Ребенок 1 год и 4 месяца развитие пластилин

Ребенок 1 год и 4 месяца развитие пластилин thumbnail

Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка. По мнению специалистов лепить следует начинать, как можно раньше. В этой статье я приведу наши любимые упражнения.

Читая материалы, как интересна детям лепка, не забывайте большинство детей в возрасте 1 года консерваторы и любят устоявшийся порядок. Они только недавно свыклись с мыслью, что все игрушки мягкие или твердые. Пластилин — это абсолютно новая консистенция для малыша, которая ставит под угрозу существование всего  привычного. Хоть иди и заново проверяй все предметы, вдруг какой-то из них по консистенции, как пластилин.

Кроме того,  любое творческое занятие требует не только формирование навыка, но и получение удовольствия от результата. Для этого требуется осознание результатов и своих возможностей, что на втором году жизни проявляется очень слабо. Поэтому если Вы решили заняться лепкой с малышом младше двух лет, не ждите особого ликования и радости.

Самый простой элемент — «палочки» (цилиндры) большинство детей осваивает на третьем году жизни. Некоторые справляются с цилиндром только в три года. После освоения цилиндров, можно приниматься за шарики.

Содержание

  • Знакомство с консистенцией
  • Оставляем следы
  • Сортировка и прятки
  • Пособия для лепки

Правила лепки с малышами

  • Для самых маленьких для лепки используется специальное тесто или  мягкий пластилин.  Можно использовать готовые наборы с тестом или приготовить тесто самим. Не перепутайте тесто с полимерной массой для лепки, она токсичная и более плотная поэтому не подходит для самых маленьких.
  • Для первых занятий используем тесто одного цвета. Сама консистенция теста уже является большой информационной нагрузкой, которую малышу сложно усвоить.
  • После лепки тесто необходимо герметично закрывать, иначе оно покроется корочкой или затвердеет и станет непригодным для лепки. Большинство видов промышленного теста на открытом воздухе застывает. Можно лепить фигурки, при желании их раскрашивать и играть ими. Тесто из муки и воды для затвердевания необходимо подсушить в духовке.

Первые занятия лепкой 1-2 года. Знакомство с консистенцией

Предложите малышу кусочек теста. Сами тоже возьмите и покажите, как его можно мять, тыкать пальчиками, прижимать ладошками, разрывать на части, отрывать мелкие кусочки, а затем прилепливать назад. Разделите пластилин на несколько крупных частей, попросите малыша слепить их вместе. Сделайте, то же самое, только используйте мелкие части. Для первого занятия этого будет вполне достаточно. Не следует чересчур перегружать ребенка.

Если для ребенка стали привычными с занятиями с пластилином одного цвета, можно предложить знакомство с несколькими цветами. Лучше брать классические сочетания (желтый — красный, зеленый — желтый, белый — с любыми цветами и др.), которые дают при смешивании красивые правильные оттенки. Раскатайте крупную лепешку из пластилина одного цвета. Затем нарвите много мелких кусочков другого цвета, сочетающегося с первым.  Попросите малыша приклеить мелкие кусочки к лепешке. После смешивания обратите внимание, что цвета перемешались и стали другие.

Первые занятия лепкой 1-2 года. Оставляем следы на тесте

В возрасте 1-2 лет ловкость пальчиков не позволяет малышу аккуратно лепить самостоятельно, поэтому хорошо использовать различные приспособления.

Готовим для малыша пласты теста на которых удобно оставлять следы. Предлагаем всевозможные предметы, которые имеют рельефную поверхность из бытовых или специальные штампы. Показываем своим примером, оставляя следы на тесте. На фото Яна пытается повторить как разными предметами так и пальчиками. Что мне и требовалось.

Штампы бывают разные. В возрасте младше полутора лет требуются штампы с ручкой, чтобы за нее было удобно держать. Я сразу об этом не подумала и купила, те что предложили. Поэтому на данном этапе я штамп сама приклеиваю к тесту, а Яна в свои 1г.3мес. его отлепляет и радуется результату.

Пока писала этот пост наткнулась на идею как изготовить штампы своими руками. Рецепт до безобразия прост — лепим штамп из теста, дожидаемся пока он затвердеет и готово.

Изготовление штампа

Симпатичные штампы

В поисках симпатичных бюджетных штампов посетите FixPrice. Там можно найти наборы из 6 удобных штампов для рисования.

Рисуют они так себе, а вот использовать их для лепки тестом милое дело. Для обычного пластилина они не подойдут, так как сделаны из хрупкого материала. Для того, чтобы они перестали красить подержите их в воде несколько часов. У некоторых штампов выпадает начинка, но это быстро поправляется клеем Момент.

Еще практика показала, что в качестве штампов прекрасно подходят пластиковые звери — их можно ставить на тесто лапами, ногами и т.п. и получать замечательные следы. Также Яне очень понравилось делать отпечатки ступней, наступая на тесто.

Яна (1г. 3мес. ) пытается оставить следы носорога и плюшевого мишки

 Помимо штампов можно использовать всевозможные формочки, начиная от формочек для печенья, заканчивая формочками для песочницы.

Первые занятия лепкой 1-2 года. Сортировка и прятки

В этом упражнении участвует тесто и мелкие предметы. Можно взять бусины, фасоль, марблс и т.п. Суть упражнения заключается в отделении малышом теста от мелочи,  заботливо смешанных мамой :-).

Делать это можно различными способами. На первых этапах, я делала заготовки — лепила из пластилина фигурки и декорировала их мелкими детальками. У Яны сразу просыпалось желание оторвать их от теста и сложить в баночку. На последующих этапах мы совместно прилепляли мелочь к куску теста произвольной формы.

И еще одним увлекательным упражнением могут быть прятки. Прячем мелкие игрушки в тесто и предлагаем малышу найти их.

Пособия для лепки

Сейчас различных пособий очень много. Нам нравятся, книжки Янушко Е.А. Упражнения в них соответствуют заявленным возрастам, в отличие от большинства книг, в которых уже с двух лет детям предлагается лепить милых зверят.  У нас парочка тоненьких книжек из серии «Новый ребенок«. 

Книжка «Пластилиновые бусинки» содержит 8 страниц упражнений на приклеивание шариков. С ними вполне справится годовалый малыш. Для двухлетки можно усложнить задания, предложив обычный пластилин. Он более упругий и лепка с ним будет полезней для развития моторики пальцев. Одним из самых лучших считается классический пластилин производства Луч (Химзавод).

В «Пластилиновых апельсинах» 8 страниц упражнений на создание всевозможных шариков:

Приятных занятий лепкой !

 Еще публикации по теме:

  • Книга с упражнениями по лепке для малышей «Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года)» Янушко Е.А. (раздача электронной версии);
  • Рецепт шикарного теста для лепки (это тесто ничем не уступает широко известному Play-doh plus);
  • Рисование для самых маленьких (описан альтернативный общепринятому подход к развитию детей. Очень важная информация для родителей занимающихся гармоничным развитием малыша!!!);
  • Обзор лучших книжек для детей от 1 года (для более усидчивых с 10 месяцев).

Источник

Меня часто спрашивают: “С какого возраста можно начинать лепить из пластилина?” И я уверено отвечаю: “С года!”.

В этом виртуальном уроке я расскажу о таких занятиях пластилином, которые действительно могут быть под силу даже годовалому ребенку.

Читайте также:  Конспект урока по развитию речи с неговорящим ребенком

Во-первых, хочу обратить ваше внимание на то, что даже просто мять пластилин, играть с ним – уже очень полезно для маленьких пальчиков.

Первое задание. Согреть пластилин в руке для того, чтобы подготовить его непосредственно к лепке.

Безусловно, такое дело под силу даже ребенку, возраст которого до года!

Проблема, которая может возникнуть на этом этапе и в дальнейшем, – это желание пластилин попробовать на вкус. Разумеется, это нормальное желание для большинства детей. На своем опыте могу сказать, что после некоторого числа попыток попробовать пластилин, ребенок все таки понимает, что его не надо кушать и жевать.

По моему мнению, после этого маме из подготовленного пластилина можно слепить что-либо и показать малышу результат. Важно подчеркнуть неоценимую помощью ребенка в изготовлении поделки, пусть даже на таком начальном этапе, как подготовка пластилина.

Второе задание. Пластилиновые зернышки.

Для начала маме нужно подготовить место, куда будем крепить эти “зернышки”. Скажем, приклеить к листу бумаги птичек.

Детки постарше, разумеется, могут совместить и аппликацию, и лепку.

Пластилиновые “зернышки”в начале лепит мама.

Затем, малыш прикрепляет зернышки пальчиком к бумаге, т.е. “кормит птичек”.

Для наглядности ниже размещена фото моего сына, создающего такую поделку.

Возможные проблемы:

1. Малыш на самом первом занятии может просто не догадаться, куда следует лепить “зернышки”. При этом маме можно выложить пластилиновые шарики на бумагу и показать, что на них можно давить пальчиком.

2. Если заранее слепить несколько “зернышек” и разложить из на столе, то ребенок может просто взять их все вместе, пластилин в ладошке слепится, и, соответственно, “зернышек” уже не получится. Эта проблема возникла на наших занятиях с сыном. В итоге, я лепила пластилиновые шарики по ходу, и предлагала их сыну в ладошке по одному.

На этом фото представлена законченная работа. Выбор места приклепления “зернышек” осуществлялся сыном.

В дальнейшем малыш, возможно, захочет самостоятельно изготовлять “зернышки”. И это очень хорошо!

Я была очень горда свои сыном, когда тот проявил инициативу в лепке. И пусть его “зернышки” больше походили на кочки, тем не менее я посчитала этот факт большим достижением! Вот здесь можно прочитать об этом.

Можно догадаться, что “зернышки” легко можно превратить в “снежок”, “пуговки”, “звездочки” и т.д.

Третье задание. Аппликации на пластилине.

На картоне необходимо равномерно (а можно и неравномерно!) “размазать” пластилин. В таком нелегком деле не обойтись без помощи малыша, верно? 😉

Затем предложить ребенку прикреплять к пластилину различные элементы. Это могут быть пуговицы, крупа, веточки и шишки, которые вы собрали с вашим малышом в парке!

У нас, скажем, был набор для аппликаций с глазками. Вот такая авангардисткая поделка получилась у нас.

Четвертое задание. Лепим, начали!

Сделаем заготовку из разноцветных пластилиновых шаров.

Далее, дело ограничивает лишь вашей фантазией! Стоит только начать!

На фото я приведу лишь несколько примеров, что получилось у нас.

Светофор.

Пирамидка.

Гусеница.

Грибочки. Здесь уже сложнее, однако у моего сына уже начало получаться катать “колбаски” и лепить “кружочки”.

В завершении, хочу обратить внимание на несколько моментов:

1. Убирайтесь после лепки вместе с малышом, в том числе можно научить пользоваться скребком для сбора пластилина.

2. Во время лепки разговаривайте с малышом, рассказывайте сказки (например, почему бы не слепить колобка?), показывайте цвета и прочая, и прочая.

3. Обращайте пристальное внимание к готовым работам. Хвалите малыша!

Я бы еще посоветовала сохранять некоторые работы, а затем доставать их, любоваться, дарить родственникам. Не передать словами восторг ребенка, когда он любуется своей аппликацией или дарит картину пришедшему с работы папе.

Я рекомендую вот такое издание в помощь родителям в организации лепки для малышей: “ЭТО МОЖЕТ ВАШ МАЛЫШ” Пластилиновый снежок. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.

Я бы очень хотела видеть в комментариях ваши отзывы, предложения, обсуждения того, что получилось, а что нет, и какие возникли проблемы при лепке.

Источник

Не так давно я уже публиковала статью о том, как можно организовывать первые занятия по лепке с ребенком 1-2 лет. В статье я рассказывала в основном про развивающие игры с тестом, которые помогут малышу научиться отщипывать, резать тесто, оставлять на нем отпечатки, да и вообще много чего интересного с ним сделать:) Сегодня мне бы хотелось продолжить тему лепки, но немного поподробнее остановиться на лепке уже не из теста, а из пластилина, и предложить вашему вниманию варианты самых первых пластилиновых поделок с малышом.

Занятия лепкой, как известно, чрезвычайно полезны для малышей. Даже во время таких, казалось бы, незамысловатых действий, как раскатывание колобка, колбаски развивается воображение, творческое мышление малыша. Ребенок учится воспринимать объемные образы, а заодно и тренирует мелкую моторику, что очень благотворно сказывается на развитии речи, на подготовке руки к письму. Иначе говоря, лепка в целом весьма благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, поэтому очень желательно включать ее в регулярные занятия с малышом.

Несколько полезных советов перед занятием по лепке

Часто мамам кажется, что с годовалым малышом лепить еще рано, т.к. ребенок с большой вероятностью захочет испробовать пластилин на вкус. Однако даже если ребенок предпримет попытки его отведать, не отказывайтесь сразу же от ваших уроков творчества! Постарайтесь продемонстрировать малышу, на что способен пластилин, покажите, сколько всего необычного можно из него сделать. Даже если ребенок будет упорно продолжать «пробовать» массу для лепки, то первое время лепите из теста домашнего приготовления. Во-первых, ничего страшного не произойдет, если малыш его попробует, так как оно абсолютно натуральное, во-вторых, после нескольких дегустаций ребенок, скорее всего, откажется от этого занятия, т.к. тесто очень соленое на вкус.

Все поделки в этой статье можно сделать как из пластилина, так и из теста (магазинного, типа «Play Doh» или домашнего). Единственное, стоит заметить, что когда вы будете делать налепы на бумагу, пластилин будет значительно лучше прилипать к бумаге, чем тесто. Если вы все-таки работаете с пластилином, то выбирайте для занятий наиболее мягкий пластилин, чтобы малыш не разочаровался после первых же своих попыток полепить.

Всегда помните, что творческие занятия должны длиться не более 5-10 минут. Не удерживайте и не заставляйте ребенка лепить пластилином, если он этого не хочет или капризничает. Даже незначительное давление на малыша приведет к тому, что он в конце концов потеряет к творчеству всякий интерес. Поэтому, если ребенок отказывается лепить, просто предложите ему это занятие через какое-то время (через день, неделю, а может и через месяц), главное не заставляйте!

Читайте также:  Оценка уровня нервно психического развития ребенка

С чего начинать занятия по лепке с ребенком 1-2 лет

Естественно, не стоит на первых же занятиях лепить сложные поделки. Сейчас наша задача освоить основные и самые простые навыки работы с пластилином. Итак, чему в первую очередь нужно учить малыша:

  • Отщипывать кусочек пластилина большим и указательным пальцами
  • Разминать пластилин в ладошке
  • «Расплющивать» указательным пальчиком маленькие пластилиновые шарики. Поначалу шарики для малыша делает мама, затем постепенно учимся катать шарики вместе.
  • Катать колобок между двумя ладошками. Предпочтительнее задействовать обе руки (а не катать колобок об стол), так как в этом случае массажируются обе ладошки, что вдвое полезнее для моторики малыша. Если катать шарик двумя ладошками трудно, поначалу можно учиться катать колобок об мамину ладошку. Придавайте получившемуся шарику разные образы, так ваши простые манипуляции с пластилином приобретут смысл. Например, добавив к шарику листочек, можно превратить его в яблоко, а при помощи спички или зубочистки легко сделать настоящего колобка, который укатился от бабки с дедкой!

Простые поделки из пластилина для детей

  • Катать колбаску между двумя ладошками. Обычная пластилиновая колбаска легко может стать огурчиком для проголодавшейся куклы Маши или червячком, который потом поползет по ручке малыша.

Ну а теперь различные варианты поделок из пластилина, которые можно создавать даже с годовалым карапузом.

Самые простые поделки из пластилина

Для всех поделок нужно будет заранее нарисовать или распечатать шаблон-картинку. В статью я добавила возможность скачать самые простые ч/б шаблоны. При желании вы можете предварительно раскрасить их, или, если у вас есть цветной принтер, найти более интересные цветные аналоги шаблонов. Думаю, малышу понравится любой вариант, даже черно-белый.

Старайтесь, чтобы при создании поделки каждый кусочек пластилина малыш отщипывал сам, а также по возможности скатывал в шарик.

  • Божья коровка – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка Божья коровка

  • Зернышки для курицы – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка Курица с зернышками

  • Снежинки – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка из пластилина Снежинки

  • Арбуз с косточками – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка Арбуз с косточками

  • Пятнышки на мухоморе – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка из пластилина Мухомор

  • Дерево с листочками – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка Дерево с листочками

Поделки из пластилина с расположением элементов на конкретные места

  • Бусы – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка из пластилина Бусы

  • Перекладины для лестницы. Предложите ребенку помочь девочке забраться на пальму за кокосами – без лестницы тут никак не обойтись. – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка из пластилина Лестница

  • Колеса для паровозика – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка из пластилина Паровозик

  • Цветочек – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка из пластилина Цветок

  • Полоски для зебры – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Поделка Полоски для зебры

  • Пластилиновые прятки. Прячем колобка от лисы – СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Лепка для детей 1-2 лет

В своих занятиях вы также можете использовать готовые пособия. Это очень удобно, т.к. совершенно не требует дополнительной подготовки перед занятием. Вот какие пособия использовали мы:

  • Рисуем пластилиновыми шариками (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Рисуем пластилиновыми шариками фото

  • Это может ваш малыш. Учимся лепить (Ozon, My-shop)

Это может ваш малыш. Учимся лепить

  • Это может ваш малыш. Пластилиновые прятки (Ozon, My-shop)

Это может ваш малыш. Пластилиновые прятки

  • Школа семи гномов. Пластилиновый снежок (Ozon, My-shop)

Школа семи гномов. Пластилиновый снежок

На этом все, благодарю за внимание! Желаю вам и вашему малышу успехов в ваших творческих начинаниях!

Подписывайтесь на новые статьи блога здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать

Книги для детей от 1 до 2 лет

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ

Аппликации и поделки с детьми 1-2 лет

АППЛИКАЦИЯ И ПОДЕЛКИ С ДЕТЬМИ 1-2 ЛЕТ

Вдавливаем в тесто предметы

Лепка для детей 2-3 лет

ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Источник

фото 1В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Давайте разбираться!

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенкаРостОкружность головыВесЗубыОкружность грудной клеткиЗрение
Мальчик78 см49 см11,5 кгПрорезаются верхние клыки и первые коренные зубы47,3 смВсё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка83 см45,5 см10,6 кг53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.
Читайте также:  Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 2В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

фото 6Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Речь

фото 12Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

ТрапезаПеречень блюд
ЗавтракКаша на молоке, печенье, молоко.
ОбедСуп, гречневая каша и овощной салат, морс.
ПолдникТворожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
УжинОвощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

фото 19Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время сутокЗанятие
7:00 – 8:00пробуждение
8:30 – 9:00завтрак
9:30 – 11:30утренняя прогулка
12:00 – 13:00обед
13:00 – 16:00послеобеденный сон
16:00 -17:00развивающие игры
17:00 – 17:30полдник
17:30 – 18:30вечерняя прогулка
19:00 – 19:30ужин
20:00-20:30купание перед сном
21:00 – 7:00сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.