Ребенку в центре для развития не интересно

Ребенку в центре для развития не интересно thumbnail

РЕБЁНОК НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ

По мнению многих мам, дошкольный возраст – самое чудесное время. Уже не надо сажать его на горшок или кормить с ложки, и при этом нет еще школьных сложностей, когда надо заставлять делать уроки и читать книжки, переживаний по поводу успеваемости и его способностей. Но именно в этом возрасте от ребенка уже ждут каких-то успехов и проявлений его интересов. Очень часто жалобы родителей звучат так: «Моему ребёнку ничего не интересно». После некоторых расспросов обычно выясняется, что не интересно ребенку не вообще все, а что-то конкретное из того, что предлагают ему родители.

Мы расскажем о наиболее частых «не интересно» со стороны ребенка и предложим несколько способов его заинтересовать.

1. Ребенок не умеет играть один.

Чем старше ребенок, тем больше времени он способен играть один. Если от трехлетнего ребенка можно ожидать, что он целый час проиграет один, то шестилетний – столько, сколько вы его попросите. Но способен – не значит, что он действительно получает от этого удовольствие. После трех лет в развитии ребенка все большую роль начинает играть «ролевая игра», которая позволяет ребенку проигрывать роли и пробовать решать задачи, с которыми он сталкивается в окружающем его мире.  Эта игра обычно требует партнеров – других детей или взрослых. Так дети достигают сразу двух целей: учатся общаться со сверстниками и пробуют себя в разных социальных ролях. Если Вам нужно чем-то занять ребенка – можно организовать ему друзей, или попробовать научить его играть за разные роли по очереди, однако надо помнить, что мы – социальные существа, нам нужно уметь общаться и получать от этого удовольствие.

2. Ребенку неинтересно играть с другими детьми.

Считается, что дети до трех лет играют рядом друг с другом и только после трех переходят к совместной игре. Если ребенок играет с детьми мало или не играет совсем – скорее всего, он хочет наладить контакт со сверстниками, но не знает как, или боится быть отвергнутым и делает вид, что не хочет. Существуют так же некоторые заболевания, при которых ребенку трудно начать общаться с другими. Если это беспокоит вас, обязательно обратитесь за помощью к психологам. 

3. Ребенок не проявляет интереса к книжкам и тем развивающим играм, в которые вы пытаетесь с ним играть.

Далеко не каждый ребенок может воспринимать маму или папу как педагога. И не каждый родитель может быть педагогом своему ребенку. Для того, чтобы занятия с ребенком прошли успешнее, убедитесь, что задания соответствуют возрасту ребенка и его способностям. Занимаясь с ребенком, используйте «Правила конструктивного общения с ребенком» (см. ниже). Чаще хвалите ребенка на занятиях, ведь то, в чем мы успешны, нравиться нам намного больше, чем то, что у нас не получается. Понять, как правильно хвалить ребенка вам поможет статья «Как и за что хвалить ребенка» (см. ниже).

4. Ребенку не нравятся дополнительные занятия, на которые вы пытались его водить.

Каждый ребенок уникален и у каждого – свои интересы. И они могут совершенно не пересекаться с вашими. То есть, если вы сводили ребенка на танцы, рисование и актерское мастерство, и ему везде не понравилось – это совсем не значит, что ему ничего не интересно. Возможно, вы просто не угадали с его интересами. Сейчас в центрах развития детей огромное количество кружков и секций. Расскажите ему обо всех и предложите самому выбрать, куда бы он хотел сходить. Если после первого занятия ему не понравилось – не настаивайте, попробуйте что-нибудь еще. Если не понравилось ничего, подождите полгода и предложите ему снова. При этом постарайтесь, чтобы дома у него была возможность попробовать делать разные вещи – рисовать, лепить, делать аппликации, собирать модели, конструировать что-то, заниматься спортом.

Если он даже не хочет пробовать куда-то ходить, возможно, проблема в том, что он боится нового коллектива, тяжело вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Тогда это психологическая проблема, с которой лучше всего обратиться к специалисту.

5. Ребенку не интересно ничего, кроме компьютера и телевизора.

Если ребенок проводит за компьютером слишком много времени, его трудно переключить на что-нибудь другое. Это сложная проблема, потому что, играя в компьютер, он не играет в ролевые игры, не общается с другими детьми и взрослыми, не гуляет на улице. По сути, это может быть началом компьютерной зависимости. Обязательно обратитесь за помощью к психологу, если понимаете, что не можете справиться с этой проблемой.

В любом случае ребенок растет, и сфера его интересов постоянно меняется. Не бойтесь предлагать ему снова то, отчего он уже отказался год назад. Возможно, теперь он посмотрит на это по-другому. Пробуйте, заражайте его личным интересом, и ваш ребенок обязательно найдет для себя то, что ему будет интересно.

8 правил, облегчающих занятия с детьми от года до 6 лет

Первое правило. Инструкции и просьбы, с которыми Вы обращаетесь к ребенку, должны быть прямыми, а не косвенными. Например: «возьми мячик» — прямое указание, которое воспримется ребенком лучше, чем «мне бы хотелось, чтобы ты взял мячик».

Второе правило. Инструкции не должны приводить ребенка в замешательство. Например: используйте «положи мячик на стол», вместо «давай положим мячик на стол».

Третье правило. Инструкции должны быть в утвердительной форме, избегайте отрицательных формулировок. Скажите: «сядь на стул» расшалившемуся ребенку, вместо: «перестань шалить». Это поможет ребенку быстрее сориентироваться в ситуации.

Четвертое правило. Инструкции даются по одной, тогда ребенок легче сможет их понять и запомнить. При этом вам будет проще сориентироваться – что именно вызывает у ребенка трудности.

Пятое правило. Используйте конкретные и точные утверждения. Например, используйте: «веди себя прилично» вместо: «успокойся».

Шестое правило.  Инструкции должны быть даны вежливо и уважительно, это поможет ребенку подготовиться к детскому саду или школе.

Седьмое правило.  Избегайте сложных формулировок, которые могут быть не поняты ребенком. Если вы случайно дали такую команду – расшифруйте ее.

Восьмое правило. Инструкции должны быть использованы только в случае необходимости (своевременно).

Как и за что хвалить ребенка

Похвала — очень важная часть воспитания. Из того, за что нас хвалят и ругают — мы делаем выводы о том, что хорошо, а что плохо. Получаем какое-то представление о себе самом и о мире, в котором мы живем.

Похвала — положительная оценка того, что мы делаем – так же может быть положительной оценкой нас самих. Если нас хвалят, мы думаем, что мы хорошие, к нам хорошо относятся, нас любят. Для ребенка очень важно знать, за что его будут оценивать хорошо, какие поступки и действия помогут другим людям относиться к нему хорошо.

Хвалите ребенка не за отличный результат, а за приложенные усилия!

Хвалить ребенка нужно только за его реальные достижения, за то, к чему он приложил силы. Таким образом, вы покажете ребенку, что вы заметили, что он старался, даже если результат оказался ниже ваших ожиданий. Когда вы замечаете, старается ребенок или нет, он будет понимать, что стараться — хорошо, за это его будут хвалить, он будет думать, где бы еще постараться, чему бы еще научиться. Если хвалить ребенка за хороший результат, достигнутый без особых усилий — ребенок поймет, что можно не стараться и все равно получить хорошую оценку в чем-то. Он будет искать — где проще получить одобрение, ничего не делая. Если слишком часто хвалить ребенка за легкий результат, его самооценка будет выше его реальных способностей, ему будет трудно воспринимать критику в свой адрес. Очень трудно для него будет понять, что он чего-то не умеет и надо приложить усилия, чтобы научиться чему-либо.

Когда вы хвалите ребенка, используйте одновременно соответствующие слова, интонацию и жесты

Например, говорите ему: «Молодец» мягким, одобрительным тоном, улыбаясь и гладя его по голове.

Тогда ему будет однозначно понятно, хорошо он поступил или плохо; точно понятно ваше отношение к нему и к его поступку. Если говорить приятные слова язвительным, или оскорбительным тоном, ребенку трудно будет сориентироваться — нравиться ли вам его поступок, хорошо ли он сделал?

Старайтесь всегда замечать, когда Ваш ребенок старается

Чем чаще ваш ребенок получает похвалу, тем больше он получает положительного внимания. Чем больше положительного внимания он получит, тем меньше он захочет получать отрицательного, то есть тем меньше он захочет, чтобы его ругали, и будет стараться не совершать поступки, за которые его могу поругать. 

Авторы: Блохнина Елена, психолог; Степанова Наталья, психолог

Источник

Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине – вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым “развивашки” действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.

Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.

Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? – спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.

И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями – это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на “развивашки” водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время – то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.

Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!

Развитие или коррекция?

Что касается детей с каким-либо нарушением развития – им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие – это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция – это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.

Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на “развивашки” где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….

И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются – вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное – упущенное время!!!

Важный вопрос – качество занятий.

Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.

Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)

В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?

В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой “развивашки” справляются на “ура”.

Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом “развивашки” имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.

Согласны со мной?

Больше полезных статей о детском развитии – на моем канале

Источник

  • Елена Блохнина, Степанова Наталья

ребенку ничего не интересно

По мнению многих мам, дошкольный возраст – самое чудесное время. Уже не надо сажать его на горшок или кормить с ложки, и при этом нет еще школьных сложностей, когда надо заставлять делать уроки и читать книжки, переживаний по поводу успеваемости и его способностей. Но именно в этом возрасте от ребенка уже ждут каких-то успехов и проявлений его интересов. Очень часто жалобы родителей звучат так: «Моему ребенку  ничего не интересно». После некоторых расспросов обычно выясняется, что не интересно ребенку не вообще все, а что-то конкретное из того, что предлагают ему родители.

Мы расскажем о наиболее частых «не интересно» со стороны ребенка и предложим несколько способов его заинтересовать.

1. Ребенок не умеет играть один.

Чем старше ребенок, тем больше времени он способен играть один. Если от трехлетнего ребенка можно ожидать, что он целый час проиграет один, то шестилетний – столько, сколько вы его попросите. Но способен – не значит, что он действительно получает от этого удовольствие. После трех лет в развитии ребенка все большую роль начинает играть «ролевая игра», которая позволяет ребенку проигрывать роли и пробовать решать задачи, с которыми он сталкивается в окружающем его мире.  Эта игра обычно требует партнеров – других детей или взрослых. Так дети достигают сразу двух целей: учатся общаться со сверстниками и пробуют себя в разных социальных ролях. Если Вам нужно чем-то занять ребенка – можно организовать ему друзей, или попробовать научить его играть за разные роли по очереди, однако надо помнить, что мы – социальные существа, нам нужно уметь общаться и получать от этого удовольствие.

2. Ребенку неинтересно играть с другими детьми.

Считается, что дети до трех лет играют рядом друг с другом и только после трех переходят к совместной игре. Если ребенок играет с детьми мало или не играет совсем – скорее всего, он хочет наладить контакт со сверстниками, но не знает как, или боится быть отвергнутым и делает вид, что не хочет. Существуют как же некоторые заболевания, при которых ребенку трудно начать общаться с другими. Если это беспокоит вас, обязательно обратитесь за помощью к психологам.

3. Ребенок не проявляет интереса к книжкам и тем развивающим играм, в которые вы пытаетесь с ним играть.

Далеко не каждый ребенок может воспринимать маму или папу как педагога. И не каждый родитель может быть педагогом своему ребенку. Для того, чтобы занятия с ребенком прошли успешнее, убедитесь, что задания соответствуют возрасту ребенка и его способностям. Это можно сделать с помощью книг по детской психологии или  пригласить профессионального психолога или педагога, который проведет диагностику и составит подробную программу развития. Занимаясь с ребенком, используйте Правила конструктивного общения с ребенком. Чаще хвалите ребенка на занятиях, ведь то, в чем мы успешны, нравиться нам намного больше, чем то, что у нас не получается. Понять как правильно хвалить ребенка вам поможет статья «Как и за что хвалить ребенка».

4. Ребенку не нравятся дополнительные занятия, на которые вы пытались его водить.

Каждый ребенок уникален и у каждого – свои интересы. И они могут совершенно не пересекаться с вашими. То есть, если вы сводили ребенка на танцы, рисование и актерское мастерство, и ему везде не понравилось – это совсем не значит, что ему ничего не интересно. Возможно, вы просто не угадали с его интересами. Сейчас в центрах развития детей огромное количество кружков и секций. Расскажите ему обо всех и предложите самому выбрать, куда бы он хотел сходить. Если после первого занятия ему не понравилось – не настаивайте, попробуйте что-нибудь еще. Если не понравилось ничего, подождите полгода и предложите ему снова. При этом постарайтесь, чтобы дома у него была возможность попробовать делать разные вещи – рисовать, лепить, делать аппликации, собирать модели, конструировать что-то, заниматься спортом.

Если он даже не хочет пробовать куда-то ходить, возможно, проблема в том, что он боится нового коллектива, тяжело вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Тогда это психологическая проблема, с которой лучше всего обратиться к специалисту.

5. Ребенку не интересно ничего, кроме компьютера и телевизора.

Если ребенок проводит за компьютером слишком много времени, его трудно переключить на что-нибудь другое. Это сложная проблема, потому что играя в компьютер, он не играет в ролевые игры, не общается с другими детьми и взрослыми, не гуляет на улице. По сути это может быть началом компьютерной зависимости. Обязательно обратитесь за помощью к психологу, если понимаете, что не можете справиться с этой проблемой.

В любом случае ребенок растет, и сфера его интересов постоянно меняется. Не бойтесь предлагать ему снова то, отчего он уже отказался год назад. Возможно, теперь он посмотрит на это по-другому. Пробуйте, заражайте его личным интересом, и ваш ребенок обязательно найдет для себя то, что ему будет интересно.

Авторы: Блохнина Елена, психолог; Степанова Наталья, психолог

Теги: семья
воспитание
проблема
дети от 3 до 7

Источник

Содержание:

  • Первый этап: составляем таблицу предложений детских клубов
  • Второй этап: выбираем направления воспитания
  • Третий этап: а как у них?

Создатель успешного детского клуба и автор книг, помогающих открыть подобное дело, рассказывает о первых шагах — выборе занятий для детей. Как собирать и анализировать информацию о занятиях в других детских клубах? Какие виды деятельности будут самыми востребованными? Ответы на эти вопросы помогут как начинающим организаторам детских клубов, так и родителям, выбирающим занятия для малышей.

Еще на стадии создания клуба следует тщательно обдумать, какой спектр занятий вы будете предлагать клиентам. Этот вопрос очень важен, поскольку именно за занятия клиенты отдают деньги, покупая клубные карты, абонементы или платя разово. Значит, занятия обязательно должны быть востребованы. Чтобы узнать, какие из них окажутся популярными, надо действовать поэтапно.

Первый этап: составляем таблицу предложений детских клубов

Прежде всего ознакомьтесь с предложениями других детских клубов, расположенных в вашем районе или городе. Для этого нужно пройтись и в каждом клубе взять расписание с прейскурантом. Почему не стоит звонить? Обычно, когда мы звоним под видом родителей, администратор задает уточняющий вопрос: «Сколько лет вашему ребенку?». Из-за этого не удается получить всю необходимую информацию. Предварительно подумайте, что еще, кроме спектра предлагаемых занятий, вы хотите узнать на данном этапе.

Все полученные сведения занесите в сводную таблицу. Графы могут быть такими: название детского клуба, адрес, размер клуба, предлагаемые курсы, возраст детей, цены, посещаемость, примечания.

Подобная таблица позволит систематизировать полученный материал, выделить похожие и отличающиеся курсы, выявить разницу в ценах и определить, на детей каких возрастов может быть рассчитан один и тот же курс.

Хорошо, если вам удастся заполнить графу «Посещаемость». Зачем это делать? Затем, что клубы могут экспериментировать и предлагать много разных курсов, которые остаются невостребованными. Если вы увидели интересный курс в расписании кого-либо из конкурентов и решили ввести у себя нечто подобное, сначала узнайте, какова рентабельность данного направления. Обязательно спрашивайте: «А в группе сколько народу? А сколько сейчас ходит? А места есть? Девятилетняя дочка моей соседки обожает фотографировать. Есть еще места в фотокружке?».

Например, вы собрали информацию о детском клубе «Алый парус». Список курсов насчитывает 25 пунктов, среди которых встретились фотокружок и бисероплетение, школа игры на гитаре и обучение технике батика. Размер помещения большой, около 500 метров. Цены низкие. В графе «Примечания» значится: «Бывший Дворец пионеров. Сейчас сидит на госаренде. Качество занятий низкое».

Познакомившись с клубом «Бэбик», вы увидели, что помещение совсем маленькое — одна рабочая комната. Список предлагаемых курсов включает три-четыре пункта, зато цены высокие. В графе «Примечания» вполне может появиться запись: «Клуб премиум-класса. Интерьеры — супер. Работают профессионалы. Мест в группах нет».

Как работать с таблицей, а точнее, с данными, которые туда занесены? Маркером одного цвета выделите схожие курсы в разных клубах, а маркером другого цвета — отличающиеся. Скорее всего, выяснится, что почти везде есть комплексные занятия и английский язык для детей, а если размеры помещения позволяют, также предлагаются танцы и детская йога.

Кроме того, таблица поможет увидеть, как зависит количество курсов от метража помещения. Благодаря нехитрым расчетам вы сможете достаточно адекватно оценить возможности собственного помещения и понять, какие курсы следует предпочесть в первую очередь.

Под таблицей необходимо выписать:

  1. все курсы, востребованные клиентами;
  2. курсы, которые вам нравятся и подходят под размер вашего помещения;
  3. под большим вопросом — курсы, в которых вы не уверены;
  4. курсы, которые на данный момент вам никак не подходят (рядом с ними поставьте минус) — из-за особенностей вашего помещения, из-за маленького спроса, а также из-за низких расценок.

Подбор собственных курсов не ограничивается анализом работы клубов-конкурентов. Кто сказал, что их руководители — настоящие профессионалы и все сделали верно? Не станем слепо им доверять, а перейдем к следующему этапу.

Второй этап: выбираем направления воспитания

Основываясь на ранее проделанной работе, определите, к каким направлениям воспитания относятся все курсы — как предлагаемые в других клубах, так и выбранные вами самостоятельно. «Что за глупость?» — подумаете вы. Нет, не глупость, а вполне разумный подход.

Очень давно, еще в V веке до нашей эры, были выделены три ведущих направления в воспитании детей: умственное, физическое и нравственное. Шли столетия, а этот перечень оставался неизменным, хотя философы и педагоги пытались его расширить. Но что бы ни придумывали теоретики, родители-практики всегда выбирают среди трех древнейших вариантов. Одни делают упор на интеллектуальные занятия (комплексное развитие, подготовка к школе, шахматы, чтение, изучение иностранных языков и т.д.), другие — на физические (танцы, йога, различные виды спорта), третьи — на нравственные и эстетические (рисование, музыка, театральная студия, лепка и т.д.).

Вы не поверите, но родители так и говорят: «Вот сейчас ходим к вам на английский и китайский, а на следующий год еще что-нибудь добавим. Рисование? Театр? Нет! Нам бы что-нибудь интеллектуальное…» Впрочем, многие родители понимают важность всех трех направлений — их малыш посещает разноплановые курсы.

Итак, просмотрите список выписанных курсов и разделите их на три группы в зависимости от ведущего направления воспитания. Достаточно ли набралось интеллектуальных курсов? Какие они? А эстетических? А физических? Как только где-то обнаружится провал, родители обратятся в другой клуб, чтобы заполнить брешь. А ведь они могли бы остаться у вас и приносить дополнительный доход, если бы вы предложили все самое необходимое.

Третий этап: а как у них?

Вероятно, вы думаете, что учли все факторы и теперь можете окончательно определиться со спектром занятий. Это не совсем так. Вы проанализировали только курсы для детей, которые предлагают клубы в вашем районе или городе. Но нельзя ограничиваться этим списком — следует расширить круг поисков. Зайдите в Интернет и познакомьтесь с расписанием других клубов страны.

Выпишите информацию обо всех новых курсах и детских кружках в таблицу с графами: название клуба, город и сайт, курс, направление воспитания, возраст детей, краткая характеристика, примечание.

Таким образом, вы увидите, что есть курсы «Страноведение» и «Путешествие», «Сказкотерапия» и «Рисование песком», «Интеллект» и «Нейройога». Данная таблица в сочетании с анализом деятельности конкурентов поможет найти интересный и востребованный новый курс, которого нет в вашем районе или городе.

Думайте, ищите и обязательно записывайте! И ни в коем случае не выбрасывайте бесценные записи, после того как клуб откроется и начнет приносить доход. Такого творческого подъема, как вначале, вы уже не испытаете: рутина и возрастающий объем работы будут мешать вдохновению.

Первые идеи непременно пригодятся, когда вы захотите перемен, почувствуете, что клиентам требуется нечто новое, решите сделать шаг вперед. Тогда-то вы достанете старые блокноты и найдете в них интересный курс, который обрадует клиентов и позволит обновить спектр занятий.

Обязательное условие успешной деятельности детского клуба — его непрестанное обновление. Рынок все время меняется, и ваши конкуренты не стоят на месте. У клиентов возникают все новые и новые запросы, на которые вам придется быстро реагировать, чтобы шагать в ногу со временем или даже опережать его.

Помните: выбранные курсы — это не возведенное раз и навсегда здание. Детский клуб — живой, развивающийся организм. У него есть свой «скелет», на котором будет нарастать «мясо». С самого начала нужно безошибочно определить, какие курсы составят «скелет» или «фундамент» клуба — они-то и позволят бизнесу жить и развиваться дальше. Основные курсы должны быть стопроцентно востребованными, а их преподаванию следует уделять особое внимание.

Источник