Ребенку 2 года диагноз задержка речевого развития

В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет

Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода. Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.

Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.

Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток — это проблемы со слухом.

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.

Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.

Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.

Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.

Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.

Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Задержка речевого развития 2 года лечение

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

  • Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
  • Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
  • Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.
  • Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи массажа, уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
  • С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
  • Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
  • Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
  • Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.
Читайте также:  Рост и развитие ребенка в утробе матери

  • Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.

Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».

Тема нашей следующей статьи: “Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый фимоз у новорожденного грудничка”

Источник

В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет

Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода. Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.

Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.

Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток — это проблемы со слухом.

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.

Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.

Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.

Читайте также:  Родной язык в развитии ребенка

Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.

Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.

Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Задержка речевого развития 2 года лечение

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

  • Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
  • Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
  • Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.
  • Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи массажа, уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
  • С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
  • Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
  • Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
  • Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.

  • Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.

Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».

Тема нашей следующей статьи: “Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый фимоз у новорожденного грудничка”

Источник

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка в доу

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Источник