Ребенок 1 год и 4 месяца развитие и питание режим дня
В таком возрасте крохе непросто – он уже хочет самостоятельно бегать, играть, исследовать окружающий мир, но непослушные ножки и ручки часто подводят малыша, поэтому малютка и капризничает. В 1 год и 4 месяца высок риск травм. Дети лезут на возвышения (стулья, диваны, лавочки), учатся бегать – падений не избежать. Нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.
Физиологические особенности
В этом возрасте можно ориентироваться на следующие физиологические параметры:
- Рост: в пределах 78–80 см, причем девочки выше. Не стоить забывать, что этот параметр зависит от того, с каким ростом родился малыш, и от генетических особенностей (если родители высокие, то и кроха будет опережать сверстников).
- Вес: от 10,5 до 11,3 кг, а вот вес у мальчиков больше, чем у девочек.
- Голова: размер головы по окружности от 45,5 до 48,9 см.
- Грудная клетка: окружность груди в пределах 47,2–53,2 см.
- Количество зубов: у малыша по нормам должно уже быть 8–12 штук, и в этот период начинают прорезываться клыки на верхней десне. Часто малыш на прорезывание клыков реагирует особенно болезненно, может повышаться температура, нарушаться сон. Нужно обеспечить кроху прорезывателями, при сильном беспокойстве поможет обезболивающий гель. Зуб может преодолевать десну до месяца, иногда дольше.
Зубы режутся не только у самых маленьких детишек: в год и четыре месяца ребенок сталкивается с появлением клыков, которые особенно болезненны в прорезывании
Ребенок может не соответствовать вышеприведенным параметрам: это нормально, ведь каждый малыш индивидуален. Если ребенок активен, нормально кушает и спит – поводов для беспокойства нет.
Навыки
Навыки у деток одного возраста отличаются. Согласно нормам, к 16 месяцам ребенок:
- Умеет вставать из положений лежа и сидя, ходить, держась за руку или стенку. Малыш осваивает подъемы-спуски по лестнице (придерживаясь за руку или перила), пытается вскарабкаться на кровати, стулья и другие возвышения. Координация движений еще не отточена, поэтому часто попытки заканчиваются падением. Важно не оставлять чадо без присмотра, обезопасить в доме потенциально опасные места. Не нужно забывать о розетках, дверцах шкафчиков. Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше.
- Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище. Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки.
- Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе.
- Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе.
- В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках.
- Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать.
- Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет.
В этом возрасте кроха продолжает исследовать мир всеми органами чувств: трогает, пробует на вкус, рассматривает, прислушивается ко всему происходящему. Нужно утолить информационный голод и дать возможность выплеснуть энергию – идеально подходят длительные прогулки, причем в теплое время желательно выбирать разные маршруты.
Распорядок дня
К этому возрасту режим дня уже прочно сформировался, важно придерживаться его постоянно – это дает малышу чувство уверенности и благоприятно сказывается на работе всего организма, да и маме проще спланировать свой день. Примерный режим дня:
(см. также: каким должен быть режим дня 4-месячного ребенка, находящегося на грудном вскармливании?)
- подъем, утренняя гимнастика с мамой;
- умывание, чистка зубов;
- завтрак;
- развивающие игры;
- прогулка;
- обед;
- дневной сон от 1 до 3 часов;
- подъем, полдник;
- развивающие игры;
- прогулка;
- ужин;
- спокойные занятия;
- сон.
В 1 год и 4 месяца можно изменить режим купаний: реже мыть кроху, достаточно одного раза перед сном, если не случилось «аварии». В холодное время необязательно купать каждый день, но подмывать ежевечернее обязательно.
Гулять с ребенком в этом возрасте необходимо: на свежем воздухе он активно двигается, изучает окружающий мир, получает новые навыки и впечатления
Развитие ребенка
Речь ребенка с 1 года 4 месяцев стремительно развивается. Запас слов у каждого разный: один говорит четыре слова, а другой 25 – все зависит от индивидуальных особенностей. Для стимуляции развития необходимы занятия с мамой, не стоит спешить отдавать кроху в школы раннего развития, в домашних условиях информация усваивается лучше. Детки, которым хватает любви и внимания, быстрее начинают говорить. Как развить речь:
(подробнее в статье: как развить речь у ребенка в 1 год?)
- Лучше всего на развитие крохи влияет чтение. Начинать нужно с коротких стишков-потешек, затем увеличивать объем текста. Идеально подходят стихи Чуковского, Маршака, Барто.
- Чтобы информация лучше усваивалась, книги должны быть яркими и с хорошими иллюстрациями.
- При чтении стоит показывать на картинках, о чем или ком идет речь.
- Побуждать ребенка произносить слова из стишков. Для этого стоит останавливаться в конце строки и давать время малышу, чтобы вставить слово.
Расширяется и эмоциональный спектр:
- радость или расстройство по поводу достижения желаемого;
- выражение эмоций через мимику и жесты;
- разная реакция на своих и чужих;
- испуг от неожиданного;
- «цепная реакция» – если один малыш на площадке заплакал, второй может подхватить «за компанию», так же и со смехом.
Ярче проявляется разница между полами: девочки более эмоциональны, восприимчивы, нуждаются в телесном контакте с родными, а мальчишки уже проявляют самостоятельность и независимость, хотя бывают и исключения.
Совместное чтение с малышом – прекрасный вариант дневного или вечернего досуга. Помимо эмоционального контакта с мамой малыш получает порцию позитива и активно задействует воображение
Питание
Доктор Комаровский советует к 16 месяцам переходить на питание 4 раза в день, но если ребенок плохо кушает и не съедает порцию, можно дополнить рацион кефирчиком, йогуртом или молочком. При покупке детских молочных продуктов обязательно обращать внимание на срок годности – натуральный продукт не может храниться более 5–7 дней.
После года детей постепенно переводят на общее меню, но с учетом возрастных ограничений и потребностей детки. Следует стремиться кормить ребенка в одно и то же время – это способствует лучшему усвоению пищи, да и малыш привыкнет и будет проще накормить нехочуху (рекомендуем прочитать: чем кормить ребенка после года: примерное меню). Желательно выработать режим питания, чтобы завтрак проходил в период с 8 до 9 утра, обед – с 12 до 13, полдник – с 15 до 16, а ужин – с 19 до 20 часов. Пример меню на день для малыша в 1 год и 4 месяца приведен в таблице (рекомендуем прочитать: каким должно быть меню ребенка в возрасте 1 год и 7 месяцев?).
Завтрак: | Обед: | Полдник: | Ужин: |
|
|
|
|
Важно развивать в крохе навыки жевания твердой пищи. Основное питание в виде пюре или мелко нарезанное, но небольшое количество добавляется в неизмельченном виде (рекомендуем прочитать: каким в норме должен быть режим питания ребенка в 1 месяц?).
Рацион ребенка после 1 года должен быть разнообразным, пища – вкусной. В интернете есть рецепты множества детских блюд. Не нужно повторять одни и те же чаще двух раз в неделю, также не стоит спешить со сладостями: чем позже они попадут в детское питание, тем лучше для здоровья.
Занятия и игры
Дети в 1 год и 4 месяца склонны повторять действия, особенно за взрослыми. На помощь придут игрушечные веники, посуда и утюги для девочек и инструменты для мальчиков. С помощью правильных игр можно научить кроху всем необходимым навыкам:
- В магазинах большой выбор развивающих игрушек. Для малыша подойдут мозаики и конструкторы с крупными яркими деталями, всевозможные шнуровки. Такие игры тренируют мелкую моторику ручек, что благотворно отображается на развитии.
- В домашних условиях занять малыша можно нанизыванием на прочную нить крупных бусин или пуговичек.
- Заинтересуют кроху разные стаканчики, которые можно прятать друг в друга, матрешки, пирамидки.
- Можно начинать осваивать занятия посложнее: рамки со вкладышами, сортеры, лабиринты.
- Смотреть развивающие видео с малышом. Только не больше 15 минут.
Нужно учитывать различия между мальчиками и девочками. Маленькие дамы предпочитают спокойные занятия с мелкими предметами и игры на бытовые темы (больничка, посудка, уборка), а вот юным джентльменам по душе бегалки, прыгалки, машинки. Можно купить тесто для лепки или пластилин.
Можно понемногу осваивать цвета, формы, сравнение (маленький-большой, мягкий-твердый и так далее). Важно, чтобы занятия были в радость маме и малышу, если заставлять кроху – это плохо скажется любознательности.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
После того, как ребенок отпраздновал свой первый день рождения, его физическое развитие становится чуть менее динамичным, зато интеллект, навыки, особенности характера меняются постоянно. Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца? Какие нормы соответствуют этому возрасту?
Физическое развитие
После года врачи уже не так тщательно следят за изменениями в весе и росте ребенка, проходить осмотр достаточно раз в три месяца, при хорошем самочувствии визиты к педиатру делают раз в полгода. Ориентироваться в показателях можно по следующей таблице:
Параметр | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Рост | 78-80 см | 80-83 см |
Вес | 11-12 кг | 10-11 кг |
Окружность головы | 48-50 см | 45-48 см |
Обхват грудной клетки | 45-48 см | 50-53 см |
Зубы | 8-12 шт. | 8-12 шт. |
Важно! Дети не всегда соответствуют заявленным параметрам. Если малыш здоров, не стоит переживать из-за этого, все индивидуальны, многое зависит от генетики.
Навыки по возрасту
В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?
- Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
- Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно. Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
- Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
- Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства. Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
- Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
- В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
- Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.
Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.
Развиваем малыша
Развитие ребенка в этом возрасте имеет четыре основных направления: крупная и мелкая моторика, речь, интеллект. В первом случае вы помогаете малышу совершенствоваться физически, зарядка, подъемы по ступенькам, любые упражнения отлично скажутся на его здоровье. Очень полезные тренажерные комплексы, мягкие ступеньки, коврики, туннели, ортопедические коврики. Подобные занятия всегда проходят в движении.
О пользе развития мелкой моторики не стоит говорить. Она напрямую связана с речевым становлением, поэтому очень важна в раннем возрасте. Для работы пальчиков создано множество игр, большинство из которых мамы могут сделать из подручных материалов. Например:
- Нанизывание бусинок на нить (детали должны быть крупными);
- Поиски клада в песке (можно использовать кинетический песок или крупы);
- Вылавливание рыбок или других предметов с помощью магнитной удочки, пинцета, ложек;
- Крупные шнуровки и мозаики начинают интересовать карапуза;
- Пальчиковые лабиринты и сортеры хорошо подходят для развития интеллекта.
В этом же возрасте игры начинают делиться по половому признаку, появляется ролевая игра, малыши начинают копировать бытовые ситуации. Девочки кормят кукол, возят их в колясках, делают уборку. Мальчики предпочитают игры в доктора или водителя машины, строителя. Поощряйте такие занятия, подыгрывайте малышу. Его фантазия лишь начинает развиваться, дополняйте сюжет, тогда со временем ребенок научиться делать это самостоятельно.
Год и четыре месяца – время начала развивающих занятий. На этом этапе следует в игровой форме знакомить детей с основными понятиями:
- Животными и их звуками;
- Бытовыми предметами и их назначением;
- Цветами;
- Формами;
- С прилагательными «большой – маленький», «мягкий – твердый», «веселый – грустный».
Для этого используются книги, хорошо подходят издания с наклейками, можно использовать дидактические карточки и простые аппликации.
Важно! Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Лучше предложите подобные игры, когда ребенок будет спокоен и более сосредоточен. Принуждение к занятиям в этом возрасте может вызвать последующее отторжение от процесса обучения.
Возможные проблемы и их решения
Годик и 4 месяца – возраст физической активности и становления характера, проявления самостоятельности, поэтому родителям придется запастись терпением. Следует быть готовыми к тому, что:
- Ребенок активно изучает мир, при этом он уже может ходить, залезать на кроватку, стулья, другую мебель. Отсюда повышает риск получения травм. Не оставляйте малыша без присмотра, обезопасьте розетки, закройте шкафчики с химическими веществами, острыми или хрупкими предметами.
- Чтобы узнать информацию о предмете, дети пробуют все «на зубок». Будьте осторожны с мелкими деталями, играми с ними.
- Настроение вашего чада будет меняться чаще. Во – первых, ребенок уже проявляет своё «не хочу», во – вторых, реагирует на внешние ситуации. Например, ваш уход может вызвать плач, хотя раньше такого не случалось.
- В 16 месяцев у малышей развивается эмпатия, поэтому нужно следить за собственным настроением, ваша нервозность или злость будут передаваться ребенку. И, напротив, вы можете зарядить его позитивом.
- Это возраст, когда появляется слово «моё». Дети начинают осознавать, что игрушки принадлежат им, а вот делиться они пока не умеют, поэтому в кругу крох могут возникать конфликты. Стоит быть терпимее и стараться переключать детское внимание на что – то другое.
Правила и особенности питания
По мере взросления питание детей становится все более разнообразным. Еще совсем недавно вы вводили в прикорм первые овощные пюре, а сейчас меню малыша все больше напоминает ваше, хотя соблюдать осторожность и рациональность по-прежнему нужно. Режим питания ребенка должен соответствовать следующим правилам:
- Рацион должен быть сбалансированным и питательным. Составляйте меню таким образом, чтобы в нем присутствовали злаки, фрукты и овощи, мясо, птица и рыба, яйца, молочные продукты.
- Ребенок должен быть приучен к твердой пище. Не измельчайте все до однородного состояния, давайте супы, небольшие кусочки мяса и фруктов.
- Дети начинают проявлять интерес к взрослой пище, начинает казаться, что сейчас им уже можно все. Не забывайте соблюдать осторожность, исключайте жаренные, копченые, сильно приправленные или жирные блюда.
- Суточный объем еды должен составлять 1 – 1.2 л. При этом малыши часто начинают отказывать от пятиразового питания. Если это так, оставьте три основных приема пищи и легкие перекусы.
- Не забывайте про воду. Суточной нормой считается 50 мл на 10 кг веса. Разнообразить питье можно травяными чаями, несладкими соками.
- Если у малыша нет аллергии, можно знакомить его с полезными сладостями: повидло, варенье домашнего производства.
- В год и четыре месяца нужно начинать отучение от груди, если малыш до сих пор сосет молоко.
Для большей наглядности предлагаем вам вариант меню на неделю.
Завтрак | Обед | Ужин |
---|---|---|
Овсяная каша с яблоком | Куриный бульон с вермишелью, морковный салат со сметаной, рис с тефтелями | Тыквенные оладьи со сметаной и зеленью |
Омлет, хлеб с маслом | Рыбный суп, пюре с котлетой, салат из огурцов, помидоров | Овощное рагу с мясом |
Рисовая каша с курагой, компот | Овощной суп – пюре, греча с тушеной курицей | Картофельная запеканка с рыбой |
Блинчики со сметаной, джемом | Суп с фрикадельками, макароны с сыром, салат из огурцов и зелени | Рисовая каша с котлетами из индейки |
Творожная запеканка с изюмом | Тыквенный суп – пюре, рагу | Омлет с курицей и помидором |
Гречневая каша с молоком, сухарики из белого хлеба | Щи со свежей капустой, мясное суфле с рисом, морковный салат | Лодочки из кабачков |
Творожок, булка с домашним вареньем и маслом | Суп со шпинатом, ежики с гречей | Отварная курица с овощным салатом |
Меню примерное, обязательно дополняется десертами и перекусами. Для этого могут использоваться сухарики, сушки и печенье, кефир, йогурты и фрукты. Если вы заранее продумаете, что будете готовить на неделе, вам будет проще накормить кроху вкусно и разнообразно.
Важно! Каждый прием пищи должен сопровождаться питьем: водой, чаем, компотом, киселем, разбавленным соком.
Режим дня
У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами.
Общепринят следующий распорядок:
Действие | Время (часов) |
---|---|
Подъем, гигиена | 8-9 |
Завтрак | 9-9:30 |
Игры, развитие | 9:30-11 |
Первый сон | 11-13 |
Пробуждение, обед | 13-14 |
Прогулка | 14-16 |
Второй дневной сон | 16-17:30 |
Полдник | 17:30-18 |
Вечернее бодрствование | 18 – 19:30 |
Купание | 19:30 – 20 |
Ужин | 20-20:30 |
Подготовка ко сну, отбой | 20:30 – 21:30 |
Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.
Совет! Теперь проводить ежедневное купание необязательно, можно ограничиваться подмыванием. А вот прогулки лучше не исключать, дети становятся все любознательнее и активнее, им необходимо удовлетворять свои желания в познании окружающего мира, получать новые впечатления.
Особенности возрастного воспитания
После года наступает возраст перемен. Важно начать приучать ребенка к туалету, отлучать от груди, ближе к полутора годам малыш перестает кушать по ночам и использовать бутылочку. Все эти изменения должны происходить постепенно, тогда они будут легко приняты.
Это период, когда детей нужно учить самостоятельности. Закладывать основы гигиены: чистку зубов, мытье рук после улицы и перед едой. Все чаще малыши сами выбирают игры, поэтому важно объяснять правило «поиграл – убрал». Родители должны понимать, что сейчас они закладывают основы «можно – нельзя», рамки дозволенного, формируют модель поведения.
Еще один аспект – любознательность. В этом возрасте крохи впитывают все «как губки», пока они не могут повторить все, что услышали, но они это запоминают. Разговаривайте, как можно больше, рассказывайте о том, что видите: Сегодня хорошая погода, небо голубое, а трава зеленая, тепло. Когда тепло можно надевать легкую кофту и т. д.
Также психологи утверждают, что именно до полутора лет формируется доверительная связь «мама – ребенок». Важно, чтобы малыш воспринимал маму, как поддержку и учителя. Среди распространенных ошибок в воспитании детей можно выделить:
- Отношение к малышу, как к взрослому. Чадо настолько быстро повзрослело, что, кажется, теперь он все должен понимать. Но нет, ваш ребенок гораздо сообразительнее, чем был, но не стоит раздражаться, если он не понимает, что вы от него хотите.
- Препятствование самостоятельности. Вторая сторона медали. Детки хотят все делать сами, но их навыки еще не отточены, поэтому кашу они едят в разы дольше, одежда и все вокруг остаются испачканными. Потерпите, если вы будете брать дело в свои руки, то отобьете все желание делать что – то самому.
- «Детская» речь или сюсюканье. Сейчас ребенок слышит вашу речь, которую он будет повторять, не искажайте и не упрощайте слова.
- Использование категорических запретов. Они в этом возрасте очень плохо воспринимаются. Карапуз должен понимать, почему что – то нельзя и почему это нельзя в данный момент времени, ведь он живет только настоящим. Объясняйте ребенку причины запретов доступным для него языком, лучше всего в образной форме.
В любом детском возрасте есть свои особенности и трудности. Подготовиться ко всему трудно, однако знать основы психологического развития будет полезно. Дарите своим малышам больше внимания и любви, будьте терпимы и позитивны, тогда кроха ответит вам теми же эмоциями.
Загрузка…
Источник