.
Содержание
Мама кладет на ковер игрушки в разных местах. Накрывает их салфетками. Помещает малыша на ковер. Затем, приподняв салфетку, встряхивает игрушку, привлекая звуком ребенка, но не показывая предмет.
Малыш подползает, поднимает салфетку. Мама показывает действия с игрушкой, разговаривает с ребенком: «Вот! Матрешка!» Аналогично ребенок обнаруживает другие звучащие игрушки.
К концу 8 месяца заметно расширяется понимание малышом речи взрослого, совершенствуется лепет, в нем появляются новые фонемы и слоги.
Возможно, вам будут интересны статьи “Объявим войну пришельцам!” и “Маленький исследователь на даче” на сайте 2mm.ru
Источник
8 месяцев ребенку — время активного физического и психологического развития. Малыш учится ползать, вставать на ножки, пробует делать первые шаги. Активно развивается речь и эмоциональное восприятие мира.
Какие физиологические изменения произошли
К восьми месяцам детки становятся очень активными. Они много двигаются, интересуются всем вокруг. Какие физиологические изменения произошли к этому времени:
- Память малыша становится все глубже. Он повторяет за родителями действия, узнает предметы, реагирует на знакомые песенки, стишки, радуется близким людям.
- Активно идет прорезывание зубов.
- Ребенок переворачивается, сидит, ползает, стоит. Мышцы крепкие, позволяют ему делать сложные и недоступные раньше движения.
- Стул ребенка теперь более оформленный, отличается от стула деток, находящихся полностью на грудном вскармливании. Запах стула нерезкий, обычно малыш какает один раз в день.
Физическое развитие малыша
Физическое развитие малыша зависит от наследственности, от индивидуальных физических данных, от его зарождающегося характера и особенностей поведения.
Что должен уметь делать ребенок
Хоть все детки развиваются в своем ритме, есть определенные навыки, по наличию которых оценивают степень развития малыша. Усредненные нормы — что должен уметь ребенок в 8 месяцев:
- играть до 10 минут самостоятельно;
- ползать доступными способами (чаще всего, на четвереньках);
- пытаться вставать, держась за опору;
- из положения стоя садиться на попу (или падать на попу);
- делать шаги, держась за руки взрослых;
- самостоятельно садиться, переворачиваясь со спины, животика, помогая себе ручками;
- сидеть несколько минут;
- пить из чашки, есть из ложки;
- захватывать мелкие предметы, перекладывать из одной руки в другую;
- брать мелкие вещи большим и указательным пальцами.
Занятия для физического развития
Чтобы помочь физическому развитию малыша, играйте с ним. Физические упражнения и игры для развития мышц, чувства равновесия, мелкой моторики:
- Положите ребенка на животик, аккуратно приподнимите за ножки. Пусть ребенок упрется ладонями в пол и попробует «походить» на руках.
- Резиновый мячик подкатывайте под ножки малыша, пусть он отпинывает его.
- Покружитесь немного с малышом на руках — это укрепляет вестибулярный аппарат.
- Поставьте перед малышом широкую чашку с мукой, мелкой крупой. Пусть он трогает ее пальчиками, хватает. Следите, чтобы ничего не тащил в рот.
- Начинайте приучать ребенка к горшку, высаживая на него сразу после еды на несколько минут. Это ознакомительная процедура, уверенно пользоваться горшком детки начинают к 1,5 годикам.
- Просите ребенка складывать разбросанные игрушки в коробку;
- Собирайте-разбирайте вместе пирамидку, дайте малышу поиграть с сортером.
- Дайте малышу тряпочку, попросите стереть пыль с игрушек. Подключайте ребенка к быту – ему это интересно и познавательно.
- Лепите из теста для лепки.
Психическое и эмоциональное развитие
В восьмимесячном возрасте психическое развитие ребенка проходит важный рубеж. Психологи называют это время кризисом, «периодом отчуждения». Малыш хорошо понимает, где родные люди, а где чужие, незнакомые. Ребенок боится расставаться с мамой, болезненно переносит даже недолгое расставание. Не игнорируйте этот страх, ребенок научился ощущать опасность. Будьте рядом с ним, создавайте ощущение защищенности. Со временем, ребенок поймет, что вы рядышком, никуда не пропадете, и страхи рассеются.
Навыки и умения в восьмимесячном возрасте
В психоэмоциональной сфере у ребенка большой прорыв. Ребенок ярче проявляет эмоции, хорошо распознает речь и интонацию.
Развитие психики и эмоций — что должен уметь ребенок 8 месяцев (девочка и мальчик, как уверяют педиатры, в целом, проходят одинаковые этапы развития):
- удивленно реагирует на незнакомые звуки, стремится узнать, посмотреть, что это;
- четкое различает своих и чужих, если ребенок одинаково относится и к родителям и к незнакомым людям, следует насторожиться;
- хорошо концентрирует внимание, способен после небольшого перерыва вернуться к прерванной игре;
- осваивает причинно-следственные связи;
- подражает движениям, эмоциям родителей;
- понимает запреты, настораживается, обижается на строгий тон;
- понимает просьбы и вопросы «дай», «где»;
- показывает жестами, куда ему нужно, чего хочется, обо что и чем ударился;
- девочки раньше мальчиков проявляют музыкальность — пробуют качаться в такт музыке, песням, топать ножкой;
- изучает предметы на ощуп, гладит ладошкой, пальчиком незнакомые поверхности.
Развивающие занятия
Несложные ежедневные занятия в форме игры помогут малышу развиваться быстрее и гармоничнее.
Примеры развивающих занятий:
- Ребенок в восьмимесячном возрасте проявляет страх не знакомых людей и звуков. Развейте эти страхи. При испуге ласково говорите с ребенком, обнимайте, гладьте.
- Играйте с ребенком в конструкторы, пирамидку, с игрушками-сортерами. Начинайте игру вместе: вы рассказываете, что делаете, называете предметы, цвета. Затем малыш играет самостоятельно.
- Научите малыша играть в ладушки вместе с вами, учите махать ручкой на прощанье, хлопать ладошками по полу.
- Учите ребенка выполнять простые просьбы: потопать ножками, вытянуть ручку, помахать, похлопать в ладошки.
Развитие речи ребенка
Ребенок продолжает развивать речь, произносит отдельные слоги, пробует соединять их в простые слова. Помогайте на этом этапе ребенку накопить словарный запас: рассказывайте обо всем, что видите, говорите название предметов и действий — это называют пассивным словарным запасом слов, которые ребенок еще не умеет произносить, но уже понимает их значение.
Речевые навыки и умения
В восьмимесячном возрасте и мальчики, и девочки умеют анализировать, соотносить действия и происходящие события. Они используют звуки, слоги, чтобы привлечь внимание, выразить эмоции.
Речевое развитие — что делает ребенок в 8 месяцев:
- формирует пассивный словарный запас, понимает, о чем ему говорят взрослые;
- зовет родителей, произнося слоги «ма-ма-ма», «па-па-па»;
- пробует повторять за родителями подражания речи животных, когда родители показывают картинки в книжке (мяу, гав, меее, мууу, беее);
Как развивать речь малыша
Лучшая помощь в развитие речи малыша – много и активно с ним общаться. Смотрите вместе с ребенком детские книги, показывайте пальцем на картинки и рассказывайте, что на них изображено. Чем больше слов ребенок слышит, тем больше он понимает, тем быстрее развивается его психика и речевые навыки.
Слушайте с ребенком музыкальные книжки, обращайте его внимание на различные звуки. Слушание обогащает ребенка, способствуя развитию речи.
Читайте ребенку стихи, пойте песенки, рассказывайте потешки и сказки.
Уход за восьмимесячным ребенком
Ребенку в восемь месяцев утром проводят те же гигиенические процедуры. Умываю личико, подмывают, чистят зубки.
В вечерние процедуры входит ежедневное купание, ребенок купается с удовольствием, теперь для него это игра и развлечение.
Если переживаете, можно ли восьмимесячному ребенку проводить закаливание, педиатры говорят, что можно и нужно. Начните с ежедневных воздушных и солнечных ванн, проветривания комнаты. Расстилайте мокрое полотенце, держите малыша за ручки, пусть он пробежит по нему ножками.
Каждый день полезно делать укрепляющую гимнастику и легкий массаж.
Режим дня малыша
К восьми месяцам малыш спит все меньше, а бодрствует все больше. Общая продолжительность сна сокращается до 15 часов (10 часов ночью и дневной сон по 1,5-2 часа.
С ребенком гуляют два раза в день: утром и после обеда. Кормление сокращается до пяти раз в день, с промежутками между ними в 3,5-4 часа. Чтобы определить приблизительный объем пищи в сутки, необходимый для ребенка, вес малыша делят на 9.
Ориентировочный распорядок дня восьмимесячного ребенка:
6:30 | Пробуждение. Первое кормление (грудное молоко/молочная смесь). |
7:00 | Утренний туалет, гигиенические процедуры. |
7:30 | Бодрствование. |
9:00 | Легкая гимнастика. |
10:00 | Второе кормление. |
10:30 | Бодрствование, игры. |
11:30 | Прогулка и первый дневной сон |
13:30 | Третье кормление |
14:00 | Бодрствование, активные игры, чтение, развивающие занятия с малышом. |
15:00 | Прогулка и второй дневной сон. |
17:30 | Четвертое кормление. |
18:30 | Период бодрствования, спокойные игры. |
20:30 | Купание. |
21:00 | Пятое кормление (грудное молоко/молочная смесь). Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну. |
Ночь | Малыши на грудном вскармливании просыпаются несколько раз на ночное кормление, на искусственном вскармливании спят всю ночь. |
Есть ли различие в развитии мальчиков и девочек
Особой разницы в развитии девочек и мальчиков в возрасте восьми месяцев нет. Но родители отмечают, что мальчики быстрее развиваются физически, а девочки — психологически
Разница в развитии мальчиков и девочек:
Что умеет ребенок в 8 месяцев, девочка | Что умеет в 8 месяцев мальчик |
---|---|
Активно и эмоционально лепечет, чаще пытается взаимодействовать через речь, а не через жесты руками. Быстрее учатся вставать, раньше начинают пытаются ходить. | Мальчикам проще показать что-то, указывая на это ручками, или взять самостоятельно, чем пытаться выразить желания через звуки. Обычно они отстают от девочек в развитии речи. Мальчики пробуют ходить позже девочек, их вполне устраивает быстрое перемещение на четвереньках. |
Какие проблемы возникают
Восемь месяцев — период активного роста и развития малыша. На этом этапе родители сталкиваются с некоторыми проблемами:
- Отказ от прикорма. Если ребенку не нравится консистенция, вкус, температура нового блюда, он активно показывает свое недовольство, отказываясь кушать. Отложите знакомство с новым прикормом, вернитесь к нему позже, когда малыш в хорошем настроении, здоров и его ничто не беспокоит.
- Плохой сон. Если малыш перевозбудился вечером, у него в течение дня происходило слишком много событий (новые знакомства на прогулке, поход в новые места), его сон нарушается. Особенно это касается мальчиков. Помните, что умеет ребенок-мальчик в 8 месяцев: активно перемещаться по дому. Мальчуганы обычно начинают ходить позже девочек, но они активнее ползают, используя для игр весь дом. Если мальчика к вечеру не угомонить, он устает так сильно, что ему сложно расслабиться. Сделайте вечером малышу массажик, предложите спокойные игры, спойте колыбельную, чтобы помочь плавно перейти ко сну.
- Страх исчезновения мамы. Если ребенок плачет, не хочет вас отпускать ни на секунду, тяжело переживает даже недолгое расставание, не игнорируйте его страхи. Успокойте, ласково говорите с малышом, будьте с ним рядышком. Пройдет время, и он спокойно отпустит вас. А на время переходного периода наберитесь терпения и напитывайте ребенка лаской и любовью.
- Аллергия на прикорм. Чтобы избежать проблемы аллергической реакции на прикорм, используйте знакомые, нейтральные продукты. Не давайте ребенку красные ягоды, продукты из сои, помидоры, какао, цитрусовые, не торопитесь с введением молока, курицы и яиц.
- Болезненное прорезывание зубов. Появление зубов нередко приносит с собой капризы, высокую температуру, раздражительность и болевые ощущения. Предложите ребенку прорезыватели для зубов. Если болевые ощущения сильные — используйте обезболивающие гели. Если болят зубки и высокая температура — дайте малышу жаропонижающее с обезболивающим эффектом, которое порекомендует ваш педиатр.
Советы родителям
Чтобы ваш малыш гармонично развивался, а его окружение оставалось уютным и безопасным, прислушайтесь к несложным советам:
- Если ребенок еще не встает на ножки, не переживайте и не торопите события. Малыш встает, когда мышцы его ножек достаточно крепкие. Когда придет время, он начнет тренировки в вертикальном положении.
- Не злоупотребляйте ходунками. Если ребенок самостоятельно не встает, значит, его ножки и спина окрепли недостаточно. Нахождение в ходунках даст ненужную лишнюю нагрузку на мышцы и позвоночник.
- Позаботьтесь о безопасности. Ребенок ползает по полу: уберите с пола мелкие предметы, вазы и стулья, которые опрокинуться от толчков детских ручек и ножек. Уберите скатерти, потянув за край которых кроха свалит на себя содержимое стола. Всю химию и медикаменты держать высоко под замок. Не оставляйте ребенка в комнате без присмотра. Полы пылесосьте и мойте каждый день — так вы убедитесь, что на полу нет ничего опасного для малыша.
- Чаще разговаривайте с ребенком.
- Уделяйте время развивающим занятиям, гимнастике и массажу.
- Не забывайте перед сном устраивать спокойные развлечения, читать сказки, петь песенки.
Любите своего малыша, обнимайте, ласкайте, купайте в своей любви — это лучшее топливо для быстрого и гармоничного развития.
Источник