Ребенку 4 года задержка психического и интеллектуального развития

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Читайте также:  Значение эмоционального общения для развития ребенка

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Дата публикации: 09.02.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.

Источник

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое – подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная – ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.
Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 3 грязовец

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник

Что такое ЗПРР? При каких симптомах нужно обращаться к врачу? Почему у ребёнка может быть задержка? Как лечить? Мы поговорили об этом с детским психиатром нашей клиники Лабутьевой Ириной Сергеевной.

Чтобы проконсультироваться с доктором, оставляйте заявку на сайте https://stranaprotivnarkotikov.ru

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — расстройство, при котором формирование речи и психических функций, в том числе мышления и эмоционально-волевой сферы, отстаёт от возрастных норм. Источник: Яндекс.Картинки

Такой диагноз до 4-х лет ставят редко. Но после 5-ти диагностируется почти у всех детей с задержкой речи, потом что чем дольше у ребёнка речевые затруднения, тем сложнее протекает развитие его психики.

Развитие речи и психических функций ребёнка в норме

Родителям нужно иметь представление хотя бы об основных из них. Отставание — повод для обращения к неврологу или психиатру.

1 месяц:

  • Задерживает взгляд на ярких предметах
  • Прислушивается, когда разговаривает взрослый или звучит игрушка
  • Улыбается, когда родитель что-то говорит ему

Источник: Яндекс.Картинки

2 месяца:

  • Рассматривает неподвижный предмет, провожает взглядом движущийся
  • Поворачивается в сторону звука
  • Издаёт гортанные звуки

3 месяца:

  • Поворачивается в сторону разговаривающего человека
  • Гулит

В этом возрасте должен быть комплекс оживления.

Комплекс оживления проявляется так: видя взрослого, ребёнок сосредотачивает на нём взгляд, машет руками и ногами, улыбается, издаёт звуки. Источник: Яндекс.Картинки

4 месяца:

  • Узнаёт маму, радуется, когда её видит
  • Смеётся при общении со взрослыми

5 месяцев:

  • Определяет своих и чужих
  • Различает ласковый и строгий тон
  • Долго и певуче гулит

6 месяцев:

  • Реагирует на своё имя иначе, чем на другое
  • Произносит отдельные слоги

7 месяцев:

  • Лепечет, произносит слоги
  • На вопрос «Где кукла, мячик, лампа и т.д.?» ищет взглядом нужный предмет

8 месяцев:

  • Произносит слоги громко и чётко
  • Находит 2-3 предмета по инструкции взрослого
  • Повторяет знакомые действия («помаши ручкой», «ладушки» и др.)

Источник: Яндекс.Картинки

Читайте также:  Рекомендации по развитию одаренного ребенка

9 месяцев:

  • «Пляшет», слыша музыку
  • Повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете
  • Находит предмет, даже если он находится не там, где обычно
  • Знает своё имя

10 месяцев:

  • По просьбе и самостоятельно выполняет знакомые действия с предметами («брось мячик»)
  • Повторяет новые слоги за взрослым
  • Выполняет инструкцию «дай кубик, мячик и т.д.»

11 месяцев:

  • Правильно собирает пирамидку, ставит кубик на кубик
  • Произносит простые слова («мама», «ав-ав» и др.)
  • Делает первые обобщения (игрушки, посуда и др.)

12 месяцев:

  • Выполняет знакомые действия, когда играет
  • Произносит около 10 простых слов
  • Повторяет за взрослым новые слова
  • Выполняет простые инструкции
  • Знает, что такое «нельзя»

1 год-1 год и 3 месяца:

  • При двигательной активности, радости и удивлении пользуется лепетными словами
  • Нанизывает кольца на стержень, «кормит» куклу

1 год и 4 месяца-1 год и 6 месяцев:

  • Сортирует предметы по значимым характеристикам (цвету, величине и др.)
  • При заинтересованности называет предмет и действие облегчённым словом или правильно («би-би», «машина»)
  • Использует указательный жест
  • Отражает в игре действия, которые наблюдает в своей жизни

Источник: Яндекс.Картинки

1 год и 7 месяцев-1 год и 9 месяцев

  • Понимает простой рассказ, когда ему показывают соответствующую сюжетную картинку
  • Называет свои действия отдельными словами или предложениями из 2-х слов
  • Повторяет несложные сюжетные постройки (домик, мост и др.)

1 год и 10 месяцев-2 года

  • Понимает простой рассказ о событиях, которые есть в его опыте, без картинки
  • Использует предложения из 3-х слов, употребляя прилагательные и местоимения
  • Играя, воспроизводит логически связанные и последовательные действия

2 года-2 года и 6 месяцев:

  • Фразовая речь (3 и более слов)
  • Понимает и задаёт вопросы «Где?» и «Куда?»
  • По просьбе взрослого показывает предметы определённого цвета

2 года 7 месяцев-3 года

  • Употребляет сложные придаточные предложения
  • Понимает и задаёт вопросы «Когда?» и «Почему?»
  • Знает и называет 4 цвета

Небольшие отклонения обычно являются вариантом нормы: для девочек приемлемой считается задержка в 2-3 месяца, для мальчиков — в 4-5 месяцев. Но к врачу нужно обратиться всё равно.

Жалобы, с которым родители чаще всего обращаются к врачу

  • В 4 месяца ребёнок не реагирует на обращённую речь и не улыбается
  • В 8-9 месяцев не лепечет
  • В год практически не издаёт звуков или произносит только однотипные
  • В 1,5 года не использует даже простых слов типа «мама», «баба», «дядя», «дай» и не понимает их, не откликается на обращение по имени и игнорирует просьбы
  • К 1,5-2-м годам не разговаривает и не находит нужный предмет по просьбе взрослого
  • К 2,5-3м годам не пользуется предложениями, произносит меньше 20 слов, не показывает и не называет части тела, предметы
  • В 3 года повторяет фразы из книг и мультиков, но самостоятельно предложения не составляет, не понимает рассказы и сказки
  • Для коммуникации использует жесты и мимику

Часто родители бьют тревогу, если у ребёнка в 3-5 лет полностью отсутствует речь. Но даже если есть менее существенное отставание, нужно идти к специалисту: чем раньше начать лечение, тем благоприятнее прогноз.

Если ребёнок не заговорил до 7 лет, речь уже не появится.

Причины ЗПРР

ЗПРР не является самостоятельным расстройством. Чаще всего это следствие патологий, при которых нарушается работа центральной нервной системы (ЦНС). Основные причины:

  • Травмы, инфекции и другие болезни у матери в период беременности
  • Кислородное голодание плода
  • Родовые травмы
  • Травмы и тяжёлые инфекции у ребёнка, перенесённые до 3-х лет
  • Наследственные заболевания и др.

У ребёнка могут быть дополнительные симптомы:

  • Замкнутость
  • Избегание зрительного контакта
  • Выстраивание игрушек в ряд
  • Нежелание общаться с другими детьми
  • Стремление ходить привычными маршрутами и др.

В этом случае задержка психоречевого развития связана, скорее всего, с аутизмом.

Подробнее о признаках аутизма у детей Ирина Сергеевна рассказала здесь.

К ЗПРР могут приводить нарушения слуха, патологии речевого аппарата, ДЦП и др.

Также причиной расстройства могут стать социальные факторы: педагогическая запущенность, отсутствие общения в семье, воспитание в иноязычной среде, гиперопека и др.

Источник: Яндекс.Картинки

Диагностика

В диагностике ЗПРР участвуют многие специалисты.

Невролог обследует ЦНС ребёнка и может назначить:

  • ЭЭГ
  • МРТ головного мозга
  • УЗДГ артерий головы
  • ЭхоЭГ и др.

Психиатр диагностирует умственную отсталость, аутизм, мутизм и другие патологии, при которых может быть ЗПРР.

Лор проверяет состояние слухового анализатора.

Логопед обследует сохранность речевого аппарата, особенности речевого развития ребёнка.

Психолог проверяет развитие психики и моторики, анализирует особенности воспитания.

ЗПРР важно отличать от умственной отсталости, которая имеет схожу симптоматику. Подробнее о признаках этого расстройства читайте здесь.

Лечение ЗПРР

Терапия зависит от причин расстройства. Как правило, лечение комплексное:

  • Приём назначенных медикаментов. Часто ребёнку назначаются ноотропы — препараты, улучшающие работу мозга. Также врач выписывает лекарства, облегчающие симптоматику основного заболевания.
  • Коррекционные занятия. Это важная часть лечения. Ребёнок работает с дефектологом, психологом, логопедом. На занятиях развиваются речь, мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, формируются социально-бытовые навыки.
  • Физиотерапия, массаж. Эти методы улучшают состояние нервной системы и речевого аппарата.

Успех лечения зависит от тяжести заболевания, вовлечённости родителей и компетентности специалистов, которые работают с ребёнком.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

Источник