Ребенок 5 лет плохо говорит что делать для развития речи
Для родителей свой ребенок априори является особенным. Из-за этого зачастую пропускаются тревожные «колокольчики» в развитии малыша. Ведь когда ребенку годик, молчание или слова, понятные только матери, считаются нормой. Но, например, к пяти годам эта особенность уже не выглядит такой милой, она настораживает и побуждает к решению теперь уже возникшей проблемы.
Ребенок плохо говорит в 5 лет: причины и лечение
Среди множества мнений за основу в психологии берут классификацию А.Н. Леонтьева, согласно которой выделяют четыре этапа.
- Подготовительный (до года). В начале жизни малыш приспосабливается к новым условиям существования, поэтому все способы его реакции на окружающий мир сводятся к плачу и крику. К счастью, этот насыщенный период длится, в среднем, до одного месяца, после чего начинается распознавание голосов и интонаций. С двух месяцев подключается гуление, а в три появляется непонятный лепет. Затем наступает пора считывания и подражания. Ребенок запоминает услышанное и пытается воспроизвести. Так рождаются первые слоги и слова.
- Преддошкольный (от года до трех). Этап характеризуется становлением речи. Все начинается с нескольких слов, не несущих смысловой нагрузки. Такая коммуникация носит название ситуационной. То есть характер слов определяет ситуация, при которой они были употреблены. Все это сопровождается активной мимикой и жестикуляцией. К двум годам ребенок уже отлично понимает взрослого и активно пополняет словарный запас, произнося слова более четко. В возрасте трех лет начинает выстраиваться грамотность речи, слова произносятся в падежных формах, склоняются и могут быть употреблены в множественном числе.
- Дошкольный (от трех до семи лет). В этот период ребенок начинает общаться связно, простыми предложениями, со временем все больше усложняя свою речь. Дикция становится чище, формируется способность слышать себя и исправлять ошибки, т.е. следить за произношением. Кругозор расширяется, и в 5 лет пересказ сказки не представляет трудности.
- Школьный (от 7 до 17 лет). Появляется письменная речь, приходит осознание грамматических правил построения и целенаправленное внедрение их в жизнь.
К сведению! Для правильного прохождения всех этапов и достижения продуктивности в развитии малыш должен расти в благоприятном речевом окружении, обладать хорошим слухом и зрением, иметь нормальные умственные способности и быть психически здоровым.
Выявляем причины задержки речевого развития в этом возрасте
Если ребенок плохо говорит в 5 лет, стоит обратить внимание на предрасполагающие факторы и причины, в основе которых наблюдаются следствия повреждения центральной нервной системы и головного мозга. Они могли возникнуть при:
- Травме, инфекции матери во время беременности (могут повлиять на развитие плода).
- Осложненных родах.
- Заболеваниях ребенка, перенесенных в раннем детстве.
- Наследственных заболеваниях репродуктивной системы.
- Детской психической травме.
- Неправильном подходе к воспитанию (жестокость, гиперопека, отсутствие общения).
Причинные заболевания:
- ДЦП;
- психические расстройства;
- онкологические заболевания головного мозга;
- ненормальное внутричерепное давление;
- гидроцефалия;
- заболевания центральной нервной системы.
- глухота;
- аутизм;
- функциональные нарушения голосовых связок.
Что делать родителям
По мнению психологов, существуют научно-необоснованные причины, согласно которым ребенок в 5 лет плохо разговаривает.
Точка зрения психологов на проблемы развития речи
С учетом современных реалий стоит обратить внимание на:
- Ранний доступ к просмотру мультфильмов, развивающих программ в сети, онлайн играм. Подмена родительского внимания и забота безусловно сказывается на том, как разговаривают дети. Из этого плавно вытекает следующий пункт.
- Избыточное поступление информации. Психологи утверждают, что только с трехлетнего возраста малышам разрешается пользоваться гаджетами, но не более 30 минут в день.
- Еще одна причина – перевозбуждение. Ребенок может отставать в речевом развитии из-за чрезмерного шума, беспрерывной работы телевизора или громкой музыки.
К сведению! Стоит обратить внимание на длительность и интенсивность мелодий, используемых для успокоения или убаюкивания детей.
Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи
Что делать, если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, и существует ли лечение — поможет правильная консультация специалиста. Также необходимо учитывать все условия при решении данной проблемы.
Продуктивное общение
Это методы общения, подразумевающие, что ребенок будет высказывать собственные связные мысли. Сюда относятся:
- пересказ своими словами;
- различные творческие задания и беседы;
- рассказывание небольших историй с одновременным просматриванием картинок.
Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
Речь родителей и остального окружения ребенка должна быть богатой и насыщенной, грамматически правильной и с четким произношением. Немаловажно общение детей дошкольного возраста со сверстниками, во время которого происходит обмен впечатлениями, взаимопомощь друг другу. Это побуждает ребенка к разговору.
Игры для общения
Например, обыгрывание игрушек, краткие спектакли. Совместная деятельность положительно сказывается на развитии общения дошкольников со взрослыми.
К сведению! Хорошие результаты дают игры, развивающие мелкую моторику рук.
Ребенка просят показать пальчик или сделать какой-либо жест. Не стоит пренебрегать пением, разучиванием стишков и артикуляционными упражнениями.
Самый распространенный детский прием – научить ребенка дуть, например, задувать свечку или надувать мыльные пузыри. Разнообразные игры с общением также не будут лишними.
Несомненен факт, затруднения в коммуникации детей 5 лет не являются особенностью, необходимо сделать все возможное во избежание этой проблемы. Не стоит надеяться на человека с волшебным лекарством, которое поможет разговорить ребенка. Крайне важно с самого начала комплексно подходить к воспитанию и развитию детей, уделять этому время, изучать информацию, а не ждать точки невозврата.
Источник
Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…
Нормы речевого развития
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.
Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:
- Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
- Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
- Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
- Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
- Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
- Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
- С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.
Причины
Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:
- Нарушение звукопроизношения.
- Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
- Темп и ритм речи нарушены.
- Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.
Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.
- Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
- Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.
Что должно беспокоить
Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.
Что должно беспокоить родителей:
- У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
- Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
- Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
- В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.
Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.
Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.
Способы коррекции
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.
Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.
Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:
- Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
- Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
- Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
- Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
- Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
- Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
- Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
- Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
- Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
- Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.
Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.
Рекомендации логопедов
Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:
- Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
- Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
- Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
- Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
- Учите стихи с ребенком.
- Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х – 3-х лет.
- Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.
Когда обращаться к логопеду
- Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
- Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
- Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
- В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
- Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».
- Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
- Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.
Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.
Источник
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник