Ребенок 4 года развитие психика

Ребенок 4 года развитие психика thumbnail

В возрасте четырех лет малыши становятся более понятливыми, уступчивыми, более мягкими, их чувства – более глубокими, а мысли – более сложными. У детей в этом развитие ребенка от 4 до 5 летвозрасте обнаруживаются устойчивые симпатии и, соответственно, антипатии.

Они дорожат вниманием и любовью своих родителей и близких им людей. Однако все это может заметить не каждый родитель. Поэтому следует поинтересоваться темой развития карапуза в информационных источниках. Мы предлагаем прямо сейчас поговорить про воспитание детей 4-5 лет.

Детские инициативы

Детки очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки правильно, то есть речевое развитие детей 4 5 летсоветуясь с родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали положительные эмоции у окружающих людей, а значит, были радостны и для самого малыша.

Плохо, когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители за это ругают. При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание помогать или радовать ближних. Для того чтобы поддержать и развить в крошках желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать, правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с правильными и поучительными примерами. А для этого необходимо общаться с собственным чадом, находить время на совместные прогулки и беседы, получать удовольствие от общества маленького человека с богатым внутренним миром и неограниченными возможностями. Ведь вы их еще не ограничили своей категоричностью и запретами?

Запасаемся терпением

Чем еще отличается психология ребенка 4-5 лет от психологии детей более раннего возраста? Какие советы родителям по воспитанию их малышей могут дать специалисты, чтобы помочь вырастить людей, здоровых и морально, и физически? Кроме любви и мудрости, для этого физическое развитие детей 4 5 летпотребуется огромное терпение! Вот ключевое качество, которое необходимо мамам и папам в воспитании деток.

В первую очередь терпение понадобится в отношении засыпания малышей четвертого года жизни, вернее их нежелания засыпать в одиночестве. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее, даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними.

Попробуйте выйти из комнаты, где находится ребенок, даже если он занят и, похоже, не обращает на вас никакого внимания. Карапуз тут же оставит игру и пойдет вас искать. По этой причине малыши 4-5 лет начинают бояться темноты. И если вы не хотите подвергнуть риску нервную систему любимого чада и не хотите превратить боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет. А если ребенок проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок заснет. Детская комната – мир малыша. развитие ребенка 4 5 летПопробуйте сделать его максимально безопасным и привлекательным.

Помните: так будет не всегда, этот период закончится. Ваш любимый бутуз повзрослеет и уже не будет бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и помочь пережить этот непростой промежуток жизни.

Хочу все знать

Чем еще отличается психология детей возраста 4-5 лет? Активным развитием сферы познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления. Именно сейчас малыши задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях. В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные связи, которые следует развитие ребенка 4 5 летправильно и вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».

Дети учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков, которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к улице.

Малыши четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям. Ваше долготерпение вкупе с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества характера, которые вернутся вам развитие ребенка 4 5 летв умноженном виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз, но значительно позже.

Вопросы, которые карапуз повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и развернутые. Если же вы достоверно не знаете того, о чем крошка вас спрашивает, не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.

Осознание себя в обществе

Воспитание ребенка 4-5 лет – очень важный и ответственный период жизни для родителей и для самого малыша. Психология детская уделяет большое внимание этому этапу развития личности, прежде всего потому, что именно в этом возрасте дети начинают осознавать свое социальное положение в этом мире. Они понимают, что не являются центром вселенной и их желания не являются первоочередными. Они впервые сталкиваются с размышлениями о том, что нужно уступить, пожертвовать своим благополучием ради ближнего.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в тушино

В этом возрасте у деток активно начинают формироваться такие важные качества характера, как доброта и чуткость, отзывчивость и великодушие, чувство дружбы и чувство долга. Поэтому важно уделить внимание воспитанию адекватного отношения к обществу и окружающему миру. Оптимистичное восприятие жизни характерно для этого периода жизни детей. Во все усложняющейся окружающей обстановке его необходимо поддерживать развитие ребенка 4 5 летего и научить малыша в любых трудных ситуациях искать выходы. Таким образом можно заложить основы социально устойчивой ко всяким передрягам в обществе личности.

Хорошо рассказывать крохе о правилах поведения в обществе, в детских коллективах, в садике, в семье, на прогулке во дворе, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Но еще лучше, если вы будете подкреплять свои слова личным примером: дети впитывают его гораздо быстрее, чем слова.

В это время ребенок очень податлив, он может быть хорошим учеником, следовательно, его можно быстро научить уступать место в транспорте старшим людям, терпеливо ожидать своей очереди в играх или в магазине с мамой, делиться игрушками или вкусной едой, отстаивать свои интересы и прислушиваться к желаниям ближнего.

Как стать другом своему чаду

Воспитание у ребенка 4-5 года жизни дружелюбия – несложная задача, потому что дети очень расположены дружить. Со всеми. Особенно – с родителями. Их психология позволяет с радостью выслушивать советы старших и стараться следовать им. Этот период жизни важно использовать для закладки основ долгосрочной дружбы со своим крохой. Помните, что друзья не пугают, а любят, поэтому старайтесь наставлять свое чадо через любовь. Даже если малыш не слушается вас, он все равно должен чувствовать, что горячо любим родителями, вне зависимости от поведения и того, сколько ему лет. Не допускайте в разговоре с ним раздражения. Совет Карлсона очень уместен в этом отношении: «Спокойствие! Только спокойствие!». Только так можно заложить фундамент доверия ребенка к родителям.

Не нужно впадать и в другую крайность, стараясь развитие ребенка 4 5 летисполнить все желания детей. Так можно превратить чадо в маленького тирана. Если мама с папой по каким-то причинам не могут выполнить желание чада, то обязательно должны постараться объяснить ему, по какой именно причине: заняты, или не имеют достаточно финансов, или считают, что выполнение его просьбы не принесет ему блага или повредит другим. Детки в таком возрасте уже в состоянии понять объяснения, поэтому не стоит лениться объяснять свои действия и поступки.

Помните: дети учатся понимать все то, что делают взрослые. И от того, насколько умело малышу объясняется отказ, зависит формирование правильного мышления ребенка. Обязательно покажите крохе лучший выход или замену его желанию. А когда дитя согласится уступить, обязательно похвалите его. Но не всегда стремитесь настаивать на своем. Когда это возможно, исполните просьбу или желание малыша даже с избытком – так вы научите его делать сюрпризы и дарить любовь другим людям.

Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям

В книге Джона Грэя «Дети с небес» автор перечисляет семь правил установления сотрудничества родителей со своими детьми. Вот они:

  1. Лучше просить, а не приказывать или требовать. Стоит использовать следующие фразы: «Принеси (сделай, скажи…), пожалуйста…»; «Будь добр, …» и т.д.
  2.  Не задавайте вопросов, в которых уже звучит рекомендация к плохому поведению: «Почему ты бьешь Петю?», «Зачем развитие ребенка 4 5 летты разбросал по квартире игрушки?» и т.д.
  3. Выражая свои просьбы к ребенку, говорите конкретно, употребляя позитивные слова. Например: «Дети, пожалуйста, ведите себя потише» вместо «Вы слишком шумите»; «Умей подождать с ответом» вместо «Ты опять меня перебил».
  4. Чтобы кроха не сопротивлялся вашим разумным доводам, старайтесь не напоминать и не повторять ему истины, которые он уже хорошо знает. Например, вместо объяснения важности чистки зубов ненавязчиво предложите малышу: «Не почистишь ли ты зубы?».
  5. Пусть ваши объяснения не станут лекциями: дети их плохо воспринимают и теряют желание сотрудничать со взрослыми. Гораздо лучше, если вы будете побуждать свое чадо задавать вам вопросы, прежде чем что-то сделать.
  6. Не делитесь с детьми своими негативными переживаниями, потому что они начинают чувствовать свою ответственность за ваше настроение, которую еще не могут понести в полной мере. Избегайте фраз типа: «Мне не нравится…» или «Ты очень огорчил меня…».
  7. Самое лучшее слово для сотрудничества в этом возрасте – это слово «давай». Оно укрепляет естественные связи между родителями и их детьми.

Любите, цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми – еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это непосильная ноша.

Читайте также:  Ресурсы сетей интернет в развитии ребенка

Источник

Ребенку исполнилось 4 года. Пройден сложный период — кризис трехлетнего возраста.

Как будет формироваться психика ребенка в 4-5 лет?

Как родители могут помочь развитию своего чада?

Ответы на эти и другие вопросы — в этой статье.

Содержание:

  • Развитие психики в 4-5 лет
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевая сфера
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Игровая деятельность
    • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психики ребенка в 4-5 лет

Этот возраст — переход от раннего детства к дошкольному. 

Ребенок активно развивается, познает мир, с удовольствием общается со взрослыми и сверстниками и задает множество вопросов родителям.

Он начинает осознавать себя в этом мире. Продолжает формироваться его самооценка. 

Ребенок старательно повторяет то поведение, за которое его хвалят взрослые. Ему важно, чтобы его считали хорошим.

В это время быстро развиваются психические познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Они становятся более осознанными, произвольными. 

Также сейчас формируются волевые качества характера.

Четырехлетний ребенок начинает испытывать глубокие чувства. Он учится сопереживать другим. В основу его личности закладываются нравственные понятия.

Интеллектуальная сфера

Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают творческую деятельность. Им очень нравится рисование, сюжетная лепка, аппликация. Они довольно точно и детально могут изображать предметы.

Развитие интеллекта в этом возрасте уже таково, что ребята могут сочинить свою сказку, песенку или придумать свою рифму к слову.

В 4 года у ребенка меняется отношение к предметному миру. Раньше он изучал окружающее в том виде, что существует вокруг. Сейчас ребенок учится преобразовывать предметы и создавать что-то новое.

Четырехлетний человечек способен размышлять, правда, иногда делая ошибочные выводы. Поэтому без руководства взрослых в этом вопросе ему пока не обойтись.

Теперь он может накапливать знания о тех предметах, которые никогда не видел (например, о дальних странах). Также он приобретает отношение к этим знаниям (к примеру, начинает бояться хищников).

Взрослые для ребят 4-5 лет — авторитетные и неисчерпаемые источники самой разнообразной информации. Поэтому дети становятся маленькими почемучками и без устали задают вопросы обо всем на свете.

Внимание

Внимание становится более устойчивым и произвольным, чем раньше. 

Дети теперь могут сосредоточенно заниматься около 15-20 минут. Хотя во время интересной игры они могут быть погружены в процесс гораздо дольше этого времени.

Некоторые ребята уже могут удержать в голове несложную инструкцию. 

Чтобы помочь развитию внимания, можно учить ребенка рассуждать вслух при выполнении задания.

Память

В возрасте 4-5 лет развивается произвольное припоминание. Ребенок теперь может припомнить картинку, правда без точных деталей и времени.

Также формируется преднамеренное запоминание. Детям проще удержать что-либо в памяти при ясности задачи и при хорошей мотивации. Например, они легко могут запомнить нужный набор игрушек для игры.

Четырехлетний ребенок способен легко выучить стихотворение. Но для этого нужно, чтобы он понимал смысл текста.

Мышление

В 4-5 лет продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Детям все еще важна наглядность, но они уже успешно играют игрушками-заменителями (например, камушками вместо машинок). Так же теперь они могут пользоваться схематичными изображениями, чтобы решить задачу (например, построить узор по схеме или пройти лабиринт).

Четырехлетний ребенок умеет предвосхищать событие или явление. То есть он может сказать, что произойдет с предметами от их взаимодействия друг с другом. Например, если столкнуть чашку на пол, то она разобьется.

Дети 4-5 лет могут находить различия и сходства между предметами. Также они могут собирать картинку из 4 частей, не смотря в образец. 

Восприятие

Ребенок активно совершенствует свое восприятие.

Он учится измерять, сравнивать предметы путем наложения и прикладывания их друг к другу. 

В его сознании продолжают накапливаться и закрепляться знания о 

  • цветах, 
  • формах, 
  • геометрических фигурах, 
  • величине, 
  • времени (время суток, время года), 
  • пространстве (вверх, вниз, далеко, близко), 
  • вкусе (соленый, кислый, горький, сладкий),
  • запахе, 
  • качестве поверхности (гладкий, пушистый, шершавый  и т.д.),
  • звуке.

Воображение

В этот период значительно развивается воображение. 

Ребенок может придумать что-то по собственному желанию. Его образы настолько яркие и реалистичные для него, что он верит в их существование. 

В 4-5 лет у детей могут возникнуть страхи. Это происходит из-за большой впечатлительности и богатого воображения. Это — нормальная особенность развития психики.

Речевая сфера

Развиваются и речевые способности.

Улучшается дикция и звукопроизношение. 

Ребенок активно пользуется речью, его словарный запас составляет сейчас около 2000 слов. Он умеет полноценно общаться и выражать свои мысли. Он может охарактеризовать объект, описать эмоции, пересказать небольшой текст и ответить на вопросы по нему. 

Четырехлетний ребенок правильно использует предлоги и учится строить сложные предложения. Также он старается интонационно выделять значимые фразы.

Эмоционально-волевая сфера

В этот период значительно развивается эмоциональная сфера. 

Чувства ребенка становятся более глубокими  устойчивыми. Например, радость от общения переходит в чувство симпатии и привязанности. Они, в свою очередь, формируют нравственные чувства — доброту, чувство дружбы и т.д.

Дети учатся сопереживать другим людям.

При этом, они все так же, как и раньше, стремятся к самостоятельности. Но неудачи теперь могут их сильно расстраивать. Если подобное будет случаться часто, то у детей может возникнуть неуверенность в собственных силах и страх неудачи.

Читайте также:  Цель развития ребенка от года до трех лет

Игровая деятельность

Тематические игры у детей

Тематические игры

Четырехлетний ребенок стремится общаться и играть со своими сверстниками. При этом ему уже не интересно просто “играть рядом”. Теперь ему нужен полноценный партнер по играм.

Во время игр дети постигают тонкости общения. Они ссорятся, мирятся, помогают. дружат.

В игровой деятельности возникают первые тематические ролевые игры. Причем детям сейчас интересно общаться со сверстниками своего пола.

Например. девочкам нравится вместе играть в магазин или в дочки-матери, а мальчики объединяются, чтобы играть в моряков или солдатов.

Игры и игрушки для детей 4-5 лет

Как и в любом другом возрасте, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит максимально развить его способности и навыки через игру.

Вот какие игрушки нужны ребенку 4-5 лет:

  • для развития мелкой моторики — лего, конструкторы, пазлы, шнуровки, мозаика и т.д.;
  • для формирования крупной моторики — подвижные игры с крупными игрушками (куклами, кеглями, машинами);
  • спортивные игрушки — мячик, скакалка; 
  • детский транспорт — велосипед, самокат, беговел;
  • для сюжетно-ролевых игр — наборы доктора, продавца, парикмахера, чемоданчик с инструментами и т.п.;
  • для творчества — карандаши, краски, аппликации, пластилин, детские ножницы, мольберт.

Также очень полезно чтение сказок и стихотворений. После прочтения стоит обсудить поступки героев, узнать о них мнение ребенка. Отличный вариант игры — инсценирование сказок с помощью кукол или фигурок. 

В этом возрасте все еще не рекомендуются компьютерные игры.

Коммуникативная сфера

Для четырехлетнего ребенка очень важно общение со сверстниками. Ему уже недостаточно игр со своими игрушками в одиночестве или в компании родителей. 

Ребенку хочется быть признанным в кругу своих сверстников.

В этот период появляются первые друзья. А в группе детей возникают первые лидеры и конкуренция.

Общение со сверстниками связано с игрой и другими совместными делами. 

А при беседе со взрослыми дети учатся говорить о вещах, которые не относятся к конкретной ситуации. Они стремятся задать как можно больше вопросов и на все получить ответы.

Трудности возраста

4-5 лет — это период относительного затишья после сложного кризиса 3 лет. Ребенок снова становится послушным и покладистым.

Но и в этом возрасте есть свои сложности.

Богатое воображение ребенка может порождать страхи — например, чудовищ или злых сказочных персонажей. Взрослым не нужно акцентировать на них внимание. И тем более нельзя использовать страхи ребенка в воспитательных целях, запугивая его.

Также четырехлетний ребенок очень раним и чувствителен. Поэтому родителям важно следить за своими словами. Ведь случайно брошенная неосторожная фраза в адрес ребенка может надолго травмировать его.

Детям сейчас очень важно слышать похвалу от взрослого, чтобы понимать, что они хорошие. Если же взрослые не придадут значения какому-то поступку или действию ребенка, он всерьез может обидеться.

В 4-5 лет вредные привычки и недостатки характера легко могут укорениться. Поэтому важно своевременно корректировать их.

Благоприятное развитие: советы для родителей

Родитель для четырехлетнего ребенка — некий эталон поведения. Поэтому взрослым необходимо самим следовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку. 

Ребенок верит во все, что говорит ему родитель. Поэтому любая новая информация для него должна быть правдивой.

Замечательно, если взрослые будут охотно отвечать на вопросы ребенка, интересоваться его мнением, а также поощрять его к рассуждениям.

Взрослым важно говорить с ребенком о своих и его чувствах, объяснять мотивы и последствия поступков.

Не стоит рассказывать четырехлетнему человеку страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти. Это может его слишком впечатлить и испугать.

Важно обсуждать с ребенком его страхи, “проживать” их вместе с ним.

Слишком много наказаний или неодобрения со стороны взрослых приведут к тому, что ребенок перестанет стремится к инициативе. Также у него может возникнуть страх перед наказанием и постоянное чувство вины.

Сейчас нужно хвалить и поощрять ребенка за его хорошие поступки.

Нужно предоставлять детям возможность для творчества и самовыражения, а также интересоваться их результатами.

Также надо давать им возможность часто бывать на улице, активно двигаться и играть с другими детьми.

В 4-5 лет важно учить детей нравственным качествам: ответственности, отзывчивости любви к труду и т.д. На своем примере и в совместных делах надо прививать трудолюбие, взаимопомощь и т.п.

Также ребят нужно обучать, как общаться с другими детьми — уступать, делиться, отстаивать свои интересы.

Нужно рассказывать им о правилах поведения в различных ситуациях. Например, на площадке, в поликлинике в гостях и т.д.

Возраст 4-5 лет — довольно спокойный, но важный период в развитии психики ребенка. В этот период активно формируются самооценка, нравственные качества, глубокие чувства и привязанности. Кроме этого, быстрыми темпами развиваются познавательные процессы и представления об окружающем мире Родителям важно показывать положительный пример своему ребенку, предоставлять ему простор для самовыражения и общения со сверстниками, а также быть внимательным к его чувствам.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник