Развивающие игры для развития речи ребенка до года

Развивающие игры для развития речи ребенка до года thumbnail

Анастасия Гришина
Игры для развития речи малышей от 3 месяцев до 1 года. Рекомендации родителям

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ С 3 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА

Следи взглядом (3 месяца)

Возьмите ребенка на руки и держите его вертикально, так, чтобы голова опиралась о ваше плечо. Свободной рукой показывайте ребенку погремушку, слегка потряхивая ею. Сначала привлеките внимание малыша, медленно перемещая игрушку в сторону на 20–30 см, а затем держите ее неподвижно, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд. После двух-трех обращений к нему малыш сосредоточивает взгляд на вашем лице или на неподвижной игрушке.

Игра помогает развить у ребенка зрительное, а также слуховое сосредоточение.

Перекличка (с 3 месяцев)

Положите ребенка на спину. Наклонитесь над ним на расстоянии 25–30 см. Улыбаясь, ласково разговаривайте, певуче произнося гласные звуки в течение 1–2 минут. После нескольких обращений к нему ребенок начинает улыбаться, издавать тихие и короткие звуки, быстро двигать руками и ногами. По мере общения реакция оживления у малыша все нарастает и длится до 10–15 секунд. Оживление сохраняется еще в течение некоторого времени после прекращения общения.

Игра вызовет у ребенка оживление и будет стимулировать «гуление».

Как тебя зовут? (с 6 месяцев)

Положите ребенка на спину или на живот. Встаньте в стороне, вне поля зрения малыша. Называйте какое-нибудь имя, отличающееся по звучанию от имени ребенка. Повторяйте его 2 раза с паузой в 1–2 секунды, затем через 2–3 секунды произнесите имя ребенка и после паузы – вновь чужое имя.

С помощью этой игры ребенок учится различать среди других слов свое имя и реагировать на него.

Кто зовет малыша? (с 6 месяцев)

Играйте в эту игру втроем. Положите ребенка на диван или большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел. Вначале позовите по имени, нежно и ласково, нараспев произносите его имя. Когда малыш повернет голову,скажите: «Вот мамочка». Предоставьте крохе возможность порадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его. Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему,он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша. Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш научится радоваться вашему присутствию и различать вас по голосу.

Дотянись до игрушки (с 6 месяцев)

Положите ребенка на спину или на живот. Возьмите две яркие игрушки, удобные для захватывания. Расположите игрушки на близком от малыша расстоянии. Если он не замечает их, привлеките к ним внимание.

Игра развивает умение действовать с предметами.

Перевернись (с 6 месяцев)

Положите ребенка на живот. Поставьте перед ним яркую звучащую игрушку (неваляшку, лающую собачку, игрушку-пищалку и т. п., привлеките звуком внимание малыша и передвигайте игрушку по кругу, заводя за спину ребенка.

Игра поможет выработать у ребенка умение ориентироваться по звуку, переворачиваться с живота на спину.

Перекличка (с 6 месяцев)

Попробуйте стимулировать ребенка к лепету. Встаньте около ребенка и понаблюдайте за ним, прислушайтесь. Начинайте произносить простейшие звуки, как бы перекликаясь с ребенком.

Игра способствует развитию лепета.

Разные игрушки (с 9 месяцев)

Покажите ребенку,как играть со звучащими игрушками: пищалкой, погремушкой, барабанчиком. На игрушку-пищалку надо нажимать, погремушкой – греметь, а по барабанчику – стучать рукой.

Повторите действия несколько раз, затем положите игрушки в разных местах в поле зрения ребенка и предложите ему самостоятельно поиграть с музыкальными игрушками.

Игра учит ребенка по-разному действовать с различными музыкальными игрушками, развивает слуховое внимание.

Вещи на местах (с 9 месяцев)

Постоянно указывайте ребенку игрушки, которые находятся на своих постоянных местах, и называйте их. Используйте знакомые ребенку игрушки, например, собачку, кошечку, куклу. Периодически давайте малышу эти игрушки, а затем вновь ставьте их на свои места. (Рядом не должны находиться посторонние предметы, которые бы отвлекали ребенка.)Спросите ребенка: «Где собачка?», «Где киса?», «Где Ляля?» Вопрос можно повторить несколько раз. После того как малыш взглядом найдет игрушки, поменяйте их местами так, чтобы ребенок это видел. А затем задайте те же вопросы еще раз.

Эта игра готовит ребенка к пониманию речи.

Перекличка (с 9 месяцев)

Сядьте перед ребенком и ласково обратитесь к нему. Затем четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые раньше слышали в лепете ребенка.

Игра вызывает у ребенка стремление подражать речи взрослого.

Ку-ку, где кукла? (с 9 месяцев)

Вам понадобится кукла и прозрачный платок. Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места. Спрячьте под платок куклу на глазах ребенка,спросите: «Где куколка? Ку-ку? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползет или дойдет до игрушки и снимет платок, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

Открываем коробочки (с 9 месяцев)

Подберите несколько коробочек, баночек – пластмассовых, у которых крышки могут открываться.В каждую из коробок положите какую-нибудь игрушку: в одну бусины, в другую платок или лоскуток ткани. Доставайте коробочки (бутылочки) по одной, показывая как их можно открывать и находить интересную игрушку. Учите малыша открывать разные крышки.

Источник

Молодым родителям на заметку

Игры для развития речи у детей от рождения до года

Многие родители считают, что начинать развивать речь ребенка необходимо в 2-3 года. Но не все мамы знают, что есть простые  упражнения, которые можно использовать для речевого развития практически с первых дней рождения малыша. Начинать необходимо с развития слухового восприятия речи. Используются следующие игры
     ● «Где мама?»
Малыш находится в кроватке. Ходите вокруг него и с разных сторон окликайте малыша. Важно, чтобы ребёнок понял, откуда доносится голос матери.
    ● «Тихо — громко»
Попробуйте поговорить с малышом разным голосом: высоким, низким, нараспев или шёпотом.
Стимулирование гуления
   ● «Повторюшка»

Взяв малыша на руки, обязательно привлеките его внимание к своему лицу. Для этого можно щёлкнуть языком, поцокать или же просто поцеловать своего кроху. Когда малыш остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте произносить отдельные звуки: «гу-у-у», «агы-ы», «агу-у» и т. д. Как только малыш станет повторять звуки за вами, то есть «агукать», начните повторять звуки, произнесённые им.
  ● «Колыбельная песня»
Положите малыша к себе на колени и начните петь ему колыбельную песенку, постепенно делая голос тише и тише.
Упражнения на понимание речи
         Играя с погремушкой, малыш часто стучит ею о край кроватки или коляски. Прокомментируйте его действия: «Тук-тук-тук». Если же погремушка упадет, скажите малышу: «Упала — ба-ба-ах». Кормя ребёнка или укладывая его спать, говорите: «Машенька кушает — ам-ам» или «Антошка хочет спать — бай-бай». Если вы гуляете с ребёнком на улице и видите бегущую мимо кошку или собаку, обязательно скажите ему: «Это киска — мяу-мяу» или «Это собачка – гав-гав». Пусть малыш старается повторить за вами: «мяу-мяу» или «ав-ав». Спросите у малыша: «А где же мишка?» Ребёнок должен найти среди разных игрушек плюшевого медведя. Можно взять любую другую игрушку. Если во время кормления вы будете повторять: «Открой ротик», «Откуси яблочко», «Попей водичку» и т. д., то ребёнок довольно быстро начнет понимать эти слова.

      Так же правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

 «Споем, малыш»: спойте ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть Ваши губы. Если кроха будет пытаться потрогать их – исследовать источник звука, не препятствуйте! На помощь маме придут потешки, пестушки и колыбельные.

 «Какие разные вещи»: возьмите несколько вещей с поверхностью разной текстуры (например, перо, кусочек бархатной ткани, вату), положите малыша на пеленальный столик и начинайте водить предметами по его животику, ручкам и ножкам. Если малышу понравится, он начнет издавать различные звуки – повторяйте некоторые из них за ним.

Упражнения для развития речи ребенка в 2 – 3 месяца

«Поем песенку»: малыш гулит, а Вы выбираете один из его любимых звуков и поете детскую песенку, заменяя все слова на этот звук. Такое занятие важно проводить несколько раз (чем больше, тем лучше). Не забываем и про потешки и пестушки.

«Ласковое общение»: улыбаемся крохе, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.

Игра для развития речи ребенка в 4 – 5 месяцев

«Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Вот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.

«Пальчики»: используем пальчиковые игры для развития моторики и для обогащения словаря крохи новыми словами.

Упражнения для развития речи ребенка в 6 – 7 месяцев

Занятие «Маленький читатель»: читаем с малышом книжки. Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках.

Упражнения для развития речи ребенка в 8 – 9 месяцев

Развитие речи неразрывно от развития мелкой моторики рук ребенка. Поэтому вводите игры, которые позволят маленьким пальчикам познакомиться с новыми текстурами.

Игра «Прятки в манке». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски! Данную игру следует проводить только в случае, если Вы можете наблюдать за ребенком.

Упражнения для развития речи ребенка 10 – 12 месяцев

«Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И БОЛЬШЕ)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. 

     Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позванивает. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку погаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. 

  Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивает ним, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. 

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник