Ребенок 5 лет задержка речевого развития
Умение выражать свои мысли словами – это абсолютно естественный навык, которым каждый человек должен овладеть к времени своего взросления. Навыки речевого изложения закладываются в детстве, и, при гармоничном и правильном развитии, к пяти годам человек уже достаточно хорошо владеет родным языком: он имеет определенный уровень словарного запаса, интуитивно знает, как правильно составлять предложения, умеет задавать вопросы и т. д.
К сожалению, есть печальная тенденция, согласно которой около 20 % детей уже в 5 лет страдают задержкой речевого развития (ЗРР). Степень отклонения бывает разной – ребенок может не говорить совсем к этому возрасту или пытаться выразить свои мысли, но не произносить четко звуки, или же использовать только самые простые слова. В этой статье мы подробно расскажем о ЗРР – почему она возникает, как ее определить и, что самое главное, – как с ней бороться?
Причины возникновения
Общая характеристика разделяет причины задержки речевого развития у детей 5 лет на два основных вида нарушения речи – физиологические и психологические. Некоторые негативные факторы дети наследуют с рождения, некоторые приобретаются, а иногда и родители, сами того не понимая, тормозят гармоничное развитие своего ребенка. Ниже мы более подробно разберем причины, из-за которых к пяти годам может еще не сформироваться речевой навык.
Физиологические
Физиологические причины отклонения в развитии речи обусловлены тем, что тело просто не позволяет ребенку освоить навык словесного выражения своих мыслей. Чаще всего отклонения в речевом развитии у детей дошкольного возраста возникают из-за следующих заболеваний:
- патологии головного мозга (могут быть как врожденными, так и полученными вследствие травмы головы);
- задержки общего развития: ДЦП, аутизм, синдром Дауна;
- неврологические отклонения.
Также к этому виду причин относится физическая недоразвитость органов слуха и речевого аппарата (неба, зыка, губ). Для того чтобы преодолеть задержку в развитии и прийти к гармоничному росту тела и личности, для устранения физиологических причин отклонения обязательно понадобится медицинское вмешательство (а возможно, и операция).
Психологические
Психологические факторы, провоцирующие задержку в речевом развитии в 5 лет, не имеют в своей основе физических препятствий, а ставят внутренний блок, не позволяющий ребенку свободно выражать свои мысли и чувства.
Самая частая психологическая причина задержки развития – это неправильное поведение родителей в воспитании ребенка. Негативное влияние на речевое самовыражение имеют следующие модели поведения:
- отсутствие у родителей интереса к детским мыслям;
- постоянные упреки родителей ребенка в том, что тот говорит ерунду (или же говорит несвязно, если ему еще не дается четкая артикуляция);
- отсутствие нормальной коммуникации со взрослыми (если старшие мало разговаривают с ребенком, не читают ему книг, не поют песен, не играют с ним);
- насилие со стороны родителей;
- подмена родителями приоритетов в детском развитии (когда родители предпочитают постоянно включать детям обучающие (и не только) мультфильмы, при этом совершенно не уделяя им внимание).
Если причиной ЗРР стала одна из вышеназванных, то для ее устранения обязательно следует обратиться к психологу. Только грамотный, квалифицированный врач может верно выявить все внутренние блоки и помочь их правильно преодолеть.
Симптомы
Обеспокоенные родители часто задаются вопросом: «А как определить, что у моего ребенка образовалось отклонение в речевом развитии?»
Четкого способа в данном случае нет: диагностировать задержку в развитии может только грамотный врач, рассматривая каждый случай индивидуально.
Однако ниже предлагаются к ознакомлению рекомендации, согласно которым удастся определить возможную задержку в речевом развитии у детей до 5 лет. Они носят общий характер и отражают основные моменты в нормальном освоении речевого навыка. К определенному возрасту должны быть полностью освоены следующие навыки:
- к полутора годам – произносить самые простые слова (чаще всего это слова из двух созвучных слогов, такие, как «рама», «мама» и т. д.);
- к двум с половиной годам – строить простейшие конструкции и предложения, уметь использовать сразу несколько слов в нужной форме и контексте для выражения своих мыслей;
- к трем годам – внятно произносить звуки и слова, почти полностью исключить из своей речи самостоятельно придуманные, несуществующие слова или наборы букв;
- к пяти годам – самостоятельно строить сложные предложения, уметь четко формулировать свои мысли и желания, задавать вопросы, выражать согласие или несогласие и т. д.
Если на каком-либо из этих этапов уровень развития ребенка не соответствует требуемым нормам, то, возможно, присутствует риск ЗРР. На ранних стадиях, пока задержка не прогрессирует, ее легко преодолеть, но, чем сильнее «запускать» ситуацию, тем более сильное вмешательство потребуется в дальнейшем.
Лечение ЗРР
Если при обращении к врачу тот диагностировал у ребенка в 5 лет задержку речевого развития, то начинать лечение следует как можно скорее, иначе в дальнейшем малышу будет очень трудно реализовать себя в социуме. В зависимости от того, то стало причиной ЗРР, будет назначен соответствующий курс лечения, целью которого является преодоление пропасти между уровнями навыков у ребенка с отклонениями и другими детьми. Часто используемые методы:
- развивающие занятия у логопеда;
- артикуляционная гимнастика (активная или пассивная, в зависимости от степени развития губ и языка);
- применение стимулирующих мозговую деятельность медицинских препаратов;
- игровая форма обучения;
- индивидуальная и групповая психологическая терапия.
Профилактика
Разумеется, есть некоторые врожденные патологии (ринолалия), из-за которых в 5 лет формируется задержка речевого развития. Повлиять на их проявление никак нельзя, поэтому профилактика может быть полезной только в случае с приобретенными причинами (как правило, таковыми являются психологические). Кроме того, для поддержания гармоничного развития личности ребенка с ним необходимо регулярно посещать сеансы с детским или семейным психологом.
Способы профилактики задержки речевого развития у дошкольников, рекомендуемые психологами:
- Как можно больше общения со сверстниками: ребенку необходимо постоянно находиться в социуме (посещать детский сад, групповые секции, участвовать в мероприятиях).
- Родителям необходимо регулярно заниматься и разговаривать с ребенком, ведь именно с ними малыш захочет поделиться своими мыслями в первую очередь.
- Родители должны способствовать всестороннему развитию личности маленького человека: пробуждать его интерес ко всему окружающему, задавать ему наводящие вопросы, выбирать наиболее приоритетные направления обучения.
- Ребенку очень полезно заниматься в творческих кружках, в зависимости от интереса, это может быть музыкальная школа, арт-студия или рукоделие. Занимаясь своим хобби, ему захочется как можно больше поделиться своими впечатлениями и задумками с окружающими, что, в свою очередь, будет способствовать развитию у него навыков полноценной речи.
Источник
Фоминова Виолетта Юрьевна
Симптомы задержки речевого развития в 5–6 лет
Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет.
Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет.
Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:
• ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
• в речи использует обобщающие слова;
• правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
• дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
• имеется обширный словарный запас;
• овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
• звукопроизношение практически сформировано;
• слоговая структура сформирована полностью;
• дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.
• Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.
Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.
В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.
Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет
Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.
Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.
Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прие.
Информация для родителей
Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.
Самостоятельная диагностика задержки речевого развития.
Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.
1. Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
2. Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
3. Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
4. Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
5. Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
6. Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.
Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произноси.
В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.
Источник
Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.
Что такое задержка развития и виды
Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:
- ЗРР – задержка речевого развития;
- ЗПРР – психоречевого;
- ЗПР – психического;
- ЗМР – моторного;
- ЗПМР – психомоторного.
В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.
Задержка речевого развития (ЗРР)
Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.
Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).
В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.
ЗРР может возникать в результате:
- поражения центральной нервной системы:
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
функция говорения, но и понимания речи другого человека);
- алалии – полное отсутствие или грубое
недоразвитие речи;
- дизартрии – неправильное произношение или
сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
- Развития функциональных нарушений в ее работе:
- заикание – частое повторение звуков, их
удлинение, постоянные остановки в речи;
- мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
сохраняется;
- судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
утрата речи.
- заикание – частое повторение звуков, их
- Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
- ринолалия – искажение многих звуков, что
обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
- механические дисплазии – изменения строения
органов, принимающих участие в произношении звуков.
- ринолалия – искажение многих звуков, что
Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:
- родовыми травмами разного рода;
- патологиями беременности;
- заболеваниями головного мозга, включая аномалии
развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли; - нарушениями слуха;
- травмами головы;
- нарушениями развития мышц лица и ротовой
полости.
Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.
Когда нужно обратиться к врачу
В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:
- отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
- не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
- возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
- ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
- активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
- в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.
При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.
Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.
Диагностика ЗРР
Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:
- оценку уровня речевого развития и степень
отклонения от нормы; - осмотр отоларинголога и проверку слуха у
сурдолога; - тесты, направленные на оценку степени понимания
речи; - психологические тесты и анализ характера
взаимодействия взрослых с ребенком; - КТ;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиографию;
- УЗИ с допплером головного мозга и пр.
Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.
Лечение ЗРР
Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.
Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:
- Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
- Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
- Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.
Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.
Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.
Задержка психомоторного развития (ЗПМР)
Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.
Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.
При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.
ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:
- ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
условии проведения грамотного лечения. - ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
ребенка. - ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.
Признаки
Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:
- апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
чувства голода или насыщения, усталость и т. д.; - слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
быстро угасать при многократном раздражающем воздействии; - отсутствие попыток поднимать голову при
переворачивании на живот.
При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.
Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:
- низкий уровень выраженной активности во время
общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов; - слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
лепета; - отсутствие способности брать предметы 2-мя
пальцами; - отсутствие попыток встать, ребенок не может
самостоятельно сесть и плохо ползает.
К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.
Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:
- эмоциональную незрелость – настроение ребенка
часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
в коллективе сверстников, например, в детском саду; - расстройство внимания – ребенку трудно
концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности); - нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
схематические рисунки; - нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать; - нарушения речи – в основном проявляются
снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР; - отставание в развитии мышления – ребенку сложно
решать логические и другие задачи; - несформированность игровой деятельности – игры
отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.
Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.
Диагностика и лечение ЗПМР
При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:
- КТ;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиография и др.
При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:
- медикаментозную терапию – подбирается строго
индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
тяжести и возраста ребенка; - физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
мелкой моторики; - мануальная терапия – помогает устранить
имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
условия для полноценного развития ребенка; - коррекция образа жизни – подразумевает
налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
т. д.
Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.
Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.
Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.
Источник