Развития у ребенка интереса к чтению литературы

Чойгана Викторовна
Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на тему «Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Ондар Ч. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад №25» г. Кызыла

«Если детство у ребенка не воспитана любовь

к книге, если чтение не стало его духовной

потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа

подростка будет пустой, на свет божий выползает,

как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое»

В. А. Сухомлинский

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, развивает ум, побуждает к самосознанию, воспитывает жизнестойкость.

Проблема чтения сейчас стоит очень остро. Телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни. Исчезла традиция семейного чтения.

Интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются собой эмоциональностью. Чем раньше появляются интерес к чтению, тем глубже формируются читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектом.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

Великим русским педагогом Константин. Дмитриевич. Ушинским воспитание детей рассматривалось в качестве единого, специально организованного процесса по формированию и развитию личности. В этом процессе значимая роль отводилась им чтению. По мысли Константин. Дмитриевич. Ушинского, эффективным является то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому он должным образом подготовлен.

Отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому он бы мог следовать, а также среды, побуждающей естественное развитие тяги к книге и художественному слову. Это обусловливает необходимость планирования и проведения специальной работы, направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества. Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней.

В рассказах дети познают:

• лаконичность и точность слова;

• в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;

• народные сказки раскрывают перед ними- меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

• Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того,

– что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить

Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника развиваются:

• фонематический слух,

• память,

• внимание,

• воображение.

Детскую книгу рассматривают как средство, обеспечивающее умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Детским поэтом И. Токмаковой детская литература называется первоосновой воспитания. Художественная литература воспитывает эстетическое восприятие, формирует нормы нравственного поведения, нравственные чувства и оценки. В воспитании детей значение художественной литературы определяет ее общественная, а также воспитательно-образовательная ролью в жизни всего нашего народа. В детском саду дошкольники знакомятся с самыми лучшими детскими произведениями, и на этой основе происходит решение целого комплекса взаимосвязанных задач эстетического, умственного и нравственного, воспитания. В дошкольном возрасте наиболее заметен процесс развития эстетического восприятия. Осознать, что в художественном произведении отражаются типичные черты явлений, ребенок может уже в пяти – шести лет. Исследователями отмечается такая особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Методику работы с книгой в детском саду раскрывают монографии, методические и учебные пособия исследователей в данной области. Методы ознакомления с художественной литературой могут быть описаны кратко следующим образом.К основным методам относятся: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это передача текста дословно. Не изменяя язык автора, читающий передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на чувства и ум слушателей. Большинство произведений литературы читается по книге. 2. Рассказывание воспитателя. Это передача текста в относительно свободной форме (допускается замена и перестановка слов). Данный метод обеспечивает больше возможности привлечь внимание детей. 3. Инсценирования. Этот метод может рассматриваться как способ вторичного ознакомления с художественными произведениями. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (рассказывание или чтение) определяется жанром произведения и возрастом слушателей.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком.В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Книжный уголок является, необходим элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате – особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, “перечитывает”. Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.

Основная цель занятий и заданий – сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению.Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи: воспитание разностороннего читателя путем знакомства с высокими образцами литературы и расширения читательских интересов дошкольников; воспитание разборчивого читателя путем формирования готовности к рациональному выбору книг; воспитание заинтересованного и вдумчивого читателя путем формирования готовности к полноценному восприятию прочитанного; воспитание творческого читателя, мыслящего критически путем формирования готовности к адекватной оценке прочитанного; воспитание любви и бережливости в отношении к книгам. Рекомендуемый комплекс направлен на развитие интереса к чтению старших дошкольников, предполагает проведение с детьми еженедельных НОД и занятий в форме кружка.Продолжительность одного такого НОД и занятия: не менее 20 и не более 30 минут. Время проведения – после обеда.

В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства для самостоятельной художественно-речевой и театрально- игровой деятельности создана развивающая среда.

Старшие дошкольники приобретают способность действовать мысленно в обстоятельствах, воображаемых ими при восприятии произведения, как бы оказываться на месте героя. Например, как и герои сказки в напряженные драматические моменты дети испытывают чувство страха, чувство удовлетворения, облегчения при победе справедливости.

Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Занятия также важная форма, в которой осуществляется работа с книгой в детском саду. Здесь ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книг, которое у дошкольников характеризуется большой конкретностью и эмоциональностью. Занятия, посвященные знакомству детей с литературным произведением, требуют от воспитателя предварительной подготовки.Условно можно выделить несколько этапов этой подготовки: подготовка воспитателя к чтению художественного произведения; постановка задач чтения в зависимости от характера литературного произведения; отбор методов работы с книгой. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на материале произведений литературы различных жанров. Нужно научить детей слушать стихи, рассказы, сказки, сочувствовать положительным героям, внимательно следить за развитием событий в произведениях. Большое значение имеет привлечение внимания детей к образному языку стихотворений, рассказов и сказок, привлечение дошкольников к повторению отдельных слов, выражений и песенок персонажей, запомнившихся им. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные вопросы, связанные с тематикой произведений – они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. Стоит ли сразу переходить к беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка,и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старикуили: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное – учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше. Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитиеи обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Выводы:

Таким образом, для развития интереса к чтению необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова, О. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественной литературы / О. В. Акулова, Л. М. Гуревич. – М.: Издательство «Детство-Пресс», Сфера, 2012. – 192 с.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

3. Алиева, Т. И.Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. ; под ред. М. Н. Лазутова. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

4. Алиева, Т. Ребенок в мире образа / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С. 68-73.

5. Гербова, В. В. Приобщение детейк художественной литературе: учебное пособие / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

6. Гурович, Л. М.Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. – 3-е изд. – М.: Издательство «ДетствоПресс», 2007 – 128 с.

7. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-39. 59

8. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу [Текст]: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий / О. А. Иванова. – М.: Шк. пресса, 2004. – 80 с.

Источник

Колпакова Наталья
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.

Колпакова Н. Б. воспитатель МБДОУ ДС №390 г. Челябинска

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

Денни Дидро

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

С. Лупан.

Когда мне было 6 лет, я очень хотела побыстрее научиться читать. Родители всегда читали нам с сестрой. Не проходило ни дня без чтения. Но мне всё равно его не хватало. Я мечтала о том, как сама окунусь в волшебный мир литературы,окажусь рядом с героями сказок и рассказов и ни кто не скажет: «На сегодня хватит».

К сожалению, в настоящее время не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к книге. Читающих людей становится всё меньше. В лучшем случае мама почитает малышу перед сном несколько минут. Взрослые всегда заняты или устали. Родительское внимание детям заменяет телевизор и компьютер. Очень жаль, что значение книги, художественной литературы сегодня недооценивается.

«Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная» – может кто-нибудь вспомнит хотя бы первую часть этого высказывания А. С. Пушкина. а вот ещёодно: «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.» Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности).

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки,по которым сняты мультфильмы: «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино», «Вини Пух», «Карлсон», «Приключения Буратино», «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

В последние годы я, как воспитатель, замечаю, что увеличилось количество детей с логопедическими проблемами. А иногда, даже в 3-4 года ребёнок не обладает рекомендуемым программой детского сада словарным запасом и не может высказать то, что хочет. Поэтому необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Я часто говорю с родителями своих воспитанников о пользе чтения. Рекомендую, какие книги и когда можно читать. Стараюсь узнать, чем любит ребёнок заниматься в свободное время дома. Многие родители прислушиваются к советам. На сегодняшний день, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, в нашей группе из 24 воспитанников только пятеро, к сожалению, не проявляют интереса к чтению.

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению:

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

2. Не заставляйте ребёнка учиться читать, не упрекайте, что его сверстники его опережают.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

4. Если ребёнок уже читает, можно читать по очереди (по 1 абзацу, но не на скорость.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя. Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку.Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией,подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения. При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает, что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста, постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева», «12 месяцев», сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке», «Зима в Простоквашино», стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых.

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника-оформителя, придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своёотношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:

– как можно было ответить;

– почему не стоило поступать именно так;

– что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

– каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях.Читайте детям в любое удобное время: в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой.Например:

24 марта-1 апреля – Неделя детской книги;

27 мая – Общероссийский день библиотек;

6 июня – Пушкинский день России;

21 марта – Всемирный день поэзии;

2 апреля – Международный день детской книги.

Научив детей любить книги, вы научите их любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно, логично, выразительно, точно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.

Источник