Ребенку 2 года игры на развитие мышления памяти внимания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №98
«Планета детства»
Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА
Подготовила воспитатель
Гайнуллина
Ирина Алексеевна
Набережные Челны 2011
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (внимания, мышления, памяти, воображения) У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Цели: развитие внимания, мышления, памяти, воображения у детей 2-3 лет.
- «Какая игрушка спрятались»
Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.
Ход игры:
Расставить на столе игрушки, начиная с трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.
Также можно играть не с игрушками, а с картинками.
- «Какая игрушка появилась»
Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.
Ход игры: игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.
- «Строим дорожки»
Учим детей последовательности.
Материалы:
- Крупная мозаика 4 цветов.
- Кубики, кирпичики большие и маленькие.
Ход игры:
С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например, красный – желтый, красный – желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того, как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный – зеленый, желтый – синий, раздав детям сразу все цвета. Или выкладывать дорожку не из двух цветов, а из трех: красный – желтый – зеленый, красный – желтый – зеленый.
С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем кубики так: большой – маленький, большой – маленький. Усложняем: два больших – два маленьких, или два маленьких – один большой.
С кирпичиками: поставить на ребро – положить, поставить на ребро – положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Также можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.
- «Сортировщик»
Учим детей сортировать предметы.
Материалы:
- 4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.
- 4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»
Ход игры:
С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи. Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети. Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны разложить посуду не ошибаясь по корзинам.
С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.
- «Игрушки для зверят»
Учим детей находить одинаковые предметы.
Материалы: мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.
Ход игры:
Познакомить детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе(не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.
- «Кубики для кукол»
Материалы: две куклы, цветные кубики ( мозаика, цветные геометрические фигуры).
Ход игры:
Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати зеленый и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?». Затем по три и по четыре. Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый. У Маши зеленый, красный, синий и желтый, а у Кати красный и синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет. И др.
Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.
- «Какого цвета?»
Материалы: 4 предмета 4 цветов. Например, флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик – желтый, мешочек.
Ход игры:
Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.
- «Веселый мешочек»
Материалы:
- Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.
- Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.
Ход игры:
Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать, убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.
- «Чем рисуем?»
Материалы: предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки. Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.
Ход игры:
Требуется выбирать из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А про те предметы, которые не выбрали, надо объяснить, для чего они предназначены.
- «Съедобное – не съедобное»
Материалы: муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.
Ход игры:
Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину, и то, что мы не едим в другую корзину.
- «Где, чей домик?»
Материалы: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.
Ход игры:
Ставим 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а на желтый – собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.
- «Подбери правильно»
Материалы: Блоки Дьенеша
Ход игры:
Перед детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например, синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик. Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем, выкладываем большие квадраты, один с крышей – треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, например, над красным, кладем маленький красный круг, получилась красная неваляшка. Теперь детям даем треугольники и маленькие круги. Дети должны сами правильно разложить треугольники над квадратами, круги над кругами.
Другие варианты: большой треугольник с маленьким треугольником – елочка, большой прямоугольник с маленьким прямоугольником – башенка, большой прямоугольник с маленьким квадратом – машинка и пр.
Как можно изменять игру: домики и елочки, башенки и машинки, елочка и неваляшка, башенка и домик.
- «Найди нужную фигуру»
Материалы: Блоки Дьенеша
Ход игры:
Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т.д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.
Источник
Развивающие игры для ребёнка 2-3 лет
Игры, развивающие внимание детей 2, 3 лет
Я быстрее
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания
◈ Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас.
◈ Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель…
«Хлоп» или «Тoп»
◈ Объясните ребенку правила игры: вы перечисляете предметы, а он должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово «дом», или топнуть ногой, если вы назовете животное.
◈ Более сложный вариант: проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).
Полезные прятки
Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в
◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша показывать то, о чем вы будете говорить.
◈ Например: «Жила-была девочка. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала девочка, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом».
◈ Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.
Будь внимателен!
Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля
◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите, при этом нельзя повторять понятия, относящиеся к какой-то конкретной категории, например, обозначающие посуду.
Где звенит
Игра способствует разбитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов
Необходимый инвентарь: разноцветные коробочки, колокольчик.
◈ Положите в одну из коробок колокольчик, в другую — немного крупы, а третью оставьте пустой.
◈ Трясите их и слушайте, какие звуки при этом получаются.
◈ Обязательно называйте цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т. д. После того, как малыш начнет разбираться в цветах имеющихся коробок, Их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.
Делай как я
Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики
◈ Сядьте напротив ребенка, показывайте ему различные жесты руками, изменяйте мимику лица, делайте движения разными частями тела, побуждая малыша повторять за вами.
◈ Комментируйте свои действия: «Сейчас я веселая», «Я сердитая», «Я смотрю в бинокль» (поднесите руки к глазам), «Я плыву» (имитируйте движения).
Загляни под стаканчик
Игра способствует развитию внимания
Необходимый инвентарь: два пластиковых стаканчика, маленькая игрушка.
◈ Переверните стаканчики вверх дном и спрячьте игрушку под один из них так, чтобы ребенок это видел. Спросите, где лежит игрушка.
◈ Когда ребенок перестанет ошибаться, поменяйтесь с ним местами: он прячет, а вы угадываете.
◈ Увеличьте количество стаканчиков до трех и после того, как спрятали игрушку, меняйте их местами.
Юный следопыт
Игра способствует развитию внимания, логического мышления; развивает умение выстраивать причинно-следственные связи
Необходимый инвентарь: игрушка, цветная веревочка или толстая нить.
◈ Спрячьте игрушку, протянув до нее нить, и предложите малышу найти ее «по следу».
◈ В дальнейшем усложняйте задание, обводя веревку вокруг предметов мебели, игрушек, связывая веревки разного цвета.
Кто летает?
Игра развивает внимание, мышление и воображение
◈ Задание простое: ребенку нужно взмахнуть руками, когда вы назовете то, что летает. Например, орел, паровоз, змея, самолет, голубь, дерево и т. д.
◈ А чтобы было весело, время от времени меняйтесь ролями с ребенком.
◈ Попросите малыша показать, как именно летает орел или самолет.
Найди игрушку
Игра развивает внимание, умение слушать, ориентироваться в пространстве
◈ Попросите ребенка найти игрушку, находящуюся в комнате, но не называйте ее, а опишите.
◈ Сначала можно упростить игру: предложить ребенку показать, где в комнате находится конкретная, хорошо знакомая ему игрушка.
◈ Когда малыш ее найдет, порассуждайте вместе с ним о том, что игрушка, оказывается, была на диване, под подушкой и т. д.
◈ Другой вариант игры: одновременно с описанием игрушки можно указать ее местоположение (например, справа от ребенка).
Найди пару
Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать
Необходимый инвентарь: рисунки, игрушки, наборы парных картинок (можно сделать самим, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу, или распечатав красивые, интересные картинки на принтере).
◈ Задача сводится к тому, чтобы посмотреть картинки и найти подходящую пару.
◈ Не торопитесь говорить, что ребенок составил неправильную пару. Ведь парой могут быть не только одинаковые предметы (два мяча или два зонтика), но и предметы или явления, связанные логически. Например, зонтик и дождик, чашка и чайник и т. д.
◈ Обязательно спросите, почему ребенок составил именно такую пару.
◈ Моя дочь, например, выбирала пары предметов по цвету.
Чего не хватает
Игра развивает внимание, наблюдательность
Необходимый инвентарь: несколько предметов, оказавшихся у вас под рукой.
◈ Игра крайне полезная в любом возрасте.
◈ Для малышей в возрасте двух лет подойдет простой вариант. Положите на стол несколько предметов. Пускай ребенок посмотрит на них какое-то время.
◈ Попросите малыша отвернуться и уберите один из предметов. Предложите указать, чего не хватает.
◈ Теперь дайте ребенку проверить вашу наблюдательность.
◈ Начинать лучше с небольшого количества вещей: двух-трех игрушек будет вполне достаточно.
◈ Можно разнообразить игру, не убирая предметы со стола, а меняя их положение.
Зеркало
Игра развивает внимание и координацию движений
◈ Очень веселая игра. Смысл ее заключается в том, чтобы ребенок стал «зеркалом» и повторял все, что будете делать вы.
◈ Начинайте с простых движений. Например, похлопайте в ладоши, поднимите левую ногу, улыбнитесь, зажмурьте правый глаз.
◈ Сложность игры заключается в том, чтобы повторить движения зеркально.
◈ Малыш с удовольствием поменяется с вами ролями. Рекомендую играть в эту игру под веселую музыку. Кстати, «Зеркало» прекрасно подойдет и для дружной компании.
◈ Есть еще один вариант этой игры. Он научит вашего ребенка ориентироваться и хорошо владеть такими понятиями как «левая сторона», «правая сторона», а также твердо усвоить названия частей тела.
◈ Задача ребенка состоит в том, чтобы проделать то, что на словах сказал взрослый. Например: поверни голову направо, покажи мне левую пятку, дотронься правой рукой до левого уха.
◈ Для начала можно во время задания самому показывать пример и поворачивать головой, показывать пятки или уши. А потом постараться, чтобы ребенок воспринимал команды на слух.
◈ Оба варианта этой нехитрой игры не так просты, как может показаться. Они порадуют вас и вашего ребенка.
Веселый заяц
Игра способствует развитию внимания, координации движении, моторики
Необходимый инвентарь: две мягкие игрушки.
◈ Дайте ребенку одну мягкую игрушку, себе возьмите другую. Объясните, что ваша игрушка будет показывать движения, а игрушка малыша должна их повторять. Затем поменяйтесь ролями. Включите веселую музыку или напевайте вместе любимые песенки ребенка.
Будь внимателен
Игра развивает внимание, учит быстро и точно реагировать на звуковые сигналы
◈ Игра больше подходит для компании, но можно играть и вдвоем.
◈ Сначала выбирают ведущего. Затем дети встают в круг и начинают двигаться, выполняя при этом различные задания в соответствии с командами ведущего:
♦ зайчики —- прыгать
♦ лягушки — приседать и прыгать вприсядку
♦ цапли — стоять на одной ноге, другая нога поджата, как у цапли
♦ раки — пятиться
♦ коровы — мычать
♦ птицы — расставлять руки в стороны и бежать
Правая рука, левая нога
Игра способствует разбитию сенсорному восприятия, внимания; помогает в разграничении понятии «право», «лево»
Необходимый инвентарь: один-два колокольчика и ленточки.
◈ Предложите малышу привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой.
◈ Если вы скажете: «Правая рука», ребенок должен поднять ее вверх и позвенеть колокольчиком. Если скажете: «Левая рука», малыш должен поднять другую руку и помахать ею.
◈ Усложняя игру, можно привязать колокольчик еще и к левой ноге. При этом в число команд добавляются фразы «Левая нога», «Правая нога».
◈ Веселое настроение вам и вашему малышу обеспечено!
Лови мяч
Игра развивает внимание, ловкость
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ По правилам этой игры нужно по очереди бросать мяч, называя животных, птиц, растения. Но ловить его надо только в том случае, если прозвучало название какой- либо птицы.
Что мы видим во дворе
Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, пополнению словарного запаса
◈ Посмотрите вместе с ребенком в окно. По очереди перечисляйте и детально описывайте то, что вы видите. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток».
◈ Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему наводящими вопросами.
Какой остался?
Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления
Необходимый инвентарь: непрозрачный мешочек, три кубика разного цвета.
◈ Рассмотрите вместе с малышом кубики. Затем сложите их в непрозрачный мешочек.
◈ Попросите ребенка достать два кубика. Спросите, кубик какого цвета остался в мешке.
Похожие статьи:
Игры, развивающие память детей 2, 3 лет
Развивающие игры для детей 3, 4, 5 лет
Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет
Как развивать внимание, восприятие, память ребенка
Развитие ребёнка в игре
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
№
Раздел
Содержание
Возрастная группа
Источник
1
Игры и упражнения на развитие восприятия пространства
1)Упражнение «Сложи картинку»
Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.
Материал: Картинки – лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.
Ход:
Воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.
2)Игра – упражнение «Автомобиль»
Цель: Развивать пространственное восприятие; умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].
Материалы: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.
Ход:
Педагог показывает машинки и спрашивает, как они гудят (ответы детей: «би-и,би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Детям предлагается повторить звукосочетание то громко, то тихо. Потом педагог предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов бегают, по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и,би-и».
3 )Игра «Найди желтый листочек»
Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь к окружающему миру.
Материал: фланелеграф, предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок.
Ход игры:
В гости пришли собачка и котенок. Воспитатель и дети предлагают погулять и находят листочки. Собачка предлагает собрать красные листочки, а котенок – желтые. Дети собирают листочки и крепят рядом с котенком и собакой.
2-3 года
2-3 года
2-3 года
Т.В. Иванова Развитие связной речи. Младшая группа
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
2
Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений
1)Игра «Соберем бусы для мамы».
Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами – зрительным и осязательным способом.
Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.
Ход игры:
Педагог предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать. Дети повторяют, у кого не получается – педагог помогает им.
2)Упражнение Чудесный мешочек»
Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, речь детей.
Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.
Ход:
Игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к каждому ребенку. Дети по очереди опускают руку в непрозрачный мешочек и определяют, какой предмет они нащупали. Воспитатель предлагает ребенку громко назвать этот предмет.
3) Экологическая игра «Угадай на вкус»
Цель: Развитие вкусовых ощущений.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.
Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.
Ход: Воспитать угощает детей, предварительно попросив их закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуйте, теперь скажите, что съели. Потом предлагает нескольким детям, найти такой же на столе»
В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
2-4 года
2-4 года
2-3 года
Ребенок в детском саду 2007//№ 4
Т.В.Иванова Развитие связной речи младшая группа
Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко
3
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти
1) Дидактическая игра «Какой игрушки
не хватает?»
Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.
Материал: игрушки 4-5 штук.
Ход:
Педагог ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.
– Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить:
Увеличить количество игрушек;
Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю.
2) Игра «Запомни картинку»
Цель: Развитие зрительную память, восприятие.
Материалы: предметные картинки.
Педагог предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
3) Дидактическая игра «Где, чей домик?»
Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.
Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.
Ход:
Педагог ставит 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Обращает внимание детей, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого педагог убирает игрушки и предлагает самим правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как дети научаться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.
2-4 года
3-4 года
2-3 года
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
4
Игры и упражнения на развитие воображения
1)Игра «Поможем художнику»
Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал :Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека; цветные карандаши или краски.
В игре может принимать участие вся группа.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать все, что ребята придумают.
Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (а) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные.
Самые интересные ответы воспитатель «воплощает» в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.
После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека. (Как его зовут? Куда он идет? Кто идет вместе с ним? и т.п.
Игра «Что это такое?»
Цель: Развитие воображения на основе восприятия.
Материалы и оборудование: Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры:
В игре может участвовать вся группа.
Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
Примечание: Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.
Игра «Волшебная мозаика»
Цель: Научить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов, развивать мышление-синтез.
Примечание: Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек.
Материал: Наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Ход игры:
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например домик, машинки, человечки, поезда и т.п.
4-5 лет
2-3 года
3-4 года
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
Социальная сеть работников образования
www.nsportal.ru
5
6
Игры и упражнения на развитие внимания
Игры на развития мышления
1) Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
Цель: Развить слуховое внимание.
Материалы: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.
Ход игры:
Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей. проигрывает на каждом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
2) Игра «Угадай кто это»
Цель: Воспитывать слуховое внимание.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку» «ав- ав», «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг.
3) Игра «Выполни задание»
Цель: Развивать слуховое внимание детей, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.
Материал: Игрушки (зайка, кукла, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина).
Ход игры:
Педагог раскладывает на столе, а так же на видных местах в комнате игрушки и предлагает выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания: «Аня, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать; Петя, посади мишку и отвези его в игровой уголок; Вова возьми куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол и т.д.»
Педагог добивается, чтобы все дети выполняли правильно задание, старается чаще привлекать малоактивных детей.
- 1) Игра «Покупка овощей»
- Цель: Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок.
- Материалы: Картинки, на которых изображены овощи, картинки на которых изображены различные предметы, относящиеся к игрушкам, посуде и т.д.
- Ход:
- 1. Рассматривание картинок. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дает предварительные пояснения: в магазине продается много различных предметов (товаров). « Давайте посмотрим, что продается в магазине» Расставляет картинки на столе и предлагает поочередно рассмотреть и назвать, что изображено на них. По ходу рассматривания предлагает назвать детали в рисунке.
2. Выбор тематических картинок «Овощи»
Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь ему: «Вы купили в магазине то, что вам понравилось, а теперь помогите мне. Я хочу купить овощи, но не могу найти их среди других вещей (картинок). Помогите мне отобрать овощи.
3. «Закрепление понятия овощи» Воспитатель благодарит детей за помощь. Выкладывает все картинки в ряд и еще раз констатирует «Овощи – это то, что растет в огороде».
2) Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Цель: Закрепить знания о домашних животных. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи.
Материал: Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши»
Ход игры:
1.Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если дети затрудняются, напоминает сам названия животных.
2.Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш – щенок. Кто же это? Повторите: собака со щенком. Аналогично рассматриваются и другие картины.
Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что они видят. Отмечаются особенности детенышей.
3. Упражнение «Подбери пару»
Цель: Развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы по различным основаниям.
Материал: чайник, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш.
Ход:
На столе перед детьми лежат 6 предметов. Педагог просит подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару к чайнику. Ребенок берет чашку и говорит: «В чашку наливают чай из чайника». Если ребенок затрудняется с ответом, ему помогают другие дети или педагог.
2-4года
3-4 года
2-4 года
2г 6 мес до 3 года 6 мес
2 до 2 лет 6 месяцев
3-4 года
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н.Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей»
Л.Н. Павлова
Источник