Реализация ребенком своего права на физическое развитие

Реализация ребенком своего права на физическое развитие thumbnail

Марина Чмутова
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

Если рассматривать ФГОС ДО через призму физического воспитания,то можно отметить следующие задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира.

3. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

4. Приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Учитывая специфику возраста,оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма. Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. При организации работы по физическому развитию с дошкольниками следует подбирать физические упражнения с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ). Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. С этой целью в режиме дня активно используется динамические паузы, организация работы со спортивным оборудованием, в том числе с использованием тренажеров и нетрадиционного спортивного оборудования. Для решения задач физического воспитания детей дошкольноговозраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т. д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

Образовательные задачи согласно ФГОС ДО включают приобретение опыта в двигательной деятельности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию. Качественно сформированные у детей дошкольного возраста двигательные навыки, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности (трудовые операции). У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры и выполнять элементы спортивных игр. Соответственно, решая данную задачу, необходимо оборудовать спортивные площадки и спортивные залы современными физкультурно-спортивным комплексом. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни. Образовательный процесс в условиях введения ФГОС ДО носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи. Что в свою очередь способствует гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка в семье

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, реализация физкультурно-оздоровительных проектов, которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя.Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Исходя из анализа целевых ориентиров ФГОС ДО и реальной практики следует отметить,что:

• желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

• создание условий для того, чтобы педагог учитывал особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

• особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения;

• дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный и творческий характер;

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

Источник

        Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит»

«Охрана физического и психического здоровья детей»

Подготовила: воспитатель

 Таланова Ирина Африкановна

г.  Нижневартовск 2018

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»

 К. Д. Ушинский.                                                                                              

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение.   По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.   Не случайно  именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. Дети быстро утомляются, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. У многих детей наблюдается ускорение роста, так называемое первое вытяжение, при котором мышцы не успевают за ростом костей. Вследствие этого у ребенка появляются мышечные боли, что может стать причиной бессонницы.   Кроме того, с периодом вытяжения врачи связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая также не успевает за бурным ростом ребенка.   В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной частотой детских инфекций и представляющие серьезную опасность для здоровья ребенка.      

Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.   Государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья детей. Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Следовательно, ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья.

Следует учесть, что  самая главная потребность ребенка- это любовь, теплота, эмоциональный  контакт. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают и такими, какие  они есть, относятся к ним всегда доброжелательно. Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны поддержать его, вселить уверенность, помочь.

Читайте также:  Развитие стишки песенки для ребенка

     Таким образом, одной из важных задач, стоящих перед ДОУ и семьей, является охрана нервно- психического здоровья детей.

Виды деятельности в течении дня : из опыта работы в нашей группе с нашими детьми.

1.Минутка здоровья. Игровые упражнения интересны и легко ими воспринимаются.

Гимнастика мозга. Автор Поль Деннисон: развивает межполушарные  взаимодействия.

 Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»;, «Ухо-нос»(левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо, отпустить , хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

2.Эмоционально-стимулирующая гимнастика проводится в утренние часы, можно как приветствие друг друга. Начинается день с улыбки и это будет отличной гимнастикой для лица. Важно , чтобы гимнастикой были увлечены дети, поскольку жизнерадостность и хорошее настроение содействуют разрядке нервной системы, повышают тонус и в значительной степени обеспечивают оздоровительный эффект. Необходимость проведения такого вида гимнастики обусловлена утренним состоянием ребенка: некоторые дети заторможены, другие возбуждены. Она стимулирует и приводит в порядок психическую и физическую активность детей, уравновешивает их эмоциональное состояние, улучшает самочувствие и настроение.

3.Минутки открытий проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети учатся замечать удивительное в простом.

4.Минутки фантазии направлены на преображение действительности: дом моей мечты, чудо – дерево ит.д.

5.Минутка доброго чтения- как элемент библиотерапии. Он гармонично дополняет другие виды оздоровления детей посредством слова. Этот вид деятельности  присутствует, думаю у многих ,рекомендуется перед обедом, для гиперактивных детей- успокаивающая (стихи и проза о доброте, милосердии, природе М.Пришвин; В.Бианки; И.Токмакова; Г Сапгир, Я Аким и др.), для детей гипоактивных – литература , стимулирующая эмоциональные переживания(Б.Заходер, С Маршак, Д.Хармс и др.)

6. Минутка шалости. Больше подходит для прогулки, так как у нашей группы есть небольшая особенность, у нас 17 мальчиков и 2 девочки, то энергии у нас не занимать, поэтому на прогулке детям предлагается пошалить: имитируя различные движения, ребенок преображается. В этот момент»включатся « все биоактивные точки и зоны , расположенные на коленях, локтях и пальцах, ребенок играет с собственным телом. Имитационные игры служат отличной профилактикой простудных заболеваний, снятию стрессов, закаливанием и т.д. при отборе материала используются произведения фольклора, вымышленные  и реальные сюжеты из жизни.

7 Минутки открытий или деревотерапия.

8 Танцетерапия или танцы в кругу. Круг-это самая комфортная пространственная форма для организации психологических контактов .Ребенку важно быть в «центре событий», чтобы все лица были обращены к нему. Происходит реабилитация личности («Лаватта», «Танец маленьких утят» ит.д.).

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Для успешного решения  этой задачи мы используем различные средства физического воспитания в комплексе: закаливание  и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, подвижные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание уделяется профилактике заболеваний: плоскостопие ( с детьми проводятся специальные упражнения, используются массажные коврики, дорожки здоровья) , органов зрения( при поддержке родителей в группу было приобретено оборудование для проведения подвижных  и спортивных игр,  тренажеры). В нашей группе много детей с заболеваниями органов дыхания, поэтому в своей работе , часто используем оздоровительные  игры, которые помогают в игровой форме научить ребенка заботиться о своем здоровье.  Планирование подвижных игр позволяет в течение дня  обеспечить двигательный режим ребенка.

“Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам” — так гласит восточная мудрость.
        Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Источник

«О реализации прав ребёнка»

Подготовила: Т.А.Синюгина

Сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Мы выполняем социальный заказ: нам поручено воспитывать подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система образования должна создать все условия: правовые, социально-экономические для реализации прав и законных интересов ребёнка.

Безусловно, что современный человек должен знать, как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права.«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:

  • Декларация прав ребенка

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Для создания и развития механизма реализации, прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать и уважать. Не менее сложной оказывается проблема научить ребёнка пользоваться своими правами, не ущемляя права других.

Читайте также:  Дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка

В арсенале современного педагога существует много методов и приёмов воспитания школьников. Однако не так то просто воспитать в ребёнке чувство независимости, умение отстаивать свою точку зрения, свои права, не вступая в конфликты с оркужающими. Процесс этот длительный и требует педагогической грамотности .

Среди большого количества современных педагогических идей наибольший интерес у нас вызвала разработанная академиком О.С.Газманом концепция педагогической поддержки детей в образовании.

Педагогическая поддержка- процесс индивидуальной работы, базирующаяся на диалоге с ребёнком на равных. Под педагогической поддержкой Газман О.С., который ввёл в научный обиход и отечественную педагогику это понятие, понимал «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий( проблем), мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желанных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».

Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить, учиться и работать.

Суть технологии педагогической поддержки можно выделить следующую:

  • проблема

  • защита

  • самостоятельность

Кредо тактики “защиты”: – ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.

Педагог, использует тактику ” защиты” через:

  • позицию, педагогической “адвокатуры” защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие.

  • через позицию ” буфера” смягчает негативные обстоятельства

  • развитие в ребёнке способности избавиться от страха перед обстоятельствами

Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию “педагогической адвокатуры”. Суть данной позиции в том, что ” адвокат” согласен с ребёнком в его стремлении быть успешным. «Адвокат» защищает право быть успешным ребёнку: право на защиту своих прав.

Потребность тактики “защиты” появляется только тогда, когда извне ведётся стойкая фиксация неуспешности ребёнка, но извне отсутствует деятельность, целенаправленно помогающая ребёнку преодолеть эту неуспешность.

Функции «адвоката»:

  • уточняет, выявляет источник угрозы ( причины, вызывающие стойкую негативную ситуацию)

  • исследует источник появления этих причин

  • проектирует и осуществляет деятельность по нейтрализации этих источников

  • при необходимости подключает других людей, помогающих действиям ” адвоката”

“Педагогическая адвокатура” действует в строго данном смысловом поле:

  • защищать право ребёнка на образование

  • защищать право ребёнка от негативного враждебного отношения к нему других людей, которые настаивают на таком отношении лишь потому, данный ребёнок имеет проблему.

  • отстаивает позицию невиновности ребёнка, столкнувшегося с проблемой, указывая на то, что образовательный процесс на то и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоинство.

  • квалифицирует, как недопустимое действие навесить на ребёнка ярлык неуспешности.

Действия ” адвокатуры рассчитаны на то, что её доводы будут услышаны и верно восприняты теми, к кому они обращены.

” Адвокат” не учит и не порицает своих коллег, он обращается к их профессиональному сознанию, указывая на факты и причины непрофессионального поведения по отношению к проблемам ребёнка.

Типичными проблемами при оказании педагогической поддержки были выявлены следующие проблемы:

1. Педагог принимает за проблему то, что проблемой для ребёнка не является.

2. Часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребёнок воспринимает как проблему. Объективно то, что для взрослого не ” проблема” для ребёнка – непреодолимая пропасть.

3. Отношения, которые складываются между учениками и педагогами, между специалистами, занимающимися проблемами детей и преподавателями предметов часто носят субъектно-объектный характер.

4. Педагоги лишают ребёнка часто возможности самостоятельно действовать, набирать опыт и тренироваться самостоятельности.

Это происходит потому, что педагог, пытаясь быстрее избавиться от его проблем, решает её за него. Решая за ребёнка его проблему, таким образом, создаёт ему ситуацию успеха, то ребёнок не только испытывает радость избавления от проблем, но и усваивает способ избавления от проблем – ” действовать за меня должен кто-то другой”. Таким образом, благие намерения педагога могут постепенно сформировать потребительскую установку ребёнку, что является отличной питательной средой для инфантилизма.

В противоположность сложившемуся подходу, когда процесс обучения учащихся в основном базируется на традиционных методах обучения, технология педагогической поддержки предполагает несколько этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный, сопровождающиеся поддержкой самоопределения школьников в познавательной деятельности; поддержкой самореализации школьника; поддержкой самоанализа достигнутых успехов.Успех “потребления ” отличается от успеха ” преодоления” тем, что тот, кто самостоятельно преодолел свою проблему, обретает чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах, человек служит опорой для самого себя.

В этой точке педагогическая поддержка ” встречается” с воспитанием и создаются условия для выхода ребёнка из собственного ” Я” в пространство общего с другими” мы”- это поле деятельности гражданского образования, которое нацелено на развитие способности человека выстраивать собственную позицию отличную от других, и способность соединяться с другими людьми, соотносить индивидуальное с общим, выстраивая на этом общие цели, организуя совместную деятельность, где у каждого существуют права и обязанности.

Решение задач, связанных с защитой прав ребёнка достаточно сложный процесс, требующий специальной работы всего педагогического коллектива.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом опре­деляются эффективностью работы по защите их прав.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ

  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»

  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  4. Семейный кодекс

  5. Закон «Об образовании»

  6. Анохин Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования/ Т.В.Анохин // Классный руководитель-2000-№3

7.Газман О.С.Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С.Газман//Классный руководитель-2000-№ 3

8. Михайлова Н.Н.Педагогика поддержки/ Н.Н. Михайлова,

С.М. Юсфин- М.Мирос-2001

Источник