Ребенок 10 месяцев речевое развитие

Ребенок 10 месяцев речевое развитие thumbnail

Из журнала пользователя
Мария Борнева

18 февраля 2013, 09:40

В конце первого года жизни ребенок достигает значительных успехов. Он уже не беспомощное существо, которое мама принесла из родильного дома. У малыша начинает вырисовываться характер, появляются предпочтения в еде, игрушках, занятиях.
Понимать интересы малыша становится проще. Он теперь может выражать свои чувства и настроения не только при помощи эмоционального крика, но и используя функциональный лепет.
Ребенок 12 месяцев уже знает и произносит несколько слов. Чаще всего это 5-7 коротких, имеющих для малыша большое значение слов, например, мама (или ма), дай, папа и т.д.
В этом возрасте увеличиваются темпы развития речи малыша. Он практически каждый день узнает что-то новое, неизвестное для себя. Важно, чтобы его знания имели четкую привязку с названиями предметов или явлений. Это будет залогом успеха его развития.
Занятия становятся разнообразнее: ребенок 11 месяцев уже может «читать» с мамой книжки. Чтение взрослыми стихов развивает артикуляционный аппарат малыша. К году он может уже повторять некоторые простые слова. Возможно, это будет детское переложение, ведь ребенок пока говорит очень мало, но все-таки попытка говорения.
Книжка с картинками хороша еще и тем, что кроме чтения она может помочь и при познании мира. Для развития малыша следует выбирать книжки с иллюстрациями в реалистическом стиле, так ребенку будет проще соотносить глазки у тети на картинке с глазками мамы.
Рассматривая картинки, мама должна рассказывать малышу, что на них нарисовано, что делают герои, что они говорят, что держат в руках и т.д. Можно придумать целую историю про персонажей книжки, детям нравится слушать, особенно когда они четко видят аналогию с собой. Например, в рассказе о «кисе» можно упомянуть, что она очень любит молочко и каждый день умывается. Рассказы лучше всего придумывать так, чтобы они соответствовали изображениям, так ребенок нагляднее представит всю историю.

По-прежнему большую роль в развитии речи ребенка играет непосредственное бытовое общение с родителями. Воспитывая малыша изолированно от семьи, мама ограничивает его развитие, ведь очень многие вещи ребенок постигает умозрительно, наблюдая за родителями или старшими братьями и сестрами. Контакты с другими членами семьи позволяют малышу слышать не только мамину речь, наблюдать за взаимоотношениями в семье, что очень пригодится ему в период взросления.
Темы для общения могут быть разные, ребенок 12 месяцев уже может участвовать в разговоре, если речь идет о знакомых ему предметах или людях.
Большое значение в преддверии первого дня рождения ребенка имеют игры и игрушки. Они позволяют родителям моделировать взрослый мир в понятных малышу образах. Среди игрушек в этом возрасте особенной популярностью пользуются, те, из которых можно извлекать звуки. Это могут быть дудочки, свистульки, детские пианино и т.д. Духовые инструменты хорошо развивают органы говорения: язык, щеки, губы. Их использование положительно влияет на процесс говорения. Другие музыкальные инструменты позволяют развивать голосовые связки во время певучего лепета, который сопровождает игру.
Занятия с малышом приносят радость не только маленькому проказнику, но и родителям. Ждать результатов после нескольких часов развивающих игр не стоит, лучше запастись терпением и порадоваться достигнутому.


Подпишись на канал baby.ru в

Другие статьи на эту тему

Актуальные посты

Источник

Чего ожидать от речевого развития малыша ближе к году? Как помочь крохе заговорить?

Содержание:

  • 10 месяцев: вредное слово “нельзя”
  • 11 месяцев: спросите у меня
  • 12 месяцев: мой первый словарь

Для того чтобы в этом возрасте услышать от малыша первые слова, вам пришлось немало сделать. Если же первых слов и звукоподражаний пока нет, стоит особенно внимательно прочитать предыдущие публикации  и, возможно, обратиться к специалисту.

10 месяцев: вредное слово “нельзя”

Это время очень, очень важное. Малыш может в этом возрасте произносить слова. Мы намеренно говорим “может”, потому что кто-то скажет свое самое первое слово в 10 месяцев, а кто-то в 11. А кого-то угораздило аж в 9. Все дети разные. И мы имеем в виду лишь примерные временные границы. Чаще всего в этом возрасте ребенок уже ходит, держась за руку, и активно играет со взрослыми.

Настало время нам поговорить о запретах. Вашему ребенку 10 месяцев, и он должен понимать слово “нельзя”. Как же научить этому и при том не задавить в ребенке независимости, инициативы, активности? Именно на маме лежит самое тяжелое и самое прекрасное бремя — бремя ответственности за судьбу своего ребенка.

Читайте также:  Возможности игры в направлении развития эмоциональной сферы ребенка

Итак, мама. Все-таки вы — главный защитник и помощник малыша. Вы для него главное существо на свете. И вы не должны становиться врагом своего ребенка, говоря ему “нельзя”, вы должны оставаться тем же ангелом-хранителем, иначе при вас ребенок будет паинькой, а в вашем отсутствии — хулиганом. Как же вам поступать?

Прежде всего, разберитесь, чего ребенку на самом деле нельзя делать, то есть не разрешайте то, что того действительно требует. Вот малыш потянулся за валяющейся на полу бумажкой, и раздается истошный крик: нельзя! А почему? В голове мамы прокручивается: поднял, сунул в рот, съел, заболел. Но ведь ребенок может, подняв бумажку, повертеть ее в руках и бросить, поняв, что она ему не нужна. И в другой раз не посмотрит на нее. Подумайте.

Если вы говорите “нельзя”, не улыбайтесь при этом, пусть выражение вашего лица будет озабоченным, а тон — тревожным, тогда малыш сообразит, что своим запретом мама хочет оградить его от опасности.

Конечно, малыша могут подстерегать не только приятные, но и неприятные неожиданности. Ведь круг его общения неуклонно расширяется, он встречается с другими детьми, ему интересно разглядывать, трогать их пальчиком, изучать новые незнакомые предметы. Он охотно вступает в контакт со взрослыми. Малыш делает вид, что прячется, играя в “ку-ку”, понарошку боится “козы рогатой”. Вы уже умеете вместе с малышом собирать пирамидки, катать тележки, открывать коробки, матрешек, шары. По-прежнему побуждаете ребенка повторять звуки, буквы, слова, обыгрываете знакомство с предметами, обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо, чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется.

В 10 месяцев обычно начинают играть в “Сороку-белобоку”. Вы помните, как важно развивать ловкость пальчиков? Это прекрасно стимулирует и речь.

Сорока-белобока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил?

Для развития движений пальчиков вы можете использовать разнообразные пазлы, игры-вкладыши, выкладывание из спичек, счетных палочек и, не удивляйтесь, рисование каракулей. Да-да, давайте карандаши, а лучше восковые мелки, осваиваем процесс рисования.

Развитие речи на первом году жизни. 10-12 месяцевИз новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: вы рассыпаете несколько палочек, или шариков, или больших пуговиц, или других подобных предметов, а ребенку предлагаете собрать предметы в банку или коробку.

Только будьте внимательны: слишком мелкие вещицы могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами.

11 месяцев: спросите у меня

Ваш малыш уже сидит, ходит, стоит самостоятельно. Свободно перемещаясь по квартире, продолжает знакомство с окружающим пространством. Все взрослые в доме, конечно, пользуются каждой возможностью поговорить с малышом, стараются с чем-то познакомить, чему-то научить, и он быстро учится показывать знакомые вещи, появляются первые обобщения: вот глазки у куклы, а вот — у собачки, а вот — у зайки, а вот — у меня! Уже получаются слова: “мама”, “папа”, “баба”, “мяу”, “дай” и другие. Слово “мама” обычно появляется первым, и это не удивительно, ведь мама больше всех уделяет внимания малышу.

Поиграйте с малышом в “Волшебный мешочек”. Для этого соберите в мешке (не из-под картошки, конечно) несколько игрушек: кукла, домик, самолетик, котик, машинка. Их и словом легко обозначить, и как-нибудь обыграть тоже. Покажите из мешка голову котика и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, попросите позвать кота и заодно вспомнить, как кот кричит, что он ест и т.д. Дети очень любят эту игру и с удовольствием в нее играют.

Развитие речи на первом году жизни. 10-12 месяцевОчень полезны игры с сюжетными игрушками, когда вы выбираете пару игрушек, которые можно связать по смыслу (кукла и кроватка, машинка и гараж, собачка и миска).

Проговаривая все свои действия, вы вместе с малышом обыгрываете ситуацию, в которой участвуют игрушки.

Ребенку уже доступно понимание простых вопросов. Понимание это вам нужно развивать. Можно делать это так: вы задаете вопрос: “Где печенье?”, затем показываете это самое печенье. За один раз задавайте не больше одного вопроса! Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, причем делайте это не строгим тоном, а естественно и доброжелательно, не боясь неоднократных повторений. Малыш охотно включается в игру, если видит, что мама искренне заинтересована и действительно хочет играть.

Если вы сядете рядышком на диване и будете вместе рассматривать яркие картинки, называя их, и при этом малыш будет сам переворачивать страницы, вы не только дадите ребенку урок развития речи и мышления, но и подарите ему радость общения с близким человеком. А от любви и тепла еще никому не было плохо.

12 месяцев: мой первый словарь

Мы уже ходим совершенно самостоятельно! И даже можем нести двумя руками нетяжелые предметы, например, машинку. И, конечно, хочется принимать участие в делах взрослых. Одевать годовалого малыша — одно удовольствие, он вовсю старается помочь, сует руки в рукава, задирает голову. За едой уже управляется с ложкой, пьет из чашки. Приучая малыша к аккуратности, не забывайте, что тщательное прожевывание отлично активизирует и органы произношения: губы, язык, мягкое небо. Только не оставляйте малыша без присмотра, он настолько же любопытен, насколько лишен жизненного опыта, и запросто может схватить горячую кастрюлю или острый ножик.

Читайте также:  Развитие плода ребенка по неделями

Слова, слова, слова… Их становится все больше и больше, теперь уже ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая, как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения, рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими малыша людьми.

Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу — на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

Вашему ребенку исполнился год. Как там у него со звуками? Открывайте свой дневничок и проверяйте: хорошо бы, чтобы малыш произносил звуки “А”, “У”, “И”, “О” понятно для окружающих, а также звуки “М”, “Н”, “П”, “Б”, “Т”, “Д”, “К”, “Г”. У одних это получается лучше, у других не так четко, количество звуков тоже может разниться. Ведь произносительные умения еще формируются, так что у нас с вами, дорогие родители, впереди много работы.

В возрасте одного года ваш ребенок:

  • Знает, как его зовут.
  • Понимает слово “нет”.
  • Понимает и выполняет несложные просьбы.
  • Повторяет простые одно- и двухсложные слова.
  • Играет в “Сороку-белобоку”, желает “спокойной ночи”.
  • Говорит “мама”, “папа” и ещё около десятка слов, обычно существительных.
  • Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
  • По вашей просьбе даёт игрушку.
  • С удовольствием смеётся.
  • Хорошо слышит и различает много звуков.
  • Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
  • Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
  • Активно рисует карандашом или мелком каракули.

Источник

10-месячный ребенок похож на маленького «исследователя». Он энергично изучает внешний мир и совершает новые достижения каждый день. Малыш умеет уверенно сидеть, вставать на ножки и стоять у опоры без посторонней помощи. Его игры становятся активнее и разнообразнее.

фото o-krohe.ru

Физическое развитие

Развитие ребенка в 10 месяцев сопровождается приобретением всевозможных навыков. Он свободно ползает, самостоятельно садится из положения «лежа», встает на ножки, находясь у опоры, пробует поднять одну ногу. Чувствуя поддержку, он пытается самостоятельно ходить, подпрыгивать или раскачиваться со стороны в сторону.

Десятимесячный кроха старается залезть на диван или ступеньки, а также учится преодолевать «препятствия», добираясь до интересующего предмета. Не стоит забирать игрушки у него на пути или помогать переступить порог. Пусть ребенок привыкает самостоятельно владеть телом, усваивать новые движения и ориентироваться в пространстве.

Моторика

фото bibicall.ru

У малыша заметны улучшения в координации движений. Он умело подбирает с пола маленькие предметы, ощупывает мелкие детали в игрушках. Особенное удовольствие ему приносит выкладывание друг на друга чашек или игрушек. Кроха сознательно координирует две руки, а также умеет выполнять ими разноплановые задачи. Например, одной рукой держать ложку, а другой тянутся за чашкой.

Десятимесячный карапуз владеет «щипковым» хватанием, где участвует большой и указательный палец. Месяц назад он брал предметы ладонью. Малыш может с помощью одного предмета достать другой, умеет указывать на предмет пальцем.

Игры на развитие моторики:

-пересыпать крупу или бусины из одной емкости в другую;

-играть с пальчиками, используя стишки;

-использовать муку или сахар для рисования пальчиками;

-складывать кольца пирамидки на стержень;

-заниматься лепкой и рисованием.

Психологическое развитие

10-месячный ребенок реагирует на свое имя, а также, может осознанно выполнять простые указания, например: «Открой ротик!», «Принеси машинку!» и т.д. Он умеет выражать возмущение, если у него забрать любимую игрушку.

У десятимесячного ребенка появляются любимые игры. Бросать игрушки – одна из них. Это не означает, что ваш малыш капризуля. Таким образом, он изучает предметы, их качества и свойства. Ему интересно наблюдать за ними во время полета или падения. Чтобы невинная игра не переросла в привычку – играйте вместе с крохой, показывайте, что делать, если игрушка упала.

Читайте также:  Программа педагогической оценки развития ребенка

Психологическое развитие ребенка в 10 месяцев отличается осознанием связи между моторикой и мышлением. Скоординированные движения помогают лучше развивать интеллект, поэтому рекомендуется разнообразить игры.

Режим сна и питания

фото etk-energia.spb.ru

Маленькому «энерджайзеру» мало одного периода ночного сна. Для пополнения энергетических запасов ему нужны два перерыва на дневной сон. Но есть малыши, которые могут спать один раз в день. Обратите внимание на то, как спит ребенок. Неспокойный, прерывистый сон – сигнал о возможных нарушениях в нервной системе. Лучше проконсультироваться с врачом.

Питание старайтесь сделать сбалансированным и легкоусвояемым. Придерживайтесь пятиразового режима приема пищи. Кормите кроху каждые четыре часа. Развитие ребенка в 10 месяцев позволяет ему кушать продукты со стола взрослых. Кормить малыша грудным молоком лучше сразу после пробуждения и перед сном.

К этому времени у ребенка вырастают четыре зубика, поэтому не бойтесь давать ему кусочки твердых фруктов или сухарики для выработки жевательного рефлекса.

Достижения и навыки:

-Самостоятельно встает на ножки с положения «сидя»;

-Делает первые шаги;

-Умеет рвать бумагу, брать мелкие предметы двумя пальцами;

-Ребенок понимает шутки в свой адрес и может смеяться в ответ;

-Различает голоса людей и замечает смену настроения по интонации;

-Умело машет ручкой на прощание или приветствие;

-Изучает содержимое шкафов, любит играть с кухонной утварью;

-Жует пищу, пытается самостоятельно кушать и пить из чашки;

-Интересуется другими людьми и детьми.

Уход

Приучайте малыша умываться и переодеваться в игровой форме, чтобы вызвать у него интерес делать это самостоятельно. Для поддержания тонуса мышц ребенка, проводите гимнастические занятия. Скрещивайте руки, делайте повороты в позиции «лежа» со спины на живот и наоборот.

Десятимесячный возраст – идеальное время учить ребенка садиться на горшок. Надеяться, что он будет использовать его осознанно по назначению – не стоит. Но знакомство с этой процедурой лучше начинать заранее.

Играя с ребенком, приучайте его к первым обязанностям. Например, собрать игрушки назад в коробку, помочь маме «натереть» шкаф. Малыш может сам проявлять инициативу к подобным занятиям, повторяя за взрослыми.

Медицинское обследование

фото 7ya.ru

Регулярное обследование у педиатра поможет контролировать параметры роста и физического развития ребенка. Проконсультируйтесь у зубного врача, чтобы заранее выявить неправильный прикус и узнать об уходе за полостью рта ребенка. В 10-месячном возрасте могут проявиться скрытые нервные расстройства, поэтому рекомендуется посетить невропатолога.

Советы родителям

Научите ребенка понимать слово «нельзя». В 10 месяцев ребенок изучает мир. Из-за незнания особенностей предметов, иногда, невинные действия превращаются в опасные. Произносите слово «нельзя» в угрожающих ситуациях, чтобы малыш учился различать, что можно делать, а что нет. Например, запрещайте ребенку брать электрический провод в рот или трогать бездомную собаку. Говорите «нельзя» серьезным тоном, без улыбки, чтобы малыш не принял это за игру.

Позаботьтесь об ортопедической обуви. Осанка и походка ребенка зависят от правильно подобранной обуви. У малыша еще гибкие кости стопы, которым тяжело удерживать вес тела. Для правильного формирования ножки лучше выбирать обувь с широким носком, анатомической стелькой и жестким задником.

Развивайте чувство ритма. Предложите ребенку сыграть на игрушечном пианино или ксилофоне. Попросите его нажимать клавиши, повторяя за вами. Придумайте игру с легкими движениями, где малышу придется топать и хлопать в определенном ритме. Такие игры помогают развивать слух.

Носите малыша на ручках. Этот метод воспитания называется «холдинг» (от английского «to hold» – держать). Идея приема в том, чтобы мама везде носила малыша с собой, рассказывала ему, что делает и объясняла, что происходит вокруг. Уделяйте этому 1 час в день. Ученые выяснили, что эта методика улучшает психологическое здоровье ребенка и стимулирует речевой аппарат.

Читайте книги. Отводите 20 минут для чтения с малышом. Это развивает его память. Пусть малыш сам переворачивает страницы, а вы рассказывайте о животных на картинках, учите, как они «разговаривают».

Каждому ребенку нужна любовь и ласка маминых рук, и независимо от того, сколько месяцев от роду вашему крохе, проводите с ним как можно больше времени, и тогда он будет полноценно развиваться!

Думаешь, твоим друзьям будет интересно? Поделись этой записью!

Источник