Реакция родителей на отклонения в развитии ребенка
Кто же такой особый ребенок? Рассматривая понятие «особый ребенок» через призму социальной нормы можно говорить о том, что это ребенок, отличающийся от норм психического, духовного, социального и физического развития, характерных для данной популяции. Те признаки, которые характерны для большинства людей нашей страны, являются нормальными, а все что не характерно для большинства детей, выходит за границы прописанных в медицине и психологии нормативов, обозначается как «особое». При этом особое для нашего общества поведение или проявление эмоций, в другой популяции может являться социальной нормой. Существует и другая позиция, согласно которой «особый» ребенок – это тот, кто имеет определенную диагностированную патологию, описанную в международной классификации болезней, имеющую свои признаки. Сторонники критериального подхода к понятию нормы «особость» ребенка связывают с несоответствием критериям нормы психического и физического развития детей данной возрастной категории [4]. В рамках данной статьи мы будем придерживаться точки зрения ученых – сторонников функциональной нормы для определения «особого ребенка». Согласно данной позиции, особый ребенок – это ребенок, имеющий особые функции, и если они для него полезны, помогают ему адаптироваться, интегрироваться в социуме, достигать поставленных целей и получать удовольствие от жизни, значит это нормальный ребенок, а если мешают, дезадаптируют, тогда речь идет о патологии.
Рождение ребенка может оказаться для родителей сильным психологическим стрессором не только в силу изменения условий жизни (режима сна-бодрствования, изменения ролевой структуры семьи, функций, правил взаимодействия супругов), но и как следствие их нарушенных ожиданий в отношении появившегося ребенка.
Ряд значительных факторов в современном обществе (ухудшение экологии; генетически обусловленные заболевания, «молодеющие» с каждым поколением; некачественные продукты питания; социально-экономическая нестабильность и др.) приводит к росту числа детей с физическими и психическими патологиями.
Если при появлении одаренного ребенка у родителей, как правило, имеется спектр только положительных эмоций (гордость, радость, удивление, восхищение), то в ситуации, когда рождается ребенок с психической или физической патологией, родители сталкиваются с разными внутриличностными конфликтами. Нередко имеет место амбивалентное родительское отношение, которое негативно отражается как на психофизическом состоянии самих родителей, так и на развитии личности особого ребенка [1].
Давайте рассмотрим, какие же эмоции и внутриличностные конфликты возникают у родителей как реакция на рождение особого ребенка?
- Родитель может отрицать наличие у ребенка его особого признака, это может быть как в ситуации одаренности, так и при наличии психического или физического дефекта. Отрицание здесь выступает как защитный механизм психики [6], а вот от чего защищается родитель, нужно разбираться в каждом конкретном случае. Например, в случае с отрицаемой родителем способностью ребенка, это может быть страх осуждения со стороны общества: либо родитель сталкивался с этим в своей жизни и «натерпелся», поэтому не желает, чтобы тот же сценарий повторил ребенок, либо родитель имеет в своем характере и типе воспитания гиперсоциальность, тогда страх быть «не таким как все» родителем и иметь «не такого как все» ребенка оказывается сильнее, чем желание помочь ребенку быть самим собой и развиваться в любимом направлении. В ситуации же с имеющимся у ребенка дефектом, наблюдается прямая зависимость – чем более заметна для окружающих патология, тем сильнее возможно отрицание родителем имеющейся проблемы. Но здесь также имеют значение и характерологические особенности родителя. Например, если родитель склонен к сомнениям, имеет заниженную самооценку, страх «потерять лицо» и в силу, например, сензитивного типа отношения к болезни боится осуждения своего ребенка другими, то отрицание может быть достаточно сильным. При этом у родителей, для которых характерно отрицание, нередко наблюдается внутриличностный конфликт: с одной стороны жалость к ребенку с патологией и желание ему помочь, а с другой стороны – ребенок может их раздражать и даже вызывать ненависть. К этому противостоянию еще может присоединяться и чувство вины. Способом примирить эту внутреннюю конфронтацию и является отрицание проблемы.
- У родителя особого ребенка может сформироваться потребительская установка – «Нам все должны». При этом ребенок может иметь завышенную самооценку и завышенные требования к социуму. Ожидания часто не оправдываются, в результате чего возникают негативные чувства от разочарования, отчаяния до ненависти к обществу, порождающей озлобленное пессимистическое мировосприятие.
- Родитель, имеющий больного ребенка, может испытывать настолько противоречивые чувства, что это может привести к психосоматическим расстройствам. Соматизация как механизм психологической защиты включается с целью снизить тревожность, и возможно даже агрессивные импульсы по отношению к ребенку или социуму [6]. В таком случае возникшая психосоматическая реакция у родителя имеет регрессионный механизм, за которым скрывается страх ответственности за ребенка с патологией: «Пусть о нем позаботится кто-нибудь другой», «Я не могу решать проблему ребенка, так как я сам болен».
- «Поиск виноватых» – это очень распространенная реакция родителей на появление ребенка с патологией. Обвинение врачей, педагогов, родственников и других людей имеет под собой следующие причины: во-первых, это может быть механизм проекции – «то, что я не признаю в себе, приписываю другому», возможно чувство вины, которое начинает испытывать родитель, становится настолько тяжелым, что оказывается легче переложить его на другого человека, тем самым избавившись и от ответственности за проблему. Во-вторых, такой феномен наблюдается у людей с высоким уровнем экстернальности, когда человек причину происходящего и возможность контролировать ситуацию приписывает не себе, а кому-то или чему-то другому – судьбе, другим людям, обществу…
- «Синдром жертвы» характерен для родителей, которым свойственна демонстративность. Например, если у матери больного ребенка в характере имеются истероидные черты, то она может выставлять напоказ патологию ребенка с целью привлечения внимания окружающих и манипуляций ими. Обычно в таких семьях очень ярко, напоказ переживается болезнь ребенка, подробно демонстрируются переживания родителей. Страдает от такого поведения родителя чаще ребенок, так как может нарушаться его личное пространство, но в ряде случаев, дети к этому привыкают, им начинает нравиться их «особость» и у них постепенно формируются психологические выгоды от собственной патологии [1].
- Семья с особым ребенком может жить под девизом «Мы – особенные». Это компенсаторная реакция психологической защиты, своеобразная «борьба» с чувством неполноценности у родителя. Переживаемый внутренний конфликт связан с двумя тенденциями – желанием быть лучше других и желанием не быть хуже других. Несмотря на то, что при такой психологической защите реальность немного искажается, тем не менее, прогностически это один из наиболее благоприятных вариантов развития событий, так как чувство неполноценности для ребенка и для самих родителей может являться стимулом для развития, у членов семьи формируется толерантность, стрессоустойчивость. При этом самооценка ребенка не снижается, он постепенно осознает свои особенности и научается с ними жить, родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, и это является ресурсом для его эффективной адаптации к социуму.
- Гипертрофированное чувство вины за патологию ребенка провоцирует такого родителя на ее «искупление» путем снижения требований/обязанностей по отношению к ребенку, попустительства в воспитании, потакании его капризам. В такой семье либо один родитель имеет психокомплекс вины – тогда будет иметь место рассогласование в воспитании, и обвиняющий себя родитель не будет пользоваться авторитетом у ребенка, либо оба – в таких семьях вырастает ребенок с деспотичными чертами характера, который будет манипулировать родителями, вызывая у них снова и снова чувство вины. Подобные тенденции в семье не только причиняют вред психическому здоровью родителей, но и будут дезадаптировать особого ребенка.
- Чрезмерная жалость родителя к ребенку с патологией также является деструктивной по своей природе. Еще этот феномен называют «синдром спасателя». Таким родителем движет гипертрофированная потребность быть нужным и держать под контролем жизнь ребенка, а это своеобразный способ самоутверждения – «Он без меня никто». Кроме того, родитель насыщает свою жизнь смыслом – заботой о ребенке. Психологические выгоды от патологии ребенка у таких родителей бывают настолько высоки, что даже если его особенность можно скорректировать, изменить или скомпенсировать, то родитель начинает бессознательно сопротивляться терапевтическому процессу. Внутренний конфликт между любовью к ребенку и желанием быть нужным, управлять его жизнью, нередко приводит к невротическому развитию личности как ребенка, так и самого родителя. Ребенок инфантилизируется, лишается возможности приобрести с возрастом адекватную идентичность и развить личностную автономию. Возникает патологическая зависимость членов семьи друг от друга [5].
- Злость, эмоциональное отвержение, непринятие по отношению к ребенку. Ученые отмечают, что такое явление характерно больше для отцов особых детей – отцовской любви чаще приписывают условность (любить за качества и достижения). Однако на эмоциональное отвержение оказывает влияние и пол ребенка, родителя. Эдипов комплекс и комплекс Электры накладывает свой отпечаток на эмоциональное восприятие особого ребенка, поэтому чаще мальчиков с патологиями эмоционально отвергают матери, а девочек с патологиями – отцы [2]. Если же речь идет о способностях ребенка, то нередко мы имеем дело с нарциссическим расширением. Нарциссическое расширение подразумевает, что родитель, для которого характерны нарциссические тенденции, видит в своем ребенке как бы продолжение себя самого. В связи с этим он воспринимает ребенка ка средство своих достижений, способ удовлетворения своих желаний и потребностей. Поэтому если проявившиеся особенности ребенка – это то, что хотел иметь, но не смог или не успел развить у себя родитель, то последний будет всячески помогать ребенку в этом, поощрять и восхищаться его «особостью». В случае если способности ребенка противоречат принципам, жизненным позициям, убеждениям нарциссического родителя, то он будет подавлять, наказывать ребенка за любые проявления, неприятные ему, даже в ущерб индивидуальности ребенка [3; 7].
Вышеперечисленные психологические реакции родителей на появление в семье особого ребенка могут иметь временный или постоянный характер, могут проявляться у одного или обоих родителей. Последствия этих реакций для ребенка и семьи в целом мы можем прогнозировать в большинстве случаев, однако следует помнить о влиянии таких факторов как индивидуальность, стихийные социальные влияния, собственная активность, особенности нервной системы ребенка и др. Например, способности ребенка-меланхолика могут быть подавлены навсегда гиперсоциальным родителем, а ребенок-холерик в подростковом возрасте начнет отстаивать и бороться за свое желание быть особым. Ребенку с выраженной экстернальностью (внешний локус контроля) может понравиться роль жертвы, к которой его приучают родители, и стремление обвинять других, в то время как ребенок с внутренним локусом контроля, несмотря на поведение своих родителей, начнет сам менять свою жизнь, превратив свой недостаток в достоинство.
Библиографический список
- 1. Дусказиева Ж.Г. Влияние родительского отношения на мотивацию к выздоровлению у часто болеющего ребенка дошкольного возраста // Мотивационно-потребностное развитие ребенка: материалы 10-й Регион. науч.- практ. конф. 27-28 февраля 2008 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – С.52–57.
- 2. Дусказиева Ж.Г. Особенности родительского отношения отцов и матерей к часто болеющим мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста // Омский научный вестник. – 2008. – № 6 (74). – С. 108–110.
- 3. Погодин И.А., Олифирович Н.И. Нарциссизм: феноменология, диагностика, психологическая помощь // Возрастная и педагогическая психология: сб. научных трудов. – Выпуск 7. –Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; сост. и науч. ред. О.В. Белановская. – Минск, 2007 –С. 303-309.
- 4. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.Сазанова Е. Особые мамы особых детей // [Электронный ресурс:
https://deti.mail.ru/family/osobye_mamy_osobyh_detej]
- 5. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М; Г. Ярошевский.- М.: Просвещение, 1990. – 448 с. Янсонене Н.А. Нарциссическое расширение или «сынок, надень кофту, а то маме холодно // [Электронный ресурс: https://www.psy-analyst.ru/CoWork/jans-3.asp]
Источник
Работая более восьми лет с семьями воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, заметила что родители, узнав об отклонениях в развитии ребёнка, «застревают» в одной из стадий принятия неизбежного, т.е. не все родители принимают своего особенного ребёнка и отклонения в его развитии.
Стадии принятия неизбежного были разработаны американским психологом Элизабет Кюблер-Росс:
1) отрицание
2) гнев
3) торг или сделка
4) депрессия
5) принятие.
Моя дальнейшая работа с каждой семьей, выстраивается в зависимости от того, к какой категории относятся родители ребёнка с ОВЗ или инвалидностью.
Характеристика родителей в стадии отрицания отклонений своего ребёнка.
Как правило к данной категории относятся родители, узнавшие, что их ребёнок имеет отклонения интеллектуального характера (ЗПП, ЗППР, УО). В попытках доказать себе и всем окружающим, что ребёнок абсолютно нормальный, родители отказываются от помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), проходить ЦПМПК и ПМПк.
Водят ребёнка на все возможные развивающие занятия «Маленький гений» или «Вундеркинд».
Плохие результаты ребёнка на занятиях или при прохождении комиссии объясняют:
– «Он устал»;
– «Ребёнок всё знает, но растерялся»;
– «Ему надо чуть больше времени, т.к. он медлителен».
Иногда, родительское отрицание развития ребёнка, доходит до абсурда:
– поведение ребёнка, объясняется издержками воспитания («Это его бабушка избаловала», «Папа много работает, редко видит ребёнка поэтому всё ему разрешает»);
– родители отказываются от прохождения комиссии МСЭ, если ребёнку будут давать инвалидность в связи с интеллектуальным развитием;
– по достижении 18 лет родители через суд добиваются снятия с ребёнка инвалидности интеллектуального характера.
Как работаем:
1) называем занятия с ребёнком развивающими, а не коррекционными;
2) работаем с применениями методов арт-терапии;
3) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок и т.д.)
Исходя из опыта работы, могу сказать, что в данную категорию попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, чем больше они отрицают наличие проблем у ребёнка, тем больше застревают.
Характеристика родителей в стадии гнева.
В стадии гнева попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени может доставаться, как специалисту, так и ребёнку.
Родители обращаются к специалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам, психологам, логопедам и врачам по профилю заболевания).
Могут на своё усмотрение корректировать курс назначенного лечения (заменить назначенные лекарства) или намеченную программу работы с ребёнком на своё усмотрение:
– «Кортексин» может оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»;
– «Ходить на лепку не будем, ребёнок будет приходить весь грязный».
«Не успех» лечения и занятий перекладывают на специалиста к которому обратились.
Гнев обращённый к ребёнку:
– «Что трясёшься весь? Взял ручку в руку и стал красиво писать, быстрее, быстрее» (при этом у ребёнка ДЦП сопровождаемая спастикой или парезом рук);
– «Быстро сел и слушай, что тебе говорят, не вертись» (ребёнок с СДВГ).
Как работаем:
1) работаем с применениями методов арт-терапии и методов релаксации;
2) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок и т.д.).
Характеристика родителей в стадии торга (сделки).
Родители в данной стадии пытаются заключить «сделку», договориться, как с Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я пожертвую деньги на строительство храма, больницы, буду помогать бедным и т.д.», так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем какой вы классный специалист».
Ребёнку говорится примерно следующее «Будешь делать так, как тебе говорит врач/психолог и ты будешь здоров. А когда выздоровеешь, мы поедем / купим/ заведём собаку».
Если «Высшие силы» не помогли, а у данного специалиста не оказалось «волшебной таблетки», после разочарования всё начинается сначала.
Характеристика родителей в стадии депрессии:
В стадии депрессии, когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось (начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны ситуации:
– отказа от ребёнка;
– развод.
Работаем с ребёнком и семьёй по ситуации.
Характеристика родителей в стадии принятия.
Родители приняли своего особого ребёнка. В оказании ему помощи они идут от него, а не от своих желаний и мнения общества. Вступают в клуб по интересам, общаются с родителями детей с такими же нарушениями, учат ребёнка самостоятельности на сколько это возможно.
В отличии от родителей «застрявших» в других категориях, они обращаются за помощью к психологу самостоятельно не считая это чем-то постыдным.
Источник
Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых» детей специалисты должны понимать, что переживают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций после постановки медицинского диагноза, получившего название семейного кризиса. Такие реакции возникают не у всех родителей. Не обязательно, что они возникают именно в таком порядке. Но вероятность, что это все-таки произойдет, достаточно высокая.
Отрицание – наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии – неверие в существование болезни. Это естественная защитная реакция человека на стресс, обусловленный диагнозом ребенку, который был воспринят им как приговор. Члены семьи сомневаются в компетентности врача и ищут возможность получить консультацию других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Даже понимая чувства родителей, на этом этапе мало чем можно им помочь. В то же время несомненно, что длительная задержка в признании родителями диагноза нежелательна, так как может лишить ребенка своевременного лечения и необходимой ему ранней медицинской и педагогической помощи. Отсутствие медицинской помощи в некоторых случаях может помешать спасти ребенка от последствий болезни, когда требуется экстренное лечение, например, при фенилкетонурии. Следовательно, психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться долго в кризисной ситуации и как можно скорее переходить к деятельности по активной помощи ребенку. Личностно ориентированный деятельностный подход в таких случаях может быть очень полезен.
Гнев – это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния ребенка. Обычно он возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе и своем супруге, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, так как может принести какое-то облегчение, обычно временное. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на врача или ребенка. Столкнувшись с проблемой проявления родительского гнева, специалисты должны уметь смягчить его, например, как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами, информировать родителей о существующих источниках помощи.
Чувство вины – это тоже часто встречающаяся интрапунитивная реакция родителей (чаще матери) на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживания матери по поводу ее проступков и мнимых ошибок, которые, как она полагает, и привели к заболеванию ребенка.
Эмоциональная адаптация есть заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее родители уже выработали позитивные установки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им преодолеть семейный кризис и в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.
Все люди знают о вероятностном характере трагических событий: несчастье может произойти с кем угодно и это вызывает сочувствие, сопереживание и даже злорадство в зависимости от отношения к пострадавшему. Если это происходит с нами, то травматизация неизбежна. Предлагается множество схем очередности и характера эмоциональных реакций, описанных в литературе. Такие чувства испытывает большинство матерей, родивших больных детей. Они нередко переживают их в одиночку, реже с близкими людьми. Иногда эти чувства изливаются на специалистов: медицинский персонал, психологов, педагогов. К этому следует отнестись с пониманием, такой этап необходим для возвращения к реальности и принятию ребенка таким, какой он есть. На это может уйти от полугода до года. Однако не все матери переживают все чувства именно в таком порядке. Возможна задержка на какой-либо стадии, когда мать продолжает неадекватно относиться к своему ребенку.
Как ей помочь? Задача педагога-дефектолога дать матери возможность проявлять свои чувства и помочь ей пройти вместе с ним описанные стадии переживания психологической травмы. Если этого не происходит, то подавленные эмоциональные реакции будут на подсознательном уровне спонтанно проявляться в семейных отношениях и воспитании ребенка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник