Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых» детей специалисты должны понимать, что переживают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций после постановки медицинского диагноза, получившего название семейного кризиса. Такие реакции возникают не у всех родителей. Не обязательно, что они возникают именно в таком порядке. Но вероятность, что это все-таки произойдет, достаточно высокая.

Отрицание – наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии – неверие в существование болезни. Это естественная защитная реакция человека на стресс, обусловленный диагнозом ребенку, который был воспринят им как приговор. Члены семьи сомневаются в компетентности врача и ищут возможность получить консультацию других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Даже понимая чувства родителей, на этом этапе мало чем можно им помочь. В то же время несомненно, что длительная задержка в признании родителями диагноза нежелательна, так как может лишить ребенка своевременного лечения и необходимой ему ранней медицинской и педагогической помощи. Отсутствие медицинской помощи в некоторых случаях может помешать спасти ребенка от последствий болезни, когда требуется экстренное лечение, например, при фенилкетонурии. Следовательно, психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться долго в кризисной ситуации и как можно скорее переходить к деятельности по активной помощи ребенку. Личностно ориентированный деятельностный подход в таких случаях может быть очень полезен.

Гнев – это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния ребенка. Обычно он возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе и своем супруге, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, так как может принести какое-то облегчение, обычно временное. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на врача или ребенка. Столкнувшись с проблемой проявления родительского гнева, специалисты должны уметь смягчить его, например, как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами, информировать родителей о существующих источниках помощи.

Чувство вины – это тоже часто встречающаяся интрапунитивная реакция родителей (чаще матери) на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживания матери по поводу ее проступков и мнимых ошибок, которые, как она полагает, и привели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация есть заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее родители уже выработали позитивные установки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им преодолеть семейный кризис и в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.

Все люди знают о вероятностном характере трагических событий: несчастье может произойти с кем угодно и это вызывает сочувствие, сопереживание и даже злорадство в зависимости от отношения к пострадавшему. Если это происходит с нами, то травматизация неизбежна. Предлагается множество схем очередности и характера эмоциональных реакций, описанных в литературе. Такие чувства испытывает большинство матерей, родивших больных детей. Они нередко переживают их в одиночку, реже с близкими людьми. Иногда эти чувства изливаются на специалистов: медицинский персонал, психологов, педагогов. К этому следует отнестись с пониманием, такой этап необходим для возвращения к реальности и принятию ребенка таким, какой он есть. На это может уйти от полугода до года. Однако не все матери переживают все чувства именно в таком порядке. Возможна задержка на какой-либо стадии, когда мать продолжает неадекватно относиться к своему ребенку.

Как ей помочь? Задача педагога-дефектолога дать матери возможность проявлять свои чувства и помочь ей пройти вместе с ним описанные стадии переживания психологической травмы. Если этого не происходит, то подавленные эмоциональные реакции будут на подсознательном уровне спонтанно проявляться в семейных отношениях и воспитании ребенка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.