Ребенка развитие 7 лет самостоятельность

«Какой у Вас самостоятельный ребенок: сам оделся, сам ложку взял, сам поел, сам нашёл себе занятие» – восхищенно говорят одни родители другим. «Как у Вас так получилось?» – задают они вопрос.

И действительно! Почему некоторые дети очень самостоятельные, а другие ждут, когда им разрешат что-то сделать. Некоторые могут сказать, что всё зависит от характера или темперамента малыша. В то время как другие будут доказывать, что всё зависит от воспитанника. Давайте разберемся, от чего всё-таки зависит самостоятельность ребенка? Как формировать самостоятельность ребенка? Нужно ли, чтобы ребенок был самостоятельным?

Самостоятельность – это не только умение позаботиться о себе в быту, но и уверенность в себе и своих силах, успешная учёба, умение делать выбор.

Часто родители говорят своим детям, что им делать: иди почисти зубы, умойся, переоденься. И так каждый день – ребенок выполняет ценные указания родителей, они довольно говорят о том, какой он у нас самостоятельный, но так ли это? Выполнить сказанное родителями – это не самостоятельность, а послушание. Ну и что тут плохого скажите Вы? Отвечу: послушные дети делают только то, что им говорят, они не инициативны, пассивны и бездейственны – отсюда и возникают многие психологические проблемы, с которыми сталкиваются в школьные годы. «Не может четко сформулировать мысль? Ничего сам не сделает без напоминания!» В будущем из таких детей получится прекрасный исполнитель, но такой ребенок никогда не будет лидером.

Самостоятельность у детей начинает формироваться довольно рано, уже в 2 года ребенок понимает, что некоторые вещи он может сделать сам без помощи родителей. Например, налить себе водички из кувшина, но что он слышит «Поставь, а то разольёшь, разобьешь, порежешься» или «Стой, туда не ходи – там опасно». Чем старше становится ребенок, тем запретов становится больше. В возрасте 3 – 4 лет, к крохе приходит понимание, что его желания могут отличаться от желаний взрослого. Когда они с мамой идут гулять, ему так хочется самому надеть сандалии, а мама делает всё сама. Из лучших побуждений, конечно. Изо дня в день ребенок начинает понимать, что ему не обязательно проявлять инициативу мама с папой сделают всё сами за него. Ребенок переходит в пассивную роль. Как не допустить развитие такой ситуации?

Условия развития самостоятельности у детей:

  • Создаём развивающую среду – у крохи должны быть свои вещи для домашнего обихода в каждом помещении, будь то ванна или кухня, которыми он сам сможет распоряжаться. Например, в ванной – тряпочка для вытирания пыли, на кухне – скалка. Когда ему захочется проявить инициативу и помочь вам в домашних делах – он сможет воспользоваться своей вещью.
  • Наберитесь терпения – самостоятельная деятельность детей может занять гораздо больше времени, конечно, у Вас бы получилось сделать всё намного быстрее и аккуратнее чем у малыша. Здесь нужно помнить о том, что Вы стараетесь воспитать самостоятельную личность.
  • Право на ошибку — каждый человек ошибается, и вы не исключение. Когда человек делает что-то в первый раз, не всегда сразу выходит хорошо, иногда для этого нужна тренировка и поддержка. Поэтому, когда Ваш ребенок что-то прольёт или рассыпет – не ругайте, а скажите «не расстраивайся в следующий раз получится лучше, а это мы просто вытрем».
  • Не делайте за ребенка, то что он может сделать сам – не мешайте ребенку, пусть сам ест, сам выберет одежду на прогулку и в детский сад, сам стелет постель.

“Нельзя”. Перед тем как сказать слово «нельзя», подумай. Говоришь ты для того, чтобы уберечь ребенка или себя от дополнительных забот? Например, переходить дорогу в неположенном месте или вылезать в открытое окно  -нельзя, а вот попрыгать по луже в резиновых сапогах или поиграть с водяными пистолетами, когда на улице жара  – можно.

Теоретические вопросы развития самостоятельности у детей мы с Вам разобрали, теперь изучим как применять их на практике. Конечно, проявление первых самостоятельных действий должны быть под присмотром родителей, особенно если это касается опасных предметов или дел. Поэтому лучше всего организовать самостоятельную деятельность детей в быту.

Инициатива в выборе одежды:

  • Вещи малыша должны находится в его доступности, на нижней полке или в нижнем ящике комода.
  • Покупая одежду, старайтесь выбирать с простыми застежками, чтобы кроха сам мог одеть или снять выбранные предметы гардероба.
  • Покажите место куда нужно бросать грязное бельё и пусть малыш сам решает, какая вещь должна туда отправиться.
  • В доме обязательно должно быть большое зеркало, в которое ребенок сможет посмотреть и решить, правильно ли он оделся и нужно ли ему причесаться.
Читайте также:  Берк л е развитие ребенка

Инициатива в умывании:

  • В ванной комнате у малыша должны быть свои гигиенические принадлежности, которыми он сам сможет пользоваться без Вашей: помощи зубная щетка, паста, мыло, полотенце.
  • Нужно поставить маленький стульчик или подставку возле раковины для того, чтобы ребенок мог сам достать всё необходимое и умыться.
  • В туалете тоже должна быть подставка, чтобы кроха без посторонней помощи мог воспользоваться унитазом, горшок и насадка на унитаз должны быть всегда в досягаемости.

Инициатива в еде:

  • Организуйте на кухне место, где будет стоять кувшинчик с водой и стакан, чтобы малыш без вашей помощи мог налить себе воды.
  • Покажите ему, где лежит тряпочка для стола, чтобы мог сам вытереть разлитую воду и не ругайте его, если он не пролил что-нибудь. Ребенок и так сомневается в своих силах, а упреками и руганью вы отобьете у него охоту что-либо делать.
  • Если малыш только начинает держать ложку – варите ему каши и густые супчики, но ни в коем случае не превращайте продукты в пюре, пусть учится жевать. Для этого можно отваривать картошку, морковь, брокколи и ломать их на кусочки.
  • В обиходе используйте только стеклянную или керамическую посуду, так кроха будет учиться осторожности.
  • Готовьте еду вместе, детям очень нравится замешивать тесто, с помощью формочек вырезайте печенье и по мере взросления ребенка усложняйте задания: нарезать хлеб, почистить овощи, помочь сварить суп.

Инициатива в засыпании:

  • С 1,5 лет ребенка можно положить в открытую кроватку, где он будет чувствовать себя свободнее, так как сможет сам лечь и сам встать с неё.
  • Разработайте вечерний ритуал: тёплое молоко с печеньем, умывание перед сном, чтение книги или колыбельная – так ребенок будет знать, что пора идти спать.

Инициатива в игре:

  • В квартире организуйте место для хранения игрушек: полки или ящики в досягаемости ребенка, чтобы он мог взять или убрать игрушку самостоятельно.
  • Краски, пластилин, раскраски, карандаши и прочее материалы для творчества должны лежать так, чтобы кроха сам мог их взять.
  • Самостоятельность детей в игре должна поощряться, чем больше интересных сюжетов для игры он придумает, тем продуктивнее будет игра.

Самостоятельная деятельность детей должна поощряться родителями: сам залез на горку, сам поехал на велосипеде, сам сварил макароны к обеду. И в таком случае инициатива и самостоятельность детей будет развиваться.  Когда ребенок становится самостоятельным, мама и папа становится чуть-чуть свободнее, они знают, что малыш не будет голодным, так как может сам жевать и держать ложку. Он не будет ходить в грязной одежде, так как сам сможет поменять ее.

Самостоятельный труд детей развивает чувство любопытства, которое в дальнейшем будет способствовать успешной учебе. Активный самостоятельный ребенок не будет ждать разрешения родителя решить возникшие у него затруднения, а примет самостоятельное решение.

Самостоятельность детей дошкольного возраста, не должна ограничиваться общепринятыми рамками дети исследователи и в силу этого придумывают массу новых способов пользования вещами.  Самостоятельность ребенка в 7 лет может выражаться в его активности, например, желании участвовать в эстафетах, концертах, проводимых в школе.

Развитие и формирование самостоятельности у детей полностью зависит от поведения родителей. От того, какого будущего они хотят для своего ребенка. Да, послушные дети — это удобно, с ними меньше проблем, но тогда и не ждите от них инициативы, самостоятельно принятых решений, активности в социальной жизни и ответственности за свои поступки.

Будьте немного ленивыми родителями и тогда у Вас будут самостоятельные и ответственные дети!

Развивайтесь с нами!

Развивайтесь.ру

Источник

Формирование самостоятельности у

детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

Читайте также:  Развитие ребенка и рождение сына

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.

Рассмотрим характеристику такого качества, как самостоятельность.

 Это охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы;

– выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;

– умение выполнить работу без посторонней помощи;

– умение преодолевать трудности и достигать результаты;

– моральное удовлетворение от самостоятельно – выполненного действия.

Воспитание у ребенка активности и самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к  развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности.

Так, если педагог объясняет причины  какого – то природного явления (появление капели в солнечный зимний день и т. п.), но не опирается на знания детей, не привлекает их личный опыт, не организует наблюдения, то он не вызывает у детей настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально.

Если же при встрече с очередным детским «почему» педагог, правильно оценив возможности своих воспитанников, наводящими вопросами, рассуждениями помогает им самим что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у дошкольников формируется настойчивость, самостоятельность мышления.

Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы .Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач.

Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей.

В процессе интересных игровых действий ( прятания, поиска, подражания и пр.), формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении.

В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

Такое же значение имеют и дидактические игрушки. С помощью их дети сравнивают предметы, сопоставляют их, выделяют общее…

Так у детей воспитывается привычка к систематическому труду, чувство ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности, воспитывается самостоятельность.

                                                        Материал взят из книги «Воспитателю о работе  

                                                         с семьей»  Н.Ф. Виноградова  

Источник

Приветствую мои дорогие подписчики и посетители моего канала! Всем огромного здоровья и отличного настроения!)

Для воспитания данного качества у детей с ранних лет взрослым нужно иметь много терпения. Ведь чаще всего так хочется собрать детские игрушки, быстренько чадо накормить, этим самым убивая его почин. От взрослых зависит, насколько независимым вырастет кроха.

Как же правильно это сделать?

1. Предоставлять право выбора. Возможность выбирать – фундамент для развития самостоятельности у человека. Для недопущения выбрать что-то опасное ребенка нужно ставить перед дилеммой: куда пойти гулять, чем заняться сегодня, какой наряд выбрать. Так даже маленький ребенок сначала подумает, а потом примет решение.

2. Домашние дела – интересная игра. Убрать постель или собрать игрушки – просто устроить соревнование, кто быстрее. Потом уже можно поручать малышу более серьезные дела. Главное – постоянно хвалить ребенка, который вскоре пожелает еще раз предложить свою помощь.

3. Исследование и первый опыт. Пусть дети разбирают игрушки, чтобы знать их устройство, бегают или прыгают. Ошибаются те родители, которые постоянно запрещают это делать!

4. Ежедневные обязанности. Старшим детям можно доверять постоянные дела – ухаживать за комнатными цветами или домашними животными. Правда, сначала нужно проконтролировать процесс, лишний раз напомнить малышу. А еще постоянно говорить другим людям о трудолюбии своего чада.

Мой маленький помощник!

Читайте также:  Охарактеризуйте развитие ребенка в раннем возрасте

5. Все делает сам. Даже маленький ребенок должен иметь круг несложных обязанностей, которые формируют самостоятельность, собранность и опрятность.

6. Личный пример родителей. Дети всегда подражают своим близким. Если родители, например, оставляют грязную посуду в раковине, то и ребенок будет поступать также.

7. Ошибаться – это нормально. Ребенку можно предложить помыть за собой чашку – пусть и некачественно, но критиковать не рекомендуется. Лучше похвалить, а позже в его отсутствие перемыть.

8. Прежде чем наложить запрет, сто раз подумать. Взрослые произносят очень часто слово «нельзя», даже когда оно и не кстати. Естественно, существуют табу для сохранения здоровья и жизни детей, но большинство родителей произносят данное словце по привычке. К примеру, лучше не разрешить брать в руки швабру, чем научить ребенка мыть пол.

9. Просит – помоги! Ребенок должен уметь просить родителей о помощи в случае необходимости. А взрослые обязаны прийти на помощь только в том случае, когда ребенок не может управиться сам.

10. Самостоятельные игры и занятия. Детей нужно обязательно учить самим выбирать для себя любимое занятие.

11. Просить совета у ребенка без стеснения. По любому поводу лучше советоваться с ребенком – он будет чувствовать свою важность в семье.

12. Вера в ребенка – непременное условие. Поддержка и вера в маленького человечка – это хороший стимул в воспитании независимости и самостоятельности.

13. Нет чрезмерной опеке! Чтобы не подавить желание и не развить у ребенка неадекватную оценку, нужно чаще отпускать от себя чадо.

Важное правило для воспитания самостоятельности и уверенности у детей – это не препятствовать им, не делать все за них, а всего лишь ненавязчиво учить и незаметно контролировать.

Спасибо, что рядом, если понравилась статья ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии. Подписаться можно здесь!

Источник

Здравствуйте, дорогие читатели. Когда ребенок начинает ходить, а затем и говорить, родители видят, как он с каждым днем старается больше узнать об окружающем мире и часто хочет сделать это сам. Конечно, родителям радостно смотреть, как растет их малыш.

Хочется во многом ему помочь, но при этом вырастить его самостоятельным. Как найти эту грань между опекой, родительской помощью и необходимой свободой? Как должно проходить развитие самостоятельности у детей, поговорим в этой статье.

Что такое самостоятельность?

Пред тем как говорить о воспитании самостоятельности и о том, с какого возраста лучше начать,  стоит определиться, что означает слово «самостоятельность». Ответ на этот вопрос зависит от того, сколько ребенку лет.

Самостоятельность — это когда человек сам, без чьей либо помощи способен управлять и распоряжаться собственной жизнью, умеет сам принять решение и сам отвечает за последствия.

Однако такое определение нельзя применить к маленькому ребенку  2-3-х лет или дошкольнику, хотя у детей этого возраста уже есть определенный навык самостоятельности.

В случае с маленькими детьми самостоятельностью считается то, что ребенок может  не на долго сам себя занять. Может делать какие-то простые и привычные действие или задания, не нуждаясь, при этом, в помощи родителей. 

Кроме того, дети дошкольного возраста учатся действовать в новых ситуациях, исходя из предыдущего опыта. Могут оценить результаты деятельности и учатся самоконтролю.

Чаще всего взрослые задумываются о самостоятельности детей, когда те идут в школу. Однако начать развивать самостоятельность стоит намного раньше.

Самостоятельность дети развивают поэтапно, и начинается это развитие довольно рано. Первые признаки самостоятельности появляются в возрасте 1-2 лет. Особенно ярко стремление стать самостоятельным проявляется в три года. Многие, наверное слышали о кризисе 3-х летнего возраста, в это время дети все чаще заявляют:«Я сам!», и стремятся все делать самостоятельно.

Уже ближе к 6-7 можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве, а не как об эпизодической характеристике поведения ребенка.

Дети, при правильном воспитании становятся полностью самостоятельными к окончанию подросткового периода, то есть к 16-17 годам.

Подростки понимают, что нужно отвечать за свои поступки. Как правило, осознают, что нельзя выходить за рамки законов и общественных норм.

Рассмотрим основные периоды развития самостоятельности.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

  • Помните, что не нужно делать за сына или дочь то, что они смогут выполнить сами. Если ребенок уже умеет убирать за собой игрушки или одеваться без вашей помощи, нужно позволить сделать это самостоятельно. Естественно, если это сделают взрослые, то все будет быстрее и лучше, но это помешает развитию самостоятельности.
  • Помогайте ребенку лишь в тех случаях, когда он сам попросит о помощи.
  • Если ребенок что-то делает и не просит вас помочь ему, не нужно вмешиваться, даже если вы знаете, как это сделать лучше или быстрее. Позвольте ребенку самому решить эту задачу, самостоятельно узнать какие-то вещи, сделать свои открытия. Конечно, это не относится к случаям, когда ребенку может угрожать опасность.
  • Поощряйте стремление быть самостоятельным. Дети в 3 года часто заявляют: «Я сам!». Не препятствуйте этому (конечно, в пределах разумного). Всячески стимулируйте попытки действовать самостоятельно. Часто, если ребенок хочет помочь, но делает это неумело, взрослые говорят так: «Не мешайся!», «Отойди», «Ты пока маленький, не сможешь справиться» и т.д. У ребенка должна быть возможность попробовать свои силы. Если сын или дочь хочет помыть пол или постирать свой платочек, пусть сделают это. Конечно, получится далеко не безупречно и вам придется потом все переделывать, но сейчас конечный результат не имеет значения.
  • Поддержите ребенка и похвалите то, как он это сделал — ведь дети нуждаются в вашей поддержке. Главное не ругать малыша за его ошибки, иначе вы отобьёте охоту делать это в будущем. Это, кстати, ответ на вопрос родителей: «Почему мой сын или дочь не помогают по дому?». Подумайте, что вы обычно делаете или делали, когда ребенок стремился вам помочь? Помогали или запрещали и критиковали за ошибки. Ведь в первое время для ребенка будет сложной та работа или те действия, с которыми взрослые могут легко справиться.
  • Когда ребенок пытается помочь или сделать что-то сам, он, возможно что-то разольет или рассыпет, а может быть испортит. Помните, что дети делают это не специально, а просто потому, что для них это тяжело или просто не хватает опыта и практики. Спокойно и деликатно объясните ошибки и подбодрите малыша.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • В этот период можно разрешать детям самим выбирать то, что можно сегодня надеть. Но стоит помогать с выбором. Объясните ребенку, например, что сейчас весна, еще прохладно и летние майки или шорты не стоит одевать, зато из весенних вещей ребенок может выбирать то, что ему нравится. Покупая вещи в магазине, учитывайте выбор ребенка.
  • До ребенка нужно донести мысль, что в для всех семье есть необходимые правила, которым он тоже должен следовать.  Для этого закрепляйте за ребенком постоянные поручения, соответствующие его развитию. Естественно, что возможности детей дошкольного возраста еще невелики, тем не менее они есть. Даже самые маленькие дети 2-3-х лет, а тем более дошкольники, могут убрать, скажем, свои игрушки. Ребенок 5 — 7 лет может поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол или ухаживать за домашними питомцами и др.
  • Не ограждайте ребенка от всего на свете: позвольте ему, в разумных пределах, самому понять, что некоторые действия или бездействия могут иметь отрицательные последствия.
  • Ребенок в этот период должен постепенно учиться самостоятельно занимать себя какое-то время, не привлекая к этим занятиям маму или папу. Например, рисовать, собирать конструктор.
  • Гиперопека, ограничение активности ребенка и то, что родители не верят в его возможности — вот, пожалуй главные причины несамостоятельности ребенка в дальнейшем.

Помните об этом, доверяйте своему ребенку, помогайте ему делать новые открытия, пусть он знает, что вы верите в его способности.

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться информацией с друзьями, нажав кнопки соцсетей.

Я желаю Вам хорошего дня

Источник