Ребенок 4 года отстает в развитии симптомы
Ваш ребенок растет в своем темпе?
Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?
Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.
В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.
На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.
Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы
Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?
Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.
В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.
Когда нужно срочно идти к специалисту?
О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:
- он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
- у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
- берет мелкие предметы, но не удерживает их;
- избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
- постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
- не может удержать в руке карандаш;
- у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
- имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
- речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
- не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
- всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
- или не может обслуживать себя вообще;
- когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
- у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.
Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.
Что делать?
В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.
- Невролог
Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре. - Психолог
Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.Читайте также: ТОП-15 развивающих приложений для детей 4-6 лет на iPad и Android
- Психиатр
Асоциальное поведение, вспышки агрессии напрямую связаны с нарушениями психической деятельности. В этом случае дети почти не поддаются обычным воспитательным мерам, с трудом социализируются. Вам иногда может казаться, что ребенок вас не понимает вообще. Не спешите пугаться, а, наоборот, подружитесь с врачом психиатром, поскольку только он сможет помочь вашему ребенку.
Обычно назначается длительная медикаментозная терапия по результатам обследования, иногда требуется госпитализация. Помните, что детские психические расстройства без лечения с возрастом только усугубляются. - Дефектолог
Этот специалист занимается коррекцией легких и умеренных форм отставания в развитии. Регулярные коррекционно-развивающие занятия позволяют полностью или частично решить такие проблемы, как задержка речи, слабая память, неустойчивая концентрация, а также неправильные социально-поведенческими реакции (если психиатр исключил наличие психических расстройств).
При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.
Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.
Источник
Последнее обновление статьи: 17.05.2019
С самого рождения в процессе своего развития ребёнок постоянно издаёт какие-либо звуки. Обычно к 2 годам большинство детей используют простые фразы, а к 4 годам — свободно разговаривают. Каждый ребёнок развивается по-разному, но если отклонение от норм слишком большое, то тут уже идёт разговор о задержках в развитии.
Когда следует обращаться к врачу?
Когда ребёнок 4 лет медленными темпами осваивает свой родной язык, то это может быть показателем задержки развития речи. По статистике у мальчиков эта проблема встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
К 4 годам ребёнок должен произносить полноценные предложения, даже если некоторые звуки у него звучат неправильно. Малыши 4 лет, у которых отстаёт развитие речи, разговаривают, но хуже своих сверстников. Обычно у них небольшой словарный запас, они разговаривают короткими фразами, редко используют прилагательные и почти не задают вопросы. Чаще всего их речь ограничена «ма», «па», «дай». В тяжелых случаях слов совсем нет, только отдельные звуки.
Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, это может отрицательно сказаться на формировании психики. У него возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это ведёт к неправильному эмоциональному развитию.
Показаться врачу следует, если ребёнок в 4 года:
- произносит непонятные слова;
- плохо понимает, что говорят взрослые;
- разговаривает очень быстро или чересчур медленно;
- не может самостоятельно составлять фразы, поэтому употребляет услышанные из мультфильмов или телепередач;
- не может самостоятельно составить предложение из нескольких слов.
Немедленной консультации педиатра требуют случаи, когда у малыша наблюдаются проблемы с жеванием и проглатыванием пищи, а также повышенное выделение слюны.
Чтобы поставить точный диагноз, необходимо показать малыша трём узким специалистам — логопеду, неврологу и психологу. Невролог может направить на проведение процедуры сканирования мозга. Порой отставание в речевом развитии связано с возникновением проблем со слухом, что вызывают такие заболевания, как отит, аденоидит, тугоухость. Поэтому рекомендуется обследовать ребёнка ещё и у отоларинголога. Но в первую очередь необходимо отвести малыша педиатру, чтобы он проанализировал возникшую проблему и выдал направления ко всем нужным специалистам.
Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет
Чтобы понять, как проявляются проблемы с речью у ребёнка 4 лет, следует знать основные этапы и нормы развития речи у маленьких детей:
1 этап. Рождение. Первая речевая реакция малыша на этот мир — это крик новорожденного, по громкости и звучанию которого педиатр может сделать выводы о состоянии его здоровья.
2 этап. От рождения до года жизни. В этот период речевой аппарат детей подготавливается к говорению. Он делится на такие периоды:
- 1,5- 2 месяца — «гуление»;
- с 5-6 месяцев — лепет;
- с 8-9 месяцев — лепет первых слов;
- с 9-12 месяцев — появление первых слов.
Обычно девочки начинают произносить слова раньше, чем мальчики. В год у детей около 10 активных слов (мама, папа, дядя и другие) и около 200 пассивных (значения которых он знает, но произнести их не может).
3. этап. «Лексический взрыв». Начинается после достижения 1,5 лет. В этот период слова из пассивного словаря переходят в активный. У некоторых детей этот период начинается чуть позже — с 2 лет.
4. Этап. 2-2,5 года. В этот период у детей начинает получаться строить предложения, состоящие из 3-4 слов.
5. этап. 3-4 года. В это время происходит формирование связной речи. Ребёнок начинает активно применять наречия, прилагательные и местоимения, словарный запас составляет около 500 слов.
6. Этап. С 4 лет. Запас слов — 1000-1500. Ребёнок уже умеет отвечать на вопросы, менять интонацию, составлять предложения как минимум из 4 слов.
В норме отклонения от этих показателей развития могут составлять 2-3 месяца у девочек и 4-5 месяцев — у мальчиков.
Причины задержки развития речи у детей 4 лет
Если ребёнку 4 лет поставлен диагноз задержки речевого развития, то к его лечению необходимо приступать моментально. Однако перед этим необходимо выявить причины его появления.
Факторами, которые провоцируют задержку речевого развития ребёнка могут быть:
- Болезни мамы в процессе вынашивания плода, полученные травмы, отравления и проникновение инфекции.
- Гипоксия плода, то есть его кислородное голодание в утробе.
- Тяжёлые роды, которые случились преждевременно ил произошли слишком стремительно, рождение с обвитием пуповины вокруг шеи.
- Травмы в процессе родов (особенно верхних отделов позвоночника)
- Перенесение тяжёлых заболеваний или травм в раннем детстве.
- Наследственные заболевания, которые способны привести к нарушению структуры мозга.
- Плохой психологический климат в семье, проблемы в воспитании (чрезмерная опека или наоборот равнодушное отношение, жестокое обращение).
- Тяжёлые психологические травмы.
- Употребление матерью алкоголя при беременности.
Проблемы с развитием речи могут вызвать такие заболевания:
- Врождённые аномалии центральной нервной системы.
- острая или хроническая ишемия головного мозга, возникающая из-за кислородного голодания.
- Эпилепсия.
- Гидроцефалия (водянка мозга).
- ДЦП.
- Высокое внутричерепное давление.
- Опухоль головного мозга.
Если у малыша имеются какие-либо показания, которые могут поспособствовать возникновению проблем с речевым развитием, стоит начинать усиленно с ним заниматься с самого раннего возраста, чтобы можно было избежать этих проблем.
Порой дети не хотят начинать разговаривать, когда не видят в этом смысла. Зачем напрягаться и учится произносить правильно слова, когда родители и так предугадывают все желания, не развивая его личную активность, или с лёгкостью понимают что ему необходимо по жестам и невнятным звукам?
С некоторыми малышами родственники просто очень редко разговаривают и они не развиваются в этом плане. С маленькими детьми необходимо всё время разговаривать, комментировать каждое своё действие, объяснять события, которые происходят вокруг.
Когда малыш находится в слишком информативной среде, где он постоянно получает большие объёмы информации, которые ему сложно усвоить в силу своего возраста, он перестаёт её воспринимать, прислушиваться к окружающим звукам и пытаться воспроизводить их, и в результате отстаёт в развитии.
Одна из физических причин появления проблем с разговорной речью — слабо развитые органов артикуляции (неба, губ и языка).
Способы лечения задержки речевого развития в 4 года
Лечение любых проблем с речью — очень сложный процесс, но он способен привести к результату, если подойти к этому вопросу вовремя и основательно. Если не заняться этой проблемой своевременно, то ребёнка в 7 лет придётся отправить в спецшколу.
Иногда врачи назначают лечение медикаментами. Лекарства выписываются только после проведения комплексного обследования и принимаются строго по предписанным дозам и под постоянным наблюдением детского невропатолога. Эти медикаменты активируют деятельность речевых зон. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребёнку препараты. Обычно в качестве медикаментов выписывают Пантогам, Ноотропил, Энцефабол, Нейромультивин, Кортексин, Когитум, Лекцитин.
Если у малыша нет противопоказаний, то для восстановления функционирования конкретных зон головного мозга назначают физиотерапию, а именно:
- магнитотерапию;
- массаж;
- электрорефлексотерапию.
Медикаментозное лечение и физиотерапия в обязательном порядке должны сопровождаться работой опытного специалиста, который для каждого маленького пациента разрабатывает индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.
Роль родителей в лечении проблем развития речи
Если ребёнок отстаёт в развитии, его родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на атмосферу, которая царит дома. Возможно в семье часто происходят ссоры, слышатся крики и ругань. Малыш всё это воспринимает. Возможно родители тормозят развитие ребёнка тем, что часто им недовольны, давят на него, постоянно одёргивают, не верят в его способности. В этом случае стоит пересмотреть своё отношение к малышу и другим членам семьи, постараться всем вместе помочь ему.
Родители должны уделять много внимания малышу с речевыми проблемами, часто общаться и заниматься с ним, верить в то, что у него всё получится.
На развитие речи положительно влияют следующие занятия:
- Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук. Включают в себя сбор пазлов, конструкторов (Лего, например), кубиков, лепку из пластилина (или теста), рисование карандашом или пальчиковыми красками.
- Подвижные игры. Физическое развитие ребёнка неразрывно связано с умственным. С малышом можно играть в мяч, бегать с ним наперегонки (разумеется, поддаваясь). Нелишним будет проведение ежедневной зарядки, уроков танцев и т.п.
- Музыкальные игры. Они оказывают позитивное влияние на развитие внимания. Ребёнок сосредотачивается и старается держать ритм. Вместе с малышом угадываются виды музыкальных инструментов по издаваемым ими звукам, животных по их голосам и т.д.
- Игры на развитие зрительного внимания и памяти. В процессе используются карточки с изображениями животных или различных предметов, геометрическими фигурами.
- Массаж. Общеукрепляющий массаж ребёнку могут делать мама или папа. Профессиональный массаж рекомендуется доверить детскому массажисту.
Задержка развития речи — очень опасная вещь, которая может привести к другим неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно уделять ребёнку максиму внимания с самого рождения, даже если на тот момент у него нет никаких предпосылок к возникновению проблем в будущем. Если регулярно заниматься с малышом с учётом его индивидуальных особенностей, то он будет развиваться в соответствии со среднестатистическими нормами. Если же ребёнку в 4 года поставлен диагноз задержки речевого развития, ни в коем случае нельзя откладывать лечение и пускать всё на самотёк, дабы не испортить малышу всю жизнь.
Источник
«Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.
Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:
- Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.
Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.
Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.
Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].
Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.
Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».
Стоит забить тревогу,
– если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;
– если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;
– если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;
– если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;
– если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;
– если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;
– если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;
– если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;
– если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;
– если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;
– не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;
– если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;
– если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;
– если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;
– если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].
Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):
– не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;
– ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;
– он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;
– если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;
– он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);
– малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;
– даже не пытается жевать еду;
– если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;
– если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;
– он не слушает вас и не смотрит на вас;
– не проявляет беспокойство от мокрых штанов;
– не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;
– не узнает членов семьи на недавних фотографиях;
– утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;
– предпочитает играть сам по себе;
– если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.
Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].
До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:
– у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;
– забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;
– ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;
– он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;
– он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;
– он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по ступенькам;
– он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;
– ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;
– он не проявляет интереса к новой еде;
– ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;
– не понимает смысла совместной игры в мяч;
– ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;
– когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;
– ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;
– ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);
– проснувшись утром, он не зовет вас;
– его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;
– малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;
– не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;
– ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;
– ребенок не просится в туалет;
– не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;
– если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;
– если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;
– ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;
– не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;
– если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.
Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.
Список литературы
- Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
- Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
- От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.
Источник