Ребенок 6 месяцев отстает развитии
Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.
Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы – признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.
Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений – это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.
На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.
Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором – как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.
Чаще всего это:
- различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
- инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
- врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
- длительная неонатальная желтуха;
- эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
- генетические заболевания;
- анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
Когда нужно начинать тревожиться – факторы риска возникновения задержки моторного развития:
- недоношенность менее 35 недель;
- оценка по Апгар — 5 и менее;
- ИВЛ после рождения;
- желтуха более 300 мкмоль/л;
- внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
- крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
- если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
- если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
- если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
- если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- нарушения тонуса мышц;
- другие симптомы и синдромы.
Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.
Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.
Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:
- Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
- Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
- Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
- В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.
Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития – это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль – своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!
Источник
ребенок в 6 месяцев отстает в развитии
Здравствуйте,простите,если пишу не то и не туда. Моему сыночку 6 месяцев. стоим на учете у невролога. На НСГ обнаружены расширения МПЩ и субарахноидального пространства. переворачиваться со спины на живот начал в 4 месяца и только в одну сторону. как только эту проблему решили,появилась другая. переворот на спину нам так и не удается. на животе лежим долго и с удовольствием.Встаем на четвереньки, раскачиваемся. за игрушкой поворачиваемся только по часовой стрелке. Если класть что-то слева,быстро теряет к предмету интерес,попыток повернуться не принимает, найдет любое другое занятие, если в поле зрения ничего не попадает,готов жевать пеленку(. как-только устает лежать на животе,вместо того,чтобы перевернуться,тычется носиком в пол и плачет. мои попытки научить малыша перевороту результатов не дают – локти расставляет в стороны и упирается. а если получается перевернуть,рыдает еще громче(.
невролог на приеме говорит,что мы уже должны сидеть. с этим большая проблема. у нас рост 68 см вес 8850. Туловище длинное,ножки толстые и короткие. попытки сесть предпринимает: поднимается на локтях,прижимает подбородок к груди,но на этом все заканчивается. если за ручки подтянуть, присаживается,но болтается как фитиль. Усаживая к себе на колени,придерживаю в районе груди. Очень нравится в таком положении. мы много всего пытаемся сделать,но мало,что получается.
В целом жизнерадостный малыш. смеется в голос. постоянно что-то бормочет. есть особый боевой клич при вставании на четвереньки. активно “ходит на ручки” (всем телом тянется от одного человека к другому), интересуется всем вокруг, тянет руки ,чтобы потрогать все,что видит.
Не знаю,проблема это или нет, лежа на животе, если ножки выпрямлены, бъем ими по полу: левой или обеими по очереди. А, лежа на спине, иногда делает активные движения руками и ногами. Ноги и руки поднимает и опускает быстро-быстро. иногда таким образом “переползает” кроватку.
На спине
1. Поднимает ли ноги, насколько высоко, поднимается ли при этом крестец – Ноги поднимает высоко, может поместить пальцы ноги в рот, крестец поднимается,т.к. ножки у нас короткие,по сравнению с туловищем.
2. Тянется ли к игрушке, выпрямляет ли при этом руку, может ли водить рукой за игрушкой – Да. Выпрямляет. вслед за игрушкой может повернуться или перевернуться.
3.При присаживании за руки голова опережает корпус, отстает или на одном уровне.- сначала немного опережает, потом выравниваются.
Поза на животе:
4.Лежит ли на животе с согнутыми локтями – Да, когда разглядывает игрушки держит в руках,перекладывает из руки в руку, грызет. может одной погремушкой раскидать все остальные по полу.
5 Может ли в этой позе взять игрушку, может ли для этого оторвать руку от опоры – Да. Любимая игра – дотянуться до ведерочка с игрушками, опрокинуть его,покрутить во все стороны, перебирает игрушки, выбрасывает из ведра.
6.Лежит ли на животе с выпрямленными руками – Да. высоко поднимает голову и грудь. Но! пальчики сжаты в кулаки и попыток переставлять руки.чтобы ползти,пока нет
7.Поджимает ли согнутые ноги под попку – Да. встает на четвереньки, раскачивается. поочереди подтягивает ножки. после раскачивания делает прыжок вперед или “растекается” по полу,если вожделенный объект оказался ближе,чем ожидал
Помогите,пожалуйста, ответом и советом:
1. Сильно ли мы отстаем в развитии.
2. какие упражнения делать для переворота с живота на спинку.
3. сможем ли мы с нашими пропорциями сидеть в близжайшее время и как этому научиться.
4. каково ваше мнение о развитии моего сына. может, Вы увидите то,что для меня уже стало привычным, а это нужно корректировать.
Заранее благодарю за ответ.
Источник
Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. На что стоит обратить внимание – в этой статье.
Говорить о задержках развития можно только после ряда обследований и постановки диагноза квалифицированным врачом. Обычные сравнения мам с другими детьми ещё ни о чём не говорят.
Марина Сыскова, педиатр: «Если ребёнок рано сел, то это не значит, что он будет хорошо учиться. Как и не значит, что поздно пошедший ребёнок будет отставать, например, в речи». Так, в норме обучение навыкам ходьбы с 9 до 15 месяцев.
Сильные и очевидные отклонения от нормы антропометрических показателей должны насторожить. Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. Задержки в развитии могут быть по ряду причин: тяжёлая беременность, трудные роды, перенесённые заболевания, инфекции, генетические отклонения, плохие социальные условия, стрессы, курение и принятие алкоголя матерью во время беременности и другие.
Внешние признаки отставания в физическом развитии – это задержка роста, набора массы, потеря жирового подкожного слоя, облысение. Обычно внешнее отставание начинается с медленного набора массы тела. Врачи определяют степень физической задержки развития соответственно возрасту, доношенности, перенесённых болезней, генетики.
Малыши, появившиеся раньше срока, часто отстают от своих сверстников примерно на тот срок, который они «не досидели» в утробе.
Отставание физического развития бывает лёгким, умеренным и тяжёлым. Определение причины задержки развития зачастую затруднено. Например, ребёнок медленно растёт: возможно, в семье есть низкорослые или это эндокринное заболевание. Необходимо изучение щитовидной железы, костного возраста, проведение МРТ и других исследований. Возможно, он плохо питается из-за низкого достатка родителей, невозможности усвоить еду или особенностей восприятия родителями вопросов питания.
Чтобы выяснить причины задержки, нужно увидеть полную картину. И тогда можно понять, какой должна быть терапия. Будет ли это введение гормонов роста, усиленное витаминами питание или, возможно, будет достаточно курса физиотерапии — это может определить только лечащий врач. Некоторые выявленные заболевания могут тянуть за собой ряд проблем: с сердцем, костями, умственной деятельностью и другими. Чем раньше выявить патологию, тем проще с ней бороться.
https://programmamama.com/baby-0-6/
Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”
Что делать, чтобы не упустить момент
Для ребёнка в первые месяцы жизни важно развитие мышц шеи, туловища и конечностей. Его дальнейшее физическое развитие будет базироваться на этом. Значит, нет сковывающему пеленанию, выкладываем малыша на живот на несколько минут, делаем лёгкий массаж, который снимет родовые блоки, зажимы. Комплекс постоянных физических упражнений вплоть до года – хорошая профилактика нормального развития. Если отклонения в развитии всё же будут выявлены, то врач назначит физиотерапию и медикаментозное лечение.
Педиатр не может за короткое время приёма выявить все моменты, поэтому рассказывайте о подозрительных, на ваш взгляд, деталях («ещё не лезут зубы», «не ползает» и пр.)
У каждого ребёнка свой путь, но к определённому возрасту должны сформироваться все моторные навыки.
Главные моторные навыки по месяцам до 1 года
- к концу 1 месяца ребёнок на несколько секунд удерживает головку
- к концу 2 немного приподнимает голову, лежа на животе
- к концу 3 удерживает голову в вертикальном положении полминуты
- к концу 4 приподнимает туловище, лёжа на животе, и опирается на носочки, стоя с поддержкой
- к концу 5 держит голову, переворачивается
- к концу 6 держит игрушки, передвигает ногами, стоя с поддержкой
- к концу 7 хорошо сидит
- к концу 8 ползёт назад
- к концу 9 ползёт вперёд, пьёт из чашки
- к концу 11 ползёт на четвереньках
- к году делает несколько шагов, держась за руки взрослого, подаёт игрушки
Окончательное формирование моторных навыков произойдёт на втором- третьем годах жизни малыша, но нарушения физического развития, чаще всего, видны на первом году, потому необходимы профилактические осмотры детского невролога и хирурга в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Читайте на нашем канале статьи о развитии ребёнка:
Полезная статья? Подписывайтесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями.
Источник
Евгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.
Готовность ребенка к навыку
— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?
— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка. Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр. При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.
Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.
Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:
- Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
- Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
- Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.
Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.
Дети не умеют лениться
— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?
— Факторы риска следующие:
недоношенность менее 35 недель;
оценка по Апгар — 5 и менее;
ИВЛ после рождения;
желтуха более 300 мкмоль/л;
внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
если были судороги;
если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?
— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.
Перевод таблицы с сайта Mamazanuda.ru
За границей детей не трогают? Это миф!
— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?
— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает. Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает. Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.
Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.
Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.
И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.
— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?
— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения. Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…
Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook
Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru
я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…
Источник