Развивающие игры для физического развития ребенка 5

Светлана Суворина
Картотека игр по физическому развитию детей 5–6 лет
№ 1
Подвижная игра «Гуси –лебеди»
Цель: познакомить детей с новой игрой, упражнять детей в беге по сигналу, развивать быстроту, воспитывать выдержку, честность, смелость.
Оборудование: атрибуты, мел.
Руководство игрой:
На участке даю команду: «В одну шеренгу по росту на три удара бубна становись! Сегодня мы с вами будем играть в новую русскую народную подвижную игру «Гуси-лебеди». Послушайте, как в неё надо играть. На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси (кладу шнур). На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк (кладу обруч). Остальное место — луг. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают, расправив крылья, руки прямые (показываю).
Пастух: – Гуси, гуси!
Гуси:(останавливаются и отвечают хором).
– Га, га, га!
Пастух: – Есть хотите?
Гуси: – Да, да, да!
Пастух: – Так летите!
Гуси: – Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух: – Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки, летят через луг домой» и волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.
– Запомните ребята,правила игры: перебегать на другую сторону вы можете только после слов «Только крылья берегите!». Волк тоже начинает ловить гусей только после этих слов. За чертой волк не ловит гусей.
– А теперь, я посмотрю, как вы поняли игру и запомнили правила игры. Задаю детям вопросы по содержанию игры.Предлагаю детям выбрать волка: – А теперь заняли все свои места, солнце разгорается игра начинается.
В процессе игры слежу за выполнением правил, движений, физической нагрузкой, поведением, взаимоотношениями детей. Провожу инд. работу.
Подвожу вместе с детьми итоги игры.
№ 2
Подвижная игра “Краски”
Цель: познакомить детей с новой игрой, упражнять детей в знании цветов, развивать быстроту, воспитывать выдержку, честность.
Оборудование:
Руководство игрой:
Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу:
– Я монах в синих штанах, пришел за краской. – За какой?
Монах называет цвет краски (например, голубой). Если такой краски нет,то продавец отвечает:
– Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!
Задания для монаха могут быть разные: проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по-другому.
Если названная краска в магазине присутствует,то продавец отвечает монаху:
– Есть такая! – Сколько стоит? – Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).
При последнем хлопке названная “краска” вскакивает со своего места и бежит вокруг беседки или шеренги остальных детей. Монах пытается ее догнать. Если он догоняет краску, то сам становится краской, а пойманный участник-краска становится покупателем-монахом и игра продолжается.
Если же монах не смог поймать краску, то игра начинается сначала.
№ 3
Подвижная игра «Мы весёлые ребята»
Цель: познакомить детей с новой игрой, упражнять детей в беге по сигналу в определенном месте, развивать быстроту, воспитывать выдержку, честность, смелость.
Оборудование: атрибуты, мел.
Руководство игрой:
На участке даю команду: «В одну шеренгу по росту на три удара бубна становись! Сегодня мы с вами будем играть в новую подвижную игру «Мы веселые ребята!» Послушайте как в неё надо играть. Посмотрите, я провожу две черты, одну около веранды, а другую неподалеку, напротив. Посередине будет стоять ловишка. Вы ребята, будетеперебегать от одной линии к другой и говорить слова:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать
Раз, два, три – лови!
Ловишка будет догонять бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся рукой, прежде чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки. Дети, вы должны бегать в прямом направлении, никуда не сворачивать, стараться увертываться от ловишки, а ловишка должен стараться поймать как можно больше ребят.А теперь давайте разучим стихотворение:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
А теперь заняли все свои места, солнце разгорается игра начинается.
В процессе игры слежу за выполнением правил, движений, физической нагрузкой, поведением, взаимоотношениями детей. Провожу инд. работу.
Подвожу вместе с детьми итоги игры.
№ 4
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: познакомить детей с новой игрой, упражнять детей в беге по сигналу в определенном месте, развивать быстроту, воспитывать выдержку, честность, смелость.
Оборудование: атрибуты мышей.
Руководство игрой:
В этой игре у нас будут мыши и мышеловка. Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу,приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели,
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки.
Переловим всех сейчас
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу «хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают — мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается.
Делю детей на 2 неравные по составу группы. Меньшей группе, взявшись за руки, предлагаю образовать круг. Остальные дети – мыши. А теперь заняли все свои места, солнце разгорается, игра начинается.
В процессе игры слежу за выполнением правил, движений, физической нагрузкой, поведением, взаимоотношениями детей. Провожу инд. работу. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями — игра возобновляется. Игра повторяется 3—4 раза.
Подвожу вместе с детьми итоги игры.
№ 5
Подвижная игра «Пожарные на учении»
Цель: закреплять у детей навык лазанья по гимн. стенке, слушать сигнал, действовать по сигналу, четкое соблюдение правил, развивать у детей ловкость, силу, воспитывать у детей чувство коллективизма, товарищества.
Оборудование: 1 гимнастическая стенка, 2. колокольчики или погремушки.
Руководство игрой:
Даю команду. В одну шеренгу становись! Затем перестраиваю детей в 3-4 колонны (по количеству пролетов гимнаст. Стенки).
Сегодня, ребята, мы будем играть в новую игру, которая называется «Пожарные на учении». В чем она заключается?
Постройте, на рейке каждого пролета подвесить колокольчик. По моей команде «Раз, два, три-беги» дети стоящие первыми в колоннах бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят на пожар. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Это задание должны выполнить все дети, все побыть пожарными. Выигрывает та команда, в которых больше детей сумеет позвонит первыми. С реек нужно слезать, а не спрыгивать, обязательно позвонить в колокольчик. А кто нарушит эти правила, победа засчитываться не будет.
А теперь давайте играть. Представим, что мы пожарные и мы на учении. Внимание. «Раз, два, три-беги!»
Затем игра повторяется. Когда задние выполняют все дети подвожу итог, объявляю победившую колонну. Молодцы, ребята, вы были быстрее и ловчее всех! Не нарушали правил.
Источник
Старшим дошкольникам не менее важно играться в одиночные и командные игры на свежем воздухе, чем младшим. Игры, которые предлагаются в данной статье, направлены на развитие выносливости, ловкости, мышления, равновесия у детей в возрасте 5-6 лет. Помимо всего этого, благодаря этим играм, дошкольники учатся общаться с другими детьми и действовать в команде — ведь все это пригодится им в школе.
Одиночные игры для развития дошкольников
Игры с мячом.
-Простые подбрасывания мяча вверх
-Подбрасывание мяча вверх, но при этом необходимо хлопнуть в ладоши
-Подбрасывание мяча вверх, но ловить можно только одной рукой (сначала правой, а потом левой)
-Бросание мяча в землю
-Бросание мяча в землю, но одной рукой (сначала правой, затем левой)
-Бросание мяча в землю и отбивание рукой
-Бросание мяча в стенку и ловля его при отскоке
-Бросание мяча в стенку, но до того как словить необходимо хлопнуть в ладоши
-Перебрасывание мяча через сетку. Стоящие по другую сторону сетки стараются поймать его и бросить обратно.
-Подбрасывание мяча так, чтобы он попал в корзину, подвешенную несколько выше поднятых рук ребенка.
Не урони мешочка
Ребенку кладут на голову мешочек, наполненный сухим песком. С мешочком на голове он идет между разложенными палками (ширина «коридора» — 40-25 см) или по шнуру, лежащему на полу (длина шнура —2-3 м). Надо пройти до конца не уронив мешочка. Мешочек не должен быть набит песком слишком плотно, иначе его трудно удержать на голове. Вес мешочка 500—600 г. Можно носить на голове и плетеные корзинки, кувшины из папье-маше и другие предметы. Эта игра приучает идти прямо и не опускать головы, что способствует выработке хорошей осанки.
Игры с обручами
Ребенок ударяет по ободу обруча и бежит за ним, стараясь ни разу не уронить его. Или сильно ударяет по ободу и бежит вдогонку, стараясь прибежать к условному месту раньше, чем туда докатится обруч.
Возьми «флажок»
Напротив ребенка, на расстоянии восьми шагов, лежит флажок (или что-нибудь другое). Под слова взрослого «прыг-скок, прыг-скок, вот он — твой флажок» ребенок прыгает (на каждое слово — прыжок). При последнем слове нужно успеть допрыгнуть до флажка и взять его.
Групповые игры для развития дошкольников
Собирание лент
Между деревьями протягивают веревку, на которую набрасывают цветные ленты. Конец ленты должен быть на 10-15 см выше поднятой руки ребенка. Дети становятся под веревку и начинают подпрыгивать, стараясь снять как можно больше лент.
Прыгни дальше
На земле чертят линию. Перпендикулярно ей кладут 4-5 камешков или маленьких цветных флажков, на расстоянии 15-20 см один от другого. Дети становятся на черту и по очереди стараются прыгнуть как можно дальше. Кто сумеет прыгнуть до последнего камешка (на 60-80 см), тот имеет право взять его себе. На это место кладут новый камешек. Игра повторяется три-четыре раза. У кого будет больше камешков по окончании игры, тот и победитель.
Игры со скакалкой
Два дошкольника кружат длинную веревку «от головы к ногам» пробегающих, другие пробегают под веревкой в тот момент, когда она оказывается вверху.
Кто успеет проскочить под веревку?
То же, но прыгают через кружащуюся веревку.
Бегают и прыгают через короткую скакалку.
Успей поймать
Двое ребят бросают мяч друг другу. А третий, который стоит между ними, пытается поймать летящий мяч. Если последнему удается это сделать, то он идет на место бросившего мяч.
Палочка-выручалочка
Играющие выбирают водящего. Около него кладут палочку. Водящий стоит с закрытыми глазами и считает до 15-20. В это время остальные дети прячутся. Он открывает глаза, стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла»— и идет искать спрятавшихся. Увидев кого-нибудь, кричит: «Палочка-выручалочка нашла…» (называет имя найденного) — и бежит к палочке. Найденный также бежит к палочке. Если он добежит до палочки раньше водящего и скажет: «Палочка-выручалочка, выручи меня!»,— то считается вырученным, если же опоздает, то выходит из игры. Пока водящий ищет, каждый может, выбрав удобный момент, подбежать к палочке и, постучав ею, выручить найденных раньше («Палочка-выручалочка, выручи всех!»).
Если водящему никого найти не удалось, он снова водит. Если же он нашел всех и последний не успел выручить товарищей, то водит тот, кто был найден первым.
Уголки
Дети становятся возле деревьев или в кружки (уголки), которые каждый чертит для себя. Один из играющих (без кружка) становится в середину. Он подходит к кому-нибудь из стоящих в кружках и говорит: «Мышка, мышка, отдай мне свой уголок». Та отказывается. Тогда он идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, и водящий старается занять чье-нибудь место. Если это ему удается, оставшийся без уголка становится в середину — и игра повторяется.
Кошки-мышки
Эта игра для большой группы детей. Семь и более человек образуют круг, взявшись за руки. В одном месте он не замыкается — это ворота. Двое играющих находятся вне круга. Один из них — «кошка», другой — «мышка».
Мышка имеет право бегать и в кругу и вне его, может вбегать в ворота и подлезать под руки детей, стоящих в кругу.
Кошке разрешается бегать вне круга и забегать в него только через ворота. Мышка убегает, а кошка ее ловит. Когда кошка поймает мышку, дети выбирают другую пару.
Источник
Проектирование речевой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Картотека игр по физическому развитию.
Составила: Драева Гюзель Рифатовна
МБОУ « Избердеевская НШДС».
Петровский район, с. Петровское.
1. « Скакалка».
Цель игры: развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувства равновесия.
Оборудование: скакалки для детей.
Ход игры. Игроки со скакалками, встав по одной линии на расстоянии 2 м друг от дуга, по сигналу ведущего бегут к финишу прыгая через скакалки. Побеждают те игроки, которые, быстрее достигнув финиша, не зацепив за скакалки.
2. « Ванька-встанька».
Цель игры: – Углубление дыхания; -общефизиологическое воздействие; укрепление мышц ног, связочно-мышечного аппарата стоп.
Ход игры: Игроки расчитываются на первый- второй, становятся в две шеренги лицом друг другу, держась крепко за руку. По первому сигналу ведущего «первые» приседают « под воду»,делают глубокий выдох; выдыхая в неё, а первые резко выпрыгивают « из воды», делая глубокий вдох.
3.«Передал – садись».
Цель игры : развивать ловкость, быстроту движения.
Ход игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3–4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та команда будет считается победительницей.
4.«Стоп».
Цель игры: Учить детей ходить по площадке, выполняя ритмичные шаги в соответствии со словами ведущего, по сигналу «Стоп!» останавливаться, стоять не двигаясь. Развивать умение двигаться по сигналу, равновесие.
Ход игры:
1 вариант: На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия, за которой стоят дети. На другом конце площадки очерчивается круг диаметром 2-3шага – место водящего. Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! стоп!» на эти слова все идут к водящему, делая шаг на каждое слово. На слово «стоп» останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел остановиться и сделал дополнительное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем вновь поворачивается спиной и повторяет слова команды. Дети продолжают движения с того места где остановились первый раз на слово стоп. Те кого отослали на исходную линию начинают движение оттуда. Побеждает тот кто успел встать в круг к водящему он и становится водящим.
2 вариант: Первый, дошедший до водящего раньше слова стоп, дотрагивается до него, все быстро убегают, водящий старается осалить бегущих до черты.
5. «Совушка».
Цель игры: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
Ход игры:
1 вариант: Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
2 вариант: Выбирается две совы. Принимать интересные позы.
6. «Удержись»
Цель игры: тренировка равновесий каординаций движений; воспитание выносливости, решительности.
Ход игры: Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках,
они стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие – сесть, Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой и снова играют « на победителя».
7. «Мы ребята смелые»
Цель игры. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске.
Развивать умение согласовывать движения со словами, ползти друг за другом не толкаясь.
Формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.
Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.
ход игры:. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.
Мы ребята смелые,
Ловкие, умелые.
Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении)
По мостам (по доске)
Влезем на гору высоко (по наклонной доске)
Видно нам с нее далёко.
А потом найдем дорожку
И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).
8.«Щенок»
Цель игры. Воспитывать желание оказывать помощь.
Упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу.
Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке.
Формировать зрительное восприятие предметов окружающей действительности.
Оборудование: гимнастическая стенка, игрушка – собачка.
Ход игры: На забор залез щенок,
А спуститься сам не смог.
Высоты мы не боимся
И помочь ему стремимся.
Воспитатель предлагает детям помочь Щенку спуститься, но для этого надо залезть на гимнастическую стенку. Дети по очереди влезают и дотрагиваются до Щенка, таким образом спасая его.
9.«Зайчата»
Цель игры. Воспитывать умение подчиняться правилам игры.
Развивать быстоту реакции, ловкость, скорость, внимание.
Развивать ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Воспитатель считалкой выбирает одного ребенка, который будет выполнять роль Волка. Остальные дети – Зайчата. Дети идут к логову Волка, произнося:
Мы. Зайчата смелые,
Не боимся волка.
Спит зубастый серый волк
Под высокой елкой. ( волк просыпается и старается поймать зайчат)
Мы, зайчата, не просты:
Разбежались под кусты. (дети бегут за стулья)
10.«Ручеек»
Цель игры . Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
Развивать умение ползать между предметами, пролезать под препятствиями (высота – 50см.), не задевая предметы.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие предметов окружающей действительности.
Ход игры. Дети строятся в колонну и имитируют ручеек и произносят слова:
Ручеек течет, журча,
Камни огибает
Так водичка ключа
В речку попадает.
11«Найди свой цвет»
Цель игры: Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.
Ход игры: Воспитатель делит детей на 4 группы и раздает им флажки разных цветов: желтые, красные, синие и зеленые. Каждая группа уходит на свое специально отведенное место. Затем воспитатель устанавливает по одному флажку тех же цветов, что и у детей, в противоположные углы.
Дается сигнал «идите гулять», после которого дети расходятся по комнате и гуляют. Как только они услышат команду «найди свой цвет» сразу же подбегают каждый к своему флажку, по цвету совпадающему с флажком в их руке. В это время воспитатель внимательно наблюдает какая группа быстрее всех собралась возле соответствующего флажка. Самые первые – это и есть победители.
12. «Охотники и утки»
Цель игры. Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель.
Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Ход игры: Игроки одной команды «охотники» становятся за линией круга,(вокруг озера, а игроки другой команды «утки», располагаются в круге на озере). Охотники стреляют в «уток» (кидают маленькие мячики). Утки перемещаются в пределах круга. Подбитая «утка» покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все «утки» не будут подбиты. После этого команды меняются ролями.
13. «Хитрый лис»
Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Упражнять в лазании по гимнастической стенке. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке.
Оборудование: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.
Ход игры: Дети выполняют движения ,проговаривая слова:
В огороде, во дворе
Курицы гуляли.
Зёрнышки клевали,
Червячка искали.(дети ходят, имитируя движения кур)
Вдруг откуда ни возьмись
Появился хитрый лис.
Куры быстро н насест!
А не то всех вас он съест! (дети бегают и забираются на гимнастическую стенку).
14. «Крокодилы»
Цель игры. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
Развивать умение пролезать в обруч, лазать по наклонной лесенке, действовать в соответствии со словами текста.
Оборудование: веревка, обруч, лесенка.
Ход игры. Дети выполняют упражнения.
Жили в долине Нила
Три больших крокодила.
Звали их так:
Мик, Мок, мак.
Мик ползать любил, как любой крокодил
Любопытный Мок
Пролезал куда мог
А ловкий Мак
По горам бродил
Такой смельчак
Этот был крокодил.
15. «Салют»
Цель игры. Воспитывать самостоятельность.
Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками.
Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Оборудование: мячи по количеству детей.
Ход игры. Детям раздают мячи разных цветов. Воспитатель вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе – праздничный салют!
Источник